GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Компьютерные технологии в обучении студентов (составление интерьера). (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Компьютерные технологии в обучении студентов (составление интерьера). (Педагогика)



МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Художественно-графический факультет


Кафедра начертательной геометрии и черчения



Реферат на тему:
Компьютерные технологии в обучении студентов ХГФ перспективным проекциям
(составление интерьера).



Москва, 2001г.
СТРУКТУРА РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………3

ГЛАВА I. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения
студентов художественно-графических факультетов………………………………………….6

ГЛАВА II. Необходимость изучения основ дизайна интерьера в средней и высшей
школе………………………….17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..23



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, мире в котором информационный поток,
обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей
приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно
представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной
машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот
список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько
зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их,
то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная
революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие
прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в
школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в
образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из
задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития
познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и
сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической
структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для
правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и
развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С.
Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л.
Рубинштейн и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования
познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные
процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные
средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными
универсальными возможностями на уроках ИЗО в школе и компьютерной графики в
ВУЗах и будет являться одним из таких средств.
С развитием современной информационной технологии, система “человек и
компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов
общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с
компьютером должно быть обеспечено и школьным и ВУЗовским образованием. Чем
раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как
современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Отсюда, возникает необходимость в разработке методики позволяющей
составить интерьер с помощью специальной компьютерной программы было
существенное сокращение учебных часов. Так как, к сожалению, количество
часов преподавания большинства учебных предметов в вузах с каждым годом
уменьшается, например, в МПГУ за последние пять лет количество аудиторных
часов сократилось в два раза. В настоящее время появилось много учебных
заведений, где в течение краткого времени студенты должны изучить довольно
большой теоретический материал и выполнить на его основе графические
работы. Кроме того, появились различные курсы повышения квалификации, где
важно умение составить и изобразить простейший интерьер. Однако техническая
и в частности компьютерная поддержка, помогающая правильно составить
интерьер за короткое время отсутствует. Поэтому необходимо обосновать
использование технической поддержки для составления интерьера.



ГЛАВА I. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения
студентов художественно-графических факультетов.

В последние годы курс преподавания компьютерной графики на
художественно-графическом факультете МПГУ вышел на качественно новый этап
своего развития. Более-менее унифицировался набор вычислительной техники.
Самое главное то, что изменился взгляд на то, что понималось под
компьютерной грамотностью. Десять лет назад, в начале внедрения информатики
в различные учебные заведения, под компьютерной грамотностью понималось
умение программировать. Сейчас уже практически всеми осознано, что
компьютерные технологии не должны использоваться только для
программирования. Большая часть пользователей современных персональных
компьютеров (ПК) не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы
обширные программные средства компьютерных информационных технологий (КИТ),
позволяющих работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю. Поэтому
минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами
компьютерных информационных технологий.
Однако ошибочно было бы ориентировать курс изучения
вычислительной техники только на практическое освоение работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, базами данных и пр. Такой курс
быстро бы потерял значение как самостоятельная учебная дисциплина.
Изучение основ компьютерной графики в ВУЗах должно преследовать
две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель
заключается в освоении учащихся прикладных программ, необходимых для
создания рисованных объектов и обработки готовых. Прагматическая - в
получении практических навыков с аппаратными и программными
средствами современных ЭВМ. Курс компьютерной графики содержательно и
методически должен быть построен так, чтобы обе задачи -
общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.
Компьютерная графика, как образовательная дисциплина быстро
развивается. Сегодня ее целью является повышение эффективности применения
человеком компьютера как инструмента.
Компьютерная грамотность определяется не только умением
программировать, а, в основном, умением использовать готовые
программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта
тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению "мягких" продуктов,
ориентированных на неподготовленных пользователей. Разработка таких
программно - информационных средств является весьма дорогостоящим делом
в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы
высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров,
программистов. Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к
компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без
специальной подготовки. Компьютер является не просто техническим
устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение.
Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных
тем, что одну часть задачи — конструирование и производство ЭВМ — выполняет
инженер, а другую — педагог, который должен найти разумное дидактическое
обоснование логики работы вычислительной машины в целом и отдельных
программ в частности. Также надо обратить внимание с какими программами
необходимо познакомить студента художественно-графического факультета и
логики развертывания живой человеческой деятельности учения. В настоящее
время последнее приносится пока что в жертву логике машинной; ведь для того
чтобы успешно работать с компьютером, нужно, как отмечают сторонники
всеобщей компьютеризации, обладать алгоритмическим мышлением.

Другая трудность состоит в том, что средство является лишь одним из
равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее
звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и
деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном
из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание требует
новых форм его организации, так и новое средство предполагает
переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому
установка в школьном классе или вузовской аудитории вычислительной машины
или дисплея есть не окончание компьютеризации, а ее начало — начало
системной перестройки всей технологии обучения.

Преобразуется прежде всего деятельность субъектов образования -
учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить
принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с
изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее
содержания. И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью
учителями и учениками или насыщенности классов обучающей техникой, состоит
основная трудность компьютеризации образования.
Выделяются три основные формы, в которых может использоваться
компьютер при выполнении им обучающих функций:
а) машина как тренажер;
б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за
преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;
в) машина как устройство, моделирующее
определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).


Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и
закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-
тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную
информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем
предъявлении задания. Такие программы можно отнести к типу, присущему
традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит в том,
чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать
препарированный для целей такого обучения готовый материал. При
использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная
пассивность учащихся. Такие программы могут обучить теоретическим правилам
составления интерьера, на примерах показать существующие перспективные
проекции, ознакомить с правилами их построения. Также можно использовать
для ознакомления с материалом необходимым для грамотного составления
интерьера: как лучше спланировать помещение, обставить, какие зоны требуют
специального освещения. Об этом и многом другом на лекциях можно говорить
бесконечно, но как уже упоминалось выше компьютерные технологии
используются нами для экономии времени.

Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком
определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие
воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. "Для
обучающих систем такой обмен информацией получил название диалога"'. Таким
образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог
обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь
осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что
дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела
репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного
обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с
ЭВМ.

Нужно подчеркнуть отличие такого "диалога" от диалога как способа
общения между людьми. Диалог — это развитие темы, позиции, точки зрения
совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного
обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого
диалога.

Очевидно, что "диалог" с машиной таковым принципиально не является. В
машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется
процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту
ветвь, машина выдаст "реплику" о том, что он попал не туда, куда
предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить
попытку или начать с другого хода. Принципиально то же самое происходит,
когда мы неправильно набираем номер телефона, и абонент отвечает: "Ошиблись
номером" либо просто бросает трубку. Кстати, по этой же причине
индивидуализация обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине
заложена разветвленная программа. По идее должно быть наоборот: ввиду
уникальности каждого человека в обучающей машине должны возникать
индивидуальные программы. Но это не в возможностях компьютера, во всяком
случае в настоящее время.

Учащийся может попробовать составить некую, заданную программой
комнату, при этом в случаях ошибки (например: поставил блок мебели стиля
хай-тек в комнату выполненную в стиле барокко и т.д.) пользователь
выбрасывается назад, где находится тот материал зная который ошибки бы не
было. Или же по окончании работы ему выставляется оценка и выводится список
ошибок и где можно посмотреть теоретический материал. Конечно, программист
поступает правильно, предусматривая систему реплик машины, выдаваемых в
определенных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку
нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того и
другого. Диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной
информации, принципиально быть не может. С дидактической точки зрения
"диалоговый режим" сводится лишь к варьированию либо последовательности,
либо объема выдаваемой информации. Этим и исчерпываются возможности
оперирования готовой, фиксированной в "памяти" машинной информации.
М.В.Иванов пишет:

Диалог - это реализованное в педагогическом общении диалектическое
противоречие предмета, а противоречие даже самая современная машина освоить
никак не может, она к этому принципиально не приспособлена. Введение
противоречивой информации она оценивает "двойкой".

Это означает, что компьютер, выступая в функции средства реализации
целей человека, не подменяет процессов творчества, не отбирает его у
учащихся. Это справедливо и для тех случаев, когда ЭВМ используется для
учебного имитационного моделирования, в нашем случае интерьера, задающего
режим "интеллектуальной игры", хотя, бесспорно, что именно в этой функции
применение компьютера является наиболее перспективным. С его помощью
создается такая обучающая среда, которая способствует активному мышлению
учащихся.

Использование машинных моделей тех или иных предметных ситуаций
раскрывает недоступные ранее свойства этих ситуаций, расширяет зону поиска
вариантов решений и их уровень. Наблюдается увеличение числа порождаемых
пользователем целей, отмечается оригинальность их формулировки. В процессе
работы перестраиваются механизмы регуляции и контроля деятельности,
трансформируется ее мотивация. Их характер определяется тем, насколько
программисту удается заложить в обучающую программу возможности
индивидуализации работы учащегося, учесть закономерности учебной
деятельности.

Индивидуализацию называют одним из преимуществ компьютерного обучения.
И это действительно так, хотя индивидуализация ограничена возможностями
конкретной обучающей программы и требует больших затрат времени и сил
программиста. Однако тот идеал индивидуализации, который связывают с
широким внедрением персональных компьютеров, имеет и свою оборотную
сторону. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе
диалогическое общение и предлагает его суррогат в виде "диалога" с ЭВМ.
В самом деле, активный в речевом плане ребенок, поступив в школу, в
основном слушает учителя, занимает "ответную позицию" и говорит на уроках с
особого разрешения учителя, когда его "вызовут к доске". Подсчитано, что за
полный учебный год ученик имеет возможность говорить считанные десятки
минут — в основном он молча воспринимает информацию. Средство формирования
мысли — речь - оказывается фактически выключенным, а для тех, кто стал
студентом, это происходит и в высшей школе. Обучающиеся не имеют
достаточной практики диалогического общения на языке изучаемых наук, а без
этого, как показывают психологические исследования, самостоятельное
мышление не развивается. Обучение компьютерной графики будет более
эффективным, если система дидактических и воспитательных средств,
используемых на уроке, будет соответствовать целям деятельности, реальным
познавательным возможностям класса, отдельных учеников, групп учащихся.

Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью
персональных компьютеров, не заботясь о преимущественном развитии
коллективных по своей форме и сути учебных занятий с богатыми возможностями
диалогического общения в взаимодействия, можно упустить саму возможность
формирования мышления учащихся. Реальны и опасность свертывания социальных
контактов, и индивидуализм в производственной и общественной жизни. С этими
явлениями в избытке встречаются в странах, широко внедряющих компьютеры во
все сферы жизнедеятельности.

Нельзя безоглядно ориентироваться на пути внедрения ЭВМ в тех странах,
где исходят из принципиально иных представлений о психическом развитии
человека, чем те, которые разработаны в современной психолого-
педагогической науке. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора
стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы
использовать все его преимущества и избежать потерь, ибо они неизбежно
отрицательно скажутся на качестве учебно-воспитательного процесса, который
не только обогащает человека знаниями и практическими умениями, но и
формирует его нравственный облик.

Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы
школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране
дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать
такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная
лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-
исследовательская работа.

Проблемы компьютерного обучения, о чем говорилось выше, не сводятся к
массовому производству компьютеров и встраиванию их в существующий учебный
процесс. Изменение средства обучения, как, впрочем, и изменения в любом
звене дидактической системы, неизбежно приводят к перестройке всей этой
системы. Использование вычислительной техники расширяет возможности
человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач, и
его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное
мероприятие.

Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда,
когда выполняемые человеком функции могут быть формализуемы и адекватно
воспроизведены с помощью технических средств. Поэтому прежде, чем
приступать к проектированию учебного процесса, преподаватель должен
определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной его
частями. По некоторым литературным источникам автоматизированный режим по
объему учебного материала может достигать 30 % содержания.( Судьба
компьютеризации в конечном счете будет зависеть от педагогически и
психологически обоснованной перестройки всего учебно-воспитательного
процесса.



ГЛАВА II. Необходимость изучения основ дизайна интерьера в средней и высшей
школе.

Всем нам приходиться заниматься обустройством дома. Переставляя старую
мебель, или расставляя новую, подбирая обои на стены, занавеси на окна,
окрашивая полы, двери, окна, или вешая картину на стену, мы, так или иначе
благоустраивая свой дом, или, что в общем тоже самое являемся создателем
его интерьера. Можно сказать, что все мы немножко дизайнеры. Но только в
отличии от профессионалов мы не знаем, почему надо делать так, а не иначе,
и если приходим к правильному решению, то путем экспериментов.
Зная ответы на вопросы как правильно определить, какое
оборудование (то есть обстановка дома) и сколько его необходимо для
оптимального благоустройство вашего жилища? Как и где разместить его, чтобы
оно согласно эргономическим и антропометрическим требованиям максимально
выполнило свое предназначение? Где лучше есть, пить, спать, заниматься
любимым делом, отдыхать? Как сделать свой дом таким, чтобы он всегда при
любой «эмоциональной погоде» нравился нам и живущим с нами людям, чтобы мы
любили возвращаться в него в любое время суток и года, и могли спрятаться
там от наших невзгод; а офис таким чтобы работа была более приятной и
плодотворной, где бы можно было отдыхать работая, принимать людей,
создавать научные работы.
Ответы на эти вопросы помогут наилучшим образом организовать
пространство жилища, рационально и красиво оформить интерьер, полнее и
правильнее использовать функциональные возможности мебели и другого
необходимого для удобного проживания оборудования, обеспечить жилищу
оптимальную освещенность и благоприятный микроклимат, придать ему
эстетическую окраску и индивидуальность, соответствующие вашей личности.
Можно утверждать, что изучение дизайна интерьера будет
чрезвычайно полезно студентам художественно–графического факультета, МПГУ
как будущим учителям изобразительного искусства и черчения. К сожалению,
ныне действующая учебная программа не позволяет в достаточной степени
познакомить студентов ХГФ с основными правилами составления интерьера и,
прежде всего как уже говорилось во введении к данной работе в связи с тем,
что время аудиторных занятий сократилось, а требования к выполнению заданий
остались практически те же. И, прежде всего это относится к графическим
работам по перспективе. Одной из первых работ в этом курсе студенты
составляют план интерьера, а у преподавателя (в связи с ограниченностью
учебных часов) нет возможности подробно рассказать обо всех аспектах
связанных с разработкой интерьера. Следует отметить, что на первом курсе
студенты и на других учебных предметах еще не получают те знания, которые
помогли бы им грамотно выполнить задания по разработке интерьера.
Вследствие этого необходимо упростить преподаваемый материал по дизайну
интерьера, но упростить не значит, что-то исключить. В данном случае
упростить - создать определенные рамки преподносимой информации. Зная, что
в следующих семестрах эта тема будет рассматриваться, на других учебных
предметах (например, на кафедре психологии будет рассказываться о влиянии
цвета на психику человека, на кафедре ДПИ - о материалах, о композиции, о
пространстве), можно использовать это и на первом курсе дать тот минимум
информации, которого будет достаточно для того, чтобы верно составить тот
интерьер, который он будет выполнять в перспективе. В этом случае и нужны
те рамки, о которых говорилось выше, то есть мы предлагаем не давать весь
материал, например не рассказывать все о цвете, а рассказать только то, что
необходимо для выполнения комнаты конкретного назначения. А в продолжение
обучения на художественно–графическом факультете, другими кафедрами будут
развиваться, и дополняться, как бы по спирали, те знания, которые могут
быть использованы теми, кто впоследствии выберет дизайн интерьеров своей
профессией.
Эти правила, рекомендации, и принципы рассчитаны не только на
формирование представления о том, каким должно быть современное жилище (тем
более что это представление меняется со временем), но и на использование их
при выработке личного и индивидуального подхода к обустройству жилья. То
есть, рассказывается все, что нужно знать при составлении конкретных комнат
и ставится задача построить фронтальный интерьер комнаты.
Поэтому цикл лекций излагающих основные правила, рекомендации и
принципы, которые желательно использовать при благоустройстве каждого
конкретного жилища надо составить с учетом использования компьютерных
технологий.
Компьютерный мир предлагает большое количество программ, способных
усовершенствовать процесс создания интерьера. Но те компьютерные программы,
которые позволяют заниматься дизайнерскими проектами, требуют определенных
знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения этим программам.
А в некоторых случаях эта трата времени не оправдывает поставленную цель,
например, если нужно составить несложный интерьер для дальнейшего
выполнения его в перспективе. Что не мало важно в жизни мы часто ограничены
временными сроками, поэтому не у всех есть время, в освоении компьютерных
программ. К сожалению, на художественно-графическом факультете МПГУ в
настоящее время нет отдельной кафедры компьютерной графики. Поэтому,
приходится для изучения необходимых, преподавателю ИЗО, компьютерных
программ выделять часы факультативов или спецкурсов. Для того чтобы сделать
процесс более эффективным, необходимо разработать единую методику
преподавания компьютерной графики на художественно-графических факультетах.
Которая будет предусматривать необходимую последовательность обучению
программам по возрастающей сложности и практическое применение знаний
необходимых при выполнении работ по перспективе. Здесь как раз надо
использовать, те компьютерные системы о которых говорилось в первой главе:
тренировочные - должны показать правильное составление интерьера,
освобождая преподавателя от объяснений; репетиторские – учащийся может
попробовать различные варианты, закрепляя теоретические знания и в то же
время избегая ряда типичных ошибок, так как, ему дается возможность самому
составить интерьер, но уже из готовых подобранных групп предметов
обстановки (модулей), подходящих по цвету, формам и материалам; и наконец с
помощью имитационных моделирующих систем хорошо освоив материал изучаемый
на лекциях по перспективе и компьютерной графике и опираясь на
теоретический материал нарисовать свою работу средствами компьютерной
графики. Также очень много времени занимает просматривание, и исправление
эскизов, где часто встречаются несопоставимые предметы мебели или же не
гармонично подобранные формы или цвета. Тренировочные программы помогут
преподавателю объяснить материал, а репетиторские учащемуся понять его.
Это дает возможность сократить учебное время, которое тратятся на
объяснение материала и более того дать в несколько раз больше материала за
тоже количество отведенных кафедре часов в рамках сразу двух предметов.
Поэтому необходимо обосновать использование технической поддержки для
составления интерьера. Обучающие, а также демонстрационные компьютерные
программы в последнее время стали неотъемлемой частью педагогического
процесса. Благодаря этому в процессе обучения стал широко использоваться
принцип наглядности. Большая часть стала более доступной в современное
время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод, который делают исследователи в тех странах, где накоплен опыт
компьютеризации, прежде всего в развитых странах Запада, состоит в том, что
реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что якобы
применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему.
Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться,
что он сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию
учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое,
мощное средство.

Будущее дает нам шанс продолжить эти традиции в искусстве интерьера,
впрочем как и в моде, музыке, живописи и других областях жизни, где
человек, время и творчество переплетены. Необходимо проектирование нового
учебного процесса на основе современной психолого-педагогической теории. А
это задача посложнее, чем подготовка обучающих программ по существующим
учебным предметам. Судьба компьютеризации в конечном счете будет зависеть
от педагогически и психологически обоснованной перестройки всего учебно-
воспитательного процесса.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры. — М.: Кристина и К.,1994.

2. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопр.
психологии. 1987. N 5.
3. Габай Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 1995.
4. Емельянович И. Основные тенденции развития современного жилого
интерьера / Конспект лекций. — М., 1992.

5. Иванов МЈ. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе
// Совр. высш. школа. 1982. N 3.
6. Изобразительное искусство 1-9 классы / Учебное издание/ Авт.-сост.
Кузин В.С., Ростовцев Н.Н. и др. – М.: АГАР, 1996.
7. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя.
–М.: Просвещение, 1994. –КОС.

8. Интерьер квартиры своими руками / Ред.-сост. М. М. Мирошниченко /
Практическое пособие. — Ростов-на-Дону: Донское слово, 1993.

9. Информатику необходимо сохранить //Информатика и образование, 1990,
№5.

10. Как меблировать и оборудовать квартиру / Авт.-сост. Р. Н. Балашкевич.
— М., 1988.

11. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.:
Радио и связь, 1997.

12. Кузин В.С. Психология. М., 1982.

13. Курбатов Ю. Принципы проектирования современного интерьера. — Л.:
ЛИСИ, 1983.

14. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью.
Киев, 1987 г.

15. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении
/ Под ред. А.В.Петровского, Н.Н.Нечаева. М„ 1987.

( (Савельев А.Я. Проблемы автоматизации обучения // Вопр. психологии. 1986.
( 1).





Реферат на тему: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Музыкально-педагогический

факультет, кафедра теории
и истории музыки


Д и п л о м н а я р а б о т а



Компьютерные технологии
как фактор эволюции
форм и методов обучения



Выполнила:
студентка 5-го курса
ПРОХОДЦОВА Е.В.
Научный руководитель -
кандидат педагогических
наук, доцент
ГОРЕМЫЧКИН А.И.



Мелитополь – 1999



ВСТУПЛЕНИЕ.



Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой
значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема
информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер
человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного
мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли
информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей
производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно
стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно
компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту
технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в
образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в
развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого
может служить возникновение целого ряда специальных научных центров,
непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации
образования (НИИ НИТ АПН Украины, специальный отдел НИИ кибернетики
Украины, Международная академия информатизации образования [Москва] и
созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный
университет, и т.д.).
Такой факт, как появление специализированных периодических изданий,
литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и
множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и
острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее
уровнях.
Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке
концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации
образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций
в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах
фактически отсутствует.
Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и
микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно
связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные
возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися
техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и
должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых,
подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение
компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит
от подготовки кадров на уровне современных требований.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном
процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой
жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и
высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу
компьютерной.

Использованные материалы:

. Фундаментальная литература общепедагогического и психологического
порядка.
. Отраслевая периодика по педагогике и компьютерному делу.
. Анализ доступных обучающих программ, распространяемых коммерческим
путем (через торговую сеть).
. Изучение опыта работы кафедры информатики МГПИ и СШ № 9 г.
Мелитополя, Украина.
. Собственный опыт освоения Windows – технологий.
Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы
учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – эволюционные процессы в системе образования,
обусловленные воздействием новых информационных технологий.
Цель исследования – обосновать существование компьютеризации обучения
как реальной проблемы образования. Выявить эволюционизирующее значение
компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных
процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном
процессе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные этапы эволюции систем образования и выявить их
движущие силы.
2. Сделать обзор литературы по проблемам компьютеризации. Выявить ведущие
тенденции, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве
принципиальных основ компьютерного обучения.
3. Сделать обзор существующих компьютерных программных средств
педагогического назначения.
4. Выявить тенденции развития форм и методов обучения на основе новых
принципов использования ПК.
5. Наметить возможные варианты комплексного использования ПК в конкретных
сферах педагогической деятельности.

Гипотеза: Последовательное, систематическое внедрение в педагогический
процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить
существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить
существующие формы обучения.

Научная новизна работы состоит в обобщении большого круга
общепедагогических и методических достижений частного характера и в
обозначении общих тенденций процесса компьютеризации образования.
Практическая значимость работы как информационно-консультативного
материала может проявиться в процессе разработки стратегии процесса
компьютеризации для конкретных учебных заведений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения, которое включает в себя:
1. Список использованных сокращений.
2. Графические материалы таблично-иллюстративного характера.
3. Подборку материалов и рекомендаций об использовании компьютера в
музыкальном образовании.

ГЛАВА 1.



§ 1. К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса.


К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла.
Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает
определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной
работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные
специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому
на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых
ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в
конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным
ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация
общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации
системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит
сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой
проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой.
Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два
десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий,
как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только
"изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых
сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство,
в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме
компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое
место в группе первоочередных задач современной педагогики.
Для Украины, утверждающей себя в качестве равноправной, независимой
европейской державы, наличие полноценной современной системы образования,
признаваемой всем мировым сообществом, является жизненной необходимостью.
Без решения проблемы компьютеризации и ее практического осуществления этого
быть не может. Поэтому для достижения научно-технической и информационной
независимости нашей страны, существования ее как равноправного партнера
международного интеллектуального сообщества Верховной Радой Украины был
принят закон "О национальной программе информатизации" (Журнал "Комп`ютер у
школі та сем`ї", № 4, 1998). Комплексная информатизация школ и вузов
ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального
потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса,
внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической
работе современных информационных технологий.
"Комплексная информатизация образования - говорится в Законе - должна
рассматриваться как основное условие воспитания молодежи, способной
ориентироваться при часто меняющихся обстоятельствах и адекватно
действовать в современной среде. Молодое поколение необходимо научить
анализировать проблемные ситуации, которые постоянно возникают, и
самостоятельно находить рациональные способы ориентации в них". В общих
чертах это и есть переход от дисциплинарной к системной модели содержания
образования, которое научит ребенка как можно полнее понимать мир,
общество, себя, свое дело.



Как возникла проблема компьютеризации


процесса обучения?


С первых шагов появления ПК (персонального компьютера) опережающая
мысль конструкторов и писателей-фантастов создала легенду о "думающих
машинах", интеллектуальные возможности которых намного превышали реальные
возможности первых ЭВМ. Однако последовавший за тем необычайный по своей
скорости процесс развития компьютерной техники приблизил компьютер к
рядовому пользователю и сделал реальной проблему широкого использования ПК
в повседневной жизни, в разных сферах человеческой деятельности.
Способность современного ПК предъявлять и обрабатывать абсолютно любую по
виду и содержанию информацию естественным образом поставила вопрос о
возможности его применения в педагогике.
Наиболее важным в принципиальном отношении свойством ПК является то,
что он вводит в мир новый способ сохранения и распространения информации –
цифровую магнитную запись, и, соответственно, - новые носители информации
(дискету, компакт-диск, магнитооптический диск). Любой новый материал
вместе со своим появлением вызывает к жизни и соответствующие способы его
обработки. Цифровая магнитная запись на магнитных носителях вызвала
появление огромной сферы технологий ее распространения и обработки,
которые, в силу своей абсолютной новизны, получили собирательное название
"Новые информационные технологии" (сокращенно - НИТ). Овладение этими
технологиями, умение поставить их на службу педагогике и добиться
эффективного использования предоставляемых ими богатейших возможностей -
это внешняя, техническая сторона проблемы компьютеризации обучения.
Другой гранью проблемы компьютеризации образования является
необходимость глубокой научной проработки всех аспектов компьютеризации
учебного процесса. Появление компьютера вызвало необходимость
фундаментального исследования самой физиологии нового трудового процесса
(длительная работа за ПК), своеобразия процесса восприятия и усвоения
компьютерной информации, изменений в механизмах работы памяти
(мнемотехника), разработки новых санитарно-гигиенических норм для занятий
с компьютером в условиях школы, и т.п. Кроме того, компьютерные
материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное
количество разнообразнейших методических новаций. Глубокий анализ всего
комплекса имеющихся наработок, выявление в них принципиальных основ и
объединение в целостную систему научных представлений о педагогике
наступающего 21-го столетия - это вторая, несравненно более значительная и
масштабная грань проблемы компьютеризации образования. В связи с этим
сошлемся еще раз на строки Закона: "Широкое внедрение в учебный процесс
новых информационных технологий включает разработку и практическое
использование научно-методического обеспечения, эффективное употребление
инструментальных способов и систем компьютерного обучения и контроля
знаний, системную интеграцию этих технологий в существующем учебном
процессе в целостные организационные структуры".


§ 2. Эволюция системы обучения - общеисторический аспект.



Роль носителя информации в историческом плане.



По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-
либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно
с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных
носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда
позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны - с позиций того или
иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной
материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы
педагогической работы. Рассмотрим в историческом плане, как влияет тот или
иной носитель информации на формы и методы обучения.


В дописьменный период (в эпоху до изобретения и широкого распространения
письменности) все накопленные знания сохранялись только в устной традиции,
т. е. Человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком
знаний. И отсюда же возникло представление об Учителе, каждое слово
которого нужно было тщательно многократно обдумывать, обсуждать и
истолковывать. Параллельно возникло другое представление – для завершения
своего образования, каждый человек должен совершить путешествие, чтобы его
представление о мире опиралось в какой-то мере на личные впечатления и
размышления, а не замыкалось только на суждениях его Учителя.


Изобретение письменности стало поворотным моментом в развитии мысли, оно
позволило ее фиксировать, позволило сделать проверяемыми, объективными и
стабильными. Оно же значительно облегчило процесс передачи знаний,
поскольку появился материальный носитель информации. Знания
материализировались, обрели предметную сущность, и их стало возможно
передавать в прямом смысле этого слова. При этом изменилась роль учителя:
из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в истолкователя
книжных знаний. На этой стадии были и значительные отрицательные моменты:


а) Создание письменности и первоначальной литературы происходило в очень
сложных условиях религиозно-политической борьбы. Первые книги
(рукописные!) в силу своей исключительности обслуживали практически только
потребности церкви и высшей государственной власти, в связи с чем процесс
их создания и содержательного наполнения формировался достаточно однобоко.
Именно поэтому такими редкостными событиями в истории стали библиотека А.
Македонского, библиотека И. Грозного, которые содержали в своих фондах не
только священные писания и их толкования, но также летописи, труды по
астрономии, медицине и даже художественную литературу.

б) впервые появилась возможность официального существования
лжемудрецов, прячущих отсутствие рассудительности за ссылками на книги.
***Имеет смысл обратить внимание на появление терминов «софистика» и
«талмудистика».
Софистика (мудрствование) – искусство доказывать что угодно путем
превращения логических цепочек.
Талмудистика – часть теософии, занимающаяся истолкованием текстов
талмуда.
Положительные моменты появления письменности:
1) Появилась возможность непосредственного обращения человека к знанию
через книгу, а не только через личность учителя-мудреца.
2) Появилась возможность чтения книги вслух и коллективного
прослушивания книжных текстов как предпосылка будущей классной
системы.
3) Появилась возможность копировать книгу и т. о.:
а) распространять ее влияние на большую группу людей,
б) переносить знания в другие области и регионы в неискаженном виде.
Параллельно возникла профессия переводчика; сначала ими были известные
специалисты по проблемам, описанным в книге, позднее – просто грамотные
люди, специализировавшиеся на переводах.

Печатная книга произвела революцию в сфере интеллектуального труда. Если
отвлечься от историко-социальных мотивов, то именно она, по существу,
сделала возможным появление класса интеллигенции. Именно она стала
материальной основой для создания государственных систем образования.
Именно она позволила сформировать классно- урочную систему и учебный
процесс в его нынешнем виде ("урок – домашнее задание – проверка").

В рамках классно-урочной системы организовывалась и развивалась
технология процесса обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то
эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы
с книгой, причем это относилось и к учителю, и к ученикам. (Навыки
скорочтения, типы чтения, виды конспекта, временной режим работы, приемы
закрепления и подкрепления памяти, умение организовать поиск литературы и в
литературе, работа со справочными материалами и т. д.) Из приведенного
перечня видно, что весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы
постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать
необходимость прямого непосредственного воздействия учителя.

*В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то,
чтобы постепенно становится подрастающему человеку ненужной; она по сути
своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения,
далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти
для себя нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им
усвоены.

Появление нового способа сохранения информации (цифровая магнитная
запись) и новых носителей этой информации (магнитные диски, дискеты,
флоптикал-дискеты, компакт-диски и CD-ROM) можно расценивать как одно из
величайших изобретений в истории человечества. Оно (как когда-то - бумага!)
вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с
собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации,
новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности
общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры
компьютерных технологий как о новом витке цивилизации. Кстати, выражение
"компьютерная цивилизация" действительно есть, оно реально существует и
воспринимается вполне серьезно, совсем не как метафора.
Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от
культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие
способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная
цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной
педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в
учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы,
немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление
специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных
справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в
самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных
обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед
обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью
видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения
и в формах работы учителя - компьютер в состоянии полностью изменить
структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование,
накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и
непосредственно на уроке. Более того - изменившиеся условия и формы работ в
очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и
функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в
дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе
дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при
рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на
последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.


§ 3. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.


Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда
достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один
легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать
картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими
словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее
технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов
прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих
местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и
останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной
жизни.
Реальный уровень компьютеризации учебного процесса в Украине можно
проанализировать, обратившись к результатам исследования состояния
компьютеризации общеобразовательных школ, проводившегося в 1997-1998 гг.,
представленным в следующей таблице:
Пилипчук А. В., Костюк І. Т.,
Комп`ютер у школі та сім`ї, 1998, № 4.
Наличие в школах относительно современных компьютеров.

| |общее |количество |доля |
| |количество ПК |IBM-совместимых |IBM-совместимых |
|Области | |компьютеров |компьютеров % |
| |город |село |город |село |город |село |
|Крым |2098 |2175 |237 |150 |11,2 |06,8 |
|Винницкая |1731 |1233 |660 |45 |38,1 |03,6 |
|Волынская |1263 |1490 |347 |202 |27,4 |13,5 |
|Днепропетровская |3495 |2228 |503 |132 |14,3 |05,9 |
|Донецкая |5886 |1594 |160 |60 |02,7 |03,7 |
|Житомирская |1419 |1072 |365 |168 |25,7 |15,6 |
|Закарпатская |707 |1386 |34 |- |04,8 |- |
|Запорожская |2810 |1411 |1092 |76 |38,8 |05,3 |
|Ив.-Франковская |1309 |1123 |545 |266 |41,6 |23,6 |
|Киевская |913 |2540 |476 |829 |52,1 |32,6 |
|Кировоградская |1020 |2160 |588 |84 |57,6 |03,8 |
|Луганская |2035 |1287 |990 |286 |48,6 |22,2 |
|Львовская |2393 |3410 |472 |209 |19,7 |06,1 |
|Николаевская |783 |1913 |434 |318 |55,4 |16,6 |
|Одесская |2293 |2045 |543 |87 |23,6 |04,2 |
|Полтавская |1187 |3704 |437 |132 |36,8 |03,5 |
|Ровенская |999 |1134 |598 |276 |59,8 |24,3 |
|Сумская |1680 |956 |459 |373 |27,3 |39,0 |
|Тернопольская |1018 |743 |451 |77 |44,3 |10,3 |
|Харьковская |1998 |3285 |704 |700 |35,2 |21,3 |
|Херсонская |1429 |2023 |132 |185 |09,2 |09,1 |
|Хмельницкая |1076 |2341 |270 |76 |25,0 |03,2 |
|Черкасская |1327 |1981 |478 |508 |36,0 |25,6 |
|Черновецкая |468 |1014 |97 |- |20,7 |- |
|Черниговская |501 |1481 |25 |9 |4,9 |00,6 |
|г. Киев |4484 |- |1227 |- |27,3 |- |
|г. Севастополь |787 |- |421 |- |53,4 |- |
|Украина (итого) |47109 |45729 |12745 |5248 |27,0 |11,5 |

По представленным в таблице цифровым данным можно сделать такие основные
выводы:
1) Состояние компьютеризации общеобразовательных школ Украины следует
расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК, их
техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК Украина
отстала от развитых стран не менее, чем на 10 лет.
2) Сегодня информатизация школ Украины в целом – процесс неуправляемый, что
привело к резкому различию в уровне информатизации школ разных регионов.
Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на
компьютеризацию школ.
"Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия
обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем державы и
финансироваться централизованно. Это даст возможность:
- уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее
большими партиями;
- уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые
программные средства, приобретенные за счет средств государственного
бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости
носителей, на которых они записаны;
- уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами;
- организовать качественный сервис во всех регионах Украины благодаря
поставкам в учебные заведения однотипных технических средств;
- уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией
используемых программ и технических средств."
(Выводы авторов статьи.)
***И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе,
предшествующем появлению ПК, довольно значительные средства вкладывались в
обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО - техническими
средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало только одной
какой-либо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно было иметь
целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну свою,
специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с использованием
технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции,
которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон,
кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем
качество передачи, хранения, отображения информации значительно
повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей
информации в цифровые стандарты как приоритетную.
Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем
культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы
участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение
пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А
поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень
ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить
фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и
психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том
числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений
в области информатики, включающего понимание, интерпретацию,
классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и
применение информации в учебной деятельности;
2) определить место компьютерной технологии в системе обучения;
определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе
обучения с помощью компьютера;
3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в
процессе обучения.
ГЛАВА 2.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


ПРОЦЕССА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ



§ 1. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения.


Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная
задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные
различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им
неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи -
прогнозирования успешности компьютерного обучения и эффективности
деятельности будущих компьютерных профессионалов.
Компьютеризированное общество ставит молодых людей перед
необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании
компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Закономерно
возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические особенности
человека оказывают определяющее влияние на его компьютерную компетентность?
Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память
являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике.
Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются
особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием
познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно,
влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие,
как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее
лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.
Психолог В.Г.Зархин (17-34) специально исследовал, как проявляются
указанные психофизиологические особенности учащихся в практике обучения с
использованием ПК. Его наблюдения показывают, что при работе с ПК сила
нервной системы решающего влияния на успешность деятельности не оказывает,
хотя учащиеся с высокой работоспособностью ведут себя за компьютером иначе,
нежели слабые. Видимо, из-за повышенной истощаемости учащиеся со слабой
нервной системой недостаточно уверены в себе, намного чаще обращаются за
помощью к учителю. В то же время другое свойство нервной системы -
лабильность - непосредственно сказывается на особенностях компьютерной
деятельности учащихся. При прочих равных условиях лабильные учащиеся с
высокой скоростью протекания нервных процессов работают быстрее. Диапазон
индивидуальных различий здесь очень велик.
Сходные данные приводит психолог И. В. Ермакова (17-35). Она
подчеркивает, что уровень интеллектуального развития школьников играет
определяющую роль при овладении специальностью "оператор ЭВМ" главным
образом в начале обучения. По мере вхождения в курс все больше значение
приобретают скоростные характеристики. Но всегда ли высокая скорость работы
- благо? Ведь основным критерием успешности любой деятельности является ее
безошибочность, точность, а отношение между скоростью и безошибочностью
неоднозначно.
Не менее значимыми являются, по

Новинки рефератов ::

Реферат: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ (Педагогика)


Реферат: Источники мусульманского права (Право)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Бронзовый век на территории Казахстана (История)


Реферат: Анализ использования основных фондов предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Характер решений Конституционного Суда Российской Федерации (Право)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Смертная казнь - как исключительная мера наказания (Уголовное право и процесс)


Реферат: Борис Чайковский - путь в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Лыжи (Спорт)


Реферат: Товароведная характеристика сыров (Кулинария)


Реферат: Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в РФ (Предпринимательство)


Реферат: История творчества группы "Ария" (Музыка)


Реферат: Билеты по георафии за 10 или 11 классы(в виде шпаргалки) (География)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Соловьёва В.С. Три разговора (Философия)


Реферат: Преступление против жизни (Контрольная) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Государственные реформы ПЕТРА I (История)


Реферат: Хор в трагедиях Эсхила (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист