GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Философия Древнего Китая (Даосизм) (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Философия Древнего Китая (Даосизм) (Философия)




Китай – страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине
второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в который обращали
захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в меньшей степени в
земледелии, а также в домашнем хозяйстве и строительстве.
История всех философий древности свидетельствует о том, что
мифологические воззрения родового общества оказали влияние на процесс
становления основ научных знаний. Философия зарождалась в недрах
мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением
в этом отношении и история древнекитайской философии.



ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ.
В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые
явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль
предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими
сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и
общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на
землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел,
применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и
промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого
государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными
царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период
характеризуется расцветом культуры и философии. Наследственная
рабовладельческо-родовая знать по-прежнему цеплялась за религиозные идеи
«неба», «судьбы», правда, несколько видоизменяя их применительно к
особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в
оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против
веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной
смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти
«идеальный закон» управления страной, выработать новые правила
взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить
место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения
человека с природой, государством и другими людьми.
Подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на
период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской
философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-
социальной мысли, как «Дао де цзин», «Лунь-юй», «Мо цзы» и другие. Именно в
этот период происходит формирование китайской философской школы – даосизма,
которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие
китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те
понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей
последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой
ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в
многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и
«Сражающихся царств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к
четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае
своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко
выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии
политической практике.
Философы, первооснователи и распространители разных школ,
странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный
общественный строй, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это
привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными
классами и социальными группами населения в обществе, заняли господствующее
место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни
общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными
социальными группами,- вот что преимущественно интересовало философов
Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связана с
тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за
небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии,
т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материалам
естествознания.
Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила
ее предмет. Обособленность древней китайской философии от естествознания и
неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того,
что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства
китайский философских школ метод логического анализа остался фактически
неизвестным.



ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
В «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.)
приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там
названо шесть школ: «сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа
служилых людей» - жуцзя (конфуцианцы), «школа моистов», «школа листов» -
минцзя, «школа законников» (легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о
дао и дэ – даосистов.
Но при всей разнородности школ их сводят к двум основным течениям –
даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАО.
У китайской философии общее происхождение, единый корень – культура
Дао, которую различно реставрировали с разных мировоззренческих позиций. В
социальном и теоретическом срезах ее становление включает два периода:
родовой и переходный от рода к государству. На этапе родового строя Дао
рассматривается как живой символ и живая органическая культура. Древние
философские представления раскрывают рождение Дао в космической пустоте
(сюй). Под влиянием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум
заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом лгненно-светлом
спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо), которое и несет в
себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность.
Собственное вращение эмбриона Дао дает ему расширение и дифференциацию. Он
делится на пять элементов в виде креста по горизонтали: один элемент в
центре, четыре по сторонам света. Пять элементов располагаются и по
вертикали, находясь один над другим и образуя вертикальный столб. Элементы
горизонтали и вертикали – зеркальные аналоги друг друга.
Вращаясь в круговой связи, элементы горизонтального креста попеременно
заходят в центр, а части вертикального столба пронзают центр и двигаются
туда-сюда. Зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один
бинарный элемент. Полный цикл сопряжения сплетает 25-частную спираль Дао.
Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-
космический ритм инь («женское» начало), а вертикального – ян («мужское»).
Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый
ритм цзы («детские» элементы). Функции энергетических движителей спирали
выполняют две зеркальные триады (по вертикали и горизонтали) инь-цзы-ян.
Спираль Дао разделяет телесно-духовно-идеальную сущность эмбриона Дао и
создает Космос: телесная темная сущность образует Землю, идеальная легкая и
светлая поднимается и образует из светящихся облаков, солнца, луны, звезд и
созвездий Небо. Духовная сущность веет невидимым ветром посередине. Тео-зоо-
антропоморфная сущность разграничивается таким образом: первопредок – Бог
помещается на Небе, человек – в центре, вещи – на Земле. В сферическом
объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы одной
свободно превращаются в элементы двух других. Нескончаемая жизненность Дао
обеспечивается ритмами инь-ян, космический танец выражает сторону поведения
(у), песнопения – словесно-смысловую (гэ). Пять цветов и пять тонов
сферического организма-космоса Дао дает ему возможность петь и танцевать в
ритмах собственной природы. Телесная, духовная и идеальная сущности спирали
Дао скрывают смысловые узоры, которые человек использует в качестве
иероглифических знаков для обозначения ее элементов. Например,
горизонтальный пятичастотный крест представляет собой:



|Пять физических |Пять духовных элементов |Пять идеально-числовых |
|элементов | |элементов |
|Огонь |И (Долг) |7/2 |
|Дерево-Земля-Металл |Ли-Дэ-Синь |8/3-5/10-4/9 |
| |(Ритуал) | |
| |(Добродетель) | |
| |(Доверие) | |
|Вода |Жэнь |1/6 |
| |(Человеколюбие) | |



Линейное воспроизведение связи элементов пяти горизонтальных витков и
пяти вертикальных столбов представляет графическую формулу генетического
кода спирали культуры Дао, которая и является ключом к дешифровке сфер
китайской культуры, основывающейся на Дао.
Техническое производство деформирует гармоничную спираль Дао,
выбивает центральный элемент, не его месте образуется пустота. Естественный
поток генерации распадается, телесная, духовная и идеальная сущность
расслаиваются, дезинтегрируется единство первопредка-бога, человека и вещи.
Вверженный в хаос космос Дао умиротворяется мудрой личностью, занимающей
место пустого центра сферы Дао и пытающейся воссоздать былую гармонию. Так
рождается первая философия: онтология – введение телесных
противоположностей в непротиворечивое тождество, психология – духовных
противоположностей, гносеология – идеальных. Направленность нпа человека,
первопредка-бога и вещь дают еще антропологию, теологию, космологию. Вот
почему древнекитайские философы называются цзы, поскольку занимают центр в
спиральной системе Дао (Лаоцзы, Кунцзы и т.д.). Философствование принимает
ценностную направленность – на гармонию вертикальной составляющей спирали и
космоса Дао: все ценности символически сосредоточены на Небе, откуда они
работой философскиги сознания смещаются на Землю. Космос Дао становится
Поднебесной. Философ как бы является проводником идеальных ценностей сверху
вниз и материальных запросов людей снизу вверх. Человек получает свою
духовную определенность, и его философско-реставрационная деятельность
заполняется антропологическим содержанием, начинаясь с духовной
проблематики.
Философ-мудрец сводит в тождество противоположности инь и ян,
разводит их на вертикальную и горизонтальную составляющие спирали Дао,
раскрывая их живую диалектику. Однако сам мудрец оказывается двойственным
(ставленник естественности и искусственности): род умирает, а цивилизация
зарождается; противоборство порождает хаос войны. Мудрец, пользуясь
коллективной мантикой как способом умиротворения, сочетающей принципы
родовой и государственной регуляции обществом, выполняет свои задачи.
Исходные основания такой мантики зафиксированы в «Книге Перемен». Они как
бы выводится из архетипических глубин Дао на поверхность сознания и
фиксируются в графической символике.
Философский даосизм, начиная с Лаоцзы, обращен на родовое прошлое, в
котором и усматривает природно-социальный идеал. Совершенномудрый человек
умозрительно считывает (видение) в архетипе Дао естественные принципы жизни
и передает их в человеческую Поднебесную. Лаоцзы оценивает настоящее как
хаос, причина которого – в нарушении естественного космогенеза. Его задача
вывести Поднебесную из границ цивилизации (хаоса) через принципы,
вытекающие из естественности, снимая атрибуты цивилизации с общества:
недеяние, неслужение, неучение, неименование, ненасилие, и т.д. Нужно
восстановить человеку телесную, духовную и идеальную триады инь-ян, что
возвратит каждого к эмбриональным истокам естества. В этом ракурсе Лаоцзы
учит, рассуждая о генезисе и структуре Дао, вещах, человеке, государстве,
правителе, критикует конфуцианство. Его последователи детализируют,
развивают исходные положения с изменением стиля и критической
направленности по отношению к конфуцианству, включая в учение дофилософскую
мифологию и данные древних наук.



НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО.
Одно из важнейших мест в борьбе идей в течение VI-I вв. до н.э.
занимает вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. В это
время понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и
понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы
синонимом естественного мира, «природы», окружающего мира в целом. Все свои
помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, по их
представлениям, от неба (верховный владыка) зависели и личная жизнь, и дела
государства, и все природные явления.
В IV-III вв. до н.э. материалистические тенденции в понимании неба и
природы развивали представители даосизма. Само небо в книге «Дао дэ цзин»
рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо
образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. «Безымянное
есть начало неба и земли»,-говорится в «Дао дэ цзин» (§ 1). «Небо и земля
не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить
собственной жизнью» (§ 5). В «Дао дэ цзин» вслед за Ян Нжу отвергаются
прежние представления одухотворяющие, очеловечивавшие небо и наделявшие его
«гуманностью», стремлением к справедливости и т.д. Само небо и его
выражение – «небесная судьба», «воля неба» - отвергаются даосистами.
Изменения в мире происходят согласно принципам естественности, выражающими
в дао и материализующимися в дэ. Сторонники учения о дао подчиняются ныне
дао. Сторонники учения о дао утверждали: «Человек следует [законам] земли.
Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует
самому себе (§ 25). «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О
глубочайшее! Оно кажется праотцем всех вещей» (§ 4). «Содержание великого
дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно.
Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и
неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно
глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы.
Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью (§
21). Дао выступает и как непознавательный абсолют, и как закон, и как
первопричина, которая конкретизируется и материализуется в дэ.
Взгляды даосистов, соединивших в одну систему все элементы объяснения
мифа и развития природы, ранее выдвигавшиеся различными философами, явились
серьезным прогрессом в становлении материалистического взгляда на природу в
Древнем Китае. Идеи, изложенные в «Дао дэ цзин», стали в дальнейшем
исходным пунктом, с одной стороны, субъективно-идеалистического толкования
Чжуан-цзы (около 369-286 гг. до н.э.), усилившего мистические элементы в
даосизме, а с другой – материалистических взглядов поздних моистов и
легистов.
Чжуан-цзы утверждал, что «состояние Вселенной неуловимо, а ее
изменения бесконечны». Он четко изложил даосистский взгляд о круговороте в
природе. «От единого начала происходят вещи, которые сменяют друг друга в
самых различных формах. Их начало и конец вертятся как колесо, и нельзя
установить, где они находятся». В отличие от Лао-цзы, отбросившего
одухотворение природы, Чжуан-цзы делает шаг назад, привнося в космологию
элементы мистицизма. Дао у Чжуан-цзы присущи «стремления и искренность».
«Оно одухотворило духов и верховного владыку неба, оно породило небо и
землю». Развивая взгляды Лао-цзы, Чжуан-цзы отрицает могущество неба,
приравнивает человека небу и даже отождествляет их: то, что называю небом,
есть человек, а то, что называю человеком, есть небо. И далее: «Небо и
человек не превосходят друг друга». Чжуан-цзы заимствовал идею Ян Чжу,
который отождествлял судьбу с фатальной необходимостью, вытекающей из
естественного хода развития мира, который нельзя предотвратить.
«Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить».
Противоречивое сочетание элементов фатализма и абсолютного релятивизма во
взглядах Чжуан-цзы слышатся отголоски и традиционных идей о небе, заметное
влияние конфуцианских мотивов о предопределенности всего сущего небесной
судьбой. «Смерть и жизнь – это [неизбежная] судьба. Они так же естественны,
как естественна постоянная [смена] ночи и дня. Человек не может постичь
небесную судьбу, заключает Чжуан-цзы. Материалистические идеи даосизма на
небо и природу были во многом восприняты Сюнь-цзы (около 298-238 гг. до
н.э.). Движение в природе, по Сюнь-цзы, происходит естественно. Согласно
дао, это движение «обладает постоянством», совершается независимо от воли
людей. «Первоначально небо и земля были такими же, как в наши дни». «То,
что происходило тысячу лет назад, непременно возвращается». «Небо имеет
определенные законы». Если следовать дао и не допускать произвола, то небо
не может повлечь бедствия, утверждает Сюнь-цзы.



ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.
Социальные этические проблемы были главенствующими в философских
размышлениях китайцев. Одно из главных мест в социально-политических и
этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимает проблема
умиротворения общества и эффективного управления государством. Иллюзии
рядовых общинников о возможности возврата к родопатриархальным социальным
отношениям нашли свое яркое выражение в трактате «Дао дэ цзин». По мнению
его автора, Лао-цзы, причина всех социальных противоречий заключена в
нарушении естественного закона дао в обществе. Вместо естественного дао
люди создали человеческое дао, которое служит интересам богатых, причиняет
зло бедным. Лао-цзы призывает отказаться от человеческого дао и действовать
согласно естественному дао. Когда люди будут жить согласно естественным
законам, общество будет избавлено от социальных пороков.



ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.
В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной
общины (патронимии) человек рассматривается как частица общины, рода,
клана. Поэтому при рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители
брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию «человека вообще».
Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной
дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида:
он постепенно становился предметом размышления философов.
Взгляды сторонников даосизма не природу человека вытекают из их
учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста,
непознаваема, смысл жизни – в следовании естественности и неделимости.
Нарушение требований дао ведет к «затмению» природы человека, проявлению
злых наклонностей и действий. Даосисты не отрицают значение
совершенствования природы человека, признававшее внимание окружающей среды
на человека и его природу, но главную свою задачу они видели в том, чтобы
стремиться от влияния окружающего общества, которую они считали пагубным и
неисправимым. Особенный упор на это делал Чжуан-цзы. Он полагал, что
человек возник «вследствие изменений». В годы, отведенные ему природой,
человек подвержен переменам, как все сущее, однако перемены эти происходят
так быстро, что нет возможности противостоять им. Чжуан-цзы считал, что
природа человека и окружающий мир вследствие своей бесконечности и
скоротечности изменчивости непознаваемы. Природа человека – в
естественности, жизнь – в не деянии. Поэтому, по Чжуан-цзы, кто чрезмерно
нравственен, тот «затемняет» природу вещей, чтобы добиться славы и величия.
«Человек, низкий для неба, [выглядит] благородным среди людей. Человек,
благородный для неба, [выглядит] ничтожен среди людей.



ПРИРОДА ЗНАНИЯ И ЛОГИЧНОСТЬ ИДЕЙ.
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом
специального исследования лишь в конце IV в. до н.э. До этого времени по
вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопросы о
знании и его источнике сводился в основном к изучению древних книг,
заимствования опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовала
понятийно-логическая основа знания. Это видно даже по характеру ранних
произведений китайских мыслителей, которые страдали отсутствием логической
последовательности.
Даосисты в области теории познания занимали очень непоследовательную
позицию, в сущности близкую к объективному идеализму. Так, признавая
объективность мира, отрицая Бога и волю неба, они все же в конце концов
объявляли идеальное, извечное, неизменное дао «началом неба и земли»,
«матерью всех вещей». Даосисты отрицали роль чувственных знаний,
требовавших ухода из жизни от активной деятельности. Их главный принцип в
познании: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна,
можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь.
Поэтому совершенно мудрый не ходит, но познает…». По их мнению, познание не
имеет значения и, чес больше человек знает, тем дальше он уходит от
истинного дао. Чжуан-цзы довел до крайности эти стороны учения Лао-цзы и
пришел к абсолютному релятивизму, отрицающему существование грани между
истиной и ложью. «Вследствие того, что существует, существует неправда; и
наоборот». Главный тезис Чжуан-цзы в вопросе о достижении истины:
«Прогоните мудрецов и отрекитесь от знания», «не уясняй истины и лжи».
Отрицая возможность достижения истины в познании, он выступал против споров
как метода достижения истины.



«ДАО ДЭ ЦЗИН»
«Дао дэ цзин» - небольшой по объему древний памятник, занимает особое
место в истории китайской мысли. Основная идея этого произведения – идея о
дао послужила одним из узловых пунктов борьбы различных идейных течений на
протяжении многих веков. У основоположника даосизма Лао-цзы дао
рассматривается с материалистических позиций как естественный путь вещей,
не допускающий какого-либо внешнего вмешательства. У поздних даосистов дао
трактуется как «небесная воля», «чистом небытие» и т.д. Спор как об идейном
содержании «Дао дэ цзин», так и о его авторе продолжается вплоть до наших
дней. «Дао дэ цзин» традицией приписывают Лао-цзы (VI-Vвв. до н.э.), потому
трактат и называется его именем. В связи с тем что ныне существующий «Дао
дэ цзин» носит отпечатки более позднего времени, некоторые собрания
китайских ученых выдвинули предположение о том, что этот памятник был
создан, вероятно, в эпоху Чжанью (IV-III вв. до н.э.) и отношения к Лао-
цзын не имеет. Существует большое количество комментариев к «Дао дэ цзин».
Он был переведен на ряд европейских языков. В 1950г. был переведен на
русский язык.



Учения дасосизма и конфуцианства оказали определяющее влияние на
культуру китайцев и в измененном виде составляют и сегодняшний арсенал
философских традиций.




Реферат на тему: Философия Древней Греции
Философия древней Греции

Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути
своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных
этапа:

I VII-V века до н.э. - досократовская философия

II V-IV века до н.э. - классический этап

Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон,
Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как
высший подъем
афинской демократии

III IV-II века до н.э.- эллинистический этап.

( Упадок Греческих городов и установление господства Македонии )

IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.

----------------------------------------------------------------


Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в
котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных
отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как,
например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.



МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого
периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще
во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась греку
населенной и управляемой различными существами, о которых народная
фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти существа в основном
можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с
Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов,
ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.
Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была
ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались
старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что
первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и
Эрос- жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,
который стал первоначальным властителем мира и супругом богини
Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов.
Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную
между собой следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель
неба, небесных явлений и особенно грома и молнии. Посейдон был
властителем влаги, орошающей землю, властителем моря, ветров и
землетрясений. Аид, или Плутон, был владыкой преисподней- подземного
мира, где влачили жалкое существование тени умерших.
Супруга Зевса- Гера считалась покровительницей брака. Гестия
являлась богиней домашнего очага, наименование которого она и носила
(Гестия по-гречески- очаг ).
С возникновением нового классового общества и установлением
полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями
государств.. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием
большого числа новых городов. В результате культ Аполлона стал
оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был популярен в
среде греческих аристократов.
Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные
явления природы, а также жизни человека и его общественных отношений,
весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным
многочисленными божественными существами.
О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно
которому один из титанов- Прометей слепил из глины первого человека, а
Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником
человеческого рода в первые времена его существования.
Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За
это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к
скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не освободил
Геракл ( сын Зевса и земной женщины ).
Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные
рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с
общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось
принесением в жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными
обращениями к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение
ребенка, свадьба и похороны.

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития
мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало
в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно
делала первые шаги наука, пока еще наивная, но
стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.
Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то
время малоазийской Ионии.
Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов,
ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская
философия.Основоположником древнегреческой философии считается Фалес
(ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр
(ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до
н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами.
Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном
движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова
превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте состояний
вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на
первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником
древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о
природе.Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он
умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение
этого процесса.Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил
высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени
равна высоте отбрасывающих ее предметов.
Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к
мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная
и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из нее в
процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и
холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и
гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из
апейрона и в него возвращаются.Анаксимандра считают составителем
первой географической карты и первой схемы небесного свода для
ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося
цилиндра, парящего в воздухе.
Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который,
разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей.Все
возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и
боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными
состояниями воздуха.
Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп
молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической
идеологией, унаследованной от прошлого.Представители рабовладельческой
аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей
философский идеализм.Его первым проповедником в Древней Греции был
Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса.После установления
на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город
Кротон, где во второй половине VI в. до н.э.основал из представителей
местной аристократии реакционный религиозно-политический союз,
известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не
вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и
таким образом установить количественные особенности и закономерности
природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных
противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет ... Сочетание
их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший
философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В
его трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена.
По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был
сторонником аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой
рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое
отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против
победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако
в своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой
цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс
движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,
представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий
процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе
рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в
огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии
материального мира как о необходимой присущей материи
закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим
словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно
приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все
изменяется , которым кратко сформулирована сущность его
философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как
постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и
борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто
из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал
религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников.
Против материалистической диалектики Гераклита начали вести
борьбу философ Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его
ученики.Изгнанный из родного малоазийского города Колофона (близ
Эфеса), Ксенофан поселился в Италии, где вел жизнь странствующего
певца-распода.В своих песнях он выступал против антропоморфного
политеизма эллинской религии.Ксенофан утверждал, что нет оснований
приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли
создавать изображения богов, то они бы представили их по своему
подобию.
Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и
развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским
мировоззрением.

V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и
философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными.В этот
период дальнейшего развития античного общества и государства,
происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической
борьбы, возникают также политические теории и публицистика.
В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции
развивалась исключительно плодотворно.
Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней
Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ) Платон был представителем
афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20 лет случайность
пересекает дороги жизней Платона и Сократа.Таким образом Сократ
становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был
осужден,Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,после
чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в
его политической жизни.Платон впервые создает академию.
До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах
Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.
Вершиной и основой всего он считал идеи.Материальный мир- лишь
производная,тень мира идей.Лишь идеи могут быть вечными.Идеи- есть
истинное бытие, а реальные вещи- это бытие кажущиеся.Выше всех других
идей Платон ставил идею красоты и добра.Платон признает
движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и
небытия,т.е. идеи и материи.
Чувственное познание, предметом которого является материальный
мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное.Истинное
познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.
Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она
познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.
Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг.
до н.э.).Он оставил после себя 150 трудов, которые позже были
систематизированы и разделены на 4 основные группы:
1) Онтология (наука о сущем)
" Метафизика "
2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.
" Физика ", " О небе ", " Метеорология "
3) Политические, эстетические трактаты.
" Политика ", " Риторика ", "Поэтика "
4) Работы по логике и методологии.
" Органон "

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю.Она
образует потенциальную предпосылку существования.И хотя она основа
бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной
частью.Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой
промежуточную ступень между первой материей и миром, который мы
чувственно воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи
и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство
материи и формы.По Аристотелю- движение- это переход от возможного к
действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явления-
некая причина.
Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия,
космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень
высоко ценил искусство.

Представитель рабовладельческой демократии философ Эмпедокл
(ок.483-423 гг. до н.э. из сицилийского города Акраганта выдвинул
положение о том, что все состоит из качественно различных и
количественно делимых элементов или, как он их называет, " корней
".Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и земля.Его
современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время
живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела
состоят из мельчайших,подобных им частиц.
Таким образом Эмпедокл, а в особенности Анаксагор, пытались
изучить структуру материи.
Наивысшего развития механистический материализм в классический
период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета И
Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы.Оба философа были идеологами
рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.
Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в
дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из
пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных
частиц, различных по форме и размерам.Земля представлялась Демокриту
плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются
светила.Вся органическая и психическая жизнь объясняется им чисто
материальными процессами.
Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и
плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.

Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием
рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную
часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на
изучение деятельности человека.Накопление разнообразных знаний, с
другой стороны, требовало их систематизации.Вплотную этими вопросами
занялись философы-софисты ( так назывались странствующие учителя,
обучавшие за плату красноречию и другим наукам).Появление их в
значительной мере было связано с политическим развитием
демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть
ораторским искусством.
Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг.
до н.э.) из Абдеры.Он выдвинул положение об относительности всех
явлений и восприятий и их неизбежной субъективности.Высказанное им
сомнение в существовании богов было причиной осуждения Протагора в
Афинах за безбожие и привело софиста к гибели.Спасаясь бегством из
Афин, он утонул во время кораблекрушения.
Софисты не представляли собой какого-либо единого направления в
греческой философской мысли.Для их философских построений было
характерно отрицание общеобязательного в познании.
Если софисты пришли к заключению, что дать положительный ответ на
поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их
современник - идеолог афинских олигархических и аристократических
кругов философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это
возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел.Он учил, что
истина познается в споре.Известен "сократический" метод ведения спора,
в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает
спорящим свою идею.Для установления общих понятий Сократ исходил из
исследования ряда частных случаев.Целью человека, по мнению Сократа,
должна быть добродетель, которую нужно осознать.
Сократ учил устно.Его философия дошла до нас в изложении его
учеников, главным образом, Ксенофонта и Платона.

Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои
основные цели.Эти изменения были обусловлены социально-экономическими
и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе.Их
вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных
наук.Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение
проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире.
Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли
свое лицо и авторитет.
Параллельно с упадком старых старых философских школ классической
Греции в период эллинизма возникали и развивались две новые
философские системы- стоиков и эпикурейцев.Основателем стоической
философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.).
Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных
воззрений.Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал
учения Гераклита,Аристотеля,учение киников и вавилонские
религиозно-философские представления.Стоицизм был не только самой
распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской
школой.Это было идеалистическое учение.Стоики все называли телом,в том
числе мысль, слово, огонь.Душа, по мнению стоиков, была особого рода
легким телом- теплым дыханием.
Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма,
характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже
возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости.




Новинки рефератов ::

Реферат: Клавиатура (Программирование)


Реферат: Логические системы в различных функциональных наборах и их реализация (Компьютеры)


Реферат: Экзаменационные билеты по маркетингу за 2000 год (Маркетинг)


Реферат: Проблемы возникновения жизни и эволюции ее форм (Естествознание)


Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)


Реферат: Право собственности на квартиру и жилой дом (Гражданское право и процесс)


Реферат: Технологии в овцеводстве Восточной Сибири (Зоология)


Реферат: Нормы и принципы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Достижение конкурентоспособности продукции предприятия (Менеджмент)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Презумпция невиновности (Теория государства и права)


Реферат: Конституционное право зарубежных стран (Право)


Реферат: Нефть и продукты её переработки (Химия)


Реферат: Талант и свобода (Литература)


Реферат: Изменчивость живых организмов (Биология)


Реферат: Аналіз та поліпшення фінансового стану підприємста (Финансы)


Реферат: Выбор материала и расчет параметров обделок вертикальных стволов метрополитенов (Технология)


Реферат: Акты органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Термины (Биология)


Реферат: Замена цилиндровой втулки (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист