GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода (Педагогика)



Биография.
Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне,
небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ рос
в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был
правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего
графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события
приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское
войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.
Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время,
когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли
впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические
события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не
вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу,
Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет.
В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе,
была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой
церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческой
лжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в
следующих словах: “…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без
увеличения знания”.
В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли место
домашнего врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что
в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне.
Вскоре Локк становится ближайшим советником Эшли.
Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденной
эмиграции, во Франции.
В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и
скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основы
политического режима конституционной монархии, который существует и поныне.
Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину.
Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную
деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”,
“Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г.
появилась его работа “Разумность христианства”.
В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает
идею отделения церкви от государства.
В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские
преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В
1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма
сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных
преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ
университета.
Обзор педагогического наследия Джона Локка.
Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного
происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной
точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита
сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической
психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему,
оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной
педагогики.
Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания,
которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность
педагогической теории Локка-утилитаризм: руководящим принципом воспитания
он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому
развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду
воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных
манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного
воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные
желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой.
Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической
деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного
классического образования, защищая реальное образование, вооружающее
полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и
т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность
детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При
обучении не должны применяться наказания.
Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёк
от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не
только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать
свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной
жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен
своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства
развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.
Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория
была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном
своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и
состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и в
политике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершилась
английская буржуазная революция.
Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний.
Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему
происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. ”Если спросят меня,
когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд,
будет: Когда он впервые получает ощущение ”.
Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В
этом смысле сенсуалистическое положение “Все знания происходят из ощущений”
вполне согласуется у него с положением “Все знания приобретаются из опыта”.
”Откуда же получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю
одним словом: из опыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, в
конце концов, он происходит”.(5,1,154)
Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими
познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с
внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о
внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: ”Наше наблюдение, направленное
ими на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о
которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал
мышления”.
Таким образом, согласно Локку, опыт имеет как бы 2 измерения: чувственное,
обращённое на внешний мир, и рациональное, направленное на саму
познавательную деятельность.
Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело
“непосредственно на протяжении всей своей жизни”.
“В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, оно
происходит” (стр.79).Выдвигая это положение, Локк рассматривает
человеческое сознание-“душу» - при рождении человека, т.е. до того как она
сможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную к
восприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локк
употребляет образные сравнения: “чистый лист белой бумаги”, а в латинском
переводе своей книги – “выскобленная доска”(tabula rasa).По мнению Локка,
содержание опыта – это, прежде всего ощущения, поступающие от органов
чувств и доказывающие ”существование внешних вещей”.
При этом Локк считает, что усложнение психики ребёнка находится в прямой
зависимости от его органов чувств. Заметим, что из учения Локка о роли
опыта вытекали важные результаты для детской педагогики: необходимость
учитывать индивидуальные особенности в развитии детей, принцип наглядности
обучения и пр.
Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретико-
методологической основой для разработки Локком положения о том, что
искусство сенсорного чувственного восприятия является делом опыта и
привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит всё
развитие человека.
Как мы видим, ведущую роль в теории Локка играет понятие опыта и проблема
происхождения человеческих идей. Если рассматривать эту концепцию в
контексте времени, то становится понятны причины, по которым Локк так
подробно остановился на разработке этих идей. На дворе стояла вторая
половина 17 века. Эпоха Средневековья сменялась Новым временем. Старая
схоластическая система образования не выдерживала испытание временем.
Требовался “новый” человек. Идеалом новой эпохи становился предприниматель,
делец, человек действия. Соответственно и педагогическая система должна
была измениться, превратиться из схоластической в практикоориентированную,
дающую знания необходимые для жизни. Подобную систему и попытался
разработать Джон Локк.
В условиях нового времени огромное значение приобретает опыт. По Локку,
знания и идеи получаются из опыта, который, в свою очередь, происходит из
ощущений. Отсюда следует, что человек с самого раннего возраста должен быть
чем-то заинтересован, занят какой-либо деятельностью. Нужно всячески
поощрять и развивать любопытство ребёнка, его любознательность.
”Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие
желания подавлять”(№108 “Мысли о воспитании”). Подобный подход к воспитанию
понятен, если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локк
отводил органам чувств, а потому, чем больше ребёнок будет слышать, видеть,
ощущать, тем более опытным, а, следовательно, более умным он будет.
Подобный взгляд, по моему мнению, достаточно спорен. Конечно, нельзя не
согласиться с тем, что опыт приносит огромную пользу, а также отрицать
необходимость практикоориентированных знаний, однако я считаю, что изучение
классических языков и наук, не связанных так или иначе с насущными
потребностями человека, также необходимо, так как это развивает мышление и
делает человека широко эрудированным во многих областях. В данном вопросе
я согласен с П. Ф. Каптеревым, который писал, что одна наука “вытекает” из
другой и изучение, например, латинского языка позволяет впоследствии с
гораздо большим успехом изучить современные языки, так как латинский язык
является прародителем многих европейских языков. Однако справедливости ради
всё же хочу отметить, что на тот период времени, подход Джона Локка, на мой
взгляд, являлся наиболее верным, так как старая система образования была
перегружена схоластическими дисциплинами.
А теперь рассмотрим, вскользь упоминавшееся выше, понятие tabula rasa.
Идея о том, что человек с рождения представляет собой “чистую доску” на
которой можно ”написать” всё, что угодно, является утопией, фикцией. Вот
что говорит по этому поводу Г.А. Зайченко в своей книге “Джон Локк”.
О своём методе объяснения происхождения человеческих знаний из чувств Локк
говорит как об “историческом”(5,1,91). Однако принцип Локковского
историзма – своеобразная теоретико-познавательная робинзонада.
Проблема развития сознания индивида – это проблема становления единичного
как элемента, детерминированного становлением, развитием и достигнутым
уровнем всеобщего родового сознания человечества, которое может быть
исследовано только в контексте общественно-производственной практики и
носит исторический характер. Когда же Локк прослеживает в отдельном
индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из
чувственного опыта, он полагает, что имеет дело с человеческим познанием в
целом, которое как в капле воды отражается в его отдельном атоме, в
единичном человеке. Конечно, исторический характер развития человеческого
разума в такой же мере ускользал и от внимания рационалистов. Но
рационализм в неявной форме обладал одним из ключей к пониманию
исторического характера человеческого знания. Этим ключом было
рационалистическое истолкование общего и необходимого в достоверном знании.
Рационалисты хорошо знали, что в реальном познавательном процессе общие
понятия, независимые от изменчивого чувственного опыта, дедукции из общих
понятий, служат эффективным средством анализа материала чувственного,
опытного. Рационализм открывал возможность рассматривать историю
человеческого разума не просто как историю индивидуального накопления
чувственного опытного материала, который преобразуется и кристаллизируется
в рациональные формы объяснения мира. История человеческого разума – это и
история того, как унаследованные от предыдущих эпох рациональные формы и
теоретическое содержание значения активно влияют на становление и
осмысление чувственного опыта новых поколений, и история того, как они
комбинируются с новыми формами и теоретическим содержанием, совместно
детерминируя особенности чувственного отражения действительности. Между
tabula rasa до рождения человека и первыми шагами в становлении его
способности чувственного отражения вторгается такой элемент, как социально-
историческая и интеллектуальная детерминация тех или иных форм и путей, по
каким пойдёт развитие чувств, опыта индивидуума. И поэтому даже развитие
сознания не начинается с tabula rasa. Именно в этом смысле оправдано
возражение Локку со стороны Лейбница: “Эта чистая доска, о которой столько
говорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе в
природе и имеющую своим источником несовершенные понятия
философов”(30,2,110).
Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения –
“незаполненный чистый лист”, неизбежно нарушается в силу существующего
неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и
сопутствующих им внешних обстоятельств. Всё это, по схеме Локка, приводит к
тому, что люди добиваются разных успехов и приобретают имущество “разных
размеров”. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людей
становится как бы “естественным явлением”.
Впоследствии Локк внёс некоторые корректировки в свою теорию.
Примечательно, что в работе “ О воспитании разума ” Локк внёс в трактовку
tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми “чистая
доска” оказывается не такой уж ”чистой”. Он подчёркивал различие задатков,
которые “природа закладывает в нас ”(3,235). О том, что человеческая душа
изначально не “чистая доска”, на которой опыт и воспитание могут наносить
любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих
рассудков: ”…природные конституции людей создают в этом отношении такие
широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в
состоянии эти различия преодолеть”(5,2,203). Немалую роль играют и различия
в “природном темпераменте”.
Как мы можем видеть, Локк всё же признал роль врождённых задатков в
воспитании.
Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка.
Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием
им врождённых идей и норм морали. ”Естественный моральный закон”,
выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, которое
должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и
свободному пользованию своей собственностью.
Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога
требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл
должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и
самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и
управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом
нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним,
они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому
задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в
себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной
цели воспитания.
Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не
только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал
внимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимулов
души”, и попытался выявить механизм, управляющий ими.
Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею
наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк
рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует
поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия,
закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим
рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве
важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать
для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные
действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого
благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих
ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.
Методику выработки у ребёнка опыта нравственного поведения Локк связывал с
развитием его нравственного сознания, без чего возможность полноценного
нравственного становления личности представлялась ему немыслимой. В
качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал
убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные
их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или
порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д.
“Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ
воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том,
чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего
они должны избегать”(№82).
В “Мыслях о воспитании” Локк даёт некоторые практические советы о том, как
воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. “Дети,
живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них
командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно
следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с
величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью”(№109). ”Что
касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно
делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно
следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно
всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого
основание, и строго взыскивать”(№110). Достаточно показательно в этом плане
и мнение Локка относительно подарков. ”Подарки, которые принято делать
детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения,
причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость,
тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить”(№130).
Как мы видим, многие положения теории Локка были актуальны и прогрессивны
не только в прошлом. И на сегодняшний день многие педагогические проблемы
всё также остры, а потому все вышеперечисленные советы могут с успехом
применяться современными педагогами и родителями, что поможет им избежать
многих проблем воспитания.
Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка.
Большое внимание в педагогике Локка уделялось физическому воспитанию
детей. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не
на первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним в
каком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно
освоенных, земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные,
часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя
огромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был много
ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности.
Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогической
системе Локка. “Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной
деятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую-либо
роль в мире нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и
усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства ”(№3).
Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели.
”Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины,
жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины
изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и
предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе,
не будет страдать бессонницей во время своих путешествий”(№22). Подобные
слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с
самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию
неблагоприятных температур. ”Первое, о чём следует заботиться – это чтобы
дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко”.
К этому же пункту, на мой взгляд, можно отнести также требования Локка в
отношении пищи ребёнка. ”Что касается пищи, то она должна быть совсем
обыкновенной и простой. На завтрак и ужин очень полезно давать детям
молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые
принято готовить в Англии; нужно только заботиться о том, чтобы все эти
блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром,
а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких
пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также
умеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленным
блюдам”(№13,14). Из этих наставлений следует, что Локк хотел, чтобы ребёнок
в будущем был неприхотлив в еде, и отсутствие пряностей или изысканного
блюда не отражалось бы на его самочувствии и воспринималось им как должное.
Этот пункт, как и все остальные выше перечисленные, ориентирован на
длительные путешествия и связанные с ним лишения, которые волей-неволей
пришлось бы перенести юному джентльмену.
Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было
важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался
физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого
человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной
ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве
хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена. Введение
элемента хобби в педагогическую систему, на мой взгляд, значительно
модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок действительно гораздо
труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный человек.
Не могу не упомянуть о том, что в нашей стране этот аспект стал чрезвычайно
важным, когда с разрушением организованного досуга молодёжи возросла
преступность среди несовершеннолетних. А, следовательно, опять же хочу
подчеркнуть, что многие положения педагогической системы Локка актуальны и
сегодня.
Дисциплина.
Следующий аспект педагогической системы Локка, которую я хотел бы
затронуть – это дисциплина. Локк придавал ей большое значение. “С раннего
возраста молодого человека следует приучать к дисциплине, так как с
возрастом маленькие пороки вырастают в большие, а затем родители жалуются,
что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус”(№38).
Родители должны приучать своё дитя к послушанию. ”Итак, кто ставит своею
целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те ещё
очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих
родителей”(№40). ”Страх и почтительность должны дать вам первую власть над
их душами, а любовь и дружба должны закрепить её ”(№42). Однако, несмотря
на столь суровые, на первый взгляд методы воспитания, Локк был против
побоев. “Этот метод исправления естественно порождает в ребёнке отвращение
к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить”(№49). Как мы видим,
послушание юного джентльмена воле родителей играет у Локка очень важную
роль. Однако подобный подход может толковаться двояко. С одной стороны, нет
никаких сомнений в том, что надо слушаться родителей, ведь они, как
правило, желают только лучшего, но бывает и так, что родители часто не
учитывают желаний самого ребёнка, давая ему то, что, по их мнению, ребёнок
знать и уметь, а не то, что ему действительно нужно и интересно. И
получается так, что интересы ребёнка мало учитываются или не учитываются
вовсе. Воспитание получается, по сути, односторонним. Подобный авторитарный
стиль, на мой взгляд, логически вытекает из понятия tabula rasa, где
ребёнок рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.
Ребёнок выступает в роли своеобразной “губки”, которую нужно “пропитать”
знаниями. Подобный авторитаризм понятен, ведь педагогика Джона Локка – это
педагогика переходного периода, а значит, наряду с прогрессивными чертами,
она ещё подвержена некоторым влияниям и стереотипам старой школы. Однако
огромным шагом вперёд, по сравнению со старой школой, был отказ от побоев.
Если мы вспомним Средние века, то розга была обычным предметом в классной
комнате. Да и много позже во многих школах физические наказания детей были
в порядке вещей, а потому ещё раз хочется отметить несомненно прогрессивный
подход к воспитанию, разработанный Локком.
Домашнее обучение.
Следующим аспектом педагогической системы Локка, на который я бы хотел
обратить внимание, является то, что юноша должен был получать образование
дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного
воспитателя, который, по сути дела, становился практически членом семьи.
Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: ”Я не могу спокойно думать о том,
что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и
затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй,
чтобы он приобрёл “интеллектуальную культуру”(№147). Что ж на тот период
времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не сколько
развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребёнка тягу к знаниям,
стремление к учёбе. Действительно, как уже упоминалось выше, система
образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам
воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного
и любознательного человека, мы получали забитого и равнодушного индивида,
обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и
подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и
инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла
запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям
воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система
образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно
воспитанных детей, “стадо”, будет плохо влиять на молодого джентльмена.
Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны,
роль воспитания значительно упрощается, ведь мы исключили из развития
ребёнка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды.
В итоге получаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек
видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать.
Получается своеобразный “идеальный” продукт воспитания.
Однако данный подход обладает также рядом минусов. Во-первых, эффект
новизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, может
перевесить всё воспитание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общение
со сверстниками – это своеобразная “школа жизни”, и часто она оказывается
эффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группа
дурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, но
воспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребёнке чувство
собственной неповторимости, индивидуальности. Ребёнку также может
пригодиться общение с дурно воспитанными людьми, так как это научит его
коммуникабельности, умению найти общий язык с представителями самых разных
сословий, а это обязательно пригодится человеку в будущем. На мой взгляд,
подобный подход к воспитанию имеет более практикоориентированный характер,
а Локк просто выбрал более лёгкий путь для воспитания и воспитателя.
Требования к учителю. Образование народа.
Если воспитание проводилось дома и осуществлялось лишь одним учителем,
то, следовательно, и требования, предъявляемые к преподавателю, были
достаточно высоки. Учитель должен был обладать широкими и глубокими
знаниями в самых разных областях, кроме того, он должен был являть собой
пример нравственности, а также являться другом ребёнка и искренне его
любить. ”Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей,
если он даёт волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его
старания искоренить в своём воспитаннике порок или непристойную черту,
которые он допускает в себе самом”(№89). “Ищите человека, который знал бы,
как можно сформировать характер мальчика; отдайте его в такие руки, которые
смогут, в пределе возможного, охранить его невинность, любовно поддерживать
и развивать в нём хорошие начала, мягкими приёмами исправлять и искоренять
все дурные наклонности и привить ему хорошие привычки”(№147). Отвергая
царившую в современной ему школе догматику и зубрёжку, он предлагал
использовать методы обучения, названные им мягкими, ориентированные на
развитие интересов и положительных эмоций детей, их активности. Д. Локк
рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми
приёмами, применять наглядность, практически закреплять приобретённые
знания и т.д. Лишь опираясь на естественные склонности детей, не подавляя и
не превращая занятия в бремя, педагог может руководить обучением.
Следовательно, воспитатель должен был также быть тонким психологом и уметь
выявлять и развивать способности и наклонности ребёнка.
Как мы можем видеть, требования достаточно жёсткие и я не думаю, что
нашлось бы много учителей, соответствовавших требованиям Локка. В этом, на
мой взгляд, и заключается главный минус педагогической системы Локка.
Хорошее и качественное образование смогут получать лишь единицы избранных,
остальные либо не будут получать его вовсе, либо будут вынуждены
пользоваться услугами мошенников, выдающих себя за “учёных”. Педагогическая
система Локка ориентирована на небольшой круг богатой верхушки, тех, кто
сможет позволить себе индивидуального учителя, обладающего всеми выше
перечисленными качествами.
Подобный подход опять-таки отразил эпоху Локка. В те дни образование могли
получать лишь избранные, о народе в то время мало заботились. Простые люди
в лучшем случае обучались лишь элементарному знанию письма и чтения, но
буржуазная революция привела к тому, что обществу в больших количествах
потребовались промышленные рабочие. Эта проблема отразилась и в педагогике
Локка. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в
составленной им записке к проекту закона о бедных “Рабочие школы” (1696). В
этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные
учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода
соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь
началам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны были
приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать
издержки своего содержания. Этот составленный Локком документ не был
принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было
по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в
Англии лишь в последней трети 19 в.
При таком подходе неизбежно возникал своеобразный ”дуализм” буржуазного
воспитания, описанный, в частности, в работах П.П. Блонского. Не зря в
начале своей работы я упоминал, что Локк был сыном своего времени, и это
ещё раз проявилось в его системе образования народа. Подобный подход к
воспитанию, нам, современным людям, кажется сильно отсталым и
несовершенным. Но не следует забывать, что на то время, предложение Локка
относительно народа было как раз прогрессивным. Люди получали хоть какие-то
знания, обучались чтению и письму. Для сравнения скажу, что в нашей стране
до самого 1917 года неграмотность среди рабочих и крестьян была обычным
явлениям. Хотя, конечно же, подобный подход к образованию народа далёк от
гуманизма и ориентирован лишь на создание рабочих, а не на воспитание
эрудированных и образованных людей, способных занимать высокие посты. С
трудом верится, что один и тот же человек мог создать столь разные
педагогические системы. Однако опять же повторюсь, что педагогика Джона
Локка явилась отражением сложного переходного периода от феодализма к
капитализму и наряду с прогрессивными чертами нового времени содержит
недостатки старого.
Влияние идей Д. Локка на Ж.Ж. Руссо.
Философские, социально-политические и педагогические идеи Локка составили
целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и
обогащены передовыми мыслителями Франции 18в., а в частности на Ж.Ж. Руссо.
Рассмотрим сходства этих двух систем. Прежде всего, и у Локка, и у Руссо
огромное значение имеет понятие опыта и проблема сенсорного чувственного
восприятия. Оба этих педагога придавали им огромное значение в воспитании.
И Локк, и Руссо считали, что обучение ребёнка должно быть, по возможности,
максимально наглядным и основываться на примерах. “Наглядно ознакомляя
ребёнка с произведениями природы и искусства, возбуждая его
любознательность и следуя за ним, куда его влечёт, мы имеем возможность
изучить его вкусы, наклонности стремления и подметить первый проблеск его
дарования, если у него действительно есть дарование” (Руссо).
Они оба были за домашнее обучение под присмотром одного педагога. Оба
хотели сделать своих воспитанников выносливыми и неприхотливыми. “Думать
только о том, как бы уберечь своего ребёнка недостаточно; нужно научить,
чтоб он умел сохранять себя, когда станет взрослым, выносить удары рока и
нищету”(Руссо).
Следует также заметить, что Локк заложил основы концепции свободного
воспитания, разработанные затем Руссо. “Ни один предмет, который они (дети)
должны изучить не следует превращать в бремя для них или навязывать им как
нечто обязательное”(Локк, №73). “Не нужно принуждать ребёнка оставаться на
месте, когда ему хочется ходить, или заставлять ходить, когда ему хочется
оставаться на месте. Если свобода детей не искажена по нашей вине, они не
захотят ничего бесполезного” (Руссо). Как мы видим, эти высказывания очень
созвучны. И Руссо, и Локк были против давления на ребёнка. Оба признавали
за ребёнком право самому выбирать, когда ему интересно заниматься и чем,
хотя Руссо шагнул, конечно же, дальше Локка в этом отношении.
Локк считал, что на первых этапах обучения ребёнок должен получить ясные
представления о реальных вещах и явлениях, что явится основой для
последующего развития логического мышления. В трактате “Об управлении
человеческим разумом” (1706), опубликованном уже после его смерти, Д. Локк
предлагал специальные приёмы и способы формирования суждений, развития
мышления: каждый факт связывать с общим положением, учить видеть в
совокупности все данные опыта (единство целого и части), не допускать какой-
либо иной комбинации идей (аналогия, ассоциация), кроме той, которая
вытекает из природы самих вещей и т.д. И сегодня не утратили своего
значения мысли Д. Локка о том, что умение рассуждать делает ум способным
самостоятельно приобретать знания. Руссо тоже считал, что ребёнок должен
получить реальные представления о вещах и изучить предмет в совокупности
всех его свойств и качеств. Например, если ребёнок хотел узнать что-то,
скажем, о бумаге, педагог должен был рассказать о ней всесторонне, т.е. её
историю, состав, технологию изготовления и т.д. (конечно в пределах
понимания ребёнка). Огромное значение Руссо придавал также формированию
способности самому приобретать знания в случае необходимости. “Цель моя -
не знания дать ему (ребёнку), но научить его приобретать в случае нужды это
знание, ценить его как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истину
выше всего”.
Как мы можем видеть из всего вышеперечисленного, идеи Локка во многом
явились основой для педагогической системы Руссо, но наряду с этим, Руссо
был во многом не согласен с Локком, о чём он прямо говорит в своей книге
“Эмиль или о воспитании”, поэтому не следует всё же переоценивать роль
Локка в системе воспитания Руссо, хотя, несомненно, он оказал на неё
большое влияние. Это опять же подчёркивает то, что педагогика Д. Локка была
педагогикой переходного периода не только в плане смены одной эпохи на
другую, но и а плане замещения старых методов воспитания новыми.
Заключение.
В заключении данной темы я бы хотел сказать, что педагогика Джона Локка
достаточно противоречива и тут уместно вспомнить слова упоминавшегося выше
П.П. Блонского. ”Буржуазная педагогика не может разрешить проблему
всестороннего развития каждого члена общества, своё внимание она
сосредотачивает на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной среды. По
этой причине она бессильна воздвигнуть здание педагогики как научной
системы. Ей под силу разработка лишь отдельных вопросов”. Подобные слова,
на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к педагогике Д.Локка. Ребёнок,
действительно рассматривался вне социальной среды, а всё внимание педагога
было направлено только на одного ребёнка, что попросту невыполнимо в наши
дни, когда получать образование могут дети всех слоёв населения.
Но наряду с этими важными в наши дни недостатками, педагогика Д. Локка,
несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По-прежнему актуальны
его советы относительно нравственного и физического воспитания ребёнка. По-
прежнему достаточно свежо звучат его советы относительно методов выработки
у ребёнка интереса к предмету и способы преподавания, в частности принцип
наглядности обучения, его ненавязчивости и т.п. Однако из-за перечисленных
выше недостатков, многие положения педагогической системы Локка просто не
смогут быть выполнены современными учителями, а потому больше подойдут
родителям для семейного воспитания.
Принципы воспитания Д. Локка оказала огромное влияние на педагогику. Его
работы повлияли на многих талантливых педагогов будущего, таких как
Песталоцци или Руссо. Его правила воспитания достаточно универсальны и
могут быть использованы практически всеми. Не зря в предисловии к книге “Д.
Локк” Н.Н. Поповский (ученик и последователь М.В. Ломоносова, один из
первых профессоров Московского Университета) счёл необходимым обратиться к
читателю с весьма знаменательной рекомендацией: хотя Д. Локк рассуждает
здесь только о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут
пользоваться теми же правилами.
Подытоживая всё выше сказанное, можно смело утверждать, что Д.Локк
оставил глубокий след в мировой педагогике и дал ей огромный толчок в
развитии.


Список литературы.



1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики - М., 1981, с.163-195
2. Зайченко Г.А. “Локк. Очерк творчества”. – М., 1973
3. Нарский И.С. “Философия Д.Локка” – М., 1960
4. Руссо Ж.Ж. “Эмиль или о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики – М.,1981 с.203-238
5. Пискунов А.И. “История педагогики”/часть 2 М.,1997 с.33-39
6. Шабаева М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка”
7. Век Просвещения. – М. – Париж, 1970
8. Блонский П.П. “Избранные педагогические и психологические сочинения”.
Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979



РЕФЕРАТ
. ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.



НА ТЕМУ:



Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода.
[pic]



Составил Галиакберов Руслан гр.1011



План:
1. Биография.
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка
3. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний
4. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка
5. Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка
6. Дисциплина
7. Домашнее обучение
8. Требования к учителю. Образование народа
9. Влияние идей Дж. Локка на Ж.Ж. Руссо
10. Заключение





Реферат на тему: Педагогика в Древнем Риме

Содержание



Введение 3

Раздел 1 Исторический путь развития педагогики Рима___________ 9

1.1 Древнейший или царский период Римской цивилизации________ 9

1.2 Римская цивилизация эпохи республики_____________________ 10

1.3 Римская цивилизация эпохи
империи______________________ 15
Раздел II Педагогические взгляды Катона, Цицерона,
Квинтиллиана,
Лукреция.___________________________ 20

2.1 Педагогические взгляды Катона___________________________ 20

2.2 Педагогические взгляды Цицерона
23

2.3 Педагогические взгляды Квинтиллиана
26

2.4 Педагогические взгляды Лукреция______________________ 27

Вывод
32

Литература
31



ВСТУП

Колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе
Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией,
по названию одного из племен, населявших эту территорию. Какие
племена создали Римскую цивилизацию? Это был целый комплекс племен.
Первоначально на этой территории жили: Сарды, на острове Сардиния,
Корсы, на Корсике, Италы, Секакны. Примерно во 2-1 тысячелетии до
н.э происходит массовое переселение племен, с одной стороны- с
востока, а с другой- со стороны Илирика, нынешней территории
Югославии. В результате этих передвижений местные племена частично
были истреблены, а частично ассимилированы. В последствии, к
моменту возникновения Римской цивилизации, наблюдалась следующая
этническая картина: на севере находились Венеты, отсюда и название
города- Венеция, а также Ятыги, срединную часть Аппенинского
полуострова населяли Италики и Латины, от названия которых и пошло
название--латинский язык и название области -Лаци, именно на этой
территории и возник город Рим. Рим возник на левом берегу Тибра.
Каким образом это произошло? В районе Тибра расселялось три
племени, мимо них проходила дорога на солеварни, в результате вдоль
этой дороги, особенно между Капитолийским и Палатинским холмами
оседают люди, связанные с этой дорогой, и на месте этих поселений и
возникает Рим. Он возник на стыке расселения трех племенных
объединений: кроме местных племен : венетов, ятыгов, этрусков,
латинов, италликов, Римскую цивилизацию создавали греческие
колонисты создавшие свои колонии на южном и даже среднем побережье
Италии, они внесли очень большой вклад в становлении цивилизации :
они научили римлян занятию сельским хозяйством, познакомили с
религией. Тем не менее, считается, что наибольший вклад в
становление Римской цивилизации внесли племена этрусков, хотя это и
спорный вопрос. Вопрос о появлении этрусков в Италии до конца не
разрешен, но предполагают, что они пришли с востока, это
предположение основано на том, что этрусский алфавит очень схож с
финикийским. Этруски были прекрасными металлургами и гончарами,
особо известна их посуда, также они были прекрасными мореходами и
занимались пиратством. У этрусков римляне позаимствовали многие
традиции: отмечать те или иные события каким-то триумфом, также
гадание на внутренностях животных, жертвоприношения. И третьим
народом оказавшим огромное влияние на становление Римской
цивилизации были карфагеняне, они основали свои колонии на острове
Сицилия. Карфаген- государство в Тунисе, основанное финикийцами.
Таким образом, можно сделать вывод: достаточно благоприятные
природные условия и влияние более развитых культур способствовали
развитию Римской цивилизации.
По вопросу о месте Римской цивилизации или просто Рима
существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий
философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби,
полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным
цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии
античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации.
Почему они так считали? Согласно их концепции цивилизация-это в
первую очередь культура , римская культура, с их точки зрения не
достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они
считали, что та цивилизация очень утилитарна, в этой цивилизации
духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую
очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно
человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура
римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое
мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой
историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки,
которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью,
тем, что дает ей полную характеристику. Что же специфическое,
особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление
демократической формы правления .результате борьбы между патрициями
и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и
стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический
облик.
Римская средиземноморская культура, являясь закономерным
продолжением собственно римско-италийской, была во многих своих
компонентах новым историческим явлением. Она в значительной степени
утратила свой узкий полисный, так сказать, "национальный" характер
и приобрела космополитические черты. Ее имперский характер
выражался не только в том, что жители Рима и Сиракуз, Александрии и
Лугудуна, Фессалоник и Кордовы жили в одном государстве и в целом
имели если не одинаковый, то похожий образ жизни. В рамках новой
"мировой" культуры сформировалась своя система гражданских
ценностей, которая пронизывала составные части и направления
культурной жизни, философию и религию, литературу и искусство,
архитектуру и, особенно, образование. Эта система ценностей
предполагала особый стиль жизни, включающий довольно
благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния,
гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех
подданных власть Рима, апелляцию к некоторым общечеловеческим
ценностям.
Введем периодизацию, определим хронологические рамки
существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее
существования мы можем назвать не только с точностью о столетия и
даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем
основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753
года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний
Римский император Ромул Августул , варварским вождем Адаакром., это
произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом Римская цивилизация
просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода
царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э.,
период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.
Римское воспитание в каждом из этих периодов имело свои
специфические особенности, обусловленные экономической и
политической жизнью римлян.Постепенно складывалась идеология,
система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь
патриотизм – представление об особой богоизбранности римского
народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о
высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не
щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати,
признавались политика, война, земледелие, разработка права. На
такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния,
в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку,
поскольку они не противоречили римской системе ценностей и
перерабатывались в соответствии с ней.
Рассмотрим особенности образования и воспитания каждого из
трёх периодов развития Рима.



Раздел I. Исторический путь развития педагогики Рима.

1.1. Древнейший или царский период Римской
цивилизации.
Возникновение Рима является отправной точкой Римской
цивилизации, он возник на территории области, получившей название
Лаци, на стыке расселения трех племенных объединений, которые
назывались трибы. В каждой трибе было по 10 курий, в каждой курии
по 10 родов, таким образом, население, создавшее Рим состояло всего
из 300 родов, они стали гражданами Рима и составили римский
патрициат. Вся дальнейшая история Рима - это борьба не граждан,
тех, кто не входил в 300 родов - плебеев за гражданские права.
Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы,
во главе стоял царь, который выполнял функции жреца,
военоначальника, законодателя, судьи, высшим органом власти являлся
сенат- совет старейшин, в который входили по одному представителю
от каждого рода, другим высшим органом власти было народное
собрание или собрание курий - куриатные комиссии. В 7 веке до н.э.
правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и правят там до
510 г. до н.э. Наиболее известной фигурой того времени был
реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы
плебеев с патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17
сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население
делилось на 6 разрядов уже не по родовому, признаку, а в
зависимости от имущественного положения. Самые богатые составляли
первый разряд; нижний разряд назывался -пролес, это были неимущие,
у которых ничего, кроме детей, не было. Римская армия тоже стала
строиться в зависимости от нового деления на разряды. Каждый разряд
выставлял воинские подразделения- центурии. Кроме того, плебеи
отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на
общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое
значение, они были заменены народными собраниями по центуриям,
которые имели свои голоса на народных собраниях, причем первый
разряд имел более половины центурий. Это, естественно наносило удар
по патрициату, поэтому был устроен заговор и Туллий был убит, после
этого сенат решает упразднить институт царя и установить республику
в 510 г. до н.э.
Основной социально-экономической ячейкой римского общества была
семья. Римская семья, по мере ослабления родовых связей усиливалась
и в течение столетий продолжала оставаться основной хозяйственной и
общественной единицей. Структура семьи была традиционна на
протяжении столетий. Во главе семьи стоял отец семейства (pater
familias). Власть его над личностью жены и детей была
неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти. Все эти
лица, находившиеся под отеческой властью, назывались агнатами и к
ним принадлежали только те, кто имел кровную связь в семействе, а
так же усыновленные ими и женщины, вышедшие замуж за его детей и
внуков.
Таким образом, семья становилась вполне самостоятельным
социальным и хозяйственным организмом, но еще была заключена в
систему родства, что и представляло собой gens. Gens царской эпохи
и gens существовавших в республиканское и императорское время,
имели свои определенные отличия, что прямым образом сказывалось на
их роли в социальных отношениях среди членов общины. Род царской
эпохи носил гетерогенный, общинный характер, когда родовые
организации поздней эпохи уже не составляли общин, а определялись
лишь общностью имени и культов, и сокращали в общем экзогамию, хотя
практически люди отходили от запретов на браки даже в границах
шести степеней родства. Эти явления отражают усиление роли семьи в
связи с утверждением частнособственнических начал. Римская семья в
основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное
значение играло участие в военных походах, которые обычно
начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось,
кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были
те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных
территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не
входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия
в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на
землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали
на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи
занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.
Эти особенности жизни патриархального родового Рима
обусловили и характер воспитания, который можно определить краткой
формулой:
воспитание в родовом Риме было семейным воспитанием землевладельцев-
воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под
руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством
матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на
суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи.
Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях
отец обучал мальчика чтению, счёту, письму.

1.2. Римская цивилизация эпохи республики.

Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев
и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы
права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного
трибуна, которые отстаивали права плебеев. Трибуны избирались из
плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и,
наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и
неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не
подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената,
имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение
роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га.
земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская
патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти
являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы
исполнительной власти. Магистры избирались народным собранием на
один год. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они
также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их
тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной
должностью государственного управления были цензоры, которые
выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения,
перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию
входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались
различные принципы государственного управления:
демократический принцип олицетворяло народное собрание
и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат,
монархический принцип- два консула, один из которых был плебеем.
Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе
всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным
государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным
противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген- город,
являвшийся столицей крупного и богатого государства,
расположенного по островам и побережью западного
Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на
территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном
получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г
до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима,
подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с
лица земли.
В результате пунических войн и победы Рима его территория
сильно разрослась и следовательно обострились те проблемы, которые
были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее
истории а именно: проблемы гражданства и получения земли. В 133 г.
до н.э еще в ходе Пунических войн Тиберием Гракхом, избранному
народным трибуном, сенату была предложена земельной реформа, суть
которой сводилась к следующему: он предложил ограничить количество
земли, которую получали в аренду из общественных полей граждане
Рима, до 500 югеров на одного гражданина (1 югер=2523 квадратных
метра), также ограничивалось количество земли во владении у одной
семьи, в независимости от количества детей, до 1000 югеров. Эта
реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев и в
конечном итоге Тиберий Гракх и 300 его сторонников были убиты.
Таким образом, земельная реформа заглохла. Но спустя 10 лет Гай
Гракх - брат Тиберия Гракха, бывший наместником провинции на
Сицилии- первой римской провинции, был также избран народным
трибуном и предложил сенату продолжить земельную реформу, а также
предоставить гражданские права союзникам Рима- италикам, так
обобщенно назывались все племена , населявшие Аппенинский
полуостров. Однако сенат не пошел на эти реформы. Гай Гракх также
был убит. Но борьба за гражданские права, а следовательно и за
землю продолжается и в 91 г. до н.э. начинается «Союзническая»
гражданская война - война италиков за гражданские права, которая
продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не
выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На
этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это
значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные
коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали
играть какую-либо заметную роль. Первый век до н.э- это важнейший
этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все
политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух
направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления -
это ,в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали
власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская
верхушка). Второе направление- это популяры. Сторонники этого
направления требовали проведения аграрных реформ, предоставления
гражданских прав, усиление власти народных трибунов. Одним из ярких
представителей этого направления был известный полководец Гай
Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные
процессы происходили и самом обществе, его менталитете. Пунические
войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила
менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства
множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и
Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения,
культуру этих народов, и особенно это относится к кульре греков-
эллинов. Возникло движение, названное филэлинизмом, которое
выступало внедрение греческих культурных ценностей. Они изучали
философию, литературу, искусство; они приглашали греков в качестве
учителей для своих детей. Тогда же возникло и аппозиционное
движение, которое возглавил сенатор Катон. С этой стороны
утверждалось, что греческое влияние разлагает общество, что римляне
должны заниматься только войной. Протест некоторой части римского
общества греческому влиянию - это протест коллективизма
индивидуализму. Тем не менее, нужно сказать, что в это время в Риме
появляется такая интересная фигура как Полибий - грек по этнической
принадлежности, который написал «Всеобщую историю», где он воспел
славу Рима, утверждал, что Рим - лучшая политическая система в
истории человечества. Единственное, что перенималось римлянами у
греков без сопротивления - это астрономические знания и вызвано это
было тем, что при долгих и дальних военных походах эти знания были
необходимы для ориентировки.
Как уже было сказано, в результате Пунических войн территория
Римского государства разрастается и для эффективного управления ею
необходима сильная единоличная власть. В Римской республики было
две попытки получить диктаторские полномочия. Первая из них связана
с именем полководца Сулы. Которому в первой половине 1 века до
н.э в напряженный момент противостояния оптиматов и популяров,
который грозил перерасти в гражданскую войну сенат
предоставил диктаторские полномочия. Суда жесткими мерами
предотвратил начало гражданской войны. Второй фигурой, получившей
диктаторские полномочия был Гай Юлий Цезарь, извест

Новинки рефератов ::

Реферат: Глобальные сети АТМ (Программирование)


Реферат: Местность, как элемент военной обстановки (Военная кафедра)


Реферат: Методы исследования в цитологии (Биология)


Реферат: Новгородская республика: характеристика органов власти и управления (Государство и право)


Реферат: Взгляды Платона на воспитание (Философия)


Реферат: Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе (Социология)


Реферат: Курс лекций по возрастной психологии (Психология)


Реферат: Хлопкопрядильное производство (Технология)


Реферат: Налог на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет)


Реферат: Татарстан - республика химии (Химия)


Реферат: Сельскохозяйственные машины (Сельское хозяйство)


Реферат: Лекции "Детали Машин" (Технология)


Реферат: Сальвадор Дали и сюрреализм (Искусство и культура)


Реферат: Современное состояние рынка труда Западной Сибири (Социология)


Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)


Реферат: История Большого театра (Искусство и культура)


Реферат: Время и пространство в философии (Философия)


Реферат: Клещи (Биология)


Реферат: Социальная культура (Социология)


Реферат: Прецизионные сплавы (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист