GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Теория государства и право (полный курс) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Теория государства и право (полный курс) (Право)





ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


РАЗДЕЛ 1. Предмет и методология теории государства и права.

Общество, Государство, Право
ТЕМА 1. Предмет и методология теории государства и права.
ТЕМА 2. Место теории государства и права в системе общественных наук.
ТЕМА 3. Теория права и государства в системе юридических наук.
ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
ТЕМА 5. Характеристика первобытного общества.
ТЕМА 6. Возникновение государства (восточный путь).
ТЕМА 7. Возникновение европейских государств.
ТЕМА 8. Возникновение права.
ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ТЕСТЫ К РАЗДЕЛУ 1.
ВВЕДЕНИЕ

В системе юридических наук теория государства и права занимает
главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так
и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории
государства и права традиционно уделялось и уделяется большое внимание как
в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем
свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и
учебные пособия.
Несмотря на то, что сегодня происходит переоценка некоторых устаревших
государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей, а
также «корректировка» представлений о государстве, праве, политике,
демократии, все же основополагающие фундаментальные представления о
государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и
правореализации не подвержены политической конъюнктуре, амбициям и т.п.
Государство и право являются сложными, многогранными явлениями
политико-правовой, социальной действительности, зависимыми друг от друга и
в то же время сохраняющими определенную самостоятельность. Учитывая
ограниченность объема учебного курса, сложность изучаемых явлений,
разнообразие позиций авторов по многим рассматриваемым вопросам,
определились следующие задачи: привлечь внимание учащихся к данной
проблематике, помочь овладеть базовыми знаниями по теории государства и
права, стимулировать самостоятельную работу студентов, что позволит по
окончании учебного курса правильно ответить на вопросы тестов, cоставленных
на основе данного пособия.



Раздел первый


ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО

Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и
права с отраслевыми юридическими науками. Связь с философией,
политической экономией, синергетикой, политологией, этнографией, другими
общественными науками.
Методология теории государства и права.
Диалектико-материалистический метод в изучении государства и права.
Синергетический, социологический, сравнительный, догматический,
формально-логический, кибернетический и другие методы. Использование
экологических знаний при изучении государства и права.
Структура учебного курса теории государства и права.
Происхождение государства. Первобытное общество. Характеристика
присваивающей экономики первобытного общества. Власть и социальные нормы в
первобытных обществах
Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая
революция») как фактор социального расслоения общества.
Закономерности возникновения государства. Города-государства. Государство
как социальный институт, обеспечивающий производящую экономику. Государство
как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассового
общества. Типичные и уникальные формы возникновения государства. Властные
институты в раннеклассовых обществах. Государственная власть, ее структура,
функции, способы и формы осуществления. Признаки государства.
Происхождение права. «Мононормы» как социальные регуляторы в
присваивающей экономике первобытного общества. Дозволения, запреты,
обязывание как способы регулирования общественных отношений. Религиозные
формы «мононормы».
Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Классовое и общесоциальное
содержание в праве раннеклассовых обществ. Отличие права от социальных норм
первобытного общества. Право как основа и средство осуществления
государственной власти раннеклассовых обществ. Правовое обеспечение
перехода от раннеклассовых к классовым обществам.
Характеристика теорий происхождения государства, власти, права:
марксистская, теологическая, патриархальная, договорная, насилия,
психологическая, ирригационная и другие.


Раздел первый

ТЕМА 1. Предмет и методология теории государства и права

В принципе, предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом общей
теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной
отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности
их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и,
соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные
социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки
права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по
отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые
и государственно-властные отношения, государственные и правовые
явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность,
содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль
в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции,
наконец, использовать право и государство в целях реформирования
экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-
политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые
категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и
законность, правовые системы и формы права и т.п.
То же относится и к категориям и понятиям государствоведения, таким, как
формы правления и формы государственного устройства, политический
(государственный) режим и государственный аппарат. Наиболее объемные и
богатые по содержанию категории, наиболее сложный понятийный аппарат из
всех областей научного знания, составляющий правоведение, принадлежат
теории права и государства. Расположенные в определенном логическом
порядке, скрепленные причинно-следственной связью, общими принципами и
закономерностями, они, собственно, и образуют структурно-логическую
конструкцию, системное «здание» научно-теоретических знаний о праве,
государстве, правовой культуре.
Наконец, в предмет теории права и государства входят не только реальные
государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и
представления людей на этот счет. В предмет теории права и государства
включена та часть общественного сознания, которая связана с правом,
опосредуется им. Право, государственная власть, законодательство, правовые
отношения существуют и строятся существенным образом в соответствии с
определенными представлениями людей, связаны с их сознанием, психологией,
идеологией. Теорию права и государства при этом интересует не только
правосознание общества в целом, но и правосознание групповое,
индивидуальное, а в особенности профессиональное правосознание должностных
лиц, представителей власти, юристов-практиков, правоведов.
Таким образом, предметом общей теории права и государства выступают право
и государство как явления общественной жизни, закономерности их
возникновения, функционирования, их классово-политическая и
общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и
связи, особенности правового сознания и правовой культуры.
Как и любая наука теория государства и права выполняет определенные
функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для
прогрессивного преобразования общественной жизни.
1. Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и
процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и
права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую
надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет,
какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность
и содержание.
2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается
познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой
действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя
тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает
новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только
устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые
тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные
гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного
отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез
проверяется практикой.
Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к
предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на
данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и
права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического
мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные
связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их
развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Методология теории государства и права. Если предмет теории показывает,
что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается
государство и право. Метод науки - это способы изучения реальной
действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная
наука.
Методология теории государства и права - это применение совокупности
определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных
способов исследования основных общих закономерностей возникновения и
развития государственно-правовых явлений.
Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования
государства и права являются следующие:
1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и
правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя
государство и право, теория должна установить причины их происхождения,
проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную
оценку современного государства и права.
2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение
государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение
ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих
понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие
закономерности их функционирования, в которых отражаются объективная
действительность, реальные явления общественной жизни.
3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права
точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения
главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно
практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного
знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере
только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и
создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и
права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или
свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными,
она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает
одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только
противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое
явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности,
социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря
плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и
права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой
отражаются объективные данные о реальной действительности. Например,
научные представления о том, что государство возникло преимущественно в
результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют
причины его образования. Для понимания общих закономерностей его
возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-
правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия.
Однолинейный подход к изучению государства и приводит к неполным,
односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность
этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-
правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством
которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость
реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о
государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и
синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те
рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и
объективность теории.
Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и
права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи
между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой
надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить
логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами,
отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.
Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически
обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер
взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не
решенные проблемы.
Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и
права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа
различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические
знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о
государстве и праве в целом.
Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании
отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе
которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив
признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный
вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа
государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том,
что такое механизм государства (совокупность государственных органов).
Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от
общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие
закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя
их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка
(определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке,
характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с
изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к
анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения
системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства
подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс
исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее
структуры.
Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-
либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для
того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза - это не
мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим
надзором разума. Теория государства и права не только констатирует
достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на
основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные
закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции
развития.
Общие категории науки отнюдь не перечеркивают частных методов, а,
наоборот, предполагают их. Специальные и частные методы в познании права и
государства состоят в применении таких познавательных средств, которые
пригодны лишь для изучения отдельных сторон, ограниченных и специфических
областей государственно-правовой реальности. Не имея в виду дать
исчерпывающую классификацию частнонаучных методов, укажем на такие методы,
как, например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-
юридический, метод правового моделирования или использования судебной и
административной статистики.
Конкретно-социологический метод может быть эффективно использован при
изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических
институтов, результативности принимаемых ими решений, а также
своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны.
Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной
практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых
вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса
перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы,
особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как
именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить
результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в
рамках системы каждого из составляющих ее элементов.
Целый ряд приемов, таких, как наблюдение, анкетирование,
интервьюирование, эксперимент и т.п., используется в рамках конкретно-
социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений,
разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых
реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и
наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные
рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных
факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными,
препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность,
социальную значимость и последствия решений в области права и государства.
Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии
государствоведения и правоведения. Реформирование и
совершенствование государственно-политической и правовой практики
невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих
одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут
быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических
типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных
этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо
анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические
и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение конкретно-
социологического метода исследований в государственно-правовую теорию
может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе
таких исследований изучается определенная совокупность относительно
самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих
непосредственно в предмет традиционных юридических наук.
Формально-юридический метод является традиционным, свойственным
юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья
сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы),
развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа
действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение
государственно-правовых явлений в советской правовой науке не пользовалось
особым расположением (известное: формально правильно, по существу
издевательство), хотя для практики такой подход и был характерным.
Недооценка, пренебрежительное отношение к указанному методу необоснованны:
fonna legatis - fonna esseentialis - юридическая форма есть существенная
форма, считали древние. Формализм - неотъемлемое свойство права, формальный
подход генетически выделил право из синкретического единства социальных
регуляторов древности.
Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном
познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить,
классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным,
вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно
обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких
формализованных, как правовое моделирование, математический или
статистический и др. методы.
Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых
по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения
целого комплекса «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно
применяются в других областях современного знания. Одним из таких методов
выступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из
предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно
однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них
(модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об
оригинале).
Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики
вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам
исследования, к которым относятся математические, математико-
статистические, кибернетические и др. методики. Логико-математические и
статистические методы являются достижением научно-технической революции,
связаны с наличием в любых, включая право, государство, системах
определенных статистических закономерностей, количественных показателей.
Эти методы доказали свою эффективность в конкретных исследованиях
права и государства, но вызывают необходимость использования машинной
техники, ускоряющей обработку трудоемкого и разнообразного количественного
материала. Математическая вооруженность предполагает высокий уровень
теоретических (логических) и исторических исследований государственно-
правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя
последние.
Итак, выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятся
в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод
позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс,
выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их
причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к предмету,
метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его
выборе и использовании метод может рационализировать познавательную
деятельность теоретика, обеспечить ее научную корректность и практическую
результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные
фактические данные, сделать прогноз на будущее.

ТЕМА 2. Место теории государства и права в системе общественных
наук

Единство научного знания, взаимопроникновение наук не отрицают их
известных отличий. Каждая наука рассматривает определенный круг явлений
природы или общества, который и составляет предмет данной науки. В
зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы,
общества или миру техники, и различают науки общественные, естественные и
технические.
В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и
сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.
Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны
общественных явлений, необходимые и существенные связи и отношения.
Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть
общий объект исследования - государство и право. Каково же соотношение
между ними и где место среди этих наук теории права и государства?
Возьмем философию. Она научно oбъясняет общественное бытие в целом, во
всей совокупности, взаимозависимости и взаимодействии его сторон,
отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности
общественного развития, включая те, которые относятся к праву и
государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и
государство, не для того, чтобы подменять специальные науки об этих
явлениях, а с тем, чтобы, опираясь на данные и выводы науки, определить
место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом.
Таким образом, философия служит теоретической базой и
методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных
наук.
Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения
является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки,
дальнейшего совершенствования

действующего законодательства, укрепления законности. На основе достижений
философской мировоззренческой науки могут быть вскрыты сущность права и
государства, определенные закономерности их трансформации, механизма
функционирования, формы регулирующего воздействия на общественные
отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических
наук.
Генезис, сущность, функциональное назначение права и государства являются
объектом пристального внимания современной социологии. Социология - наука
об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах,
процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, - не
может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и государство. В
чем же ее отличие от теории права и государства? В степени обобщения
явлений и научных понятий и определений, в уровне конкретизации познания, в
различии подходов к изучению права и государства. Право и государство,
несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу
государства, социальную ценность права, социологические их стороны,
социология оставляет в стороне юридические аспекты проблемы, например
такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые
методы регулирования общественных отношений и т.д.
Аналогичным образом складывается отношение между теорией права и
государства и политологией, видящей свою главную задачу в изучении
политики, политических процессов, политических партий, движений, систем.
Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая
власть реализуется и в политических системах, и в других формах
политических отношений.
Такая область общественного знания, как история, исследует различные типы
цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-
экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт
государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные
правовые памятники. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет
закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства.
Политическая экономика, как и экономическая наука в целом, изучает
экономические отношения людей, отношения производства, обмена,
распределения. При этом она не может не касаться роли государства и права.
Этика (сегодня ее отсутствие нередко обнаруживает себя во время
политических дебатов) и политика тесно связаны. Их соотношение - вечная
проблема.
Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом
общественных наук. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере
проблемы сущности государства - сложного и противоречивого явления.
Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно
видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в
международных отношениях. Государство занимается управлением - это сфера
управленческой науки; оно связано с миром хозяйства - это дело экономики;
государство проводит политический курс, сотрудничает с партиями - это
политология; государство требует социологического осмысления - это
социология. Чтобы понять право и государство, необходимо выйти за их
пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные
причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе.

ТЕМА 3. Теория права и государства в системе юридических

наук

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что
они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные
стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в
определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как
сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество
разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их
структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов,
подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и
подразделяются юридические науки.
Весь комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в науке схеме
делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические,
отраслевые и специальные юридические дисциплины. Действующая в настоящее
время классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной
комиссией страны, предусматривает следующие разделы:
1) теория и история государства и права, история политических и правовых
учений;
2) государственное право и управление, государственное строительство,
административное право, финансовое право;
3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное
частное право;
4) хозяйственное право, арбитражный процесс;
5) трудовое право, право социального обеспечения;
6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,
экологическое право;
7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;
8) уголовный процесс и криминалистика;
9) международное право;
10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельные
науки сведены в группы по некоторым родственным признакам.
Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро
меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из
них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское
право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право,
трудовое право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское
право, семейное право и др.).
Здесь нет особой необходимости приводить различные точки зрения. Ясно
одно: никакие детальные подразделения юридических наук не смогут адекватно
отразить быстро меняющуюся, динамичную картину современной жизни, для
которой характерно не только выделение научных направлений, но и
становление отраслей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований
и в то же время отпадение и самоликвидация других направлений отраслевой
юридической науки. В самом деле, специализация научного знания, развитие
тех или иных процессов вызвали к жизни такие отрасли, как космическое,
атомное, компьютерное право. Неблагополучное положение с охраной окружающей
среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического,
природоохранительного права. Политическая линия, направленная на развитие
рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым,
биржевым правом и т.п.
Появление новых или усложнение существовавших правовых явлений (ипотека,
залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.), новых субъектов права
(банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.), расширение
сферы гражданского оборота, увеличение прав граждан и т.п. привлекают
внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют проведение научных
изысканий и появление на дереве юридического знания новых ветвей-
направлений.
Отраслевые и специальные юридические дисциплины занимаются исследованием,
как правило, какой-либо одной области, направлений или сферы
государственной или правовой жизни. В отличие от них теория права и
государства занимается общими специфическими закономерностями развития
права и государства. Теория права и государства выступает своеобразным
резервуаром, в который могут «погружаться» или вновь «всплывать» некоторые
юридические дисциплины общего или «стыкового» характера. Так, философские,
политические и социологические аспекты познания общих закономерностей права
и государства в советский период были интегрированы в единой науке - теории
государства и права. Однако в последнее время появляются основания для
выделения из этой общей основы самостоятельных дисциплин: политической
науки, философии права, социологии права, энциклопедии права.
Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не
ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, или
направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права и
государства различных исторических эпох, всех областей и направлений
государственно-правовой действительности определяет общие и специфические
закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные
черты.
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным
юридическим дисциплинам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее,
направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки
специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и
специальными юридическими науками. Общая теория права и государства
обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая
их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории
сводятся к совокупности последних.
Замечено, что любая теория несет в себе методологическую нагрузку, тем
большую, чем выше уровень теории. Это со всей : убедительностью
относится к теории права и государства, ибо последняя выступает не как
механический итог знаний, накопленных частными науками. Государственно-
правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и
специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые
науки делают упор на современной государственной практике, на действующем
праве, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в
пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных
всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина
государственно-правовой действительности становится более верной и
целостной. В конечном счете решение многочисленных проблем юридической
практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности
действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма
правового регулирования - а, видимо, в этом и состоит задача любой науки -
получают адекватное, объективно-научное обоснование.
Таким образом, теория права и государства - это общественная наука о
закономерностях возникновения, развития и функционирования права,
правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в
частности, об их классово-политической и общечеловеческой
сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.


ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного
государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои
действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в
глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях
возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные
теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих
теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в
которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций,
которые они занимали.
Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из
непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также
концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что
государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку
возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и
общество и выделяют происхождение государства и права в качестве
специфической проблемы.
Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения
государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение
божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели
Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.),
идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак
Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей,
способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую
из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи
незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения
государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости
самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь
и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть:
вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога,
Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее
основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи
высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и
др.).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из
поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой
государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение
власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из
патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает
вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются
современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного
способа возникновения государства. Напротив, установлено, что
патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения
первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует
такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.
Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами
естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно
раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-
III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы
государства - с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали
распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая
борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.
Представителями этой теории были Блюнчли, Г.Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как
результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее
развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора
(борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором
правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом,
используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие
классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность),
а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Некорректность органической теории происхождения государства и
права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления,
бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется
свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики,
химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного
мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять
биологические законы на развитие человеческого общества.
Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями
были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение
государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием
одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного
племени и создается государственный аппарат, принимаются законы.
Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация
закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники
этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие
государства появились именно в результате завоевания одним народом другого
(раннегерманские, венгерское и другие государства).
Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло
возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития
общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот
уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести
к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в
результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние
условия, что имело место при возникновении германских или венгерского
государств.
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в.,
были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и
права проявлением свойств человеческой психики: потребностью
подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного
общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и
отношений и пр.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое
поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают
определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной
стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая
психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных
и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую
очередь.
Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была
сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция,
Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е.
в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились
в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному
(неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее
благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея
«естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых,
естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе
развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами
других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную
жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства,
добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение
в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости
США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди
созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к
числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к
счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства,
справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы
обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение
строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло
это свое отражение и в Декларации независимости США.
Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора,
которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в
этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать
все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных
научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе
представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться
между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при
отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и
необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло
возникнуть государство.
Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно
связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их
предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что
государство возникает как результат естественного развития первобытного
общества, развития прежде всего экономического, которое не только
обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и
определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой
важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них,
господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению
классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости
классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости,
как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход
исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само
общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела».
Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению
государства.
Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные
основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны,
поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве
причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы,
так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления
обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

ТЕМА 5. Характеристика первобытного общества

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух
миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования
приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг,
конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник
человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо
этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно
изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к
возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было
первобытное общество и как оно менялось?
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При
этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность
(все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все
сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю).
На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было
бы обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне
низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких
условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это
было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие
экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более
совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);
- совершенствование способов, приемов и организации труда
(собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее;
разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению
производительности труда.
Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая
община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную
хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают
племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение
общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно
противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда
(например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим
нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.
Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий
и приемов труда.
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня
развития экономики, от производительности труда, определявших, какое
количество людей могла прокормить определенная территория.
Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим
собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и
решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался
старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только
выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних
ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях),
он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало,
поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих
интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких
привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою
долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его
авторитете, уважении к нему других членов рода.
Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды.
Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах
общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен
управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда
двух, один из которых был военным вождем).
С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления,
руководства, и постепенно происходит его специализация, а то
обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают
соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению
общественных должностей.
Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более
человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях
его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части
унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм,
регулирующих производство и распределение, семейные,
родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе
накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени
отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в
коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из
поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно,
в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в
том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей
изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов
(табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие
обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни
приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально
происходило одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути
человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и
Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Это
требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и
других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение
сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы
собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось,
произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю
(Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной
собственности (Спарта).
Это оказало существенное влияние на процесс возникновения государства и
права, а также на характер и государства, и права.


ТЕМА 6. Возникновение государства (восточный путь)

Отмеченные выше изменения в экономике, структуре и управлении обществом
происходили одновременно и были взаимосвязаны и во многом
взаимообусловлены. Важной ступенью социального развития явилась
неолитическая революция (10-15 тыс. лет до н.э.), когда появились
шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Повышение
производительности труда в этот период привело к тому, что человек стал
производить больше, чем он потреблял, - возникли избыточный продукт,
возможность накопления общественных богатств.
Именно в этот период началось разложение первобытнообщинного строя и
начался процесс возникновения государства.
В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные
изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а
затем перераспределяется и это перераспределение осуществляется вождями и
старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно
в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают
родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность»,
суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения
на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту
«собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и
повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при
распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А
поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности»
появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать
«выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к
дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к
появлению наследования должностей.
Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную
социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление,
которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает
собственные, не совпадающие с обществом интересы.
Таким образом, этот (восточный или азиатский) вариант формирования
государственности отличается прежде всего тем, что политическое господство
основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной
должности. Существенное влияние здесь оказали географические
особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных
родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ,
превышающих возможности отдельных общин (например, строительство
ирригационных систем). Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем,
а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу
самостоятельной публичной власти.
В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми
резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть
общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины
особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных
администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные
функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.
Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные
администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого
статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в
какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в
привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент
складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из
главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов
«по азиатскому типу» было использование властвующими слоями и группами
сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими,
политическими и военными функциями.
Административно-государственные структуры, появление которых жестко
обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем
возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении
веков деспотическое государство не только было орудием классового
господства, но и само служило источником классообразования, возникновения
различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не
сами средства производства, а управление ими.
Экономика основывается на государственной и общественной формах
собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка
государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако
частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику:
решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных»
общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма
условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с
имуществом, а нередко и вместе с головой.
Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность
других групп - купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее
владельцы, находилась в безраздельной власти монарха; во-вторых, она также
не играла решающей и даже важной роли. Собственность купцов была связана со
сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в
городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем
общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.
Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой
деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки
государственной власти» превращаются в органы управления и господства над
суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей
складываются в микро- и макрогосударства, объединяемые силой
централизованной власти. В этих регионах, как говорилось, она приобретает
деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу целого
ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись
исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением
действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также
окрашивалось идеологически (прежде всего в религиозных формах -
сакрализация власти): «власть от Бога», правитель является носителем и
выразителем «божьей благодати», посредником между Богом и людьми.
«Естественную основу для восточного деспотизма» составляют почти полностью
изолированные друг от друга, самообеспечивающиеся хозяйственные организмы -
общины, которые, по определению Ф.Энгельса, создают между собой лишь
«одинаковые, но никоим образом не общие интересы».
В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо
вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и
вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого
ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины,
постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства –
земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются
свободными, однако фактически все стало государственной собственностью,
включая личность и жизнь всех

Новинки рефератов ::

Реферат: Трудовой договор, договор купли-продажи (Право)


Реферат: Лекции по организации малого бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Избранная Рада и ее реформы (История)


Реферат: Классификация машин и инструментов для обработки древесины (Технология)


Реферат: Антонио Доменико Виральдини (1705-1741) (Музыка)


Реферат: Основания (Химия)


Реферат: Социальная политика на Украине (Социология)


Реферат: Расчет настроек автоматического регулятора (Радиоэлектроника)


Реферат: Декларация прав человека (Право)


Реферат: Анализ заработной платы предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сущность и основные схемы перестрахования (Страхование)


Реферат: Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся (Педагогика)


Реферат: Президент Российской Федерации (Право)


Реферат: Бизнес-план АТзт ПГХ «Хрещатик» (Менеджмент)


Реферат: Лекции по текстильному производству (Технология)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Варанаси - город тысячи храмов (Культурология)


Реферат: Развитие инструментальной музыки в эпоху романтизма. Творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини (Музыка)


Реферат: Реклама и ее функции (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ) (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист