|
Реферат: Обществознание 11-й класс (Педагогика)
БИЛЕТ [1] 1.) ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. Общество - это обособившаяся от природы часть мира. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Второе обстоятельство: чело- веческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Культура - это всё, созданное человеком: это сотворённая человеком "вторая природа", которая как бы надстроена над природой естественной. Природа влияет на общество: так, например, Ключевский говорил о влиянии рек на общественную и хозяйственную жизнь славян. С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека как благотворно, так и пагубно. Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем ввиду его качественную спецификацию, но не оторванность от природы и процессов её естественного развития. Общество в широком смысле: совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое). СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. Экономическая - отношения в процессе материального производства; социальная - взаимодействие классов, социальных слоёв и групп; политическая - деятельность государственных организаций, политических партий; духовная - мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозный, образовательных организаций и учреждений. 2.) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Права человека отражены в законах. Так, например, существует Всеобщая декларация прав человека, в которой записано: что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Права гарантируются в Конституции, там закреплены основные права: социально-экономическими правами являются: право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на пенсию, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, свободу творчества, права на личную собственность. Существуют свободы: печати, слова, собраний и т.д.
БИЛЕТ [2] 1.) РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ. Люди издавна пытались объяснить существование общества, как оно разви- вается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии общественного развития общества основным способом понимания мира является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социаль- ную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим, передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению. Первым источником древней мудрости в древней Индии стала ведическая литература, они говорили о зависимости человека от универсального космического порядка. Учение о Карме. Определённое место занимают даосизм, наука о пути, и конфуцианство. Яркую страницу в истории развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия вписала философия античности, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур. Они использовали строгие понятия логики. Платон пытался понять причины возникновения неравенства людей, он считал, что люди селятся вместе, чтоб удовлетворить потребности в пище, жилье и одежде, они создают таким образом государство. Он нарисовал идеал справедливого государства. Главное в идеальном государстве - справедли- вость. Он говорил, что личность должна быть подчинена интересам государства. Аристотель - основоположник наук об обществе. Он выдвинул такие типы общения, как семья и селение, но государство поставил над ними. Древнегреческие философы считали государство выше человека, о правах человека вопрос не ставился. Христианство выдвинуло вопрос о равенстве людей, о равенстве перед Богом. В 16-17 веках появились светские варианты "естественного права" в трудах английских философов, выдвинувших теорию "общественного договора". Глубокие идеи выдвинул Гегель, считавший, что основой исторического развития является развёртывание "абсолютной идеи". Он создал диалектический метод, объяснил, что всё существует в развитии, которое происходит в следствие возникающих противоречий. Обновление и преемственность - черты общественного развития. Конт ввёл понятие социологии. Он выдвинул идею об эволюции общества как целостного организма. Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе. Маркс и Энгельс считали, что первоосновой развития общества являются трудовая, производственная деятельность людей, что бытие определяет сознание. В 2О веке в обществознании появились новые концепции, учения, направления. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и другие. 2.) ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. "Экономика" обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, финансы, денежные обращение и др. (слово греч. перво- начально означало искусство управление домашним хоз-вом.) Существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем жизни населения.
БИЛЕТ [3] 1.) ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ. По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости, короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов. Человек, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель- ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные. Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и общества. Личность - это субъект познания и свободная личность. У личности есть роли: семейная, производственная, политическая, в жизни личность выступает в этих ролях. 2.) РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. СВОБОДНЫЙ РЫНОК ТОВАРОВ - а) нерегулируемым предложением; б) нерегулируемам спросом; в) нерегулируемой ценой, устраивающей спрос и предложение. Таким образом, рынок регулирует производство "сигнализирует" через них производителю, что производить, какого качества и в каких количествах. РЫНОК ТРУДА - имеет теже три приз- нака: спрос, предложение, цена. Тот особенный товар, что тут прода- ётся и покупается тут - рабочая сила. РЫНОК КАПИТАЛА - означает предложение и спрос, но в качестве товара - ценные бумаги (акции, облигации, валюта). Большую роль в ориентации играют биржи. ТОВАРНАЯ БИРЖА - это форма рынка товаров, продающихся большими партиями. ФОНДОВАЯ БИРЖА - продажа ценных бумаг. БИРЖА ТРУДА - распределение безработных, способствует их трудоустройству.
БИЛЕТ [4] 1.) ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕЁ МНОГООБРАЗИИ. Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе дея- тельности происходит формирование и самореализация личности. Деятельность людей развёртывается в разных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно многообразны. Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего разделяют духовную и практическую деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование природы и общества, она включает материально-производственную деятельность и социально- преобразовательную деятельность. Духовная деятельность связана с изменением людей, в неё входят познавательная деятельность, ценностно-оринтировочная деятельность, прогностическая деятельность. 2.) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.
БИЛЕТ [5] 1.) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Описанный в истории путь человечества с древнейших времён до конца ХХ века можно назвать историческим процессом. Слово процесс озна- чает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний его развития. Ключевский полагал, что исторический процесс, это ход, условия и успехи человеческого общежития или же человечества в его развитии и результатах. Это очень длительный процесс, он охватывает развитие человека в обществе себе подобных от появления человека разумного вплоть до наших дней. Каждое время определяет исторический процесс по своему, в этом отношении Карамзин назвал определение исторического процесса - зерцалом бытия и деятельности народов. На сегодня исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятель- ность многих поколений людей. 2.) КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Основной закон государства. В конституции закреплены основные права и обязаности граждан, перечисленны законодательные органы, принцип их работы, а также исполнительные органы. Настоящая конституция принета в 1993 году. Презедент является главой государства и высщим должностным лицом, он наделён большими полномочиями: определяет основные направления внутреней и внешней политики, решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, возгловляет совет безопасности, является верховным главнокомандующим ВС. Он в праве вводить черезвачайные положения, вводить референдум, подписывать федеральные законы. Принять решение о роспуске... Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Принцип разделения властей означает, чио нионому из государ- ственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном оъёме. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ. До 1991 года, в стране были съезды Советов. Существовал Верховный Совет и Совет Национальностей. Верховный Совет был высщим органом государственной власти и избирался раз а пять лет, при всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании, затем он был упразднён. Новым высщим представительным и законодательным органом России является Федеральное собрание (Парламент). Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. До 1991 года , в России существовала однопартийная система Коммунистической Парии Советского Союза. Сейчас существует многопартийная система. (Демократический выбор России; ЛДПР; Яблоко; Женщины России...]
БИЛЕТ [6] 1.) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек усваивает только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания, которыми мы овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны, это знания о предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип знаний составляют наши идеи о том, как формируется само знание, откуда у людей берутся бесспорные представления. Знания не возникают сами по себе, они результат особого процесса, познавательной деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками диких животных, приобрёл полезные сведения, которые помогали ему в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло, узнаёт, что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни. Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению особенности размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок в школе изучает на уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь идёт о специально организованном познавательном процессе. Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объект познания). Они соотносятся друг с другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это то, что мы воспринимает органами чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия называется представлением. Познающий человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению, обобщению, отвлечению. Процесс мышления и оформления его в речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за другом про- цесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением. В человеческой речи суждения связаны между собой логически. Человек приходит к выводу или умозаключению. НАУЧНОЕ И НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного познания является теория. многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез. Формами ненаучного познания можно назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и здравый смысл. Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство, ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям, примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное познание средствами искусства, которое создаёт художественный образ. 2.) ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА. Развитие общества в XX веке показало возможности двух различных варриантов экономической жизни. Один из них - рыночная зкономика,
другой из них - коммандная зкономика. В коммандной экономике все решения по вопросап производства и распределения принимаются правительством. Сушествуют гос. планы, которые товаропроизводители должны строго выполнять. На экономические отношения воздействует государство, используя законы и экономические методы. Существует правовое регулирование направленное на упорядочиние рыночных отношений, сушествует антимонополтное законодательство. Существуют гос. заказы преимушественного военного назначения. Cуществует финансово-экономическое регулирование в форме налогов. Кредитно-денежняс система. Экономическое програмирование.
БИЛЕТ [7] 1.) МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ, ВЕРА. Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, сродни мировоззрению - миропонимание и миросозерцание. Мировоззрение - это взгляд не на какой-то отдельный предмет, а на мир целиком. Оно представляет собой отношение человека к окружающему миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живёт в ладу, в гармонии с ним. Мировоззрения бывают: обыденным, религиозным, научным, гуманистическим. Понятие веры очень широко, можно верить не только в конец света, но и в построение коммунизма, в собственные возможности и так далее. Убеждение и вера связаны. Когда знания прочны, например, каждое утро всходит Солнце, - эти знания превра- щаются в убеждения. Но любое знание конечно и ограничено возможностями человека. Всего познать нельзя. В мире есть неопознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию. Там, где невозможно познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы мерим там, где не знаем точно. Платон говорил, что убеждение обладают и узнавшие, и поверившие, вере свойственно понятие абсурда. Вера поражается неосознанными эмоциями и чувствами, интуициями. При этом нет потребности в аргументации и рациональной доказательности. 2.) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ. Это скачёк в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. НТП - меняет положение человека (субъект труда). НТП - вызывает коренные сдвиги в организации и труда, в системе управления производством. НТП - резкое возрастание авто перевозок, увеличение скоростей, железнодорожного транспорта. Улучшение средств связи и т.д. Начавшейся технологический переворот должен привести в следующем веке к новой, научно-технологической цивилизации.
БИЛЕТ [8] 1.) ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному называется прогрессом. Прогресс - это движение вперёд. По какому пути идет общество: по пути прогресса или по пути регресса? От ответа на этот вопрос зависит представление людей о будущем: несёт ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего. Древний поэт Гесиод писал о пяти стадиях в жизни человечества: золотой век (люди жили легко и беспечно), серебряный век (началось падение морали), железный век (зло и насилие), он видел путь общества регрессивным. В отличие от Гесиода Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же страдания. С достижениями науки в эпоху возрождения связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Тюрго. Его современник Кондорсе писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Факты из истории 19 - 2О веков говорят о том, что за революциями неред- ко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков. Если бы мы пытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и спады в борьбе общественных сил, ускоренного движения вперёд и гигантские скачки назад. Одна из существенных ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Поэтому прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. 2.) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА. Это субъекты политической деятельности. СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ - это во-первых большие социальные общности к которым можно отнести социальные группы.
БИЛЕТ [9] 1.) ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация - это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. В другом значении цивилизация - это ступень развития, следующая за варварством. Существуют древние цивилизации и современные цивилизации, Западные и Восточные типы цивилизаций. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это индустриальная цивилизация. Она характеризуется развитием капитала, возникшего в результате технических предпосылок для ускорения производственного процесса, новыми ценностями, отметающих средневековые ценности, парламентаризмом - системой правления, для которой характерно наличие представительного органа - парламента, осуществляющего законодательную власть, внутреннюю и внешнюю политику правительства. Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя рад стадий, привёл в 19-2О веках к возникновению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке. Им свойственно интенсивное производство, она выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе и правовом государстве. Другой тип современной цивилизации, это незападные цивилизации или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития. 2.) НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ. Современное человечество - это 2000 различных народов (в мире незави- симых государств около 20). Нация - наиболее развитая исторически-куль- турная общность людей.
БИЛЕТ [10] 1.) ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных. К ним относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его послед- ствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира", стабилизация демографической цивилизации на планете. Всё большее значение в последние десятилетия приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возражение культурных и нравственных ценностей, борьба с междуна- родным терроризмом. Пути решения: по поводу предотвращения войны - надо, как говорил Эйнштейн, изменить отношение друг к другу и предупреждать политиков об опасности катастрофы. Создать миропорядок на принципах: отношение к человеку, как к высшей ценности, отказ от войны как средства реше- ния спорных вопросов, признание права народов самостоятельно выбирать свою судьбу, понимания современного мира как целостного и взаимосвя- занного сообщества людей. ПЕРСПЕКТИВА ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА - в изменениях производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни. Научно-технический прогресс может создать безотходное производство, построенное по принципу замкнутого цикла. 2.) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЁ ФОРМЫ. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
БИЛЕТ [11] 1.) ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ. Личность имеет политический статус, если общество, в котором она живёт, это демократическое общество. По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости, короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов. Человек, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель- ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные. Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и общества. С изменением общества претерпевает изменение и личность. Возросло отклоняющееся поведение личности, то есть такое, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждёт от человека общество. Социальные отклонения приобретают массовые явления: преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, терроризм. В связи с ростом экономики на рубеже 2О-21 веков всё большее распространение в мире получают экономические преступления, посягаю- щие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде. Человеческая личность широко втягивается в преступный мир. 2.) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЁ СТРУКТУРА.
БИЛЕТ [12] 1.) ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ. Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. Философы, допускающие обретение человеком истинного значения называ- лись рационалистами и эмпириками. Те, кто отрицал эту возможность, назывались агностиками. Критерий - это мерило. каковы критерии истины? Для рационалистов - это разум. Он основан на опыте, на практике. Но может ли практика служить универсальным (всеобщим) критерием истины в познании? Целый ряд явлений действительности вообще не поддаётся оценке с точки зрения истинности и ложности. Это относится к духовным ценностям, формам культурного творчества. 2.) МЕСТО РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Религия - это определённые взгляды и представления людей, со- ответствующие обряды и культы. Одной из древнейших форм культуры является религия. Появляются мировые религии: буддизм, христианство, мусульманство. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ - самая ранняя мировая религия, распр. в Азии; заповедь: любовь и милосердие ко всему животному. ХРИСТИАНСТВО: второе по времени возникновения - 1) Западное (католическое); 2) Восточное (православное) ИСЛАМ (Мусульманство) - самая поздняя мировая религия
БИЛЕТ [13] 1.) СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ТЕНДЕНЦИЯ Изменения социальной структуры российского общества. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности, взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией. Общество дифференци- ровано. Общество разделено на группы, занимающие разное социальное положение. Социальное расслоение свойственно обществу. Существуют привилегированные группы и отверженные: люмпены и маргиналии. Существует экономическая, политическая и профессиональная дифференциация. Существует общественное неравенство. В обществе существуют классы: два основных класса это - рабочие и крестьяне. Интеллигенция - это социальная группа. При социальной мобильности происходит переход людей из одной социальной группы в другую. Семья - важнейший элемент социальной структуры. В России изменяется социальная структура, убывает класс крестьян, переезжающих в города, массовый отток сельского населения в города привёл к обезлюдиванию многих тысяч российских деревень, целых областей. В связи с сокращение рабочих мест и безработицей уменьшается класс рабочих, увеличивается класс мелких и крупных предпринимателей. В связи с малой рождаемостью увели- чивается число стариков и уменьшается число молодых людей. 2.) РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
БИЛЕТ [14] 1.) ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. - это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Простое товарное (мелкотоварное) произ-во, основанное на частной собственности на средства производства и личном труде товаропроизводителя и его семьи, возникает с появлением общественного труда в период разложения первобытнообщинного строя и ведётся в целях удовлетворения личных потребностей. На известной ступени исторического развития возникает капиталистическое товарное производство, основанное на частной капиталистической собственности с использованием труда наёмных рабочих, у которых нет средств производства. Товарное производство становится всеобщей и господствующей формой производства; рабочая сила превращается в товар. Цель капиталистического товарного производства - получение прибыли. При товарном производстве действуют товарно-денежные отношения, это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров. Рынок - это сфера обмена товара на деньги. 2.) ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
БИЛЕТ [15] 1.) ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИИ. Чаадаев писал: "говорят про Россию, что она не принадлежит не к Европе, не к Азии, что это особый мир. Пусть будет так, но надо еще доказать, что человечество помимо двух своих сторон, определяемых словами "Запад" и "Восток", обладает ещё третьей стороной." Бремя такого доказательства взяли на себя Хомяков, Киреевский, Аксаков и сам Чаадаев и другие, названные славяно- филами.
2.) ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.
Реферат на тему: Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр
Главное управление образования Омской области Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Педагогический колледж №4.
Овладение детьми с нарушением интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр
выпускная квалификационная работа.
| |Бойко Ольга Владимировна | | |Специальность: 0318-специальное | | |дошкольное образование | | |3 курс, 301 СД – группа | | |Форма обучения: очная | | |Научный руководитель: Тараненко | | |Любовь Егоровна |
Омск - 2003
|Введение |3 | |I. Теоретические основы формирования словообразовательной | | |стороны речи у детей с нарушениями интеллекта первого года | | |обучения. | | |1.1 Лингвистические основы формирования словообразовательной |8 | |стороны речи у дошкольников. | | |1.2 особенности формирования у детей с нарушениями интеллекта |12 | |словообразовательных норм русского языка | | |1.3 дидактическая игра, как средство формирования и |20 | |совершенствования словообразовательных умений дошкольников с | | |нарушениями интеллекта первого года обучения | | |II Эмпирические исследования проблемы развития | | |словообразовательных умений у детей с нарушениям интеллекта | | |первого года обучения. | | |2.1 Выявление наличного уровня словообразовательных умений у |31 | |детей с нарушениями интеллекта первого года обучения. | | |2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам |38 | |серии дидактических игр | | |2.3 Определение эффективности использования серии дидактических|45 | |игр как средства совершенствования словообразовательных умений | | |у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения. | | |Заключение. |49 | |Библиография. |51 | |Приложение. |53 |
Введение.
Грамматика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. К. Д. Ушинский писал «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными». Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Проблема обучения грамматическим нормам родного языка актуальна. Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Попвой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей. При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими предложениями, грамматически оформленными. Умственно отсталый ребенок в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Следовательно, интенсивно надо вести работу по развитию речи. О пользе «игры со словами» и руководстве этой деятельностью умственно отсталых дошкольников для овладения словообразованием говорили многие педагоги и психологи. М. И. Попова отмечает, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации [16, с. 10]. В работе А. Г. Арушановой отмечается снижение интенсивности словотворчества к шести годам, она утверждает, что словотворчество приходится на возраст от 2 до 5 лет. Формирование связной диалогической и монологической речи у умственно отсталых дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем и нормами родного языка. Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений умственно отсталых детей. Одним из них является дидактическая игра. На основе сделанных выводов мы определили проблему исследования – выявление педагогических условий способствующих эффективному развитию словообразовательных умений детей с нарушением интеллекта первого года обучения. Объектом исследования является процесс овладения умственно отсталыми детьми первого года обучения способами словообразования. Предметом исследования – серия дидактических игр, способствующих овладению детьми с нарушениями интеллекта способами словообразования. Исходя из этого, целью исследования является выявление эффективности использования серии дидактических игр для овладения словообразовательными умениями детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения. В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что при серийном подборе дидактических игр, планомерной и целенаправленной работе воспитателя, дети легче и быстрее овладевают новыми сложными грамматическими категориями. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми с нарушением интеллекта по развитию словообразования; 2. Выявить с помощью дидактических заданий фактический уровень овладения суффиксальным способом словообразования; 3. Подобрать и опробовать дидактические игры способствующие суффиксальному способу словообразования; 4. Составить серию дидактических игр с суффиксами: - чик, -ик, -чк, -ек, -ов, -ан, -ян; 5. Определить эффективность использования серии дидактических игр в обучении детей первого года обучения суффиксальному способу словообразования. Теоретическая и практическая значимость. Предложенное исследование опирается на развитие теоретических положений: 1. Ф. А. Сохин на передний план выдвигает развивающую функцию грамматической работы, развитие поисково-ориентировочной активности ребенка в сфере языковых и грамматических явлений; 2. овладение грамматическими категориями самым тесным образом связано со всем ходом умственного развития, опирается на его позновательское развитие; 3. Л. С. Выгодский говорил о ведущей роли обучения грамматическим категориям ребенка через механизм создания «зоны ближайшего развития», которая возникает в совместной деятельности ребенка и взрослого. В своих исследованиях мы использовали следующие методы: I Теоретические: 1. Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; 2. Анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах; II Эмпирические: 1. Многократные наблюдения; 2. Беседы; 3. Изучение педагогической документации: - план воспитательно-образовательной работы дефектолога, - план воспитательно-образовательной работы воспитателя, - «Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой; 4. Письменный опрос родителей и воспитателей. Также проводилась опытно-педагогическая работа, состоящая из трех этапов: 1. констатирующий эксперимент, 2. формирующий эксперимент, 3. контрольный эксперимент. Базой исследования явился Коррекционный детский сад №278 г. Омска.
| |I. Теоретические основы формирования| | |словообразовательной стороны речи у | | |детей с нарушениями интеллекта | | |первого года обучения. | | | | | |1.1 Лингвистические основы | | |формирования словообразовательной | | |стороны речи у дошкольников. |
«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л. С. Выгодский) [19, с. 23]. Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: - воспитание звуковой речи; - закрепление, обогащение и активизация словаря; - развитие и совершенствование грамматического строя речи. Понятие грамматического строя речи включает в себя знание по грамматически и словообразованию. Грамматика – раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части – морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология – грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.[3 c.157]. Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта. В дореволюционный период сведения о словообразовании включались обычно в описание грамматического строя речи русского языка. Наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодузна де Куртене. Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию. Крушевский Н. В. проводит также мысль о том, что словообразование представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем внутри слова). Значительный вклад внес в теорию словообразования Ф. Ф. Фортунатов. В лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию, создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы. На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова. Винокур в «Заметках по русскому словообразованию» сформулировал принципы синхронного словообразовательного анализа. В работах Виноградова словообразование формируется как самостоятельная дисциплина. В статьях 1951 – 1952 гг. сформулирована связь словообразования с лексикой и грамматикой, дана классификация способов словообразования в русском языке. С середины 50-х годов появляется многочисленные работы по разным вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской, Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование» включен в «Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую грамматику» (1980г.). На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества. Термин «словообразование» в лингвистики употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка. Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика – наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строение, структуре слова. Предметом словообразования является слово, способы его образования. Словообразовательная система языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи. Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем – находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже. I Морфологический 1. Аффиксация: - префиксальный способ, - суффиксальный способ, - префиксально-суффиксальный способ. 2. Безафиксальный способ; 3. Словосложение; 4. Аббравиация; II Морфолого-синтаксический; III Лексико-семантический; IV Лексико-синтаксический. Названные способы имеют не тождественную роль в процессе словообразования. Наиболее важный – морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный). Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.
| |1.2 Особенности формирования у детей| | |с нарушениями интеллекта | | |словообразовательных норм русского | | |языка. |
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной системы умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении существительных, прилагательных и других частей речи; и ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей нужно менять грамматические формы слов. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам [4, с. 70]. Следует отметить черты развития словообразования: 1. Спонтанность. Когда ребенок – субъект деятельности, самостоятельно познающий мир и язык, как средство познания мира. Роль взрослого – интенсивный партнер. 2. В речевом развитии ведущим является когнитивное развитие, создающее основу для формирования семантического звена речи. Речевой онтогенез представляется не просто как освоение ребенком арсенала языковых, в частности словообразовательных средств, а как процесс глубокого освоения систем языка. Побочным продуктом когнитивного развития являются инновации в словообразовании – словотворчество. О. С. Ушакова выделяла 3 основных принципа образования дошкольниками новых слов: 1. часть слова (осколки) используются как слова («прыг» - прыжок); 2. к корню одного слова прибавляется суффикс другого (пурга + инк = пургинки); 3. одно слово состоит из двух (ворунишки = врунишки + вор) [5, с. 40- 42]. Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А. Н. Гводева, С. А. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. В исследованиях известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева собран уникальный фактический материал. По данным ученого, морфологические элементы начинают выделятся ребенком с сохраненным интеллектом рано (1год, 11 месяцев). Причем сначала усваиваются категории с конкретными значениями (число, существительное, так как в этом случае разница в значении ухватывается ребенком), а затем сложные (приставочная форма). Морфологические элементы умственно отсталый ребенок начинает выделять гораздо позднее (в зависимости от степени нарушения интеллекта). Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных морфем: кричать – крик, путь – путник, грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; бежать – в- бежать, вы-бежать, при-бежать. За последнее десятилетие русском словообразовании активизируется морфолого-синтаксический способ. Образование новых лов происходит в результате сложения слов (двух, трех: лед колоть – ледокол, книги любить - книголюб). На основе проведенного исследования А. Г. Тамбовцева (Арушанова) приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предмета и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативными, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончание, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирают словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения (ехал – поехал - выехал). Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм словообразования. Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание. Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить. Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимать услышанное, поэтому необходим о развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал - выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. На первом этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок. Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит «У меня котенок. А у тебя кто?». Ребенок отвечает: «А у меня котята». В игре «Кто пришел» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе. В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа - ежата) детей учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном единственного и множительного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят). Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в дидактических играх (сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.). На первом этапе детей также учат образованию глаголов разными способами. Образование глаголов от звукоподражательных слов: -кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает! -ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает! -хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!
Образование глаголов при помощи приставок: Ходить – заходить – уходить – приходить; Вошел – вышел, пришел – ушел. Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «добавь слово»). В употреблении частей речи у детей с интеллектуальной недостаточностью можно отметить целый ряд особенностей: - неправильное употребление рода существительных (один яблок); - дети рано усваивают число существительных, различают существительные по числу, поэтому от существительных, имеющих только единственное число, они образуют множественное число (много карандашов, много ежов). Это происходит потому, что собирательные и вещественные существительные осознаются детьми как нечто, состоящее из отдельных предметов (ежи – определенное количество животных). - умственно отсталые дети часто делают ошибки, образуя форму множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки, числы и др.). - много ошибок делают в образовании родительного падежа и винительного падежа множественного числа существительных (без обоих глазов, много мышов, книгов, куклов). - Дети легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс, корень), но, не зная еще закономерностей словообразования, неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок с суффиксами (собачата, светлота, деревище). А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества – от 2 до 5 лет. Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции. Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев. Он считает, что воспитатель должен направлять ребенка на путь интуитивного понимания форм словообразования речи. Иначе умственно отсталый ребенок вообще не будет усваивать грамматические нормы языка, ее смысла и назначения. Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь, не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут [7, с. 76-79]. Итак, мы выявили, в исследованиях авторов много общего: - оба они говорят о словообразовании и словотворчестве по аналогии; - оба детально исследуют схемы детского словотворчества; - как и в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных наблюдений. Проанализировав выше изложенное, мы видим, что основной особенностью умственно отсталых дошкольников первого года обучения является большое количество ошибок в употреблении суффиксов, окончаний и приставок. Процесс развития словообразования для таких детей очень сложен. Осветив особенности усвоения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения словообразовательных норм русского языка, определив их в качестве предмета исследования, мы посчитали необходимым конкретизировать данный аспект. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ словообразования, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем (кричать – крик, путь – путник, под одеялом - пододеяльник). Умственно отсталые дошкольники, в основном, используют этот способ и он же порождает большинство грамматических ошибок в речи детей. Для использования в речи морфологического способа словообразования, умственно отсталые дети первого года обучения осваивают словообразование модели, лексическое значение слов, смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). В психологической и психолингвистической литературе словообразование складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительности». Явление словоизменение и словообразование – одно-порядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, входе которой проходит это отражение. Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов. В этой главе мы разобрали понятие «грамматического строя речи» и его основные периоды формирования. В процессе изучения вопроса акцент был сделан на особенности овладения детьми с нарушениями интеллекта словообразовательными нормами русского языка, на типичные грамматические ошибки умственно отсталых детей и область их появления. Далее мы более углубимся в предмет исследования, а именно разберем какую же роль оказывает дидактическая игра в формировании способа словообразования.
| |1.3 дидактическая игра, ее роль в | | |развитии и совершенствовании | | |словообразовательных умений | | |дошкольников с нарушениями | | |интеллекта первого года обучения. | | | |
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка имеющего интеллектуальные недостатки в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного числа и множительного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления, учит умственно отсталых детей играть. Дидактическая игра используется для обучения детей математики, родному языку, ознакомления с природой и окружающим миром, развития сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: 1. учебное (познавательное); 2. игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые действия. [16, с. 332]. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с нарушениям интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка: 1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе, предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания | |