GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Деятельность творческого объединения "Бубновый валет" (художников – авангардистов) (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Деятельность творческого объединения "Бубновый валет" (художников – авангардистов) (Искусство и культура)



Итоговый реферат
По Мировой Художественной Культуре



по теме:


«Деятельность творческого объединения «Бубновый валет»


[pic] ученицы 10-А класса
Анискиной Марины.



Новомосковский Лицей,
2002 г.
Содержание.

1. Вступление. История возникновения «Бубнового валета».
2. Общая характеристика объединения. Основные стили и тенденции.
3. Ведущие представители, их работы и судьбы после распада «Бубнового
валета».
4. Значение деятельности «Бубнового валета» для развития авангарда в
России.



«Деятельность творческого объединения
«Бубновый валет».



«Бубновый валет» - это группа русских художников – авангардистов,
оформившаяся в 1910 – 1912 годы на базе одноимённой московской выставки
1910 года, на следующий год преобразовавшаяся в общество со своим уставом.
Выставка эта проходила на Воздвиженке в доме Экономического общества
офицеров, пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой
в прессе, печатавшей множество карикатур, фельетонов и язвительных
репортажей о ней. Как писал Максимилиан Волошин, «ещё до своего открытия
«Бубновый валет» одним своим именем вызывал единодушное негодование
московских ценителей искусства. Одни намекали, что выставка не открывается
так долго, потому что ее запретил градоначальник (ввиду пресечения азартных
игр), другие острили: "Славны бубны за горами", "не с чего, так с бубен", и
все без исключения называли ее "Червонным валетом". Кто-то из сочувствующих
объяснил, что бубновая масть обозначает страсть, а валет - молодой
человек». На самом деле, название объединения обозначает старинное
французское толкование карты бубновый валет - «мошенник», «плут» и
принадлежит М. Ф. Ларионову, который, по-видимому, имел в виду именно эту
негативную трактовку. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много
претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше
что может быть нелепее "Бубнового валета?". Это наименование казалось
в те времена настолько неприличным, что хозяева здания Экономического
общества офицеров долго сопротивлялись, полагая, что подобная выставка
будет шокировать почтеннейших прохожих. "Бубновый валет" вызывал ассоциации
с гаданием и даже с криминальным миром, где процветали азартные игры. Но
соображения морали уступили коммерческому расчёту. Название эпатировало и
привлекало публику. А ещё устроители выставки припасли для посетителей
нечто невиданное и ошарашивающее: громадную картину Машкова, где он
изобразил себя и другого участника выставки - Кончаловского в виде мощных
культуристов («В средней зале - огромное, как бы программное, полотно Ильи
Машкова, изображающее его самого и Петра Кончаловского голыми (в костюмах
борцов), с великолепными мускулами; справа - пианино с испанскими нотами,
на пианино книги - Сезанн, Хокусаи, Библия; налево стол - со стаканами; в
руках - музыкальные инструменты, у ног - гимнастические гири», М.Волошин).

Как явление культуризм появился много десятилетий спустя. А в 1910 году он
поражал и пугал. Несколько смягчало впечатление присутствие на полотне
предметов искусства - скрипки и пианино рядом со штангой и гирями. В общем,
уже одного этого было достаточно, чтобы создать шум в прессе, к чему,
собственно, авторы и стремились.
Итак, они ворвались в искусство ХХ века весёлым скандалом. Молодые,
талантливые и нахальные. Протестующие против декадентского мистицизма и
надоевшего классицизма. Объединяющим началом для них служили общая воля к
«новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям академизма и
передвижничества (впрочем, повышенный эстетизм и многозначительность
модерна и символизма, главных художественных направлений первой декады ХХ
века в России, тоже вызывали у «валетов» реакцию отторжения). Художники,
прошедшие школу Серова и Коровина, захотели большей свободы — соединить
модный тогда кубизм с традицией русского народного творчества. Их идеей, по
истине революционной, стала мысль о том, что картины предназначены не для
тонких ценителей и критиков, а для всех. Стало быть, преобладающие жанры -
натюрморты, простые, как вывески в продуктовых лавках, а также портреты,
пейзажи, народные картинки, похожие на лубок. Все это - в противовес
академическим жанрам: историческим полотнам, разным аллегорическим и
литературным сюжетам, а также произведениям на социальные темы, чем
славились, например, в 19 веке русские художники-передвижники. Обратившись
к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приёмам
русского лубка и народной игрушки, бубнововалетовцы решали задачи выявления
материальности натуры, построения объёмной формы на плоскости с помощью
цвета, передачи «вещественности» натуры, её фактурной осязаемости. Исходный
принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес
пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт –
выдвигалось на первое место. Овеществлённое, «натюрмортное» начало
вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет. Главным руслом
поисков бубнововалетовцев стал «русский сезаннизм» (с Полем Сезанном как
верховным вдохновителем) и ранний, «аналитический» кубизм, сохраняющий
предметную натурность изображения. Наиболее характерные представители этого
объединения (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, И.И. Машков,
А.А. Осмеркин, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк) стремились выявить
первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства
цвета, момент красочной лепки форм. Отсюда – своеобразная «натюрмортность»
их искусства, даже если речь и не шла о натюрмортах как таковых.
Материальная и как бы «плотская» стихия их произведений иной раз не
исключала, впрочем (в особенности у Фалька), и острого психологизма. Наряду
с Сезанном, на стиль работ «Бубнового валета» оказали влияние Гоген, Матисс
и французский примитивизм в целом. "Вывески лавок это и есть наше
собственное... Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", - писал Илья
Машков. Но на самом деле, после ухода главных вдохновителей движения и
радикалов Гончаровой и Ларионова, привнёсших в искусство этого направления
грубоватый, яркий примитивизм народной культуры, проявился настоящий
«добротный» примитивизм. Художники, примкнувшие к объединению случайно и
ненадолго, - Экстер, Розанова, Бруни и другие - не слишком укладывались в
общее русло. Костяк движения - Фальк, Машков, Кончаловский, Лентулов,
Рождественский, Куприн - последователи Сезанна в чистом виде, но без его
отстраненности и холодка, темпераментные, а местами даже буйные. При всей
несхожести они во многом похожи. Даже тематически их интересы
сосредотачиваются все больше вокруг пейзажа и натюрморта. Цвет, фактура,
пластика, форма ставятся выше психологических материй и метафизических
тонкостей. Каждый из них по – своему интересен, и, я думаю, о них стоит
рассказать подробнее.
Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского
рисунка, вывески, лубка и народной игрушки проявилась в творчестве Михаила
Фёдоровича Ларионова (1881-1964 гг.), одного из основателей «Бубнового
валета». Как говорилось ранее, именно ему принадлежит идея названия этого
объединения. «Ларионов - самый наивный и самый непосредственный из всех
"Валетов", - так говорит о нём М. Волошин, - « Его "Хлеб" - действительно
только хлеб: большой, цельный, хорошо пропеченный хлеб, который составил бы
счастье любой булочной, будь он написан на жестяной вывеске. Вообще стиль
вывесок очень прельщает "Валетов". В период с 1907 по 1912 гг. Ларионов
писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического
строя различных видов фольклорного искусства; молодой художник стал
инициатором целого направления в русском искусстве – неопримитивизма (цикл
Парикмахеры (1907 г.) и другие сценки провинциального быта). Добродушный
житейский юмор перемежается с драматическим гротеском в его знаменитых
«солдатских» полотнах, возникших после службы в армии (Отдыхающий солдат,
1911 г., ГТГ), с нарочито - эпатажной грубостью картин в манере заборных
надписей и фигурок (серия Времена года, 1912). После выхода из «Бубнового
валета» резко повернул «влево», организовав выставки «Ослиный хвост» (1912
г.) и «Мишень» (1913 г.). Создал собственную систему беспредметного
искусства – «лучизм», представляющий (как он указал в одноименном
манифесте) «пересечения отраженных лучей различных предметов». Эмигрировал
в 1919 году во Францию, где работал сценографом и писал воспоминания,
частично опубликованные в газете «Русские новости» в 1967 – 1968 гг. Умер
Ларионов в Фонтене-о-Роз близ Парижа 10 мая 1964 года. По завещанию
А.К.Томилиной (его супруги после кончины Гончаровой), значительная часть
его (и Гончаровой) творческого наследия была передана в 1988 году
Третьяковской галерее.
Ещё одним из организаторов общества «Бубновый валет» был Лентулов
Аристарх Васильевич (1882 – 1943 гг.). С середины 10-х годов важным
компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним
из приёмов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных
точек и в разное время, и именно этом приёмом характеризовались многие
известные работы Лентулова (Отдыхающий солдат, 1910 г., ГТГ), и его жены,
художницы Н.С. Гончаровой (Мытьё холста, 1910 г., ГТГ). Его ранние полотна
близки принципам картины - панно в духе кружка «Голубой розы». Переосмыслив
кубизм и фовизм (с сильными цветовыми эффектами последнего), Лентулов
разрабатывает самобытный тип футуристического панно, трактующего мир как
калейдоскоп динамических красок и форм (Победный бой, 1914, частное
собрание, Москва). Вот мнение М. Волошина об этом художнике: «У А.В.
Лентулова нет этого задорного жонглирования талантом (в отличие от
Машкова). Он идет по одному пути, а не сразу по нескольким.… В этюдах на
берегу моря - много совсем настоящего воздуха и света. Он ищет гармонизации
не в притупленных красках, а в наивысшем напряжении отдельных тонов, что
иногда ему и удается. Он тяготеет к большим пространствам, и колорит его
декоративен».

Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры,
претворенные в феерически - праздничные и в то же время подспудно -
катастрофические зрелища, – храмы здесь как бы рассыпаются, или, напротив,
созидаются из красочной стихии (Василий Блаженный, 1913 г.; Звон
(колокольня «Иван Великий», 1915 г.; обе - ГТГ); декоративность полотен
усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. Художник
мощного, жизнелюбивого темперамента (наглядно выраженного в его
Автопортрете, 1915 г., ГТГ), Лентулов принял революцию как праздник
обновления. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформив,
в частности, постановку Прометея А.Н.Скрябина на сцене Большого театра,
1918 г.).
Говоря о художниках, основавших общество «Бубновый валет» нельзя не
упомянуть имя такого известного русского авангардиста как Кончаловский
Пётр Петрович (1876 – 1956 гг.). Начиная свой творческий путь в «Бубновом
валете», Кончаловский довольно быстро сделал себе имя натюрмортами,
пейзажами и портретами, близкими аналитическому кубизму и фовизму; этим
произведениям (Сиенский портрет, 1912 г.; Г.Б. Якулов, 1910 г.; Сухие
краски, 1913 г.) свойственны грубовато - предметная фактура и драматическая
сила красок. Пробыв недольго в этом обществе, Кончаловский вышел из него и
изменил живописную манеру: в 1920-е годы резкий, фовистский тон его
живописи постепенно смягчается, образы все чаще наполняют национально -
романтические настроения (Новгород. Антоний Римлянин, 1925 г.),
оптимистическое жизнелюбие (Миша, сходи за пивом!, 1923 г.). Красочная
патетика и драма порой причудливо сосуществуют в его произведениях 1930-х
годов (портрет В.Э. Мейерхольда, 1938 г., запечатленного в разгар травли).
Многие вещи гладко вписываются в канон соцреализма – подобно А.Н. Толстому
(1940–1941 гг.; все – в ГТГ), почти пародийному в своем самодовольстве. В
1943 году Кончаловский был удостоен Сталинской премии. Академизм позднего
Кончаловского зачастую нарушается вольными вспышками прежней экспрессии
(Полотер, 1946 г., ГТГ). Кончаловский писал: "Искусство является для меня
выражением моего ощущения реальности". Его двуликое, «конформистски -
анархическое» искусство оказало большое воздействие на русскую живопись,
причем как официальную, так и «неофициально» - авангардную.
Куприн Александр Васильевич (1880–1960гг.), русский художник -
живописец из круга «Бубнового валета». Родился в Борисоглебске (Воронежская
губерния) 10 (22) марта 1880 года в семье преподавателя уездного училища.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева - Кавказского (1902–1910 гг.) в Петербурге и
К.Ф.Юона (1904–1906 гг.) в Москве, затем занимался в Училище живописи,
ваяния и зодчества (1906–1910 гг.). В 1913–1914 годы посетил Италию и
Францию. Также как и Кончаловский, испытал глубокое воздействие искусства
П.Сезанна. Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910 г.), «Московские
живописцы» и «Общество московских художников». «Сезаннизм», ставший
направляющим творческим руслом всех типических «бубновалетцев», получил у
Куприна наиболее четко определённое и в то же время наиболее умеренное
выражение. Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо -
материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам
авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно -
фольклорному примитиву. В работах его раннего периода доминируют
напряжённые красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно -
предметно и в то же время достаточно отчуждённо (Натюрморт с синим
подносом, 1914 г.; Завод, 1915 г.; обе – ГТГ; Натюрморт с воблой, 1918 г.,
Русский музей). С годами в творчестве мастера верх берёт задумчиво -
созерцательное начало, композиции развёртываются вдаль, краски смягчаются,
сохраняя, однако, острую предметно - фактурную экспрессию. Среди поздних
работ Куприна наиболее известны полные внутренней гармонии крымские
пейзажи (Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су, 1930 г.; Беасальская долина,
1937 г.; обе – ГТГ), а также величавые, далекие от поверхностной
«репортажности» индустриальные мотивы (Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат,
1931 г., ГТГ). Активно работал как педагог: преподавал в Свободных
художественных мастерских Москвы, Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922
гг.) и других училищах.
В своё время в состав «Бубнового валета» входили такие выдающиеся
художники – авангардисты как Попова Любовь Сергеевна (1889 – 1924 гг.) и
Малевич Казимир Северинович (1878 – 1935 гг.). Попова Л.С. занималась в
студиях С.Ю.Жуковского (1907 г.) и К.Ф.Юона (1908–1909 гг.) в Москве, в
Париже – в студии «Палитра», под руководством А.Ле-Фоконье, А.Сегонзака и
Ж.Метценже (1912–1913 гг.), и, наконец, в московской студии В.Е.Татлина
(1913 г.). В эти годы много путешествовала по России и Западной Европе. В
1914–1916 годах участвовала в целом ряде авангардистских выставок
(«Бубновый валет», «Трамвай В», «О, 10», «Магазин»). Познакомившись с К.С.
Малевичем, зимой 1916–1917 годов приняла участие в организации
недолговечного общества «Супремус». Ранние вещи художницы решены в духе
фовизма и аналитического кубизма. Позднее перешла к более динамичной,
«кубофутуристической» манере (Человек + воздух + пространство, 1913 г.;
Портрет философа, 1915 г.; обе работы – в Русском музее) и полуабстрактному
синтетическому кубизму. Манера художницы воспринимать мир как гигантский
натюрморт, воссоздаваемый на полотне или в графическом листе в
остроритмичных, а колористически – в декоративно - насыщенных, красочно -
звучных формах, в полной мере проявились в произведениях середины 1910-х
годов. Этапным в этом смысле явился цикл Живописная архитектоника,
исполненный в 1916–1918-х годах. Именно разнообразие красочных ритмов
отличает эти произведения от более строгого супрематизма Малевича. Малевич
прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе
передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к
постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912
гг., Городской музей, Амстердам). Также был участником выставок «Бубновый
валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918
г.) и Ленинграде. Разоблачая академические художественные стереотипы,
проявил яркий темперамент критика-полемиста. В его работах первой половины
1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился
стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с
футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912 г., галерея
Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913 гг., Городской
музей, Амстердам). Большое значение в эти годы получил у Малевича и метод
«заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в
Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914 г.).
После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами
В.В. Маяковского) для издательства «Современный лубок». Ключевой смысл для
мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.
Матюшина, текст А.Е. Крученых и В.В. Хлебникова; премьера состоялась в
петербургском Луна - парке в 1913 гг.); из трагикомического бурлеска о
крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного
квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 году (хранится в
Третьяковской галерее). Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и
своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и
призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника - строителя,
начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе,
призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения
авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»). Теорию
иллюстрирует большой цикл беспредметно - геометрических композиций, который
завершается в 1918 году «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие
в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.
Осмёркин Александр Александрович (1892–1953 гг.), русский художник,
мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет». Был членом
объединений «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР. Как
и все «бубновалетцы», испытал сильное влияние П.Сезанна, а также
французского фовизма и кубизма. Если в ранних его вещах доминирует
кубистически - «натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой,
1920 г.; Натюрморт с черепом, 1921 г.; обе работы – в Русском музее), то
параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е.Т.
Барковой (жены художника), 1921 г.; там же). Позднее в его образах, как и в
живописи Р.Р. Фалька, главенствующую роль обретает цветовая стихия – при
общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке красочного слоя. Писал в
основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-
созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925 г.; Мойка. Белая ночь, 1927 г.;
оба пейзажа – в ГТГ), хотя время от времени и «отчитывался» историко-
революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей)
или казенными портретами передовиков. В поздних его вещах отзвуки кубизма
окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом
мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска; конец 1940 – начало 1950-х
годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н.А.
Удальцовой, 1948 г., ГТГ). Успешно выступал и как художник театра – в
ленинградском Большом драматическом (1937 г.), а во время эвакуации в
Казанском драматическом (1943 г.), – однако эпохальных вещей в этой области
не создал. В 1918–1948 годах много работал как педагог – в Свободных
художественных мастерских (позднее – Высшие художественно - технические
мастерские, ВХУТЕМАС), ленинградской Академии художеств и Московском
художественном институте имени В.И. Сурикова.
Машков Илья Иванович (1881 – 1944 гг.) был одним из наиболее
значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового
валета». По мнению М Волошина, «наиболее живописец из всех "Валетов",
пожалуй, Илья Машков. Ему ближе всех знакомы масляные краски, и они ему
повинуются». Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его
замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно
раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других
«бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к
кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная
стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов
(Мальчик в расписной рубашке, 1909 г.; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911
г.; оба – в Русском музее), порой сочетаясь с чувством гордого
самоутверждения (Автопортрет с П.П. Кончаловским, 1910 г., частное
собрание, Петербург). Яркой, но в то же время и конструктивно - четкой
декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса,
1910–1911 гг., Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива
и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые
планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе
кажутся не менее «живыми», чем сама дама. Игровое, отчасти
«протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с
годами стихает. Примкнув в 1924 году к традиционалистам АХРР, он придает
своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид.
Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и
дичь (оба – 1924 г., ГТГ) – воспринимались как красочные символы
сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы НЭПа. Плодотворно
работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень
официально - выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу
- студию уже в 1902 г.; преподавал в ней, а в 1918 - 1930 гг. – во
ВХУТЕМАСе (Высшие художественно - технические мастерские).

И, наконец, ещё одним выдающимся живописцем начала ХХ века, также
состоявшим в творческом объединении «Бубновый валет», является Фальк Роберт
Рафаилович (1886 – 1958 гг.). Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар
замечательного «цветовика». Драматургия цвета всецело доминирует и в его
кубистских полотнах (Поэт М. Рефатов, 1915 г.; Дама в красном, 1918 г.; обе
работы – в ГТГ). Как и другие бубновалетовцы, мастер не пошел далее первой,
«аналитической» стадии кубизма, – и последующие, более радикальные,
авангардные направления воспринимал обычно достаточно критически. В
постреволюционные годы его колорит достиг особой экспрессии, превращаясь в
некое откровение – прекрасное и в то же время трагическое (Красная мебель,
1920 г., ГТГ). При этом Фальк одинаково успешно выступал в разных жанрах
(портрет, пейзаж, натюрморт), а также в сфере театральной живописи
(оформление спектакля Ночь на Старом рынке И.Л. Перетца в Государственном
еврейском театре (Госет), 1922 - 1925 гг.; и др.). Со временем все большую
роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего
изнутри затененной формы (Обнаженная в кресле, 1922 г., там же). Образ
порой уподобляется ирреальному видению (Воспоминания, 1930 - 1931 гг., там
же). Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым,
Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически
- изысканные, хотя и вполне натурные феерии, – таковы большие циклы его
французских и среднеазиатских пейзажей 1930–1940-х годов. Феерически -
красивы, «самоцветны» и его портреты, неизменно предполагающие тонкое
духовное сродство между автором и персонажем (Дама в белой шали, 1946–1947
гг., Русский музей, Петербург; Искусствовед А.Г. Габричевский, 1952–1953
гг., ГТГ). Он часто писал и автопортреты, духовно разметив ими свою жизнь
(Автопортрет в красной феске, 1957 г., там же). Его созерцательно-камерное,
уединенное искусство к 1950-м годам окончательно обнаружило свою полную
несовместимость с канонами соцреализма. На его пути к публике и творческой
молодежи (вплоть до 1940-х годов он много сил отдавал преподаванию: во
ВХУТЕМАСе – Высших художественно-технических мастерских – и других
институтах) воздвигалось все больше препон. В поздние годы мастер стал, по
сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой
художественной оппозиции; «вечера у Фалька» вписались в летопись
«оттепельной» Москвы немаловажной строкой.
Члены «Бубнового валета» надолго стали персонажами светской и
бульварной хроники. Когда в Политехническом музее проводились диспуты о
новом искусстве с участием бубнововалетовцев, количество желающих попасть
на них было столь велико, что требовались усиленные наряды конной полиции
для наведения порядка. На выставках «Бубнового валета» помимо картин членов
объединения экспонировались работы живших в Мюнхене В. Кандинского и А.
Явленского, а также зарубежных художников — Ж. Брака, К. Ван Донгена, Р.
Делоне, А. Дерена, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка и др. О
необыкновенном творческом потенциале членов объединения можно судить хотя
бы по количеству уникальных художественных направлений, принципы которых
были сформированы его членами в дальнейшем. Это и теория лучизма Ларионова,
и абстракционизм Кандинского, и супрематизм Малевича и многие другие,
возможно не столь глобальные, но весьма значительные концепции. Вероятно,
именно яркость и одаренность участников группы привела к тому, что уже в
1911 г. часть ее членов (Гончарова, Ларионов, Малевич и др.), тяготевших к
кубофутуризму, примитивизму и абстрактному искусству, организовали
самостоятельное объединение «Ослиный хвост». После перехода в 1916-1917 гг.
наиболее значительных художников из числа умеренных (Кончаловский, Машков,
Лентулов, Фальк и др.) в объединение «Мир искусства», «Бубновый валет»
прекратил свое существование, оставив заметный след в истории не только
русского авангарда, но и мирового художественного искусства. Формально
группа распалась в 1917 году, но в 1925 г. его «коренные» члены создали
объединение «Московские живописцы» (с 1928 г. – «Общество русских
художников»), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную
живописность «сугубо московской» эстетической традицией. Если в 1910-е годы
мастера этого круга пребывали в живом диалоге с другими авангардными
течениями (как это было, в частности, в случае с футуризмом Лентулова), то
позднее они, следуя общей тенденции, приняли программу «тематической
картины» в духе соцреализма. Параллельно сохранялся, однако, и их
действенный неофициально - «подпольный» творческий потенциал, ярко
проявившийся в годы «оттепели».
Они оказали большое влияние на развитие изобразительного искусства в
России и стали одним из ярчайших явлений русского авангарда.



Список литературы.

1. Никифоров Б. М. Живопись. Краткий очерк, М.—Л., 1948 (Советское
искусство, кн. 1);
2. БСЭ, 2-е изд.;
3. Поспелов Г. Г. «Бубновый валет». М., 1990 г.;
4. «Графика «Бубнового валета» (каталог), М., 1999 г.;
5. Максимилиан Волошин «Бубновый валет»;
6. Иллюстрации с сайтов www.silverage.ru, www.krugosvet.ru



[pic]


П.П. Кончаловский «Мост. Розовые дома», 1931 г.



Работы Фалька Р.Р.


[pic] «Бутылки и кувшин», 1912 г.



[pic]



[pic] «Отдых под деревьями», 1943 г.
[pic]

И.И. Машков

[pic]

М.Ф. Ларионов «Рыбы» (1904 – 1904 гг.)




Реферат на тему: Деятельность художников передвижников

Кажется странным и безнравственным,
что художник, видя страдания людей, не
столько сострадает, сколько наблюдает,
чтобы воспроизвести эти страдания. А это
не безнравственно. Страдания одного лица
есть ничтожное в сравнении с тем
духовным – если оно благо – воздействием
которое произведет художественное
произведение.

Л.Н. Толстой

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью
более детального изучения истории передвижничества, как совершенно нового
художественного явления II половины XIX века.
На современном этапе развития исторической науки, данная область
исследования, хотя и имеет достаточную источниковую базу и массу научных
изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного
рассмотрения.
В настоящее время, когда уровень современной культуры оставляет желать
лучшего, когда люди слишком быстро меняют свои идеалы, принципы и вкусы,
классика "золотого века русской реалистической живописи" являет собой то,
что неподвластно времени и мимолетным веяниям моды. Ведь существует
"…единственный бесспорный признак шедевра: неизменяемость и вечность"[1].

Историография.
При исследовании интересующей проблемы автор опирался на работы
отечественной историографии, посвященные событиям II половины XIX века в
культурной жизни России.
Всю имеющуюся по теме передвижничества литературу, а это издания по
истории этого объединения, художественные обзоры, воспоминания
передвижников, их современников, мемуары и т.д., можно хронологически
разделить на следующие периоды:
- Дореволюционный. Так или иначе, тема передвижничества
рассматривалась с момента ее официального утверждения. К данному
периоду относятся два периодических издания, использованных в
процессе исследования – это газета "Голос" 1 декабря 1871 года и
журнал "Отечественные записки" за декабрь 1971 года.
Надо отметить, что пресса этого времени широко освещала появление
Товарищества передвижных художественных выставок, его выставочную
деятельность.
- Литература советского периода историографии несет на себе влияние
старых догм и в работе использована незначительно. В основном менее
политизированная категория, включающая мемуары художников,
воспоминания современников о передвижниках.
40-50-е годы представлены работами И.Е. Репина "Письма к художникам и
художественным деятелям" М. "Искусство", 1932, В.В. Стасова "Избранные
сочинения" М.: "Искусство", 1952 и Я.Д. Минченкова "Воспоминания о
передвижниках" Л. "Искусство", 1954. Эти издания содержат художественно-
критические статьи, переписку, воспоминания о передвижниках.
Следующая группа исследуемой литературы относится к 60-70-м годам.
Значительную информацию по истории передвижничества преподносит работа Э.П.
Гомберг-Вержбицкой "Передвижники. Книга о мастерах русской реалистической
живописи от Перова до Левитана". М. "Искусство", 1961.
В 1964 году печатается книга Е.В. Сахаровой "В.Д. Поленов, Е.Д.
Поленова. Хроника семьи художников". М. "Искусство". Здесь широко
представлена переписка семьи Поленовых, которая в определенной мере помогла
в разработке данной темы.
В ходе исследования использована переписка И.Н. Крамского из его книги
"Письма, статьи". М. "Искусство", 1966 год.
Широкий обзор всех направлений искусства, в том числе и живописи
второй половины XIX века, ее особенностей дается в работе Л.С. Алешиной
"Русское искусство XIX – начала XX века". М. "Искусство", 1972 год. Но,
учитывая время издания надо отметить некоторый своеобразный уклон,
характерный для исследования советского периода историографии.
Следующей группой историографии современного периода является
литература середины 80-х – конца 90-х годов.
В процессе попытки исследования сделанной в данной работе эта группа
литературы представлена достаточно широко. В основном это научные
исследования по истории передвижничества, опубликованные в печати архивные
документы и переписка художников, художественные обзоры живописи XIX века.
В 1988 году в журнале "Искусство" №12 опубликована статья В.
Розенвассера "Событие в академии художеств. К 125-летию "бунта
четырнадцати". В ней автор анализирует конфликт в Академии художеств,
давший толчок развитию совершенно нового реалистического направления в
живописи.
Тему истории русского меценатства и в частности коллекционерской
деятельности П.М. Третьякова, его сотрудничества с передвижниками исследует
в своей работе напечатанной в 1993 году в альманахе "Памятники Отечества"
№1-2, Н. Полунин "Русские коллекционеры, опыт библиографического словаря".
Нельзя обойти вниманием значительные труды Ф.С. Рогинской
"Передвижники", М. "Арт-родник" изданные в 1993 и 1997 годах. В них автор
подробно излагает историю создания Товарищества передвижных художественных
выставок, этапы деятельности этой организации.
Следующей группой литературы этого периода стали художественные обзоры
живописи и в частности вступительные статьи к этим изданиям.
Первое исследование из этой группы составлено С.М. Матафоновым к
художественному обзору "Три века русской живописи" С.-Пб. "Китеж", 1994
год. Второе издание – Л.И. Захаренковой "Шедевры Государственной
Третьяковской галереи", М. "Государственная Третьяковская галерея", 1994.
Третий обзор сделан Л.И. Иовлевой "Государственная Третьяковская галерея.
История коллекции" М. "Государственная Третьяковская галерея", 1994.
В данном исследовании использовались еще два издания посвященные жизни
и творчеству И.Е. Репина. Это книга А. М. Пискуновой "Богатырь русского
искусства", М. "Изобразительное искусство", 1991 года и книга К.И.
Чуковского "Илья Репин" М. "Детская литература" 1995 г.
Источниковая база.
Тема передвижничества в отечественной историографии имеет огромную
источниковую базу.
В нее включены документы архива Товарищества передвижных
художественных выставок, который в настоящее время находится в
Государственной Третьяковской галерее. Материалы этого архива содержат не
только официальные документы, фиксировавшие взаимоотношения с Академией
художеств, высшими юридическими инстанциями, другими художественными
объединениями, но и условия бытования передвижников.
Документы дают представление об устройстве выставок, о чередовании
периодов спада и подъема творческих сил объединения, позволяют уловить
сущность разногласий между отдельными членами Товарищества передвижников.
Следующую значимую часть этой летописи составляет переписка
художников. Эпистолярное наследие, которое существует на данный момент,
играет важную роль в контексте со всеми прочими документами. В ходе работы
над исследуемой проблемой использовалась лишь малая часть имеющегося
материала, который помог уловить суть обстоятельств, остающихся неясными
при упоминании о них в лаконичных формулировках протоколов и отчетов.
Формирование источниковой базы исследования определяется особенностями
рассматриваемой проблемы, а также целями и задачами данной работы.
Все имеющиеся источники можно условно разделить на две группы:
I группу составляют официальные документы. Сюда включены проекты
устава, Уставы Товарищества передвижных художественных выставок, отчеты
правления Товарищества передвижников, указатели художественных выставок,
каталоги выставок Товарищества, различного рода заявления и другие
документы:
- Устав С. Петербургской Артели художников 1866 г.//Товарищество
передвижных художественных выставок. Письма, документы /Под ред.
Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Проект Устава Товарищества подвижной выставки. 23 ноября 1869 г.//
Там же.
- Проект Устава Товарищества передвижных художественных выставок.
1870 г.//Там же.
- Устав Товарищества передвижных художественных выставок ноябрь 1870
г.//Там же.
- Устав Товарищества передвижных художественных выставок,
утвержденный Министерством внутренних дел 30 апреля 1890 г.//
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма,
документы. / Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
Характеризуя первый основной Устав Товарищества передвижных
художественных выставок, нужно сказать, что он имеет следующие параграфы:
- § 1 и § 2 – оговаривают цели и задачи Товарищества передвижников.
- § 3-5 – о членстве в данной организации.
- § 6-16 о правах и полномочиях общего собрания и членов его
правления.
- §17-24 – о кассе Товарищества, ее формировании и распределении
доходов от продаж и прочее.
В эту группу также следует отнести использованные в ходе работы
протоколы общих собраний членов Товарищества передвижных художественных
выставок.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок №1-й от 16 декабря 1870 г. // Товарищество
передвижных художественных выставок./ Под ред. Гольдштейн С.Н., М.
"Искусство", 1987.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок от 3 января 1874 г. //Там же.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок от 14 марта 1878 г. //Там же.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок от 6 марта 1891г. //Там же.
Затем в данную группу официальных источников входит в отчеты Правления
Товарищества передвижных художественных выставок.
- Отчет правления о первой передвижной художественной выставке 1875
г. //Там же.
- Отчет правления Товарищества передвижных художественных выставок о
второй выставке. 1875 г. //там же.
Следующей категорией источников, использованных в данном исследовании
являются каталоги и указатели художественных выставок.
- Указатели первой художественной выставки Товарищества передвижных
художественных выставок 1871 г. //Товарищество передвижных
художественных выставок. /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство",
1987.
- Каталог шестой выставки картин Товарищества передвижных
художественных выставок. 16 марта 1878 г. //там же.
- Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных
художественных выставок. 9 марта 1879 г. //там же.
К более позднему периоду относятся еще два документа:
- Заявление экспонатов Товарищества передвижных художественных
выставок март 1890 г.// там же.
- Условия для приема экспонатов на выставку Товарищества передвижных
художественных выставок.
Ко II группе источников можно определить всю имеющуюся по данной теме
переписку официальную и личную.
- Письмо группы московских художников в С.-Петербургскую Артель
художников от 23 ноября 1869 г. Товарищество передвижных
художественных выставок. Письма, документы. /Под ред. Гольдштейн
С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Учредители Товарищества передвижных художественных выставок – А.Е.
Тимашеву. Сентябрь 1870 г. (прошение)// там же.
- А.Е. Тимашев – Н.В. Левашеву. ноябрь 1870 г.// там же.
- А.И. Куинджи – правлению Товарищества передвижных художественных
выставок январь 1880 г.//Там же.
- М.К. Клодт – правлению Товарищества передвижных художественных
выставок 3 января 1880 г.//Там же.
Личная переписка, относящаяся ко второй группе источников, включает
письма:
- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 21 сентября 1870 г.//Там же.
- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 28 сентября 1870 г.//Там же.
- И.Е. Репин – К.А. Савицкому от 28 сентября 1878 г.//Там же.
- А.П. Боголюбов – И.Н. Крамскому апрель 1879 г.//Там же.
В целом же использованные в ходе исследования источники помогли
воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь передвижников, позволили
ощутить сложившуюся в их среде нравственную и творческую атмосферу.

Методология работы.
Методологической основой работы являются принципы историзма и научной
объективности, предполагающие рассмотрение любого исторического явления, в
том числе и историю создания и деятельности Товарищества передвижных
художественных выставок в развитии, в контексте конкретной исторической
эпохи.
Обширный и разноплановый корпус документов позволил придать особую
значимость вопросу эффективности исследовательских методов.
Развернувшиеся в истории дискуссии по теоретическим проблемам создают
новые возможности для осмысления общих подходов применения базовых
рациональных исследовательских принципов: историзма и объективности, ибо
только научное комплексное исследование в хронологической
последовательности позволило более объективно проникнуть в суть проблемы.
Актуальна в наше время и проблема источников, совершенствование
методики их исследования. При анализе источниковой базы автором был
использован ряд методов исторического исследования:
- проблемно-хронологический метод позволил расчленить данную проблему
на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в
хронологической последовательности и выделил основные направления
деятельности передвижников на разных этапах существования
Товарищества.
- метод конкретного анализа предполагает исследование исторических
явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, как
единство многообразных их составляющих элементов. Он означает
отыскание конкретных причин, породивших определенные события в
развитии науки, расширение проблематики, появление новых, ранее не
освещавшихся тем, условия формирования новых идей, выводов,
обобщений и т.д.
Метод позволил создать необходимую систему источников и выявить
конкретные причины и условия создания и деятельности Товарищества
передвижных художественных выставок.
- метод сопоставительного анализа, при помощи которого были сделаны
определенные выводы на основе изученных документов официального и
личностного происхождения.
Цель работы.
Целью данной работы является попытка комплексного исследования истории
создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок,
как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века.
В связи с целью обозначены и следующие задачи:
- Раскрыть историю создания и становления Товарищества передвижных
художественных выставок.
- Освещение условий и принципов становления Товарищества передвижных
художественных выставок.
- Анализ деятельности передвижников по организации выставок.
- Раскрыть значение передвижничества и причины его раскола.
Научная и практическая значимость.
Научная новизна данной работы – в попытке комплексного исследования
истории передвижничества.
Практическая значимость в возможности использовать материалы
проведенного исследования в школьном курсе преподавания истории,
организации экскурсий, внеклассных занятий, кружковой работе, при
проведении школьных олимпиад по истории и культуре.

Структура квалификационной работы

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографии.
Во введении рассматривается актуальность темы, дается
историографический обзор, источниковая база, показывается методология
работы, определяются цели и задачи, научная и практическая значимость
проведенного исследования.
Во главе I "История возникновения Товарищества, его устав и
организация", анализируется история создания передвижничества, утверждение
устава, принципы деятельности Товарищества.
Во II главе "Деятельность передвижников" исследуется конкретная
деятельность передвижников нового поколения и причины раскола товарищества.
В заключении даны выводы и обобщения по данной теме.

Глава I. История возникновения Товарищества передвижных художественных
выставок, его устав и организация

"Товарищество передвижных художественных выставок – это значительное
явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и
объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и
эстетических идей своего времени".[2]
Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как
совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено
рядом причин, о которых следует рассказать более подробно.
"Подъем общественного сознания в конце 1850-х – начале 1860-х годов
привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для
освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".[3]
В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения
социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-
е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных
условий современности".[4]
В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром
творческой жизни страны.[5]
Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь
педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики,
потерявшими связь с передовой русской художественной культурой,
развивавшихся в русле просветительских идей".[6]
К этому моменту в России начинает формироваться новая школа
реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах
более выразительно и широко жизнь простого человека.
Именно в это время складывается национальная школа реалистической
живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями
общественного развития и напряженными духовными исканиями русской
интеллигенции.[7]
Характерной национальной особенностью русского критического реализма
является ее ярко выраженная социальная окрашенность.
Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве,
навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым
установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который
вывел живопись на новую спираль развития.
Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни
дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения,
созданного в 1757 году по подобию английской и французской Академий
художеств. Как упоминалось выше "…законодателем в искусстве продолжала
оставаться Академия художеств, требующая, как и прежде подражания
классицистическим образцам, не допускающая свободы творчества.[8]
Стремление художников сбросить с себя путы отчужденных от современной
жизни представлений о художественном творчестве привело к бунту
"четырнадцати протестантов", когда часть выпускников порвала с Академией
художеств. Это был первый открытый протест против догматизма в искусстве.
Что же представляла собою эта смелая акция, предпринятая молодыми
художниками? На этот вопрос можно ответить, вспомнив предысторию данного
инцидента.
Разумеется, отказ писать картину на далекий от насущных проблем
современности мифологический сюжет, наглядно выражал стремление вступавшего
"…тогда в художественную жизнь страны нового поколения мастеров приблизить
национальное искусство к современности".[9]
Вот что об этом пишет И.Н. Крамской – в письме своему другу фотографу
и художнику любителю М.Б. Тулинову: "Дорогой мой Михаил Борисович! Внимай!
9-го ноября случилось следующее обстоятельство: 14 из учеников подали
просьбу о выдаче им дипломов на звание классных художников. С первого
взгляда тут нет ничего удивительного. Люди свободные, вольноприходящие
ученики могут когда хотят оставить занятия. Но в том-то и дело, что эти 14
не простые ученики, а люди умеющие писать на 1-ю золотую медаль. Дело вот
как было: за месяц до сего времени мы подали просьбы о дозволении нам
свободного выбора сюжетов, но в нашей просьбе нам отказали. Перед тем как
решились подать вторую просьбу мы ходили к каждому профессору отдельно,
урезонивали, просили и слышали, что просьба наша имеет основание… Одним
словом каждый отдельно взятый оказывался хорошим человеком, а сойдясь
вместе, опять отказывали и решили дать один сюжет историкам, и один сюжет
жанристам, которые искони выбирали свои сюжеты".[10]
Второй немаловажной частью предыстории создания Товарищества
передвижных художественных выставок является существование петербургской
Артели свободных художников. В 1863 году ее возглавил И.Н. Крамской. Это
была первая Артель. Вслед за ней в 1864 году появилась вторая Артель
"максимовская".
Санкт-Петербургская Артель художников была достаточно самостоятельной
организацией, члены которой стремились построить свой жизненный уклад по
принципу коммуны. Но по мере спада революционной ситуации, со временем
должна была сказаться утопическая природа данной организации. Артель имела
свой устав, цели и задачи существования. Согласно ему цель Артели
заключалась в том: "…во 1-х, чтобы соединить трудами, упрочить и обеспечить
свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения
публике /…/ и во 2-х, что бы открыть прием художественных заказов по всем
отраслям искусства".[11]
Через некоторое время Артель сдает свои позиции и превращается в
мастерскую, которая принимала казенные и частные заказы на выполнение
портретов, исполнение церковных росписей и всякого рода иных декоративных
поделок.
По прошествии некоторого времени деятельность Артели стала заметно
угасать. Отчасти данному обстоятельству "способствовал" уход из нее И.Н.
Крамского.
Характеризуя деятельность данной организации можно сделать следующие
выводы:
Во-первых, беда Артели заключалась в том, что она сбилась только на
выполнение выгодных заказов "… не ставя перед собой выполнение
принципиальных задач".[12]
Во-вторых, эти объединения, сыграв, безусловно, "…позитивную роль,
полностью себя не оправдали".[13]
Но все-таки, это были попытки образования самостоятельных творческих
союзов.
Между тем на место Артели художников выступает новое сообщество
художников. Инициатором его выступает Г.Г. Мясоедов, пенсионер Академии
художеств, окончившие ее за год до "бунта четырнадцати протестантов".[14]
"Григорий Григорьевич Мясоедов (1835-1911) Учился в Петербургской
академии художеств у Т.А. Неффа, А.Т. Маркова. Живописец. Пенсионер
Академии во Франции, Италии, Испании. Академик. Один из организаторов
Товарищества передвижных художественных выставок. Оказывал творческую и
методическую помощь художественным школам на Украине и в Татарии".[15]
Г.Г. Мясоедов до 1869 года проживал в Италии. Там он сблизился с Н.
Ге. Беседы о дальнейшем развитии русской живописи и русского искусства и
подсказали идею создания нового типа художественно-выставочного
объединения.
Зная о существовании Артели, побывав на одном из ее "четверговых
собраний", Мясоедов понял, что она уже сыграла свою роль, очень полезную и
важную как первая независимая художественная организация, существовавшая
без помощи Академии".[16]
Тогда уже он понял, что модель организационного строения Артели была
очень узкой, потому что включала в свой состав небольшую группу
петербургских художников.
По приезду в Москву Г.Г. Мясоедов знакомится с достаточно известными к
тому времени художниками: Перовым, Прянишниковым, пейзажистами Саврасовым и
Каменевым. В беседе с ними рождается идея создания Товарищества передвижных
художественных выставок России. Начинается упорная и кропотливая работа по
осуществлению этого замысла.
Дальнейшая судьба русской демократической живописи будет связана с
деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок.
Возвратившись зимой 1868-1869 года из Италии Г.Г. Мясоедов "… бросил в
Артель мысль об устройстве выставок каким-либо кружком художников".[17]
Артель с большим интересом и сочувствием приняла эту новую мысль. Это был
не только выход из сложившегося положения, но и огромный шаг вперед.
В 1869 году Санкт-Петербургская Артель и группа московских художников:
Перов, Прянишников, Маковский, Саврасов и другие, решили объединиться.
Иван Николаевич Крамской позже напишет: "я призвал товарищей
расстаться с душной курной избой и построить новый лом, светлый и
просторный. Все росли, всем становилось уже тесно…".[18]
Но данный замысел нужно было осуществить. Необходим был устав,
регламентирующий деятельность этой организации, и который бы придал ей
официальный статус.
После длительной и кропотливой работы Мясоедов выносит на обсуждение в
среде московских художников первый проект устава Товарищества передвижных
художественных выставок. Один экземпляр был направлен в Италию Крамскому и
Ге, а второй в Санкт-Петербург в Артель. Крамской и Ге, вернувшись из
Италии начинают активно пропагандировать идею Мясоедова в среде
артельщиков.
Устав необходимо было утвердить законным путем. "Это испугало
некоторых артельщиков, которые забыли о своем бунтарском прошлом, боялись
осложнить отношения с Академией и официальными кругами".[19]
Новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря
словами Н.А. Ярошенко "… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в
которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…"[20]
Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было
теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность
художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты и
изобразительный язык они старались сделать доходчивыми и понятными для
каждого".[21]
В этот период в среде художников идет обсуждение не только проекта
будущего устава Товарищества, но и самой формы организации. Какой она
будет? Учредители Товарища в конечном итоге останавливаются на передвижной
форме выставочной деятельности. Хотя уже сразу стало ясно, что это будет
гораздо обременительнее и труднее.
Делу организации передвижных выставок весьма способствовало осознание
того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель,
заинтересованный в развитии именно реалистического направления в искусстве.
Задача данной организации была сформулирована вполне конкретно:
"создание такого рода объединения, которым управляли бы сами художники,
сплоченные общностью идейных и творческих устремлений и которое взялось бы
решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений".[22]
23 ноября 1869 года инициативное ядро московской группы художников
направляет предложение в Артель с просьбой объединиться с целью устройства
"подвижных выставок (слово передвижных появилось позже). К данному письму
приложен Устав, который выносился в артели "… на общее рассмотрение, при
участии лиц, которых вы найдете полезным пригласить, вы могли бы довести
его до надлежащей полноты и в этом виде доставить нам копию с него".[23]
Так же в письме упоминается о "…собрании подписей тех, которые
пожелали бы участвовать в делах Товарищества, хлопотать об утверждении
устава".[24]
Послание подписали 23 московских художника: Г. Мясоедов, В. Перов, Л.
Каменев, Л. саврасов, В. Шервуд, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, К.
Лемох, Васильев, А. Волков, М. Клодт, Н. Дмитриев-Оренбургский, К.
Трутовский, Н. Сверчков, А. Григорьев, Ф. Журавлев, Н. Петров, В. Якоби, А.
Корзухин, И. Репин, И. Шишкин, А. Попов.
В оригинале этого документа шло примечание: "Не могущие явиться могут
давать письменные доверенности или выражать свои мысли перепиской".[25]
После обсуждения этого предложения на общем собрании петербургской
Артели часть художников дала согласие и подписала письмо. Так была
достигнута договоренность об основании новой организации.
Анализируя данный период истории передвижничества, нужно сказать, что
само зарождение идеи создания подобной организации и огромное усердие
приложенное по достижению своей цели, приложенное художниками, ознаменует
начало новой эпохи в художественной жизни России второй половины XIX века.
Годом основания Товарищества передвижных художественных выставок стал
1869 год. Организация подобного характера не имела аналогов не только в
России, но даже в более просвещенных странах Европы.
С необычайной энергией и страстностью взялся за новое дело И.Н.
Крамской. "Если Г.Г. Мясоедов был главным инициатором Товарищества, то
признанным идейным руководителем его стал И.Н. Крамской, как его критик,
теоретик, публицист".[26] Немало сил и искреннего увлечения в дело
Товарищества привнес Н.Н. Ге.
Переходя, непосредственно, к деятельности Товарищества возникает
вопрос, – существует ли связь между этими тремя историческими событиями:
"бунтом четырнадцати", существованием Артели и созданием новой выставочной
организации?
Надо сказать, что формально петербургская Артель, как организация в
создании Товарищества не участвовала. Впоследствие неоднократно возникали
вопросы о связи между "четырнадцатью бунтарями" и передвижниками. Теперь в
свете исторической перспективы, ясно, что по своей сути, идейной
направленности, по художественной программе передвижники в период
возникновения Товарищества выступали как продолжатели Артели. И то
обстоятельство, что Крамской в обоих случаях играл руководящую роль говорит
о прямой преемственности".[27]
В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант
его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования
некоторые изменения он имел следующие разделы.
Раздел I. Цель устава: "Основание Товарищества подвижной
художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции
возможности следить за успехами русского искусства. Этим путем Товарищество
старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта
художественных произведений".[28]
Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и
материальный фактор заинтересованности художника.
Второй раздел оглашает права новой организации: "Товарищество имеет
право устраивать выставки художественных произведений во всех городах
Российской империи".[29] В дальнейшем мы узнаем. что выставки производились
не только в Росси, но и за ее пределами.
Третий раздел говорит о составе и членстве в данной организации:
"Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все
члены Товарищества должны быть действительными членами". Эта формулировка
определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку
продолжение гласит: "… Картины, долженствующие составить выставку, должны
быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)…".[30]
Следующий раздел "О вступлении". В данную организацию могли вступить
как достаточно известные художники, так и "… неизвестные Товариществу
представляют свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин
на выставку записываются членами Товарищества".[31]
Это собрание было своеобразным экзаменом, который помог выявить
действительно талантливых художников и исключить возможные случайности.
Об обязанностях членов Товарищества мы узнаем из следующего пункта,
здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и
творческим моментам деятельности.
Из пятого раздела видно: когда, как, где собиралось общее собрание и

Новинки рефератов ::

Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте (История)


Реферат: История международного права и его науки классического периода (Международное публичное право)


Реферат: Политика и экономика Италии 40х-90х годов (История)


Реферат: Стилистические фигуры и тропы (Литература)


Реферат: Обращение взыскания на имущество должника (Международное публичное право)


Реферат: Архитектура процессора (Программирование)


Реферат: Спид (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Промышленность Симбирской губернии в 19 веке (История)


Реферат: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Моя мама самая лучшая" (Литература)


Реферат: Религии мира - Христианство (Мифология)


Реферат: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Les energies renouvelables (Иностранные языки)


Реферат: Информационная логистика (Менеджмент)


Реферат: Аграрное право (Государство и право)


Реферат: Деятельность художников передвижников (Искусство и культура)


Реферат: Иосиф Виссарионович Сталин (История)


Реферат: Виды и формы обучения (Педагогика)


Реферат: Понятие, структура и методики построения страховых тарифов (Страхование)


Реферат: Тональная телеграфия (Военная кафедра)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист