GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Развитие Интернета в целях образования (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Развитие Интернета в целях образования (Педагогика)



Развитие Интернета в целях образования

В настоящее время Интернет становится важным фактором информационного
взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется
возможным. Интернет постепенно проникает в образовательную область, что
отмечается в ряде документов. Однако включение Интернета в образовательный
процесс сталкивается с рядом проблем (которые позже будут приведены ниже.)
но прежде всего, это проблема самой информации, находящейся в Интернете:
она может быть некорректной, искаженной, может быть направлена на
достижение политических, экономических или других целей. Школьники
практически не подготовлены к работе с такой информацией. Они, зачастую,
самостоятельно интерпретирует ее в зависимости от знаний, возраста,
жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Адекватность
восприятия информации школьниками будет зависеть от того, обучены или не
обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим
мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести
информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный
процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. К сожалению,
обучение школьников этим навыкам затруднено еще и тем, что далеко не все
школы имеют выход в Интернет, а те, которые имеют, сталкиваются с
различными техническими проблемами и проблемами включения Интернета в
классно-урочную систему из-за недостатка методического обеспечения и
качества связи. Урок постепенно перестает восприниматься как единственный
путь получения знаний, он - лишь одна из форм, и не всегда самая
продуктивная. Оптимальный путь освоения знаний всегда сопряжен с личностной
активностью обучающихся, с их заинтересованностью. Исходя из этого, в школе
необходимо постоянно создавать ситуации игрового, творческого характера, в
которых дети могли бы решать конкретные образовательные задачи, связанные
не только с освоением определенной суммы знаний, но и с формированием
информационных умений. В этих ситуациях отношения "учитель-ученик"
трансформируются, роль учителя, владеющего монополией на истину в ситуации
стандартного урока, меняется на роль консультанта, партнера по творческому
поиску.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью изучения
Интернета как части образовательной области информатики, и отсутствием
методики его изучения в трех аспектах: использование технологии
(технологическая составляющая); оценка информации (оценивающая
составляющая); извлечение некоторого смысла (смысловая составляющая).

Проблемы включения Интернета в общеобразовательный процесс.

1. Основные задачи образования в условиях развития Глобального
информационного пространства

Развитие Интернет и Глобального информационного пространства (ГИП) и
создание коммуникационной и информационной инфраструктуры в Украине ставит
в области образования две важные задачи:
1. обучение и тренинг в области современных компьютерных сетей и сетевых
информационных технологий (КС и СИТ);
2. широкое использование возможностей Интернет в образовании для
повышения качества и расширения интернационализации образования во
всех областях знаний.
Необходимость широкого внедрения современных СИТ с целью интеграции Украины
в Глобальное информационное пространство вызывает потребность развития как
профессионального образования, которое должно создать необходимое
количество специалистов для поддержки и развития национальной
информационной инфраструктуры, и кратковременного тренинга для
удовлетворения срочных потребностей фирм и организаций в специалистах для
эксплуатации собственных компьютерных инфомационных сетей.
Если последняя задача может быть решена с привлечением зарубежных
специалистов и тренинга зарубежом, то первая задача должна решаться только
в Украине и включать создание образовательной материальной и методической
базы, включая подготовку учебников, методических указаний и разработка
терминологии.
Основными проблемами развития профессионального образования в области
сетевых информационных технологий являются:
. недостаточное количество преподавателей и специалистов, имеющих
реальный опыт работы в Интернет и разработки приложений для Интернет;
. отсутствие учебной и методической литературы на украинском и русском
языках.
. недостаточно развитая коммуникационная инфраструктура в стране и
скорость каналов подключения к Интернет у университетов и учебных
заведений;
. бедные информационные ресурсы образовательного характера на украинском
и руссокм языках (включая ресурсы СНГ);
. слабая оснащенность компьютерами в школах и университетах.
Часть приведенных проблем может быть решена университетами и учебными
организациями в процессе постановки и развития учебных курсов, используя
новые парадигмы и принципы образования в ГИП, кратко рассмотренные ниже.
Однако для этого нужна начальная подготовка преподавателей и сильные
мотивационные факторы ориентации усилий на образовательные нужды. Вопросы,
связанные с развитие коммуникационной инфраструктуры, относятся к
компетенции государственной политики и успешно решаются. Стимулирующим
фактором здесь является то, что Украина развивается как большой транзитный
узел на Европейско- Азиатском направлении. Опыт развития Интернет в США и
реализации телекоммуникационных программ в Европейском Сообществе
показывает, что именно коммуникационная инфраструктура является основой, на
которой начинают работать механизмы инвестирования внедрения и развития
сетевых и информационных приложений.

2. Возможности Интернет для целей образования

Интернет и ГИП предоставляют новые возможности и среду для развития
образования, при этом существенно изменяя сам характер и основные парадигмы
образования.

Интернет предоставляет следующие возможности для целей образования:
1. электронная почта - для обмена информацией между студентами и
преподавателеми;
2. списки рассылки - для рассылки общей информации учебной группе и
организации коллективных обсуждений;
3. передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер
организавать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими
и учебными материалами и программным обеспечением;
4. использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить
базовыми технологиями для поддержки учебного процесса и тренинга в
области СИТ и организации дистанционного образования с интерактивными
и кооперативными элементами;
5. доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через
Интернет.
В современной глобальной информационной среде фактически стирается грань
между обычным и дистанционным образованием, да и само дистанционное
образованием приобретает новые черты, связанные с полным использованием
сервисов и возможностей Интернет. Использование элементов дистанционного
образования в обычном образовании позволяет сделать учебный процесс более
гибким, способствовать всестороннему развитию специалиста, особенно, на
этапе формирования его профессионального кредо. Первые два сервиса -
электронная почта и списки рассылки, - являются уже достаточными для
организации простейшей модели дистанционного образования, даже если
студенты не имеет полного доступа к Интернет. FTP может быть использованно
для базового обеспечения студентов информационными материалами учебным
программным обеспечением www предоставляя базовый графический гипертекствый
интерфейс в глобальном информационном пространстве, в настоящее время
соединяет в себе все основные сервисы Интернет и, при использовании Java и
ActiveX, позволяет организовать интерактивный интерфейс с серверной учебной
программой. Важным фактором является необходимость и возможность создания
на основе WWW гибкой системы тестирования знаний студентов.

3. Новые подходы к образованию в условиях развивающегося ГИП
Важнейшим фактором, определяющим и стимулирующим изменения основных
подходов в образовании в условиях развития ГИП, является то, что
современное обучение происходит в быстро изменяющейся информационной среде,
богатой знаниями, в которой должны учиться и преподаватели, и учащиеся.
В новых условиях главными задачами образования являются
. формирование базовых знаний
. формирования умения самостоятельно учиться и профессионально
совершенствоваться
. формирование мотивационной ориентации на продуктивно- контрибутивный
процесс обучения.
Для иллюстрации изменения главной парадигмы образования можно
сформулировать следующий образный тезис: “В учебном классе, подключенном к
Интернет, учащийся имеет выбор, остаться ему в классе, или "уйти" в
Интернет”. И если учителя не смогут удержать своих учеников в "классе", то
последние могут потеряться на просторах Интернет. Задачей национальной
политики, и не только образования, должно быть создание национального
культурно- информационного пространства. Это позволит сохранить нашу
культуру для нового поколения, которое все больше информации и знаний будет
получать из Интернет.
Начальное образование уже должно учитывать дальнейшее сильное влияние ГИП
на формирование сознания и менталитета нового человека и формировать
соответствующую систему ценностей, ориентированную на существование в
условиях открытого информационного общества и приоритеты в развитии
национально- культурной информационной среды и ресурсов, которые должны
оставлять национальные приоритеты даже в условиях естественной утечки
“мозгов” и развития сети удаленной работы через Интернет - "телеработы".

Широкое распространение должны найти современные методики образования
. Проектно-ориентировнное обучение (ПОО) или проблемно- орентированное
обучение, эффективно используемое в среде, богатой информационными
ресурсами и знаниями
. Кооперативно- контрибутивное обучение (ККО), наиболее эффективно
работающее в условиях развивающихся и широко внедряющихся технологий,
которые наиболее приближены к существующим условиях в Украине и других
странах с реструктурируемой эконономикой.
названные методы учитывают существующую как зарубежом, так и в Украине
смену основной парадигмы в обучении. Прежний метод обучения учитывал
следующее распределение ролей:
1. Учитель как источник информации и знаний - учащийся как получатель и
накопитель информации и знаний.
Новый подход, используемый в ПОО или ККО, предполагает кооперативный
механизм взаимодействия преподавателя и студентов и следующее распределение
ролей:
2. Учитель как производетель и указатель информации - учащийся как
накопитель информации и формирователь знаний.
В этом случае преподаватель должен выполнять роль “играющего тренера”,
создавая побуждающие и мотивационные факторы для изучения предмета и
приобретения необходимых навыков и знаний.

4. Принципы обучения в условиях развивающейся информационной инфраструктуры
и широкого внедрения новых информационных технологий
Имеющийся опыт позволяет сформулировать основные принципы образования в
глобальном информационном пространстве в условиях широкого внедрения новых
информационных технологий :
1. Новая парадигма образования должна использоваться в современной
сетевой информационной среде:

Учиться из Интернет - развивать Интернет.
2. Использовать кооперативную модель проектно- ориентированного обучения.

Предоставлять и использовать инициативу студентов в освоении новых
технологий и направлять их на развитие учебно-методической базы и
создания полезных информационных ресурсов, при этом преподаватель
должен выступать в качестве консультанта или куратора, используя при
этом элементы кооперативного обучения.
3. Стремиться создать контрибутивный процесс образования, при котором
проектная часть учебного курса направляется на создание полезных
информационных ресурсов или разработку пилотных проектов. Нельзя
просто обучиться технологиям Интернет, не принимая участие в развитии
ее информационных ресурсов.
4. Широкое использование элементов дистанционного обучения с
использованием электронной почты, списков рассылки, FTP и WWW с
элементами интерактивного общения.
5. Результаты экспериментального внедрения предлагаемой методики
Инициативный проект по развитию профессионального образования в области
компьютерных сетей и сетевых информационных технологий по магистерской
программе был начат на кафедре систем автоматизированного проектирования
(САПР) НТУУ “КПИ” в 1995 году. В настоящее время выпущена первая группа
магистров из 17 человек.
В процессе разработки и реализации предлагаемой методики были разработаны
учебные программы и материалы по курсам "Компьютерные сети", "Сетевые
информационные технологии", "Перспективные сетевые технологии", "Применение
Интернет в бизнесе и маркетинге". Быстрое развитие сетевых технологий
требовало ежегодной смены содержания курсов более, чем на 30 %, при этом
вопросы, касающиеся сервисов Интернет и средств разработки приложений для
WWW -Интернет оставлялись на самостоятельную проработку студентами. Такая
смена курсов стала возможна только при использовании кооперативно-
контрибутивного подхода и привлечения студентов к развитию курсов.
Важным компонентом предлагаемой методики обучения является курсовое
проектирование, которое и создает обьединяющий, интегрирующий элемент для
кооперативно- контрибутивного процесса. Курсовые проекты посвящены реальной
тематике и выбираются из предложенного преподавателем списка или
предлагаются студентами самостоятельно. Они должны содержать все
необходимые компоненты создания реальных корпоративных или кампусных сетей,
включая распределение обьязанностей в проектной группе:
. Исследование реальных условий создания сети на местности или в
организации
. Определение рабочих и пользовательских групп и их информационных
потребностей
. Разработка структуры сети Интернет-интранет
. Выбор оборудования, программного обеспечения и провайдера Интернет (на
сравнительной основе)
. Разработка информационного сервера сети
. Разработка информационного наполнения WWW-сервера и его установка на
учебном сервере
Результатом внедрения кооперативной и контрибутивной технологии образования
в процессе курсового и дипломного проектирования была реализация ряда
проектов создания информационных ресурсов WWW для поддержки учебного
процесса - информационное наполнение учебно- образовательного WWW-сервера
кафедры (http://cad.ntu-kpi.kiev.ua), - а также создание информационных
ресурсов культурно- исторического содержания в рамках проекта «Украинский
Интернет- павильон» (http://www.park.kiev.ua).



1. Demchenko Yu.V. Cooperative and Contributive Learning - the real
choice to push professional education in Networking Information
Technologies in Ukraine and CIS. - JENC8 Proceedings. -- Edinburgh,
Scotland. -- May 12-15, 1997. -- Pp. 822-1 - 822-7.
2. Demchenko Yu.V. New Paradigm of Education in Global Information
Environment: Learning from the Internet - Contributing to the
Internet. – INET 97 Proceedings. - "The Internet: Global Frontiers.
The Annual Meeting of the Internet Society. - 24-27 June 1997, Kuala
Lumpur, Malaysia.

Всё это было найдёно с помощью поискового сервера www.yandex.ru на сайте




Реферат на тему: Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

План

Введение.
Чувство взрослости.
Развитие Я-концепции.
Особенности личности подростка.



Введение.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является
подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее
сложившихся психологических структур, возникают новообразования,
закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая
направленность в формировании нравственных представлений и социальных
установок.
Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к
зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные
черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно
рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание
источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к
раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с
изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного
уровня, характера и содержания.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы
самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом,
важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению
внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и
является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно
произойти.



Чувство взрослости.

Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его
готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного
участника этой жизни.
С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же
школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же
семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он
не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же
приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за
хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки,
по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и
психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может
включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со
взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают
взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет,
тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою
личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а
образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти
через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых
отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в
жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно
потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет свое
поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей
неделе - хулиганистый "как соседский Вовка". У кого-то из подростков
вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев
до невменяемости).
Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости,
благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого
подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность,
когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства,
глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении
как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.
Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития
морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за
благополучие других. Более распространённой в наше время является
социальная инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка,
манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся
мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и
сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает
ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит
на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу
имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных
недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни
молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток,
считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не
отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой
же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности
в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм
психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Внутренне происходит следующее.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно
взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к
равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше,
чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не
желает (разве что на словах).
Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь
отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это
так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и
постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится
по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных
конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения
(самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).



Развитие Я-концепции.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего
подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток
делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя,
личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система
внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного
«Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
Необходимо впомнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам
появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном
возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых
своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Несмотря
на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их
попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения,
отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших
школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они
различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности,
сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат»,
«Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а
то и на кол. Она «колышница»
К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, всё чаще
описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства.
Вот что рассказывает о себе ученик 4-го класса: «Характер у меня слабый,
Когда я был маленьким, ещё когда в сад ходил и в первый класс, меня другие
били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице не жаловался.
Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс играть. Теперь меня
не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным. Но
зарядку я не делаю. Всё собираюсь и никак не начну».
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а
затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания,
связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки
анализиуются им пристрастно.
В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то
есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через друзей:
подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать
себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Работает подростковая
рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В
них ребенок отражает все свои желания, страхи…
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к
недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой
по своему общему уровню и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно
наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют
«воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует
себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых
прохожих на улице. Он всё время открыт чужим взглядам, что усиливает его
ранимость.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте
склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые
чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных
вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Рассматривая структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и
самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в
психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я
предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я
-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида,
направленных на самого себя.


Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности
самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои
актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его
представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями
индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том,
каким он хотел бы стать.
Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания,
которые выражаются в строении представлений о самом себе, "Я-образе", или
"Я -концепции" осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов
"Я", либо как поиск "измерений" (то есть содержательных параметров) этого
образа. Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я-
реального" и "Я -идеального", которое так или иначе присутствует в работах
У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также
предложенное У. Джемсом различение "материального Я" и "социального Я".
Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: "настоящее Я",
"динамическое Я", "фактическое Я", "вероятное Я", "идеализированное Я".

Образы "Я", которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны –
они отражают всё богатство его жизни.
Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней
привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных
областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах,
соединяясь, образует большой пласт Я-концепции – так называемое реальное
«Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию
когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два – оценочный и
поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом
деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих
качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря
влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному перживают
отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того,
представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения.
Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем её
сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
Подросток ещё не цельная зрелая личность. Отдельные его черты
особенно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.
Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине
подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда
случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в
самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка
значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто
включаются механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий
себя смелым, струсл. Рассогласование его представлений о себе и реального
поведения может вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от
них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был
разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо
(механизм рационализации); или признаёт, что он струсил, но ведь и все его
приятели – трусы, каждый поступил бы также на его месте (механизм
проекции).
Образы "Я" никак не связаны между собой, но реальны при разной степени
реалистичности. Таким образом складывается идеальное представление об
идеальном "Я". Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти
представления только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам
и т.п.
Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток пытается и
развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я"). Например, у
физически больного ребенка в "Я - концепции" заложено - здоров. Такой
ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет
удаваться (хоть и не в полной мере).
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих
возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.
Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и
действительном своём положением приводит к неуверенности в себе, что внешне
может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
При осознании "Я" - реального правильно существует возможность
исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные
шаги самовоспитания.
Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем
будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик
хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если
хочет быть эрудированным – начинает читать художественную и научную
лтературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы
самосовершенствования.

Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя
оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за
шагом.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что
у подростка развивается саморегуляция. Меняется уровень саморегуляции:
способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной
ситуации. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость,
силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими
идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется,
что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в
классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу.
Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-
концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем
школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии
самосознания.
Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.



Общая структура Я-концепции.



Особенности личности подростка.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет
свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый
возраст.
| |Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом |
| |физических изменений. |
| |В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе |
| |рождение. |

Подростковый возраст считается трудным в воспитательном отношении.

Наибольшее количество детей с, так называемой, "школьной дезадаптацией",
т.е. не умеющих приспособиться к школе ( низкая успеваемость, плохая
дисциплина, расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление
негативных черт в личности и поведении, отрицательных субьективных
переживаний и т.д. ) приходится на средние классы.
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым
созреванием как причиной различных психофизиологических и психических
отклонений.
В подростковом возрасте могут впервые возникать и , обостряться разного
рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний
или значительными затруднениями процесса формирования личности.

Риск начала шизофрении, в подростковом возрасте, в 3-4 раза
выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим
количеством, так называемых "трудных детей". Но даже совершенно здоровых
подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения,
постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и
самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что
-некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной,
затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию".

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального
внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности,
вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными
потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой —
потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в
данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные
черты психического развития подростка.
Одной из главных черт психического развития можно считать личностную
нестабильность подростка.
Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом «Бури и
натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо
противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своими
родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице
боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную
дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».
А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она
просто изменила мнение.
То же касается хобби и увлечений. Месяц позанимавшись фехтованием, Ваш
сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого бы то ни было — страшный
грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.
Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются
в общении со сверстниками.
Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно
было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В
друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в
самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же
способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в
дополнение своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в
купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный
характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с
другой – частая смена друзей
Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.
Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он
принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку,
и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно
внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах
ребенка, чем сами родители, и именно к сможет влиять на его поведение и
отношения с другими. Имнению членов этой группы подросток будет
прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.



Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
3. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1988.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
6. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.,
2000.
7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления
личности. – М., 1994.



-----------------------
Я-КОНЦЕПЦИЯ

ИДЕАЛЬНОЕ Я

РЕАЛЬНОЕ Я

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ






Новинки рефератов ::

Реферат: Неполадки при загрузке Windows и их устранение. Загрузочная дискета (Программирование)


Реферат: Испания в период между мировыми войнами (История)


Реферат: Россия XV-XIX веков глазами иностранцев (Политология)


Реферат: Слияния и поглощения. Особенности слияний и поглощений в России (Инвестиции)


Реферат: Аристотель - основатель науки Логики (Философия)


Реферат: Шпора по конспектам 11-го класса (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики (Искусство и культура)


Реферат: Н. М. Карамзин (История)


Реферат: Русская пейзажная живопись 19 века (Искусство и культура)


Реферат: Мотивация персонала (Менеджмент)


Реферат: Пакт Молотова-Риббентропа (История)


Реферат: Коммерческий кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Власть как общественное явление (Политология)


Реферат: Танковые войска в период Второй Мировой войны (История)


Реферат: Страховой рынок Великобритании (Страхование)


Реферат: Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России (Теория государства и права)


Реферат: Рептилии и амфибии (Биология)


Реферат: Краснодар 1941-42 (История)


Реферат: Производство серной кислоты контактным способом (Химия)


Реферат: Развитие операционной системы для ПК на современном этапе (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист