GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Экологическое воспитание детей в начальной школе (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экологическое воспитание детей в начальной школе (Педагогика)



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена



Экзаменационная работа
по методике преподавания природоведения



Экологическое воспитание
детей в начальной школе.



студентки V курса 1 группы
дневного отделения
Четвертных Светланы Ивановны



Санкт-Петербург
1999
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем
не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого
надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.

Теория экологического воспитания.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания.
Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство
экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На
формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания
и убеждения. Экологические представления формируются на уроках
природоведения.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-
первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений ;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической
деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения
к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который
включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей,
мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это
предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов
природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности.
Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека,
проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов
природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и
охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со
всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация
взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и
практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение
отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в
единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей
среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),
эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм,
которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из
понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек
рассматривается как часть природы, а при характеристике природы
подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их
различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса
стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет
накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует
опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет
внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду
ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые
анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические
ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт
наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с
помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся,
стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль
приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии
общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее
решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную
деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения
учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими
условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического
воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который
позволяет представить научные основы охраны природы в широких и
разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального,
локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование
экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт
принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и
потребности школьников. Активизируется потребность в выражении
эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,
рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее
число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически
подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития
мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным
экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом
специфических целей предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный
эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант,
характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение
экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное
выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно
формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним
как к лично значимым.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать
непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример
и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на
учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном
этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с
учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически
грамотную и воспитанную личность.

Экологическое воспитание младших школьников
на уроках природоведения.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и
результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и
воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося,
в ходе которого осуществляется образование человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и
развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших
школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно
нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная
личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия,
формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их
правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила
экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут
убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в
курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее
полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".
Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между
неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы
(растениями, животными), между природой и человеком. Через познание
данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им
также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию
логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей
значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же
изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит
неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные
факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень
материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении
природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи,
существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,
познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это
способствует развитию интереса.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и
природой. Причем, человек рассматривается как часть рироды, он существует
внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой
проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа
играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они
проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою
очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным
(загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом
содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.
Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и
"Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила
экологического поведения в природе, так как через экологическое
просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и
правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия
экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся
должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого
материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления
отдельных элементов от 1 к 3 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших
школьников в посильные для них практические дела по охране местных
природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее
озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками
там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и
древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка
птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому
подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных
экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения
в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого
ученика.

Практика экологического воспитания.
Разработки учителей в данной проблеме идут по трем направлениям.
Первое направление. Создается совершенно новый курс не вливающийся
в природоведение. С этой точки зрения интересен опыт Л.Н.Ердакова. Он
отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания
экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной
форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где
действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются
экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но
видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем)".
[40,20]
Много экологических сказок создано Б.Заходером. К числу
экологических можно отнести и рассказы В.Бианки. Могут быть полезными и
некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо
- в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны
взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно,
волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку;
ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов
пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа "хищник -
жертва".
Взяв эти рассуждения во внимание, Л.Н.Ердаков придумал
экологические сюжеты о похождениях Эколобка. Почему же эта сказка об
экологическом колобке? Колобок - интересный персонаж. Он сделан из теста и
заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому
персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные
экологические ситуации. Эколобок становится членом многих биоценозов и
вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него
воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.
Книга состоит из 5 выпусков. Все они ярко иллюстрированы художниками
из Новосибирска Якушевичами Л.А. и Т.А.. В первом выпуске Эколобок, как и
полагается, убегает в лес. Дело происходит зимой и ему холодно. В пути он
встречает разных зверей имеющих различную адаптацию к холоду (теплая
шуба, нора, берлога). Каждый предлагает ему свой способ согреться. В конце
концов Эколобок возвращается к бабушке в теплый дом.
Второй, третий выпуски иллюстрируют приспособление животных к
снежному покрову. Во втором выпуске Эколобок узнает как
приспосабливаются животные жить в рыхлом снегу. Узнает о животных, которые
всю зиму проводят под снегом. Сам Эколобок не может жить в рыхлом снегу,
он тонет в нем, скатившись с дорожки. Его спасают мальчишки и увозят
домой на санках. Третий выпуск посвящен путешествию Эколобка в лесу по
насту. Он видит как одни животные приспосабливаются к движению по насту,
другие - нет. Сова не может достать корм из-за наста. Куропаток пришлось
спасать. Они легли спать в снегу, а проснулись и не смогли выбраться из
своих лунок.
В четвертом выпуске дело происходит летом. Это лесная прогулка
иллюстрирует адаптацию растений и животных к прямому солнечному излучению,
к жаре. Эколобок не имеет определенных приспособлений и растрескивается.
Многочисленные организмы вокруг показывают ему как можно укрыться от
палящих лучей солнца.
Пятый выпуск - вторая летняя прогулка. Эколобок узнает возможности
маскировочной (приспособительной) окраски и приспособительного поведения
различных животных к своим местообитаниям.
Похождения Эколобка - это своеобразный учебник по экологии. За
сказочным сюжетом кроются четкие правила экологии. Книги о похождениях
Эколобка оправданы как учебное пособие для учащихся 1 класса в школе 12
г.Новосибирска. На их основе проведены уроки экологии. Книги черно-белые,
это позволяет детям интересоваться окраской различных животных. За полгода
класс знакомится с 1,5-2 выпусками "Эколобка".
Таким образом, Л.Н.Ердаков предлагает нам ввести совершенно новый
предмет в школьный курс - это экология. Данный учебник поможет детям
усвоить некоторые экологические понятия, больше узнать о
взаимозависимости компонентов природы.

Многие учителя (например, Л.М.Хафизова, Н.С.Жестова) идут по второму
пути: усиливают экологическую направленность существующих учебников
природоведения. Например, Е.А.Постникова предлагает вводить схемы для
показа взаимосвязи в природе. Это воспитывает у учащихся абстрактное
мышление. Взаимосвязь, показанная в виде схемы, на первых этапах вводится
в виде динамического рисунка. Например, природа содержит в себе два
компонента: живая и неживая природа. Неживая природа - вода, камни, луна,
тучи, солнце и т.д., для нее выбирают условный рисунок - солнышко. А рядом
рисуют изображение живой природы - животное, растение и т.д.. Живая
природа также неоднородна и включает в себя животных, растения и человека.
Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые и другие, выбираем
символическое изображение животных. Человек живет в обществе, поэтому
Постникова предлагает нарисовать двух человечков на том же уровне что и
изображение природы. И человек, и общество создают продукты труда и это
тоже отмечается в схеме. Как элемент системы экологического образования,
эту методику можно использовать, и она даст хорошие результаты знаний
взаимосвязей в природе.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.
Поэтому не удивительно, что многие учителя (Л.М.Хафизова, Н.С.Жестова и
другие) стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и
привить нормы экологического поведения. Например Л.М.Хафизова считает, что
"формирование у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и
длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение
определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости,
умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную
среду". [77,40]
Н.С.Жестова говорит о том, что учитель должен тщательно
готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.
1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало
эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план
экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там,
разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации,
наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности
учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного
материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся
(когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение
общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или
отдельными учащимися.
7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся,
как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения
экскурсии, можно доработать план.
Учителя - методисты А.И.Холимкина(учитель школы N 770 Москвы),
В.Л.Лола и Л.М.Хафизова предлагают давать детям заучивать перед экскурсией
стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева,
С.Есенина. На экскурсии использовать загадки С.Маршака, Е.Благиной,
Е.Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или
отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и
растениями. Л.М.Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной
активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры,
такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на
сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Е.Н.Дерим-
Оглу (доктор биологических наук) и Н.Г.Томилина (кандидат биологических
наук) из Москвы считают, что успех экскурсии в лес в основном зависит от
умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности
животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают
растения и животные. К сожалению, эти ученые-методисты не придают большого
значения тому факту что человек воздействует и на растения, на животных и
на неживую природу. И не следует умалчивать об этом при проведении
экскурсии.
Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах
академика А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы:
защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких
растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого
человека за поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет
зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из
следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад,
экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел
охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на
местности отработка правил поведения в природе". [60,32]

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле
экологического воспитания школьников. Это направление по созданию программ
и учебников природоведения отличных от традиционных. А.А.Плешаков
разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник
открывается разделом "Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном
между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и
"Природоведение" (3-4 классы).
В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1
и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания
окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом
целенаправленного рассмотрения.
Тема "Природа и мы" открывает курс 3 класса. Она повторяет,
обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и
взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в
этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: "Природа и мы" (о
нем говорилось ранее), "Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и
почву", "Сохраним удивительный мир растений и животных", "Будем беречь
здоровье" и завершающий раздел "Что такое экология".
Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться
наиболее любознательные учащиеся. Наличие этого раздела не означает того,
что экологические материалы отсутствуют в первых разделах. В разделе "Что
такое экология" сделана попытка представить экологию в
концентрированном и обобщенном виде, используя при этом определенный
минимум элементарной экологической терминологии. В данном учебнике
раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы (раскрывается
на всех уроках, начиная с первого); идея экологической целостности
природы (реализуется через раскрытие многообразных экологических связей
между неживой и живой природой, внутри живой природы); идея единства
природы и человека (рассматривается значение каждого изучаемого природного
компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное
воздействие человека на все эти компоненты и рассматриваются вопросы
здоровья).
В курсе 4 класса экологическая направленность остается ведущей.
Она связана с задачей формирования бережного, ответственного отношения
младших школьников к природе. Ранее названные идеи изучаются и в 4
классе и еще четко прослеживается идея хрупкости, уязвимости нашего
природного окружения, его незащищенности перед неразумной варварской
эксплуатацией со стороны человека. В 3 классе материал изучается в
процессе покомпонентного изучения природы, а в 4 классе материал ложится
на "географическую матрицу" по схеме: планета - страна - край - планета. В
учебник включены разделы: "Мы - жители Земли"; "Сохраним природу России"
(здесь идет знакомство с важнейшими равнинами, горами, изучаются
природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие
"природное равновесие"); "Сбережем природу родного края" и заключает
учебник раздел "Планета загадок" (аналогичен разделу "Что такое экология"
/3 класс/).
Следует подчеркнуть, что данные учебники рассчитаны не на
"усредненного ученика". Они позволяют осуществлять дифференцированный,
индивидуальный подход, создают условия для развития способностей,
склонностей и интересов каждого ученика.
Особенностью учебника является разнообразие домашних заданий,
направленных на работу с дополнительной литературой, которую надо
подобрать самому, а также выполнение домашних опытов и наблюдений, что
способствует развитию практических умений и навыков, творческих
способностей учащихся. Некоторые задания начинаются словами: "Если хочешь
...", т.е. ученикам предоставляется право выбора.
Вопросы в рубрике "Проверь себя" следующего плана:
- Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему
это приводит?
- Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?
- Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность
им угрожает?
Домашние задания носят творческий характер:
- Придумать, нарисовать и защитить плакат "Природа в
опасности!".
- Сбор семян для зимней подкормки птиц, предварительно учащимся
рассказывается какие семена собирать и как их хранить.
В учебнике существует рубрика "Для самых любознательных". В ней
содержатся дополнительные сведения по изучаемой теме. Настрой на следующий
урок создает рубрика-анонс "На следующем уроке...", в ней обосновывается
изучаемый материал и ставятся перед учениками вопросы, ответы на
которые они должны найти самостоятельно, либо вспомнить изученные темы.
Такой методический прием связывает уроки в единое целое, развивает
интерес к предмету, делает восприятие более осознанным.
В связи с актуальностью экологического воспитания в наши дни
учебник "Природоведение", разработанный А.А.Плешаковым является
своевременным. Он помогает преодолеть экологическую безграмотность
учащихся, будет способствовать развитию экологического сознания, решению
задач экологического воспитания младших школьников.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников
занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это
происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и
неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием
методов и приемов работы ученики младших классов становятся более
экологически воспитанными.

Выводы.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на
решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием
сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные
методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и
воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому
воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей,
поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние,
в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и
осмысленными убеждениями каждого ученика.
Вопросами экологического воспитания и образования младших
школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-
разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания
сложен и неоднозначен в толковании.

Методические рекомендации.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя
краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу,
поэтому можно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
В теме: «Природа нашего края» (3 класс) такие подтемы как "Рисунок и
план", "План местности", "Чтение плана местности" и "Ориентирование"
надо изучать непосредственно на природе родного края и подкреплять
непосредственной практической работой, доступной для младшего школьника.
Так же эколого-краеведческий материал можно включить и в другие темы, такие
как «Поверхность нашего края», «Полезные ископаемые», «Родники», «Реки и
озера», «Почвы», «Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов», и
др.

Библиография.
Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из
опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.:
Просвещение, 1981.
Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование
школьников.- М., 1983.
16. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.
С. 19.
21. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:
Просвещение, 1990.
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания
природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
Экологическое образование школьников. /Под ред. Зве-
рева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив
"Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.

38. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки
экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С.
40-44.
39. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению
экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.
28-34.
40. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассни-
ков. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.
41. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная
школа.-1991, N7, С. 30-34.
42. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания уча-
щихся. //Начальная школа.-1989, N10-11, С. 78-81.
Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспита-
ние. //Воспитание школьников.-1985, N6, С. 30-35.
45. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание
школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.-
1989, N5, С. 25-27.
47. Лебедев П.А. Думы павлышского педагога. //Начальная
школа.-1988, N9, С. 71-74.
48. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассни-
ков на уроках сельскохозяйственного труда. //Начальная шко-
ла.-1990, N9, C. 45-50.
49. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства
природы. //Начальная школа.-1988, N1, C. 25-27.

55. Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. //На-
чальная школа.-1989, N5, C. 71-73.
56. Плешаков А.А. Изучение темы "Будем беречь здоровье" в
новом курсе природоведения. //Начальная школа.-1991, N12, C.
29-32.
57. Плешаков А.А. Изучение темы "Природа и мы" в новом
курсе природоведения. //Начальная школа.-1991, N8, C. 40-45.
58. Плешаков А.А. Изучение темы "Сбережем воздух, воду,
полезные ископаемые и почву" в новом курсе природоведения.
//Начальная школа.-1991, N9, C. 38-43.
59. Плешаков А.А. Изучение темы "Сохраним удивительный
мир растений и животных" в новом курсе природоведения. //На-
чальная школа.-1991, N11, C. 24-29.
60. Плешаков А.А. Методические основы нового учебника
природоведения для 3 класса четырехлетней начальной школы.
//Начальная школа.-1991, N7, C. 30-35.
61. Плешаков А.А. Методические основы нового учебника
природоведения для 4 класса четырехлетней начальной школы.
//Начальная школа.-1993, N3, C. 63-67.
62. Плешаков А.А. Уроки из учебника "Природоведение. 3
класс".//Начальная школа.-1989, N2, С. 31-35.
63. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная шко-
ла. //Начальная школа.-1991, N5, С. 2-8.
67. Постникова Л.А. Роль опорных схем в формировании при-
родоведческих понятий. //Начальная школа.-1991, N2, C.
44-47.
69. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших
школьников. //Начальная школа.-1991, N4, C. 24-27.
70. Суравегина И.Т. Методическая система экологического
образования. //Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35.
71. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологи-
ческое образование в школе. //Советская педагогика.- 1990,
N12, C. 47-51.
72. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. //Начальная
школа.-1986, N8, C. 63-64.

77. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведе-
ния в природе. //Начальная школа.-1988, N8, C. 40-46.
78. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших
школьников. //Начальная школа.-1989, N3, C. 33-34.
79. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная
школа.-1984, N9, C. 63-65.







Реферат на тему: Экологическое воспитание младших школьников

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Алматинский государственный университет им. Абая



Студентка курса психолого-педагогичес-
кого факультета отделения ПМНО



ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Курсовая работа



Научный руководитель:



Алматы 2001

Оглавление



Введение
3



Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников


Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

5

Экологическое воспитание в процессе образования младших
школьников.
12

Заключение
17
Список использованной литературы
18

Введение

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все
человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического
воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная
экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и
больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с
первых лет воспитания детей.
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых
волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением
окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою
очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на
здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это только
некоторые адреса кричащих экологических проблем. Не обошло стороной
экологическое бедствие и Республику Казахстан. Высыхание Аральского моря,
рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов –
все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном
взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов
(пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального
использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о
наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают
двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых,
от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды
исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации
свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не
надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач
сегодняшней педагогической действительности учителей.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой
задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и
родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в
природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию
учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в
тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной
деятельности детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний
и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них
надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы
начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической
ответственности детей.
Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого
имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и
взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена.
Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном
компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию
курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических
проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его
содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы,
средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные
дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в
результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое
наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам
выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию
природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в
основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что
сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с
ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту,
нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное
анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять
уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и
у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания
остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.
Все сказанное определило выбор темы исследования: экологическое
воспитание младших школьников.
Актуальность обусловлена противоречием между все увеличивающимся
негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и
отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования
и воспитания.
Объект – процесс экологического образования и воспитания школьников.
Предмет – экологическое воспитание младших школьников в учебной
деятельности.
Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших
школьников.
Задачи: 1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания; 2.
систему организации экологического воспитания; 3. наметить методику
организации экологического воспитания младших школьников.
Методы: 1.анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.анализ государственного стандарта Республики Казахстан и учебных программ
для начальной школы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из 1.введения, где определяются
объект, предмет, цель и задачи; 2.основного содержания работы, где
раскрываются теоретические основы экологического воспитания и технология
его осуществления; 3.заключения, посвященного основным выводам; 4.списка
использованной литературы, насчитывающего 65 названий.
I.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой
цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного
реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск
путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к
интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как
следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и
педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и
образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под
экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения
высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так
или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои
знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых
организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и
психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и
воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие,
познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в
ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию
проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес
представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г.
Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко,
В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты
экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном
процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику
обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов,
школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают
множество проблем и вопросов.
Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы
требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания
в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала
целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план
нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая
направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной,
создала у учителей определенную установку на его место в экологическом
образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся
малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что
конечная цель экологического образования – ответственное отношение к
окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один
учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по
биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения
младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня
встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс
экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой
каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с
окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы
обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет
качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции
развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные
возможности для становления экологической культуры младших школьников
представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют
свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология
моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от
однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается
до сих пор.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание
ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и
обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип
непрерывности.
Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением
современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных
форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не
только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития
экологического воспитания школьников:
- целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране,
рациональному использованию и изучению окружающей среды;
- классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в
природной среде;
- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического
образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и
ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические
практикумы;
- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает
значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение),
этот процесс становится педагогически уравновешенным.
Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный
учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального
ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической,
глобальной и экологии человека.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей школьников были разработаны различные формы экологического
воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в)
индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании
и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на
пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии;
туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке
докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление
поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие
школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень
активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления
материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является,
прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение
коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика
занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его
заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого
коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов
сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических
дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и
умений природоохранной деятельности.
Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и
общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
Для успеха необходимо выполнение следующих условий:
- планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы,
которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность,
ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между
собой
- организация деятельности всех звеньев общей системы управления
экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного
функционирования
- регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого
звена и обмен информацией между ними
- контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение
корректив в ее программу
- изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов,
анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой
в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает
сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и
природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям
(субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые
привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными
достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые,
природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими
учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития
индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением
предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их
распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки
коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить
личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-
эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.
Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде
всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди
природы. Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию,
труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта
отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она
осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с
товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы,
ориентироваться на правила поведения среди природы.
На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в
посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к
формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид
деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует
развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической
направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая
учителем, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на
данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный
опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных
интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно
активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется
стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить
уважение и авторитет.
На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная
деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд,
охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и
личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия
с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в
природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи
школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства,
музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по
новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном
использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника
к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и
доступной системой.
Особым этапом в построении воспитательного процесса является
целенаправленное формирование личности школьника.
Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое
происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми,
природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная
организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной
цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в
дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения,
ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и
учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой,
специфического развития практических отношений, организаторского сочетания
педагогического и системного подхода.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников.
Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это
важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии,
приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах,
которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями
питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны
для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз.
Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее
всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение
для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем.
Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к
вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы
допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем
потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в
том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут
устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым,
если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить
все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти
существа – такие же наши «соседи на планете».
Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам
учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок.
Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на
вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга
«покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на
что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный
взгляд на природу как на второстепенный предмет.
Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы
обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна
быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы
природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у
них ответственного отношения к природе.
I.2. Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической
теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе
бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы
рационального природопользования, защиты и возобновления природных
богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого
человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство
ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному
природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное
место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как
начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном
окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-
обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших
факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая
ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают
мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и
животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее
познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания,
побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе,
формирование экологической культуры младших школьников составляет
содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую
информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с
природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов
гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка,
изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических
впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных
суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее
многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным
средством познания окружающего мира, источником знаний о природном
окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о
практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии
его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества,
содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами
природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания
младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе
уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения
природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без
акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без
которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание
акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся
соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы,
а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда
знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода,
тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни
живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к
среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного
характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую
среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое
значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде
всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и
духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают
необходимость совместного использования их для воспитания младших
школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе
содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия,
составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной
школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных
предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда
и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается
красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее
он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды
и т. д.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством
конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие
использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к
использованию и приумножению природных богатств может выразиться в
следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в
природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых
элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения
(озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за
растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и
воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в
природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для
воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы,
находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей
в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к
сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и
животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является
побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали
необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации
любой деятельности в природе.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического
воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу –
значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с
родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые
рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под
воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в
единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну
отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу,
ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край,
свою Родину.
Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе
создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых
частных понятий о взаимодействии человека и природы.
По мере изучения тем

Новинки рефератов ::

Реферат: Общение и формирование личности младшего школьника (Педагогика)


Реферат: Вклад Максвелла в электротехнику (Исторические личности)


Реферат: Конституционное право (Право)


Реферат: Коммуникации в структуре человеческой цивилизации (Социология)


Реферат: Комплексный дипломный проект: Проект участка по производству технологических приспособлений для электромеханического восстановления и укрепления поверхностного слоя деталей машин. Цилиндрические поверхности (Технология)


Реферат: Инвестиционная деятельность в Тюменской области (Инвестиции)


Реферат: Взаимоотношения руководителя с подчиненными (Психология)


Реферат: Кометы Космическая опасность (Астрономия)


Реферат: Анализ условий плаванья в условиях мелководья (Транспорт)


Реферат: Петродворец - русский "Версаль" (Туризм)


Реферат: Фредерик Шопен творческий и жизненный путь (Музыка)


Реферат: Шпора по истории и культурологии (История)


Реферат: Отчет по общеметаллургической практике (Металлургия)


Реферат: Диплом по легкой промышленности (Технология)


Реферат: Rambler - формы запросов и поиск (Программирование)


Реферат: Изменение организационной структуры предприятия (Менеджмент)


Реферат: Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром (Педагогика)


Реферат: Девиантное поведение (Социология)


Реферат: Физическое воспитание в ВУЗе (Педагогика)


Реферат: Биоритмы (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист