GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Культура и ее функции (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура и ее функции (Социология)



Культура как социальное явление. Ее основные функции

План
1. Сущность, типы и структура культуры. Культура как деятельность и
результат.
2. Субъекты культуры. Человек как субъект и продукт культуры
3. Единство и многообразие культур: единичное, особенное и общее в культуре

4. Функции культуры
5. Кризис современной культуры, его причины
Список использованной литературы

1. Сущность, типы и структура культуры. Культура как деятельность и
результат.
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем
практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет
сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется
крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых
различных системах мысли.
В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности.
Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие
“культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и
изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура
разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение
многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление
термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в
области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время
понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны. Первым провел между
ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ
О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М. Кантон написал
трактат о земледелии, что в переводе “агрикультура”. Речь в нем шла об
уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без особого
душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры.
Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ.
Coulter лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же
орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений
о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое
развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время
сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о” культуре и удобрении умов”. Затем
слово “культура” отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится
с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а
духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию
культуры близок и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем
Китае термин “культура Вэнь” был одним из центральных. В учении
древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в
познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал,
что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук
человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом
критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал
понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” -
почитание, “ур” - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный,
тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика,
магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с
понятием “пайдейя”, то есть “образованность”. Пайдея по определению
Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В
эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем “культура”. Оно
выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в
любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о
культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в
человеке. В современном значении слово “культура” стало употребляться XVII
в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С.
Пуфендорфа.
Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в
русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном
словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось
даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в
словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение.
Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание,
образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин
цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами.
В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние
общества или даже уровень воспитания или конкретных персон,
противопоставляемое дикости или варварству.
Подведем итог лингвистического развития слова культура в современных
языках: 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального,
духовного, эстетического развития; 2) обозначение состояния общества,
основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово
культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 3) абстрактное
указание на особенности способа существования или образа жизни,
свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то
историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продуктов
интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка,
литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё то, чем занимается
министерство культуры) ; пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее
распространён среди местной публики.
Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по
происхождению, частично по смыслу.
Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры
и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология,
культурология, социология культуры и философия культуры.
Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов
(этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься
исследованием культур разных народов, поскольку физический аспект этносов
изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и
социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же
предмет и ту же методологию.
Можно сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная
антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных
обществ и разных эпох, основывающиеся, прежде всего на сборе и анализе
эмпирического материала. Различия между ними в этой мере, в какой они
вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными
исследователями в рамках из каждой дисциплин) , состоят в уровне абстракций
при анализе явлений культуры.
Социология культуры - наука, рассматривающая строение и функционирование
культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к
конкретно историческим ситуациям. Однако в последнее время, представления о
роли культуры в жизни общества существенно меняются, а вместе с ними
меняются и представления о том, каковы предмет, цель, метод и объём
социологии культуры.
Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом
широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда
покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания,
которые высказывают и демонстрируют люди… Когда ты в своей группе, среди
людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать
и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите
мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но пребывая в
чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и
дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Суть культурного
шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых
присущих индивиду как представителю того общества, в которое он прибыл.
Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального
сознания.
В современной культурологии наиболее распространены технологическая,
деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения
технологического подхода культура представляет собой определенный уровень
производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция
рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека,
который отражается во всем обществе. Целостная концепция культуры
подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни.
“Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях”. Поэтому мир культуры, любой его предмет
или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей,
направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой
природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности
человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно
формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а
лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание –
это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного
поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму,
обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была
создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников.
Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым,
обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме
межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно
представить как непрерывное овладение культурой. Н. А. Бердяев выразил
противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость
проявляется в противоречии:
1) между социализацией и индивидуализации личности,
2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет
человеку,
3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в
ее
организме.
Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры,
но являются источником ее развития. Для культуры как социального явления
основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статики
и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как
процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в
двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов
составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная
особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной
жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей
деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки
зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности,
творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура
труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к
собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной
статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные
ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в
материальном посреднике. Духовная культура является многослойным
образованием и включает в себя познавательную, нравственную,
художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В
культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть
материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит
название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки,
средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику
входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого
у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности,
правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от
географического места, исторического времени и социального устройства
общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика,
семья, и так далее) .
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять
культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая
культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных
народов. Национальная культура - синтез культур различных классов,
социальных слоев и групп соответствующего общества.
Культуру часто определяют как “вторую природу” . Такое понимание восходит к
античной Греции. Демокрит определял культуру как “вторую натуру” . Культура
прежде всего природный феномен потому, что ее творец – человек –
биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы
человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта,
сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает
спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую
закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести
некий дар. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. Культура
вовсе не безобидное приобретение человека. Ее рождение чревато неким
возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культура
искусственна. Культура – это какой-то радикальный поворот в органическом
развитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это
формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек
одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем
более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определенной мере
есть природа. Нет чисто природного человека. Был и есть только “человек
культурный” . Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и
внутренней, человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не
обладает никакое другое живое существо. Данную мысль выразил французский
культуролог Ж. Бенуа. “Культура – это специфика человеческой деятельности,
то, что характеризует человека как вид” .
Культура – это природа, которую “пересоздает” человек, утверждая
посредством этого себя в качестве человека. Опосредующее связующее звено
между культурой как творением человека и природой – деятельность, то есть
разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определенный
результат. Разум, воля и чувства человека обуславливают такую активность.
Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Но не
всякая человеческая деятельность, а только определенная ее разновидность
ведет к творению культуры.

2. Субъекты культуры. Человек как субъект и продукт культуры
Не всякая деятельность творит культуру, а лишь та которая имеет смысл.
Смысл же обнаруживается тогда, когда пробуждаются любознательность, желания
разгадать секреты природы, обуздать ее силы. Немецкий мыслитель К. Маркс
отмечал, осмысленной деятельности предшествует идеальный проект. Идея
колеса возникает раньше, чем само колесо. Но тут и рождается творческая
деятельность, невозможная без разума, без продвижения к смыслу.
Человек – уникальный творец, который стремится не только выполнить
полуосознанные операции, но и придать смысл всей деятельности. Этим его
деятельность и отличается от инстинктивных реакций. Но вот тут-то мы и
сталкиваемся с удивительным фактом: оказывается, первоначально смысл был
непосредственно связан с тем, что в человеческой культуре называется
сакральным, божественным, культовым. Желание человека гармонизировать свои
отношения с природой, понять их скрытое значение стало причиной появления
религиозного сознания.
На это указывал П. А. Флоренский, производивший слово “культура” от слова
“культ” – поклонение богам. Конечно, не надо понимать это так, будто все
дал Бог – и небо, и землю, и культуру. Вникая в смысл своей деятельности,
человек каждый раз как бы приподнимается над ней, как и над природой,
отрывается от них, “возносится” , то есть тянется к преодолению своей
“сращенности” с природой. Эта способность человека уникальна и поистине
божественна.
Для того чтобы проникнуть в тайну культуры. Надо выйти за ее пределы и
отыскать критерии, которые находятся вне ее. Занимаясь жизнеустройством,
человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенности бытия и
своей собственной судьбы. Иногда его активность лишена творческого начала,
уподобляется инстинктивным реакциям. Когда в культуре иссякает живой
творческий дух, она превращается в цивилизацию.
Деятельность человека разнообразна, и многообразны результаты, продукты
человеческой активности. Но именно те деяния человека, которые содержат в
себе напряженный творческий прыжок, прорыв в новое духовное пространство,
вычитывание смысла в окружающем, непременно рождают святыни, ценности. Это,
прежде всего мы и определяем как культуру. А ее результаты, уже
“материализованные” в конкретных механизмах, сооружениях, орудиях труда и
так далее, мы обычно относим к цивилизации.
В самой культуре есть некая тайная пружина. В человеческой деятельности
многое рождается впервые как обнаружение смысла. Но многое служит процессу
тиражирования однажды найденного.
Деятельность человека многообразна – это факт известный. Но далеко не
всегда человеческая активность сопряжена с порывом в области духа. “Вторая
природа” включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования.
Человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который
прилаживает колесо на оси, - человек цивилизации. Так обнаруживает себя
проблема, которая в XX веке получила название “проблема культуры и
цивилизации” . Цивилизация – это, условно говоря, вещественное воплощение
культуры.
У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других живых
существ у него есть и программа социальная. Инстинкт подсказывает, что
нужно делать. В процессе эволюции получилось так, что у человека инстинкт
перестал играть решающую роль в его приспособлении к природе.
Он пытается реализовать далеко не только те побуждения, которые являются
инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой, не
завершенной человеческой природы. Пытаясь восполнить свою недостаточность
для существования в природном мире, человек обратился к творческой,
свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения культура предстает
как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью
человека.
Человек как носитель культуры не творит ничего как бы из пустоты. Он лишь
образует и преобразует природное, стихийное. Вся человеческая деятельность
– это работа его сознания, а сознание, мысль – это и культурное явление, и
средство культурного творчества. Человеческие творения возникают
первоначально в мысли, и лишь затем превращаются в знаки и предметы. В
культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род и способ
творчества. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры,
разные формы и очаги культуры.

3. Единство и многообразие культур: единичное, особенное и общее в культуре
Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории.
Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою
нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе
символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на
язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных
культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен
в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник – человек
с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а
люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические
смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе
массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой
культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы
ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом
культуры, человек способен найти способ диалога между различными
культурами.
Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Однако.
Есть критерии оценки культуры. Они вытекают из того факта, что первичной
ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Степень
развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству
человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации
человека как личности.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его
творческого самовыражения достигается через сознание и использование
различных культурных форм. Каждая форма обладает смысловой и символической
системой.
Первая форма культуры – миф. Сущность мифа в том, что он представляет собой
бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие
природы или общества. Если миф выступает единичной формой, то это приводит
к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую
систему от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как
мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и
богов.
Вторая форма культуры – религия, выражает потребность человека в ощущении
своей причастности к основаниям бытия. В отличие от мифа. Здесь
обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его
свободой и творчеством. Развитая религия освобождала человека от
мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных
сил или страстей.
Третья форма культуры – искусство. Искусство есть выражение потребностей
человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов
нашей жизни. Искусство создает для человека “вторую реальность” – мир
жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими
средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем
составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Нравственность возникает там, где человек внутренне сливается с жизнью
коллектива и контролируется различными магическими табу. Человеку требуется
самоконтроль. Возникают первые нравственные регулятивы – долг, стыд и
честь. С повышением внутренней автономности человека возникает такой
регулятив как совесть. Нравственность появляется как внутренняя
саморегуляция в сфере свободы.
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как
духовное преодоление мифа. В качестве мышления философия стремится к
рациональному объяснению всего бытия.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе
постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с
философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного
познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и
человеческой жизни.
Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией. Творческий
потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализовываться лишь
с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести
к забвению высших идеалов культуры.

4. Функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция
феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные
так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической
преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной
памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных
преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии,
религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а
средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда
всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас
катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит
к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать
социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно
приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем
самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно
утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им
используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по
этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением
различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере
труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на
поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или
иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры
опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую
систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения
соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой
важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки
нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми
системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное
состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека
вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и
качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного
человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило,
выступает критерием соответствующей оценки.
5. Кризис современной культуры, его причины
Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик
не изменяющегося мира, потребности новой жизни. Нынешняя культура
использует огромные достижения науки и техники. Она создает уют и
благоденствие.
Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество,
быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустроения,
неиссякаемый источник общественных нововведений.
В XX столетии. Как считают многие исследователи, произошел разрыв
социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических
закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо
более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться
несколько культурных эпох.
Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще
недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Низвергаются
святыни. Рвутся нити, связывающие нас с близкими людьми. Человек остается
одиноким перед надвигающейся неизвестностью.
О. Тоффлер видел причину “футушока” (шока от будущего) только в машине: это
ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, и поэтому миллионы людей
охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в
окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, за
чередой которых, кажется, даже уследить невозможно. Безотчетный страх,
массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению акты насилия – все
это лишь слабые симптомы болезни, которая в недалеком будущем ждет всех
нас. Дело не только в машине, не только в темпах жизни, которые навязывает
нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие.
Человек не просто включается в общий поток неслыханных ускорений, - он,
можно сказать, катапультируется, причем многократно, в иные миры. К тому же
тот мир, куда зовут мечта и надежда, безвозвратно утерян. Позади руины,
психологические непереносимые муки.
Оторвите человека от родной культуры и поместите в совершенно новое
окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество абсолютно
новых для него представлений о времени, пространстве, религии, любви, быте,
и вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще
отнимите у него всякую надежду на возвращение в знакомую социальную
обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологи иногда ставят
диагноз – психологическое оцепенение. Этот жуткий симптом наших дней.
Представим себе, какой может оказаться дезориентация человека, если
наступит хаос и вся иерархия ценностей станет меняться постоянно.
Результатом будет не просто “футушок” . А нечто большее, не имеющее своего
обозначения.
Перемены, происходящие вокруг нас. Приняли характер грандиозного снежного
обвала. Большинство людей совершенно не готово к ним. Мы “ощущаем” жизнь
иначе. Чем наши предшественники, и именно в этом заключается отличие
современного человека. Современные люди ускорив темпы перемен, навсегда
порвали с прошлым. Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних
чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни.
Именно это ставит под сомнение способность к адаптации. Но наиболее
губительное воздействие нарастания темпов перемен оказывает на нашу
психику, нарушая внутреннее равновесие, меняя образ нашего мышления и
жизни.
Ускорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Современному
человеку за определенный отрезок времени приходится переживать гораздо
больше разных жизненных ситуаций, чем людям, жившим раньше. Это оказывает
разрушительное воздействие на его психику. Полнейшая апатия еще не означает
спокойное здравомыслие, а психологическое оцепенение – верноподданнические
приятия нововведений.
Список использованной литературы
1. “Культурология” Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. “Центр”
Москва 1998г.
2. П. С. Гуревич “Человек и культура” учебник Москва Изд. “Дрофа” 1998г.

3. “Культурология" под ред. А. Н. Марковой Москва 1998г.
4. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация
“Логос” , 1996.
5. Тадемосян Э. В. Социология. Учебное пособие – М.: Знание, 1998.
6. Философский энциклопедический словарь Москва 1993г.
7. Н. А. Бердяев Самопознание Москва 1991г.




Реферат на тему: Культура как социальная система
Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный университет



Реферат по социологии

студента 4 курса (группа 1)

юридического факультета (заоч. отд.)

Латышева О.Н.

Преподаватель: Керженцев В.С.,

доцент кафедры социальной работы



Пермь 2002



Вступление.


С
оциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) —
наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право,
мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях
людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине
XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени
предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь
постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине
XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки
об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.
И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает
социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество
прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и
автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-
абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной
регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни
людей.
Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то
социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни
людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в
поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных
ценностей.



Понятие культуры.


В
своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его
можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Культура (cultura) в
переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание; и уже отсюда видно, что культура явление не природное,
а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится
к культуре.[1]
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к
античной Греции. Демокрит определял культуру как «вторую натуру». Культура
- прежде всего природный феномен потому, что ее творец – человек –
биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы
человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта,
сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает
спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую
закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести
некий дар. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. Культура
вовсе не безобидное приобретение человека. Ее рождение чревато неким
возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культура
искусственна. Культура – это какой то радикальный поворот в органическом
развитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это
формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек
одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем
более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определенной мере
есть природа. Нет чисто природного человека. Был и есть только «человек
культурный». Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и
внутренней, человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не
обладает никакое другое живое существо. Данную мысль выразил французский
культуролог Ж. Бенуа. «Культура – это специфика человеческой деятельности,
то, что характеризует человека как вид».
Понятие «культура» в переносном значении аналогично понятию «хозяйство» и
изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура
разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение
многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление
термин «цивилизация». Он охватывал совокупность социального наследия в
области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время
понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между
ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ
О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М. Кантон написал
трактат о земледелии, что в переводе «агрикультура». Речь в нем шла об
уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без особого
душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры.
Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически
соотносится с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не
землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К
понятию культуры близок и термин «оккультизм» (тайный, сокровенный). В
Древнем Китае термин «культура Вэнь» был одним из центральных. В учении
древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в
познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал,
что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук
человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом
критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал
понятие «культура» Н.К. Рерих. Он разбил его на две части: «культ» -
почитание, «ур» - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный,
тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика,
магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с
понятием «пайдейя», то есть «образованность». Пайдея по определению
Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В
эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно
выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в
любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о
культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое начало в человеке.
В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в. В
качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С.
Пуфендорфа.
Определение понятия культуры, данная Лесли А. Уайтом гласит: «Культура
представляет собой организацию тех явлений и деятельностей (норм
поступков), предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей
(веры, знания) и чувств (установок, аттитюдов, ценностей), которые связаны
с использованием символов"[2]. Символический характер культуры, ее связь с
коммуникацией фиксируется во многих дефинициях, и во многих из них этот
аспект трактуется как нечто основное. Это подчеркивается и в приведенном
здесь определении Л. А. Уайта, и еще более в следующей несколько
сокращенной его дефиниции: «Под культурой мы подразумеваем непрерывность
вещей и событий во времени и вне человеческого организма, которую
поддерживает создание символов». Сходное воззрение представляет – подходя
со стороны семиотики – Ю. М. Лотман, по мнению которого культура
представляет собой «совокупность всех ненаследственных информаций, способов
их организации и сохранения»[3]. Ряд ученых определяют понятие «культура»,
противопоставляя ее природе. Характерна в этом отношении, например,
формулировка Арнольда Гелена: «Культура – это природа, преобразованная
посредством человеческой деятельности».
Известный русский социолог Питирим Сорокин трактовал культуру «…как некую
совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной
или бессознательной деятельности двух или более индивидов,
взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим
поведением. В соответствии с этим, культурными феноменами являются не
только наука, философия, религия, искусство, техника и все материальные
достояния развитой цивилизации, но и след от ноги, оставленный на песке
дикарем и обнаруженный Робинзоном Крузо, куча мусора и сломанные деревья,
оставшиеся в девственном лесу после научной экспедиции, кости, очистки и
зола, найденные археологами при раскопках на месте стоянки первобытного
племени, - все эти и миллионы других творений человека и следов его
вмешательства являются частью культуры».[4]
«Понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях».[5] Поэтому мир культуры, любой его
предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих
людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано
самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму
деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует
вне человека.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно
формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а
лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание –
это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного
поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму,
обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была
создана до него.



Виды культуры.


К
ультура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять
культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая
культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных
народов. Национальная культура - синтез культур различных классов,
социальных слоев и групп соответствующего общества.
Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем
различать:
материальную культуру,
социальную культуру, то есть культуру коллективного общения,
духовную культуру.
Деятельность, соответствующая материальной культуре, - это служащее для
создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с
ним обмен и потребление.
Деятельность, соответствующая социальной культуре, это – служащее для
создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на
формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная
практика.
К духовной культуре, связанной с объективациями знакового характера,
относятся два вида деятельности: просвещение и коммуникация.[6] Отличие
просвещения от коммуникации можно обозначить тем, что просвещение, в
сущности, направлено на подлинное создание, передачу, освоение, разработку
и практическое применение объективаций, в то время как коммуникация
направлена на заново создаваемое оформление, преобразование, восприятие,
влияние, использование объективаций.



Понятие культуры в социологии.

К
ультура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование,
имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения,
направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов,
идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в
различных социальных ситуациях.
Объектом социального исследования является конкретное изучение
распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения,
создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в
культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и
механизмы.
В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и
повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных
общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением,
динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития
культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или
регрессе.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают
специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов,
форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования,
которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых
структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в
социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений
образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
О социологии культуры - нужно говорить как о конкретной, специфической
отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры,
и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры,
формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы,
влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину
культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно
сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ
(«технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и
трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени
формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ
культурных явлений и т.п.
Социология культуры или социальная культура- это одно из ведущих
направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как
результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и
введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под
предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов
становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие
на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно
обозначить как аксиологический (или ценностный).
С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное
представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение
целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как
аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное
от социального.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение
подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что
позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на
различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи
исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в
этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно
считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и
др.



Функции культуры.
К
ультура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция
феномена культуры - человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные,
так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. На это обратил еще в
XIX веке русский писатель Иван Тургенев: «Дикарь каменного периода,
начертавший концом кремня на приспособленном обломке кости медвежью или
лосиную голову, уже перестает быть дикарем, животным».
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической
преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной
памятью человечества. Она выражена в знаковых системах: устных преданиях,
памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и
других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство
жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое
нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас
катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит
к потере социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать
социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно
приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем
самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно
утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им
используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по
этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением различных
сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда,
быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение
людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных
материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается
на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую
систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения
соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой
важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки
нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми
системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное
состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека
вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и
качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного
человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило,
выступает критерием соответствующей оценки.



Культура и сознание: менталитет.
С
ознание является источником внеприродного и в действительности делает
надынстинктивное в жизни людей. Всё, что связано с "возделанным" в
человеческой жизни, так или иначе порождено и "отягощено" сознанием. Идёт
ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении
совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или
восприятии художественных ценностей — везде мы имеем дело со знаниями,
навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями
и т. д.
Естественно, культура связана не только с рациональным, она охватывает всю
духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций — важнейшем
элементе культуры. Или обратим внимание на культуру навыков, умений,
бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельности реализуются, как
правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в другом случае роль
рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.
Культура чувств — это способность управлять, контролировать себя, умение
радоваться, наслаждаться явлениями, событиями, художественными
произведениям. Она не носит врождённого, инстинктивного характера. Когда мы
говорим о культуре именно применительно к чувствам, то мы обращаем внимание
на наполненность эмоций определённым сознательным элементом.
Навыки, умения до того как отойти в область неосознаваемого,
автоматического скрупулёзно прививались, контролировались нашим сознанием:
"Так ли я это делаю, не лучше ли сделать иначе?". Другое дело, что
мастерски крася окно, мы специальных усилий уже не делаем.

Культура как феномен соткана из сознания, его элементов. К культуре с
полным основанием должны быть отнесены те преимущества, которыми наделяет
сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития
социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей,
институтов и общностей.
Но культура — это не всеобщее сознание, не отдельные его элементы. Культура
— это способ, метод ценностного освоения действительности.
В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей
(материальных, социальных, духовных и т. д.) человек, чаще всего встаёт
перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения
пользы и вреда, добра и зла, допустимого или запретного и т. д. Другими
словами, активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит
человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы
предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которые ему
необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального
действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура —
взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и
глупого, прекрасного и безобразного и т. д.
Как способ освоения действительности, культура — это не отдельные оценки,
нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как
целостность. Последняя проявляется в нескольких отношениях:
Когда мы говорим о культуре, то прежде всего имеем в виду культуры, то есть
разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей,
предпочтений, норм поведения согласованные, сопряженные друг с другом.
Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой, логически
прослеживаемой в основных элементах сознания определённости восприятия
мира, оценки реальных явлений, ценностей, — ментальности. Логически
прослеживаемая определенность может характеризовать духовный мир как
конкретного общества (культура американского общества, культура российского
общества), представителей той или иной социальной общности (к примеру,
территориальной: москвичи, одесситы, петербуржцы; этнической: русские,
казахи и т. д.), так и отдельной личности.
Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом
отношении. Культура — это не мертвый багаж невостребованных,
нереализованных знаний, умений, четких убеждений. Она представляет собой
своеобразный процесс, внутреннюю деятельность, в основе которой
взаимодействие, взаимопереход и сопряженность знаний, навыков и убеждений,
информационного, чувственного и волевого компонентов.[7]


Культура и деятельность: образцы поведения.

К
ультура как способ ценностного освоения действительности воплощается в
практической деятельности людей: в производственной и бытовой,
художественной и политической, в научной и учебной и т. д. Известно, что в
любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют
внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней
деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим
поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты,
технологии будущих деяний. Именно культура как менталитет наполняет
внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает
сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т. д. В этом проявляется
ещё одна характеристика культуры — это элемент, который организует,
определяет содержание, направленность практической деятельности людей.
Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих
моментах:
Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего,
тем, что это непосредственный, актуальный "виновник" содержания, стиля
практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается
изолированно как "сама в себе" и "для себя" сущность. Она вбирает в себя
импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей,
социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою
деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку,
его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно
легко проскочить. Это сложная духовная система, в которой переваривается,
осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно
определяет, как ему действовать.
Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-
разному реагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении
коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы — другой, у
англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев —
другая. Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя
"чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.
И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере производства, политики
несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы
людей. Если двух художников, японца и европейца, посадить рядом и попросить
написать пейзаж, то одними и теми же красками, на одном и том же холсте мы
увидим достаточно различное изображение одной и той же местности.
Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику
и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало
её достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на
практике. И когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны
судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о
намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность,
в том числе художественная, научная — это и реальное воплощение культуры, и
ее показатель.
Культура воплощается, прежде всего, в устойчивых, повторяющихся образцах
деятельности. Естественно, за "спиной" повторяющихся образцов поведения
стоят устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения. И этот аспект
проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как
явления.
Спорадическое, случайное, более не повторяющееся к культуре относить не
следует. Если из спорадического, нерегулярного тот или иной момент
жизнедеятельности начинает превращаться в достаточно устойчивое,
повторяющееся, то можно констатировать — происходят определённые изменения
в культуре данного человека, группы людей, общества.
Так или иначе, из круга явлений, описываемых понятием "культура", выпадают
не только инстинктивные действия (или инстинктивная сторона действия)
людей, но и те моменты, аспекты, которые носят случайный, неустойчивый
характер, то есть не ставшие образцом деятельности.
Принято в образцах деятельности разводить образцы (эталоны) элементарных
действий (купание ребенка, приветствия, строгание дерева) и модели
деятельности: модели социальных связей (тип взаимоотношений в семье, на
работе), институтов (тип деятельности армии, государства и т. д.), модели
художественной деятельности и т. д.
Образцы деятельности обнаруживают себя как в производственной сфере, так и
в быту, науке и отдыхе. Они проявляются как в смысловом содержательном
отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех
народов храмы служат близким целям, но готический храм не похож на
православный или мечеть. Как говорилось выше, пейзаж, выполненный в
европейской художественной манере, не похож на пейзаж, выполненный в
манере, присущей изобразительному искусству народов Дальнего Востока.
Идет ли речь о способе строгания дерева рубанком (у многих народов это
делают движением к себе, а не от себя), об организации выборов, проведении
заседаний парламента или манере пения, порядке подачи блюд во времени
званного обеда — образцы деятельности есть воплощение культуры, есть
реально осуществляемая культура.
Культура воплощается, объективируется в различных продуктах деятельности.
Естественно, раз речь идет об объектировании, то значит, речь идёт о
материальном воплощении. Здесь надо сделать одно пояснение. Долгие годы
было признанным делить культуру на материальную (станки, здания, экономику)
и духовную (науку, мораль, искусство). Но в последнее время социологов это
деление не устраивает. И вот почему. Разве станок не воплощение и научной
идеи, и художественного вкуса? Или автомобиль. Разве его внешний вид,
дизайн не свидетельство определённых эстетических привязанностей, а
качество исполнения его деталей — нравственной культуры тех, кто его
произвел?
Более точно было бы делить материальные продукты культуры на вещественно-
предметные: станки, автомобили, здания и т. д., в которых воплощаются и
технические знания, и художественные вкусы, и нравственные нормы; и
символически-знаковые. Под последними имеются в виду те продукты культуры,
которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения:
научные статьи и устное народное творчество; научно-популярные книги и
художественная литература; картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и т. д.[8]



Культура: преемственность и социализация.

Б
лагодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в
вещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых,
происходит определенная фиксация и структурирование исторического опыта
данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, её смыслы и значения,
технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому
поколению.
Культура тем самым выявляет ещё один штрих своего социологического
осмысления: как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом,
традициями наших сегодняшних представлений и более широко — нашей
жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного
народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его
будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем
человека малокультурным, мы подчёркиваем недостаточную степень усвоения им
культуры, накопленной предыдущими поколениями.
Подчеркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную устойчивость и
неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию,
изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. В данном
случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре
того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления
индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы
"подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало
развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на
отставание, на серьёзные трудности. Каждый шаг на дистанции развития
социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный
консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска
блокирует инновации.
Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства
сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности,
устойчивости, предсказуемости.
Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности,
прежде всего её воспитания и образования. Культура как внебиологическое,
благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической
наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования.
Поэтому, когда речь идёт об образовании и воспитании личности, то имеется в
виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, воспреемника
и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное
замещение одного поколения другим. При рождении человек застает
определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его
жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые его научают как
жить, строить отношения с другими, как пользоваться теми материальными,
вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением
других (образцами деятель

Новинки рефератов ::

Реферат: Форма правления, понятие и виды (Теория государства и права)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет... (Музыка)


Реферат: Почвенный покров части территории совхоза "Ярцево" (Сельское хозяйство)


Реферат: Татаро-монгольское иго на Руси (История)


Реферат: Англо-германские противоречия накануне первой мировой войны (История)


Реферат: Современное российское общество и социальные аспекты его развития (Социология)


Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети для агетства по трудоустройству (Программирование)


Реферат: Формирование экономического развития Японии (История)


Реферат: Система образования (Республики Казахстан) (Культурология)


Реферат: Международные автомобильные перевозки на примере транспортного предприятия (Транспорт)


Реферат: В.М.Головнин: История и современность (История)


Реферат: Новый подход в понимании преадаптации (Биология)


Реферат: Audi A6 (Транспорт)


Реферат: Виды общения (Социология)


Реферат: Проблемы НП (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: От сигнала к образу (Философия)


Реферат: Глобальная сеть Интернет: протоколы, системы доступа (Программирование)


Реферат: Международные стандарты бухгалтерской отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Игорь Васильевич Курчатов (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист