GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении (Педагогика)



Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном
обучении

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам
народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость
улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по
крайней мере в нынешний переходный период, не может оказывать школе, как
это было раньше, материально-технической, кадровой и финансовой поддержки.
Вряд ли возможно в ближайшей перспективе усиление такой поддержки и со
стороны государства. Общеобразовательной школе пока остается рассчитывать в
основном на свои внутренние возможности, главным образом на более полное,
активное и целенаправленное использование чисто педагогических средств —
пересмотр и модернизацию содержания, совершенствование и создание новых
методов и форм организации обучения.
Такую работу, пользуясь свободой педагогического творчества, опираясь
на предшествующий опыт, уже не первый год ведут прежде всего практики —
учителя, руководители школ и межшкольных УПК, методисты. Ею занимаются и
теоретики — педагоги-ученые, разрабатывая проекты стандарта образовательной
области «Технология», соответствующих учебных программ, приступая к
созданию учебных и методических пособий. Чем теснее сотрудничество
практиков и ученых, тем меньше неудач. Последние особенно досадны, если
касаются программ, ведь ими предстоит руководствоваться тысячам учителей.
Неудачи происходят по разным причинам и, в частности, из-за
игнорирования дидактических принципов, особенностей их применения в
трудовом обучении. Нередко забывают и принципиальные, основополагающие,
подтвержденные практикой положения педагогики трудового обучения о
необходимости обеспечения: 1) его политехнического характера, связи с
производительным трудом; 2) воспитательной, развивающей и проф-
ориентационной направленности; 3) взаимосвязи с другими звеньями системы
трудовой подготовки (общественно полезным, производительным трудом,
профориентацией, внеклассной работой по техническому творчеству,
сельскохозяйственному опытничеству, прикладному искусству и др.), с
основами наук. Пренебрежительное отношение к этим положениям крайне
отрицательно сказывается на результатах работы по улучшению трудовой
подготовки школьников, но в статье мы хотели бы только обратить внимание
читателей на данное обстоятельство и подробнее остановиться на принципах
дидактики.
Дидактические (от греческого слова didaktikos — поучающий) принципы —
это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным
предметам. В педагогической литературе описано более десятка таких
принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном
являются едиными по отношению к различным школьным дисциплинам, но
применительно к каждой из них имеют свою специфику. Мы остановимся на
особенностях применения дидактических принципов в трудовом обучении,
рассчитывая, что наши соображения и рекомендации будут полезны и учителям,
и разработчикам программ, и создателям учебных и методических пособий.

Целенаправленность обучения. Любая деятельность эффективна, если
определены ее цели. Обучение — это деятельность учителя (преподавание) и
учащихся (учение). Каковы же цели этой деятельности, каковы цели трудового
обучения?
Сейчас перед общеобразовательной школой стоит задача формирования
свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной личности.
Поскольку труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности
человека, одной из основных частей ее содержания, поскольку при рыночной
экономике способность к труду (рабочая сила) является товаром, к которому
предъявляются высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной
составляющей процесса формирования личности должно быть становление
работника, компетентного в своей области специалиста, вместе с тем
обладающего высокой профессиональной мобильностью. Таким образом, трудовое
обучение должно быть направлено на комплексное решение задач умственного,
нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их
к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к
труду для себя и общества. Такой фундамент является совокупностью
интересов, мотивов, нравственных качеств, знаний, умений и навыков. Это
прежде всего трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к труду,
привычка к нему, трудовая культура, честность, совестливость и
порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая
дисциплина труда и, конечно, прочные знания и умения в области основ
техники, технологии, экономики и организации производства, представление о
путях его развития, его экологических проблемах, об основных направлениях
научно-технического прогресса, а также о мире профессий, путях
профессиональной подготовки, трудоустройства.
Этими общими целями трудового обучения учителю следует
руководствоваться при определении целей каждого урока, а последние в свою
очередь в значительной степени обусловливают не только содержание, но и
формы и методы работы с учащимися. Необходимо добиваться того, чтобы они
содействовали воспитанию учащихся на трудовых традициях народа, на примере
жизни и деятельности новаторов производства, развитию у школьников
стремления к изобретательской и рационализаторской деятельности,
способности воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда,
формированию активного отношения к жизни, чувства хозяина, других
положительных качеств работника, личности.
При планировании работы учитель определяет, какие понятия,
практические умения необходимо сформировать на данном занятии, ставит в
связи с этим воспитательные и развивающие задачи и выбирает соответствующие
методы. В ходе занятий с целью решения воспитательных задач учитель
поощряет учащихся, правильно выполняющих трудовые приемы, осознанно
применяющих знания на практике, соблюдающих требования безопасности труда.
Учитель пользуется такими приемами активизации мыслительной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование),
которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, речи, т. е.
выполняют развивающую функцию обучения. Широко практикуется также создание
общественного мнения вокруг участия школьников в труде, всемерное развитие
ученического самоуправления.
При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться
того, чтобы его усилия по обучению и воспитанию школьников сливались с их
ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию,
самосовершенствованию, профессиональному самоопределению, т. е. с их
активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся
известны и понятны цели всего учебно-воспитательного процесса и каждого
урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что
учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения школьников,
корректировать неправильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать
новые.
Не просто, разрабатывая учебную программу, реализовать цели
формирования у учащихся определенной суммы знаний и умений, но гораздо
сложнее обеспечить при этом осуществление целей воспитания, развития
школьников. Часто дело ограничивается формулированием этих целей в
объяснительной записке. Этого, конечно, мало. Необходимо, чтобы линия
воспитания, развития была тщательно проработана, чтобы она наличествовала
во всей программе.
Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате
обучения у школьников было сформировано научное мировоззрение, сложилась
система знаний о тенденциях развития техники и производства,
конкретизировалось понятие о науке как непосредственной производительной
силе.
Научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся
рассказывают не только, например, о том, как устроен и действует
технический объект или протекает технологический процесс, но и дают ответ
на вопрос, почему именно так. Для этого привлекают знания учащихся,
полученные на уроках физики, химии, биологии, математики. Так, например, в
процессе профессиональной подготовки по специальностям радиоэлектронной
промышленности школьники знакомятся с одним из направлений научно-
технического прогресса — микроминиатюризацией радиоэлектронной аппаратуры.
Научность в изучении этого вопроса будет достигнута при условии, если
учитель не только расскажет о ведущих направлениях микроминиатюризации —
микромодульном конструировании, методе пленочных микросхем и твердых схем,
но и объяснит, почему возникла необходимость уменьшения габаритов и массы
изделий и потребления ими энергии при одновременном повышении надежности
радиоаппаратуры и облегчении ее производства. При этом, опираясь на знания
учащихся по физике, учитель подчеркивает, что микроминиатюризация позволяет
во много раз увеличить полезный объем радиоэлектронной аппаратуры.
Другой пример. Уже в V—VII классах при изучении на уроках труда
обработки металлов и древесины учащимся следует дать элементарное
представление о теории резания и ее научных основах, используя их знания по
физике. Широкие возможности для реализации данного принципа есть у учителей
труда при изучении в этих классах многих других вопросов (материаловедение,
устройство инструментов, приспособлений, технологических и других машин,
различные технологии).
Учитель должен знакомить школьников с объективными научными фактами,
понятиями, закономерностями, теориями, с современными достижениями науки,
применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной
деятельности, к овладению ее методами.
Одна из важных и постоянных задач педагогики — это приведение
содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике
и производстве. В связи с этим обновляются учебные программы, из них
исключается устаревший материал. Однако, как правило, изменения происходят
быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий.
Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы
знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и методами
труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к
современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе
в условиях рынка труда и профессий. Например, знакомя школьников с методами
раскроя ткани, необходимо рассказать о современных достижениях по
моделированию, конструированию одежды, основанных на применении
микропроцессорной и лазерной техники.
Однако далеко не со всеми новейшими сведениями нужно и возможно
знакомить учащихся. И учителям, и разработчикам программ следует тщательно
отбирать такие сведения, оценивая их с точки зрения следующих требований:
соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тенденциям в развитии
науки, техники и производства; доступность для понимания учащимися;
возможность усвоения в школьных условиях.
Связь с практикой, жизнью. Трудовое обучение призвано играть важную
роль в обеспечении будущей социальной защищенности, выживаемости учащихся в
условиях рыночной экономики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно
помочь им в профессиональном самоопределении, в адаптации после окончания
школы к обучению в профессиональном учебном заведении или самостоятельной
работе в условиях многоукладной экономики.
Из этого дидактического принципа вытекает необходимость, во-первых,
соответствия целей и содержания трудового обучения современным требованиям
(см. выше), а также региональной местной специфике (особенности социально-
экономического развития, традиции и т. п.), во-вторых, его практической
направленности по форме и методам. Особая педагогическая ценность трудового
обучения состоит в том, что благодаря своему практическому, прикладному
характеру оно предоставляет гораздо большие возможности, чем другие учебные
предметы, для того чтобы учить школьников соединять теорию с практикой,
ценить знания, и не только технологические, но и по основам наук, т. е.
учить эффективно работать, творить, созидать, соединяя умственную
деятельность с физической.
Учителю следует иметь в виду, что практические методы, прежде всего
самостоятельная работа учащихся, должны преобладать при решении
педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений у
школьниов, но и с их воспитанием и развитием. Например, умственному
развитию учащихся будут способствовать вопросы, задания проблемного
характера, но, главное, не отвлеченные, а имеющие прямое отношение к работе
учащихся по конструированию, разработке технологии изготовления изделия, к
самому процессу изготовления или к работе по проведению какого-нибудь
сельскохозяйственного опыта.
Формирование экономических знаний и умений, экономической
воспитанности, культуры происходит успешнее, если учитель, не увлекаясь
объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к
производственным.
Нравственное воспитание школьников в процессе трудового обучения — это
не столько слова учителя о пользе трудолюбия и добросовестности,
порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других
положительных качеств работника в практической трудовой деятельности,
конечно, при продуманном педагогическом руководстве ею.
Слов, хотя, как правило, нужных, полезных, в виде объяснений,
рассказов, нравоучительных бесед, в школе чрезмерно много. Следует
сохранять практическую направленность трудового обучения, обеспечивающую
воспитание и развитие учащихся в духе единства слова и дела, теории .и
практики, возможность для школьников попробовать свои силы, найти себя в
деле, смолоду выработать бесценную привычку к труду.
Вместе с тем хотелось бы предостеречь учителей от излишнего заземления
трудового обучения, от превращения его в ремесленнический учебный предмет.
Требуется немалое педагогическое мастерство, чтобы школьники на занятиях по
труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не
бездействовала. Что касается разработки программ, то тут следует не
допускать чрезмерного увлечения широтой тематики, объемом информации. При
небольшом количестве учебных часов на трудовое обучение это ведет к его
превращению в теоретический предмет. Надо стремиться к такому соотношению
теории и "практики, чтобы в процессе трудового обучения школьники учились
не говорить о работе, а добросовестно, творчески и со знанием дела
трудиться.
Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения
учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование
— осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент
учебного материала был логически связан с другими его элементами.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова,
наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в
которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.
В результате трудового обучения у выпускников школы должна быть
сформирована целостная система знаний и умений, как общетрудовых,
общепроизводственных, так и специальных (при профобучении), необходимых для
труда по конкретной профессии. "
Поэтому, например, от класса к классу учащиеся знакомятся все более широко
и глубоко с вопросами технологии, овладевают умениями по выполнению
различных технологических операций, в результате получая целостное
представление о процессе создания продукта труда от его конструкторской
разработки и воплощения в технологической документации до отделки и
технического контроля. Аналогично в ходе изучения станков, автомобиля,
швейной машины, трактора, ЭВМ у школьников формируется целостное
представление о системе, классификации современных машин, об их устройстве
и работе. Этому будет способствовать, в частности, такой подход, при
котором, объясняя устройство и принцип действия токарного или сверлильного
станка, учитель вместе со школьниками вспомнит классификацию машин,
изученную ранее, и подчеркнет, что токарный и сверлильный станки относятся
к технологическим машинам, а электрический двигатель является составной
частью большинства таких машин. С этой же целью учителю необходимо в
процессе изучения токарно-винторезного и фрезерного станков выявить
общность в их устройстве и устройстве изученных ранее токарного станка по
дереву и сверлильного станка.
Другой пример. Учитель, обучая старшеклассников профессии токаря или
фрезеровщика, должен опираться на их знания об устройстве и принципе
действия станков учебного типа, полученные ранее, объяснять сущность
отличий, имеющихся в устройстве станков, применяемых на производстве. В
процессе изучения станков с числовым программным управлением, в частности,
очень важно обратить внимание учащихся на совершенствование управляющего
органа в станке.
Для приведения знаний учащихся в систему важную роль играет обобщение
изучаемого материала. В связи с этим учащимся дают знания о наиболее общих
закономерностях развития производства, знакомят с такими предметами,
средствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс
научных знаний и выражаются достижения и тенденции научно-технического
прогресса.
Систематичность и последовательность вкупе с преемственностью
позволяют за меньшее время достичь больших результатов. В практике работы
учителя этот принцип реализуется в первую очередь в тематическом и
поурочном планировании, в обеспечении четкой структуры каждого занятия.
Учителю следует приучать к систематичности и последовательности школьников,
формировать у них умение планировать свою учебную и трудовую деятельность,
например разрабатывать сначала планы своей практической работы, затем —
технологические карты.
Особая ответственность в осуществлении данного дидактического принципа
лежит на разработчиках учебных программ. Именно в программах, прежде всего,
учебно-воспитательный процесс (формирование знаний и умений, воспитание и
развитие) должен быть представлен в тщательно продуманной, обоснованной,
логичной, обеспечивающей преемственность структуре, системе и
последовательности.
Доступность обучения. Из этого принципа вытекает, что трудовое
обучение следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей
учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем
доступность не тождественна легкости в обучении, изучаемый материал должен
требовать от школьников определенных усилий для его усвоения.
Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только
теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при
выполнении ими практических работ, регулировать ее. Одним из средств
обеспечения доступности изучаемого материала, посильное™ практических работ
является дифференциация заданий с учетом особенностей учеников.
Учитель достигает доступности в обучении лучше, если на каждом занятии
учитывает уровень подготовленности учащихся по основам наук, умело
применяет учебные демонстрации, наглядные пособия. Например, при объяснении
нового материала по теме «Монтажные провода» учащимся целесообразно
показать стенд с образцами различных проводов, применяемых в
электрорадиотехнике и электронике. Это поможет школьникам лучше запомнить
их по внешнему виду, а также усвоить знания об их физико-химических
свойствах. При объяснении видов вязки монтажных жгутов полезно показать
выполненные крупным планом образцы жгутов, чтобы школьники лучше поняли
технику крепления ниток и увязывания петель на жгуте, способ развертки
объемного жгута в плоскость.
Иногда авторы проектов программ, проявляя, по нашему мнению, излишнее
стремление к инновациям, уже в начальных классах дают такие, например,
сложные темы, как информационные технологии, радиоэлектроника. Они, видимо,
исходят из бытовавшего сравнительно недавно в некоторых научных
педагогических кругах мнения о том, что принцип доступности относится не к
содержанию, а только к методам обучения. Опыт показал неправомерность,
нежизненность данного подхода. На практике такого рода материал подавался
младшим школьникам либо в упрощенном до крайности, примитивном виде, либо
требовал от учителя слишком много времени на разъяснение, а от учеников
чересчур большого напряжения, тогда как по достижении определенного
возраста они могли усвоить его сравнительно быстро и без чрезмерных усилий.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Этот принцип заключается в активном овладении школьниками знаниями и
умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в
процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного
принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество
учителя и учеников в их достижении.
Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно
добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами
учения. Актуальность рассматриваемого принципа для трудового обучения
определяется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно
сформировать трудовые умения. Поэтому деятельность учащихся должна быть
организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с
помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, лабораторно-
практические, практические и учебно-производственные работы, решали
технические, технологические и экономические задачи, учились при этом
пользоваться технической, особенно справочной, литературой, а также
документацией (чертежами, технологическими картами, схемами и др.).
Рассматриваемый принцип предполагает, в частности, применение в
обучении проблемного подхода к выполнению трудовых заданий школьниками и к
изложению учебного материала, проведению бесед учителем. . Например,
получив задание изготовить деталь, учащиеся должны самостоятельно
планировать предстоящую работу, подбирать необходимые материалы, инструмент
и оборудование, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем
изготавливать изделие и испытывать его. Конечно, выполнять все указанные
выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. Постепенно, по мере
накопления знаний и умений, трудового опыта, школьники переходят к
выполнению заданий творческого характера, например решают задачи с
неполными данными, наблюдают за каким-либо явлением или процессом, делают
выводы, путем проведения сельскохозяйственных опытов принимают участие в
решении проблем повышения урожайности различных культур или продуктивности
животных. При проблемном изложении учебного материала учитель рассказывает,
как возникла та или иная проблема на производстве, какими путями она
решалась.
Успешная реализация данного дидактического принципа в значительной
степени зависит от учебных программ, которые должны не только нацеливать и
направлять учителя на развитие сознательной, активной и самостоятельной
учебной деятельности учащихся, но и оказывать ему конкретную помощь в
осуществлении систематического педагогического руководства этой
деятельностью.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов
обучения. Со времени Я. А. Коменского известен принцип наглядности
обучения: оно должно включать непосредственное восприятие учащимися
конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий. Однако
наглядность тесно связана с мышлением. Успеха в обучении можно достигнуть
при сочетании чувственной и абстрактной деятельности, на что указывали И.
Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. Дистервег: ощущения должны превращаться в
понятия, из понятий — составляться мысль, облеченная в слово.
В процессе трудового обучения живое восприятие объектов и явлений
неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием
наглядности с объяснениями учителя и беседами, направленными на разъяснение
смысла и сущности изучаемых учащимися предметов, средств и процессов труда.
В результате трудового обучения ученики должны подготовиться к практической
деятельности. Последняя же возможна на основе понятий, суждений и
умозаключений, связанных в сознании ученика с четкими конкретными образами
соответствующих объектов, процессов и действий. Поэтому в обучении широко
применяют показ наглядных пособий, технологических процессов, действующих
технических устройств, трудовых приемов и операций.
Многие производственные процессы и явления в технике, изучаемые
школьниками, невозможно воспринимать непосредственно. Например, нельзя
наблюдать непосредственно вращающееся магнитное поле в асинхронном
трехфазном электрическом двигателе или процесс перестройки внутренней
структуры стали в ходе ее термической обработки. Поэтому в трудовом
обучении широко используют условно-символическое отображение процессов и
явлений в виде схем, таблиц, графиков, а также различные модели и макеты.
Иногда условно-символическими изображениями пользуются в тех случаях, когда
необходимо подчеркнуть то общее, что характерно для нескольких объектов.
Графическое изображение выполняемых операций в инструкционной карте
способствует более осознанному их выполнению и дает возможность учащемуся
контролировать свои действия. Особенно это важно в младших классах, когда
школьники еще недостаточно хорошо представляют результаты своего труда.
В трудовом обучении широко используют различные модели станков, машин,
а также натуральные объекты. Например, при изучении свойств тканей
используют стенды с образцами, при изучении устройства двигателя автомобиля
в качестве наглядного пособия применяют настоящий двигатель.
Учителю следует иметь в виду, что к наглядным средствам обучения можно
отнести и оборудование, и оснащение учебных, учебно-производственных
мастерских, цехов и участков. Внешний вид, состояние, расположение, способы
хранения инструментов, приспособлений, станков, верстаков, материалов,
заготовок, комплектующих изделий и т. п.— все это зрительно воспринимается
школьниками, отражается в их сознании и оказывает, в засисимости от
качества, уровня увиденного, положительное или отрицательное
образовательное и воспитательное воздействие.
Именно наши отечественные психологи и педагоги показали, что
необходимо расширить традиционный дидактический принцип наглядности,
рассматривать его в сочетании с абстрактным мышлением, словом,
практическими действиями. Ю. К. Бабанский пишет: «Возникла потребность в
том, чтобы сформулировать специальный принцип, ориентирующий педагогов на
оптимальное сочетание живого созерцания, абстрактного мышления и практики в
учебном процессе, то есть на оптимальное сочетание словесных, наглядных и
практических, репродуктивных и поисковых, индуктивных и дедуктивных методов
обучения»[1].
Возлагать реализацию принципа наглядности, тем более в таком его
понимании, на одного учителя было бы неправильно. И этот дидактический
принцип, как и все прочие, должен найти свое отражение в учебных
программах.
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Этот принцип требует от
учителя оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
Последние приобретают особую актуальность в настоящее время, когда
социально-экономические и другие изменения в обществе требуют от школы
усиления внимания к развитию личности каждого ученика.
Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным образом их
физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных
систем), психологическими и личностными (процессы восприятия, внимания,
мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения,
отношение к труду и др.) особенностями.
С целью осуществления рассматриваемого принципа задания школьникам
дают дифференцированно[2] (в соответствии с требованиями принципа
доступности), а также проводят индивидуальные инструктаж, беседы и
консультации. Для школьников, у которых недостаточно развиты те или иные
способности, организуют дополнительные упражнения развивающего и
корректирующего характера.
Особенно большие возможности для осуществления данного принципа
представляют различные виды практических работ, трудовая практика и
производительный труд учащихся. Индивидуализации способствует также
применение методов программированного обучения.
В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель
нередко с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу,
направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных
интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности, других
нравственных, а также волевых качеств.
Особое внимание следует уделять ученикам, которые увлечены каким-либо
делом, например радиолюбителям, автолюбителям и др. Для таких школьников
желательно подбирать задания повышенной трудности, творческого характера,
выполнение которых требует самостоятельного изучения научно-технической
литературы, разработки проектов, выполнения сложных и ответственных
трудовых операций.
Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода
— систематическое и всестороннее изучение учителем каждого из учащихся в
процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях и
внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в ученических
бригадах, а также при ознакомлении с его семейно-бытовыми условиями.
Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний и
умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл
познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его
осмысления, запоминания и применения на практике.
Реализация этого принципа требует от учителя тщательного отбора
материала для каждого занятия. При этом внимание прежде всего необходимо
уделять его основному содержанию, которое только постепенно должно
расширяться, дополняться новыми сведениями, а затем использоваться для
повторения в различных ситуациях и для применения на практике. В прочном
формировании практических умений решающую роль играют тренировочные
упражнения, практические, лабораторно-практические и учебно-
производственные работы, производительный труд. Определения основных
понятий, важнейшие формулы, последовательность технологических операций,
правила безопасной работы и подобные сведения ученики должны осмысленно
заучить и твердо запомнить. Вместе с тем, чтобы не перегружать память
школьников, следует научить их пользоваться справочной литературой.
Рассматриваемый принцип требует не только прочности знаний и умений,
но и их действенности: способности применять их при решении различных
практических задач, при осуществлении самостоятельной трудовой деятельности
различного характера. Действенность результатов обучения характеризуется
уровнем сформированности требуемых для жизни и труда в современных условиях
качеств личности, качеств работника, воспитанностью выпускников школы в
духе единства знаний и убеждений, слова и дела, сознания и поведения.
Каждый из дидактических принципов одинаково важен, каждый из них в
отдельности, все принципы в совокупности следует учитывать и учителям, и
создателям учебных программ, и авторам учебных пособий при определении
задач, содержания, форм и методов трудового обучения. Все дидактические
принципы взаимосвязаны, взаимозависимы, все они не являются раз навсегда
данными и неизменными. Перемены в социально-экономической, политической
жизни общества, развитие педагогической науки и практики вызывают появление
новых принципов, трансформацию существующих, традиционных. Рассмотренные
принципы, рекомендации по их реализации — это не готовые рецепты, не догма,
их следует использовать творчески, опираясь на знание методики и опыта
трудового обучения, и обязательно комплексно. Последнее очень важно,
поэтому в заключение еще несколько рекомендаций обобщающего характера.
При комплексной реализации дидактических принципов следует
предусматривать;
использование трудового обучения для формирования у учащихся системы знаний
и умений в области основ производства; подбор (в соответствии с
требованиями учебной программы) для усвоения школьниками прочно
установленных в науке, технике, на производстве знаний о предметах,
средствах и процессах труда; применение строго научной терминологии;
организацию самостоятельных упражнений учащихся, практических,
лабораторно-практических и учебно-производственных работ, внедрение
проблемного обучения, привлечение школьников к выполнению
сельскохозяйственных опытов, в том числе по производственной тематике, и
других заданий, требующих творческого мышления;
ознакомление учащихся с тенденциями научно-технического прогресса,
прогрессивными формами и методами организации труда; использование всех
этапов трудового обучения для формирования у школьников политехнических —
общетрудовых и общепроизводственных — умений и навыков, целостной системы
знаний по общим научным основам современного производства;
составление перспективного (календарного) плана по каждой теме
программы; тщательное и систематическое планирование работы на каждое
предстоящее занятие с установлением его связи с предыдущими и последующими
занятиями; систематическое применение методов обобщения изучаемых сведений
и обучение этим методам школьников;
обучение от известного к неизвестному, от простого к сложному, от
легкого к трудному, создание в учебном процессе условий, требующих
определенного напряжения умственных и физических сил школьников; подбор
объектов труда, отвечающих возрастным и познавательным возможностям
учащихся; нормирование труда с учетом физических возможностей и учебных
успехов школьников;
побуждение учащихся к самостоятельности в приобретении знаний и
умений, в выполнении практических работ; развитие у школьников
наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, воображения;
постановка перед учащимися проблемных технических, технологических,
экономических задач и заданий; организация самостоятельной работы
школьников с технической литературой и документацией, формирование у
учащихся умений и навыков конструирования, проектирования, выполнения
опытнической работы; рациональное сочетание творческой и исполнительской
деятельности школьников;
сочетание показа изучаемых учащимися технических объектов,
технологических процессов, трудовых действий, а также наглядных пособий,
опытов, условно-символических изображений (схем, чертежей, таблиц и т.
п.), учебных кинофильмов, диафильмов, диапозитивов и т. п. с объяснением
учителя и беседами, с аналитико-синте-тической деятельностью школьников;
систематическое и всестороннее изучение индивидуальных особенностей
школьников и на этой основе корректирование учебно-воспитательного
процесса;
создание изменяющихся ситуаций для применения учениками приобретенных
знаний и умений (по выражению академика А. Н. Несмеянова, применение —
истинная мать учения); периодическое проведение обобщающих зачетных и
контрольных работ (прежде всего практического характера);
участие в составлении характеристик учащихся, в которых отражаются
результаты обучения (при этом следует иметь в виду его образовательное,
воспитательное и развивающее значение); использование информации о
дальнейшем жизненном и профессиональном пути выпускников школы для оценки
результатов работы с учащимися и внесения коррективов в учебно-
воспитательный процесс.

-----------------------
[1] Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной
школе // Начальное образование. – 1970, - № 2. - С. – 107
[2] Терещук Г. В. Дифференцированные задания как средство индивидуального
подхода к учащимся // Школа и производство. – 1992, - № 11-12. – С. – 8.





Реферат на тему: Применение компьютера в педагогических исследованиях

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



Реферат для сдачи дифференцированного зачёта по предмету
«Информационные технологии»



Исполнитель:



МИНСК 2004



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3


Компьютер как инструмент педагогического исследования 5


Заключение 20


Список использованной литературы 22

Введение


Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом
трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об
активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий,
произошедшем в результате бурного развития электроники.
Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными
философами активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран
в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как
постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим
критерием которого является определяющая роль информационных технологий во
всех сферах жизнедеятельности людей. Но если в 60-е годы идеи об
информационном обществе имели скорее характер футурологических прогнозов,
то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий,
большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное
воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, в
особенности телевидения, в создании и широком распространении персональных
компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке
технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В
своей совокупности, эти достижения коренным образом изменили жизнь
общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность,
т.е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и
хранением информации, но и усложнив и трансформировав мир так, что
осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.

Вообще, информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто
принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко
проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что
вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста
уже не представляется возможным.
Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, всё более остро
выдвигают на первый план задачи развития среди прочих наук педагогики, как
науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего.
Педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребностей
общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и
трудовой деятельности. Её плодотворное развитие может происходить только
при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и
практического опыта, т.е. в процессе исследовательской деятельности.
Известно, что педагогические исследования опираются, прежде всего, на
конкретные факты, которые можно получить только в ходе наблюдений и
проведения экспериментов. Современной тенденцией в сфере исследований
является повышение качества и количества анализа поступающей в ходе
исследования информации.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все
в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности
эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-
то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке
информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой
сфере требует сегодня обработки больших объемов информации, что подчас
невозможно без привлечения специальных технических средств.
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни
общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество
исследовательской работы в педагогике.

Компьютер как инструмент педагогического исследования


Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в
педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-
воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких
видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых
учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления
образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным
предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное
тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование
единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по
педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение
международного сотрудничества в сфере Internet -образования.
Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее
слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей
разработки.
Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является
необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования,
потенциал которого далеко не исчерпан.
Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или
частей. Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и
теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного
фактического материала. Теоретический этап исследования связан с глубоким
анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с
познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов,
т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или
изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы,
рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает,
движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.
Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов
конструирования логики педагогического исследования. Подчеркнем, что логика
каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.[15]
Первый этап — стадия накопления знаний и фактов:
• выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня
разработанности;
• ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений
в данной и смежных областях;
• изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
• определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;
• выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей,
положений;
• построение гипотезы исследования;
• выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап — опытно-экспериментальная работа:
• построение гипотезы исследования – теоретической конструкции,
истинность которой предстоит доказать;
• организация и проведение констатирующего эксперимента;
• организация и проведение уточняющего эксперимента;
• проверка гипотезы исследования;
• организация и проведение преобразующего эксперимента;
• окончательная проверка гипотезы исследования;
• формулировка выводов исследования.
Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического
исследования:
• обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
• научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
• плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.
Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:
• выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах и т.д.;
• публикации в средствах массовой педагогической информации.
Мы считаем, что компьютер может быть эффективно использован на следующих
подэтапах исследований:
1. ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений
в данной и смежных областях;
2. подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка
выводов данного этапа исследования;
3. подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий,
монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах
массовой педагогической информации;
4. выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах и т.д.
Рассмотрим данные подэтапы, а также возможности компьютера при их
осуществлении по отдельности.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано с
применением теоретических методов исследования. Сюда принято относить
анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и
продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической
деятельности, хронометрия, профессиография, метод независимых
характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация;
аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование,
моделирование и другие.
Как было сказано выше, компьютер может стать инструментом исследования
при ознакомлении с теорией и историей проблемы исследования и изучении
научных достижений в данной и смежных областях. Этот процесс связан с
изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих
и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической
печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по
педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже
достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а
какие вопросы ещё не исследованы. Мы видим здесь несколько возможностей
использования компьютера. Во-первых, это поиск литературы:
а) в электронном каталоге реальной библиотеки, а также упрощённый способ
заказа литературы через внутреннюю сеть библиотеки (такая система
функционирует в Национальной Библиотеке Республики Беларусь и других
специализированных библиотеках республики);
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Netscape
Navigator и использованием различных поисковых машин и метопоисковых
систем, как Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru,
Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Ixquik.com, Metacrowler.com, Lycos.com и
т.д.. Они позволяют проверить наличие информации в сети, а также
просмотреть при желании отдельные документы.
На сегодняшний день через Internet из русскоязычных ресурсов доступны
электронные версии многих белорусских и российских газет и журналов,
посвящённых вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций,
курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари,
виртуальные учебники по некоторым предметам высшей школы для дневной и
дистанционной формой обучения, информация о некоторых важных событиях и
мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес
представляют собой электронные библиотеки, как например Российская
Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института
Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека
www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках
www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для
общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, как, например,
на Молодёжном Научном Форуме www.mno.ru/forum, также www.scientific.ru,
педагогический форум http://eureka.ok.club.org.
К сожалению, в Internet не вполне адекватно представлена информация и
материалы научных и научно-практических конференциях и результатах
последних научных исследований в сфере педагогики. По нашему мнению, часто
возникаю проблемы с поиском необходимой информации в связи с неточной
индексацией и тематической сортировкой документов. Этого можно было бы
избежать, если разработать единые требования для представления научной
информации в электронном варианте.
Ещё одним серьёзным препятствием для проведения исследований с
применением ЭВМ является тот факт, что подавляющее большинство серьёзных
научных педагогических работ продолжает издаваться на бумажных носителях и
хранится не в виртуальных библиотеках, а в обычных реальных публичных и
специализированных библиотеках, что, естественно, ограничивает доступ к
ним, усложняет поиск и обработку информации.
Можно сделать вывод, что использование электронных педагогических
ресурсов могло бы значительно облегчить труд исследователя, но в настоящее
время эта область нуждается в доработке.
В России в последние годы проблеме представления информации в сети
уделяется много внимания, например, до 2005 года должна быть завершена
работа по развитию Единой Образовательной Информационной Среды, что должно
значительно облегчит доступ через сеть к информационным ресурсам различных
учебных заведений и положительно сказаться на исследовательской работе.
Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе:
• составления библиографии — составления перечня источников, отобранных
для работы в связи с исследуемой проблемой;
• реферирования — сжатого изложения основного содержания работы;
• конспектирования — ведения более детальных записей, основу которых
составляют выделение главных идей и положений работы;
• аннотирования — краткой записи общего содержания книг или статей;
• цитирования — дословной записи выражений, фактических или цифровых
данных, содержащихся в литературном источнике.
Если бы вся необходимая литература была представлена в цифровом варианте,
все данные операции можно было бы выполнять с применением текстовых
редакторов (типа Microsoft Word) и некоторых его встроенных функций
частично или полностью автоматически. Но даже сейчас, когда большинство
информации представлено на бумажных носителях, компьютер служит для
исследователя надёжным накопителем и хранилищем информации исследования и
помогает в осуществлении всех вышеназванные операции, хотя значительная
часть времени при этом тратится на ввод информации в память ЭВМ. Обычно он
осуществляется с помощью клавиатуры или используя сканер и систему
автоматического распознавания текста (например, Abby Fine Reader).
Ещё один аспект применения компьютера в педагогическом исследовании при
работе с литературой это – возможность автоматического перевода текстов с
помощью PROMT XT и других подобных программ или с использованием
электронных словарей типа Abby Lingvo 7.0.
Можно сказать, что сегодня на этом этапе исследования компьютер заменяет
современному учёному полку книг со справочной литературой и словарями, а
также бумагу, ручку и печатную машинку, избавляя его от неизбежного
многократного переписывания материала при его упорядочивании,
перекомпоновки и редактировании. Он также может использоваться в
планировании процесса исследования, хранить и вовремя предоставлять
информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции,
встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию. С этим
хорошо справляется система управления Microsoft Outlook.
На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную
роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также обработки
промежуточных и конечных результатов исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы исследователь периодически
прибегает к сбору и обработке информации о состоянии предмета исследования
и происходящих в нём изменениях. Только при наличии такой информации
возможно построение гипотезы исследования и проверка её в ходе
эксперимента.
На этом этапе работы для исследования применяются эмпирические методы. К
ним относятся: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение;
беседа; интервью. Также применяются социологические методы: анкетирование,
социометрия, тестирование, экспертные оценки; и математические методы:
регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование,
диагностика, прогнозирование. На завершающей стадии организуется
педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и
передового педагогического опыта.
Мы считаем, что компьютер применим на данном этапе исследовательской
работы:
во-первых, для фиксации информации о предмете;
во-вторых, для обработки полученной информации.
Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-
экспериментальной стадии осуществляется как правило в форме рабочего
дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино- и
видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т.д.). Благодаря
развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня
сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации
об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры,
микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и
воспроизведения графики и звука (например, Microsoft Звукозапись, Media
Player Classic, ACD See, PhotoShop и др.). Запись и хранение информации в
этом случае рациональнее производить на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с
помощью устройства CD- и DVD-Writer, либо хранить её на жёстком диске
компьютера. Хранение фотодокументов исследования в цифровом варианте
позволяет без особых трудностей использовать их в качестве иллюстраций к
статьям в периодических изданиях или к докладам на научных конференциях,
симпозиумах и т.д. Компьютер может хранить на жёстком диске несколько тысяч
фотографий и сотни минут звукозаписи.
Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации сегодня
возможно применение компьютер в процессе сбора эмпирических данных. Чаще
всего его используют при проведении анкетирования и тестирования. Для
доказательности исследования часто бывает необходимым провести опрос
большого количества учащихся, учителей или родителей воспитанников одного
или нескольких, иногда расположенных далеко друг от друга, учебных
заведений. Традиционно анкетирование проводится с заполнением специально
предусмотренной формы на бумажном носителе. Проведение педагогического
исследования методом анкетирования требует материальных затрат на
изготовление анкет, а так же значительных ресурсов по обработке анкетных
данных.
Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet-
анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических
исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких
учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить
трудовые затраты по обработке данных. Один из возможных вариантов
оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ
к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом,
используя знакомый браузер (например, Internet Explorer). Сама анкета или
тест может размещаться как в Интернете, так и на сервере в школьном
компьютерном классе или на отдельном компьютере. Что касается ввода и
обработки данных, тестовая форма может содержать встроенную систему ввода
данных, используя которую оператор вводит коды ответов на вопросы анкеты.
Система осуществляет контроль ввода данных (чтобы избежать ошибок). Ввод
первичных данных каждой анкеты завершается нажатием кнопки, после чего
данные добавляются в специальный файл и становятся доступными для
статистической обработки.
Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа
производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по
умолчанию. Автоматически формируется письмо, на электронный адрес лица,
заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически
формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат
заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Internet происходит
соединение и немедленная отправка данных на электронный почтовый адрес.
Обработка полученных данных происходит в автоматическом режиме, для
определения значимости и надежности результатов анкетирования используются
стандартные статистические критерии, о которых будет сказано чуть позже.
Данную технологию можно активно использовать в проведении разнообразных
педагогических исследованиях, тестировании уровня знаний в учебных
заведениях, в целях психологического тестирования, а так же для организации
дистанционного обучения.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования,
тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы,
наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические
методы исследования с использованием компьютера.
В последнее время предпринимаются серьезные шаги, направленные на
внедрение в педагогику кибернетических и математических методов оценки и
измерения педагогических явлений и установления количественных зависимостей
между ними. Кибернетические и математические методы позволяют подойти к
решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки
педагогических явлений. Часто лишь обработка количественных данных и
полученные при этом выводы могут объективно доказать или опровергнуть
выдвинутую гипотезу.
Методами математической или статистической обработки результатов
педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы,
способы количественных расчетов, с помощью которых количественные
показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в
систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких
закономерностях статистического характера, которые существуют между
изучаемыми в педагогическом эксперименте переменными величинами.
Кроме элементарных операций регистрации, ранжирования и шкалирования,
методы статистического анализа позволяют вычислять так называемые
элементарные математические статистики, характеризующие выборочное
распределение данных, например, выборочное среднее, выборочная дисперсия,
мода, медиана и ряд других. Другие методы математической статистики,
например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о
динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы
методов — корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения
выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях,
существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном
педагогическом эксперименте.
Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели,
непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом
эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими
показателями имеются в виду те, которые применяются в самих
психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической
обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются, методы
статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных
выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Первичные методы статистической обработки: определение выборочной средней
величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы.
Вторичные методы обычно включают корреляционный анализ, регрессионный
анализ, кластерный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или
нескольких выборок.
Применение методов математической или статистической обработки информации
педагогических исследований требует проведения большого числа простых
арифметических операций над большим числом исходных данных. Практика
показывает, что ручные расчёты (с использованием только записей на бумаге)
занимают неимоверно много времени и неизбежно содержат множество ошибок.
Сократить трудоёмкость расчётов и уменьшить число ошибок помогает
использование микрокалькуляторов и персональных компьютеров.
Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые
вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются
неспециалистами в области компьютерных технологий. Простейшая из таких
программ, которая называется «Калькулятор», создаёт на экране компьютера
изображение калькулятора. С помощью этой программы можно проводить простые
расчёты, как на обычном калькуляторе. В тоже время имеется возможность
проводить и некоторые статистические расчёты: нахождение среднего
арифметического и стандартного отклонения. Более подробную информацию о
работе «Калькулятора» можно найти меню «Справка»-«Вызов справки», а о
функциях отдельных клавиш – щёлкнув правой клавишей мыши на любой из кнопок
«Калькулятора».
Сложные статистические расчёты поводятся с помощью специальных программ
для статистических расчётов, например программа STADIA. [5] Для проведения
вычислений с помощью этой программы достаточно ввести исходные данные
(численные значения наблюдений) в блок редактора данных, имеющего вид
таблицы. Все сложные вычисления программа проводит по командам пользователя
автоматически. Другие программы с похожими функциями STATISTICA и SPSS. [2]
Необходимо также отметить возможность использования для статистической
обработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор
позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать
формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые
вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными
данными также можно проводить статистические операции, если к Microsoft
Excel подключён пакет анализа данных.
Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм
также даёт возможность построить на основании результатов статистической
обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно

Новинки рефератов ::

Реферат: Проектирование прибора измеряемого длительность импульса (Программирование)


Реферат: Проявление симметрии в различных формах материи (Естествознание)


Реферат: Александр Македонский и эллинизм (История)


Реферат: Социальная работа в системе социального обслуживания (Социология)


Реферат: Таможенный кодекс Республики Беларусь (Таможенная система)


Реферат: Відлига в СРСР (История)


Реферат: Американская мечта в романе Фитцжеральда "Великий Гэтсби" (Литература : зарубежная)


Реферат: Кресты (История)


Реферат: Электроника (Радиоэлектроника)


Реферат: Организация и проведение урока по физической культуре и часа здоровья (Педагогика)


Реферат: Система управления базами данных ACCESS (Программирование)


Реферат: Экологические аспекты ведения сельского хозяйства в Бабынинском районе Калужской области (Сельское хозяйство)


Реферат: GREAT BRITAIN, Science (Иностранные языки)


Реферат: Педагогическая характеристика детей школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований (Социология)


Реферат: АПК Украины (Сельское хозяйство)


Реферат: Приватизация (История)


Реферат: Управленческий учет и анализ в принятии решений (Менеджмент)


Реферат: Знаменитая личность в период между I и II мировыми войнами. Советский инженер-радиотехник Бонч-Бруевич (История)


Реферат: Договор поставки (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист