GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского (Педагогика)


Коломенский педагогический институт



Реферат



студента 332 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
по философии и истории образования
на тему:


Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского



1998 год
План реферата

1. Введение

2. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского

3. Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского

4. Дидактические взгляды

5. Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского

6. Значение педагогического наследия Я. А. Коменского

7. Заключение

8. Библиографический список



Введение

Цель данного реферата - попытка раскрыть одно из направлений
педагогической теории крупнейшего педагог демократа, выдающегося
общественного деятеля 17 века Яна Амоса Коменского. Раскрывая тему
семейного воспитания по Коменскому нельзя не затронуть его дидактические
взгляды, а также саму сущность педагогической теории Я. А. Коменского и
ее характерные черты. Ведь многое, о чем мечтал великий педагог вошло в
практику школы. На основные положения его педагогической теории, такие как,
принцип природосообразности, возрастная периодизация опиралось огромное
количество известных педагогов следующего столетия. Поэтому, прежде чем
приступить к раскрытию главной темы реферата я кратко опишу основные
дидактические взгляды Коменского и его педагогическую теорию неотъемлемой
частью которой является семейное воспитание.



Краткая биография Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)
в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и
Гейдельбергском универсистетах в Германии. После этого Коменский был
проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался
педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,
Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский
стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая
Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская
школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа”
и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что
он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых и дружественных отношений между людьми и
народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий
совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал
“Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль
о том , что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода
из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к
будущему самовоспитанию и самообразованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.



Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского
Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что
правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.
Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее
главнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,
так и в отношении человека. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева
М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 31/. Он указывает,
что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо
исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа
в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем
аналогий с естественными “основоположениями” , законами природы.
Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в
“Великой дидактике”. “ ... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная
лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое
растение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные и
сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал,
подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ,
все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и
благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и
благочестивым”. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 88/.
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего
поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

|детство - от рождения до 6 лет включительно |
|отрочество - от 6 до 12 лет |
|юность - от 12 до 18 лет |
|возмужалость - от 18 до 24 лет |


В основу этого деления он кладет возрастные особенности : детство
характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -
языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более
высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и
способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным
особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень
образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он
разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или
гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой
области - академия.
Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения
наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и
был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка
одновременного изучения одной науки ( или небольшой группы родственных
наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. / Константинов Н. А.,
Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение,
1982.-С. 31 - 33/.


Дидактические взгляда Я. А. Коменского

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и
обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно
раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как
зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному
восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “золотое правило”
дидактики: “Все, что только возможно, предоставлять для восприятия
чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи -
обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания.
Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами,
пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. / Константинов Н. А.,
Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение,
1982.-С. 33 - 34/.
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский
противопоставил требование сознательности учения.
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал,
надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые
систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к
абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.
В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В
“Великой дидактике” Коменский выдвинул такие основоположения:
- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в
определенном порядке
- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает
наиболее особенным
- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно
- начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до
конца.
- и др.
/ Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981. - С. 115 - 119/.
Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование
посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только
то, что доступно их возрасту.
Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные
способности учащихся, “воспламенить жажду знания и усердие к учению”, для
чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую
любознательность. “У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в
наблюдении, в речи, в практике и в применении”, - писал он. / Константинов
Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.:
Просвещение, 1982.-С. 35 - 36/.


Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского

Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу
природосообразности. “Показав, что райские растеньица - христианское
юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует
рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать,
что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались
и источником для них разумной нравственной и святой жизни. ” / Пискунов А.
И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. -
С. 91/.
“Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие
родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей
деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно
уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для
обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера.
Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями
... ” Там же.
Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе
место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод что основную
роль в воспитании детей играют именно родители.
Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями
Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И
главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по
мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания.
Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и
поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению пробуждается и
поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными
предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в
присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, с
побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или
еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят
поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к
детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы
вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к
учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть
того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ” Коменский Я.
А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955. - С. 243- 245.
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский
в “Великой дидактике” создает образ материнской школы. Надо отметить, что
цель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно
внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их
предметами и распознавать их.
Кратко опишу основные характерные черты этой школы.
“В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все
главные ветви , которые оно будет иметь и которым в последствии приходится
только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели
научить на его пользу в течении всей жизни, - все это должно быть преподано
ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого
просмотра всего того, что подлежит изучению.” Далее Коменский приводит
список предметов, которые по его мнению необходимо изучать в материнской
школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются
предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками.
“Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как
дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях , замечая, что все, что
они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая,
что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь.
Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть,
нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и
является основой метафизики.
В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того,
чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень,
железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.
Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и
называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного,
красного и пр.
Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и
рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле
действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.
Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает,
когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать
наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем,
дает четыре и пр. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 148 - 149/.
А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического
искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности
и пр.
То есть мы видим, что на семью возлагается колоссальная ответственность
за развитие ребенка. Коменский говорит : “Все всего легче образуется в
нежном возрасте”. То есть в соответствии с принципами природосообразности и
возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание
(материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов
детского воспитания и обучения.



Заключение

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической
мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки,
получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России
в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального
обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников
другими прогрессивными педагогами.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много
глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации
учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные
четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система,
учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации
его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах
различных стран.
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же
роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии
астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея
всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе,
некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь
медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое
время , вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два -
два с половиной столетия спустя.
Со второй половины 19 века значение Коменского стало все более
уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в
России).
Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является
большим вкладом в мировую культуру. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н.,
Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 38 - 39/.

РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332 группы технологического факультета
Семенова Владислава Игоревича
по философии и истории образования на тему:
“Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского”.

Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что Семенов
В. И. довольно серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы.
Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяется
теме реферата, а именно педагогическим идеи семейного воспитания в
наследии Я. А. Коменского.
План реферата состоит из восьми пунктов.
Семенов В. И. начинает свой реферат с введения и краткой
биографической справки в которой он описывает некоторые важные события
жизни и деятельности Коменского.
В следующих двух пунктах Семенов кратко и умело излагает основные
положения педагогической теории и дидактические взгляды Я. А.
Коменского.
Пятый пункт полностью посвящен теме реферата.
Надо сказать, что раскрывая тему реферата Семенов делает мало своих
выводов и суждений.
По ходу изложения темы Семенов В. И. делает ссылки на литературные
источники список которых приведен в конце реферата.
В заключительной части реферата Семенов излагает важность и
историческое значение педагогического наследия Я. А. Коменского и
подводит итоги.
По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержит
ничего лишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличной
оценки.



Рецензент



Библиографический список


1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.


3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики .
- М.: Просвещение, 1982.







Реферат на тему: Семейное воспитание в развитии ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

2. аспекты психологии о семье.

3. Воспитание детей в различных по структуре семьях

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА


1. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИя.


2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ


ГЛАВА 3. АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ


Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит
железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый
лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная
и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и
неповторимая в каждой семье, - это творение человека.


Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в
ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать
повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является
это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его
будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это
творение будущего и взгляд в будущее.


Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы
создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и
матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные
дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг
друга и вместе с тем любят и уважают людей.


Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его
поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир,
познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая
смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это ощущение того,
что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для его счастья.
Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку,
видит яркую игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем
дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение,
поступки маленького человека продолжают диктоваться только его
потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные,
повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.


Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда
к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере
примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения -
присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг.
Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже
делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.


Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много
получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства
благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не
только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их
играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся
отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от
отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных
радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие
счастье, которое дается сколько - нибудь хорошей семейной жизнью,
вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй,
а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они
могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а
отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует
о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в
тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их
воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их
родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и
детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их
родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на
всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности сына.


Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи,
применительно к нашей стране.

Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в
нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка
воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью,
где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего
времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная
семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной
семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

В работе подробно проанализированы стихийные и целенаправленные
воздействия взрослых членов семьи на ребенка, типичные ошибки родителей.


Впервые подвергается системному анализу такое социально-педагогическое
явление, как “домашнее воспитание”, возрождающееся в новых социально-
экономических условиях; проанализированы этапы его развития, цели,
содержание и опыт подготовки специалистов в исторической ретроспективе;
определены требования к современному домашнему педагогу и его подготовке в
современной России. Домашнее воспитание - новое направление в современной
образовательной системе, еще недостаточно исследованное; в этой области
ведутся поиски наиболее эффективных форм его осуществления, накапливается
опыт. В работе не ставится цель раскрыть воспитание социальных навыков
общения ребенка, включение его в другие, кроме семейного, сообщества.


Работа состоит из предисловия, четырех глав, где приведены,
педагогические ситуации для анализа, фрагменты из теоретических источников
по проблемам семьи, брака, семейного и домашнего воспитания.


Предложенный материал будет интересен студентам педагогических учебных
заведений, преподавателям, родителям и всем, кого интересуют проблемы семьи
и воспитания ребенка.

Данная проблема полностью не разработана, в частности, такие аспекты, как
нетипичная семья, и все это требует более пристального внимания со стороны
педагогов, родителей, воспитателей.
В практической части работы предложен материал деятельности Астраханского
областного социально-реабилитационного центра для детей и подростков (с
приютом) в системе реабилитации дезадаптированных детей.
Глава 1
СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ



§ 1.СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ


Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную
группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой
связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот
древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от
родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений.


Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом
обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь
в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных
отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из
показателей используется понятие “семейная группа”.


Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может
быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные
отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах
бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.



Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего
развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой
изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением
большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость,
перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье
пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро);
в ее состав входят супруги и их дети (И.М.Майдиков [с. 321]).


Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые
семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и
формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную,
матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих
форм.


Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где
зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен
патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме
мужа и нарекалась “невесткой” (см. приложение 1).


Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении
молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других
родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.


Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений
можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть
возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.


Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые
люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3%
респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а
16,5% даже “хотели бы иметь такую возможность”.


Современные браки “постарели”. Средний возраст вступающих в брак за
последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5
лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив
профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в
России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом
один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность
за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя
семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в
возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-
20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение
общественных отношений коснулось и проблем современной семьи. В практике
семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной
форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных
центров России, основой их становится получение определенных выгод.


Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд
взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности,
жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую,
хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную,
воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи
главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное
стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к
роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является
ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие
ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее
время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году
новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-
8 новорожденных.[1]


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он
становится личностью, и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным
характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения,
взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и
тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и
эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это
позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной
жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не
только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других
членов семьи в период их нетрудоспособности.


В период социально-экономических преобразований в обществе
претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом
являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава
семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в
жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и
репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не
отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной
семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйнен[2]. Выделяя периоды
формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений
характерны определенные функции, что может быть представлено следующей
таблицей.


Основные периоды развития семьи и функции членов семьи


|Стадии |Основные функции семьи | |
|семьи | | |
| |Родительские функции |Функции ребенка |
|1.Этап |Осознание партнерских | |
|формировани|отношений, укрепление | |
|я семьи |взаимоотношений между | |
| |супругами; создание | |
| |сексуальных отношении, | |
| |удовлетворяющих обоих; | |
| |развито взаимопонимания, | |
| |которое позволяет каждому| |
| |свободно проявлять свои | |
| |чувства, налаживание | |
| |отношении с родителями и | |
| |другими родственниками, | |
| |удовлетворяющих обе | |
| |стороны; распределение | |
| |времени между домом и | |
| |работой; выработка | |
| |порядка принятия решений,| |
| |удовлетворяющих обе | |
| |стороны; беседы между | |
| |супругами о будущем семьи| |
|II.Семья, |Привыкание к мысли о |Ребенок зависим от |
|ждущая |беременности и рождении |матери и начинает |
|ребенка, |ребенка; подготовка к |доверять ей; появление |
|семья с |материнству и отцовству, |привязанностей; |
|младенцем |привыкание к роли отца и |овладение навыками |
| |матери; привыкание к |простейшего социального |
| |новой жизни, связанной с |взаимодействия; |
| |появлением ребенка; |приспособление к |
| |создание в семье |ожиданиям других людей; |
| |атмосферы, благоприятной |развитие координации |
| |и для семьи, и для |движений рук и глаз; |
| |ребенка; забота о |нахождение удобного |
| |потребностях ребенка; |ритма смены покоя и |
| |распределение |действия; овладение |
| |обязанностей по дому и |словами, короткими |
| |уходу за ребенком, не |фразами, речью |
| |перегружающее ни одного | |
| |из родителей | |
|III.Семья с|Развитие интересов и |Преодоление противоречия|
|ребенком |потребностей ребенка; |между желанием быть |
|дошкольного|преодоление чувства |всегда с объектом своей |
|возраста |пресыщения материнством |привязанности и |
| |(отцовством) и |невозможностью этого; |
| |раздражения по поводу |привыкание к |
| |хронической нехватки |самостоятельности; |
| |времени для собственных |выполнение требований |
| |нужд: поиск квартиры, |взрослого по соблюдению |
| |соответствующей |чистоты (опрятность во |
| |потребностям семьи; |время еды, гигиена |
| |привыкание к чрезвычайно |половых органов): |
| |возросшим с появлением в |проявление интереса к |
| |ломе ребенка материальным|товарищам по играм; |
| |затратам; распределение |стремление быть как мама|
| |обязанностей и |или как папа |
| |ответственности между | |
| |родителями в постоянно | |
| |меняющихся ситуациях; | |
| |поддержка сексуальных | |
| |отношений, | |
| |удовлетворяющих обоих, и | |
| |беседы о будущих детях; | |
| |дальнейшее развитие | |
| |взаимоотношений в семье -| |
| |открытых, позволяющих | |
| |супругам говорить на | |
| |самые разные темы; | |
| |развитие отношении с | |
| |родителями в связи с | |
| |появлением ребенка и | |
| |выполнением ими новой | |
| |роли; сохранение прежнего| |
| |круга друзей и своих | |
| |увлечений вне дома (в | |
| |зависимости от | |
| |возможностей семьи); | |
| |выработка образа жизни | |
| |семьи, формирование | |
| |семейных традиций, беседы| |
| |родителей о воспитании | |
| |детей | |
|IV.Семья |Воспитать у детей интерес|Получение навыков, |
|школьника |к научным и практическим |необходимых для |
| |знаниям; поддержка |школьного образования; |
| |увлечений ребенка; |стремление быть |
| |дальнейшее развитие |полноправным и готовым к|
| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом |
| |(открытость, |семьи; постепенный отход|
| |откровенность); забота о |от родителей, осознание |
| |супружеских отношениях и |себя как личности, |
| |личной жизни родителей; |которую любят и уважают;|
| |сотрудничество с |включение в группу |
| |родителями других |сверстников, совместная |
| |школьников |с ними деятельность; |
| | |знакомство с правилами |
| | |поведения и моралью |
| | |группы; расширение |
| | |словарного запаса и |
| | |развитие речи, |
| | |позволяющие четко |
| | |излагать свои мысли: |
| | |осознание значения |
| | |причинно-следственных |
| | |связей и формирование |
| | |научной картины мира |
|V.Семья с |Передача ответственности |Положительное отношение |
|ребенком |и свободы действии |к собственному полу и |
|старшего |ребенку по мере |происходящим |
|школьного |взросления и развития его|физиологическим |
|возраста |самостоятельности; |изменениям; прояснение |
| |подготовка к новому |для себя роли мужчины и |
| |периоду жизни семьи; |женщины; ощущение |
| |определение функций |принадлежности к своему |
| |семьи, распределение |поколению; достижение |
| |обязанностей и разделение|эмоциональной |
| |ответственности между |независимости, отход от |
| |членами семьи; поддержка |родителей; выбор |
| |открытости во |профессии, стремление к |
| |взаимоотношениях между |материальной |
| |разными поколениями в |независимости; |
| |семье; воспитание |подготовка к дружбе со |
| |взрослеющих детей на |сверстником |
| |достойных образцах, на |противоположного пола, |
| |собственном примере - |браку, созданию семьи; |
| |взрослого мужчины, |постепенное формирование|
| |любящего супруга, но |собственного |
| |знающего меру отца |мировоззрения |
| |(взрослой женщины, жены, | |
| |матери); понимание и | |
| |принятие индивидуальности| |
| |ребенка, доверие и | |
| |уважение к нему как к | |
| |уникальной личности | |
|VI. Семья |Отрыв от взрослеющего |Осознание своего |
|со взрослым|ребенка, способность |положения как положения |
|ребенком, |отказаться от прежней |самостоятельного |
|входящим в |власти над ним; внушение |человека, могущего |
|мир |ребенку, что в любых |отвечать за свои |
| |жизненных ситуациях он |поступки; создание |
| |всегда получит утешение и|прочных и в то же время |
| |помощь под родительским |гибких и |
| |кровом; создание |обоюдоприемлемых |
| |благожелательной |отношений со своим |
| |обстановки для новых |возможным будущим |
| |членов семьи, пришедших в|супругом (супругой); |
| |нее через брачные связи; |положительное отношение |
| |забота о супружеских |к собственной |
| |отношениях при новой |сексуальности и ее |
| |структуре семьи; |удовлетворение в |
| |спокойное вступление в |отношениях с партнером; |
| |новую стадию брака и |создание собственной |
| |подготовка к выполнению |системы ценностей, |
| |роли бабушки и дедушки: |мировоззрения, своего |
| |создание хороших |уклада жизни; знакомство|
| |отношений между |с задачами развития |
| |собственной семьей и |партнерских отношении |
| | |при формировании семьи |
| |Партнерские функции | |
|VII. Семья |Обновление супружеских | |
|среднего |отношений; приспособление| |
|возраста |к возрастным | |
|(“пустое |физиологическим | |
|гнездо”) |изменениям; творческое, | |
| |радостное использование | |
| |большого количества | |
| |свободного времени; | |
| |укрепление | |
| |взаимоотношений с | |
| |родственниками и | |
| |друзьями; вхождение в | |
| |роль бабушки (дедушки) | |
|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |
|Постаревшая|отношения к смерти и |развитию собственной |
|семья |одиночеству; изменение |семейной жизни |
| |дома в соответствии с |проявление заботы о |
| |потребностями пожилых |престарелых родителях; |
| |людей; приспособление к |помощь им, если это |
| |жизни на пенсии; |необходимо, материальная|
| |воспитание готовности по |и духовная; подготовка к|
| |мере уменьшения |окончательному уходу |
| |собственных сил принять |родителей: подготовка |
| |помощь других людей; |своих детей к потере |
| |подчинение своих |бабушки (дедушки) |
| |увлечений и дел своему | |
| |возрасту; подготовление к| |
| |неизбежному концу жизни, | |
| |обретение веры, которая | |
| |поможет спокойно дожить | |
| |годы и спокойно умереть | |


Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды
становления и развития семьи функции ее членов меняются.


Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их
взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,
родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в
семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье.
Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи
говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,
меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог
В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от
“иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных
особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и
внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что
относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на
личные интересы скрепляют семью.


Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого
рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например
безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996
года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти
цифры имеют тенденцию к росту. И.Ф.Дементьева говорит о возникновении новых
нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных
материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные
в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у
своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее
деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную
работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться
к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,
способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей
происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не
только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению
интеллектуального потенциала общества.


Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в
институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ
рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания
детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей,
разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения,
дисгармония воспроизводства населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко и др.).


Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в
частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с
родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для
ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных
отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,
принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет
реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными
исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным
образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с
обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка
чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.


Снижение рождаемости и высокий уровень разводов -показатели кризиса
семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),
а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции
- добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся:
кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные
изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны.
Институт семьи пострадал от войн, репрессий.


Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение
среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также
полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение
семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих
несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из
матери (отца), ребенка и других родственников.


Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с
детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены
семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще
реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что
на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной:
удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных
сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей
уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с
детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а
уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.


Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне
брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в
период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая
Галина Карелова, заместитель министра труда и социального развития, в
России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости при широком
распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков.
Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет. И хотя
коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на
тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские
пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет
значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных
группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт,
карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе
серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или
профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто
приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод
родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных", то есть
неполных, малообеспеченных, проблемных.


"Жизненные сценарии" нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется
на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями (по словам
профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного фонда охраны
здоровья матери и ребенка, динамика ухудшения здоровья детей опережает
"взрослую" по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни
органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать
прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты
к врачу, специфическая техника, одежда, питание - все это стоит немалых
денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на
заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй
(чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать" свое дитя,
заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из
родителей жертвует своей работой во имя детей.


Конечно, все эти "сценарии" стары, как мир. Следует только сделать
поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и
услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно
"наслаиваются" одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида
мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в
больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и
т.д. Беда никогда не приходит одна.


"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически
"повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один
источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность
детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные
семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных,
здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования "Бедность в
России", проведенного под руководством Института экономического развития
Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов
семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 - очень бедными.
В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента
домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном
отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.


Материальное обеспечение остается одной из причин семейной
напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая
благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к
отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье
и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются
иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем
выше вероятность бедности домохозяйства.


Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в
1995 году 44 процента семей с одним ребенком не имели среднедушевых
доходов, превышающих прожиточный минимум, то в 1996 году этот показатель
составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50
процентов, трехдетных - 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с
четырьмя и более детьми около 90 процентов "минимума" не имеют. В 1998 году
на человека в однодетной семье приходилось в месяц 660 рублей, тогда как в
многодетных показатель втрое ниже - 211 рублей.


Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми,
кризис российской семьи не исчерпывается. "Социальная инфраструктура
детства тяжелая, - считает профессор Людмила Буева, заведующая лабораторией
философских проблем Института философии РАН, академик РАН. - Думаю, что в
этой ситуации нам помогут выжить не столько финансовые вливания - их
ожидать придется еще долго, сколько наша духовная составляющая. В обществе,
где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д.,
единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания,
уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение,
единомышленники, коллеги - вот те источники, которые могут продуцировать
добрые чувства, пробуждать их".


Л.Буева выделяет несколько симптомов "болезни" сегодняшней российской
семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И
самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми,
родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень
тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме
необходимости пересиливать "внешние обстоятельства", мириться с тем, что
твоя семья "нетипичная", кроме отказа родителей и детей от многих
удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда
других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых
ситуаций. Рассмотрим их на примере трех исследуемых нами видов проблемных
семей.


В 80-е годы в СССР была создана “Служба семьи” - система учреждений и
общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий
для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной
реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения “Службы семьи”:
особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных,
создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с
недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути
оказания помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет
особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -
воспитательную.



Глава 2.


Воспитание детей в различных по структуре семьях



1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье


На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения.
Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив,
нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с
соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится
преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое
равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни
говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко
складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения.
Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее
встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.


Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему
чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что
он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И
действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела
обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми.
Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания,
обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых
ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность,
которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение
второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда
не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного
сына или одной дочери.


Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно
определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат,
балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного
внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате
чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно
столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется
за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать
внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком
серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его
собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком
большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него
гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов,
уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами
родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему
трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем
сообществе.


Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие
из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить
подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка,
как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно
всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных
условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или
единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких
детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные
затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок
очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные
на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская
в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или
смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья
всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень
часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и
становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает
затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они
воспитывают эгоиста.

Новинки рефератов ::

Реферат: Принцип работы CD-ROM (Программирование)


Реферат: Автоматизированные рабочие места и их оснащение информационными средствами (Компьютеры)


Реферат: Бадминтон (Спорт)


Реферат: Дидактика (Педагогика)


Реферат: Возбуждение уголовного дела - стадия уголовного процесса (Уголовное право и процесс)


Реферат: Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей (Финансы)


Реферат: Курсовой по механике (Металлургия)


Реферат: Аутогенная тренировка (Психология)


Реферат: Логические системы в различных функциональных наборах и их реализация (Компьютеры)


Реферат: учение о четырех благородных истинах в Буддизме (Мифология)


Реферат: Золотая Булла 1356г. (Государство и право)


Реферат: Обучение математике по педагогической технологии Р.Г. Хазанкина (Педагогика)


Реферат: Функции маркетинга на предприятии (Маркетинг)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Программирование)


Реферат: Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков (Социология)


Реферат: Субъекты предпринимательской деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Разработка приложений в рамках COM (Программирование)


Реферат: Синтез и анализ аналоговых и цифровых регуляторов (Кибернетика)


Реферат: О смысле новейшей Российской истории - и перспективах ее - в ее православной ретроспективе (История)


Реферат: Проблемы готовности детей к обучению в школе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист