GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Основы социально-психологических методов управления (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основы социально-психологических методов управления (Социология)


Министерство общего и профессионального образования

Тверской государственный университет

Кафедра менеджмента



реферат на тему:
« ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ »

Выполнил:


Принял:



ТВЕРЬ

Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является
представление объектов управления социально-психологического управления,
людей, как членов человеческого общества. Это подразумевает, что отдельно
взятый человек должен рассматриваться как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество,
приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и
характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений
в индивиде.
Как следует из факта несовпадения, нетождественности понятий «индивид»
и «личность», последняя может быть понята только в системе устойчивых
межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти
межличностные связи реальны, но по природе своей «сверхчувственны». Они
проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей,
входящих в коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество
самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные
проявления, определяющие особую позицию каждого индивида в системе
межиндивидных связей и шире - в системе общественных отношений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт
и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это
сочетание психологических особенностей человека, составляющих его
своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в
чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в
качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,
воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет
двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей -
личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны,
личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не
тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие
числа, ловкость и решительность, задумчивость, привычка грызть ногти,
смешливость и другие особенности человека выступают как черты его
индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его
личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах
деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен
индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не
представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются
несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для
развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные
качества, которые а наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной
социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до
известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в
системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек
как личность.
Природные, органические стороны и черты существуют в структуре
индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее
элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) н
социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены
друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная
организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента,
характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для
понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая
составляющая структуры личности - ее внутрииндивидная (интраиндивидная)
подсистема.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с
обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена
лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а
обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе
индивид, а процессы межличностного взаимодействия, а которые включены по
меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут
рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого
взаимодействия.
Из этого следует, что личность в системе своих «действительных
отношений как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного
бытия индивида. Реальное существование личности обнаруживается в
совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их
деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует
искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет
интериндивидную подсистему личности.
Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное
«пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что
представляют собой феномены коллектива: коллективистское самоопределение,
коллективистская идентификация и др. Что это: собственно групповые или
личностные проявления? Когда характеристики и само существование личности
не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межинднвидное
«пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий
«индивид» н «личность» (либо личностное, либо групповое), оказывается
преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых
взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений
личности.
Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что
важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структура -
"совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта,
обеспечивающих его целостность". Разработка научного представления о
структуре личности является предпосылкой создания целостной теории,
способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее
проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов)
сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры
личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход,
связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и
способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств,
составляющие в совокупности общую систему, характеризующую целостную
личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей,
интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств;
способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных
свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения.
Изложенное позволяет следующим образом схематически изобразить
социально-психологическую структуру поведения личности (схема 1).
ПОТРЕБНОСТИ МОТИВЫ


НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ


ИНТЕЛЛЕКТ ВОЛЯ ЭМОЦИИ СПОСОБНОСТИ
(ЧУВСТВА)
ТЕМПЕРАМЕНТ



ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ



БАЗОВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СИСТЕМНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
Темперамент. В индивидуально-психологических различиях между людьми
существенное место занимают так называемые динамические особенности
психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических
процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как
известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при
одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга
по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один
человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща
легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают
резкие жесты, выразительная мимика, другого -сдержанность движений, очень
малая подвижность лица. Различия по динамическим особенностям выступают -
при прочих равных условиях - в общей активности индивида, в его материке и
его эмоциональности.
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть
от воспитанных установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но
несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою
врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия
обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и
деятельности и отличаются особым постоянством.
Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой,
составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно
обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется
темпераментом человека.
Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается
на основании некоторых характерных для данного лица психологических
особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро
отзывающегося на окружающие события стремящегося к частой смене
впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности,
живого, подвижного с выразительной мимикой и движениями называют
сангвиником. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и
настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий н
речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком.
Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой
страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным
вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют
холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями,
легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными
движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом Каждому типу
темперамента присуще свое соотношение психических прежде всего разной
степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей
моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует
тип темперамента.
Понятно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос
о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке.
Но названные типы принято считать основными. В жизни достаточно часто
встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов.
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета».
Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает чело-
век, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности
проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая
память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах
темперамента, она обнаруживаем себя и в чертах характера.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающаяся и, проявляющаяся в деятельности и общении,
обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и
тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых
всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в
своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые,
порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими
людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои
обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким,
уступчивым Становление характера происходит в условиях включения личности в
различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской
компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.).
В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в
референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений
в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае
открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в
другом случае - скрыт- несть, лживость, трусость, конформность,
слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития,
создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших
черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в
коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.
Способности - это такие психологические особенности человека, от
которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые
сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. В противном
случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или неудачно выполненная
контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о
способностях человека. Между тем данные психологических исследований и
педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек,
первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих,
в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками
неумениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У неги проявляются
большие, чем у других, способности. Проявляясь в овладении знаниями,
умениями и навыками, способности в то же время к знаниям и умениям не
сводятся. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки
не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям
способности человека выступают как некоторая возможность. Способности
человека являются лишь возможностью приобретения навыков и умений.
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности
личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности
и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее
знаниями, умениями навыками. Если определенная совокупность качеств
личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на
протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение,
то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной
деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не
справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это
дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих
психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.
Последнее не означает, разумеется, что человек вообще не может овладеть
необходимыми умениями и знания- ми, а лишь то, что процесс усвоения
затянется, потребует значительных усилий и времени педагогов, чрезвычайного
напря- дения сил при сравнительно скромных результатах. Это не исключает
также и того, что способности могут со временем развиться.
Являясь индивидуально-психологическими особенностями, способности не
могут быть противопоставлены другим качествам и свойствам личности -
качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным
свойствам и т. д., но должны быть поставлены с ними в один ряд. Если какое-
либо из этих качеств или совокупность их отвечает требованиям деятельности
или формируется под влиянием этих требований, то это дает все основания
рассматривать данную индивидуально- психологическую особенность личности
как способность.
Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность,
существенное значение имеют качества интеллекта (ума). Они проявляются в
особенностях умственной деятельности человека, в специфике его умственных
способностей. Умственные способности представляют собой совокупность
определенных качеств, характеризующих мышление данного человека. К таким
качествам ума относятся: любознательность, пытливость, глубина мысли,
гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность, критичность
мышления и др.
Под любознательностью понимается стремление человека узнать то новое,
с чем он встречается в жизни, в труде, в учебе. Пытливым называют человека,
стремящегося узнать какой-либо предмет, событие, разносторонне разобраться
в основных, ранее не известных ему явлениях и причинах.
Глубина ума. Это качество интеллекта проявляется в способности
человека вскрыть суть конкретного явления, в его умении установить
основные, существенные связи между явлениями и внутри них.
Гибкость и подвижность ума. Эти качества характеризуют способность
человека быстро отключиться от старых связей в анализе событий и быстро
установить новые отношения и связи, при этом уметь рассмотреть явление,
факт с необычной точки зрения.
Логичность. Это качество ума характеризует протекание мыслительного
процесса и определяется соотношениями анализа - синтеза, четкой
направленностью процесса мышления, его последовательностью, соответствием
поставленному вопросу, правильным сопоставлением общих и частных проблем.
Доказательность и критичность ума отражают умение человека обосновать
свое решение. Мышление человека приобретает доказательность и
убедительность тогда, когда он умеет привести для обоснования своего
решения неопровержимые аргументы и факты.
Важнейшим элементом социально-психологической структуры личности
является воля. Воля представляет собой регулирующую сторону сознания,
выраженную в способности человека совершать целенаправленные действия и
поступки, требующие преодоления трудностей.
Как известно, волевой акт совершается в условиях определенного
физического и психологического напряжения, т.е. волевого усилия, которое
характеризуется соответствующим количеством энергии, затраченной не
выполнение целенаправленного действия или, наоборот удержание от него. Как
показывают психологические исследования, напряженность волевого усилия
личности, его сила и стойкость зависят от мировоззрения, значимости цели,
уровня ответственности и силы характера (в т.ч. типа темперамента).
Уровень развития воли проявляется в следующих основных волевых
свойствах личности: целеустремленности, решительности, настойчивости,
выдержке, самостоятельности.
Целеустремленность - это умение личности ставить и достигать
общественно значимые цели. Целеустремленная личность имеет ясные и
отчетливые цели в жизни (труде, учебе). Нередко это одержимый в работе
человек, работающий по 12-16 ч. в сутки (например, знаменитый физик Эдисон
считал, что гениальность - это 1% вдохновения и 99% "потения").
Решительность - это умение личности быстро и продуманно выбрать цель и
определить способы ее достижения. Решительный человек способен в нужный
момент отбросить все колебания и сомнения и твердо остановиться на
конкретной цели или выбрать средство ее реализации.
Настойчивость. Это волевое свойство личности проявляется в способности
длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с
намеченной целью. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами,
не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а снова и снова
мобилизует свои физические и психические силы для выполнения поставленной
цели.
Под выдержкой (или самообладанием) понимается волевое свойство
личности, которое отражается в способности сдерживать физические и
психические проявления (поступки, эмоции), мешающие достижению цели.
Выдержка особенно необходима в сложных, экстремальных условиях, угрожающих
здоровью и жизни человека, его чести, достоинству и т.д.
Самостоятельность представляет собой волевое свойство личности,
выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить
средства их достижения. Самостоятельный человек не ждет указаний от других
людей, не надеется на подсказку, а сам принимает решения и реализует их на
практике.
Следующим элементом социально-психологической структуры, который
играет стимулирующую роль в активности личности, являются эмоции и чувства.
Чувства представляют собой сложные, устойчивые свойства личности,
проявляющиеся под влиянием каких-либо воздействий. Переживания личности,
отражающие определенные воздействия, являются эмоциями. Эмоции являются
психическими процессами, на основе которых образуются чувства как свойства
личности.
В психологии различают следующие чувства личности: моральные
(нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.
Моральным чувством называется эмоциональное; отношение личности к
поведению людей и своему собственному. Такие чувства возникают и
развиваются в процессе совместной деятельности людей и отражают
нравственные нормы, принятые в обществе, в конкретном коллективе. Эти
переживания представляют собой результат оценки поступков, их соответствия
или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для
себя и других. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии,
уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Высшими моральными чувствами, обусловленными мировоззрением личности
(системой взглядов и убеждений), являются Интеллектуальные чувства
представляют собой переживания, возникающие в процессе умственное
деятельности. К основным интеллектуальным (познавательным) чувствам
относятся: любознательность, радость и восхищение, гордость в связи с
решением задачи, сомнение и разочарования в случае неудачи, вдохновения и
др. Особенно важно развитие в человеке (прежде всего в условиях перехода
экономики на рыночные отношениям чувства нового как мотива поиска новых
приемов и методов работы, борьбы за внедрение нововведений (инновации) и
практику, формирование рыночного мышления. Интеллектуальные чувства очень
тесно связаны с моральными чувствами. Так, стремление познать истину
определяется не только интеллектуальным чувством, но и диктуется моральным
долгом человека.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании
человеком прекрасного. Воспринимая красивое (например, шедевры искусства),
человек испытывает эстетическое чувство прекрасного, которое вызывает
желание любоваться им, побуждает ко все новым и новым встречам с ним.
К системным качествам личности относят всю совокупность характеристик,
отражающих ее социальность, принадлежность к человечеству. К этим качествам
можно отнести такие обобщенные характеристики, как мировоззрение,
убеждения, патриотизм, гражданская ответственность и т.д.
Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие
"роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности,
соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее
статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание
связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном
предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом
процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их
трудовое поведение регламентируется соответствующими документами
(положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль -
это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими
одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются,
следовательно, социально- типические аспекты поведения.
Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две
функции:
1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента,
покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);
2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее
исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение
партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива
определяется; должностными инструкциями ( продавца, бригадира и т.д.) в
которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его
официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные
требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная
инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения
функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических
исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника
не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать
известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления
инициативы и творчества.
Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение)
социальной роли. В нее входят следующие элементы:
1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения,
требования конкретной профессии, должности и т.д.);
2) ролевые ожидания;
3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);
4) оценка ролевого поведения;
5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом
структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например
линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют
неодинаково, является понятие "ролевое поведение".
Вышеописанные особенности социального поведения личности ярко
проявляются в группах.
Группа - реально существующее образование, в котором люди собраны
вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной
деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства,
определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
К элементарным параметрам любое группы относятся: композиция группы
(или ее состав), структура группы групповые процессы, групповые нормы и
ценности, система санкций Каждый из этих параметров может приобретать
совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так
например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того,
значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные,
профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть
дан единый рецепт описании состава группы в связи с многообразием реальных
групп, в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная
группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс,
спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу
задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в
зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана.
Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых
социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует
несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые,
правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура
предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.
Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект
деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-
видимому, в данном случае самое главное - это анализ структуры групповой
деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в
этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой
является эмоциональная структура группы - структура межличностных
отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой
деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто
рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является
система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что
всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно
воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что
от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых
функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих
функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих
каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В
ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые
имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением,
реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система
ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно
важных образования: групповые нормы и групповые санкции.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют
собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в
целом и социальных групп и их членов. поведения».
В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила,
которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться
поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы
выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой
деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила
могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-
то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на
основании выработки определенного отношения к социальным явлениям,
продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее
опытом в организации определенной деятельности.
Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии,
для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми
установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная
значимость разного рода цен Настей для групповой жизнедеятельности,
различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об
относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и
т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для
всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности
общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных
явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают
различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп
могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о
ценностях общества. Специфика отношения к каждой и таких ценностей
определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.
Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы,
естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила
обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики
группы Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и
специфические, выработанные именно данной группой Все они, в совокупности,
выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая
упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.
Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда
выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой
группы, причем в конкретном типе общества.
Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных
исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом
групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности,
явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только
при условии выявления того, какие нормы группы принимает, и какие
отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение,
когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда
группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами
общества.
Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как
осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них
отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и
«личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых)
норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества
«адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной
группы, общности, общества». При этом необходим анализ санкций -
механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь
соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и
запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не
для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы
обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при
условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с
содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых
осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь
определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще
предстоит.
Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы
четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной
«подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того
чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать
классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках
социальной психологии.
Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на
условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных
группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно
фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные
группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-
психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей
реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные
группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти
естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые»
группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается
больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует
особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также
представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют
солидную традицию исследования (это по преимуществу большие,
неорганизованные, стихийно возникшие труппы, сам термин «группа» по
отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно
существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее
представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь
смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует
включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут
быть подразделены на две разновидности: становящиеся труппы, уже заданные
внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной
деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня
развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно
представлена в следующей схеме. Все, начиная с рубрики «реальные
естественные группы» является объектом исследования социальной психологии.
Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме.
Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей
должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти
закономерности приобретают свое особое содержание.
Отсюда - содержание второго узла: что же именно исследует социальная
психология в области межгрупповых отношений? Принципиальное отличие
социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что
здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые
процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными
отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера,
связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия. Социально-
психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений,
возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней,
психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации
такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного
отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых
групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти
отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-
следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами
совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения
всей области. В данном случае уместно рассуждение по аналогии: группы
существуют объективно, и для социальной психологии важно, при каких
условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность;
точно так же межгрупповые отношения существуют объективно (их исследование
с этой точки зрения - дело социологии), и для социальной психологии важно,
как этот факт отражается в сознании членов групп и предопределяет их
восприятие друг другом.
Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем
дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в
единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами,
принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество,
групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-
субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень
совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» и так-то
или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта
восприятия это «унифицированность», которая показывает степень
распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов («все»
в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность -
специфические структурные характеристики межгруппового восприятия.
Динамические его характеристики также отличаются от динамических
характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-
перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью,
ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и
формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный
процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого
члена группы, так и опыт «жизни» группы. Диапазон возможных сторон, с точки
зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по
сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ
другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций
совместной межгрупповой деятельности.
Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к
непосредственному взаимодействию (как это было в экспериментах Шерифа).
Межгрупповые отношения и, в частности, представления о «других группах»,
могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между
группами, как, например, в случае отношений между большими группами. Здесь
в качестве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных
условий, общественно-историческая деятельность данных групп. Таким образом,
межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного
взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных
безличных формах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и
т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области
международной жизни, когда образ «другого» (другой страны, другого народа)
формируется вовсе не обязательно в ходе непосредственного взаимодействия,
но на основе впечатлений, почерпнутых из художественной литературы, средств
массовой информации и т.п. Как сама природа межгруппового восприятия, так и
зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль
стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип -
явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны:
стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать
воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу
явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает
относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип
другой группы наполняется негативными характеристиками («все они такие-то и
такие-то»). он начинает способствовать формированию межгрупповой
враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений. Как уже
отмечалось, особенно жестко эта закономерность проявляется в межэтнических
отношениях.
Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением
лидеров в малых группах и в целом в коллективе. Лидерство - это
естественный социально-психологический процесс в группе, построенной да
влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. 3. Фрейд
понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны,
групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит
способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать
чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и .той же
личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять
типов лидерствам
1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе
строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить
отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на
основе любви и почитают.
2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний,
соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака -
носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим
чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-
тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и
подчиняются ему.
4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для
поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает
чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях
других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне
подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает
напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно
в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие
ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой
увлекает за собой людей.
7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для
бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его
любят, боготворят и идеализируют.
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения».
Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние
исходит из официального положения в организации, и «неформальным»
лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного
превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния
переплетаются в большей или меньшей степени.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает
преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще,
нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус
в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение,
несколько отличное от положений неформальных естественных лидеров. Прежде
всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его
отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с
группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная
привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на
этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации -
источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не
поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой
руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает
все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно
достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и
направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными
планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с
окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей,
стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной
организации, в которой должны господствовать определенный порядок и
дисциплина.
В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким
целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в
излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их
взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом
оказываются в роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые
обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В
отличие от формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а
строят отношения с последователями на доверии к ним.
Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей, в основу которой
положены материалы О. Виханского и А. Наумова. [2]
|Формальный лидер |Неформальный лидер |
|Администратор |Инноватор |
|Командует, убеждает |Вдохновляет, призывает |
|Выполняет указания других |Реализует собственные цели |
|Действует на основе расчета |Действует на основе видения |
|Ориентируется на организацию |Ориентируется на людей |
|Контролирует |Доверяет |
|Поддерживает движение |Дает импульс движению |
|Принимает решения |Реализует решения |
|Делает, как нужно |Делает, что нужно |
|Пользуется уважением |Пользуется любовью |

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер
чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или
эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В
коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего
интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным
проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и
организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют
свои мысли и поступки.
Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является
своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого
из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство
группы. В необходимых случаях он может вступить в связи с этим в конфликт с
администрацией, санкционируя, даже в сфере производственной деятельности,
только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им
коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление
на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его
противостояние администрации.
Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможности с
неформальным лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно
официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.
Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и
неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его
члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях
лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять
коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать интересами
коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя
ему, согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же
корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его
доверием опасно.
В крупных масштабах и на систематической основе изучение лидерства
было предпринято с начала 1930-х гг. Тогда была поставлена цель выявить те
личностные характеристики людей, которые делают их лидерами. Ими оказались
такие качества: уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность,
здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность и пр. Однако
исходящая из них "теория великих людей" не могла объяснить, например,
почему стал лидером Сталин, явно не отвечающий подавляющему большинству
перечисленных требований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996
Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1996
Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. -М., 1997
Основы психологии: учебное пособие. - М.,1986
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. -
Ростов н/Д, 1997
Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997




Реферат на тему: Основы социальной информатики

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной информатики
=====================================



И.В. Соколова



ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

(Конспект лекций)



Москва 1997



ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА:
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес
информационной экономики постоянно возрастает и ее доля, выраженная в
суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня
составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-
15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к
информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в
сфере услуг:
если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-
интеллектуальных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США вступили в
постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния
преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали
в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области
информатизации, необходимо понимать, что определенная доля
“информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных,
нередко экологически вредных, производств в другие страны мира
(“экологический колониализм”), а также за счет привлечения на работу ученых
со всего мира.

Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний
потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к
1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в
8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем
знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации
увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название
“информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о
начале века информации и включающих:
быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
превышение уровнем материальных затрат на хранение, передачу и переработку
информации уровня аналогичных расходов на энергетику;
возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни
радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона
сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].

Занятость в сферах хозяйства


1 2 3 4 5



время


1- в производстве продуктов питания (аграрное общество),
2- в материальном производстве (индустриальное общество),
3- в сфере услуг (постиндустриальное общество),
4- в сфере информационных услуг (информационное общество),
5- в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория
развития достаточно глубоко разработана зарубежными исследователями, среди
которых: Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, И. Масуда, Ф. Полак, О.
Тоффлер, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье определил постиндустриальное
общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно
позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах -
постиндустриальное, информационное - видели альтернативу формационным
терминам - социалистическое и коммунистическое общество. Понятие
информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами
формаций, т.к. продвижение к информационному обществу является лишь
наиболее оптимальным способом существования и развития любой из современных
и будущих формаций.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие
этого направления, необходимо отметить В.М. Глушкова, Н.Н. Моисеева, А.И.
Ракитова, А.В. Соколова, А.Д. Урсула и др. В настоящее время активно
работают в этом направлении Г.Т. Артамонов, К.К. Колин и др.
В чем же суть и смысл процесса информатизации? От ответа на этот
вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и
перспектив развития процессов информатизации общества.
Важным представляется взгляд на информатизацию как на “системно -
деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и
развития с помощью средств информатики с целью создания информационного
общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”
[4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации должен включать в себя
три диалектически взаимосвязанных процесса:
медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения и
распространения информации;
компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки
информации, а также
интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и
порождению информации (знания), т.е. процесс повышения интеллектуального
потенциала общества, включая использование средств искусственного
интеллекта. Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с
интеллектуальным (дружественным) интерфейсом.
Специалистами отмечается [5], что, к сожалению, социальная
информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных
процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной
техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие,
качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных
информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и
процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной
интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности.
При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны
учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в
концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его
структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного
общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и
нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к
отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование
информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова [6] общество считается
информационным, если:
любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке
страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую
информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных
и социально значимых задач;
в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе
или организации современная информационная технология;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных
информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно
убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и
отраслей производства и управления;
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых
оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к
информатизации общества:
технократический, когда информационные технологии считаются средством
повышения производительности труда и их использование ограничивается, в
основном, сферами производства и управления;
гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная
часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и
для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода,
отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как
объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники
вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет
“агрессивный” характер. С другой стороны, существует весьма значительное
число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в
общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые
или политические дивиденды.
Информатизация имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым
развитием общества. Основа информационной экономики - знания или
интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые
преимущества по сравнению с материальными ресурсами, жестко подчиненными
законам сохранения. Если люди берут что-то у природы - обостряются
экологические проблемы, если же пытаются взять что-то у соседей -
порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества,
базирующаяся на информационной экономике, уже по сути своей избегает
большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале
предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам
(“знания порождают знания”).
Государственная политика в области информатизации России, получившая
новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные
направления:
создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей
информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином
информационном пространстве России;
формирование и защиту информационных ресурсов государства как
национального достояния;
обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и
ряд других направлений.
В Концепции формирования и развития едино

Новинки рефератов ::

Реферат: Народ-труженик в творчестве Н.А. Некрасова (Литература)


Реферат: АНАЛИЗ СФЕРИЧЕСКОГО ПЬЕЗОКЕРАМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ (Радиоэлектроника)


Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием (Педагогика)


Реферат: Изменение интенсивности дыхания в онтогенезе растений (Сельское хозяйство)


Реферат: Правовые аспекты международного коммерческого контракта (Международное частное право)


Реферат: Тестові завдання з курсу "Фізіологія рослин" (Биология)


Реферат: Подъемно-транспортные машины в пищевой промышленности (Технология)


Реферат: Проект мероприятий по созданию страховой компании (Страхование)


Реферат: Кривичи (История)


Реферат: Система автоматической стабилизации пневмоколесной платформы для транспортировки крупногабаритных грузов (Радиоэлектроника)


Реферат: Сварка стали (Металлургия)


Реферат: Глюкоза и сахароза (Химия)


Реферат: Культура ХХ века (Культурология)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы (История)


Реферат: Ричард Львиное Сердце (Исторические личности)


Реферат: Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад) (Музыка)


Реферат: Реализация эвристического обучения учащихся на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Город-герой Ленинград (История)


Реферат: Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист