GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Смысл воспитания (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Смысл воспитания (Педагогика)


Смысл воспитания

(реферат)
Банников Сергей Николаевич
Кафедра ФН-3 «Теоретическая механика»
[pic]
Москва
1997
Московский Государственный Технический Университет

им. Н. Э. Баумана

Смысл воспитания

В наше время, когда искажаются и смещаются понятия, и слово может уже
не значить того, чего оно значило несколько лет назад, придумать первую
фразу письменной работы стало довольно затруднительно. Ранее достаточно
было начать любой лист бумаги с фразы «В материалах XXVII съезда партии
большое внимание уделено вопросу», далее вписать нужное, и этого было
достаточно. Теперь приходится соображать самостоятельно. Итак, данный
реферат (в большей части это скорее автореферат, хотя и будет предпринята
попытка коснуться литературы по этому вопросу), озаглавлен «Смысл
воспитания». Обращаясь к справочной литературе, можно описать воспитание
как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и
физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной,
общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и
обучением» ([1], с.248). Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение,
с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.
Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и
воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо
воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим
суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут
воспитание смыкается с понятием образования). Но, по мнению автора, в
воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее
достижения. Рамки темы достаточно широки (строго говоря, поэтому она и была
выбрана), и не ограничены высшей школой. Поэтому из данной работы скорее
всего получится автобиография с попыткой осмысления.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до
самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно,
изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так
далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем
арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный
процесс [2] – педагогическую, андрологическую, акмеологическую и
коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных
условиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания при
применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат,
который реально достигается в результате применения парадигмы, а не
планируемый результат, который хотелось бы видеть.
Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе
воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с
окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом
воспитания является личность. Под личностью здесь понимается (согласно [2])
совокупность социально значимых особенностей конкретного человека[1]. Смысл
воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы
гармонично влилась бы в общество.

Педагогическая парадигма

Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать
человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником.
При этом считается, что воспитуемый[2] не может осознать смысла воспитания,
оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным
способом достижения поставленной задачи является принуждение.
Конечно, маленький ребенок, личность которого находится в процессе
становления, действительно не способен самостоятельно отделять ангцов от
козлищ. Но внутреннее противоречие педагогической парадигмы с точки зрения
автора заключается в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о
свободе творчества. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессе
воспитания нет свободы. Возможно, это все влияние еще одного прочитанного
нам курса [3], но хотелось бы привести следующие два примера. Номер раз:
возраст семь лет, урок специальности (скрипка) в ДМШ №1. При любой ошибке –
крик с требованием «поставить руку правильно», «не горбиться», и так далее.
Номер два: возраст двадцать четыре года, лекции многоуважаемого Смирнова
«Гуманистические традиции образования». После лекции входит декан и,
обращаясь к присутствующим, пророчит кары на головы отсутствующих за
непосещение. Так сказать, контрастный душ. При этом из нашего потока
формируют будущих преподавателей высшей школы…
Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями ее
недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности
воспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный
соответствующими нормативными документами. Педагогом в таких условиях может
стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить
превосходство своей точки зрения.
Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких
специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки
существующего общественного устройства. Но в любом случае это имеет мало
общего с формированием действительно полноценной творческой личности. Хотя
с другой стороны, каково на самом деле соотношение между творческими и
нетворческими областями деятельности, можно легко представить…

Андрологическая парадигма

Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс
воспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме
отводится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека
на этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут (впрочем, как и в
педагогике в целом) преобладает феноменологический подход.
Сама концепция радует тем, что ставить воспитателя и воспитуемого в
более-менее равное положение. Но тут возникает другое противоречие. Для
того, чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как
минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы
совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать.
Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания
процесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется в
основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае
понимается получение образования.
Требования к преподавателю в этом случае возрастают. Необходим учет
индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их них
будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-
своему. Далеко не каждый специалист способен быть педагогом в данном
качестве. Конечно, если не сводить процесс получения образования к чтению
перед аудиторией избранных разделов собственной монографии…

Акмеологическая парадигма

Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку
следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности,
реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственную
вершину (acme – вершина).
Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит
применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах
и студиях. В отношении к человеку проявляется максимальная
индивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть Личностью
с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и
психологическую подготовку, хорошее знание людей. Это дано далеко не
каждому, поэтому акмеологическая парадигма скорее всего никогда не будет
реализована в высшем образовании просто потому, что, строго говоря, этому
невозможно научить.

Коммуникативная парадигма

Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное
совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно
одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит
обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной
сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями,
семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе
различных групповых психологических тренингов (например, Life Spring). В
данном случае роль преподавателя выполняет председатель или ведущий
конференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметной
области, от такого человека требуется коммуникабельность, разумный
конформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения цели
необходимо, чтобы участники такого процесса (который также можно
рассматривать как воспитательный) были заинтересованы в нем.

Современная высшая школа

Из рассмотрения парадигм современного воспитания легко заметить, что
они (в идеале) ложатся на вполне определенные периоды жизни человека:
|Период жизни |Парадигма |
|Детский сад, школа, ПТУ |Педагогическая |
|Высшие учебные заведения |Андрологическая |
|Профессиональная деятельность |Коммуникативная |


(Акмеологическая парадигма стоит несколько особняком, так как
ориентирована прежде всего на гуманитарных творческих личностей. Поскольку
в этой сфере автор не считает себя компетентным, далее рассматриваться она
не будет).
Казалось бы, такая схема должна позволить получить именно тот результат
процесса воспитания, который бы строил и личность, и общество. При
постепенном повышении уровня развития самого человека происходит переход от
простых форм его воспитания к более сложным. На практике же воспитатели и
преподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразную точку приложения
педагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могут
переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажается
первоначальный смысл воспитания.
Далее сделана попытка осмысления с этой точки зрения собственного
обучения в стенах МГТУ[3].
На младших курсах царит педагогическая парадигма в чистом виде. Не
получив запланированного объема знаний, практически невозможно пройти
жесткий контроль как в течение семестра, так и на сессии. Казалось бы, что
знания, добытые (а точнее забитые) с такой силой, должна сохраняться
надолго, если не навсегда. В этом же и состоит смысл обучения в вузе. А на
самом деле вчерашних абитуриентов можно легко разделить на несколько
неравных групп. Первых привела в институт жажда знаний (такое тоже бывает).
Выражаясь научным языком, имеется в виду стремление личности к
самоактуализации. Другие поступили потому что надо куда-то поступить, кто-
то мог просто таким образом уходить от призыва в армию и так далее. Для них
смысл пребывания в институте не равен смыслу воспитания, так как таковое
воспитание (в данном контексте образование) для них несущественно. Но
традиционный подход, заставляя силой учиться тех, кто этого и не хочет,
одновременно гасит стремление учиться для тех, кому это надо. Пример из
жизни. В МВТУ я пришел со знанием FORTRAN. Его нам читали на первом курсе.
За это время я изучил Pascal (его читали на втором курсе, когда мне это уже
было поздно). Соответственно за второй курс был изучен Си, который читали
на третьем курсе. При этом требование обязательного посещения занятий вроде
как никто не отменял.
На старших курсах был замечен достаточно неутешительный для
преподавателей высшей школы парадокс. На все подряд лекции уже никто не
ходит – пора уже и работать начинать как-то, кроме того за первые три курса
этим можно наесться до отвала. Приходится выбирать. Преподавателей условно
можно разделить на две категории – те, которые в основном пользуются
силовыми методами, для того, чтобы обеспечить посещаемость своих лекций
(типичный прием – зачет только при N% посещении лекций), и те, кто так не
делает, а старается заинтересовать студентов своим предметом.
На кого же в основном ходят на самом деле? Ответ печален – на
преподавателей из первой группы. При этом качество знаний по их предметам –
додержать до экзамена. Преподаватели второй группы, как правило,
рекомендуют качественную литературу по своим предметам, так что экзамен или
зачет проставляется действительно по знаниям, а не исходя из формального
посещения. В чем же тогда можно найти смысл такого образования? Можно
сказать, что это школа жизни, можно сказать, что «так закалялась сталь», но
первичный смысл воспитания в высшей школе как получения образования тут
сводится к диплому.

Гуманизация воспитания

Если вернуться к воспитанию детей, то можно говорить много и долго,
потому что, сколько людей, столько и мнений. Дальнейшее изложение основано
на [4], [5], [6]. Исходя из этих источников, применение педагогической
парадигмы в воспитании детей неприемлемо и может привести к различным
психическим нарушениям в развитии ребенка. Основная проблема состоит в том,
что если преподавательские кадры, по крайней мере, проходят специальную
подготовку, то, если можно так выразиться, родительские кадры никакой
обязательной подготовки не проходят. А родителей гораздо больше, чем
преподавателей…
Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими
способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его
воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех
людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так
называемый сенситивный период.
Пропагандируемый гуманистический подход к воспитанию человека состоит в
том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к
непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой
личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не
является основанием для окончательной оценки человека как личности.
Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей
(а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое
воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть
косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя
личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой
личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например
ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле
выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать
свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

Литература

[1]. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е
изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.
[2]. Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.
[3]. Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.
[4]. Леви В. /Нестандартный ребенок – С. Петербург, изд. «Питер», 1993.
[5]. Леви В. /Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. «Питер»,
1993.
[6]. Иванов С.И./Где ваш дом, дети?..-Л.: Лениздат, 1990.-271 c.

-----------------------
[1] Тут возникает интересный казуистический вопрос – является ли
личностью Робинзон Крузо? С формальной точки зрения получается, что
Робинзон перестал быть личностью, как только попал на необитаемый остров
(отсутствие общества) и вновь стал ею, встретив Пятницу. Видимо, следует
уточнить, что социально значимые особенности индивида являются его
свойствами, не исчезающими (по крайней мере сразу) при исчезновении
общества. Наоборот, сила личности Робинзона как раз и проявилась в
сохранении общества внутри себя (иначе бы он просто одичал).
[2] Под воспитуемым понимается субъект, подвергающийся процессу
воспитания, в отличие от воспитанника, воспитание которого уже состоялось.
[3] Имеется в виду период 1988-1994 г.г.





Реферат на тему: Совершенствование личности педагога в процессе педагогической деятельности

Министерство образования Республики Татарстан

Набережночелнинский Государственный Педагогический Институт



Филологический факультет



Исследовательская работа


по дисциплине: Психология


Тема: Совершенствование личности педагога в процессе педагогической
деятельности
|Выполнил: |
|Студент группы 131 |
|Очного отделения |
|Базыкова Л.Р. |
|Проверил: |
|Преподаватель |
|Хафизова Т.М. |



г. Набережные Челны. 2005 год

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3
§1 Неуспехи в общении - неуспехи в учении…………………………………...4
§2 Педагогическое общение……………………………………………………..4
§3 Планирование педагогического общения и
подготовка к
нему…………....................................................................
...............5
§4 Технология общения………………………………………………………….6
§5 Техника речи………………………………………………………………….9
§6 Средства повышения коммуникативности педагога………………………13
§7 Практика по школе № 37……………………………………………………14
7.1. Внешний вид педагога……………………………………………………...14
7.2. Речь, слово педагога как инструмент педагогического воздействия……15
7.3.Двигательная активность педагога…………………………………………15
7.4. Проявление эмоционально - волевых чувств педагога…………………..16
7.5. Особенность общения с учениками……………………………………….16
7.6. Результативность общения с учениками………………………………….16
Термины………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18
Введение.
«Чего ты хочешь, человек голодный?»-
«Еды!»
«Чего хочешь ты, человек бездомный,
в день холодный?»- «Крова!»
«Чего надо, жаждущий, тебе?»-
«Воды!»
«Чего надо, страждущий, тебе?»-
«Слова!»
Расул Гамзатов

Через год мы закончим институт. Многие пойдут преподавать в школы. Здесь
они столкнутся с множеством проблем. И одна из самых сложных проблем -
проблема педагогического общения.
Вот почему я хочу рассказать вам о средствах и технике педагогического
общения. Их правильное использование поможет нам избежать многих трудностей
при общении. Вы узнаете о том, как сделать свою речь более выразительной,
как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том,
как управлять мимикой и жестами.
Но я считаю, что чтение этого реферата будет полезно и тем, кто не
собирается связать свою жизнь с профессией педагога.

§1 Неуспехи в общении - неуспехи в учении.

Трудно найти 1 сентября ребенка, который не хотел бы идти в школу. Но
вот проходит первая неделя занятий, и мы находим множество таких. В чем
дело? Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями,
свидетельствуют о том, что ребят угнетают не столько трудности познания,
сколько трудности общения- с учителем и одноклассниками. За неуспехами в
учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более
повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации
взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое
общение со своими учениками
§2 Педагогическое общение.
Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог
является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения
учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного
процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей,
обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно
развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы
преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне
подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в
качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что
оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками
духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык
доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово
учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать
мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют
вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
§3 Планирование педагогического общения и подготовка к нему.
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к
ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении
возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить,
как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко
ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение
поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать
ее при общении.
Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже
заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без
непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики,
слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов,
выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для
себя вместе с учениками открывает истину.
Импровизированная речь- понятие неоднозначное. В одних случаях это
речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем
как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное
изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной
подготовки.
В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого
слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют
немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и
педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.
§4 Технология общения.
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое
воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может
привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно
использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(
психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и
и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и
особенностям педагогической ситуации. Не даром Макаренко писал: « Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди
сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет
или не почувствует того, что нужно».
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального
включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой
педагогической ситуации
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В
системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая
коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения
инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в
общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика,
пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого
общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в
направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела,
готовность преодолеть препядствия, которые еще не возникли, но вот-вот
возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает
речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на
предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить
главное, рисует образ.
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее
достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности
педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова,
вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его
неуверенности в себе
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на
уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и
простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед,
переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы,
почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких
взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая
жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще.
Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря:
«Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху,
чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего
предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не
скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что
создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а
не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.
Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния
движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на
учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая
эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение,
поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует
нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в
жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-
воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи,
отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру
речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение,
недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность,
возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка,
свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.
Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают
удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие,
равнодушие, находящиеся в движении – восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует
внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности
лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности
(«каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку.
Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно
развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.
§5 Техника речи.
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи
учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное
произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь
вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая
представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и
дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего
слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична,
дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю
приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе
знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы
принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и
верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно
работает лишь верхушки легких
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется
поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох
недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной
клетки, вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема
в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы,
межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это
дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого
дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и
выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по
времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи
его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха,
экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом
дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После
короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный
звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки
речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют
специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и
межреберные мышцы

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть
голосом, дикцией, ритмикой
Голос.
Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука.
Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше
давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином
специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и
регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение
легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его
изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос
может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной
жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его
определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к
появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие,
усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной
окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд
обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне,
частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая
палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями.
Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго
индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.
Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость,
способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция-
ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от
слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает
губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.
Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не
учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой
артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика,
которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для
правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть
неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.
Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же
пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи
составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и
паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия
на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания
его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает
замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется
речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило,
принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более
возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски
пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз
речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика
речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку,
понижение внимания и интереса.

§6 Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения:
1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).
2) Понимать личность ученика, его психическое состояние.
3) «Подавать себя» в общении с учащимися.
4) Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого
общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных
способностей можно выделить несколько направлений: самоконтроль и развитие
умений выразительной речи; развитие общих психофизических особенностей
личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и
умениями
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой
деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и
трудностей в общении.
§ 7. Практика по школе № 37.
7.1. Внешний вид педагога.
Первая встреча с Собировой Раушаниёй Габдулхаковной оставила очень приятное
впечатление о ней как об интеллигентном, воспитанном человеке. Раушания
Габдулхаковна не высокого роста, открытое лицо, прямой нос, доброе
выражение глаз: все это располагает к общению с человеком. Сразу же
бросился в глаза внешний вид учителя: клетчатый пиджак коричневого цвета,
темные юбка, туфли с закругленными носками, что скорее говорит о
романтичном, покладистом характере, даже несколько беззаботном, чем о
строгом человеке (каким, может быть, хотела показаться Раушания
Габдулхаковна). В течении последующих наших встреч с ней, всегда проявляла
доброжелательность, улыбчивость, заинтересованность. Внешний всегда
опрятный, хотя и несколько беззаботный.
7.2. Речь, слово педагога как инструмент педагогического воздействия.
На уроках Раушания Габдулхаковна всегда корректна и точна в построении
своих фраз. Предложения строит в четкой логической последовательности, что
очень сильно облегчает понимание даже сложной темы. Богатый словарный
запас, простота построения предложений, обладание искусством риторики,
нормальный темп речи, вежливый тон, четкая дикция: все это позволяет
учителю вызывать интерес у аудитории, «держать» внимание класса.
- Эмоциональная насыщенность: на уроках эмоционально сдержан, хотя бывают
моменты, когда и сам может пошутить, и с удовольствием посмеется над
шутками детей. Лично у меня сложилось впечатление, что дети видят в нем
одновременно и доброго друга, и строгого преподавателя.
- голос не громкий, но убедительный, требующий внимания со стороны
учеников, ударения в словах правильные, темп речи позволяет ученикам
усваивать материал, конспектировать, дикция четкая, слова звучат
членораздельно.
- при общении с учениками речь в основном звучит в форме монолога, но во
время объяснения материала делаются паузы для того, чтобы ученики задавали
вопросы, высказывали свое мнение.

7.3.Двигательная активность педагога.
Во время изложения материала не сидит за учительским столом, чаще всего
стоит возле доски когда объясняет детям материал, ходит когда дает текст
под диктовку. В ходе урока обращается ко всему классу, распределяя свое
внимание на него. По рядам не ходит, не стоит за спинами учеников,
рассказывая что-либо, всегда поворачивается лицом к классу. Ходит и стоит
прямо, не ссутулившись, иногда опирается на стул или учительский стол.
Походка ровная. Жесты производятся чаще всего правой рукой. Мимика
выразительно проявляется в случае эмоционального рассказа.

7.4. Проявление эмоционально-волевых чувств педагога.
Внешне спокона, разговоры учеников пресекает критическим замечанием чаще
всего в спокойной форме, в крайнем случае, может повысить голос или
постучать ручкой по столу. Сдержана, в общении с учениками естественен и
уравновешена, в адрес учеников не позволяет едких и колких замечаний.
Владеет техникой саморегуляции.

7.5. Особенность общения с учениками.
Стиль общения, на мой взгляд, либерально-демократический. Занятия проходят
в форме монолога, но, тем не менее, проявляется демократический стиль, а
именно: мягкость, умение прощать, доверие к личности ученика и т. д.
Использует такие фразы как: «Давайте, посмотрим на доску», «Давайте откроем
текст» и т. п. В общении с учениками обращается к ним на «ты». Но в
большинстве случаев выбор стиля зависит от класса. С одними она может быть
либеральный, с другими либерально-демократический, с третьими вообще
проявляются элементы авторитарного стиля. Предпочтение отдает интересным,
доброжелательным, любознательным ученикам.

7.6. Результативность общения с учениками.
Как я уже отмечала, дети относятся к Раушание Габдулхаковне двояко: с одной
стороны для них это человек, которому можно доверять, с другой – она
обладает авторитетом требовательного преподавателя. Большинство учеников по
результатам наблюдения и опроса признают авторитет педагога и относятся к
ней с уважением.

Термины:

Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств.
Мускульная мобилизированность - выражается в общей собранности
внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в
общей подтянутости мускулатуры тела
Пантомимика- это движение тела, рук, ног.
Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния
движением мускулов лица.
Высота - тональный уровень голоса.
Диапазон – объем голоса
Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность.
Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков.
Список используемой литературы:

. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,
1987.
. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения.
Грозный, 1979.
. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
. Петровская Л. А. Компетентность в общении.
. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности
педагогического коллектива. Л., 1988.





Новинки рефератов ::

Реферат: Искусство эпохи Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Понятие международного договора (Международное публичное право)


Реферат: Международная лицензионная торговля (Маркетинг)


Реферат: Формы и порядок проведения таможенного контроля (Таможенная система)


Реферат: Изменения в международной обстановке после окончания второй мировой войны (1946-1953) (Политология)


Реферат: Октябрьские события 1917 г. в России, и их сущность, оценка и влияние на развитие политических процессов в мире (Политология)


Реферат: Безопасность движения (Транспорт)


Реферат: Средства обучения (Педагогика)


Реферат: Методы и средства измерений и контроля (Технология)


Реферат: Модульная система (Педагогика)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автобиография Локка (Исторические личности)


Реферат: Петровская кунсткамера (История)


Реферат: Модификация биологически активными системами синтетического полиизопрена (Химия)


Реферат: Памятник Права (История)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Николо Макиавелли: политическая культура средневековья (Политология)


Реферат: Страхование (Хозяйственное право)


Реферат: Банковские пластиковые карты (Деньги и кредит)


Реферат: Нормы международного права (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист