GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Современные педагогические технологии (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Современные педагогические технологии (Педагогика)



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МАТЕМАТИКИ



Курсовая работа по теме:
«Современные педагогические технологии»



I Введение
II Историческое начало педагогической технологии
III Современные педагогические технологии
IV Элементы педагогической технологии
V Педагогическое разрешение и создание конфликта
VI Дополнительные элементы педагогической технологии
VII Заключение
VIII Литература


Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера
воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,
производимый в целях максимального развития личности как субъекта
окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая
проекция теории и методики воспитания на практику воспитания,
сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по
способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия
персональных особенностей личности учителя и ученика.
Слово “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон
педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к
искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре
дается такое определение технологии: “ …Задача технологии как науки –
выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с
целью определения и использования на практике наиболее эффективных и
экономических производственных процессов ”.
Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по
составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное
использование технос – искусство, мастерство, логос – учение.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых
умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает
способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать
множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень
культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и
интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений
формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во
многом определяет характер педагогического воздействия.
Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала
ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.),
Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для
определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками
содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему
удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и
стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить
самокоррекцию.
Чешский мыслитель-гуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой
прикосновения к личности ученика: “ Можно и нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа
будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под
солнцем “.
Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили
свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.
Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию
педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и
др. наук.
Шацкий С.Т., Используя влияние среды на воспитанника, расширил
горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином.
Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал необходимость
совершенствования и повышения их воспитательного значения путем “наполнения
ценностью” любой деятельности, организуемой на уроке.
А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин
“педагогическая техника” и использовал понятие “педагогическая технология”.
В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех
зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: “ Воспитательное дело
есть дело кустарное, а из кустарных производств – самое отсталое”
(“Педагогические сочинения”, т.3).
В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой
личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому
педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка
несовместимы.
В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального
существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли
Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии,
принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах
применения метода педагогического воздействия:
1) сочетание требований с уважением к детям;
2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;
3) доведение этого воздействия до конца.
Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с
определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по
теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты
педагогического мастерства:
1) психолого-педагогическую эрудицию;
2) профессиональные способности;
3) педагогическую технику.
Педагогическая техника понимается здесь как “разнообразные приемы
личного воздействия учителя на школьников”.
Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения:
социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция
ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для
этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать
этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.
Методический взгляд на воспитание- приобщение воспитанника к
культуре.
Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о
теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а
также знаний, умений и навыков.
При использование термина “технология” практически все педагоги
отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и
педагогической литературе широко используется термины “педагогическая
техника” и “педагогическая технология”.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогическая технология как система научного знания должна
оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это
объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и
желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача
педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в
сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать
самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством
за многие тысячелетия. “Если воспитание- постоянное восхождение к
культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то
назначением воспитания является формирование личности, которая бы
приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой
вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с
различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему
воспитания. Таким образом:
- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя
активность, взаимодействует с миром;
- характер этой активности определяется субъективно свободным
отношением личности;
- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на
определённое отношение к социальным ценностям;
- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком
должен производиться на уровне современной культуры и в
соответствии с целью воспитания.
Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова
предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для
осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг
друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в
системе “учитель- ученик” встречается не так часто. Педагогическое
воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное
влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной
целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его
назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником.
Иными словами, основное назначение педагогического воздействия
заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет
в собственной жизни.
Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается
педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный
выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром,
формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической
технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов,
связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.
Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо
ответить на ряд вопросов:
- какие элементы составляют педагогическую технологию;
- каково их необходимое и достаточное присутствие;
- в какой взаимосвязи они находятся;
- какие общие и специфические функции каждого элемента.
Педагогическое общение, имеющее направленность на “открытие
ученика в общении” через создание психологически комфортных условий для
раскрытия его как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая
функции “внесения образа” на уровне социальной нормы, стимулирования
деятельности и коррекции отклонений, возможна на фоне воплощения
оценки, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемой скрытым
порядком.
Педагогическое требование - ещё один технологический элемент.
Посредством него осуществляется восхождение субъекта на уровень
современной культуры. Получение в результате приучение к социальной
норме является его индивидуальность в поведении.
Следующий технологический элемент – конфликт. Конфликт как всякого
рода противоречие между субъектами требует обозначения этих
противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь
предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как
поступить в этой ситуации.
Педагогический конфликт разрешается при реализации функций “
снятия психического напряжения”.
В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место
занимает такой элемент, как педагогическая техника.
Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных
элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для
реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия,
имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь
возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно
для этого преподавателя.
Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при
положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки,
при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными
функциями и определенными операциями, составляют сущность
педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической
технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как
психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция
на поступок, носят обобщающий или частный характер.
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое
общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия
общение выполняют три функции.
1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать
ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в
результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная
оценка, а как стимулятор.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого
качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит “установить
степень, уровень, качество чего-нибудь”. Учитывая такой подход к
педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог
формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой
отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем
беседы или урок.
Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне
ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по
освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс
самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость
личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему
и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.


|ФОРМЫ |
|Поощрения |Наказания |
|Одобрение |Неодобрение |
|Похвала |Замечание |
|Аргументированное поощрение |Аргументированное неодобрение |
|Материальная форма |Лишение удовольствия (кроме |
| |естественных потребностей) |
|При высоком уровне самосознания |
|Благодарность |Выговор |
|Присвоение звания |Исключение из коллектива |

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе
воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения . Отношения
человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им
самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога
заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений
позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между
безусловными нормами и правилами.
Реализация требования, доступного в данный момент развития ребенка,
предусматривает и учет его психического состояния. Психика школьника очень
подвижна: настроение у детей может меняться очень часто. Эффектность
педагогического требования возрастает, если учитель постоянно подчеркивает
свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны
соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации
оставаться на высоком уровне культуры. Не следует пренебрегать обращениями
к учащимся “Вы”, “Пожалуйста” и т.д. Информативное речевое и
демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых
обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с
детьми.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в
двух понятиях – “наглядный” и “демонстрационный” материал. Демонстрационным
материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком.
Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как
доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной
принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе
отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные закономерности в этой
области, дают совокупность технологических правил информативного
демонстрационного воздействия.
1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и
понятен.
2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или
демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное
количество органов чувств.
3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в
сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета
объяснения
4) Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с
соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость.
Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой
верхней половине формы.
5) Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы
прямоугольником, овалом.
6) Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы
производимая запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение
букв повышает убедительность.
7) Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает
восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.



ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ И СОЗДАНИЕ КОНФЛИКТА.
Конфликт – это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами.
Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но
субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия
осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений.
Различаются пустые и содержательные конфликты. Первый возникает на основе
неустойчивого психического самочувствия. Его разрешение не требует сложной
технологии, а лишь снятия психического напряжения собеседника путем
проявления заботы, внимания. В зависимости от степени развития
содержательного конфликта усложняется и технология его педагогического
разрешения. Самый трудный для учащихся (и учителей) вид отношений, где
труднее добиться согласия, сотрудничества. Не случайно А.С. Макаренко
считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: “ способности
приказывать и способности подчиняться”.
Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов,
что часто приводит к конфликтам. Здесь можно выделить три фазы протекания
педагогической ситуации:
1 ФАЗА – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных
норм и ценностей одним из участников ситуации.
2 ФАЗА – ответная реакция “соперника”, от формы и содержания которой
зависит исход конфликта, и, самое главное, - последняя, т.е. направление
перестройки сложившихся ранее отношений.
3 ФАЗА – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и
ценностей в 2-х различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее
сложившихся отношений.
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные,
возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя
выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой
удовлетворенностью в своей работе.
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны
и доступны каждому – это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях
мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к
третьему, независимому лицу(третейский суд), или сами проводим анализ,
стремясь разобраться в себе и своих поступках и только в исключительных
случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет
права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией
разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до
такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
1. С о з д а н и е п с и х о л о г и ч е с к о г о к л и м а т а.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее
важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Психологический климат
– качественная сторона межличностных отношений, совокупность
психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной
совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности,
взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для
работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат
препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние
незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций,
соответствующих следующим правилам:
- установление личных контактов;
- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
- этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи,
открытости и радости за другого;
- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;
- аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием
музыкальных фрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает
уверенность;
- внесение элемента новизны за счет использования разнообразных
средств. Это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает
психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого
ребенка.
2. Г Р У П П О В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
Групповая деятельность может рассматриваться не только, как внеклассное
мероприятие, но и урок. Содержание групповой деятельности на уроке
определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения.
Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить
из двух позиций по отношению к детям. Во-первых, учитель относится к
ученикам, как к пассивным участникам образовательного процесса,
наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой
позиции : учитель – субъект деятельности на уроке, учащиеся выполняют роль
объекта. Во- вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта
деятельности, организуемой на уроке. Если в первом варианте учитель, как
правило, использует приказ, указание, распоряжение в качестве строгих
требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе,
совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосознания своих
учеников.
Повышение результата групповой деятельности способствуют такие операции,
как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед
предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребенку возможности
индивидуально проявить себя. Реализация данной функции на уроке диктует
педагогу необходимость выстраивать деятельность по освоению знания таким
образом, чтобы дети постигали не только голые факты науки, но и осознавали,
ради чего надо постоянно стремиться идти по пути расширения своих
представлений о мире и закономерностях, происходящих в нем. Такая
технология влияет на развитие и формирование субъективности ученика,
позволяя ему активнее включаться в деятельность, соизмеряя и реализуя свои
возможности.
3. С О З Д А Н И Е С И Т У А Ц И И У С П Е Х А И Н Е У С П Е Х
Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался
ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог
должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение?
Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо
способствовать этому успеху. Неудачник в школе и дома – это потенциальный
неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка
пропадает интерес к школе , к учебе, поэтому оправдано создание для
школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом операций:
подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и
доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми,
поведение которых осложнено целым рядом причин.
Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание,
неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не
может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап
при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации
неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для
индивидуального развития ребенка.
Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при
наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие
манипуляции ребенком. Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности,
когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать
высокие результаты, но постепенно такое безразличие к себе становится
тормозом для развития его личности. Во-вторых, завышенная самооценка, что
ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Это приводит к
отторжению его. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной
самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог – это
создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих
достижений и неудач.



4. П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я Р Е А К Ц И Я Н А П О С Т У П О К
Далеко не каждое действие ребенка можно назвать поступком. Поступок –
это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющего моральную оценку.
Если же рассматривать поведение ученика как поступок, то выстраивать
педагогическое воздействие так, чтобы способствовать развитию личности.
Чтобы помочь ученику произвести самостоятельную оценку собственных
действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой , с
культурным образом отношения к себе и другим.
5. Э Т И Ч Е С К А Я З А Щ И Т А
Этическая защита – одна из разновидностей защиты личности от
посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой,
административной, экономической, политической.
Этическая защита выполняет три основных функции : во-первых, она
ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает
ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; в-третьих, она дает
ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность
укрепить взаимоотношения со старшими.
Перечислим основные функции:
1) сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить
заслон оскорблению;
2) корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать
агрессию;
3) сохранение достоинства партнера – развивает и углубляет
взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя
иначе, на более высоком уровне.
Кроме перечисленного, для этической защиты могут быть использованы и
более жесткие формы, применение которых требует больших психологических
затрат.
Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы
инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать
субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы
его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая
технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по
организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления
технологически педагогической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать,
ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их
нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие
технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор
воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет
его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер
учащегося, его состояние как объекта – но объекта, который является либо
потенциально способен стать субъектом.
Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы
инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать
субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни
подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата.
Стратегия операционного влияния – в преобразовании ученика из объекта
среднего влияния в субъекта, производящего сознательно выбор в каждый
отдельно миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных ценностей
современного общества.
Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность
организации педагогического воздействия в соответствии с его основным
назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения
педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика
коммунистического воспитания в школе) – М., 1974
2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.,1955
3. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993
5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., 1986
7. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984
8. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М.,1996
9. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание
школьников) – М.,1995
10. Политехнический словарь – М.,1989
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в
процессе воспитания школьников – М., 1992
12. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997




Реферат на тему: Современные психолого-педагогические технологии обучения

Санкт-Петербург, 2002г.

Реферат



Современные психолого-педагогические технологии обучения



Содержание


Введение

1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды

2. Дистанционное обучение
Заключение
Литература
Введение

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления,
т.е.воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для
успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели,
способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним
относятся специальные методы (методики)и технологии обучения.
В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии:
Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике
заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса[1]. Отличием
педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют
более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у
учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий,
различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения
(например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого
обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др.
Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в
других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на
предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных
качеств и навыков сотрудников.


С развитием информационных технологий большими темпами идет становление
системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что
открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических
методик.


Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение
вызывают особый интерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей
работе.


Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-
педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение
в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения
существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке
офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые
игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
. Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
. Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
. Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная
функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в
дидактических, последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать
определенным требованиям:
. Игра должна соответствовать целям обучения;
. Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую
педагогическую (психологическую) ситуацию;
. Необходима определенная психологическая подготовка участников игры,
которая бы соответствовала содержанию игры;
. Возможность использования творческих элементов в игре;
. Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли
руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание
и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка
ее участников;
2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение
правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди
них;
3) Проведение игры, в результуте которой должна быть решена
поставленная задача;
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими
участниками, так и экспертами ( психологом, педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой
метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и
индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и
опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и
позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии,
«мозгового штурма» и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В
процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент,
дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве
основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить
следующие их разновидности:
> имитационные игры используются в профессиональном обучении при
формировании определенных производственных навыков. Так, в игре
«Импод» имитируется организационно-экономическая деятельность
условного швейного производства. Участники игры разрабатывают основные
этапы своего швейного производства, а также применяют полученные
практические навыки по моделированию и пошиву изделий.
> сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная,
деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную
постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль.
Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет
подготовка участников и разработка сценария игры.
> инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их
подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-
развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных
программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного
знания с использованием новейших педагогических и информационных
технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип
выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании
определенных навыков управления конкретной ситуацией.
> организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике
игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С
точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению
участников и другим формам групповой работы.
> деловые тренинги – этот вид подробнее будет рассмотрен ниже.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена.
Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и
могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая
деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы
применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В этом
случае в играх сочетаются различные методы, направленные на
совершенстование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация»[2]
студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от
банка» на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят
различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность
языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и
творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее
моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит
в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в
образовательной, так и деловой сферах.
o Пример обучающей деловой игры приводился при рассмотрении игры
«Презентация. Другой пример - игра «Новый менеджер»[3](Эта игра
использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в
конкретную фирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата, кейс-
стадии(участие в конкретных ситуациях) и групповое решение проблем.
Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но
сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и
оригинальность при решении управленческих задач.
Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении
экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставит целью
планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяет учащимся
усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.
В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется
механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее
влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряженности,
присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более
полное восприятие учебного процесса.

Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них
специфические качества и навыки, необходимые для управления/руководства
фирмой, делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время
психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так,
например, игра «Знакомство деловых партнеров» направлена на создание
благоприятной атмосферы в группе.
o «Эффективная коммуникация»- пример психологического тренинга[4]
Оновная цель тренинга состояла в обучении участников навыкам эффективного
общения, т.е.такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы
удовлетворение.
В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участники усвоили основные
принципы вербального и невербального общения, получили не только
коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи»(умение слушать),
научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной
ситуации общения. Все это было достигнуто благодаря использованию различных
психологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и
самотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностной
позиции( «Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель
«Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап
тренинга - игра или психологическая методика - сопровождался анализом
высококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и других
технологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало
сам тренинг динамичным.
В результате тренинг помог участникам научиться правильно оценивать себя и
других, эффективно строить общение с другими людьми как в повседневной
жизни, так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процесс общения.

Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:
. сопоставлять свое мнение с мнением других;
. оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень
доверия со стороны коллектива;
. находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и
межличностном общении;
. осозновать свои поведенческие и психологические установки;
. выполнять различные функциональные роли и др.

Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В
педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,
которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности
учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и
психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в
развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся,
формирования у них навыков участия в деловых играх[5].
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют
многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают,
что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3
раза.
Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое
значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию
профессиональных и личностных качеств бизнесменов.

На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и
другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно
применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования
как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.

Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие
образования на новый уровень, информационные технологии стали новой
революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и
компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления
информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование
в сети Интернет, именуемое дистанционным.
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).»[6]Особенностью дистанционного обучения
является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от
преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного
обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и
ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem[7]позволяет
найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает
посредником в обучении, предлагая определенную методику организации
процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-
педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут
выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином
уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с
информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую
полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно
интегрированы в образовательный процесс[8]. Для них важным является вопрос,
какое влияние оказывает использование современных технических и
информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские
специалисты[9].
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
> способствуют повышению мотивации обучения;
> являются источником информации, стимулируют самообразование,
формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
> повышают информативность, интенсивность, результативность
образования;
> способствуют его диверсификации, использованию игрового и
скоростного обучения.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших
технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например,
японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают
развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного
закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен
мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать,
является ли возникающая при этом игра учебной[10]. Кроме того, компьютерные
занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим
комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий
качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество
ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.

Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного
образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с
применением информационных технологий.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность
– каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным
студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально
сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути
решения этой проблемы один из отечественных специалистов[11]. Для
совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения
программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
> Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при
сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на
создание образовательного пространства (информационных ресурсов и
учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения.
Последнее подразумевает разработку специализированного программного
обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание
дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок
на необходимые источники.
> Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый
уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и
информационным технологиям, а также со студентами и пользователями
Интернет.
> В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное
совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line”
должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует
использования в обучении активизирующих методов и технологий. В
дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары,
конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не
теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии:
моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в
сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа
в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут
успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и
интерес к нему.
> Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки
знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс,
поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного
отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только
внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и
активности студента.
> Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен
иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы
обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и
заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это
учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет
может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам
обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению
обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное
применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует
целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии
– как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной
организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное,
воздействие, поэтому для качественного и доступного образования
недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий
подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы
преподавателей и студентов.
В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному
внедрению информационных технологий в образовательный процесс делает
выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить
качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых,
преподавателей и специалистов в различных областях.



Заключение

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий,
можно сделать следующие выводы.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые
находят применение как в обучении, так и во многих других сферах
деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса,
пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов
психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в
игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни,
повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу
общения.
Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных
понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее
предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в
человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo
ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно
посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического
смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в
возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей
и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было
раньше.

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное
обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или
телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного
языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако,
развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с
качеством преподавания и использованием современных информационных средств
в обучении.
В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации
учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую
роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в
традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии,
совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и
обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя
диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и
познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в
целом.

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в
информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным
становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования
сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам»
получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования
в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной
мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для
его успешного функционирования.
Литература

1. Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998
2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998
4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.
/Материалы научной конференции. СПБ,1996
5. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного
образования// Педагогика, №1,2002
6. Nouvelles technologies – rйussir la rйvolution?// Le Monde de
l’йducation, №287 (12), 2000
-----------------------
[1] См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб,
1996,Ч.2 с.33
[2] См: там же,с.95-98
[3] Там же, с.58
[4] По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для
компании JTI,2000г.
[5] См.: там же, с.33-34
[6] Цит.по: там же, Ч.2,с.120
[7] См.: www.rsu.ru
[8] Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах
(Германии и Франции) и в Канаде.
[9] См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de
l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии –
успешная революция?//Мир образования)
[10] Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.
[11]Здесь и далее см.: И.Г.Захарова. Информационные технологии для
качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002, с.27-33.





Новинки рефератов ::

Реферат: Оксисоединения (Химия)


Реферат: Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления (Педагогика)


Реферат: Сообщение на тему: Суксцессия (Биология)


Реферат: Выработка и начало осуществления НЭПа 1921-1923 гг. (История)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Крейсер I-го ранга Цусимской кампании "Дмитрий Донской". История и технические характеристики (История)


Реферат: Экологические проблемы на пищевых производствах (Технология)


Реферат: Общая физическая подготовка: цели и задачи (Спорт)


Реферат: Новая европейская валюта и ее перспективы (Международные отношения)


Реферат: Государственное устройство (Теория государства и права)


Реферат: Дедукция (Право)


Реферат: "Восемь помыслов" и борьба с ними по творениям св. Аввы Евагрия (Религия)


Реферат: Психологические проблемы отбора кадров (Психология)


Реферат: Обратимые и необратимые процессы (Менеджмент)


Реферат: Инвестиции (Инвестиции)


Реферат: Налогообложение физических лиц (Финансы)


Реферат: Система производства кормов для животноводческой фермы ООО "Юговское" (Сельское хозяйство)


Реферат: Нефть - чёрное золото планеты (Химия)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Контрольна по госпправу (Хозяйственное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист