GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Экологическое воспитание в детском саду (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экологическое воспитание в детском саду (Педагогика)





РЕФЕРАТ


Тема:
«Экологическое воспитание в детском саду»



Написан:
Воспитателем
Зайчик И.Н.



Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…



Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж
великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там –
лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет
рожать хлеб….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так
хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по
нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и
земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не
вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а
нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию,
по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно:
болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и
многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что
земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само
собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина,
скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и
бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества
слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не
будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую
победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что
от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить
бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки)
дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта
дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование
людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,
включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической
направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как
в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей
действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на
долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже
поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских
стихов
(«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»)
До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.
Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему
городу, селу, где человек родился и живет.

* * *
В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом
и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как
тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а
заросшая излучина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше
богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в
нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами.
Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами
леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и
озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от
разлива.
Известно, что к использованию естественных богатств следует
подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить
самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет
легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую
осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство.
Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без
них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь
за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают
нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть
чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и
травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства,
посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним.
Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник,
убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему
необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко
всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны
бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в
этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту
на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это
эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, -
утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на
умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»
А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года
позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?
В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой
и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется
реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь
между ними.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая
полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во
взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях
живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии
человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую
сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным
полноценное экологическое воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере
три задачи:
1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того,
чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой
плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно
использовать природу разумно и бережно;
3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На
основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных
последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в
природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая
внимание на их связи;
II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание
концентрируется на том, например, чем питаются те или иные,
строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется,
скажем, значение леса для реки и т. д.;
III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы,
процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать
предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию
процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет,
чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним
происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при
знакомстве с природой, прежде всего?
Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных
факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач, как:
1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о
природе нашего региона.
2. Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях;
нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать
выводы.
3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание
экологической тропы.
Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах
отдыха, на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной
работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки
стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:
1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или
старые деревья, растущие на территории детского сада.
2. лекарственные растения, специально высаженные на участке.
3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения
в природе.
4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы
древесно–кустарниковых растений, цветов.
5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный
уголок.
6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе
предусматривает определенное содержание и методические программы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание
любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности,
доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут
рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость –
это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем
поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и
милосердия.
. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился,
живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему
человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в
ближайшем окружении.
Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном
городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.
Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о
природе Костромской области.
После всего этого наметили план ознакомления детей с природой
нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..»,
«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»
Воспитательная работа была связана со всеми видами детской
деятельности.
Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я
провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами.
Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения
(одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).
В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки
из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми
заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На
занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может
получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.
Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических
играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови»,
«Путешествие по лесу» и т.д.
На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание
побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена.
. И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение
детей к этой красоте. Например, дети любили играть под
деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца,
но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали
внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что
распустившимися цветами, их яркими красками.
Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть
красоту окружающей природы , но и вызвать у них желание участвовать в ее
создании. Но с чего начать?
Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и
горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим
ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного
края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту
работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для
детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием
и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых
насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории
детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в
подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим
приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого
труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и
осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать
за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению
стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность
общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с
наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка
глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с
географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали
выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев.
Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими
растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны
ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников
среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети
научились составлять о них сказки и загадки.
При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с
желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.
Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело
и дома, в семье.
( С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за
изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В
каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть
прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как
разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес
к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии
в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их
видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая
ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его
улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их
ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? –
спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я
организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали
знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их
впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш
парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка,
чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.
Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными,
птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы,
поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за
птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в
теплые края.
Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились
в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей
систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на
детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным
календарем.
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают
в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в
разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман,
сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для
размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них
возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за
детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем
как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по
плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава
Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся
радоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что
народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут
себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание
узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти
подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что,
используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о
животных и растениях.
( Основные же знания о природе нашего района, экологические
знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые
экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитание экологической
культуры в дошкольном детстве» Николаевой.
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических
связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи,
существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,
познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у
детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные
последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем
различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.
Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное
экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение,
особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей
группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись
природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо,
комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и .т. д. Природные
факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые
в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о
бедах атмосферы и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая
- человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и
сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их
объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них
охотно, с интересом.
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется
возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными,
показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к
распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что
растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень
важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и
орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена
могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем
черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой
интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за
долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного
времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это
служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование
представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых
целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе,
использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются
изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с
динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях
«Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на
то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима
наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что
с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой –
семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с
характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о
подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если
есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях)
взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура
окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что
распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не
верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно
насекомое не погибло от руки человека зря!
Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно
обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный
объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод
знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в
этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать
от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» -
знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего
региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться
к природе бережно.
Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению
«Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята
решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.
Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло
ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим,
как себя вести людям.
Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок
(картонная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях
по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в
группе создали для него уголок.
В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели
собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи,
вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные
нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе
края. полученные на занятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано
правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему
живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,
выражать свое отношение к ней.
А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом
пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения,
концерты.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому
помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания,
обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе,
товарищам, воспитателю.
Представление детям возможности выражать свои знания и чувства
через слово, художественное творчество делает знания более точными, а
чувства более глубокими.
Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму
выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи
карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей,
удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача
– поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.
Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только
детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не
желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением
детей.
Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш
стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и
слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию,
бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В
помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка»,
где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.
Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса
к окружающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания
(выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок
из природного материала) родителей в обсуждении доклада.
Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те
или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с
детьми, какие стихи разучить.
В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием
родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание
смастерить скворечники.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря!
Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать
то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно
относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием
ухаживают за растениями, видят их красоту.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей
доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность,
интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден
результат работы.
Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы,
возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом
смысле не подобающе.
А главное – земля стала ближе.





Реферат на тему: Экологическое воспитание в этнопедагогике

Московский городской педагогический университет.
Факультет начальных классов.
Кафедра педагогики и психологии.



Реферат по этнопедагогике.

Экологическое воспитание в этнопедагогике.



Исполнитель: студентка 5 курса очно-
заочной формы обучения Ратникова А.
А.
Руководитель: Белозёров Г. Д.



Москва
2004
Оглавление.
Введение. 3
Природа как фактор народного воспитания. 4
Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.
6
Экологическое воспитание бурятского народа. 6
Экологическое воспитание русского народа 7
Экологическое воспитание чувашского народа. 8
Экологическое воспитание в Литве. 8
Экологическое воспитание в Германии. 9
Заключение. 10
Литература……………………………………………………………………….12



Введение.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры
становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше
внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического
сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен
тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также
поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление
настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее
по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому
формирование экологического сознания, экологической культуры и
мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей
экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе
играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны
экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных
традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения
к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику
этих национальных традиций.



Природа как фактор народного воспитания.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет
неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной
педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне
правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества –
экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии
этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о
природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это
согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной
педагогики – с естественностью народностью воспитания.
Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое
космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно
вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный
путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода,
по их расположению находится дорога к одному дому.
Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её
разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого
этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности
человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил
роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность
неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому
учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими
традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как
нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном
отношении к природе?
Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств
и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной
культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.
К таким методическим подходам следовало бы отнести:
. изучение богатства содержания экологических традиций разных
народов;
. систематическое, целенаправленное обращение к содержанию
народных традиций;
. раскрытие содержания нравственных понятий через народные
экологические традиции;
. интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;
. индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.
Приведём пример использования традиций народной педагогики для
воспитания экологической культуры у учащихся.



Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных
народностей.


Экологическое воспитание бурятского народа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой,
тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё
находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше
всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не
может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких
животных, даров природы и т. д. человек обречён.
Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо
дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и
духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу),
рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных»
определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно.
Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

Экологическое воспитание русского народа


Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не
требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело
тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.
е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий
Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями
и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И
спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в
клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять
говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины,
родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем
наряде, родник – «журавлиный глаз…»
Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в
жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»:
«Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету
конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ
– одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической
педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из
основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в
воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию
личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на
чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности
обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при
написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной
мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета
«Природоведение».

Экологическое воспитание чувашского народа.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний
мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний,
нижний, тёмный.
Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать
лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно
из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве
оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись
предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в
соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,
определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли…
Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны
заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не
стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не
бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано
на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают
основную ставку на традиционную культуру воспитания.

Экологическое воспитание в Литве.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем
незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-
разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот,
например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.
В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь
мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в
вечном движении!
Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!
Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!
Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!
Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-
родине!
А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».
Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики
народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой.
Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются
близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим
традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

Экологическое воспитание в Германии.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в
Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова –
посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек
нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень
маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё.
Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина.
Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках
для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли
и голоса веков.



Заключение.

Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее
значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике.
Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только
в преподавании природоведения в начальной школе.
Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития
познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания.
Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого
контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и
закономерностями, постигал их сущность.
Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов
в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором
разностороннего развития детей.



Литература.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – 168 с.
2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один
из аспектов формирования эколого-гуманитарной
культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов
международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора
педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации
Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.
3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор
разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика
жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-
летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля
науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП
Джангар, 2001. – С.250-252.







Новинки рефератов ::

Реферат: Франций (Химия)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (Менеджмент)


Реферат: Деньги и их функции (Политология)


Реферат: Методы разделения иммуноглобулинов (Химия)


Реферат: Безопасность жизнедеятельности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Контрольная по логике в задачах (Логика)


Реферат: Разработка системы по сбору информации о доходах физических лиц для формирования налоговых документов и отчетности для налоговой службы по объединению "Сургутгазпром" (Программирование)


Реферат: Лизинг в России (Банковское дело)


Реферат: Пищевая ценность овощей (Кулинария)


Реферат: Музеи (Иностранные языки)


Реферат: Позитивное право как источник правовой морали (Право)


Реферат: Плюснин (История)


Реферат: Стихии (Искусство и культура)


Реферат: Скульптура (Искусство и культура)


Реферат: Организация внеклассного мероприятия по черчению и технологии (Педагогика)


Реферат: Программа сложной структуры с использованием меню (Программирование)


Реферат: Логопедия (Педагогика)


Реферат: 1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды (Право)


Реферат: Египет (История)


Реферат: Хип-Хоп, как стиль жизни (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист