GeoSELECT.ru



Безопасность жизнедеятельности / Реферат: Лавины (Безопасность жизнедеятельности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Лавины (Безопасность жизнедеятельности)



МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН


АГУ им. Абая



Кафедра: Туризма



Реферат


На тему:
Снежные лавины и туризм



Выполнила:
Студентка 2 МТР
Михайлова А.Н.
Проверил:
Попов В.И.



Алматы 2000 г.
ЛАВИНЫ

"Казалось бы, холод, присущий снегу, должен был сообщить ему оцепенелость
зимы, а белизна – неподвижность савана. Однако это опровергается
стремительным движением лавины. Лавина – это снег, ставший огненной печью.
Она ледяная, но все пожирает." Виктор Гюго

"Сход лавины – незабываемое зрелище. Сначала где-то в вышине раздается
глухой звук, а затем безмолвные горы словно оживают. Со склона вниз,
искрясь миллионами снежинок, устремляется огромное облако снега. Вот оно
достигло дна долины, распласталось по ней, высоко взметнулась снежная пыль,
и все исчезло как в тумане… Через некоторое время снежная пыль улеглась, но
днище долины перекрыли бесформенные груды снега, настолько плотные, что
похожи на куски льда. В них торчат ветки, обломки стволов деревьев, камни".
Как все стихийные силы Земли зрелище красивое и страшное.
Всем тем, кто имеет хоть какое-либо отношение к лавинам, или хотя бы
часто бывает в горах никогда не нужно забывать, что:
Две величайшие в мире "лавинные" катастрофы, произошедшие в нашем
столетии, случились в Перу в долине реки Санта. 10 января 1962г. на вершине
Уаскарана обломился огромный снежный карниз шириной около 1 км и толщиной
более 30 м. Это случилось вечером – на многие километры разнесся глухой
гул, потрясший ущелья. "Масса снега и льда объемом примерно 3 млн. м3
ринулась вниз со скоростью 150 км/ч, увлекая за собой каменные глыбы,
песок, щебень. Огромный вал молниеносно разрастался, и уже спустя минуты по
крутой долине двигалась масса объемом не менее 10 млн. м3, сокрушая все на
своем пути. Через 7 минут лавина достигла городка Ранаирка и смела его с
лица Земли. Лишь через 16 км, спустившись на 4 км и распластавшись по
широкой долине на 1,5 км, она остановилась, запрудив реку".(1) Урон от
Уаскаранской лавины был огромен: погибло около 4 тыс. человек и до 10 тыс.
домашних животных.
Через 8 лет подобное событие повторилось, но только в еще больших
размерах. 31 мая 1970г. Кордильере Бланка, где находится вершина Уаскаран,
произошло сильное землетрясение, сорвавшее со склонов не менее 5 млн. м3
снега и льда. По дороге лавина отколола значительную часть нижележащего
ледника и понеслась, сдирая мощный слой рыхлой породы и унося громадные
камни. По дороге лавина спустила небольшое озеро, что придало всей массе
еще большую силу. По долине со скоростью 320 км/ч неслось гигантское
количество снега, льда и горной породы – 50 млн. м3! Лавина преодолела
препятствие высотой 140 м, вновь разрушала заново отстроенный поселок
Ранаирка и город Юнгай, который в 1963 г. спас невысокий холм. Масса
снега, воды и камней прошла почти 17 км. Последствия были ужасны: из 20
тыс. жителей в живых остались лишь несколько сот человек. Такие страшные
лавины случаются редко, но лавины обычных размеров – это грозная стихия
гор.
Древнегерманское слово "лафина" произошло от латинского "лабина",
то есть скольжение, оползень. Епископ Исидор из Севильи (570-636 год н.
э.) упоминал "лабины" и "лавины" - это первый литературный источник. В
фольклоре лавины называют "белая смерть", "белые драконы", "белые
невесты" и так далее.
"Лавины заинтересовали человека лишь тогда, когда стали ему мешать,
то есть тогда, когда человек начал обживать горы. Одновременно и лавины
заинтересовались человеком – так называемым нездоровым интересом.
Возникнув в тот период, когда Земля выдавила из себя горные
хребты, а с неба пошел первый снег, лавины миллионами лет привыкали
к уединению и посему в штыки встретили его нарушителей: чего иного
ждать от мирно спавшего в берлоге медведя, которого люди разбудили
свистом и улюлюканьем? " (5)
Сведения о снежных лавинах дошли из глубины веков. В 218 г. до н.э.
они причинили немало бед войскам карфагенского полководца Ганнибала,
переходившего Альпы. Тогда под лавинами погибло множество людей и животных
– каждый пятый пеший воин (60 тыс. человек), каждый второй всадник (6
тыс.), и36 слонов из37, участвовавших в этом переходе.
Кроме того известна история перехода через Альпы армии Суворова в
1799г. И здесь лавины затруднили действие армии на опасном Сент-Готардском
перевале.
Во время первой мировой войны, когда Альпы были в сфере военных
действий, под лавинами погибло около 60 тыс. человек – больше, чем в
результате военных действий. Только за один "черный четверг" 16 декабря
1916г. лавинами засыпало более 6 тыс. солдат.
Потери мирного времени неизмеримо меньше, но и они ощутимы.
В наше время особенно страдают от лавин Альпы, "заселенные людьми,
как ульи пчелами" (5) С начала текущего столетия по 1970г. в Швейцарских
Альпах от лавин погибло 1244 человека. Всего в Альпах насчитывается 20
тыс. участков схода лавин, из них более 10 тыс. мест постоянного схода, и 3
тыс. из них угрожают населенным пунктам, дорогам, линиям электропередач и
связи.
У нас, к счастью, таких ситуаций пока нет, и люди могут встречаться с
лавинами только в том случае, если проводят отдых в горах. Но, несмотря на
это за 20-30 годы в горах Заилийского Алатау погибло 50 человек.


ТИПЫ ЛАВИН

Свежевыпавший снег кажется нам легким, как пух, но его кубометр весит
50-60 кг. Кубометр слежавшегося снега весит уже 300-400 кг. Весной снежный
покров насыщается водой и тот же кубометр становиться тяжелее еще почти в
два раза. При падении лавины больших размеров, например, объемом в 100
тысяч кубометров, ее вес может достигать 70 тыс. тонн. При остановке лавины
снег настолько спрессовывается, что с ним, очень часто, не сразу может
справиться даже мощный бульдозер.
Выделяют 3 основных типа лавин: осовы, лотковые и прыгающие.
Осов – снежный оползень. У него нет определенного канала схода. Часто
снежный склон протяженностью в сотни метров отрывается и скользит вниз.
Лотковые лавины – несут снег по строго определенному руслу, безлесым
углублениям в склонах, лоткам.
Прыгающие лавины – свободно падают на дно долины через отвесные
участки скал или льда.
На северном склоне Заилийского Алатау преобладают лотковые лавины
(80). Осовы и прыгающие лавины наблюдаются гораздо реже, соответственно 18%
и 2%.


ПРИЗНАКИ ЛАВИННОЙ ОПАСНОСТИ

Всем посещающим горы необходимо заполнить основные признаки лавинной
опасности в любом горном районе:
1. Высота старого снега: Старый снег заполняет все неровности грунта,
пригибает кустарник, образуя гладкую ровную поверхность, по которой
соскальзывает лавина. В среднем для Заилийского Алатау величина такого
«подстилающего» слоя колеблется в пределах 30-50 см. Основное правило, –
чем больше высота старого снега, тем вероятней сход лавины.
2. Состояние подстилающей поверхности. Общеизвестное задерживающее действие
густого кустарника, горного леса, крупно-глыбовой осыпи. Мелкая осыпь
способствует разрыхлению нижних слоев снега и его сцеплению с грунтом. Но
на поверхности ледников создаются исключительно благоприятные условия для
отрыва лавин. Если поверхность стала шероховатой под действием ветра,
заструги удерживают новый снег на склонах и уменьшают возможность
лавинообразования. После оттепели же на старом снегу же появляется тонкая
ледяная корка, с которой, как правило, вновь выпавший снег имеет очень
слабое сцепление.
3. Высота свежевыпавшего снега, то есть его прирос за снегопад, в размере
25-30 см., в Заилийском Алатау в 100% случаев приводит к сходу лавин
4. Вид свежевыпавшего снега.
5. Интенсивность снегопадов определяется количеством снега, выпавшего в
единицу времени. Прирост около 50 см. снега в течение 10-12 часов
приводит к сходу лавин.
6. Оседание снега ведет к стабилизации снежного покрова. Скорость этого
процесса при 0 градусов является наибольшей.
7. Ветер со скоростью 7 – 8 метров в секунду является основной причиной
образования лавин из снежных «досок».
8. Температура воздуха. В Заилийском Алатау в холодный период года
температура снежного покрова устойчиво остается отрицательной, но в марте
сильная солнечная радиация растапливает верхние слои снега. Талая вода
быстро проникает внутрь снежной толщи и нагревает ее до точки таяния.
Прочность снежного покрова в результате этого быстро уменьшается. Таким
образом, свободная вода в снежном покрове играет роль «смазки», облегчая
сход лавины из мокрого снега. Особенно быстро снежный покров насыщается
водой в туманные или облачные дни
Также причиной схода лавин могут стать: животные, громкий звук или
выстрел и человек.


ПРАВИЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ И ОСВОЕНИИ ГОР
Прежде чем лавина нанесла удар!
1. Отправляясь в горы, необходимо ознакомиться с картами лавинных
опасностей и проконсультироваться со специалистами.
2. После обильных снегопадов следует на 2 – 3 дня отложить выходы в горы,
выждав, пока сойдут лавины, или осядет снег. При объявлении лавинной
опасности надо вообще воздержаться от походов в горы.
3. Если вы все же очутились в горах, то ни в коем случаи не выходите на
крутые снеженные склоны, а передвигайтесь только по дорогам и нахоженным
тропам на дне долин и по гребням.
4. Нельзя выходить на снежные карнизы, пересекать склоны поперек или
двигаться по ним зигзагом. В крайнем случае, спускайтесь по склону по
линии падения воды – «в лоб». Немедленно возвращайтесь в безопасное
место, если ощутите, что снежный пласт под вашими ногами проседает, и
услышите характерный шипящий звук.
5. Если необходимо пересечь крутой заснеженный склон, надо:
o Проверить устойчивость снежного покрова. Выйдя на край склона со
страховкой,
o Выставить наблюдателя за верхней частью склона,
o Застегнуть одежду, распустить лавинные шнуры, вынуть кисти рук из
темляков лыжных палок, ослабить ремни рюкзаков,
o Пересекать склон строго по одному след в след.
6. При организации ночлега необходимо учитывать возможность схода лавин с
обоих бортов долины. Нельзя останавливаться в лавиноопасных местах.

В случае схода лавин!
1. Если Вы попали в лавину, немедленно освободитесь от рюкзака, лыж, палок,
ледоруба, так как они способствуют затягиванию в снежный поток и
сковывают Ваши действия.
2. Энергичными движениями попытайтесь выбраться к краю лавины, постарайтесь
остаться на поверхности или зацепиться за дерево. Куст, выступ скал.
3. Если выбраться из лавины не удалось. Прикройте шапкой или шарфом рот и
нос, чтобы не задохнуться снежной пылью. Сгруппируйте тело, подтяните
колени к животу, движениями головы постарайтесь создать перед лицом
свободное пространство.
4. Сразу после остановки лавины определите направление вверх-вниз (слюна
изо рта течет вниз) и попытайтесь выбраться из лавины сами или
протолкнуть на поверхность руку, чтобы Вас скорее заметили.
5. Кричать, находясь под снегом, бесполезно, так как звук из-под снега
распространяется очень слабо. Подавайте сигналы только, если услышите
шаги спасателей.
6. Сохраняйте спокойствие. Боритесь со сном. По возможности шевелитесь,
чтобы не замерзнуть. Главное не потерять самообладание и надеяться на
помощь.



Если Ваш спутник попал в лавину!
1. Постарайтесь проследить путь его движения в лавине. После ее остановки,
если нет опасности повторного схода лавин, начинайте искать товарища вниз
от того места, где Вы видели его в последний раз. Как правило,
пострадавший лежит между точкой исчезновнения и местом нахождения самых
легких предметов его снаряжения.
2. Обнаружив пострадавшего, в первую очередь освободите от снега его Голову
и грудную клетку, очистите дыхательные пути, а за тем окажите ему первую
до врачебную медицинскую помощь.
3. Если в течении полу часа своими силами найти пострадавшего не удалось,
необходимо вызвать сосательный отряд.
Наиболее лопастными у нас являются зимние тур маршруты в бассейне
Малой Алматинке, в Бредем Талгаре, во всей высокогорной зоне Заилийского
Алатау. Исключительно лавиноопасной зоны для туристских мероприятий
является Западный Алтай и отдельные районные в Джунгарском Алатау.
В случае необходимости в совершении зимних походов следует
проконсультироваться в Институте Географии и в лавинной службе
Казгидромета.
В заключении хочется привести два рассказа знаменитых лавинщиков М.
Отуотера и М.Здарского, которые сами побывали в лавине, оставшись после
этого в живых.
М. Отуотер, американский лавинщик: "… Это была лавина из мягкой
снежной доски, и, следовательно, весь склон стал неустойчивым. Я оказался
щепкой, плывущей в потоке снега… Я погрузился по колено в кипящий снег,
затем по пояс, затем по шею…
Очень быстро и внезапно меня дважды перекувыркнуло вперед, как пару
брюк в барабане для чистки одежды… Лавина сняла с меня лыжи и тем самым
сохранила мне жизнь, отказавшись от рычага, с помощью которого она могла бы
скрутить меня…
Весь этот путь я проделал под снегом.…Вместо сияния солнца и снега,
которые никогда не бывают такими яркими, как сразу после снегопада, в
лавине была полнейшая тьма – пенящаяся, скручивающая, и в ней со мной как
бы боролись миллионы рук. Я начал терять сознание, темнота приходила
изнутри.
Внезапно я снова оказался на поверхности, в лучах солнца. Выплюнув
снежный кляп изо рта и сделав глубокий вдох, я подумал: "!Так вот почему у
погибших в лавине рот всегда бывает забит снегом"! Вы боретесь как дьявол,
ваш рот широко открыт, чтобы захватить побольше воздуха, а лавина набивает
его снегом.
Когда меня в следующий раз выбросило на поверхность, я успел сделать
два вдоха. И так было несколько раз: наверх, сделать вдох и плыть к берегу
– и вниз, под снег, закручиваясь в шар. Казалось, это тянулось долго, и я
опять начал терять сознание. Затем я почувствовал, что снежный водопад
замедляется и становится более плотным. Инстинктивно или в последнем
проблеске сознания я сделал отчаянное усилие, и лавина выплюнула меня на
поверхность, как вишневую косточку".
Матиас Здарский, однажды попал в лавину. Вот описание, которое он
оставил: "В этот момент... послышался грохот лавины; громко крикнув
своим спутникам, укрывшимся под скалистой стеной: "Лавина! Оставайтесь
там!" - я побежал к краю лавинного лога, но не успел сделать и трех
прыжков, как что-то закрыло солнце: словно гигантская праща, около 60-
100 метров в поперечнике, на меня опускалось с западной стены
пятнистое черно-белое чудовище. Меня потащило в бездну... Мне казалось,
что я лишен рук и ног, словно мифическая русалка; наконец, я почувствовал
сильный удар в поясницу. Снег давил на меня все сильнее и сильнее, рот
был забит льдом, глаза, казалось, выходили из орбит, кровь грозила
брызнуть из пор. Было такое ощущение, что из меня вытягивают
внутренности, словно лавинный шнур. Только одно желание испытывал я -
скорее отправиться в лучший мир. Но лавина замедлила свой бег, давление
продолжало увеличиваться, мои ребра трещали, шею свернуло набок, и я уже
подумал: "Все кончено!" Но на мою лавину вдруг упала другая и разбила ее
на части. С отчетливым "Черт с тобой!" лавина выплюнула меня".
У Здарского было восемьдесят переломов - и он не только выжил, но
и через одиннадцать лет снова стал на лыжи!




Реферат на тему: Лекции по БЖД


Лекция № 1

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей
среды.
История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.
Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.
Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье
человека.
Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.
Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии;
описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между
характером труда и здоровьем человека.
Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.
Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа обусловиях
движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).Петров – изобретатель
батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от
электрического тока; изобрёл изоляцию.
В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и
др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин
“техника безопасности”.
Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает
восьмичасовой рабочий день.
Эрисман: “Руководство по гигиене”.
В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы
“Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания
единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель –
выработка общих правил, закономерностей безопасности.
Основные термины и определения.
Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые
явления) или опасные вещества.
Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе
“Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду
обитания.
Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения
безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях
жизненного цикла.
Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в
определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.
Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая
среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.
Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.
Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при
функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с
заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием
опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а
ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает
допустимого.
Признаки опасности.
1. Угроза для жизни.
2. Возможность понесения ущерба здоровью.
3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.
1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. окружающая среда;
3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с
окружающей средой.
В БЖД существуют 2 понятия:
1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);
2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

1. ориентирующая (общее направление поиска);
2. организующая (организация рабочего дня);
3. управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);
4. технический (направлен на реализацию защитных средств технических
устройств).
К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора,
принцип нормирования, системный подход.
К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных
связей и другие.
К организационным - принцип рациональной организации труда,
зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания
людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани
допустимого).
К техническим – принципы, которые предполагают использование
конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты
количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип
защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие
увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения,
экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в
системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).
Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Методы обеспечения БЖД:
1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными
веществами, испытание авиа. двигателей);
2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных
воздействий, привести её характеристики до возможных);
3. В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с
характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный
отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами
защиты);
4. Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.
Средства обеспечения БЖД:
1. средства коллективной защиты (СКЗ);
2. средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от
которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры,
противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и
т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления
для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия,
способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты
деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к
длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания,
т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных
воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не
превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного
воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не
превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного
воздействия.
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается
соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим
система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты
(экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических
процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля
режима работы.
9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств
реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик
оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении
оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Этапы решения конкретных задач безопасности:
1. идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной
деятельности;
2. разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных
опасностей;
3. разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.
Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.
Опасности:
- по происхождению:
1. природные,
2. техногенные,
3. экологические,
4. смешанные;
- по времени проявления:
1. импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током
),
2. кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности
повышенного радиоактивного воздействия);
- по локализации:
1. литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);
2. гидросферные;
3. атмосферные (озоновые дыры);
4. космические (солнечные циклы).

Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой среды.
Опасный фактор – производственный фактор, воздействие которого на
работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению
здоровья (эл. Ток, ионизирующие излучения и т.д.).
Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в
определенных условиях приводит к заболеванию или снижению
работоспособности.
Факторы:
- в зависимости от характера воздействия:
1. активные (сами носители энергии);
2. активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр., угол
стола – человек может об него удариться);
3. пассивные (действуют опосредствованно, напр., коррозия металлов,
старение материалов).
- в зависимости от энергии, которой обладают факторы:
1. физические (излучения, шумы);
2. химические;
3. биологические (хищники, паразиты);
4. психофизиологические.
Понятие “риск”. Определение риска.
Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению
к их возможному числу: [pic]
Факторы риска. Классификация риска.
Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо
процессе или явлении.
Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но
увеличивающий вероятность её возникновения.
Объект риска - то, что подвергается риску.
Различают след виды рисков:
1. индивидуальный,
2. технический,
3. экологический,
4. социальный,
5. экономический,
6. другие.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для
отдельного индивидуума.
Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек.
Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.
Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50
тыс./200 тыс.=2.5*10-4.
Приемлимый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово
умереть. За рубежем он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов,
для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8).
Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой
реализации опасности и числом жертв.
Социально-приемлимый риск – тот уровень социального риска, с которым
общество готово умереть.

ТЕМА: Человек как элемент среды обитания.
Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система
“Человек-Среда обитания”(Ч-СО).
Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-
Окружающая среда”(Ч-ОС).
Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);
- “Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.
Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек
играет троякую роль:
1. объект защиты,
2. объект обеспечения безопасности,
3. источник опасности.
Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по
вине человека.
Система защиты. Человек как биологическое существо.
Выделим основные системы защиты:
1. системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка),
2. иммунная система,
3. система обеспечения постоянства внутренней среды организма
(гомеостаз(ис))
1. система терморегуляции,
2. система регуляции частоты сердечных сокращений,
3. - - кровяного давления.
Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики
человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно:
1. снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности),
2. развитие заболеваний,
3. травматизм,
4. смерть.
Нервная система человека. Анализатор.

Головной мозг спинной мозг


Центральная
Периферийная



Нервная система

Соматическая
Вегетативная
-связь с внешним миром, - внутр.
cреда:
-обеспечение движения человека обмен веществ,

кровообращение,

выделения,

размножение.



Симпатическая
Парасимпатическая

- повышение давления,
- противоположные

процессы
- повышение ЧСС(частоты серд.
сокращений) и т.п.
Нервная система обеспечивает гомеостаз. Нервная система функционирует
посредством анализаторов.
Классификация анализаторов:
1. экстероцептивные (воспринимает информацию извне),
1. зрительный,
2. слуховой,
3. осязательный (такильный),
4. вкусовой,
5. болевой,
2. интероцептивные (воспринимает информацию изнутри).

Структура и принцип действия анализатора.



Нервные пути: центростремительные


Проводковая часть анализатора


Эффекторные пути


Нервные пути : центробежные


Центральная часть
анализатора
Периферическая часть анализатора



Рефлекторная дуга анализатора



Характеристики работы анализаторов.
1. все анализаторы специализированы (искл., болевой),
2. все анализаторы характеризуются пороговыми значениями.
Различают:
1. нижний абсолютный порог чувствительности,
2. верхний абсолютный порог ощущений.
Нижний порог – минимальная сила раздражителя, при которой возникают
ощущения.
Верхний порог – максимальная сила раздражителя, при которой ещё
возникают ощущения (болевой порог).
Дифференциальный порог ([pic]) – минимальное различие интенсивностей двух
однотипных раздражителей, при котором возможно распознание по разнице в
ощущениях.
Если [pic]=
10 человек – создается комиссия на паритетной основе (входят представители
работодателей и работников) ; если > 100 человенк – вводится должность
человека по охране труда; > 1000 человек – служба по охране труда )
Важнейшей статьей этой главы является статья "права и обязанности сторон
участвующих в трудовом пороцессе" ( 10 статья) :
Описываются права работника (работник имеет право на рабочее место,
свободное от воздействия опасных и вредных факторов; на информацию о
состоянии условий его труда; на обеспечение СИЗ за счет средст
работодателя; на прведение инспектирования условий труда на рабочем месте
соответствующими службами госсударственного и общественного контроля )
Существует положени о отестации рабочего места "по условиям труда" .
Работник имеет право на отказ о работы в опасных условиях; на обучение
безопасным методам работы; на переподготовку за счет средств работодаителя
в случае закрытия предприятия, ликвидации места вследствие нарушения
законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения
безопасности труда.
Работник обязан:
- соблюдать правила и нормы;
- выполнять медецинские рекомендации;
- извещать руководителя (непосредственно) о возникновении опасной
ситуации;
- немедленно сообщать о несчастном случае на рабочвем месте;
Работодатель обязан:
- имеет право выступать с предложением об изменении стандата;
- на проведение инспекции при расследовании несчастного случая службми
государственного надзора и контроля;
Обязанности работодателя (соотносятся с правами работника)
- обеспечить рабочие еста, находящиеся под его контролем, безопасным
для здоровья и жизни людец состоянием;
- осуществлять за счет предприятия медицинское обследование
работников;
- проводить инструктаж о безопасности, а также:
- проводить в установленные сроки ттестацию рабочих мест по условиям
труда;

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям
труда.
(является приложением к постановлению Мин-ва труда и соц-го развития РФ,
от 14.03.1997)
Аттестации подлежат все
имеющиеся в организации
рабочего места.
Нормативная основа проведения аттестции рабочих мест:
1) гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности
и опасности, утвержденные Госсанэпидемндзором РФ
2) система стандартов безопасности труда (ССБТ) ГОСТ 12.0.001.-79 (общие
положения, определения)
12.1 – ГОСТ на опасные и вредные факторы
003 – позиции и группы
12.2 - ГОСТ безопсности оборудовния
12.3 – безопасность технологических процессов;
12.4 – требования к коллективным и индивидуальным средствам защиты
3) санитарные правила и нормы
Проведение аттестации начинается с составления перечня всех рабочих
мест, подлежащих аттестации. Издается приказ руководителем предприятия о
проведении аттестации.
Изд-ся приказ руковоителем предприятия о проведения ттестции в
соответсвии с которым создается аттестационная комисия; в ее состав
рекомендуется включить представителей охрны труда, служб оплаты труда и
зарплаты, главных специалистов, руководителей подразделений, мед.
работников, представителей провсоюзных момитетов ( не реже 1 раза в 5 лет)
По результатам аттестации возможны 3 решения :
1. рабочее место соответствует требованиям безопасности и гиеены.
2. рабочее место подлежит рационализации
3. решение о закрытии рабочего места (ликвидация рабочего места, как не
соответствующего требования безопасности)



-----------------------
рецептор

Участок коры головного мозга, обслуживающий соотв. рецептор

f (частота)

( (длина волны)

50Гц

60кГц

Низкие
частоты

средние
частоты

высокие
частоты

300МГц

Сверхвысокие частоты

дцм

см

мм

300ГГц

ИКИ

Оптический диапазон

УФИ

Рентгеновское
излучение

Гамма-
излучение

Ионизирующее излучение

Е

Н

J [Вт/м2]

Cхема 2

Схема 3

Ru

I

II

III

[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Театр эпохи Возрождения (Культурология)


Реферат: Педагогика в начальных классах (Педагогика)


Реферат: Учет очереди на получение квартир по организациям (база данных) (Компьютеры)


Реферат: Импрессионизм, Клод Моне (Культурология)


Реферат: Понятие судебной системы РФ (Государство и право)


Реферат: Власть как общественное явление (Политология)


Реферат: Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения (Технология)


Реферат: Развитие авиации (Авиация)


Реферат: OLE VFP (Программирование)


Реферат: Управленческие решения (Управление)


Реферат: Радиация и радиационная обстановка в Ростовской области (Биология)


Реферат: Особенности безгаражного хранения (Транспорт)


Реферат: Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ (История)


Реферат: АНАЛИЗ СФЕРИЧЕСКОГО ПЬЕЗОКЕРАМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ (Радиоэлектроника)


Реферат: Использование художественной литературы на уроках истории (Педагогика)


Реферат: Основы экологического права (Экологическое право)


Реферат: Билеты по предмету ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ за 1-ый семестр 2001 года (Право)


Реферат: Ртутно-цинковые элементы (Химия)


Реферат: Обитель на реке Лух (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист