GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Организация и проведение урока по физической культуре и часа здоровья (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Организация и проведение урока по физической культуре и часа здоровья (Педагогика)



СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ



РЕФЕРАТ на тему:

Организация и проведение урока по физической культуре и часа здоровья.



Студента эк. фак-та,
2-го курса, группы Э-7211
Серова Алексея Сергеевича



1999 год.
Содержание.

1. Введение.
2. Организация урока.
3. Подготовка учеников к роли групповода.
4. Организация часа здоровья.
5. Вывод.
Литература.



Введение.


Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только
развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая
культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание
побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и
ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает
воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным
вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к
предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры. Для
достижения результата при работе с учащимися, не зависимо урок ли это по
физкультуре или внеклассное мероприятие, как, например, час здоровья
необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с
коллективом и изучать происходящие изменения в развитии ребят.
Попробуем организовать работу школьного коллектива.



1. Организация класса как рабочей группы.

Класс ученический - это уже организованная группа. Поэтому естественно
возникает вопрос - есть ли необходимость организовывать класс?
Да, есть. И вот почему. Как известно, в классе, который приходит на
урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они
заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья,
подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные
(занимающиеся в ДЮСШ или спортивных секциях), имеющие спортивные разряды. И
наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. В классе
занимаются ученики двух и более возрастов, мальчики и девочки.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении,
на площадке, на местности, в разное время учебного дня.
Интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят
баскетбол, хоккей, футбол, другие - гимнастику, акробатику, лёгкую
атлетику, плавание. Есть и такие, которых не интересует ни один вид
упражнений, они неохотно идут на занятия, по всякому поводу и без повода
уклоняются от них. Кроме того, ученики приходят на урок с различной
степенью возбуждения в зависимости от того, что было дома, на перемене, на
предыдущем уроке.
При всём разнообразии данных в характеристики учащихся класса от всех
требуется внимание к предстоящим занятиям. Увлечь единой целью каждого из
учеников, настроенных по-разному, - дело нелёгкое, многие учителя
испытывают при этом немалые затруднения.
На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом
заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя.
Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры и
надо организовать класс как рабочую группу.
Особое внимание учитель должен уделить созданию в классном коллективе
здорового, так сказать «психологического климата», атмосферы взаимопомощи,
чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем
неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к ученикам на уроке.
Среди них такие «мелочи» как:
определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания,
способ складывания снятой одежды, обуви);
порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в
начале и конце урока;
подготовка и отдача рапорта учителю о готовности класса к занятию;
соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов;
организованный уход с занятия.

Справиться с такой организацией учащихся легче, когда класс
представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются
ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся
большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность
формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся.
Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так
называемых трудных учеников. Нередки случаи, когда благодаря правильно
подобранным общественным функциям для таких учеников, доверию в работе на
уроках физической культуры трудные дети становились более
дисциплинированными. И это закономерно. «Дисциплина - это результат
воспитания».
Итак, для успешного проведения урока, овладения вниманием класса и в
то же время для педагогического воздействия на детей учитель должен вести
определённую работу, добиваясь, чтобы класс представлял собой хорошо
организованную группу. Первое в этой работе - создание физкультурного
актива, на который учитель мог бы надёжно опереться.
Из кого должен состоять актив класса и каковы обязанности каждого
активиста?
В методической литературе принято считать, что в физкультурный актив
класса входят: физкультурный организатор (физорг) и его заместитель,
дежурный, командиры отделений (групповоды) для занятий в группах на уроке,
судья по спорту.
Физорг и его заместитель избираются на один год из числа пользующихся
авторитетом и уважением товарищей. Если физорг -мальчик (юноша), то
заместителем следует избрать девочку (девушку), и наоборот. Нередко в
классе выбирают и двух физоргов - мальчика и девочку.
Физорг обязан, прежде всего, следить за выполнением всех установленных
требований на занятиях по физической культуре в классе, помогать дежурным в
подготовке учеников к уроку, не допуская их опозданий, вместе с учителем
следить за тем, чтобы все были одеты по установленной форме. Кроме того,
физорг ведёт физкультурную работу во внеурочное время - организует учащихся
на дополнительные занятия по гимнастике, лыжам, лёгкой атлетике, играм и
др.; составляет заявки на календарные спортивные школьные соревнования и
др.
Дежурных специально назначают на урок физической культуры двух -
мальчика (юношу) и девочку (девушку). Один из них ответственный, он и
отдаёт рапорт. Дежурство на уроках физической культуры целесообразно
передавать рядом стоящим в строю. В обязанности дежурных входит
своевременная подготовка учащихся к уроку в соответствующей одежде (в
гимнастическом зале, на площадке осенью, весной, зимой на лыжах и др.);
обеспечение своевременной явки учеников на занятия по звонку; построение
класса в шеренгу; рапорт учителю; подготовка к уроку мелкого инвентаря
(скакалки, мячи, палки и др.), наглядных пособий; участие в подготовке и
уборке снарядов.
Командиры отделений назначаются, выбираются по-разному. Главные
обязанности командира отделения: знать место построения и занятия группы,
расположение снарядов, содержание заданий, намеченных для данной группы;
уметь правильно выполнять и объяснять упражнения, оказывать страховку и
помощь своим товарищам.
Судьи по спорту привлекаются учителем к оценке качества выполнения
упражнений, к учёту результатов контрольных упражнений. Подготовка судей и
работа с ними ведётся в соответствии с положением о юном судье по спорту.
Все названные активисты должны стать надёжными помощниками учителя на
уроке, от их деятельности в определённой степени зависит успешное
проведение занятий. Поэтому надо уметь выявлять, выбирать, назначать
помощников, своевременно заменять их, а главное - постоянно с ними
работать.
С чего нужно начинать учителю эту работу?
Прежде всего, на вводном уроке учитель рассказывает о том, чему он
научит учеников по своему предмету, подчёркивает роль занятий для
укрепления здоровья и улучшения физического развития, указывает, что от
учеников для этого требуется. На этом же уроке выбираются физорг и его
заместитель (предварительно учитель советуется о возможных кандидатах с
классным руководителем). Тут же кратко говорит об обязанностях физорга и о
том, чтобы ученики класса поддерживали его, помогали ему и заместителю в их
деятельности. Дальнейшая работа с физоргами в течении года идёт по
намеченному плану.
Большое значение имеет правильная организация отделений (групп) и
выявление их командиров (групповодов). Опыт показывает, что один их
целесообразных вариантов - создание отделение (групп) мальчиков и девочек
на основе данных физической подготовленности и состоянии здоровья. Данные
физического развития, в частности, такие, как рост, вес, не имеют решающего
значения. Более важно учитывать при организации отделений уровень
физической подготовленности учащихся, так как это даст возможность
обеспечивать посильность поручаемых учебных заданий. Стремление стать
лучшими в своём отделении присуще каждому ученику, что существенно улучшает
качество обучения.
Физическая подготовленность учащихся определяется на первых уроках
путём проведения экспресс тестов или контрольных упражнений из школьной
программы (бег, метание мяча на дальность, прыжки с места в длину и т. п.).
На основе результатов этой проверки в классе формируются отделения
мальчиков (юношей) и девочек (девушек): слабое и сильное. Называть
отделения следует по номерам - первое, второе и т. д.
В классах, где работа ведётся учителем из года в год, занятия можно
вести с отделениями, образованными в предыдущем учебном году. Состав
отделения может в течение года частично меняться. С ростом физической
подготовленности, улучшением или ухудшением состояния здоровья ученики
переводятся в соответствующее отделение. Состав отделений может меняться в
зависимости от учебного материала, который походят ученики в данной
четверти. Может оказаться, что учащиеся хорошо усваивают учебный материал
из раздела лёгкой атлетики и хуже - гимнастики, или, скажем, лыжной
подготовки.
Списки учащихся по отделениям надо согласовывать с врачом. Бывают
случаи, когда он считает необходимым перевести ученика из сильного в слабое
отделение и наоборот - в зависимости от изменения состояния здоровья. Во
время проверки двигательной подготовленности детей учитель внимательно
наблюдает за ними, выделяя наиболее подготовленных, которых и назначает
групповодами.
Проведение занятий по группам повышает интерес к занятиям, развивает
самостоятельность, активность, а это - одна из задач учебной работы. Однако
надо твёрдо усвоить, что проведение урока с делением на группы возможно
только при готовности к такой работе класса и специально подготовленных для
этого групповодов. Вот почему недостаточно лишь назначить (выбрать) старших
в группе, надо систематически готовить их к этой роли.
Назначив (избрав) групповодов, учитель по ходу занятия помогает им
справляться с обязанностями, оценивает их, но тактично, не подрывая, а
наоборот, укрепляя их авторитет. Это весьма важно, так как чёткая
организация работы в отделениях зависит от того, насколько ученики
подчиняются старшему в группе и считаются с его указаниями. Необходимо
стремиться к тому, чтобы все ученики поработали достаточное время в роли
помощников, развивая в себе требуемые для этого способности и умения.
Создание нормальных взаимозависимых отношений учащихся в классе,
чёткое выполнение активом заданных функций требуют от учителя постоянного,
чуткого внимания и поддержки каждого активиста. Назначение, выборы, смена
активистов должны быть гласными, так же как и оценка их работы. Особо
отличившихся учеников следует отмечать в приказах по школе, о хорошо
работающих доводить до сведения родителей.
Всё это дисциплинирует учащихся, повышает эффективность обучения и
способствует более успешному решению задач, стоящих перед физическим
воспитанием школьников.


2. Подготовка учеников к роли групповода.

В успешном проведении урока, в воспитательном воздействии на учеников
существенную роль играет организация помощников учителя. Среди них особое
место занимают групповоды. В роли их должны побывать все ученики, чтобы у
каждого развивались необходимые для этого способности и умения. Хорошая
организация помощников учителя - это обучение детей самостоятельно
заниматься физическими упражнениями.
Исходя из этих методических положений, ясно, что вести подготовку
групповодов только на специальных семинарах далеко не достаточно. Важно
систематически готовить всех учеников к умению возглавлять занятия в
группе. А это возможно только в процессе обучения на уроке. Разумеется,
обучая всех, учитель в то же время будет выбирать в первую очередь самых
лучших, более способных, но постепенно необходимыми знаниями и умениями
будут овладевать все.
Готовить своих помощников - значит ещё одна дополнительная задача ко
всем учебным задачам, стоящих перед уроком? Нет, это не дополнительная, а
органически входящая в процесс обучения, важно только избрать для этого
соответствующие активные способы и приёмы организации учебного труда.
Какие же из них наиболее способствуют не только успешному обучению, но
и подготовке помощников?
В первую очередь - предусматривающих взаимную проверку и помощь
учеников друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким
относится известный способ организаций занятий сменами с разделением
учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего
напарника и по заранее указанным учителем критериям устанавливает, что
хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие
задания учителя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим
партнёрам лучше усвоить технику и в то же время отлично усваивают её сами.
Воспитывая, таким образом, у детей «умную» активность и инициативу,
постепенно усложняя задания, учитель готовит детей к выполнению
обязанностей групповода, без чего невозможно успешно проводить занятия
групповым способом.
При разделении класса на группы надо также привлекать всех учеников к
наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют
задание на перекладине, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке,
наблюдают. Старший в отделении страхует и также подмечает положительное и
отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, ученик
выслушивает замечания.
Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным
на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим
подопечным, когда тот упражняется (в порядке очередной попытки) и помогает
ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой,
которую корректирует учитель, обязательно аргументируя окончательный балл.
Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для
развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь
ученики наблюдают не только за техникой, но и за количественными
результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения
выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание
на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее
расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время,
затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение
на лыжне и т. п.
Содействуют воспитанию активности и инициативы и другие методы
организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим
ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более
подготовленных ребят. Например, учеников, отставших в овладении кувырком
вперёд, выделяют в небольшую группу, отводят им гимнастичекий мат и
назначают руководителя из числа лучших «акробатов» класса. Ставится
условие: как только у отстающего получится кувырок вперёд, этот ученик
переходит из группы отставших в основную и выполняет акробатические
упражнения вместе со всем классом. Это, как показал опыт, исключительно
повышает активность школьников: каждому хочется поскорее догнать товарищей.
Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а
вместе с тем ученики получают необходимые знания и умения для
самостоятельных занятий.
Лучшей организацией самостоятельного выполнения учебных заданий под
контролем групповода способствует применение наглядных пособий (особенно
учебных карточек) и технических средств точной информации о правильном
выполнении движений.
Таковы организационные приёмы взаимообучения в системе «ученик -
ученик». Но чтобы оно проходило успешно, необходимо вооружать учеников (и в
первую очередь тех, кто в конкретный момент исполняет роль групповода)
критериями правильного выполнения, средствами исправления допускаемых
ошибок.


3. Организация часа здоровья.

Одним из широко используемых методов организации учебного труда
является организация и проведение часа здоровья, как для отстающих ребят,
так и для всех остальных, так как час здоровья способствует снятию у
учащихся статистического напряжения, увеличению их двигательной активности,
укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.
Час здоровья организуют и проводят ученические общественные
организации, совет коллектива физической культуры школы и его актив,
физорги классов под руководством классных руководителей и учителей
начальных классов.
Учащиеся занимаются в спортивной форме. Содержание часа здоровья
должно быть взаимосвязано с программой по физической культуре. С этой целью
во время проведения часа здоровья в игровой и соревновательной форме
выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при
прохождении соответствующего раздела программы. Таким образом
совершенствуются изученные навыки. Нужно учитывать, что наибольшим
интересом у детей и подростков пользуются подвижные и спортивные игры. У
младших подростков появляется увлечение определёнными видами спорта.
Мальчики (юноши) больше увлекаются хоккеем, футболом, различными видами
единоборств, где можно лучше показать своим сверстникам свою ловкость,
силу, смелость. Девочки (девушки) предпочитают занятие упражнениями,
связанными с проявлением выразительности, плавности. Нравятся девочкам
(девушкам) и спортивные игры, а особенно - волейбол, настольный теннис,
баскетбол.
Однако какой бы вид спорта ребята не любили, воспитателю необходимо
заботиться о разностороннем развитии детей и поэтому включать в занятия для
всех учащихся упражнения, направленные на общую физическую подготовку. Это
бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с мячом, подвижные игры,
подвижные игры, которые должны быть составной частью каждого занятия.
Вместе с тем, ребят нужно ориентировать на то, чтобы они уделяли внимание
лёгкой атлетике, лыжной подготовке, конькам, спортивной и художественной
гимнастике.
Во время часа здоровья должны быть обеспечены строгое соблюдение
техники безопасности и медицинский контроль.
Учителя школы, с учётом состояния здоровья, физической
подготовленности и личного желания, могут заниматься вместе с учащимися или
объединятся в группы для того, чтобы выполнять отдельные упражнения и
совершать прогулки на открытом воздухе. При этом следует иметь в виду, что
различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью
воздействия на организм человека. Поэтому при оздоровительных занятиях
особенно важен индивидуальный подбор упражнений и дозирование нагрузок.
При проведении часа здоровья полностью должна использоваться школьная
спортивная база, а также рядом расположенные стадионы, спортивные площадки
и другие спортивные сооружения. В полной мере необходимо использовать
возможности территории школы и прилегающей местности, создавая там
простейшие спортивные плоскостные сооружения, тропы здоровья, полосы
препятствий, лыжные, кроссовые трассы.
В хорошую погоду спортивный час целесообразно проводить на улице, лишь
в плохую погоду стоит переносить занятие в помещение. При проведении
спортивного часа на открытом воздухе надо придерживаться тех температурных
режимов, которые установлены для данной территории местными органами
здравоохранения и просвещения.



Вывод.

Для грамотного проведения урока по физической культуре, либо часа
здоровья необходимо быть не только осведомлённым о физическом состоянии
учащихся, но и уметь составлять правильные программы обучения в зависимости
от возраста учащегося.
Для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих
учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем
помощники из учащихся облегчают его работу и помогают лучше справляться с
заданиями ребятам. Активисты - это хороший пример всему детскому
(подростковому) коллективу, то есть каких результатов следует добиваться.
Нужно особо заметить, что учитель должен уделять внимание тем замечаниям,
которые он может сделать своим помощникам, так как неосторожная критика в
их адрес может привести к потери авторитета среди сверстников и повлиять на
выполнение заданий.
Общее физическое развитие учащихся поправляется и благодаря дням
отдыха, проводимым внеурочное время. Такие дни развивают у ребят интерес к
спортивным играм. Укрепляют организм, закаляют его.
Таким образом, умение правильно использовать организаторские
способности и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык
между учителем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы,
помогающий стать детям (подросткам) сильными, ловкими и здоровыми.


ЛИТЕРАТУРА.


1. Мальгинова Г. Д. ««Час здоровья» в системе физического
воспитания школьников», Холмск, 1998 год.
2. Лупандина Н. А. «ФК в школе», №9, М, 1976 год.
3. Филиппов В. К. «ФК в школе», №9, М, 1976 год.




Реферат на тему: Организация индивидуального сопровождения детей "группы риска"


организация индивидуального сопровождения

детей «группы риска»

ПЛАН:

1. Какие дети относятся к «группе риска»?
2. Что такое индивидуальное сопровождение?
3. Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста.
Рекомендации в работе с такими детьми.
. Гиперактивные дети (дети с синдромом дефицита внимания)
. Леворукие дети
. Эмоциональные нарушения у детей.
4. Характеристика учащихся «группы риска» старшего школьного возраста
. Подростки из трудных семей
. Подростки с нарушениями в аффективной сфере (явления
психической неустойчивости, явления повышенной аффект.
Возбудимости, с расторможенностью влечений, с ЗПР, олигофрены)
5. Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным
контингентом детей и их родителями.
Начнем наш семинар с уточнения того, кто относится к «группе риска».
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует
особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически
запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами
в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие
другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к
данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными
нарушениями. На семинарах мы часто говорили о детях с ЗПР, поэтому сегодня
нам хотелось бы затронуть очень немногочисленную группу учащихся которая
встречается и среди наших детей.
Охарактеризуем немного учащихся "группы риска" младшего школьного
возраста и дадим рекомендации в работе с такими детьми. Затем рассмотрим
старший школьный возраст, какие проблемы могут возникнуть здесь. Ну и в
конце расскажем о взаимодействии между всеми специалистами, работающими с
данным контингентом детей и их родителями.
Итак, организация индивидуального сопровождения, вам наверное должно
быть понятно, сопровождение – это обучение, воспитание и развитие
учащегося.
Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентированное
образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития
школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость
индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается
всеми, но осуществление его на практике дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление
индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его
собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не
бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать
потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по
принципу индивидуального развития.
Работа педагогов с учетом зоны ближ. развития способствует развитию у
детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя.
Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с
учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального
внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки
программ коррекционного развития.
А теперь конкретно остановимся на некоторых из них.
Младшие школьники «группы риска».
. Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита

внимания

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они
резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие
черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность,
суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает
как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей.
Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и
тормозящего контроля.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных
форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у
мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек.
Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками
внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к
развитию этой функции.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей
сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется
инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными
нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в
общении с другими людьми.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она
обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной
норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка
в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с
заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы,
быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у
них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят
неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом
невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на
взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со
сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов
и быстро становятся отверженными.
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко
отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального
поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин
наблюдаемых нарушений поведения.
Этиология и патогенез гиперактивности изучались специалистами. Они
пришли к выводу, что здесь играют такие факторы:
- органические поражения мозга;
- перинатальная патология (осложнения во время беременности);
- генетический фактор (наследственность);
- социальные факторы (последовательность и систематичность
воспитательного воздействия).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться
комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным
привлечением родителей и учителей.
Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома
дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо
убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.
Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может
использовать специально разработанные коррекционно - развивающие программы
на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление
концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.
Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им
необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий.
Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от
специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго,
спокойного и последовательного отношения к нему.
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит
учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными
предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако, эта мера,
проблем ребенка не решает.
Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать
нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет
ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов.
У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.


Леворукий ребенок в школе

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию
к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность
ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение
какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии
полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в
работе полушарий головного мозга.
Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их
познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический
способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем
невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных
заданий.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую
проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью
детей. (неврозы и невротические состояния).
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких
детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление
«рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в
школу.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее
использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений,
возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.
Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном
случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных
физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей
организма и личных установок ребенка.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его
познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети
плохо справляются с задачами на срисовывание графических
изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как
правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти,
зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические
ошибки.
3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом,
раскладывание по «полочкам».
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их
эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность,
сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у
20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе
беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких
является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей
вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более
болезненно.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
- зрительно – моторной координации;
- точности пространственного восприятия;
- зрительной памяти;
- наглядно – образного мышления;
- способности к целостной переработке информации;
- моторики;
- фонематического слуха;
- речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в
привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Рекомендации учителям. Постановка техники письма у левшей специфична.
Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и
левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку
рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта.
Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое
письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот
вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши
безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется
сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу,
и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное
поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз,
то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом
зрительном поле учащегося.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует
отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в
связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые
могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети,
особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному
психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении
учебной деятельностью.

. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов
готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей
является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности
учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно
упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых
трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
> Агрессивные дети. Безусловно в жизни каждого ребенка бывали
случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу,
обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции,
длительность действия и характер возможных причин, порой
неявных, вызвавших аффективное поведение.
> Эмоционально – расторможенные дети. Эти дети на все реагируют
слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего
экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают –
их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
> Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и
явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь
обратить н себя внимание.
Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии
эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить
особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень
его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются
такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.
В психологической литературе выделяются различные типы неправильного
воспитания. Остановимся на четырех наиболее распространенных типах
неправильного воспитания.
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было
нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась
девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания
родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет
душевного контакта.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации
родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично
выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию.
Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои
эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть
агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где
ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В
таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.
4. Эгоцентрический тип восприятия – Ребенку, часто единственному,
долгожданному навязывают представление о себе как о
сверхценности: он кумир. В результате ребенок не принимает во
внимание интересы окружающих.
Итак, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на
эмоциональную сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный
стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они
требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых
являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и
возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных
психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти
в школу, отвечать у доски.
Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения,
относятся:
1) природные особенности (тип темперамента)
2) социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- отношения окружающих.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры,
рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к
ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.
Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и
педагогам можно предложить следующие рекомендации.
рекомендации учителям,

как работать с гиперактивными детьми



- РАБОТУ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ СТРОИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО, ПРИ ЭТОМ
ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ОТВЛЕКАЕМОСТИ И СЛАБОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ;

- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом
дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

- во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому
может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой
для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;

- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к
учителю в случаях затруднения;

- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному
распорядку;

- научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или
календарем;

- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

- на определенный отрезок времени девать только одно задание;

- дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде
последовательных частей и периодически контролировать ход работы над
каждой из частей, внося необходимые коррективы;

- во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной
"разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.



эмоциональные нарушения у детей



. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

. Эмоционально - расторможенные дети

. Тревожные дети

Следующие рекомендации:

1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том,
чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или
иные ситуации или явления внешней среды.

3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно
в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий"
лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает
более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций
(отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не
переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные
реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

Проблема "группы риска" среди подростков

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет.
Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному
выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на
пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают
риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте
впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих,
естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает
подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна, и нет
возможностей охватить все варианты трудностей. Поэтому, мы остановимся,
только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов.
Прежде всего как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы.
Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению
церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным
изменениям.
Третий фактор риска, - неблагополучная ситуация в отношении подростка со
сверстниками.
Первыми рассмотрим подростков с явлениями психической неустойчивости.
Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под
разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым
настроением».
Клиника синдрома психической неустойчивости детей и подростков в детской
психиатрии и дефектологии описана в рамках различных нозологических групп.
К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС
ребенка с «органическим» инфантилизмом, психогенно обусловленное аномальное
формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У
этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить
свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро
теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне
(поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способные к
волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков,
катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома
являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере
служат удовлетворением инфантильных потребностей.
Таким образом, результаты клинико-психологического исследования
показывают, что нарушения поведения у подростков с психической
неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально –
волевой, личностной незрелостью. Психологическое исследование выявляет
негрубую недостаточность интеллектуальной сферы как в плане ее общей
незрелости, так и недостаточности отдельных функций.
В этом случае, психолого-педагогическая коррекция может быть успешной
лишь при так называемой поддерживающей медикаментозной терапии, уменьшающей
церебрастению, вегетативную дистонию.
При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической
запущенности нереалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с
попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему
протесту. Более актуальные пути, направленные на формирование личностных
качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга,
целенаправленной деятельности.
Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной
возбудимости. Центральное проявление их школьной дезадаптацией –
аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к
разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для
окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического
исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную
сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом
развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на
физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим
факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный
половой метаморфоз с бурным физическим ростом. В генезе аффективной
возбудимости определенное место принадлежит легкой органической
недостаточности нервной системы. Декомпенсация поведения по типу
аффективной возбудимости является как бы «болезнью роста».
Подростки с ЗПР.
Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется как рядом
трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей в подростковом
возрасте и нуждающихся в лечебно-педагогической коррекции, так и
необходимость дифференциации трудовой подготовки.
Сравнивая клинико-психологическую структуру «трудных подростков» и
подростков, не входящих в группу риска, можно сделать следующие выводы,
отражающие патогенез нарушений поведения.
1. Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами
неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной
деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа
полового созревания.
2. В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит
социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и
окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям
микросоциальной и педагогической запущенности.
3. Значительная часть нарушений имеет и половые различия в
расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность
к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная
сексуальность.
Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями
педагогической запущенности.
Анализ нарушений у подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли
благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации
поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития,
свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за
счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков
произвольной деятельности.
Характеристика рассмотренных нами детей "группы риска" может помочь нам
в следующем наиболее важном этапе – это разработка методов психолого-
педагогической коррекции, дифференцированной в зависимости от того или
иного типа нарушения поведения у подростков

Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным
контингентом детей и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна
осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач
психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим
детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач –
психолог.
Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация
общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства
собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить
перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен
использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями,
с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья»,
незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились
доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом
для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики,
обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя,
воспитателя и учителя.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи,
несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде
всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер
внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Практический психолог должен применять в работе с такими детьми
различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска"
наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога
будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание,
памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве,
использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на
развитие образного, логического мышления, формирование приемов
самоконтроля.
В задачу логопеда будут входить следующие направления работы:
обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению
звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей
отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и
дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному
педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-
психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности,
интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять
позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях
подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные
жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные
пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен
взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую
помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога
является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых
отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди
педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.
Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и
родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать
беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей в
коллектив. Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить
несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой
категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая
догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за
помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях,
когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого
следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать
лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и
другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку,
испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной
ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более
важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с
учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать
условия для компенсации трудностей.




Новинки рефератов ::

Реферат: Происхождение ископаемых углей (Химия)


Реферат: Ответственность за нарушение обязательств (Право)


Реферат: Адвокат и его речь (Право)


Реферат: Кроссворд (творческая работа) (Психология)


Реферат: Астероиды (Астрономия)


Реферат: Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения (Социология)


Реферат: Основные обязанности осужденных (Право)


Реферат: Псковский историко-художественный музей-заповедник (Искусство и культура)


Реферат: Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия (Философия)


Реферат: программа Mathematics (Программирование)


Реферат: Искусство росписи пасхальных яиц (Искусство и культура)


Реферат: Образование в Англии (Педагогика)


Реферат: Художник М.В. Нестеров (Искусство и культура)


Реферат: Пауки кто они (Биология)


Реферат: Социально-психологический тренинг (Психология)


Реферат: История АО "Металлургический завод "Серп и молот" (Металлургия)


Реферат: Методические особенности комментированного обучения и применения поурочного балла при изучении трудных тем на уроках русского языка шестых классов (Педагогика)


Реферат: Восстание декабристов. Причины поражения (История)


Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)


Реферат: Музыкальный образ (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист