GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Образование в Англии (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование в Англии (Педагогика)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по основам управления педагогическими системами



по теме: Образование в Англии
студентки группы ПК-3
Мурманского педагогического института
Раковой Татьяны



2000 г.
ПЛАН

Введение.
1. Органы управления образованием в Англии.

2. Краткая характеристика современного состояния системы образования в
Англии.

3. Система обязательного образования в Англии.
3.1. Начальное образование.
3.2. Среднее образование.

4. Система дальнейшего образования.

5. Система высшего образования в Англии.
5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика.
5.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.
5.3. Реформы высшей школы.

6. Система педагогического образования в Англии.

Вывод.

Приложение.



Литература.



ВВЕДЕНИЕ


В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из
наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне
зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие
решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом
высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом,
правительством.
Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании
1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному Образованию, в
значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы
ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-
м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования,
она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная
комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с
красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на
образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться
положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: Сокращение
объема обязательного образования, совершенствование системы повышения
квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и
подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение
инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности
школы.

1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ

Центральным органам управления образования в Англии являются:
Департамент образования и науки.
Департамент образования и науки принимает непосредственное участие в
выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования,
оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных
заведений, включая и университеты.
Следует отметить, что департаменты образования не контролируют
деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на
Королевскую инспекцию и местные органы образования. Королевская инспекция
осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды
образования, кроме университетского, хотя в последнее время
правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе
инспекторов и в университетах.
Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем
школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами
образования.
Характерной особенностью системы образования в Англии является
преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы
образования начался значительно позже, чем в других странах Западной
Европы.
В последние десятилетия влияние государства на развитие образования
еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В
настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных
расходов университетов.
Системой образования руководит Министерство образования, которое
вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные
заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама
определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства.
Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40%
общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в
зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями
центра, а также от успешности работы заведения.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями
система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1)
Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования
Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются
незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные
особенности.
Современная система образования Великобритании включает в себя:
. дошкольное воспитание;
. начальное образование;
. общее среднее образование;
. систему дальнейшего образования;
. высшее образование.
В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в
детских садах или Малышевых центрах. Кроме этого, многие дети посещают
игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными
организациями и родителями.
С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу
для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет — из
начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает
объединенные, грамматические, технические, современные, специальные и
частные школы, среди которых особо выделяются элитарные «паблик скулз».
Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучается
около 90% учащихся средних школ Англии и Уэльса). Объединенные школы были
организованы с целью создания равных возможностей для получения
образования, но в действительности во многих объединенных школах
сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе
учеников.
Большинство остальных детей обучаются в грамматических школах,
отличающихся значительной степенью дифференциации и дающих общее полное
среднее образование.
Основной их целью является подготовка учащихся к обучению в высших
учебных заведениях.
Уровень «первого профессионального образования», аналогичный
российской схеме, в Великобритании не выделяется, поскольку рабочие
готовятся путем ученичества и непосредственно на производстве.
К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее
профессиональное образование») относится большое разнообразие колледжей,
институтов, специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку на
различных уровнях — от профессионально-технического до высшего.
К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно
академические университеты и профессионально-ориентированные
политехнические колледжи.

3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В стране действует система бесплатного общего образования для всех
детей, независимо от социального положения, национального происхождения.
Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное.
Частные учебные заведения платные.
Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5
до 16 лет. Продолжительность учебного года — 38 недель. Год разделен на
триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель),
рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров
предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный
день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву.
Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы
вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.
В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период
обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7
лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

3.1 Начальное образование
Начальное образование охватывает первые две стадии. Дети обычно
группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель.
Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и
не получают свидетельств об окончании учебного заведения.
В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка
(40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% —
ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками
арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

3.2 Среднее образование
В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных
вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также
технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ
являются объединенные, В них обучается около 90% учащихся Англии. В
объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем
умственных способностей и возможностей.
Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом:
объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные
школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13
или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от
11 или 12 лет до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом».
Объединенные школы были организованы с целью создания равных
возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить
совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и
возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах
сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе
учеников.
В грамматических школах дается общее полное среднее образование и
осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях.
Учебная работа в грамматических школах строится по принципу
дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно
60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об
образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают
обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе,
который является выпускным.
Среди многочисленной группы общеобразовательных школ в Англии
выделяется небольшая группа школ прямого субсидирования департаментом
образования и науки и частных школ. Среди последних особое значение имеют
так называемые «паблик скулз», выпускники, которых поступают в наиболее
престижные университеты и впоследствии занимают высокие посты в
политической и экономической иерархии британского общества.
Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его
продолжительность — 40 недель. Он разделен на триместры, учебная неделя —
пятидневная.
До настоящего времени в Великобритании не существовало единых
школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась
прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в
соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны
согласовывать учебные программы с местными органами образования.
Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись
все-таки школьных программ. Это относится прежде всего к объединенным
школам. Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении
отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины
Другая половина учебного времени занята обязательными предметами по выбору,
которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько
курсов гуманитарного, естественно-научного или математического содержания.
Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: по
достижении обязательного школьного возрастного минимума — 16 лет и в 18
лет.
Общее свидетельство об образовании, получаемое выпускниками школ,
рассчитано в основном на учеников, предполагающих продолжить свое
образование в высших учебных заведениях. Большинство выпускников получают
свидетельство о среднем образовании, Общее свидетельство об образовании
имеет два уровня — обычный (О) и повышенный (А).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат
большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в
которых осуществляется подготовка на различных уровнях — от профессионально-
технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего
образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений —
от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на
производстве молодежь в возрасте 16—18 лет, до политехнических, комплексных
учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных
уровнях, включая и высший. Помимо указанных заведений, в системе
дальнейшего образования работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров
по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовку по различным
специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного
уровня взрослого населения.
Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем
местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие
королевские хартии.
По сравнению с предыдущими годами в общем студенческом контингенте
растет численность учащихся дневного обучения.
С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные
изменения — ее учебным заведениям было дано право присуждать академические
степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в
университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе
наиболее крупных технических и коммерческих колледжей.
В настоящее время политехнические колледжи являются основными
заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена
подготовка специалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они
представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку
как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего
образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего
образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента.
Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по
программам, одобренным местными органами образования и профессиональными
обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки
выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.


5. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и
политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в
университетах. Но в 50—60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться
противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и
общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы
образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в
стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.
60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За
этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих
в настоящее время.
В 1964—1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для
Великобритании — технологический университет. Технологическими
университетами стали 10 бывших ' колледжей передовой технологии.
В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения —
Открытый университет. За период 60—70-х годов численность студентов
университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании
обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45.
Параллельно развитию университетского образования происходит
становление и расширение общественного сектора высшего образования,
профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных
потребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных
в 1969—1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих
колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного сектора высшего
образования непрерывно возрастает.
Таким образом, в 60-е — начале 70-х годов в Великобритании
формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной
стороны, университетами, с другой — политехническими колледжами и другими
учебными заведениями общественного сектора высшего образования.
Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало
проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания
правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости
от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на
поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию
механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-
экономических потребностей страны.
Основным рычагом воздействия на систему высшего образования стало
финансирование. В начале 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий
по сокращению расходов на университетское образование с целью более
рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и
инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая
деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и
коммерческими сферами. Автономия университетов резко ограничивается,
поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что
было новым в университетской жизни, а также вводит контроль за
регулированием численности и распределением их по направлениям подготовки
студентов, формированием содержания обучения, направлений научных
исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью
университетов со стороны Королевской инспекции. В первую очередь это
относится к постановке педагогического образования в университетах.
Если для университетов основной проблемой стала профессионализация
образования, то для политехнических колледжей — усиление общенаучной и
общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные
связи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в
значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом,
административном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих
колледжей стало ограничение «мелочной» опеки местных властей и переход под
юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели
университетов и политехнических колледжей имели противоположный характер.

5.2 Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и
унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский
и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В
состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.
Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или
уставами.
Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и
являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой
администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия).
Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший
административный орган, который формирует преподавательский и
вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический
орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который
выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления
в последнее время стали входить на паритетных началах представители
профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций,
заинтересованных в подготовке специалистов.
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится,
как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних
каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.
Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции,
семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой
метод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые
проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание
уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены
за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного
времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что
производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки,
либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют
от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой
степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-
курсов, в соответствии с которой работа на производстве является
неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим
обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее
широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в
частности, в политехнических колледжах.
Создание Открытого университета явилось началом развития в стране
высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим
направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике,
педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на
основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов,
рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и
радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения
практических работ, контрольных письменных заданий (15%).
Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в
большинстве случаев проводится два основных экзамена — в конце 1-го и 3-го
годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и
уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений
присваиваются академические степени; университетские и Совета по
национальным академическим квалификациям.
По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в
университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов
первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс
обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в
медицине — 6 лет).
Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные.
Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает
глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев
основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной
степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров
наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени
магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра
и дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской
работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в
основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в
течение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало
распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли
пройти полный курс докторской подготовки.
Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую
степень в Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты
диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно
такая работа требует не менее 3 лет.
За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают
высшие степени доктора наук или литературы.
Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов
высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее
свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее
не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности,
которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в
централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через
Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в
котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5
университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и
направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса
документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при
поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается
для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах
Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.
Прием в политехнические колледжи до настоящего времени проводится на
индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз.
Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об
образовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты:
достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный
на повышенном уровне.
Система образования Англии в основном финансируется из
государственных источников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов
на образование.

5.3. Реформы высшей школы

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в
Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании,
предполагает:
. создание единой структуры финансирования университетов, политехнических
институтов и колледжей системы высшего образования;
. дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой
целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью
общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
. установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и
коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития
страны;
. расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны
В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного
учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного
финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур,
пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что
предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших
учебных заведений. Однако определяющим по-прежнему останется
государственное финансирование высшей школы.
Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет
бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические
институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования,
предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям
статус университета.
В реформе высшего образования особое место отводится Открытому
университету. Подчеркивается, что Открытый университет является
единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим
подготовку высококвалифицированных специалистов по форме неполного учебного
дня через дистанционное (дистантное) обучение.
Модернизация высшего образования предполагает дальнейшую
компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность
субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме.
В целях оказания помощи в проведении реформы правительство создает
специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и
механизма ее внедрения.
Таким образом, совершенствование системы образования Великобритании в
последние десятилетия является одним из заметных процессов общественной и
культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-
экономических проблем государства.

6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

Школьных учителей готовят общие и педагогические колледжи, а также
педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные
высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную
педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо
факультете, т.е. освоив определенный академический курс и получив
специализацию по 1-3 дисциплинам.
Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в
учебный план 3-летнего педагогического колледжа входят курс по основному
предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в школе.
Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в
будущем станет преподавать студент: английский язык и литература,
математика, религия, домоводство и пр. (на это отводится до 25% учебного
времени). Свыше 40% учебного времени отводится на профессиональный курс,
который изучается в течение 1 года или 2 лет. Как правило, профессиональный
курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык,
математика, география, история — всего до 8 дисциплин. Четверть учебных
часов отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин,
как философия педагогики, психология, педагогическая социология, методика
обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена,
школоведение и др.
Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и семинары. В
последнее время при обучении чаще применяются технические средства, ролевые
игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятия студентов с
тьюторами. Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и
преподавателями. Персонально прикрепленный к студенту преподаватель
(тьютор) не только передает знания, но и учит своего подопечного
самостоятельно действовать и мыслить.
Педагогическую практику в школе студенты обычно проходят в течение 14
недель. Она состоит из наблюдений педагогического процесса и нескольких
уроков под руководством преподавателей. После окончания педагогического
колледжа студентам для завершения образования необходимо пройти годичную '
стажировку по месту работы.

ВЫВОД:

Таким образом система образования Англии включает в себя:
. дошкольное воспитание;
. начальное образование;
. общее среднее образование;
. систему дальнейшего образования;
. высшее образование.
Каждая из ступеней имеет свои специфические особенности. Система имеет
строгий порядок, предоставляя широкие возможности в выборе специальности и
получении высшего образования.



ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие.
– М.: ВДАДОС, 1999.

2. Поздеев М.М Обзор исследований по педагогическому образованию в
Великобритании.// Педагогика №1, 1994 г. с. 113-117

3. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально-
политический журнал, №3, 1997 г.



[pic]




Реферат на тему: Образование в Германии
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена


Кафедра педагогики и психологии факультета начального обучения.

Реферат по сравнительной педагогике на тему:



ОБРАЗОВАНИЕ

В ГЕРМАНИИ.



студентки IV курса 2 гр.
Четвертных Светланы



Санкт-Петербург
1998



ПЛАН.



Введение. …
3

История возникновения современной
системы образования. … 3

Обзор образовательной системы Германии. … 4

Система школьного образования. … 5

Система профессионального образования. … 9

Система высшего образования. … 11

Подготовка учителей. … 15

Библиография. …
16



ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире одной из наиболее развитых стран считается
Германия. До 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую -
ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них сложились разные системы образования,
но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти
системы. Реформа образования коснулась прежде всего бывшей ГДР и еще не
завершена, все процессы находятся в развитии. Именно поэтому я в своей
работе постараюсь рассмотреть системы бывших ГДР и ФРГ и нынешнюю систему
Германии во взаимосвязи.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Вплоть до середины прошлого века Германия представляла собой
конгломерат множества мелких княжеств. Даже в конце 18 века их число
достигало 297 на 30 млн. жителей. Феодальная раздробленность страны
тормозила ее социально-экономическое развитие, и Германия длительное время
значительно отставала от других стран Европы, в частности от Франции и
Англии.
Ведущую роль в развитии Германии играла Пруссия - военно-
крепостническое государство, политика которого отличалась крайней
реакционностью и воинственностью.
Бурное социально-экономическое развитие страны в 70-ых годах 19 века,
вызванное объединением германских княжеств в единое государство под ведущим
началом Пруссии и выдвинувшее Германию на одно из первых мест Европы по
объему промышленного производства, послужило толчком к расширению сферы
образования. В этот период были приняты законы об обязательном обучении
детей до 14 лет, заметно выросли как сеть школ, так и контингент учащихся.
Основные черты современной средней школы в Германии сформировались еще
во времена Веймарской республики, уже тогда произошло разделение на полную
народную, реальную школы и гимназию, однако их доступность ограничивалась
тем, что два последних вида школы, дававшие более качественное образование,
были платными. В 50-е гг. было начато преобразование школьной системы,
сделавшее ее доступной для всех.

ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ.

Бывшая ФРГ располагает разнообразной по формам системой образования,
предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном
образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют
государственные предписания, касающиеся программ обучения.
Текущее управление образованием находится в компетенции земельных
правительств, что, однако, не исключает общего руководства со стороны
центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной
политики, выделяет средства на расширение вузов.
Политика федеральных органов и земель в области образования
согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных
программ, взаимного признания дипломов.
В каждой федеральной земле (в том числе в новых) принят свой закон об
образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального
закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных
правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько
одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен
выбирать их. Таким образом достигается многовариантность образования,
обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Преподавание не только в вузе,
но и в средней школе строится на основе сочетания обязательных предметов и
тех, которые можно выбирать по желанию. Система образования ФРГ
интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в
реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения
стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.
После воссоединения Германии началась активная работа по
реформированию образования в так называемых новых землях. Образовательная
система бывшей ГДР, особенно ее высшая школа, была в значительной мере
создана по советскому образцу. Для нее были характерны: большое число
плановых показателей, чрезмерная идеологизация образования,
перенасыщенность вспомогательным персоналом и обслуживающими структурами
(собственные детские сады, дома отдыха). После объединения Германии среднее
образование было передано в ведение вновь созданных федеральных
земель. На основе действующего в ФРГ общего закона об образовании в каждой
из земель был принят свой закон. Отсутствие опыта федеральной демократии
привело к тому, что эти законы оказались не слишком согласованными между
собой, имеют ряд противоречий с общефедеральным законом, которые необходимо
устранить.

СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ.

Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число
детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей
возраста 3 - 5 лет.
Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течении
9, а в некоторых землях 10 лет.
Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: 1 - 4
классы, в некоторых землях 1 - 6 классы. В начальных классах, особенно в
первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык,
арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в
комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык,
краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4 - 6 классах
решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной
народной, реальной школе или гимназии. Это зависит не от материального
достатка его родителей, а от его способностей и желания.
Обучение в полной народной школе продолжается до 9 или 10 класса.
Этот вид учебного заведения нацелен прежде всего на получение профессии:
уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее,
чем занятия по другим предметам.
В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык
занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные
сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неделю.
Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка)
занимают 22% учебного времени.
Контингент полной народной школы с годами снижается, из-за возрастания
числа учеников, желающих получить широкое образование, дающее лучшие
перспективы для карьеры.
Образовательная система ФРГ не создает тупиковых ситуаций в смысле
продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении
ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут
получить свидетельство реальной школы. Последняя отличается от полной
народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых
дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-
научного, языкового, общественно-экономи-ческого и др.).
Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как
«теоретико - практическая». В отличие от полной народной школы в реальной
преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский
язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших
классах вводится один - два предмета по выбору, что дает возможность
учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие
учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.
Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на
поступление в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем
открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой
ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов — в гимназии. Аттестат
гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет
поступить в вуз.
Гимназии - единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему
образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков
соответствующего возраста. В течении учебы происходит отсев школьников,
который особенно велик после 10 класса, на переходе из средней на старшую
ступень гимназии (11 - 13 классы). Оканчивают гимназию в 13 классе лишь
половина из тех, кто поступил в нее.
Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на
классические, естественно-математические и современных языков. Есть также
инженерные, экономические и педагогические гимназии. Обязательные предметы
для всех типов гимназий - немецкий язык, история, география, математика,
биология, физкультура, музыка и религия. В классических гимназиях
обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков.
В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия.
В старших классах вводятся предметы по выбору ( от 2 до 7 часов в
неделю).В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный
характер.
В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают
«общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их
существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много
религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы
более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем
государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные
педагогические альтернативы.
В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы
среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех
видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они
существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к
окончанию полной народной школы, причем 9 класс разделяется на выпускной
класс полной народной школы и 9 класс (начальный) реальной школы. Выпускник
10 класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а 11 - 12
классы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие 10
класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев,
так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии,
составляет около 16 %.
Постепенно вводится более дифференцированная система обучения - с
гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с
различными уклонами в обучении.



СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ.

Государственная система профессионального образования обязательна для
выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее
большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без
отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе
продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в
этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания,
связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы,
окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы
повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна.
Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские,
сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы
готовят квалифицированных работников главным образом для сферы
обслуживания.
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для
окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2 -
3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации
(техники) и инженеры широкого профиля.
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во
всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном
учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе,
занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под
полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор.
80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве
учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического
обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в
профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно
только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает
право на поступление в вуз.
Несмотря на достоинства профессионального обучения в ФРГ, в настоящее
время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой
промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей
наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест
стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки
офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается
обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего
числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных
мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.
В восточных землях в системе профессионального образования в настоящее
время происходят некоторые изменения. После объединения страны число
учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной
стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой
причиной стало то, что предприятия, при которых находились
профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются,
а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и
лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на
профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать
профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в
старых землях систем профессионального образования.
Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью
образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и
в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и
практического обучения).
Принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях
с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места.
Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных
предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны
составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших
фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики
профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые и средние предприятия в
содействии профессиональному образованию, предусмотрены дотации на каждого
ученика.
Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность
бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных предприятий,
предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки
сохранение определенного количества мест. В целом оптимальным средством
расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ
является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ.

Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее
основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и
специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока
только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические
вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются
преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано
несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на
подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором
профессионала.
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в
подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до
половины специалистов в области информатики, в сфере организации
производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают
теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы.
Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели
обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными
фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с
университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают
значительного внимания с точки зрения возможности заимствования
положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет
медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года)
образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а
после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов
учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых
недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет
успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым
является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения,
просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные
работы в нашем понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая
присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном
заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего
образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание
учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-
исследовательском «ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в
тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в
том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование
исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного
научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных
учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем
самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала
страны.
Политика федерального правительства нацелена на усиление
сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена
форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной
отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз
для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены
объединения.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах,
но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это
характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели
обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для
ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях.
Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не
только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.
Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными
научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными,
совместного использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в
том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для
студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем
половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая
- как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде
дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны
представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии
их содержать).
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их
перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных
мест. Несмотря на демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов
неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить
качественное образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях.
Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало
значительное число плановых показателей, одним из которых было число
студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их
доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12
% (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли
реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их
расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет
создания так называемых специальных высших школ, приравненных к
университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой
степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы
высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом
создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться
исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами
специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется
интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав
университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из
профессиональных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их
статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ.

В Германии подготовка будущих учителей во всех землях проходит 2 фазы:
первая (6 - 8 семестров) включает изучение общеобразовательных предметов,
теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин; вторая -
стажировка - для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет,
гимназии - 2 года и завершается экзаменом, после которого студент
назначается на должность штатного преподавателя.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты
проходят психологию и педагогику.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за
учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей,
присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как
обычные учителя.
Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного
совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний,
поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и
переподготовки учителей.



БИБЛИОГРАФИЯ.

Демин А.А. Лавров С.Б.. ФРГ сегодня. Л., 1973 г..
Коваленко Ю.И.. Профессиональное образование в ФРГ. М., 1988 г..
Лысова Е.Б.. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. Ж.
«Педагогика» 1994 №3.
Малькова З.А. Вульфсон Б.Л.. Современная школа и педагогика в
капиталистических странах. М., 1975 г..
Никандров Н.Д.. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978
г..
Писарева Л.И.. Тенденция развития современной школы ФРГ. Ж. «Педагогика»
1991 №2.
Сергеева Н.Б.. Впечатления о современной немецкой школе. Ж. «Педагогика»
1993 №2.
Тихонова М.Г.. Объединенная Германия: образовательная политика. Ж.
«Педагогика» 1994 №5.







Новинки рефератов ::

Реферат: Источники экологического права (Экологическое право)


Реферат: История культуры Древнего Востока (Египет. Месопотамия. Иран. Сирия. Финикия. Палестина) (Культурология)


Реферат: PENTIUM Processor. Технический обзор (Программирование)


Реферат: Проблемы автомобилестроения (Транспорт)


Реферат: Эстетика модернизма и постмодернизма (Искусство и культура)


Реферат: Методы исследования поведения животных (Биология)


Реферат: Документация бухучета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Влияние технологических процессов на экономические показатели (Технология)


Реферат: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Искусство и культура)


Реферат: Культура и насилие (Культурология)


Реферат: Благотворительность в России до 1917 года (Социология)


Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам (Педагогика)


Реферат: Банки и банковская система (Деньги и кредит)


Реферат: ООН, история создания (Международное публичное право)


Реферат: Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов (Психология)


Реферат: Кассационная инстанция в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Технологическая практика в страховой компании (Страхование)


Реферат: Виды политики (Политология)


Реферат: Макс Хоркхаймер (Социология)


Реферат: Голод 1933 года на Украине (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист