GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Власть как фундаментальная проблема Политологии (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Власть как фундаментальная проблема Политологии (Политология)



Академия Труда и Социальных Отношений.



Проблемное письменное задание
по Политологии
Студентки 4 курса
Юридического факультета
Заочного отделения
Абрамовой Екатерины Николаевны.



«Власть как фундаментальная проблема политологии»


[pic]



Москва, 2003 год.

ПЛАН:

1. Что такое Власть и каковы её основные виды. Причины возникновения
политической власти.

2. Субъекты и объекты политической власти. Основания власти
(харизматическое, традиционное, рациональное).


3. Ресурсы власти и каково их назначение. Функции политической власти.

4. Легитимность власти и как она достигается в условиях тоталитаризма,
авторитаризма и демократии.


5. Типы политической власти. Разделение и распределение власти в
различных политических режимах в парламентских, президентских,
авторитарных, ассамблеи, президенциализма.



1. Что такое власть, каковы её основные признаки. Причины возникновения
политической власти.

Власть это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на
деятельность, поведение людей с помощью каких – либо средств – воли,
авторитета, права, насилия.
Существуют разные виды власти: экономическая, политическая
(государственная, общественная), семейная.
По субъектам различают классовую, групповую, личную власть. По формам
проявления власти: господство, руководство, управление, организация,
контроль.
Социальными предпосылками власти считаются индивидуальные и групповые,
сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером
собственности, распределением властных функций и т.д.
Наиболее важный вид власти – политическая власть, как реальная возможность
какого - либо класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и
правовых нормах. Центральным институтом политической власти является
государство, которое в отличие от других институтов, опирается на
специальный аппарат принуждения.
В зависимости от доминирующей роли убеждение или принуждения выделяют
основные формы существования политической власти: демократическая,
авторитарная и тоталитарная.
Политическая власть подразделяется на виды: политико-государственную и
политико-негосударственную. Государственная власть делится на:
законодательную, исполнительную и судебную власть.
Французский политолог М. Дюверже выделял три исторических формы власти:
анонимная власть, распылённая среди членов примитивного сообщества;
индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов
разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная
власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые
выполняют определённые функции.
Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность
определённого класса либо иной большой социальной группы или большинства
данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов
проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам,
осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными
средствами.
На вопрос о первичных истоках существования власти политической мыслью
накоплено несколько концептуальных подходов. Первый, наиболее древний,
объясняет власть как явление космогоническое, теологическое. Так, согласно
древнекитайской версии народ имеет отца, императора. Требование подчинения
ему абсолютно, так как он Сын Неба. Вся власть сосредоточена в императоре.
Все остальные являются только помощниками в осуществлении личной власти
императора. У древних евреев верховный законодатель – Иегова. Чтение
законов доступно пророкам. Платон также ищет объяснение власти через
соотношение Космоса и человека. Одно из начал, пронизывающих человека, -
это разумное начало. Оно воплощено в философах, их мудрости и
рассматривается источником власти. Разумное начало умеряет другое начало в
человеке – яростное, вожделеющее. Овладение властью людьми с другим началом
извращает власть и губит общество.
С очеловечиванием истории, социальной теории источник и назначение власти
видятся в человеческой натуре, агрессивности, и необходимости её обуздать,
в воле к власти.
По Ницше, все формы человеческого поведения маскируют извечное
антропологическое свойство человека – его волю к власти. Разница в
характере и масштабах воли. У слабых это – воля к свободе, у более сильных
– воля к большему, чем свобода – справедливости. У самых сильных – любовь к
человечеству и подавление чужой воли.
Сторонники антропологического принципа и психоанализа также анализируют
политическую власть на основе первичного понимания власти. Истоки власти
видят в неосознанной двойственности человека, его потребности в автономии и
невозможности жить вне социальной среды. Воля к власти рассматривается
естественным свойством человека, выражением его агрессивности и стремления
к большему и лучшему и воплощением необходимой человеку среды, его желания
выжить.
В современной политологии подходы к решению вопроса следующие:
1. Классовая (Марксистская) концепция: признание классовой природы
политической власти. Власть определяется как организованное господство
одного экономически доминирующего класса над другими общественными
классами.
2. Элитарная: исходит из разделения общества на элиту и массы, и
представляет собой отношение между господствующей элитой
(меньшинством) и подчинёнными массами (большинством).
3. Структурно – организационная: власть проистекает из универсальности
иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей
отношения подчинения низших уровней структур высшим. Власть – это
социальное сосредоточение командования; это то, что в обществе
является организованным, структурным, безличным, представительным. В
контексте структурно – организационной концепции политическое не
рассматривается ни как первичное, ни как вторичное по отношению к
социально – экономическим и прочим факторам. Политическая власть
вторична лишь по отношению к обществу в целом. Общество является
материей, которой политическая деятельность придаёт форму.
4. Поведенческая концепция: понимание власти как взаимодействия индивидов
в процессе их политического поведения. Власть, стремление к власти –
доминирующая черта человеческой психики и сознания. Поведенческая
концепция, по сути, воспроизводит тезис немецкого философа Ницше:
«Жизнь для меня тождественна инстинкту роста, власти, накоплению сил,…
если отсутствует воля к власти, существо деградирует».

2. Субъекты и объекты политической власти. Основания власти
(харизматическое, традиционное, рациональное).

Субъекты, объекты и основания власти являются наряду с источниками и
ресурсами, компонентами власти.
Субъекты власти это: государство и его институты, политические элиты и
лидеры, политические партии. Субъект власти воплощает её активное,
направляющее начало. Для возникновения властных отношений субъект должен
обладать рядом качеств: 1. иметь желание властвовать, 2. быть компетентным,
знать состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы,
обладать авторитетом.
Субъекты политической власти имеют сложный характер: её первичными
субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации,
субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во
властных отношениях различные общественные группы и весь народ –
политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.
Политические элиты концентрируют в своих руках власть, монополизируя права
на принятие политических решений.
Первые теории элиты появились в конце 19 – нач. 20 века, и разрабатывались
в работах итальянских мыслителей Вольфредо Парето (1848-1923), Гаэтано
Моска (1858-1941) и немецкого социолога Роберта Михельса (1876- 1936). В
своих теориях они пытались дать обстоятельное обоснование причин
существования управляющей элиты и её особой роли в политическом процессе. В
качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие,
как:
V Неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых жизненных
позиций;
V Неизбежность возникновения в современном обществе всеобъемлющих,
тотальных организационных структур, в которых выделяется «руководящее
меньшинство» и «руководимое большинство»;
V Достижение обществом такого уровня организации труда, при котором
управленческий труд приобретает особую значимость и престижность;
V Связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением
ресурсов и ценностей общества.
Совокупность этих факторов составляет, по мнению классиков элитаризма,
основу элитарной дифференциации общества.
Во второй половине 20 века сложилось несколько подходов к исследованию
проблемы элитарности общества. Основные из них: макиавеллистский,
ценностный, структурно – функциональный и либеральный.
Макиавеллистский подход решающее значение придаёт различиям между
пассивным большинством – массой и властвующим привилегированным
меньшинством – элитой, которая наделена особыми способностями к управлению
различными сферами общества и, прежде всего экономической и политической.
При этом нравственная оценка качеств и способностей элиты, её способов
достижения власти игнорируется.
Ценностный подход: этот подход считает элиту не только
«организованным управляющим меньшинством», но и наиболее творческой и
продуктивной частью общества, наделённой высокими интеллектуальными и
нравственными качествами.
Обстоятельная характеристика основных признаков правящей элиты была
дана сторонниками структурно - функционального подхода. Они впервые
выделили в качестве главного признака элиты её социальный статус в системе
властных структур. Представители этого подхода к элите относят те личности
и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и
занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях
общества.
Либеральный подход отличает демократичность. Его сторонники, следуя
элитарной традиции, определяли элиту как властвующее меньшинство,
занимающее в государственных и экономических институтах общества
стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь
большинства людей.
Объектами власти являются индивид, социальная группа, класс, масса и
др.
Власть невозможна без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к
субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления, борьбы
на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего,
политической культурой населения. Мотивация подчинения может основываться
на страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению,
заинтересованности в выполнении распоряжений, убеждённости в необходимости
подчинения, авторитете руководителя у подчиненных, на идентификации объекта
с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е.
способность её субъекта влиять на объект.
Под основаниями власти понимаются её база и источники, на которые
опирается властная воля субъекта.
Экономические основания: характеризуются господствующей формой
собственности, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом,
степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику
страны достижений научно-технической революции.
Социальные основания: это социальные группы и слои, на которые власть
опирается. Конкретный состав этих групп и слоёв определяется общественным
строем страны, её политическими и культурно – историческими традициями.
Юридические основания: это материальная база юриспруденции, а также
совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в
практической деятельности.
Административно – силовые основания: совокупность властных учреждений,
обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности
государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и
законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних
дел.
Культурно – информационные основания: включают в себя систему организаций,
аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой
информации, системы получения и переработки разведывательной информации,
международные и национальные компьютерные сети.

3. Ресурсы власти и каково их назначение. Функции политической власти.

Ресурсы власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут
использовать для влияния на других». К ресурсам власти относятся:
принуждение, насилие, страх, поощрение, убеждение, традиции, право, мифы и
др. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых
обеспечивает влияние субъекта власти на её объект, в соответствии с целями
субъекта.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги,
предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на
внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.д.), либо
орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных
ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные
органы в целом).
Можно выделить следующую классификацию ресурсов:
V Экономические (материальные ценности, необходимые для производства и
потребления)
V Социальные (способность повышения или понижения социального статуса,
ранга, места в социальной структуре)
V Информационные (знания, информация, а также средства их получения)
V Силовые (оружие, аппарат физического принуждения)
V Демографические (человек как ресурс, создающий другие ресурсы)
Выделяются следующие функции политической власти:
1. обеспечение господства определённых социальных групп (классов) в
обществе;
2. управление, общественной жизнью людей, включая поддержание
общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших
социальных групп;
3. поддержание целостности и единства общества (институализация
политической власти в специальные учреждения, должности);
4. руководство заключается в выработке и принятии органами
исполнительной власти важных для общества решений, в организации
субъектов по их осуществлению;
5. управление осуществляется через непосредственную деятельность
административного аппарата и правительственных органов власти;
6. организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение
взаимосвязи действий, отдельных людей, групп, классов,
учреждений и организаций;
7. контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил
деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль
выполняет также роль обратной связи, с помощью которой власть
следит за тем, какие последствия имеет её управленческое
воздействие.
Понятие «политическая власть», прежде всего, означает государственную
власть вообще. Власть выступает как главное орудие государственного
управления.

4. Легитимность власти и как она достигается в условиях тоталитаризма,
авторитаризма и демократии.

Легитимность означает общественное признание власти и согласие ей
подчиняться. Но это вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают
данную власть. В любом обществе есть правонарушители, экстремисты,
анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого
политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы.
Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной
частью общества.
В целом принцип легитимности сформировался как результат либерально –
демократической оценки власти.
Вебер выделял три типа легитимного господства:
a. Традиционное,
b. Рационально – легальное,
c. Харизматическое.
Традиционная форма основывается на вере, что существующий институт
господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе
преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в
соответствии с обычаями предков, и декларируемые им указания соответствуют
обычаю и возложенной на него власти.
Рационально – легальное господство основывается на предположении, что
существующая политическая система , атрибуты власти и сам образ правления
законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам.
Харизматическое господство опирается на бессознательную веру масс в
исключительные личностные качества вождя, его ауру, его обладание какими
либо выдающимися качествами.
Что же касается тоталитарного режима, то его главной предпосылкой обычно
считается индустриальная стадия развития современного общества. В принципе
это верно, но данное положение нуждается в уточнении.
Два события 20 века породили полное господство государственной власти над
отдельной личностью:
1. усиление социального контроля благодаря развитым средствам транспорта
и связи (телеграф, телефон, железные дороги и т.д.);
2. шаги в сторону создания новой реальности благодаря радиовещанию и
телевидению, сделали возможным манипулирование общественным сознанием
путём прямого и непосредственного обращения Вождя к массам (Гитлер,
Сталин).
В целом тоталитарному режиму присущи следующие черты:
V Отождествления общества с относительно простой организацией.
Отсюда ошибочный вывод: обществом можно управлять как большим
заводом, чисто административными методами. Развитие
горизонтальных структур не приветствуется.
V Полный государственный контроль экономики, замена рыночных
отношений командно – административными методами управления
(планирование, госзаказ). В советском варианте непримиримое
отношение к частной собственности, нетрудовым доходам.
V Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в
первую очередь – духовной сферы, непримиримость к инакомыслию,
жёсткое подавление политической оппозиции.
V Всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с
государством.
V Репрессивный характер режима. Карательные органы подчиняются
правящей партии, или её лидеру.
V Субъектом власти выступает часть партийной верхушки, монопольно
распоряжающаяся государственными ресурсами.
V Ведётся работа по созданию нового типа личности, безраздельно
преданного партии и её вождю (что приводит к подавлению
индивидуальности).
Основополагающим принципом режима является принцип «Все, что не разрешено,
то запрещено».
Идеология тоталитарного режима теоретически обосновывает необходимость
жёсткого контроля и регламентации жизни, в том числе и личной (фашистская
идеология, сталинизм).
В тоталитарном обществе ничего не делается без ведома властей.

5. Типы политической власти. Разделение и распределение власти в
различных политических режимах: парламентских, президентских,
авторитарных, ассамблеи, президенциализма.


Ещё Платон в своих трудах разделял древнегреческие города –
государства на следующие типы: монархия – правление одного хорошего
человека, её искажённая форма – тирания; аристократия – правление
нескольких хороших людей, её искажённая форма – олигархия. Кроме этих типов
Платон выделял ещё один, который считал наихудшим – демократия (правление
многих или всего народа).
Т. Гоббс различал 3 формы государства в зависимости от числа людей в
руках, которых сосредоточена власть: правление одного – монархия, части
граждан – аристократия, и всего народа или большинства – демократия. Что
касается тирании и олигархии, говорил Гоббс, то они лишь «различные
названия монархии и аристократии». Т. Гоббс отдавал предпочтение
монархической форме правления.
Ш. Монтескье в первых 13 книгах своего главного труда «О духе законов»
(1747) разработал типологизацию, в которой различает три главные формы
правления – республику, монархию, деспотизм.
Республика – верховная власть находится в руках или всего народа или его
части, монархия – управляет один человек. При этом он подчёркивал что
монархия – это система, в которой властвует один, но строго придерживаясь
установленных законов, а деспотия – система, при которой правит один не
признавая каких бы то ни было фиксированных законов, на основе произвола.
Монтескье рассматривал аристократию и демократию как формы республиканского
правления.
В наши дни в большинстве случаев используется однолинейная схема
типологизации: либо по вертикали – разграничение и сравнение «низших» и
«высших» форм правления (рабовладельческие - феодальные), либо по
горизонтали (диктаторские - либеральные).
В большинстве современных государств государственная власть делится
на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.
Родоначальником теории разделения властей является Дж. Локк. Из теории
общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти. Он
различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но
последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они
находятся в одних руках.
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов,
выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме
законодательной она выполняет следующие функции: финансовую,
распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и
судебных органов; контроль за деятельностью исполнительной власти.
Исполнительная власть – один из основных видов государственной
власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов
и иных нормативно – правовых актов на всей территории страны.
Судебная власть – один из основных видов государственной власти,
самостоятельно осуществляющих правосудие.
В различных политических режимах эти ветви государственной власти
обладают разной степенью независимости друг от друга.
В парламентских режимах реальная власть принадлежит исполнительному
органу – парламенту и премьер – министру. Президент наделён лишь весьма
ограниченным кругом полномочий (представительская функция и обязанность
подписывать законы страны).
В президентских режимах верховная власть принадлежит президенту,
который самостоятельно формирует правительство, является главой государства
и исполнительной власти. Он имеет право вето на законы принятые
парламентом. Президент страны сам определяет политику государства на весь
срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны.
При авторитарных режимах вся реальная власть находится в одних руках,
управление обществом осуществляется путём репрессий, принуждения. Правитель
остаётся вне реального контроля и ограничения со стороны закона и общества.
В условиях президенциализма вся полнота власти принадлежит
президенту, но в отличие от президентской республики характер этой власти
авторитарный.



Список использованной литературы:


1. Политология. Энциклопедический словарь, МКУ, 1993 год (Аверьянов В.
И.);

2. Введение в политическую науку, Логос, 1997 год (Гаджиев К. С.);

3. Политология, ЧеРо, 1996 год (Белов Г. А.);

4. Политология, Феникс, 2001 год (Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.);

5. Политология, Юнити-Дана, 2002 год (Лавриненко В. Н.)




Реферат на тему: Власть мафии


Московская Государственная Академия
Приборостроения и Информатики



РЕФЕРАТ ПО
“Введению в науку о власти”

На тему:



Выполнил:

Студент 3-го курса ИТ-2

Захарецкий В.Е.

Проверил:



Москва 2002


Содержание



Введение
Царство мафии
О сращении власти и мафии в России
Заключение
Список литературы



ВВЕДЕНИЕ
До своего официального появления (между 1814 и 1870 годами, т. е. в течение
того периода, который называют Рисорджименто) мафия была почти
исключительно сельским явлением: ее основные интересы были связаны главным
образом с деревней.
Со времен продолжительного римского господства, в результате которого были
созданы латифундии, обширные сельскохозяйственные владения, от которых она
получала большую часть своих доходов, положение почти не изменилось.
Изменилось только название. Латифундии стали вотчинами. В течение веков эти
вотчины принадлежат дворянам острова, и на Сицилии существует один из самых
долгосрочных феодальных режимов во всей истории Европы. Удаленность от
центральной власти и зачастую большие масштабы этих имений ставят серьезные
проблемы перед их владельцами. Самое большое бедствие, с которым им
зачастую приходится сталкиваться, — это разбой, который выражался главным
образом в похищениях и требовании выкупа или в краже скота. Для того чтобы
бороться с ним, владельцы имений вынуждены заключать соглашения с
единственной силой, способной поддерживать хотя бы видимость порядка, т. е.
с мафией.
ЦАРСТВО МАФИИ
Мафия немедленно поняла, какую выгоду она может извлечь из такого
положения. Для этого ей нужно действовать на два фронта. С одной стороны,
она должна сдерживать бандитов, но не уничтожать их, для того чтобы бароны
не переставали бояться, а с другой стороны, она должна мало-помалу
попытаться присвоить их имущество, поскольку сами они не могут защищаться.
Приблизительно так и произошло. Бароны, которые оказывались все больше и
больше изолированными и во все более опасном положении, уезжали один за
другим в города, поручив свои имения управляющим “габелотти”, которые
должны были поддерживать порядок и взимать арендную плату. Разумеется, эти
управляющие чаще всего являлись членами мафии или становились ее членами в
силу обстоятельств.
Менее чем за один век в связи с отъездом землевладельцев на Сицилии
сложилось совершенно новое положение. Теперь мафия стала навязывать свое
господство в сельских местностях, устанавливая там свой порядок и террор и
выжимая из крестьян гораздо больше, чем это могли сделать бароны.
Говорили, что мафия вела себя патриотически в период Рисорджименто и что
без ее помощи Гарибальди никогда не смог бы добиться успеха. Приблизительно
то же самое говорили, когда мафия облегчила высадку союзников на острове в
1943 году. В сущности, мафия ведет себя патриотически лишь тогда, когда это
совпадает с ее интересами. Точнее, стремясь быть полной хозяйкой у себя в
доме, она занимает сепаратистскую позицию. Она поступает так не для того,
чтобы сделать сицилийский народ действительно независимым и ответственным
за свою судьбу, а лишь для того, чтобы укрепить свою власть и охранять свои
интересы.
Между тем с 1862 года эти интересы оказались под угрозой. В тот год
сицилийская конституция провозгласила отмену феодального режима. На первый
взгляд казалось, что данное решение касалось лишь землевладельцев, но в
действительности оно затрагивало главным образом мафию, которая почти
заняла их место или начинала вытеснять их. Тогда мафия решила, что настал
момент избавиться от Бурбонов, которые до тех пор не слишком волновали ее,
и воспользовалась первым же удобным случаем — очень своевременным прибытием
Гарибальди. По тем же причинам несколько лет спустя, в 1866 году, когда
Савойская династия оказалась лишь таким же оккупантом, как и другие, мафия
приняла участие в восстании Палермо против пьемонтцев.
Но Кавур решил крепко привязать Сицилию к “сапогу” Италии. Мафия,
дальновидная и прагматичная по своему обыкновению, ограничилась тем, что
приняла это к сведению. Поскольку пьемонтцы стали новыми хозяевами и было
мало надежды выставить их за дверь, лучше было договориться с 'ними. Верная
своей политике, заключающейся в том, чтобы заручиться поддержкой наиболее
сильного, вместо того чтобы тщетно оказывать ему сопротивление, мафия снова
приспособилась и организовалась. Очень быстро сложилось впечатление, что
все наилучшим образом соответствует ее реальным интересам. В июле 1873 года
генеральный прокурор Диего Тайяни без преувеличения сказал:
— В районе Монреале работают не менее шести руководителей мафии. Невозможно
действовать вопреки им. Знаете ли вы, какие посты они занимают? Один из них
— местный командир милиции, а пять других — офицеры Национальной гвардии. В
Монреале никого не убивают и не совершают никаких преступлений без их
разрешения, чтобы не сказать, без их приказа.
Так начиналось “царство мафии”.
С конца XIX века мафиозо становится влиятельной и значительной фигурой
независимо от того, является ли он мэром или адвокатом, собственноручно
убивает противников, чтобы доказать, что именно он — бесспорный глава, или
приказывает другим уничтожить “неугодных ему лиц”, занимается
вымогательством или похищает людей с целью выкупа... Достоверно известно,
например, что, когда знаменитый главарь мафии в Монреале “дон” Витторио
Кало садился в конку, все спешили уступить ему сидячее место, никогда не
проявляя такой учтивости по отношению к тогдашнему монреальскому епископу.
Но если некоторым главарям мафии и удавалось проникнуть в среду сильных
мира сего, то основная масса мафиози (охранники, надсмотрщики, барышники и
т. п.) жила в нужде.
Следует заметить, что в то время, когда началось “царство мафии”, все
мафиози (и ее руководители, и рядовые члены) стояли на иерархической
лестнице все же намного “ниже”, чем дворяне и бароны. Об этом
свидетельствует одно уголовное дело, наделавшее много шума по всей Италии.
В 1909 году на удивительно красивой площади Пьяцца Марина был убит
лейтенант нью-йоркской полиции Джо Петрозино, приехавший в Сицилию для
установления родственных связей мафии с членами преступной организации
“Черная рука”, стремительно расползавшейся в это время по Нью-Йорку. В
убийстве Петрозино был обвинен “дон” Вито Кашо-Ферро, знаменитый главарь
палермской мафии. На суде “дон” Вито спасает свою шкуру не благодаря своему
уму и хитрости: выручает его один из депутатов парламента, избранный в
Палермо, который не жалеет своего красноречия, доказывая, что в час
убийства мафиозо присутствовал на обеде в его доме.
В потоке эмигрантов, бежавших в те годы с Сицилии, было немало и мафиози.
Им, волею судьбы осевшим в Нью-Йорке, еще предстояло прийти к своему
американскому могуществу и забыть о тяжелой нужде, изгнавшей их из родных
сицилийских деревень.
Но где господство мафии было беспредельным, так это в мире преступности.
Если по всей Италии с 1900 по 1910 год было зарегистрировано чуть более
2500 умышленных убийств в год, то в сицилийских провинциях, где
господствовала мафия, т. е. на территории, занимавшей менее половины
острова, была совершена почти третья часть всех умышленных убийств. В
первые годы нашего века первенство по количеству убийств, бесспорно,
принадлежало Сицилии, хотя не все из них были совершены мафией.
В эти же годы берет свое начало и мифологизация образа жизни мафиози, хотя
засада — излюбленная тактика, к которой почти всегда прибегала мафия, —
сама по себе была подлостью и трусостью, привычкой нападать врасплох на
человека, лишенного возможности обороняться.
Уже в 1878 году правительство Франции предпринимало официальные демарши в
связи со случаями покушений на французских подданных, путешествовавших по
Сицилии. Но мафия, не обращая на это никакого внимания, упорно продолжала
свою деятельность: с 1880 по 1920 год сотни состоятельных людей, среди
которых были дворяне и даже баронеты, были похищены и возвращены семьям
только после уплаты крупного выкупа. Временами это становилось похоже на
пари: за кого заплатят самый крупный выкуп.
Новый век начался с похищения молодой красивой Бианки Уайткер, девушки из
известной англосицилийской семьи. Через три дня, после уплаты крупного
выкупа, когда девушка уже возвратилась домой, между похитителями вспыхнула
ссора из-за дележа выкупа, и “дон” Фифи Маккьярелла, их главарь, убил
четырех сообщников, настаивавших на более высокой доле. Через два дня он
сам будет убит родственниками его бывших сообщников.
Вряд ли кто сможет сосчитать число вымогательств (сбора самой настоящей
дани, в одних случаях предварявшей, а в других — заменявшей по хищение),
совершенных мафией в эти годы. Почти никто не заявлял о них, зная, что
правительство все равно не сумеет пресечь этот преступный промысел, так как
никто не решится отправиться на Сицилию ради ареста вымогателей.
Мафия создает себе ореол героев и даже приобретает расположение некоторой
части населения благодаря своей обходительности, загадочности и намекам на
то, что она “вынуждена” доставлять людям неприятности.
Страшную международную славу принесло мафии огромное количество
сопровождавшихся жуткими подробностями убийств, совершенных ею на рубеже
двух веков. Это были ритуальные убийства, кровавое сведение счетов между
соперничающими бандами мафиози. Это были “стоппальери” и “фратуцци”
(стоппальери — буквально производители пробок, в иносказательном смысле —
люди, готовые вмешаться, чтобы устранить зло; фратуцци — дословно маленькие
братья, в переносном значении — люди, связанные между собой узами более
тесными, чем кровные). Фратуцци и стоппальери были двумя группами мафиози,
вступившими между собой в ожесточенное соперничество.
Положение мафии укрепилось еще и в связи с тем, что на процессах,
возбужденных против мафиози, почти всегда выносились оправдательные
приговоры с формулировкой “за недостаточностью улик”. Дон Витторио Кало,
которому все уступали место как “уважаемому представителю” города, имел на
своей совести что-то около 39 убийств, но продолжал спокойно садиться в
конку, которая из Монреаля, “его вотчины”, доставляла его в Палермо.
В 1912 году в Италии было введено всеобщее избирательное право. Для мафии
это было неожиданной находкой в связи с предвыборной борьбой. Эта борьба
позволила ей овладеть “вотчинами”, а затем установить свой контроль над
администрацией коммун. Теперь руководители мафии стали хозяевами и деревни,
и города, и депутаты были обязаны им своими местами в парламенте.
Для того чтобы обеспечить победу своих кандидатов, мафия ввела метод,
который действовал безотказно. За несколько дней до выборов “пиччот-ти”
приходят к избирателям и дают им четкие инструкции относительно того, как
они должны голосовать. Горе тем, кто не выполнит эти инструкции, их амбары
будут сожжены, скот зарезан, а посевы вытоптаны. Однако, несмотря на эти
рекомендации, за ними следят вплоть до дня выборов и отпускают лишь тогда,
когда долг выполнен. Кандидат следующим образом рассказывает о такой
интересной сцене:
Недалеко от избирательных участков группа подозрительных людей образовала
своего рода заграждения. Избирателя сначала останавливали и избивали, а
потом приглашали “пропустить стаканчик”. После тщательного обыска ему
вручали бюллетень кандидата правительственной партии, и бедняга в
сопровождении двух негодяев отправлялся к председателю избирательной
комиссии, который очень вежливо брал у него избирательный бюллетень и
опускал в урну.
Теперь реальная да к тому же еще законная власть принадлежала мафии,
аппетит которой не переставал расти. Мафия охотно распространяла свою
власть на города. Начав с Палермо, где уже пустила глубокие корни, она
затем распространила свою власть на Трапани, Агридженто, Кальтанисет-ту.
Любопытно, что Мессина, Катания, Сиракузы и вообще все восточные города
острова сопротивлялись ее проникновению. И хотя на востоке продвижение
мафии затормозилось, все же она победоносно распространяла свое могущество
и в других местах. Вступление Италии в войну в 1915 году, вместо того чтобы
помешать росту мафии и затормозить ее могущество, напротив, лишь укрепило.
Поскольку у государства были другие проблемы, вызывавшие озабоченность, оно
предоставило мафии полную свободу, которой она пользовалась без всякого
зазрения совести. Реквизиции и подать с торгов обеспечивали ей новые и
неожиданные источники доходов. Что касается молодых “пиччотти”, которые
испытывали отвращение не к оружию, а к военной форме и военной дисциплине,
то они дезертировали тысячами, зная, что “Почетное общество” позаботится о
них.

О СРАЩЕНИИ МАФИИ И ВЛАСТИ В РОССИИ
После десяти лет посткоммунистического развития и семи лет хаотичной
приватизации промышленного наследства СССР Россия столкнулась с небывалыми
для стран с переходной экономикой проблемами.
Это:

– разъедающая основы государственности коррупция, охватившая все
уровни власти, включая высшую; в том числе – государственные органы,
непосредственно призванные бороться с этим социальным злом;
– продолжающаяся экспансия криминальных группировок в базовых
отраслях промышленности, растущее влияние организованной преступности на
процесс принятия политических решений на региональном и федеральном
уровнях. На рубеже тысячелетий в России возник режим, которому его же
родоначальник Б. Ельцин вынужден был дать весьма красноречивую
характеристику - «бандитская сверхдержава». Такой режим не может быть
заинтересован в развитии демократических институтов, системы контроля со
стороны гражданского общества. Пережив и переварив «красный» террор,
посткоммунистическая Россия оказалась перед лицом террора со стороны союза
коррумированной элиты и организованной преступности
– вывоз капитала из страны обрел масштабы, равные годовому
государственному бюджету; отток капитала препятствует формированию
благоприятного инвестиционного климата, как условия нормального развития
экономики страны и ее интеграции в мировое хозяйство;
Эти проблемы взаимосвязаны, так как в основе имеют одну и ту же причину –
катастрофическое ослабление регулирующей роли государства в переходный
период в условиях отсутствия основ гражданского общества и демократических
традиций.

Криминальная революция. Союз «улицы» и власти.

В результате десятилетнего противостояния новой власти и опасности
«коммунистического реванша» на свет появилось не меньшее социальное зло,
чем абсолютная власть «элиты советского образца». Страной фактически
управляет союз укрепляющей влияние организованной преступности и насквозь
коррумпированной системы власти. Такой союз абсолютно развращает
государство и ставит под угрозу перспективу демократического общественного
развития.
Если второй президент новой России, опираясь на общественность, не
дистанцируется от этой «элиты», не ограничит ее всевластие и связи с
криминалом, то перспектива развития России как демократического государства
отодвинется на многие годы вперед. В конечном счете по ее национальным
интересам будет нанесен сильнейший удар.
Механизм проникновения мафиозных группировок во властные структуры в
России, как и социальная природа самого явления оргпреступности не новы. В
ряде своих черт нынешние события в России напоминают экспансию мафии в
Италии 70-х годов или в США времен Великой депрессии. Вместе с тем
российская действительность вписала во «Всемирную историю мафии» ряд
собственных неповторимых глав.
В Европе и США мафия контролировала либо откровенно преступные промыслы,
либо бизнес, дававший скорую отдачу – проституция, торговля наркотиками,
бутлегерство, игорный и шоу-бизнес и т.п. Ее влияние не распространялось
(или было эпизодическим) на крупную индустрию, управление которой требовало
качеств, не присущих представителям этой социальной группы.
В России 90-х годов напротив - ряд мафиозных групп внедрились именно в
крупный бизнес, поставив под свой контроль предприятия черной и цветной
металлургии, в значительной мере – добычу и экспорт нефти, леса,
морепродуктов и т.д. Прибыльность этих производств в условиях России на
порядок выше аналогичных показателей в таких же отраслях на Западе, главным
образом за счет вопиющей дешевизны рабочей силы в России и невнимания к
социальной сфере. В отличие от прибылей западных компаний, которые
реинвестируются в развитие производства, прибыли многих российских компаний
вывозятся за рубеж для последующего отмывания или поступления в преступный
оборот – подпитку коррупции, финансирования криминальных схем. Масштабы
вывоза капитала из России (до 25 млрд. долларов в год, по данным ФАТФ –
Международной организации по борьбе с отмыванием доходов) несопоставимы с
мизерными капиталовложениями в основные сферы производства (4 млрд.
долларов в 2000 году). Это одно из косвенных свидетельств масштабов влияния
организованной преступности в базовых отраслях российской экономики.
Мафия в США и Европе, даже резко усиливаясь в периоды кризисов, не могла
угрожать основам демократического общества - в силу устоявшихся традиций и
наличия достаточно прочных демократических институтов. Общество сохраняло
возможность, а демократическая общественность – политическую волю
ограничить влияние криминальных группировок на судьбы своих стран.
В России усиление коррупции, сращение властных и мафиозных структур
происходит на фоне неразвитости демократических институтов. Избираемые в
представительные органы политики в большинстве случаев сразу попадают в
финансовую зависимость от «элит». В результате значительная часть «народных
депутатов» объективно оказывается на службе у мафии.
В схемах управления промышленными активами мафии, например, в металлургии
(производство меди, алюминия, черных металлов) действуют параллельные
законы, аналогичные тем, что приняты в преступных сообществах. Гражданское
законодательство здесь не действительно, афилированность структур тщательно
скрывается от непосвященных. Стратегические решения принимаются по сговору,
а «внутренний порядок» поддерживается путем применения негласного
криминального «кодекса», нарушители которого жестоко наказываются.

«Акционирование» правоохранительной системы

В США и Европе борьбу с влиянием организованных преступных группировок вели
правоохранительные органы, деятельность которых оплачивалась
налогоплательщиками. Демократические институты сохраняли контроль над
силовыми структурами и могли направлять их деятельность в интересах
общества.
В России 90-х годов целые сегменты правоохранительной системы оказались
фактически «приватизированы» крупными финансово-промышленными
группировками, часть из которых находится под частичным или полным
контролем мафии.
Однако главным отличием российских реалий является то, что коррупция
поразила не только надзорные органы, призванные контролировать законность
действий силовиков, но и ключевое звено руководства этими органами –
Администрацию президента. Как говорится, дальше ехать некуда. Выше
руководителя Администрации только сам Президент.
Генезис этого явления в России схематично выглядит следующим образом.
В конце 80-х, начале 90-х годов, частная инициатива столкнулась с проблемой
защиты собственности и доходов от притязаний криминалитета. Одновременно
роль государства в защите нового класса собственников свелась к нулю.
Зарплата сотрудников органов внутренних дел была настолько мизерной, что
никак не стимулировала правоохранительные структуры к защите законного
бизнеса.
В результате собственники оказались перед выбором: либо тратить огромные
деньги на личную охрану, которая отнюдь не гарантировала безопасности, либо
уступать вымогательству бандитов, отдавая им часть прибыли и структурируя
отношения с ними.
К 1995-1966 годам крупные бизнес-структуры пошли по третьему пути -
установления «деловых» (попросту – коррупционных) связей с
высокопоставленными чинами в МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуре, других
органах, регулярно выплачивая чиновникам взятки. Целью было получение
возможности распоряжаться их административными ресурсами. Поначалу в
интересах защиты от «улицы». Затем в интересах борьбы с конкурентами.
Со временем такие отношения становились все теснее. В результате целые
оперативные подразделения превращались из государственных служащих в
«партнеров по бизнесу». С известными последствиями для неугодных
«заказчику» бизнесменов, если те не успевали предпринять аналогичные меры.
Такого рода отношения развращали начальников снизу доверху. Государственные
органы, призванные охранять конституционные права налогоплательщиков, стали
служить тем, кто платил не из госбюджета, а из скрытых от налогов доходов.
В итоге значительная часть правоохранительной системы оказалась встроенной
в систему организованной преступности.
Механизм финансирования коррупции сводился к тому, что часть вывезенного за
рубеж капитала, возвращаясь в страну в виде неучтенной наличности, оседала
в карманах чиновников. Интересы чиновников, связанные с их участием в
«бизнесе», стали превалировать над интересами служения Закону.
Шаги по установлению «выгодных» контактов с властью, в свою очередь,
предпринимали и наиболее мощные криминальные группировки, которые захватили
контроль над крупными производствами и их финансовыми ресурсами.
Например, группировка Михаила Черного, имевшего тесные связи с узбекской
наркомафией и контролировавшая значительную часть производства алюминия,
уже к 1995 году установила отношения с высокопоставленными чинами в Кремле
и начала финансировать через различные структуры Главное управление охраны
Президента Ельцина.
Впоследствии с помощью Бориса Березовского Черной еще более упрочил
отношения с ближайшим окружением Ельцина, получив карт-бланш на
монополизацию российской металлургии и экспансию в другие отрасли
экономики. Этот процесс группировка успешно продолжает при активной помощи
со стороны пресловутой «Семьи», сохранившей позиции при новом президенте.
В феврале 2001 года младший партнер Михаила Черного Олег Дерипаска
реализовал план патрона, женившись на Полине Юмашевой, дочери экслюзивного
биографа и друга семьи первого президента - Валентина Юмашева. Недавно
появилась информация об официальном браке между дочерью Ельцины Татьяной и
Валентином Юмашевым. О чем может свидетельствовать такое нарочитое
сплочение рядов «Семьи» – отдельная тема.

Концентрация и вывоз капитала?

Самым криминализованным сегментом российской экономики сегодня остается
металлургия. Здесь господствующие позиции занимает группировка Михаила
Черного. Сам Черной ныне находится в Израиле, куда был вынужден
переместиться после высылки из Болгарии весной 2000 года за «деятельность,
наносящую ущерб интересам национальной безопасности страны» (формулировка
Правительства Болгарии). Ему запрещен въезд на территорию США и ряда стран
Европы. Власти Израиля ведут расследование его инвестиционной деятельности
в этой стране, проверяя источники средств, которые Черной намеревался
вложить в ряд секторов израильской экономики.
Начав приватизацию российской алюминиевой промышленности в 1993 году,
Михаил Черной частично использовал средства ташкентской наркомафии, а также
фальшивые банковские авизо. Непосредственное участие в установлении
контроля над металлургическими предприятиями принимал лидер «измайловского»
(район Москвы) преступного сообщества, Антон Малевский.
Расследование незаконных сделок практически остановилось в результате серии
заказных убийств. Впоследствии, с приходом в МВД ставленника Бориса
Березовского Владимира Рушайло, дело о «фальшивых авизо» и вовсе заглохло –
очевидно, по чьему-то «щучьему велению». По некоторым данным, таким же
образом из архивов московской милиции исчезла документированная информация
о «деятельности» Антона Малевского, партнера «по бизнесу» Михаила Черного,
Искандера Махмудова и Олега Дерипаски.
В течение второй половины второго президентского срока Ельцина Михаил
Черной, используя властные ресурсы Кремля, при непосредственном участии
структур МВД и ряда региональных политиков осуществил передел собственности
в алюминиевой и черной металлургии, захватив несколько ранее
неподконтрольных предприятий.
В настоящее время Михаил Черной через Искандера Махмудова и Олега Дерипаску
продолжает управлять процессом концентрации металлургической отрасли России
и дальнейшей экспансии - в автомобилестроение, нефтедобычу, страховой
бизнес и т.д.
Вы спросите, откуда деньги «на экспансию», и ошибетесь. Деньги в Россию
Михаил Черной возвращать не торопится. О возврате Черным ранее вывезенных
капиталов говорят только нанятые пропагандисты – патриотическая фразеология
на потребу дня, не более. Ничего в стратегических планах Черного и его
группы не менялось и не меняется. Как и ранее, «делать деньги» они хотят в
России, а тратить – за ее пределами (например, в Болгарии, Израиле, на
Лазурном берегу во Франции или еще где-нибудь).
Реалии современной России таковы, что деньги для захвата предприятий, целых
отраслей не нужны. Точнее: больших денег не надо. Нужно другое -
пресловутый административный ресурс, т.е. административные полномочия
чиновников. Вот на поддержание и воспроизводство этого ресурса - грубо
говоря, на взятки, деньги действительно нужны, и немалые. Но это другие
деньги.
Одно дело приобретать акции на бирже или предлагать условия покупки активов
в ходе честных переговоров. Тут нужны сотни миллионов в твердой валюте.
Другое дело – платить взятки чиновникам, получать нужные «банкротные»
судебные решения, организовывать «экскурсии рубоповцев» в офисы или на
предприятия конкурентов. Здесь эффективно работают суммы на тысячи порядков
меньшие. «Заряженный» чиновник и государственную машину повернет в нужную
сторону, и действия свои объяснит с точки зрения «национальных интересов»
(или «интересов региона»).
Отток же российских капиталов продолжается в прежних масштабах.
Рентабельность продаж по контрактам, действующим на ряде металлургических
предприятий, подконтрольных Михаилу Черному и его партнерам Искандеру
Махмудову и Олегу Дерипаске, выраженная в цифрах, такова, что вполне
соответствует известному марксистскому определению: «…за 300 процентов
(прибыли) он (капитал) готов пойти на любые преступления вплоть до
виселицы». По расчетам, от каждой проданной на мировом рынке тонны металла,
на счетах зарубежных компаний группы остаются до нескольких сотен долларов
(в настоящее время независимые эксперты по просьбе Ассоциации производят
точный поотраслевой расчет сумм, вывозимых из России; и эти данные вскоре
будут представлены на суд общественности). Если сопоставить эти цифры с
официальными данными Государственного таможенного комитета, характеризующие
годовой объем экспорта металлов, получится несколько миллиардов долларов,
укрываемых от налогов только одной ветвью «семейного» бизнеса. А что
делается в других ориентированных на экспорт и подконтрольных «Семье»
отраслях?
Для России, как и для других стран мира, вывоз и отмывание денег
представляет серьезнейшую проблему. Ведь именно эти деньги питают
коррупцию. Именно «грязные» деньги, поступая в теневой оборот, усугубляют
положение с преступностью (например, распространением наркомании). После
терактов в Нью-Йорке 11 сентября очевидной стала взаимосвязь между этой
проблемой и проблемой международного терроризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто возьмется за решение накопившихся проблем в России. Кто вернет
гражданам «бандитской сверхдержавы» чувство гордости за свою страну? Кто
продолжит движение России по пути демократического развития и создания
основ гражданского общества? Кто вернет самой России репутацию
ответственной державы, по праву, а не по застарелым признакам времен
«холодной войны» входящей в число стран, определяющих пути мирового
развития?
Старая кремлевская команда, которую на Западе окрестили «элитой советского
образца», а на родине – «Семьей» - вряд ли способна решать новые задачи,
стоящие перед Россией. Но она упорно держится за власть, пытаясь подчинить
своему влиянию президента Путина, «приватизировать» его гражданскую
позицию. Иными словами – исключить саму возможность осуществления назревших
перемен.
Если им это удастся, мечтать о демократической России придется еще долго.
Если нет, тогда у России есть шанс.



Список литературы


1.Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью.
Л., 1972.
2.Кудрявцев В.Н. Причинность криминологии. М.,1980





Новинки рефератов ::

Реферат: "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека (Философия)


Реферат: Олимпийские игры 1908 года (Физкультура)


Реферат: Сравнительный анализ моделей обратимого электрорастворения серебра с поверхности твердого электрода (Доклад) (Химия)


Реферат: Проблемы обучения информатики в школе (Педагогика)


Реферат: Философия эпохи Возрождения и Нового времени (Философия)


Реферат: 1С-бухгалтерия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Металлургия титана (Металлургия)


Реферат: Гос. экзамен билеты. Машиностроение (Технология)


Реферат: Бухгалтерский учет в строительстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конфигурирования программного обеспечения алгоритма OSPF на маршрутизаторе (Программирование)


Реферат: Народные традиции в современном костюме (Искусство и культура)


Реферат: Почвоведение (Сельское хозяйство)


Реферат: Страхование грузоперевозок (Страхование)


Реферат: Консульские привилегии и иммунитеты (Международное публичное право)


Реферат: Труд (Социология)


Реферат: Библия как научный источник о сотворении мира (Религия)


Реферат: Отечественная история (Контрольная) (История)


Реферат: Арбитражное соглашение (Международное частное право)


Реферат: Рекомбинантные вакцины (Генная инженерия) (Биология)


Реферат: Методы обессоливания нефти и нефтяного (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист