GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Мы и взрослые (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мы и взрослые (Психология)



Между отцами и детьми выситься стена
робости ,стыда ,непонимания ,уязвленной
нежности ,Чтобы эта стена не выросла,
требуются усилия ,на которые еле хвата-
ет человеческой жизни ,Но дети родятся
у нас в ту пору ,когда мы еще переполнены
собой ,сжигаемы честолюбием и от детей
просим не столько доверия ,сколько покоя.
Отцов отделяют от детей их собственные
страсти .Если ты помнишь о своих грехах,
в чем ты смеешь упрекать своего сына?


Одна Из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии
.Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает
различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними
неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки
стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет
многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14
лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" ( не по
росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов
"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,
что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный
эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают
себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11
до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться
взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают
главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако
ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое
положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время
знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших
вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется
эта возрастная тенденция ( не смешивать с отношениями между поколениями!) в
отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными
взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и
полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и
учителями?
Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение ,род
занятий ,материальный уровень и уровень образования родителей ,в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического
аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных
условий в настоящем или прошлом.
Правда ,меняется характер этой зависимости. Так ,если в прошлом школьная
успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным
образом от материального уровня семьи ,то теперь этот фактор менее
влиятелен.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с
высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше
4 ) втрое выше ,чем в группе семей с образованием родителей ниже семи
классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети
имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной
помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей ,сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями ,который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов ,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых ,
подкрепление : поощряя поведение ,которое взрослые считают правильным ,и
наказывая за нарушение установленных правил ,родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм ,соблюдение которых постепенно
становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых ,
идентификация : ребенок подражает родителям ,ориентируется на их пример
,старается стать таким же ,как они . В-третьих ,понимание : зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы ,родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью : например, в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и
не выработать этих способностей , так как , хотя у него перед глазами
хороший образец , семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив ,
в семье , где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая
дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия : юноша,
свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности , а тот , кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей ( ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания
(Д. Баумринд, 1975) .
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений
и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие , теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение , во втором -
строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества
первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви , имеет меньше шансов на высокое самоуважение , теплые
и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный
образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти
явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь ,она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе , а
в связи с определенным типом контроля и дисциплины , направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -
пассивность, зависимость, слепое послушание ( Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только распределение власти ,
но и разное направление внутрисемейной коммуникации : в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в
зависимости от предмета:
в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность , в
других ( например, в финансовых) - право решать остается за родителями.
Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины:
отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более
жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в
известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут
и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания . Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности .
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально :
родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком ;
власть используется лишь в меру необходимости ;
в ребенке цениться как послушание , так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не
считает себя непогрешимым ;
он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его
желаний.
Крайние типы отношений , все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости , дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у
подростка ощущение , что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации , а другие влияния - школы , сверстников, средств массовой
коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел , оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире .
Ослабление родительского начала , как и его гипертрофия , способствует
формированию личности со слабым «Я» .
В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые
во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных
особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно
более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать. При анонимном
анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что
60 процентов родителей используют физические наказания; среди них 85
процентов - порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на коленях на
горохе , соли или кирпичах ), 5 процентов - удары по голове и лицу и т.д.
Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция.
Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали
родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,
характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных
отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-
административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной
жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные
неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте
и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в
том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.
Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит» , то
теперь она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по
старым, давно забытым счетам.
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:
как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и беспомощным;
как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и
поощрений;
как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших
человеческих качеств;
как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с
возрастом меняется.
Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть эмоциональной
, показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный контакт с
родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,
любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко родители
регулируют поведение сына или дочери, или нормативной , показывающей,
ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или
на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную
логику.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям
первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности,
особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка
тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть
вполне достоверные психологические данные о том , что избыток
эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он
затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую
потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное
родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в
противоречивый и сложный взрослый мир.
Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих
себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав
«пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои
отношения с ними в новую , гораздо более сложную систему эмоциональных
привязанностей , центром которой являются не родители , а он сам. Избыток
материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать
не только потому , что вызывают насмешки сверстников , но и потому, что
пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется.
Чувствуя охлаждение , многие родители думают, что дети их разлюбили ,
жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период
проходит , эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не
испортили, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном
уровне.
Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К
старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:
старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,
способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта
автономизация иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют
к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих
обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не
заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т
Фроловой (1969 ) московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их
желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что
осуществить это желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и
запросы этих старшеклассников практически автономны , поскольку желания
приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10
процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано
предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном
поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши
родители?» положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских
старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы
походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов
опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11
процентов опрошенных.
Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и
некритично , как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты,
кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает
не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц
(общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все
недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются
остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из
трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше
2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их
родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в
повседневной жизни
(С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и
является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.
В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о
мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако
на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в
том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет
общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но
влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и
взаимодополнительными .
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей
и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро
нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они
вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и
какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья
остается тем местом , где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно
и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего,
независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» -
большинство московских мальчиков (с 5 по 11 класс), поставили на первое
место родителей (ответы девочек более противоречивы).
Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены
конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я
бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам
на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не
интересует... Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас...»
И таких писем множество.
При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано, как
оценивают школьники с 7 по 11 класс уровень понимания со стороны родителей,
легкость общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем
этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что
степень психологической близости с родителями резко снижается с 7 к 9
классу.
Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых,
родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и
юноши.
Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке
значительно больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам.
Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но
изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для
родительского глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще
видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное
мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они
знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему,
приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и
совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек : «Они меня не слушают!»
Спешка, неумение и нежелание выслушать , понять то, что происходит в
сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или
дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта
- вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями
и растущими детьми.
Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника
относительно их потребности в разных видах общения и реальных
взаимоотношений с разными партнерами. Общение со взрослыми, включая
родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентированным , чем
общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей острую неудовлетворенность.


Регламентированное
общение Нерегламентированное общение
Партнеры
потребность реальное
потребность реальное
в нем
общение в нем общение

Родители и близкие родствен-
ники 4,7
70,8 66,6 29,2
Учителя 8,3
95,7 10,9 4,3
Другие взрослые 2,6
98,6 6,5 1,4
Близкие друг - сверстники 0 0
68,2 56,2
Другие сверстники 4,6
68,4 24,3 31,6



Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями
удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью
выяснилось, что общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а с
отцом - всего 9,1 процента опрошенных. А ведь этот вид общения
психологически очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные
отношения с родителями, устойчивой самооценкой обладают 79,1 процента
опрошенных , а среди тех, у кого общение с родителями жестко
регламентировано, - только 25 процентов. Неадекватную самооценку в первой
группе имеют 8,3 процента , а во второй - 87,9 процента обследованных.
В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями
изучались с точки зрения доверительности общения со стороны
старшеклассников , информационного содержания общения , внимания,
проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений
родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 ленинградских семей,
причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что
старшеклассники , независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с
отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к
ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь
идет о политике и спортивных событиях.
Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов
детей и родителей : родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни
детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и трудом родителей.
Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами : дети редко
расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.
Отношения детей и родителей асимметричны , неравноправны. Многие
родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление
своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты.
Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями
других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате
важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями
«изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о
вступлении в брак, 85 процентов невест и 80 процентов женихов сказали, что
никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи . Чрезвычайно важные
для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания»
и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с
родителями.
Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение
неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют
возникший между ними барьер , страдают от этого, но сделать ничего не
могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие
формально- ролевые аспекты жизни детей, тем суше, казеннее ,
регламентированнее становятся их взаимоотношения.
Вот типичное письмо старшеклассника : « Моему другу повезло с
родителями, потому что они считают своего сына за человека. Я целые дни
провожу в их доме. Его отец любит отгадывать кроссворды, заводить радиолу;
нашу музыку называет «шум» , но разрешает слушать... Мои родители ,
наоборот , думают только о моих уроках. Что я человек , у меня могут быть
дела - это им даже в голову не приходит. Кандидаты наук, а к телефону не
зовут. Разговаривают со мной как будто всегда с обидой, хотя бы я даже все
выучил. В доме у нас зеленая тоска...»
Юноши, в свою очередь, невнимательны к родителям в следствии своего
возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей
только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях
, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный
образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших
детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои
человеческие слабости, которые детям давно известны.
В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям
в том же качестве , что и в раннем детстве. Идеальный воспитанник Эмиль,
женившись и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному воспитателю:
«Советуйте, руководите нами, мы будем послушны; пока я буду жив, я буду
наждаться в вас» Растроганный собственной утопией , Руссо не замечает, что
послушание и потребность в руководстве - не самые ценные качества взрослого
человека, что существуют другие формы любви и человеческих
взаимоотношений. Так приятно для самолюбия всегда и во всех ситуациях
оставаться для своих детей и учеников мудрым наставником и учителем жизни!
Но в этой установке - источник постоянных конфликтов.
И здесь особенно трудно приходится отцам. Сегодня отцовская роль
стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том , что во
многих семьях отцы вообще отсутствуют , их влияние на детей большей частью
ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных уфимских школьников, свыше
трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две
трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов ,
телепередач. Отвечая на вопрос : «С кем ты делишься своими секретами?» -
дети, начиная с 5 класса, ставят на первое место друзей , затем идут
матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер,
- отцы. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми -
совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну.
Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Дело, по-видимому , не в том, что современные мужчины уделяют меньше
внимания семье и детям, а в том, что подорвано их традиционное положение в
семье , а новые роли усваиваются медленно. Отец перестал быть единственным
кормильцем и дисциплинирующим фактором. Труд, который всегда был и остается
главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделен
от семейного быта. Как работает отец, ребенок не видит. Что же касается
внутрисемейных функций, роль матери здесь выглядит гораздо более важной и
значимой, чем роль отца. Кроме того, взаимоотношения отцов с детьми ( мы
видели выше , что старшеклассники чаще ощущают близость с матерью и
откровеннее с ней, чем с отцом) осложняется меньшей экспрессивностью
мужчин, их частым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и
психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не
входили в традиционный стереотип мужчины.
Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного
воспитания и обучения. В старом, патриархальном обществе, на нормы которого
мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь
сильным и преуспевающем мужчиной в обществе , и все остальное -
благоустроенный дом , уважение окружающих, послушная жена и дети - появится
автоматически. Возится с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское
дело. Такова была господствующая установка, и, хотя очень многие мужчины
чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального
тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.
Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие
процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь
душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом
тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный
стереотип маскулинности , - чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и
т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин.
Равняясь на систему ценностей , принятых в обществе сверстников, мальчики-
подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а
став взрослым, обнаруживает, что не в состоянии выразить волнующие их
переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты,
превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В
том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой
собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного
самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро
проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело
воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую
психологическую помощь.
-Ах так! Тогда вообще никуда не пойдешь!
-Пойду!
-Ты с кем разговариваешь? Не пойдешь, если отец не разрешает!
-Как бы не так!
Стук входной двери поставил точку на разговоре.
Санька бежал по улице, ничего не видя и не слыша, кроме возмущения,
бушевавшего в нем.
«Ненавижу! Ненавижу! Я не маленький, чтобы мной так командовать! Весь
класс идет в поход, и все вместе вернутся. Только мне почему-то приказывают
быть дома к пяти. Значит я один должен возвращаться? Почему? Что изменится,
если я приеду попозже, со всеми? Просто ему надо показать свою власть и
унизить меня! Вечно так! А если я действительно провинюсь - что же тогда?
Убить меня, что ли? Не может отец понять, что я уже вышел из того возраста
, когда можно мною командовать!»
...Отец нервно постукивал кулаком по столу, сосредоточенно уставясь в
одну точку, и размышлял
«Как разговаривать стал , паршивец! Вырастил, называется , сынка! Что
ни скажи - все встречает в штыки! Ему кажется, что много понимать стал! Так
ведь только кажется! Что десять лет, что пятнадцать... Но почему так? Что
было!»
Была любовь. Санька еще не умел говорить и гулять, его возили в
коляске до половины завернутым в одеяло. Но стоило появиться рядом отцу,
как из коляски раздавалось радостное покряхтывание. Оно означало, что
право везти коляску переходило к папе. Когда же папа уходил, вслед несся
горестный плач.
-Папа! - сказал Санька в числе первых своих трех слов и немедленно
сделал это слово синонимом высшего достоинства.
Была дружба. Выходной день превращался в праздник.
-Позаботься о лыжах! - накануне мимоходом бросал отец. И сын допоздна
колдовал над баночками с мазями, наполнявшими кухню едким смоляным запахом.
Снежным воскресным утром к лыжникам в парке прибавлялось еще двое -
высокий, плотный в синем костюме и маленький в красном с белыми полосками.
Оба были неутомимы и отважны.
-Съедем? - спрашивает старший, указывая палкой на крутую горку.
-Съедем! - отвечал младший, и никто не смог бы уловить неуверенности
в его ответе, хотя внутри холодело при одно взгляде на гору. Но показать
себя трусом перед папой? Ни за что! Присесть, палки назад! Ух! Удержался!
-Молодец! - кричал отец. И Саня счастливо вздыхал. А если он падал,
то слышал снисходительное: «Цел? Ну, ну! Не разлеживайся! Вставай!»
Было уважение. В ящике письменного стола лежали отцовские боевые
награды. На 23 февраля и на 9 мая они переходили из своих коробочек на
лацканы отцовского пиджака. Саню заполняла до краев гордость. Он слушал
отцовские рассказы, радуясь и страдая, время от времени хватая широкую,
крупную руку, чтобы убедиться: все то, страшное, позади! Папа здесь, рядом!
Было послушание.
-Изволь делать так, как я говорю!
Иногда мальчишка возражал. Но только по существу.
-Папа мне не хочется...
-Что за разговоры! Сказано - делай!
И вдруг - возмущение, открытая неприязнь во взгляде, в тоне, в словах
сына. Словно какая-то злая сила отбросила их друг от друга. Вначале отец
испытывал гневное удивление: что случилось? Он инстинктивно попробовал
увеличить силу своей власти , своего покровительства, всего того, что
столько лет надежно притягивало к нему сына. И убедился, что тот отдаляется
еще больше. Тогда отец растерялся: понятно, переходный возраст и все
такое, но какое отношение имеет это к нему? И наконец, почувствовал сильное
искушение: махнуть на все рукой и снять ответственность за дальнейшее. Что
бы не произошло - всегда можно будет сказать: «Не хотел делать по-моему?
Сам Виноват!»
Наше знакомство с Коротковыми состоялось тогда, когда между отцом и
Саней отношения установились: периоды острой враждебности чередовались с
периодами подчеркнутого безразличья. Первые наполняли дом ссорами и злыми
вспышками по любому поводу. Во время вторых царило угрюмое молчание. Мать
старалась разрядить обстановку, но это плохо ей удавалось. Боязнь повредить
родительскому авторитету мешала ей обвинить в чем-то отца, а попытки
оправдать сына наталкивались на раздражение мужа: «Не требуется вовсе
вставать грудью на защиту Саньки!»
-Как только вместе соберутся, так или вцепляются друг в друга из-за
каждой мелочи, или молчат! - устало пожаловалась Ольга Викторовна . -
Просто трагедия!
Еще не трагедия. Ничего безнадежно непоправимого не произошло. Но
произойти может, если труднообъяснимые семейные нелады приведут к полному
разъединению тех, кто недавно был связан, казалось , неразрывно.
Бывает и так: сын уходит из дома. И спустя годы зрелый
самостоятельный человек старается, как может, избегать общения с отцом, А
отец, уже старик, так и живет с чувством обиды и недоумения: за что?
-За что? - спросила и я.
Сын пожал плечами.
Не сошлись характерами и взглядами!
У взрослых людей характер и взгляды, естественно, обладают известной
стабильностью, которая неизбежно проявляется и в отношениях с детьми.
-Уважения надо сначала заслужить! - веско сказал Алексей Петрович. -
А Санька его еще не заслужил!
-Да кто его унижает?! И в мыслях нет! - сердится Алексей Петрович.
А Саня, идя по улице, вспоминает:
-У меня Гришка с Леной сидели , а отец пришел в комнату и начал:
«Посмотрите, ребята, на его патлы! На кого он похож! Чучело какое-то! Хоть
бы вы его пристыдили и сводили в парикмахерскую!! Ходить в таком виде -
неуважение к обществу!»
-Ведь для его же блага говорю! Ему добра хочу! - продолжал Алексей
Петрович. -Разве дело в тоне? Неужели загвоздка в том, что форма не
нравится?
И в этом тоже. Но, конечно же , не только в этом. Каждодневная опека,
дозволенная и неизбежная в детстве, давит тяжелым, стесняющим грузом на
того, кто почувствовал себя взрослым, даже если ему только кажется , что он
взрослый. Она настораживает: проверяют каждый мой шаг - не доверяют;
стараются чересчур помогать - сомневаются в моих силах; поучают без конца -
не считают способным к самостоятельности. Юношеская запальчивость всегда
находит крайние определения.
Мы-то знаем, как несправедливы эти выводы. Но привычка к
определенному стилю отношений с детьми, нежелание или неумение отказаться
от нее может оказать плохую услугу.
Непреклонность? Да, если речь идет о главном: о порядочности, о
честности, об отношении к труду. Терпимость в мелочах? Обязательно, если в
них как-то раскрывается индивидуальность подростка. Вот хоть, к примеру,
Санькины «патлы». Допустим, что отца коробит прическа сына. У него в
распоряжении много средств: посоветовать подстричься, посмеяться в семейном
кругу над «диким» видом. Пожалуйста! Но схватить за этот чуб и обкорнать
его или демонстративно срамить сына в присутствии товарищей - это уже
прием запрещенный.
Мы стараемся понять до конца наших детей. Великое счастье, когда это
удается. А если не удается, порой необходимо им просто поверить.
С ростом детей растут и родители, именно так, не стареют, а растут.
Во всяком случае должны расти, чтобы быть на высоте к тому времени , когда
у ребят начинает происходить переоценка ценностей.
«Ты требуешь от меня, а какой ты сам?» Авторитет родительской власти
кончается. Теперь будет действовать авторитет человеческой личности. Только
он. Значит, наступила пора, когда что-то в отношениях приходится
перестроить. И самому перестроится. Так бывает всегда, и нельзя, чтобы это
заставляло врасплох.
Те же трудности , что и родители , переживают учителя. Как уже
говорилось, работа учителя по сравнению с патриархальным прошлым заметно
усложнилась, причем особенно трудно иметь дело со старшеклассниками. И не
потому, что ребята или учителя стали хуже, а потому , что предъявляемые к
тем и другим требования стали более противоречивыми.
Для многих старшеклассников понятия «учиться» и «учиться в школе» не
только различны, но даже противоположны. Вот как выглядели ответы некоторых
учеников 11 класс очень неплохой подмосковной школы на вопрос: «Какую
пользу приносит тебе посещение школы?»
Никакой.// Никакой. Может , потом свои знания я смогу применить где-
нибудь, но сейчас вся учеба мне кажется бесполезной.// Посещение школы мне
не приносит пользу, на уроках я мало чего усваиваю полезного. Польза -
общение с классом, с народом. //Наверное, какую-то пользу и приносит, но я
ее не замечаю.// Великую радость общения и отдых от родителей...//Школа не
дает мне замкнуться в узком кругу моих занятий, но я с такой же охотой и не
посещал бы ее. //Очень мало - только по литературе, а так - только вред!
«Нам уже 16, - рассказывала десятиклассница, - и на табличку у касс
кинотеатров « Дети до 16 лет не допускаются» мы смотрим с насмешливой
улыбкой. Итак , у администрации кинотеатров мы получили полное признание. А
в школе? Как ни странно, в школе нас во многом считают детьми... Однажды
один из преподавателей сказал мне : «Вот кончишь школу, и тогда тебе
придется приобретать собственные мысли». Смешно!»
Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен
знать специфические опасности и вредности своей профессии. Американский
социолог У. Уоллер в работе « Что учение делает с учителем» (1932) описал
некоторые из этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает
назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать
сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию
негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в
упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках
затрудняет эмоциональное самовыражение.
Положение учителя - это постоянный искус, испытание властью. Дело не
только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к
учащимся. В бюрократически организованной системе образования учитель
является прежде всего государственным служащим, чиновником. Его главная
задача - не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально
принятых мнений.
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни» , а чрезвычайно
важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного
пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в
памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой
зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от
его собственных отношений с учителями
«Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый
учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит
презираемый ими, чуждый им человек», - писала Н.К. Крупская. Но любимым
учителем может быть только учитель любящий.







Реферат на тему: Мышление

Мышление - верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель



МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ



Содержание


1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
9. Список литературы.


1. Общее понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и
восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом
пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать
лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид
умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений,
закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что
человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,
восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.
Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание
общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все
свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и
проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение
относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных
объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже
восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет
обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона,
сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения,
выраженные словом.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим
миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается
мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации
является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед
человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт
сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе
преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и
восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли
- сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении
предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и
установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов,
проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач
всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений
иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как
правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания,
терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только
познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль
становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и
письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде
системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные
средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы,
электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко
используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства
передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и
реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей
друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.
Мышление и речь (язык) едины.
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-
слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью
людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий
действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо
задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и
развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической
деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при
ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в
коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных
связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных
связей в новом сочетании.

2. Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение
разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-
либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной
деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение,
абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из
логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от
характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное
выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей,
свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две
взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как
практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В
трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и
явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных
операций анализа и синтеза.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо
выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено
сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним,
или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней
- поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от
внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому,
от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых
признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек
мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его
изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном
отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей
и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного,
конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного
теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно
связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и
абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо
результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует
отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть
закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях
общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

3. Суждение и умозаключение

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение
- это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и
отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для
того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти
ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический
смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению.
Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое
знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают
индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного)
к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их
человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют
дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из
общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или
единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило
или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному.
Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства
двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих
предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе
создания многих гипотез, догадок.

4. Понятие. Усвоение понятий

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме
понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть
отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть,
нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими
предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и
умозаключений о нём.
Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом
мозга, высшей ступенью познания мира.
Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические,
моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе
исторического развития.
Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять
существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди
других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь
пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

5. Понимание. Решение мыслительных задач

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов
мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.
Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом
понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь
людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.
Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и
выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне
восприятия.
Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет
собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего
потребность путём изменения этой ситуации.
Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек
решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он
затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.
Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных
практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно,
путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи
последнего типа называются мыслительными.
Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап -
осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет
задачи, нет вообще деятельности мышления.
Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не
зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни
умственной.
Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс
решения осуществляется посредством различных умственных действий с
использованием логических операций. Умственные действия образуют
определённую систему, последовательно сменяя друг друга.
Последним этапом решения мыслительных задач является проверка
правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует
мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти
незамеченные ошибки и исправить их.
Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно,
если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными
способами.

6. Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают
слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида
мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и
абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей
задач - практических и теоретических.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач
в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной
практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего
техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в
умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс
технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и
практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления
переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с
ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются
ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение
использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными
образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и
обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство
мысли и воли.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем,
что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном
на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе.
Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно
оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы,
представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в
одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и
теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые
человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид
мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно
обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное,
потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности
каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.



7. Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями
умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит
особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-
действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное
преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку
наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает
относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они
устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только
особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов
(наблюдательность, творческое воображение, логическая память,
внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями
окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть
чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К
ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту,
последовательность и некоторые другие мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении
учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в
соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления
противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно
воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум -
это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.
Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и
находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает
его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны
своей деятельности вообще и умственной в частности.
Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют
важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня",
вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют
строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность
какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе,
а также путём настойчивой работы над собой.

8. Формирование мышления у детей

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо
обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.
К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления
элементарного мышления.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное
воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает
предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала
простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые
взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания
мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной
деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.
Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности
- познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его
деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий,
направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет,
находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды,
закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул,
принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит
действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речь

Новинки рефератов ::

Реферат: Бандитизм (Государство и право)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)


Реферат: Вадим Сидур. Жизнеописание советского "Генри Мура" (Исторические личности)


Реферат: Исторический очерк Г.Е.Львов (1861-1925) (История)


Реферат: Государственный коммунизм или ассоциация свободных и равных производителей (Политология)


Реферат: Концепции современной физики (Естествознание)


Реферат: Григорий Распутин (Исторические личности)


Реферат: Женский бизнес (социологическое исследование) (Социология)


Реферат: Планирование фонда оплаты труда (Предпринимательство)


Реферат: Хромирование в машиностроении (Металлургия)


Реферат: Эффективность предпосевной обработки семян пшеницы "Курганская" 1 дивидендом стар и его смесью с биопрепаратами (Сельское хозяйство)


Реферат: Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая ответственность (Контрольная) (Экологическое право)


Реферат: Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма (Психология)


Реферат: Microsoft Access (Компьютеры)


Реферат: Обращение взыскания на имущество должника (Международное публичное право)


Реферат: Современные методы позиционирования и сжатия звука (Компьютеры)


Реферат: Управление структурой капитала: учетно-аналитический аспект (Аудит)


Реферат: Ответы к экзамену по специальности Информатик-технолог (Программирование)


Реферат: Грошова система (Деньги и кредит)


Реферат: Доказывание в уголовном судопроизводстве (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист