GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Общественная педагогика (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общественная педагогика (Педагогика)



Пусть есть превосходные яства, но не вкусив их, не познаешь их вкуса;
пусть есть высшая истина, но, не учившись, не познаешь ее благодати. По
этой - то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном
несовершенстве; только начав обучать, узнаешь, что такое трудности. Но,
познав свое несовершенство, можно заняться собой; познав трудности, можно
себя укрепить.

Конфуций.

В начало моего эссе я поместил этот пролог, по причине особенности
смысла моей темы. Конфуций говорил о человеке, а по существу и обо всем
обществе в целом. К примеру, вспомните раннюю эпоху Средних веков - ведь
это "глушь непроглядная" в смысле сознания людей этой эпохи, но взгляните
на общество того периода, ведь оно под стать своим "гражданам". Это
общество полно суеверий и предрассудков, научная мысль забита всяким
бредом, потеряны знания и опыт уже созданные предыдущими поколениями людей,
в частности Античной цивилизацией. Уточню то, что рассматриваю я
Средневековье и иные эпохи на примере Европейской части земного шара, в
противном случае я уточняю. Помимо непререкаемых суеверий в обществе, а как
следствии и у людей этой "дремучей" эпохи, существовала еще великая доля
фанатизма религиозного, жажды славы, и естественно наживы (одно другому не
мешает). Но более всего удивляет наивность в людях и обществе того периода
истории. Так что на мой, сугубо субъективный взгляд - любой человек - это
зеркало общества, и наоборот. Проще говоря - любое общество достойно своих
сограждан.
Я начал размышлять об обществе для того, чтобы сразу указать акцент в
моем эссе - народность воспитания является воспитание обществом и общества
самого (своеобразная форма самовоспитания или можно даже сказать
самообразования общества). Здоровое общество порождает здоровых сограждан,
а здоровые сограждане этого общества обеспечивают статус "здорового" у
этого общества. Казалось бы, это представляет из себя замкнутую цепь, в
которой уровень и качество каждого звена напрямую зависит от уровня и
качества любого другого звена. Однако, это правило, как и все правила в
мире имеет исключение. Это исключение зовется человеком. Действительно, вы
можете сами понять это, для этого достаточно взглянуть в какой-нибудь
энциклопедический словарь. И вы увидите всю мощь человека. Да пусть
одаренных людей мало, по сравнению с населением земного шара, но именно они
и разрывают, на первый взгляд, неразрушимую систему человек - общество -
человек. Они становятся катализаторами внутри общественных процессов на
локальных участках, вызывая ту необходимую активность общества, которая
приводит к выходу на новый уровень сознания и знания. У кого - то это
надобно идиоадаптация на старом уровне, а у кого - то это подобно
ароморфозу, и эти индивиды становятся поистине гениями признанными миром и,
что очень важно (на мой взгляд), собственным Я. Но встречаются и еще один
тип одаренных людей, которые кладут все силы для сохранения всего
традиционного, и тем самым, сознательно или не сознательно порождают своего
рода деградацию. К счастью "добрых гениев" больше, и суммарное значение
всего происходящего в обществе постепенно все же склоняется к
положительному, а не к отрицательному значению. На этом закончим мое
вступление и приступим к основной части, начав ее с истории согласно
нерушимой традиции.
О Древний мир, как дик ты, как прекрасен! Ведь именно он положил
начало начал, по сути, всему. И это грандиозная архитектура Древнего
Египта, и этот замечательный финикийский алфавит, и эти ирригационные
сооружения Междуречья, и законы Хаммурапи. В относительности их даже близко
нельзя поставить с какими-либо изобретениями или сооружениями
современности, все-таки не тот масштаб, не та значимость. История
педагогики, официально отсчитывающаяся от трудов Марка Фабия Квинтилиана,
но это научная педагогика. Истинно же педагогика зародилась намного раньше,
вот вам, к примеру, можно представить такой момент - идет некий наставник,
или даже можно сказать просто престарелый и умудренный опытом человек, где
- то в Палеолите или Неолите, по опушке дикого, древнего леса, где бродят
мамонты и мохнатые носороги, где пасутся огромные древние олени и вся
природа дышит чистотой, красотой и некой первозданной дикостью. За ним
плетется свора маленьких, лохматеньких и чумазеньких детишек, которым еще
не так уж много лет от роду, при этом они создают много шума и гама ибо
спотыкаются о коряги и свалявшиеся клочья старой и засохшей травы,
поскальзываются на камнях и еще достаточно неуклюже ведут себя в лесу да и
в мире в целом. Вот наставник останавливается , не спеша осматривается,
жестом наводит порядок в нестройных рядах своих подопечных, далее он
нагибается, начинает копаться в земле, за чем любопытно наблюдают эти
несмышленые и не обремененные знаниями дети, и этот престарелый человек,
вспотевший, от уже тяжелой для него работы, поднимает высоко руку с зажатым
в ней корешком, так, чтобы всем было видно, и начинает неспешна, четко
произнося каждое слово своего древнего языка, рассказывать о только что
извлеченным на "свет божий" грязноватом и корявом корешке. Он говорит о том
где эти корешки растут, как их находить, для чего употреблять и многое
дурное - то, что уже кануло в лету и восстановить невозможно. Ну как вам не
пример "наглядности" в обучении, обоснованный значительно позднее, однако,
существовавший с момента начала социализации такого природного существа как
человек. Наверняка внимательные карапузы подмечают некоторые, если не все,
нюансы в особенностях их обучения. И те из них, которые доживут до глубокой
старости, как их, уже к тому времени отошедший в мир иной, учитель, будут
обучать детей используя эти приемы обучения, которые будут
совершенствоваться от поколения к поколению и в результате станут такими,
какими они есть в сей момент. Кстати, я только что привел еще и момент
подготовки преподавателей. Я считаю, что практически все принципы обучения
можно увидеть в деяниях древних, если нет, то можно ли сказать, что люди
научились писать только с появлением официального учебника, скажем по
грамматике! И пусть кинет в меня камень тот, кто воспротивиться сказанному,
особенно в отношении письменности (кстати, обратно он получит поболее
камней). Можно еще долго приводить неоспоримые доказательства в защиту
моего умозаключения, однако, уже этого на мой, опять же субъективный взгляд
кажется весьма достаточным зарождением педагогики еще намного раньше
Античности, но не на бумаге и в пышных, украшенных льстивым красноречием
словесах, а в головах людей. Впрочем так зарождалось большинство наук,
особенно в древности. Тогда же в древности, в эти архаичные эпохи и
зародилась идея народного воспитания, которая как и ныне отражает
потребность общества людей в необходимости хотя бы некого первоначального
образования, которое помогает самому обществу выжить. Кстати, живучесть
общества этим и определяется, точнее это один из ведущих параметров. В том
же случае, если обучать только небольшую группу избранных "человеков", то
общество не будет в состоянии понять своей, в данном случае, ведущей части.
И это, согласитесь, весьма нехорошо для общества в целом, так как
человеческий фактор, как ведущий, отойдет на второй план, а также живучесть
такого общества будет на нуле в связи с необычайно низким патриотизмом, да
вообще национальным самосознанием. Проще говоря, получится историческая
зарисовка на тему : "Пастух пасет стадо безмозглых баранов!.. ".
После поистине Великой Древности наступила не менее Велика
Античность, то есть эпоха Величайшей Греко-Римской культуры. Той самой
которую называют "колыбелью человечества", в принципе только западной
цивилизации, однако очень сильно повлиявшей на культурное и историческое
развитие планеты в целом. Да, Античность - это поистине "колыбель мира",
ибо здесь оформились многочисленные науки, развивалась философия, которая и
породила педагогику как отдельно обособленную науку, а также произошло
много чего интересного. Особое место в Античной культуре и вообще эпохе,
для понимания сущности и особенностей народного, то есть общественного
образования, занимает Спарта и Афинская Республика. Но остановимся на
Спарте. Именно в ней хорошо развилась интеграция человека в общество, а
общество в человека, хотя и несколько грубовато. Древняя Спарта - это
место, про которое можно сказать не лукавя : "Да, это истинно единый
организм, с высокой степенью живучести, но не способный к эволюции!". Для
Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и
человеческих жизней, что конечно на первый взгляд кажется ужасным, но это
всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние
спартанцы, им калеки были не нужны, им были нужны физически здоровые
сограждане. Хотя, по современным меркам система все ж чрезвычайно жестока.
Но все же Спарта - это выдающийся феномен общественного воспитания, при чем
феномен как в плохом ( в малой мере), так и в хорошем (в большей мере)
смысле слова. В Афинах же обучение хотя и носило общественный характер в
целом, но было аристократическим, что уже тогда показало всю
необоснованность платного обучения, ибо учатся не способные к знаниям, а
способные к широте кармана своих родителей, то есть до оплаты! На мой
взгляд, эта проблема актуальна даже в наше время, ибо сейчас в вашей
дорогой РФе, увы, забыли опыт предыдущих поколений, а зря! В Афинах
развивалась система образования с отторжением от труда, так-так он был
недостоин свободного Афинянина. Однако, на мой взгляд, зря, ибо уже на тот
момент практика показывает, что материал усваивается лучше при
непосредственном соприкосновении с объектом изучения или на примерах для
непосредственной практики. Это уже нам привыкшим мыслить абстрактно,
имеющих весьма приличный багаж знаний (по меркам того времени) легко
воспринимать предмет обучения на слух, хотя скажем, маленькие дети даже в
наше время сразу не в состоянии мысленно воспринимать информацию, то есть
без примеров. В последствии некого времени это презрение к труду переняли
древние римляне, хотя не сразу. Вначале у римлян понятие "гражданин" было
связано не только с его прямым значением, но и с понятием "хороший
земледелец" и "хороший семьянин", то есть была любовь к труду, которая в
последствии была сведена к нулю. И эту лень утоляла поистине
многомиллионная армия рабов. В принципе Античная эпоха сыграла существенную
роль в развитии народного образования, но не более чем оформила народное
образование и стала логическим заключением эпохи Древности, которая хоть и
делится на части, но не в истории образования (я думаю именно так согласно
своим знаниям и убеждениям).
Так двигаясь по исторической «арене» мы добрались до Средних веков.
Здесь, невероятно сильно, были проявлены индивидуалистические начала в
человеке. И о какой же народности образования может идти речь, когда были
частично временно, а частично навечно устранены работы «древних» по этому
вопросу. Тут дела обстояли весьма оригинально, настолько оригинально, что
эта апогея индивидуализма переросла в другую ее форму, когда гении начали
думать о «простых смертных», и сотворился ароморфоз, который назвался
Возрождением. Возрождение – это по своей сути продолжение Средних веков,
где заполыхали пожары инквизиции, пожирающие людей, не страдая при этом
несварением желудка. Также это была эпоха, когда люди начали
раскрепощаться, в головах стали появляться хорошие и светлые мысли не
только о боге и о себе , чрезвычайно любимом, но и о ближнем своем, причем
не «возлюби», но «научи», что было очень важно. Это было время торжества
искусства, торжества в лице человека, но не бога! И не просто человека, а
поистине «Homo sapiens’а»! Ибо это стало начало зрелости человечества.
Тогда же начались кропотливые и грандиозные роботы выдающихся педагогов,
ибо они увидели и сказали, то, что нужно было образованию. И что радостно,
общество, как в лице простого народа, так и в лице «сильных мира сего» сие
благое начинание подхватило, и о чудо! Это начинание дало результат, да еще
какой, взгляните на современную Европу, и вы увидите этот результат, пусть
Европа уже не та, пусть отношение к человеку уже не то, но какое основание
под ногами у старушки Европы! Да в эти поистине великие времена творили
педагоги, которые не только смогли заложить основы современного воспитания,
не только впервые смогли осознать и объяснить необходимость всеобщего, по
существу народного образования, но и, что самое важное, они смогли обучить
общество, ибо оно поняло значимость открытий. В целом они совершили тот
прорыв, который позволил возродить, хотя уже частично, Великие Античные
знания – опыт и умения древних. Но это Возрождение было не бездумно, а
осмысленное, проработанное, продуманно. Воспринимая эти истинны уже более
раскованным разумом. Они горели в огне, а они выстояли! Их истязали, их
пытали, а они выстояли! Они – это истинные гении эпохи Средневековья, пусть
они во многих вопросах ошибались, но они пытались, и это самое главное, ибо
начался тот тотальный сдвиг устоев в обществе, который вызвал в итоге
грандиозные перемены, оные идут и по сей день во всем мире! Они возрождали
знания, что в конечном счете сделало реальным их возрождение и вечную жизнь
в умах потомков и на страницах книг! В эту эпоху закладывались основы
всего, причем на базе древних знаний, которые в переработанном и
осмысленном виде дали огромный стартовый капитал знаний для новых
наработок!
Далее шли еще эпохи, но в принципе эти эпохи, не принесли таких
титанических изменений, как только что описанная эпоха. Ибо они лишь
улучшали уже достигнутое. Разве что хотелось бы отметить интерес к
подготовки педагогов, появившийся в 19 веке.
Я остановлюсь подробнее на современной вехе развития
общественной педагогики. Эта веха стала новым этапом развития педагогики, и
общественной педагогики в частности. Ключевым словом здесь будет слово -
компьютер или какие - либо его заменитель. Истинно компьютер начал новую
эру в методологии образования, он увеличил качество и количество
образования по всем показателям и направлениям, причем столь внушительно,
что принебригать этим просто глупо. Для педагогики открылись новые
горизонты, которые как минимум еще два - три века не будут исчерпаны. В
частности методы комплексного аудио - визуального обучения можно применять
на практике в школах, дошкольных учебных заведениях и профессиональных
учебных заведениях, в том числе и высших. Это могло бы дать очень большой
прирост качества образования, а также вмещать просто титанические объемы
информации в небольшие, чрезвычайно сжатые сроки. Причем, что самое
интересное, без потерь в качестве усвояемого материала, но даже с
повышением сего бесценного качества! Ну вот подходит к концу мой
риторический экскурс в историю и я бы хотел на основе вышесказанного
провести линию особенностей современного общественного образования.
Эпоха за эпохой люди накапливали знания, они стремились к новым
горизонтам, они рвались вперед познавая непознанное, иногда эти рывки были
внушительны, иногда не очень. Иногда требовалось притормозить для обобщения
всего накопленного материала, а иногда были капризы тормозящие развитие. Но
вот что особенно в этом развитии - оно всегда идет по линии от
индивидуальности к народности, петляет, но идет. На мой взгляд это связано
с феноменом так называемой "отработки технологии", в частности
образовательной технологии. Ибо в начале все опробуется на небольшом
количестве людей, так сказать - тестирование, а потом идет в массы для
принесения истинной пользы! Я сугубо субъективно всю историю педагогики на
следующие этапы : Первый идет от "сотворения человека", в смысле
способного мыслить, и до 476 года нашей эры. Так называемое "детство
человечества". Второй этап у меня идет от окончания первого до второй
половины девятнадцатого века, то есть до создания первых вычислительных
машин. Это у меня "юношество человечества", ибо люди еще на так изменились,
мир еще не так изменился, но уже это не малый карапуз, человек уже умудрен
опытом и думает, что ему все можно, и он все может. Так называемое
проявление юношеского максимализма. Третий и на данный момент
заключительный этап идет от создания первой вычислительной машины, и длится
по сей час. Это эпоха становления человека, в прямом смысле слова, ибо мы
начинаем замечать все то, что было до нас, то, что боялись увидеть, то, что
боялись узнать. Мы ищем всюду и все, и я уверен мы найдем что ищем. Этот
этап ознаменовался бурным всплеском открытий, причем не только научно -
технических, но открытий связанных непосредственно с человеком, его
разумом, его душой, его телом. Мы стали смотреть на вещи более непредвзято,
мы стали умнее, мы стали взрослее.
Но педагогика прошла с нами через все века существования человека, и
в каждой эпохе понимание этого понятия было своим. Так как же сейчас
понимается общественная педагогика? На мой взгляд, причем сугубо
субъективный, это искусство (в первую очередь, ведь любая наука, любая
вообще творческая деятельность - это прежде всего искусство) передавать
знания обществу самим обществом. А согласно пословице - Ars longa, vita
brevis, любой элементарный "винтик" в этом искусстве должен работать
идеально. Но не только! Он должен не только четко выполнять и реализовывать
все уже достигнутое, но и стремиться вперед, всем своим существом, по
принципу - Любой рядовой, мечтает стать генералом! (Хотя бы раз наверняка
мечтал!)
Существует мнение, что наступившая эпоха Водолея несет в себе больше
гуманизма и человеколюбия, нежели войны, хотелось бы верить, ибо война
нужна хотя бы для того, чтобы показывать всю свою ужасность, кровожадность
и очень часто моральную необоснованность! Но скажем "Отечественные" войны -
совершенно другое дело. А пока рождаются новые поколения желающие "легких"
денег, прижимая при этом к телу какое - либо оружие, мы должны давить на
гуманитарные науки, ибо они поотстали. Ведь в нашем обществе, да и вообще
во всем мире к власти пришли "люди", которые совершенно не ценят
"человеческий фактор"! А ведь Александр Васильевич Суворов громил вражьи
полчища не числом, а силою. Ибо он считал, что сила армии не в числе и
полководце есть основная, а в солдатах, то есть в людях. И его "чудо -
богатыри" - обычные люди, стали непобедимы, ибо Суворов и его "богатырская
дружина" не понесли ни одного поражения, в каких бы ситуациях они не
находились. Вспомните переход через Альпы! Ну разве могли бы эти хваленые
американские солдаты пройти хотя бы четверть пути этих поистине великих
людей! На мой взгляд - ни за какие бублики; эти откормленные, самодовольные
людишки даже из своего Hammer'а не вылезли бы, дабы не продуло. Вот что
значит человеческий фактор! Это я к тому, что подготовка любого специалиста
должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован
согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко
эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а
не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для
принесения наибольшей выгоды обществу. Ибо истинно человек не принадлежит
себе, он принадлежит обществу его воспитавшему, и пользу в первую очередь
он должен нести не себе, этому самому обществу. И что самое интересное, при
этом не забывая о себе. Так сказать распределяя внимание. В этом, на мой,
сугубо субъективный взгляд, должна крыться основа смысла воспитания
сограждан в обществе. То есть, по сути, по мимо непосредственно
образовательного смысла, должна присутствовать и данная идеологическая
линия. Ведь никто не может отрицать, того, что любой образовательный
процесс несет в себе дополнительно и идеологическую нагрузку и функцию, в
некоторых случаях эта функция основная, однако, это уже не образование, а
пародия на него. Мы ворвались в двадцать первый век на лихом
"технологическом коне", но еще не известно, вывезет ли он нас в двадцать
второй век? Ибо упуская гуманитарные факторы формирования личности в
человеке, посредством общественного образования, мы упускаем само
формирование личности. Ведь не факт, что эта личность, наподобие частицы в
Броуновском движении, не попадет в моральную трясину. А вы думаете откуда
берутся маньяки, самоубийцы и тому подобная нечисть - это просто плохо
воспитанные психи.
Ну и подводя итог, я хочу сказать, что не вижу нормального, с моей
точки зрения, общественного воспитания ни в РФе, ни в мире вообще! За
исключением кое где проскакиваемых моментов.


Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут
колледжами.

Жан-Жак Руссо, "Эмиль или о воспитании".




Реферат на тему: Обществознание 11-й класс

БИЛЕТ [1]
1.) ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.
Общество - это обособившаяся от природы часть мира.
Это обособление состоит в следующем: в отличие от
стихийных природных сил в центре общественного развития
стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же
существует и развивается по своим собственным, не зависимым
от человека и общества законам. Второе обстоятельство: чело-
веческое общество выступает в качестве творца, преобразователя,
создателя культуры. Культура - это всё, созданное человеком:
это сотворённая человеком "вторая природа", которая как бы
надстроена над природой естественной. Природа влияет на общество:
так, например, Ключевский говорил о влиянии рек на общественную
и хозяйственную жизнь славян. С другой стороны общество влияет
на естественную среду обитания человека как благотворно, так и
пагубно. Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем
ввиду его качественную спецификацию, но не оторванность от
природы и процессов её естественного развития.
Общество в широком смысле: совокупность исторически сложившихся
форм совместной деятельности людей, в узком смысле - исторически
конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое).
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Экономическая - отношения в процессе материального производства;
социальная - взаимодействие классов, социальных слоёв и групп;
политическая - деятельность государственных организаций, политических
партий; духовная - мораль, религия, искусство, философия, деятельность
научных, религиозный, образовательных организаций и учреждений.
2.) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Права человека отражены в законах. Так, например, существует
Всеобщая декларация прав человека, в которой записано: что
каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную
неприкосновенность. Права гарантируются в Конституции, там
закреплены основные права: социально-экономическими правами являются:
право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на пенсию, право
на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры,
свободу творчества, права на личную собственность. Существуют
свободы: печати, слова, собраний и т.д.

БИЛЕТ [2]
1.) РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Люди издавна пытались объяснить существование общества, как оно разви-
вается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии
общественного развития общества основным способом понимания мира
является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социаль-
ную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим,
передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению.
Первым источником древней мудрости в древней Индии стала ведическая
литература, они говорили о зависимости человека от универсального
космического порядка. Учение о Карме. Определённое место занимают
даосизм, наука о пути, и конфуцианство. Яркую страницу в истории
развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия
вписала философия античности, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,
Эпикур. Они использовали строгие понятия логики. Платон пытался
понять причины возникновения неравенства людей, он считал, что
люди селятся вместе, чтоб удовлетворить потребности в пище, жилье
и одежде, они создают таким образом государство. Он нарисовал идеал
справедливого государства. Главное в идеальном государстве - справедли-
вость. Он говорил, что личность должна быть подчинена интересам
государства. Аристотель - основоположник наук об обществе. Он выдвинул
такие типы общения, как семья и селение, но государство поставил над
ними. Древнегреческие философы считали государство выше человека, о
правах человека вопрос не ставился. Христианство выдвинуло вопрос о
равенстве людей, о равенстве перед Богом. В 16-17 веках появились
светские варианты "естественного права" в трудах английских философов,
выдвинувших теорию "общественного договора". Глубокие идеи выдвинул
Гегель, считавший, что основой исторического развития является
развёртывание "абсолютной идеи". Он создал диалектический метод,
объяснил, что всё существует в развитии, которое происходит в
следствие возникающих противоречий. Обновление и преемственность -
черты общественного развития. Конт ввёл понятие социологии. Он
выдвинул идею об эволюции общества как целостного организма.
Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе.
Маркс и Энгельс считали, что первоосновой развития общества
являются трудовая, производственная деятельность людей, что
бытие определяет сознание. В 2О веке в обществознании появились
новые концепции, учения, направления.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.
История, философия, социология, политология, правоведение, этика,
эстетика и другие.
2.) ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
"Экономика" обозначает широкую область в жизни общества,
включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство
в целом, финансы, денежные обращение и др. (слово греч. перво-
начально означало искусство управление домашним хоз-вом.)
Существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем
жизни населения.

БИЛЕТ [3]
1.) ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и
конечного, временного и вечного, свободы и необходимости,
короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов.
Человек, это субъект общественно-исторической деятельности
и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель-
ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это неповторимое своеобразие какого-либо
явления, включая природные и общественные. Личность - это
человеческий индивид как субъект отношений и сознательной
деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и общества.
Личность - это субъект познания и свободная личность. У личности есть
роли: семейная, производственная, политическая, в жизни личность
выступает в этих ролях.
2.) РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
СВОБОДНЫЙ РЫНОК ТОВАРОВ - а) нерегулируемым предложением;
б) нерегулируемам спросом; в) нерегулируемой ценой, устраивающей
спрос и предложение. Таким образом, рынок регулирует производство
"сигнализирует" через них производителю, что производить, какого
качества и в каких количествах. РЫНОК ТРУДА - имеет теже три приз-
нака: спрос, предложение, цена. Тот особенный товар, что тут прода-
ётся и покупается тут - рабочая сила. РЫНОК КАПИТАЛА - означает
предложение и спрос, но в качестве товара - ценные бумаги (акции,
облигации, валюта). Большую роль в ориентации играют биржи.
ТОВАРНАЯ БИРЖА - это форма рынка товаров, продающихся большими
партиями. ФОНДОВАЯ БИРЖА - продажа ценных бумаг. БИРЖА ТРУДА -
распределение безработных, способствует их трудоустройству.

БИЛЕТ [4]
1.) ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕЁ МНОГООБРАЗИИ.
Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе дея-
тельности происходит формирование и самореализация личности.
Деятельность людей развёртывается в разных сферах жизни общества,
её направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего
разделяют духовную и практическую деятельности. Практическая
деятельность направлена на преобразование природы и общества,
она включает материально-производственную деятельность и социально-
преобразовательную деятельность. Духовная деятельность связана с
изменением людей, в неё входят познавательная деятельность,
ценностно-оринтировочная деятельность, прогностическая деятельность.
2.) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.

БИЛЕТ [5]
1.) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
Описанный в истории путь человечества с древнейших времён до конца
ХХ века можно назвать историческим процессом. Слово процесс озна-
чает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний его
развития. Ключевский полагал, что исторический процесс, это ход,
условия и успехи человеческого общежития или же человечества в
его развитии и результатах. Это очень длительный процесс, он
охватывает развитие человека в обществе себе подобных от появления
человека разумного вплоть до наших дней. Каждое время определяет
исторический процесс по своему, в этом отношении Карамзин назвал
определение исторического процесса - зерцалом бытия и деятельности
народов. На сегодня исторический процесс - это последовательная
череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятель-
ность многих поколений людей.
2.) КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Основной закон государства. В конституции закреплены основные права и
обязаности граждан, перечисленны законодательные органы, принцип их
работы, а также исполнительные органы. Настоящая конституция принета
в 1993 году. Презедент является главой государства и высщим должностным
лицом, он наделён большими полномочиями: определяет основные
направления внутреней и внешней политики, решает вопросы гражданства
РФ и предоставления политического убежища, возгловляет совет безопасности,
является верховным главнокомандующим ВС. Он в праве вводить черезвачайные
положения, вводить референдум, подписывать федеральные законы.
Принять решение о роспуске...
Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и
судебная. Принцип разделения властей означает, чио нионому из государ-
ственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном
оъёме. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ. До 1991 года, в стране были
съезды Советов. Существовал Верховный Совет и Совет Национальностей.
Верховный Совет был высщим органом государственной власти и избирался
раз а пять лет, при всеобщем равном и прямом избирательном праве при
тайном голосовании, затем он был упразднён. Новым высщим представительным
и законодательным органом России является Федеральное собрание (Парламент).
Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. До
1991
года , в России существовала однопартийная система Коммунистической Парии
Советского Союза. Сейчас существует многопартийная система.
(Демократический
выбор России; ЛДПР; Яблоко; Женщины России...]

БИЛЕТ [6]
1.) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо
человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек
усваивает только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания,
которыми мы овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны,
это знания о предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип
знаний составляют наши идеи о том, как формируется само знание,
откуда у людей берутся бесспорные представления. Знания не возникают
сами по себе, они результат особого процесса, познавательной
деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками
диких животных, приобрёл полезные сведения, которые помогали ему
в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло, узнаёт,
что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может
происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной
жизни. Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению
особенности размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок
в школе изучает на уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь
идёт о специально организованном познавательном процессе.
Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает
наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и
познаваемого предмета (объект познания). Они соотносятся друг с
другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения,
обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком
мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие,
представление. Ощущение - это то, что мы воспринимает органами
чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета
называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений
сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия
называется представлением. Познающий человек не может ограничиться
лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя
способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления
протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению,
обобщению, отвлечению. Процесс мышления и оформления его в
речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за другом про-
цесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий
утверждается или отрицается что-либо, называется суждением.
В человеческой речи суждения связаны между собой логически.
Человек приходит к выводу или умозаключению.
НАУЧНОЕ И НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум,
оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного
познания является теория. многие законы науки первоначально
возникают в форме гипотез. Формами ненаучного познания можно
назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и
здравый смысл.
Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство,
ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям,
примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное
познание средствами искусства, которое создаёт художественный образ.
2.) ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА.
Развитие общества в XX веке показало возможности двух различных
варриантов экономической жизни. Один из них - рыночная зкономика,

другой из них - коммандная зкономика. В коммандной экономике все
решения по вопросап производства и распределения принимаются
правительством. Сушествуют гос. планы, которые товаропроизводители
должны строго выполнять. На экономические отношения воздействует
государство, используя законы и экономические методы. Существует
правовое регулирование направленное на упорядочиние рыночных
отношений, сушествует антимонополтное законодательство. Существуют
гос. заказы преимушественного военного назначения. Cуществует
финансово-экономическое регулирование в форме налогов.
Кредитно-денежняс система. Экономическое програмирование.

БИЛЕТ [7]
1.) МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ, ВЕРА.
Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его
окружает, сродни мировоззрению - миропонимание и миросозерцание.
Мировоззрение - это взгляд не на какой-то отдельный предмет, а на
мир целиком. Оно представляет собой отношение человека к окружающему
миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живёт в ладу,
в гармонии с ним. Мировоззрения бывают: обыденным, религиозным,
научным, гуманистическим. Понятие веры очень широко, можно верить
не только в конец света, но и в построение коммунизма, в собственные
возможности и так далее. Убеждение и вера связаны. Когда знания
прочны, например, каждое утро всходит Солнце, - эти знания превра-
щаются в убеждения. Но любое знание конечно и ограничено возможностями
человека. Всего познать нельзя. В мире есть неопознанное и недоступное
нашему сегодняшнему познанию. Там, где невозможно познание, там
нередко открывается поле деятельности для веры. Мы мерим там, где
не знаем точно. Платон говорил, что убеждение обладают и узнавшие,
и поверившие, вере свойственно понятие абсурда. Вера поражается
неосознанными эмоциями и чувствами, интуициями. При этом нет
потребности в аргументации и рациональной доказательности.
2.) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Это скачёк в развитии производительных сил общества, переход их
в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе
научных знаний. НТП - меняет положение человека (субъект труда).
НТП - вызывает коренные сдвиги в организации и труда, в системе
управления производством. НТП - резкое возрастание авто перевозок,
увеличение скоростей, железнодорожного транспорта. Улучшение средств
связи и т.д. Начавшейся технологический переворот должен привести в
следующем веке к новой, научно-технологической цивилизации.

БИЛЕТ [8]
1.) ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному называется
прогрессом. Прогресс - это движение вперёд. По какому пути идет
общество: по пути прогресса или по пути регресса? От ответа на
этот вопрос зависит представление людей о будущем: несёт ли оно
лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего. Древний поэт Гесиод
писал о пяти стадиях в жизни человечества: золотой век (люди жили
легко и беспечно), серебряный век (началось падение морали),
железный век (зло и насилие), он видел путь общества регрессивным.
В отличие от Гесиода Платон и Аристотель рассматривали историю
как циклический круговорот, повторяющий одни и те же страдания.
С достижениями науки в эпоху возрождения связано развитие идеи
исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного
прогресса выдвинул французский философ Тюрго. Его современник
Кондорсе писал, что история представляет картину беспрерывных
изменений, картину прогресса человеческого разума. Факты из
истории 19 - 2О веков говорят о том, что за революциями неред-
ко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за
коренными переменами в политическом устройстве - реставрация
старых порядков. Если бы мы пытались прогресс человечества
изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не
прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и спады в борьбе
общественных сил, ускоренного движения вперёд и гигантские скачки
назад. Одна из существенных ныне точек зрения состоит в том,
что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса
является развитие производительных сил, включая развитие самого
человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом
и совершенствованием производительных сил общества. Чем человечнее
условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке
человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Поэтому
прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
2.) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ,
МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА.
Это субъекты политической деятельности. СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ - это
во-первых большие социальные общности к которым можно отнести
социальные группы.

БИЛЕТ [9]
1.) ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация - это уровень,
ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.
В другом значении цивилизация - это ступень развития, следующая
за варварством. Существуют древние цивилизации и современные
цивилизации, Западные и Восточные типы цивилизаций.
СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это индустриальная цивилизация.
Она характеризуется развитием капитала, возникшего в результате
технических предпосылок для ускорения производственного процесса,
новыми ценностями, отметающих средневековые ценности,
парламентаризмом - системой правления, для которой характерно наличие
представительного органа - парламента, осуществляющего
законодательную власть, внутреннюю и внешнюю политику правительства.
Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя
рад стадий, привёл в 19-2О веках к возникновению так называемых
современных обществ в Западной Европе и Северной Америке. Им
свойственно интенсивное производство, она выдвинула в качестве
важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою
очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе и
правовом государстве. Другой тип современной цивилизации, это незападные
цивилизации или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют
коллективные формы человеческого общежития.
2.) НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРОБЛЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ.
Современное человечество - это 2000 различных народов (в мире незави-
симых государств около 20). Нация - наиболее развитая исторически-куль-
турная общность людей.

БИЛЕТ [10]
1.) ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с группой
проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс,
судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных.
К ним относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы
новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его послед-
ствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между
развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира",
стабилизация демографической цивилизации на планете. Всё большее
значение в последние десятилетия приобретают также проблемы
охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании,
возражение культурных и нравственных ценностей, борьба с междуна-
родным терроризмом.
Пути решения: по поводу предотвращения войны - надо, как говорил
Эйнштейн, изменить отношение друг к другу и предупреждать политиков
об опасности катастрофы. Создать миропорядок на принципах: отношение
к человеку, как к высшей ценности, отказ от войны как средства реше-
ния спорных вопросов, признание права народов самостоятельно выбирать
свою судьбу, понимания современного мира как целостного и взаимосвя-
занного сообщества людей.
ПЕРСПЕКТИВА ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА - в изменениях
производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни.
Научно-технический прогресс может создать безотходное производство,
построенное по принципу замкнутого цикла.
2.) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЁ ФОРМЫ.
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

БИЛЕТ [11]
1.) ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ.
Личность имеет политический статус, если общество, в котором
она живёт, это демократическое общество.
По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и
конечного, временного и вечного, свободы и необходимости,
короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов.
Человек, это субъект общественно-исторической деятельности
и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель-
ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом.
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие какого-либо
явления, включая природные и общественные. Личность - это
человеческий индивид как субъект отношений и сознательной
деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и
общества. С изменением общества претерпевает изменение и личность.
Возросло отклоняющееся поведение личности, то есть такое, которое
не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждёт от
человека общество. Социальные отклонения приобретают массовые
явления: преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания,
религиозный фанатизм, терроризм.
В связи с ростом экономики на рубеже 2О-21 веков всё большее
распространение в мире получают экономические преступления, посягаю-
щие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде.
Человеческая личность широко втягивается в преступный мир.
2.) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЁ СТРУКТУРА.

БИЛЕТ [12]
1.) ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ.
Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание.
Философы, допускающие обретение человеком истинного значения называ-
лись рационалистами и эмпириками. Те, кто отрицал эту возможность,
назывались агностиками. Критерий - это мерило. каковы критерии
истины? Для рационалистов - это разум. Он основан на опыте, на
практике. Но может ли практика служить универсальным (всеобщим)
критерием истины в познании?
Целый ряд явлений действительности вообще не поддаётся
оценке с точки зрения истинности и ложности. Это относится к
духовным ценностям, формам культурного творчества.
2.) МЕСТО РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА.
Религия - это определённые взгляды и представления людей, со-
ответствующие обряды и культы. Одной из древнейших форм культуры
является религия. Появляются мировые религии: буддизм, христианство,
мусульманство. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ - самая ранняя мировая
религия, распр. в Азии; заповедь: любовь и милосердие ко всему
животному. ХРИСТИАНСТВО: второе по времени возникновения -
1) Западное (католическое); 2) Восточное (православное)
ИСЛАМ (Мусульманство) - самая поздняя мировая религия

БИЛЕТ [13]
1.) СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ТЕНДЕНЦИЯ
Изменения социальной структуры российского общества.
Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в
различные группы, общности, взаимодействие людей в таких группах
и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности
общества и изучается наукой социологией. Общество дифференци-
ровано. Общество разделено на группы, занимающие разное социальное
положение. Социальное расслоение свойственно обществу. Существуют
привилегированные группы и отверженные: люмпены и маргиналии.
Существует экономическая, политическая и профессиональная
дифференциация. Существует общественное неравенство. В обществе
существуют классы: два основных класса это - рабочие и крестьяне.
Интеллигенция - это социальная группа. При социальной мобильности
происходит переход людей из одной социальной группы в другую.
Семья - важнейший элемент социальной структуры.
В России изменяется социальная структура, убывает класс крестьян,
переезжающих в города, массовый отток сельского населения в города
привёл к обезлюдиванию многих тысяч российских деревень, целых
областей. В связи с сокращение рабочих мест и безработицей
уменьшается класс рабочих, увеличивается класс мелких
и крупных предпринимателей. В связи с малой рождаемостью увели-
чивается число стариков и уменьшается число молодых людей.
2.) РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

БИЛЕТ [14]
1.) ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
- это форма общественного производства, при которой продукты
изготавливаются для обмена. Простое товарное (мелкотоварное)
произ-во, основанное на частной собственности на средства производства
и личном труде товаропроизводителя и его семьи, возникает с появлением
общественного труда в период разложения первобытнообщинного строя
и ведётся в целях удовлетворения личных потребностей. На известной
ступени исторического развития возникает капиталистическое
товарное производство, основанное на частной капиталистической
собственности с использованием труда наёмных рабочих, у которых
нет средств производства. Товарное производство становится всеобщей
и господствующей формой производства; рабочая сила превращается в
товар. Цель капиталистического товарного производства - получение
прибыли. При товарном производстве действуют товарно-денежные
отношения, это отношения между людьми в процессе производства и
обмена товаров. Рынок - это сфера обмена товара на деньги.
2.) ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

БИЛЕТ [15]
1.) ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИИ.
Чаадаев писал: "говорят про Россию, что она не принадлежит не
к Европе, не к Азии, что это особый мир. Пусть будет так, но
надо еще доказать, что человечество помимо двух своих сторон,
определяемых словами "Запад" и "Восток", обладает ещё третьей
стороной." Бремя такого доказательства взяли на себя Хомяков,
Киреевский, Аксаков и сам Чаадаев и другие, названные славяно-
филами.

2.) ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.




Новинки рефератов ::

Реферат: Валентин Распутин (биография) (Литература)


Реферат: Проблемы развода (социологическое исследование) (Социология)


Реферат: Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация ? (История)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Государственное управление по Волынскому (Менеджмент)


Реферат: Демократизация взаимоотношений учитель-ученик (Педагогика)


Реферат: Економічне становище в Україні в 50-60-х роках ХХ століття (История)


Реферат: Налоги на прибыль (МСФО №12) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Педагогическая характеристика коллектива (Педагогика)


Реферат: Позитивная социология Огюста Конта (Социология)


Реферат: Производство плавленого периклаза из природного брусита (Металлургия)


Реферат: Президент Украины и его статус (Право)


Реферат: Вычислитель универсальный (руководство) (Радиоэлектроника)


Реферат: Огюст Конт как основатель позитивной социологии (Социология)


Реферат: Концепция культуры Карла Юнга (Искусство и культура)


Реферат: Дыхательная система человека (Биология)


Реферат: Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Ответы на вопросы по курсу "Системное программирование" (Компьютеры)


Реферат: Физическая подготовка туриста (Спорт)


Реферат: Исследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист