GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Обучение дошкольников правилам дорожного движения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обучение дошкольников правилам дорожного движения (Педагогика)



Министерство образования РФ
Нижегородский педагогический колледж



Кружковая работа

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»



Исполнитель
Студентка 313 группы
Отделения «Дошкольное образование»
Невская Елена Евгеньевна
Руководитель практики
Кемова Марина Яковлевна



Н.Новгород 2000 г.
Аннотация


Я выбрала кружковую работу по правилам дорожного движения в связи с тем,
что считаю эту тему наиболее актуальной. Важно как можно раньше научить
юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой
дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать
окружающий мир, способен запомнить то что говорят и показывают взрослые.
Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о
правилах дорожного движения.
Занятие №1. «Наш город».

Цель: №1 закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход;
№2 ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов;
№3 дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по
городу;
№4 воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.
Материал: картины с видами города, открытки, рисунок улицы, где видна
проезжая часть и тротуары с пешеходами, карандаши, альбомные листы бумаги.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
«Мы живем с вами в большом городе. В нашем городе много улиц».
Вопрос: «На какой улице вы живете?» (Ответ детей).
На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По
улицам днем и ночью едут машины. Они подвозят хлеб и другие продукты к
магазинам, моют улицы. Автобусы и троллейбусы перевозят людей на работу и
с работы, в кино. Тех, кто едет в автобусе, троллейбусе, трамвае,
называют пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют пешеходами.
2. Использование иллюстрационного материала.
Воспитатель называет составные части улицы- проезжую часть, тротуары,
говорит, для чего они предназначены.
3. Вопросы:
—«Где должны ходить пешеходы» (Ответы детей). Пешеходы должны ходить по
тротуарам и пешеходным тропинкам.
—«Почему нельзя ходить по тротуарам?» (Ответы детей). Верно сказал: …,
что по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, потому
что ходить по ней нельзя. А если тротуаров нет, то прохожие должны ходить
по краю проезжей части.
4. Песенки на тему «Наш город».
Подведение итога.
«Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось на нем?
(Ответы 3-5 детей). Рисунками, нарисованными вами мы украсим нашу группу.
И будем ходить и любоваться улицами нашего города.
Занятие №2
«Где и как проходить улицу».

Цели:
1. Дать представление об обстановке на улице.
2. Закрепить (3 знания) о дорожных знаках, указателях, о их назначениях.
3. Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через
дорогу.
4. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения (ПДД).
Материал: зрительные ориентиры, с помощью которых обозначаются улицы,
дорожные знаки, пешеходный переход.
Ход занятия:
Вступительная беседа:
«Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через
улицу, которую сами построим в нашем зале. По улицам города беспрерывно
движется транспорт, чтобы никто не попал под машину и не было аварии, все
должны соблюдать ПДД. Эти правила должны знать водители автомобилей и
автобусов, мотоциклисты и велосипедисты. Эти правила хорошо должны знать
и все пешеходы: взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах
сказано, что доля машин отведена проезжая часть, а для
пешеходов—тротуары. В правилах сказано также, что улицу можно переходить
в тех местах, где есть линии разметки или указатели перехода, а где их
нет—на перекрестках улиц по линиям тротуара.
Практические действия:
Вместе с детьми рисую улицу: обозначаем проезжую часть, тротуар,
перекресток и переходы. Построив детей на отдельные группы, воспитатель
водит детей по тротуарам и перекресткам.
Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас будет проезжая часть улицы—для
машин».
Вопрос: «А где нам нарисовать тротуар для пешеходов?»
Обобщение: «Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью.
Нарисуем его».
Вопрос: «А теперь, кто из вас покажет, где должны ехать машины и где
ходят люди?»
Объяснение: «Теперь нарисуем еще одну улицу, чтобы она пересекалась с
этой, и обозначим ее тротуары. Здесь (показывает) улицы будут
пересекаться. В этом месте образуется перекресток».
Напоминание: «Так запомните ребята, что переходить улицу можно там, где
есть линии и указатели перехода».
Объяснение: «Сейчас мы нарисуем такой переход. Он называется «зебра»
(рисует). Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу,
чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили
скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный
переход». Он показывает, где можно переходить улицу.
Показ: «Знаю «пешеходный переход»
Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или
подземного перехода, можно переходить улицу например здесь?» (указывает
на перекрестке без дополнительных обозначений).
Разъяснение: «Что на перекрестках без указателей или других обозначений
улицу переходят по линии тротуара.
Показ.
Вопрос: «А можно ли переходить улицу здесь?»
Показывает на часть улицы, где нет ни перекрестка ни обозначения
перехода».
Объяснение: «Переходить улицу там , где не обозначен переход или нет
перекрестка ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто-
нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет
человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают
правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не
ждет появления человека.
Пробный ход. Дети подвое переходят «улицу».
Напоминание: « Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Не в коем
случае не перебегать ее. Можно споткнуться и упасть. Если улица с
двусторонним движением, то, прежде, чем сойти с тротуара, нужно
посмотреть налево и убедиться, что улица свободна—нет транспорта, затем,
дойти до середины улицы, посмотреть направо—нет ли машин. Только после
этого можно переходить на другую сторону».
Показ: как надо переходить улицу.
Напоминание: «Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться
за руку мамы или папы и переходить только с ними».
Практические действия: дети подвое и группами переходят «улицу», ходят по
«тротуару».
Подведение итога: «Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице? Все
усвоили? Что вы нового узнали на нашем занятии? Мне понравилось как вели
себя на нашей «улице». В следующий раз попробуем на улице.
Занятие №3.
«Экскурсия по улице». (на прогулке)

Цели:
1. Закрепить знания правил дорожного движения.
2. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и
подземный), «островок безопасности».
3. Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь
нуждающимся.
Материал: фотографии или иллюстрации с изображением площадей.
Ход экскурсии:
Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень
много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются».
Вопросы: «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).
«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»
«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется
улица, на которой находится детский сад?»
Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь правой
стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали
пешеходам.
Вопрос: «Как называется это место?»
Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».
Вопрос: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно
назвать?»
Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе,
селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы,
сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет све
название».
Вопросы: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где
она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?»
«На какие части делится дорога?»
Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.
Вопросы: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это
определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как
регулируется движение на том месте? (показ), где находится пешеходная
дорожка?
Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями
транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.
Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:

Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда,
И не едут никуда.
Не волнуется народ—
Через улицу идет
И стоит на мостовой
Как волшебник постовой.
Все машины одному,
Подчиняются ему

Вопросы: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация
описывается?».
Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.
Напоминание: «Вспомните ребята как нужно переходить улицу, посмотрите на
пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить,
какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на
улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут
машины».
Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой
стороны. А строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают
движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику
(старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД,
останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти
коляску с ребенком и т.п.
Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами
об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».
Занятие№4
«Поведение детей на улице».
Цель:
1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.
2. закрепить знания о ПДД.
3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).
Материал: сказка про «Зайку велосипедиста», мяч.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на
дороге. Какие правила вы знаете?»
Вопрос: «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?»
Обобщение: «Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и
попадешь под нее».
Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на
дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)».
Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли
мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».
Вопрос: «А где можно кататься на велосипедах?» (обычно дет отвечают: «по
дороге»)
Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на
детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на
велосипедах и устраивать игр».
Вопрос: «Почему? Кто ответит?»
Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут
ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».
Чтение сказки про «Зайку велосипедиста».
Беседа: «Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас
проверим».

Вопросы: «Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу?
Как он ехал на велосипеде?»
Зачитываю отрывок: «То бросит руль, то руку за спину заложит».
Вопросы: «Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать,
грибы, гнездо, берлога и норка)». «Обращал ли он на них внимание? А в
реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе
на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А
почему все это произошло?» (не знал ПДД).
Подведение итога: «Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как
Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на
занятиях?»
Занятие№5
«Когда мы пассажиры»
Цель:
1. добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».
2. получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.
3. воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа: «Вспомните ребята, кого называют пассажирами? А
тех, кто едет по тротуарам? Сейчас мы с вами будем играть в
пассажиров. Представим себе, что наша комната—салон автобуса, мы сидим
на своих местах и ждем отправления. А Вова, вот мы ему поставим стул
впереди всех, будет шофером. Он нас повезет. На остановке автобуса,
назовем ее «Детский Сад», будет стоять 4 человека».
Напоминание: «Ожидая автобус запомните, ни в коем случае нельзя выходить
на проезжую часть, а то он или другая машина могут сбить вас».
Практические действия.
Итак, начали. Вова, поехали. Быстрее, еще быстрее. Скоро остановка «Детский
Сад».
Напоминание: «Запомните ребята, во время движение двери руками трогать
нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопка.
Нажмет и двери откроются. Ну вот мы и приехали. Остановка «Детский Сад».
Выходите. Вова, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои
места. Сейчас мы отправляемся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы».
Вопросы: «Можно ли разговаривать с водителем во время движения? А можно ли
высовываться в окно или выставлять руку? Разрешено ли ходить по автобусу,
когда он едет? Почему нельзя становиться ногами на сиденье? А можно в
автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, или читать книги?»
Поощрение: «Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто не сделает нам
замечание. А сейчас остановка, выходите из автобуса».
Вопрос: «Что нужно сказать водителю? Коля и Женя вышли из автобуса, кто они
теперь—пешеходы или пассажиры?»
Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша поездка? Вы также себя
ведете в транспорте? Теперь постарайтесь соблюдать все правила».
Занятие №6
«К остановке пассажирского транспорта»
(на прогулке)

Цель:
1. расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что
автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около
тротуаров, у обочины дороги, трамвай—на середине улицы?…
2. закреплять правила поведения в общественном транспорте.
3. воспитывать культуру поведения.
Материал: карандаш, альбомные листы, атрибуты игры.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа: «Ребята, что делают люди, если им нужно попасть
из одной части города в другую? А как называются люди, которые едут в
автобусе, троллейбусе? Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай?
Сегодня мы с вами пойдем на остановку и понаблюдаем.
2. Вопрос: «Вы помните как нужно себя вести в общественных местах и на
дороге?
3. Рассказ ребенка.
4. Вопрос: «Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка
автобуса? (здесь висит указатель).
5. Объяснение: «Люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На
проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.
Вот подъезжает автобус. Он останавливается и двери открываются. Все
спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него
через передние двери. Все входят не толкаясь, спокойно. В автобусе
(троллейбусе) пассажиры должны соблюдать также особые правила».
6. Вопрос: «Кто знает какие это правила?»
7. Объяснение: «Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвайных
остановках. Они часто находятся на середине проезжей части, поэтому
при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной
безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно перейти на
противоположную сторону улицы слева от трамвая, то обходить его надо
спереди, а то можно не заметить встречный трамвай. Рельсы надо
переходить быстро, чтобы не оказаться между путей.
8. Дидактическая игра. «Пешеход и транспорт».
Дидактическая задача: практически освоить ПДД.
Игровое задание: пройти или проехать без нарушений.
Правила игры: двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать
движение.
Материал: эмблемы с изображением разных видов городского транспорта:
автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, светофор, талоны водителя,
визитная карточка пешехода, свисток, дорожные знаки.
Методика проведения:
Объяснение правил игры.
Практическое действие.
Напоминание: если пешеход или водитель нарушил правила, милиционер
останавливает движения, делает прокол на талоне водителя, а пешеходу
предлагает стать пассажиром. Милиционер делает отметку на визитной карточке
пешехода.
-Указания: по сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и
пассажиров.
-Поощрение.
Анализ, оценка знаний и умений на практике применять ПДД, поощрения,
рекомендации и подведения итогов.
9. Рисование на тему: «К остановке транспорта».
Подведение итогов: «Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось?
Вы хорошо занимались, рисовали хорошие рисунки. Молодцы!»



Занятие №7
«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»
(на прогулке)


Цель:
1. дать начальное представление о работе милиционера—регулировщика, о
светофоре и некоторых знаках.
2. закрепление правил перехода через улицу.
3. воспитывать уважительное отношение к работникам милиции.
Ход занятия: воспитатель заранее выбирает такое место, где виден светофор и
находится инспектор.
1. Вступительная беседа: « Посмотрите, кто стоит на перекрестке? Это
милиционер-регулировщик-инспектор ГИБДД (государственная инспекция
безопасности дорожного движения). Он здесь самый главный. Поднимет
свою белую палочку и машины остановятся, ему подчиняются водители всех
автомобилей и мотоциклов. Он следит за тем, как переходят улицу
пешеходы.
2. Рассказ воспитателя: «Инспекторы ГИБДД мужественные люди. Они несут
свою службу и в жару и в холод, и дождь, и ночью и днем. Они первыми
приходят на помощь, пострадавшим в автомобильных авариях. Они
проверяют, чтобы машины, которые ездят по городу были исправными, с
хорошими тормозами».
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
4. Объяснение: «Бывают перекрестки, где нет регулировщика, а установлены
уличные автоматы, называются светофорами. Все водители и пешеходы
должны строго подчиняться их сигналам. В светофоре сменяются красный,
желтые и зеленые огни. Эти три цвета часто называют волшебными, потому
что они регулируют движение.
5. Вопрос: «А что означает каждый огонь? Что означает красный цвет? Что
означает желтый и зеленый? Как ведут себя люди?
6. Художественное слово: чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор».
7. Вопрос: «Как управляют движением регулировщики?»
8. Объяснение: «Милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди
рукой—это все равно, что зеленый сигнал светофора—можно переходить
улицу.
9. Показ ребенка: «А если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то
переходить нельзя. Это тоже, что и красный сигнал светофора, ну а
желтый? Это когда регулировщик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно
просит вашего внимания. Это как раз и соответствует желтому сигналу
светофора.
10. Показ ребенка.
11. Объяснение: «Пешеходам, которые уже переходят улицу надо задержаться
на середине, на островке безопасности. А кто только хотел переходить
должен ждать следующего указания. Значит если регулировщик стоит
боком—переходите! Спиной или грудью—стойте! Подчиняться указаниям
регулировщика обязаны все: водители транспорта и пешеходы.
12. Практическое действие: «Предлагаю одному из детей быть регулировщиком.
Дети должны ответить, какому цвету светофора соответствует тот или
иной жест».
13. Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша прогулка. Что нового
вы узнали. Что вам запомнилось?»
Занятие №8
«Дорожные знаки»
Цель:
1. расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях.
2. закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через
улицу, поведения на дороге.
3. формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.
Материал: дорожные знаки, книга с иллюстрациями.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа: «Сегодня мы с вами поговорим о дорожных знаках».
2. Показ 3-4 дорожных знаков.
«Вы наверное видели треугольные, круглые и квадратные знаки на многих
улицах и дорогах. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где
нельзя, где можно остановить машину и заправить бензином. Знаки
предупреждают об опасности на дорогах, указывают направление движения. Эти
знаки должны знать и пешеходы».
3. Показ знака «Пешеходный переход».
4. Вопрос: «Что это за знак, что он означает?»
5. Показ знака «Подземный переход», «Остановка автобуса».
Вопросы: «Для чего они нужны? Что обозначают? Где вы их видели? Какие знаки
вы еще знаете?
6. Игровая ситуация: знаки, с которыми дети были знакомы и с которыми уже
познакомились развесить на стулья и поставить в разных местах комнаты.
Детям предлагается по очереди сходить в «город», к бабушке, домой, они
должны произвести соответствующие действия, которые показывают знаки.
7. Подведение итогов: «Вам понравилось наше занятие? Теперь вы знаете
много дорожных знаков, и вам не составляет большого труда переходить
через улицу».
Занятие №9
«Экскурсия в центр города»
Цель:
1. расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них.
2. закрепление навыков поведения на улице.
3. закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, и о их значениях.
4. формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге.
Ход занятия:
1. Воспитательная беседа: «Дети, мы сегодня пойдем на экскурсию. Вы были
в центре города и знаете какое там большое движение транспорта и
научимся ходить по городу».
2. Вопрос: «Кто знает как называется эта автобусная остановка?»
3. Указания: «Посмотрите как она обозначается».
4. Художественное слово С.Михалков
Здесь на посту в любое время
Дежурит смелый постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Вопросы: «О ком это стихотворение? Что он делает на перекрестке? Каким
сигналам подчиняется пешеход? При каком сигнале светофора могут ехать
автомобили и идти люди? А при каком свете нельзя ехать или переходить
улицу? Для чего нужен желтый свет светофора? А на какие знаки необходимо
прежде всего обратить внимание пешеходам? Как надо переходить улицу? А если
пешеходный переход не обозначен?
Практические действия: переходим через улицу.
Подведение итогов: «Какие впечатления у нас остались после нашей
экскурсии? Дети младшей группы тоже хотели бы сходить на экскурсию, но они
еще маленькие, расскажите им об увиденном.
Занятие № 10
«Наблюдение за движением машин и работой водителя»
(на прогулке)
Цель:
1. закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении.
2. познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд
запрещен».
3. воспитывать уважение к труду водителей машин.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Ребята, мы находимся на перекрестке и будем
наблюдать за движением транспорта».
Указания: «Посмотрите, водитель делая поворот на другую улицу включает у
машины спереди и сзади световые сигналы».
Вопрос: «Для чего это нужно?»
Объяснение: «Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с
левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с
правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот
пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И прежде чем начать
переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или
налево».
Рассказ воспитателя: «Ответственная работа у водителя. Управляя своей
машиной он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за
сигналами светофора, пешеходами. Кроме того он обязан строго выполнять
указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для
пешеходов».
Вопрос: «Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить улицу? Как
можно определить место перехода?»
Показ знака «Пешеходный переход». «На что указывает этот знак?»
Показ знака «Въезд запрещен». «Вот другой знак, что на нем изображено?»
Объяснение: «Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он
сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен».
Игровое задание: найди такой же знак.
Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы все усвоили, хорошо вели себя на
улице, я вами довольна!»
Задание №11
«Загадки»
Цель:
1. закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово.
2. развивать у детей смекалку и сообразительность.
3. воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
Материал: загадки, фишки.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Вы уже много знаете о ПДД, транспорте, а сегодня мы
проверим ваши знания. Я буду вам загадывать загадки, а вы мне говорить
отгадки, кто правильно ответит—получает фишку, в конце занятия, у кого
больше будет фишек, тому мы дадим звание «Знаток ПДД».
Указания: «Чтобы ответить нужно поднять руку».
Совет: «Внимательно слушайте загадку до конца».
Напоминание: «Вспомните все виды транспорта»
Художественное слово:
Если б я встала
До неба достала б. (дорога)
От дома начинается,
Не живая, а идет,
Не подвижна, а ведет. (дорога)
У дома и кончается. (дорога)

Запылал у чудовища изумрудный глаз,
Значит можно улицу перейти сейчас. (светофор)

Три глаза—три приказа,
Красный—самый опасный. (светофор)

Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (троллейбус/автобус)

Не летает, не бежит,
Жук по улице бежит,
И горит в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомобиль)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (шоссе)

Встало с краю улицы
В длинном сапоге,
Чучело трехглазое
На одной ноге
Где машины движутся,
где сошлись пути,
помогает улицу
людям перейти. (светофор)

Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)

Спозаранку за окошком,
Стук и звон и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам,
Ходят красные дома. (трамвай)
Подведение итогов: «Все ребята, вы молодцы! Хорошо работали, а звание
«Знаток ПДД», мы вручим …У него больше всех фишек, он получил отличный
результат по знаниям ПДД.
Занятие №12.
«Конкурс на знание ПДД»
Цель:
1. закрепить с детьми знание ПДД.
2. закрепить знания, полученные на занятиях.
3. воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: разноцветные геометрические фигуры, фанты.
Ход занятия:
1. вступительная беседа: «Сейчас мы проведем интересную игру. Кто из вас
быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает ПДД. Будьте
все внимательны. Тот кто правильно ответит на вопрос, получает фант».
Вопросы: «Где должны ходить пешеходы? Что такое перекресток? Что такое
пешеходные переход? Где пешеходы могут переходить улицу? Как обозначаются
пешеходные переходы на улицах города? Какие сигналы светофора вы знаете?
Что обозначает красный сигнал светофора? Что обозначает желтый сигнал?
Что обозначает зеленый сигнал? Где можно кататься на велосипедах? Почему
нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? Почему нельзя
выходить на улицу и играть на мостовой? Почему нельзя высовываться в окно
или высовывать руки, когда едите в автобусе, троллейбусе, трамвае? Что
делает регулировщик?
Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы ответили на все вопросы, все
усвоили. Я вами довольна. Давайте выявим «Знатока ПДД» (подсчет фантов).
Список использованной литературы.

1. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ.
М. «Транспорт» 1999 г.
2. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».
М. «Просвещение» 1973 г.
3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного
движения».
М. «Просвещение» 1975 г.
4. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»
М. «Просвещение» 1989 г.
5. Юрянин «Светофор»
М. Издательство «Детская литература» 1971 г.




Реферат на тему: Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада
Обучение и воспитание детей с ФФНР

в старшей группе детского сада

В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 программы:
общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное
распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и
воспитания детей.

Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей
группе детского сада
(авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)

Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.
Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).
Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежедневно (в течение
всех периодов обучения).
Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в течение всех
периодов обучения).
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде
занимается:
1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией
навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о],
[у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п], [п'],
[т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |, |_д` |, [г],
[г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за
нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и
таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;
2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности -
одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным
фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);
3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя
зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;
4. различением звуков на слух;
5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные
звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная
отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от
более легких к более сложным по артикуляции звукам;
2. одновременно проводится работа по формированию фонематического
восприятия.
Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по
беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других
звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка
четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием
умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов,
определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция
звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению
ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов.
После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки
можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся
образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).
Второй период обучения (вторая половина ноября - первая половина
февраля).
Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их
автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:
1. на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердости -
мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются
следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'],
[ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];
2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;
3. на синтаксической работе по составлению предложений, их
распространению;
4. на развитии связной монологической речи: составлении короткого
рассказа с опорой на наглядность;
5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении
позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении ударного
гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их
преобразовании;
6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук,
согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки. -
Третий период обучения (февраль- май).
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми,
у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и
синтеза, автоматизации поставленных звуков.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.
Главное в этом периоде:
1. закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной
речи детей;
2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-
[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];
3. закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции
сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной
связной речи детей в процессе рассказывания.
Дети к концу третьего периода:
1. на базе полностью сформированного произношения и фонематического слуха
самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (лук, шум), слогов
и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной
опоры используются схемы,
где длинной полоской обозначено слово, короткой - слоги, гласные звуки
выделяются красными кружочками, согласные - синими;
2. свободно пользуются лексико-грамматическими конструкциями - простыми и
сложными предложениями.
Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе группы ФФНР,
переходя в обычную подготовительную группу, полностью готовы к обучению
грамоте.
Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по
рекомендациям логопеда совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей
моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков;
обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в соответствии
с лексическими темами программы; закреплением употребления формирующихся
грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением
формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза; развитием
фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического
мышления.

Обучение и воспитание детей с ФФНР в подготовительной группе
детского сада



Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной
группе (автор - Г. А. Каше, 1985)
Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сентябрь - июнь).
При разработке коррекционного обучения учитывались несколько задач:
коррекция речевого дефекта, подготовка к овладению грамотой, усвоение
грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа
рассчитана на детей 7-го года жизни.
В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале
планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава
слова. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических
представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому
анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отставание
в лексико-грамматическом развитии.
Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой программе
разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом
развитии.
Закрепление произношения осуществляется:
1. закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в
словах и предложениях;
2. сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.
По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3
задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребенка. Затем
вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически
правильной речи. На последнем этапе обучения включаются специальные
упражнения, направленные на развитие выразительности речи.


Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР (по Г. А. Каше)

Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в условиях,
отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.
1. Обучение грамоте проводится на материале звуков, правильно произносимых
детьми.
2. Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного
анализа.
3. Выделяется длительный период подготовки детей к обучению грамоте,
содержание которого специфично.
4. Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми материала на каждом
этапе обучения.
С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс
овладения чтением и письмом не только растянут во времени, но и
предполагает иное расположение материала и использование особых
методических приемов.
Первый период- подготовительный (длится 8 недель). ,
Его цель - воспитать готовность к анализу слов простой слоговой структуры
типа СГС; СГСГ (С - согласный, Г - гласный).
Основной единицей обучения в этот период является звук, выделенный из
состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на
звуках, имеющихся у ребенка.
Разработана последовательность овладения детьми разными формами звукового
анализа:
1. умение выделять начальный гласный звук из состава слов;
2. анализ ряда состоящего из 2- 3 гласных звуков;
3. анализ и синтез обратного слога типа ГС;
4. выделение гласного из положения после согласного;
5. умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный
из слов;
6. упражнения в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ;
7. использование фишек для моделировании схем по звуковому анализу и
синтезу (красный цвет - гласный звук; черный - твердый согласный; синий -
мягкий согласный) после овладения четким произношением звуков и умением
определять слоги в слове;
8. использование разрезной азбуки;
9. чтение обратных слогов;
10. воспитание навыка чтения прямых слогов.
К концу этого периода дети оказываются подготовленными к анализу и чтению
слов типа СГСГ. Дети овладевают такими понятиями, как звук, слово, слог,
согласный и гласный, твердый и мягкий согласный, предложение.
Второй период- букварный (ноябрь - февраль).
На начальном этапе букварного периода единицей изучения становится слово.
Дети учатся делить слова на слоги. Используются схемы слов, где длинной
полоской обозначают слово, короткой - слог.
Следующая ступень обучения - овладение звукослоговым анализом и синтезом
слов типа: СГСГ, СГС. В схеме уже обозначаются все звуки. Подчеркивается
роль гласного звука в образовании слога. По мере знакомства с буквами ими
заменяются фишки, обозначающие звуки. Но устные упражнения в анализе слов и
составлении схем всегда предваряют упражнения с буквами.
Знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляции или
акустическим признакам звуки, по возможности, изучаются поэтапно. Например,
когда дети знакомятся с буквой б, некоторое время в учебный материал не
включаются слова с буквой п. На последних этапах букварного периода
обучения вводятся слова более сложного слогового состава. Устный
звукослоговой анализ новых слов предварительно отрабатывается на занятиях
по произношению. На занятиях по грамоте осуществляется чтение слов типа
СГССГ (кошка), формируется навык анализа, осваивается моделирование слов.
Важную роль для понимания читаемого и для перехода от слогового к слитному
чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего
букварного периода.
Третий период- заключительный (март - июнь), это время используется для
закрепления всех полученных знаний и навыков.
К сожалению, нет специальных букварей для дошкольников, где бы материал
был расположен в последовательности, данной программой, использование же
издаваемых для массовой школы «Букваря» и «Азбуки» невозможно из-за иной
системы обучения грамоте. К ним можно прибегнуть лишь для ознакомления
детей с речевым материалом в период сформированного чтения.
Распределение материала по периодам
В первом периоде обучения фронтальные занятия по произношению проводятся
5 раз в неделю, а фронтальные занятия по грамоте не проводятся.
Перечень звуков, изучаемых на занятиях по произношению: [у], |а|, [и],
[у]-[а], [а]-[у]-[и], [п]-[п'], [э], [т], [п]-[т], [к], [к'], [м], [м'],
[л'], [а]-[у]-[и]-[э], [о], [х]-[х'], [к], [х], [i], [л']-[i], [ы], [ы]-
[и], [с].
Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [у] - от всех
гласных, [а] - от всех гласных, [и] - от всех гласных, [э] - от всех
гласных; [п]-[п`], [т]-[д]-[к], [к]-[г]-[х|, [к]-[к'], [м]-[н]-[п], [м]-
[м'], [л']-[л], [л']-[м']-[н'], [о]-[а]-[у]-[э], [х]-[г]-[к], [х]-[х'],
[л']-[i], [ы]-[и], [с]-[с']-[з]-[ш]-[ц]-[щ].
Подготовка к звукослоговому анализу: выделение начального гласного;
анализ ряда звуков: [а], [у], [и], [у], [и], [а], [у]; анализ слога типа
[ап]; выделение начального и конечного согласного; выделение гласного из
положения после согласного; анализ прямого слога типа [ма], [ми]; анализ
слов типа бык; деление слов на слоги; построение схем слов.
Чтение: чтение слогов типа [ап], [ма], [ми]; чтение слов типа сом, кит;
выкладывание слов из слогов разрезной азбуки.
Перечень букв, с которыми дети познакомятся: а, у, о, ы, и, п, т, м, к,
с. Дети учатся читать эти буквы, читать слоги с этими буквами.
Письмо: учатся писать печатными буквами.
В течение второго периода обучения фронтальные занятия по произношению
проводятся 3 раза в неделю, занятия по грамоте - 2 раза в неделю.
Перечень звуков, изучаемых на занятиях: [с], [с'], [с]-[с'], [з], [з]-
[з'], |с|-[с']-[з]-[з'], [б], [б]-[б'], [п]-[п'], [т'], [д'], [д], [д]-[т],
[д|-|д'|-|т|-[т'], [г], [г]-[г'], [г]-[г']-[к]-[к']; [ш], [с]-[ш], [л], [л]-
[л'], [ж], [ж]-[ш], [ж]-[з], [р], |р|-|р'], [р]-[л], [с]-[з]-[ш], [ж], [р]-
[р']-[л], [л'].
Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [с]-[з]-[ц]-[ш], [с]-
[с'], [с]-[с']-[з']-[т']-[щ], |з|-[с]-[ш], [з]-[з'], [з'|-|с'|-|д'], [б]-
[п]-[б'], [т'|-|с'|-|д'|-|т'], [д'|-|т'|-|г'], [д]-[т]-[г], [г]-[к]-[д],
[щ]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[р], [л]-[л'], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р']-[л].
Анализ звукового состава слова: слоговой и звукослоговой анализ слов
типа: суп, косы; анализ слов типа: батон, бумага, стул, волк, красный,
страна; выкладывание слов в звукослоговых схемах.
Перечень букв: н, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, й.
Чтение слогов типа [ма], [ни]; слов типа Нина, Нота, Таня, батон, плот,
котенок, елка, дает, синий; подбор слов к буквенным схемам.
Орфографические правила: написание ши, жи.
Письмо слогов и слов.
В течение третьего периода обучения занятия по произношению проводятся 1
- 2 раза в неделю; занятия по грамоте -3 раза в неделю.
Перечень звуков: [с], [з], [ш], [ж], [л], [л'], [р], [р'], [ч], [ч]-[т'],
[ц], [ц]-|с|, |ч|-[с']-[т']-[ц]-[с], [щ], [щ]-[ч], [щ]-[ч]-[т'], [ц]-[с]-
[с'].
Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [ч]-[т']-[щ];[ц]-[с]-
[т'];[щ]-[ш]-[с'].
Анализ звукового состава слова: анализ слов разного звукослогового
состава, произнесение которых не расходится с написанием.
Перечень букв: ь, ч, ю, ц, ф, щ, ь (разделительный), ъ (разделительный).
Чтение слов типа письмо, хорь, клюв, делают, пью, платье, съел, подъехал,
а также слов разного звукослогового состава; упражнение с разрезной
азбукой; чтение текстов (послоговое).
Правила орфографии: написание ча, чу, ща, щу.
Письмо слов и предложений.


Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной
группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)

В сетку часов воспитателя внесены изменения с учетом «Программы обучения
и воспитания в детском саду».
Организация коррекционной работы. Ежедневно в утренние часы проводятся 2
фронтальных занятия (одно - занятие логопеда, другое - занятие
воспитателя): 1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е занятие с 9.40 до 10.10.
После 10.10 логопед проводит индивидуальные занятия, остальные дети с
воспитателем идут на прогулку.
Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15;00 до 15.30) проводит
подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16.30 до
17.00 проходят занятия воспитателя согласно специально разработанной сетке.
В течение первого периода обучения (сентябрь - 1 -я неделя ноября)
фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и
подгрупповые - ежедневно.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда
предусмотрены ежедневно во всех периодах обучения.
Содержание фронтальных логопедических занятий
Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а],

[и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].

2. Развитие фонематического восприятия:
а) различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-|к|, [к|-[г]-
[х]-[т], [л'|-|л]-|j|-[р'|-|р], |c|-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х],

[л']-|j|, [ы]-[и].

Лексико-грамматическая работа: усвоение двух- и трехсложных слов; усвоение
грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование
существительных единственного и множественного числа с глаголами,
употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного
числа, употребление и изменение притяжательных местоимений; составление
простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий,
по вопросам.

Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких

предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.


5. Подготовка к анализу звукового состава слова:
а) выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля),
б) анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]);
в) выделение последнего согласного в слове (мак);
г)_анализ и синтез обратного слога типа [ап];
д) анализ и синтез прямого слога типа [са];
е) выделение гласного из положения после согласного под ударением (кот);
ж) полный звуковой анализ и синтез слова (мак).
Содержание фронтальных занятий воспитателя по развитию лексико-
грамматических категорий и связной речи планируется с учетом понедельных
лексических и грамматических тем (во всех периодах).

В течение второго периода обучения (2-я половина ноября - 1-я половина
февраля) фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю,
индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю;
по формированию графических навыков и подготовке к письму - 1 раз в неделю.
Содержание фронтальных логопедических занятий
1. Произношение: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], |д|, |д`|,
[г], [г'],

[ш],[л], | ж], [р], [р'].
1. Формирование фонематического восприятия:
а) различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'],
[ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б`|, [п]-[п'], [т`|-[д`|, [д|-|д'|-|т]-[т'|-|г]-
[т'], |г|-[г'], [к]-[к']-[д]-[д'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'], [ж]-
[з]-[ш],[р]-[р']-[л]-[л'].
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-
[ц], [б]-[п], |д|-|т|, [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с|-[ш]-[ж]-|з|, [р|-
|л],[р]-|р'|-|л|-|л'].
3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в
произношении и усвоении трех- и четырехсложных слов

различной структуры листопад.
4. Лексико-грамматическая работа:

а) употребление существительных в различных падежах;

б) согласование прилагательных с существительными в роде, числе;

в) сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и
3-го лица настоящего и прошедшего времени;
г) согласование числительных с существительными;
д) усвоение некоторых способов словообразования;
е) составление предложения по вопросам, по демонстрации действия, по
опорным словам, распространение предложений.
5. Развитие связной речи:
а) умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии
картин;
б) заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок
и скороговорок.
6. Анализ и синтез звукового состава слова:

а) деление слов на слоги;
б) построение схем одно-, дву- и трехсложных слов;
в) звукослоговой анализ и построение схем односложных слов типа суп,
двусложных слов типа зубы;
г) звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале
слова типа стол, двусложных слов типа мышка;
д) преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);
7. Подготовка к обучению грамоте:

а) знакомство с буквами а, у, м, ш;

б) составление схемы из букв.
8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует

плану воспитателя.

В течение третьего периода обучения (2 половина февраля - май)
фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по
развитию речи - 2 раза в неделю, по грамоте - 1 раз в неделю.
Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю,
по формированию графических навыков - 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий
1. Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и

всех ранее пройденных.
2. Развитие фонематического восприятия:
а) различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];
б) дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-|ч|-[с'],[щ]-
[ш],[щ]-[c`].
3. Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной
слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением
правильного произношения всех звуков речи.
4. Развитие связной речи:
а) составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин и
т. п.;
б) закрепление навыков фонетически и грамматически правильной,
выразительной речи в диалоге и монологе.
5. Обучение грамоте:

а) деление слов на слоги и звуки;
б) членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении;
в) составление схем слов для слогозвукового анализа;
г) знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и;
д) воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов,
предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука;
е) складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предложений;
развитие умения преобразовывать слова (суп - сук - сок).
Содержание фронтальных занятий воспитателя
Подготовка к обучению письму:
«печатание» букв и слов;
написание слов - раздельное друг от друга;
постановка точки в конце предложения;
употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.
Логопед, планируя фронтальные занятия, указывает воспитателю:
какую лексику, согласно календарному плану, надо закрепить,
актуализировать;
какой языковой материал нужно использовать на занятиях по развитию речи и
в логопедических играх по закреплению отработанных грамматических
категорий;
какой лексический материал можно брать для закрепления и дифференциации
звуков в речи;
какая работа должна планироваться воспитателем по закреплению навыков
звукослогового анализа и навыков чтения.
Работа по развитию графических навыков
В подготовительной группе ФФНР в сетке часов воспитателя выделяется
специальное время для подготовки детей к письму - 1 занятие в неделю во
втором и третьем периоде.
В процессе формирования графических навыков у детей нужно развивать:
произвольное внимание и память, пространственные ориентировки. Решение этих
задач невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и
умения координировать движения руки.
Воспитатель учит детей:
правильно сидеть, держать карандаш в руках, располагать тетрадь;
ориентироваться на листе бумаги (определять части листа верх, низ, правая
и левая стороны и расположение на нем рисунка -справа, слева, над, под);
со всеми вместе начинать и заканчивать работу, ставить задачу правильно
изобразить фигуру, удерживать задачу в памяти и контролировать процесс ее
решения;
писать карандашом простейшие элементы - вертикальные, горизонтальные,
наклонные палочки, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей,
овалы и круги;
воспроизводить по памяти зрительно воспринятые рисунки, фигуры,
выкладывая их из палочек или рисуя цветными карандашами;
внимательно слушать речь воспитателя, развивая с помощью слуховых
диктантов умение выкладывать фигуры после их однократного словесного
описания;
выполнять графические упражнения, обеспечивая переход от простейших задач
к более сложным: рисовать по точкам, писать прямые палочки, штриховать
фигуры прямыми, вертикальными и горизонтальными линиями, короткими линиями,
точками; писать наклонные линии, обводить и штриховать фигуры косыми
линиями, писать палочки с закруглением внизу и вверху, писать овалы и
палочки с петлей.
В каждое занятие воспитатель включает: письмо тех или иных элементов;
зрительный или слуховой диктант; зарисовку каемочки или обводку узоров,
включенных в слуховой или зрительный диктант, с последующей их штриховкой.
Письмо элементов. За 30 занятий дети усваивают 6 основных видов
элементов: 5 видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу,
вверху, с двумя закруглениями). Первые 3 занятия не включают дополнительных
заданий. После усвоения элемента вводится письмо группы элементов с
усложнением. Элементы группируются так, чтобы из них могла получиться
цветная каемочка.
Зрительные и слуховые диктанты. За время обучения проводится 20
зрительных и 5 слуховых диктантов. Для зрительных диктантов используются
выкладывание фигур из разноцветных палочек, в частности геометрических
фигур, зарисовки по точкам, обводка со штриховкой. На слуховых диктантах
выкладывание фигур также сочетается с зарисовкой, обводкой и штриховкой.
Речевая инструкция должна быть понятной и простой.
Зарисовка каемочки. Воспитатель предлагает сгруппировать написанные
элементы так, чтобы получилась фигура, которую затем заштриховывают или
закрашивают.
Таким образом, раннее выявление детей с ФФНР и проведение с ними
коррекционной работы способствуют преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи, решение этой задачи возможно только в условиях
сотрудничества логопеда и воспитателя







Новинки рефератов ::

Реферат: Внешняя задолженность государства. Пути повышения пользы ( Космонавтика)


Реферат: Подбор кадров - функция управления (Социология)


Реферат: Страх как социальное явление (Социология)


Реферат: Управление инновационными проектами (Менеджмент)


Реферат: Философия, ее предназначение, сущность и функции (Философия)


Реферат: Бронхиальная астма и ее профилактика (Спорт)


Реферат: Изменение политической и социальной структуры Древнего Рима в 1-2 веках н.э. (История)


Реферат: Создание и ведение баз данных (Компьютеры)


Реферат: Украинская национально-демократическая революция (История)


Реферат: Строение нервной системы человека (Биология)


Реферат: Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ (Психология)


Реферат: Как осужденный может защитить свои права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основы программирования на языке Паскаль (Программирование)


Реферат: Возможен ли искусственный интеллект (Программирование)


Реферат: Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников (Педагогика)


Реферат: Становление классического джаза (Музыка)


Реферат: Джерела і основні риси права в україні першої половини 19 віку, та початок 20 в. (Государство и право)


Реферат: Государство и право Англии в новое время (История)


Реферат: Тимуровское движение (Педагогика)


Реферат: Общество как система (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист