GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Война в Чечне: причины и характер (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Война в Чечне: причины и характер (Политология)



Министерство образования РФ

Ковровская государственная технологическая академия



Кафедра гуманитарных
наук



Реферат

Война в Чечне: причины и характер



Исполнитель

Масленников А.П.
студент 2 курса
группа Э-200

Научный руководитель
Гордеевцев Е.И.



Ковров 2002


План:
стр.
1. Вступление (развязывание конфликта). 3

2. История чеченцев
4

3. Начало конфликта (31 декабря 1994 г.) 6

4. Цели сторон
8

5. Заключение
9

6. Список использованной литературы
12



Вступление
(развязывание конфликта).

Чеченская проблема-проблема нашей страны, она не сходила с первых страниц
газет, журналов практически на протяжении трех лет. Была темой для многих
программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась «непонятной
войной». Чеченская проблема из самой острой в современной российской
истории превратилась в самую скучную, но в то же самое время, оставаясь
актуальной. После прекращения боевых действий и начала переговорного
процесса интерес к этому конфликту несколько угас.
При слове Чечня первое, что приходит на ум-это ужасы, кровавые события.
Кажется, для того чтобы прекратить конфликт, нужно начать переговоры между
двумя противоборствующими сторонами. Но никто не хочет заниматься этой
насущной проблемой, все откладывают ее до лучших времен. Увы, многое
зависит от политиков, особенно в данном конфликте, когда Чечня показала на
что она способна (по своему мнению считает себя победительницей). Россия же
не горит желанием признать свое поражение, а, значит, и признать свои
ошибки. Ведь для нее война в Чеченской республике оказалась позором.
В своей работе я попытаюсь рассмотреть те причины, которые привели к
развязыванию конфликта, к началу этой ужасной войны. Нужно добавить, что
при рассмотрении проблемы нельзя руководствоваться только тем, что одна из
сторон была права, а другая виновата. Оба народа, так или иначе,
пострадали, оба понесли как материальные, так и людские потери.
Для разрешения конфликта нужно разобраться в причинах возникновения, а
для этого лучше обратиться к истории, потому что оттуда идут все причины.



История чеченцев

Чеченская республика:
В начале 40-х гг. XIX в. складывается единое государство народов Чечни и
Дагестана - имамат Шамиля, - просуществовавшее до окончательного покорения
Кавказа Россией в 1859 г.
Втягивание северокавказского региона в экономическую систему
капиталистической России второй половины XIX в. объективно оказывало
положительное воздействие на социально-экономическое развитие края. В конце
XIX в. ударил первый нефтяной фонтан, начинается «нефтяная лихорадка».
Для всех социальных слоев Чечни Октябрьская революция и гражданская война
явились продолжение национально-освободительной борьбы против российского
колониализма. Ленин и большевики, обещавшие горцам землю и национальную
государственность, получили в Чечне безусловную поддержку.
Однако автономия Чечни (в рамках РСФСР), провозглашенная 30 ноября 1922
г., в условиях победившей советской власти оказалась фикцией. С середины
20-х годов против Чечни была по существу развязана новая война.
В 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области объединились в одну
Чечено-Ингушскую автономную область, которая 5 декабря 1936 г. была
преобразована в Чечено-Ингушскую АССР.
23 февраля 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована с
насильственной депортацией народа в районы Казахстана и Средней Азии. Свыше
полумиллиона чеченцев и ингушей были депортированы. Холод, голод, тиф
обрекли нахские народы на вымирание: через год в живых не оставалось и 300
тысяч, остальные приняли мученическую смерть. Этому преступлению советского
государства есть юридическое определение – геноцид. Но в отличие от
фашистского геноцида сталинско-советский геноцид не получил осуждения, его
исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.
В январе 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Но при этом
оказались закрытыми для проживания нескольких горных районов Чечни, горцев
стали водворять в плоскостные аулы и в казачьи станицы.
И только с воздухом перестройки чеченцы получили глоток свободы. Были
поставлены на повестку дня вопросы обретения подлинного суверенитета. Это
стало возможным в результате тех крупных социальных, экономических и
культурных сдвигов, произошедших в республике за последние десятилетия.
Во второй половине 80-х годов процесс духовного роста миллионного
чеченского народа пошел семимильными шагами. Именно в Чечне зародились
первые на Кавказе политические партии и организации, независимые от
господствующей системы. В целом резко выросло национальное самосознание,
появились первые концепции дальнейшего политического развития республики по
пути независимости.
23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд
чеченского народа, собравший представителей всех слоев общества, всех
партий и движений. На нем была поставлена конкретная задача –
провозглашение суверенной Чеченской республики. Для реальной работы над
достижением этой цели был избран Исполнительный комитет.
Руководство Чечено-Ингушской республики во главе с Доку Завгаевым было
вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете. Однако
дальше сугубо декларативных заявлений дело не пошло.
Следует сказать, что с этого времени напряжение в республике начинает
расти. Завгаева в то время не особо любили в народе, не только потому, что
он был выходцем с равнины (у чеченцев придается большое значение тому,
откуда пришел человек), но к тому же его считали за ставленника Москвы.
Поэтому до 1991 г. Д.Завгаев пытался удержать власть за счет своего
авторитета, но он стал заложником августовских событий и был свергнут как
«сторонник ГКЧП» уже в Сентябре.
В результате выборов 27 октября 1991 г. был избран Президент Чеченской
Республики и Парламент.
1 ноября 1991 г. вышел Указ Президента о государственном суверенитете
Чеченской Республики, что означало ее реальный выход из состава Российской
Федерации. Но как всегда в жизнь это решение так и не удалось претворить.
В это время Дудаев вместе со своими сторонниками приобретает все большую
популярность, а уже в 1992 г. захватывает власть. За счет своих идей и
лозунгов ему удалось привлечь на свою сторону большое количество народа.
Идеи:
- восстановление Горской республики (одна из любимых идей), т.е. единое
государство, которое объединит все народы Кавказа.
- Провозглашение независимости Чечни.
Почему именно чеченцы возглавили поход Кавказа к всеобщей независимости –
это
легко объяснить (урезаны в правах, а, кроме того, чеченцы были возвращены
Хрущевым на их родные земли после 13-ти лет высылки, но не были
восстановлены в правах).

Удивительно то, что до начала ввода войск в Чечню чеченцы были
разделены между собой:
- региональные различия (3 региональных группы: Надтеречный р-н, Малая и
Большая Чечня).
В республике борьба между региональными группировками стала
доминирующим фактором политической жизни после начала перестройки.
- тейповые (около 180 тейпов), а тейпом считается родо-территориальная
общность (объединение потомков выходцев с “одной горы”).
Региональные и тейповые различия вступают иногда в противоречия.
А уже 26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм
Грозного, что означало: военные действия против Чечни начались. Мирное
население России было против применения военной силы по отношению к
Ичкерии. Военная сила – это крайний шаг. Москва стремилась к эффектному
военному решению чеченской проблемы (к маленькой, но победоносной войне,
которая укрепила бы положение кремлевской элиты).



Начало конфликта
(31 декабря 1994 г.)

Спустя несколько дней, а именно 30 ноября 1994 года Б.Н. Ельцин
подписывает секретный указ о вводе войск в Чеченскую республику.
“Когда шах сходит с ума, он идет походом на Кавказ.”
31 декабря 1994 года – официальный ввод войск в Чечню.
Межнациональный конфликт в самом разгаре, нет пути назад. Применить силу
военных всегда легко, особенно при разрешении конфликта. Каждая страна
накопила опыт в этой сфере, а Россия - тем более (пожалуй, других способов
решения конфликтов российская дипломатия не знала, или, по крайней мере, не
хотела применять).
Следует сказать, что основными причинами этого конфликта были не
только, как принято считать, нефтяные интересы политической и экономической
элит (хотя они сыграли не последнюю роль), а также стремление Чечни к
независимости. Другими причинами были и последствия развала Советского
Союза, когда у Чечни появилась возможность создать свою армию (после вывода
бывших советских войск на территории Чечни осталось брошенное оружие, кроме
того, были установлены связи по доставке оружия).
Чеченцы считали, что в истории нет такой силы, которая смогла бы
подчинить их. Поэтому после начала войны объединительным началом для всех
чеченцев стали национальные идеалы и интересы.
Причины совпали с целями, как у российской стороны, так и у
чеченской.
К середине марта 1995 г. общая численность личного состава законных
вооруженных формирований, без учета потенциальных резервов в горных
районах, насчитывала более 9 тыс. человек, из которых наемники и
добровольцы из ближнего и дальнего зарубежья составлялиболее 3,5 тыс.
человек.
На их вооружении имелось: танков - около 22 ед., БМП (БТР) -32-
36 ед., орудий ПА и М - 35-42 ед., установок РСЗО БМ-21 - 5-7ед., ЗСУ
(ЗПУ) - 16-18 ед. При этом с началом февраля месяца было отмечено
увеличение числа бронетехники в два раза, орудий ПА и М -в среднем на 10-
12 единиц за счет ремонта, налаженного на промышленных предприятиях ряда
населенных пунктов, в том числе Шали и Гудермеса, а также поставок из
Азербайджана через территорию Дагестана. Следовало учитывать также наличие
некоторого количества танков с неисправностями различного характера,
используемых в качестве стационарных огневых точек.
Командование незаконных вооруженных формирований проводило
активную работу по совершенствованию обороны в западной, восточной и
юго-восточной зонах ЧР и созданию партизанских баз в горных районах юга
республики, продолжало перегруппировку сил и средств с целью
подготовки к дальнейшему сопротивлению федеральным войскам. Основ-
ные усилия при этом сосредоточивались на укреплении обороны на
гудермесском и шалинском направлениях.
Центральная группировка НВФ насчитывала свыше одной тысячи человек
и имела на вооружении: танков - 3-4 ед. (кроме того, отдельные танки
использовалось в качестве стационарных огневых точек),БМП (БТР) - 4-6
ед., орудий ПА и М - 7-8 ед., установок РСЗО БМ-21 - 1-2 ед., ЗСУ (ЗУ) -
2-3 ед. Перед ней ставилась задача удерживать занимаемые позиции южнее
Грозного, в пригородах столицы республики и близлежащих населенных
пунктах, активизировать диверсионно-террористическую деятельность и
обеспечить выигрыш во времени для продолжения работ по созданию в
восточных районах новых рубежей обороны, в западной части территории Чечни
- узлов сопротивления, а на юге и юго-востоке - партизанских баз.
Восточная группировка незаконных вооруженных формирований в
сложившейся ситуации становилась главной, поскольку центр активного
вооруженного противостояния федеральным войскам переместился в вос- точные
районы республики, где продолжались инженерные работы по созданию и
совершенствованию рубежей обороны и узлов сопротивления, имелись
боеспособные вооруженные формирования, были созданы запасы оружия,
боеприпасов, медикаментов и продовольствия для автономного ведения
боевых действий в течение продолжительного времени. Общая численность
личного состава этой группировки превышала 6 тыс. человек. На ее
вооружении имелось: танков - 5-6 ед., БМП (БТР) - 11-12 ед, орудий ПА и М
- 10-12 ед., установок РСЗО БМ-21 - до 3 ед., ЗСУ (ЗУ) - 3-4 ед.
Основные усилия были сосредоточены на удержании городов Аргун и
Гудермес. Город Гудермес был объявлен временной столицей Чечни и должен
был стать по выражению Д. Дудаева "неприступной крепостью".
Западная группировка сосредоточивалась в районе Бамут, Самаш-
ки, Ачхой-Мартан, Асиновская, Аршты. Численность ее личного состава
составляла около трех тысяч человек. На их вооружении имелось: танков - 3-4
ед., БМП (БТР) - 3-4 ед., орудий ПА и М - 4-5 ед., установок РСЗО БМ-21 -
2-3 ед., ЗСУ (ЗУ) - 2-3 ед.
Населенные пункты в приграничных с Республикой Ингушетия райо-
нах Чеченской Республики, покинутые местными жителями, были превра-
щены в хорошо оборудованные в инженерном отношении узлы обороны
Отмечалось сосредоточение отрядов и групп незаконных вооруженных
формирований общей численностью до одной тысячи человек в Бамуте.
Северная группировка была создана, главным образом, для
проведения диверсионно-террористических акций на железных дорогах. Она
насчитывала более одной тысячи человек и имела на вооружении: танков - 1-2
ед., БМП (БТР) - 1-2 ед., орудий ПА и М - 2-3 ед., ЗС (ЗУ) - 1-2 ед..
Эта группировка действовала разрозненными группами по 20-50 человек и при
необходимости могла быть усилена за счет сил восточной группировки.



Цели сторон


Цели России:
1. экономические интересы (нефть)
2. политические расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)
3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)
4. державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее).

Цели Чечни:
1. стремление отстоять независимость
2. создание исламского государства
3. отражали интересы новой зародившейся политической элиты.
Внешне действия чеченской стороны выглядят привлекательнее: она
оборонялась, а российская – нападала; масштабы разрушений и гибель людей
от российских войск весьма значительны. Но никто не может оправдать эту
войну с чеченской стороны. Путь переговоров с одновременным разоружением
давал немалые выгоды, была возможность широко применить стратегию и тактику
ненасильственного сопротивления.
Ведущее значение в характеристике этой войны имеет ее правовая
оценка. Согласно Конституции Президент не имеет право решать вопросы войны
и мира, они являются прерогативой парламента. С момента, когда полицейская
акция переросла в войну, Президент обязан был руководствоваться решениями
парламента. Тем более что 8 декабря 1994 года Совет Федерации принял
постановление, в котором указывалось: “Не допускать применения силы на
территории Чеченской республики до принятия в соответствии с Конституцией
РФ компетентными органами иного решения”. Однако Президент произвольно
подменил парламент СБ, не имеющим властных полномочий. Война в Чечне была
развязана.
Военные действия в Чечне прекращены, а определение статуса Чеченской
республики отложено на пятилетний срок. Поэтому о разрешении этого
конфликта говорить еще рано.
Несмотря на это, Чеченская республика считает себя независимой. А.
Масхадов прилагает все усилия, чтобы добиться международного признания
республики, т.к. страны Европы смогут в дальнейшем повлиять на решение
России о статусе Чечни.
На сегодняшний день никто не хочет заниматься этой проблемой, потому
что, если Россия признает независимость Чечни, то она также признает свое
поражение в этой “позорной” войне.
Мне кажется, несмотря на то, что предоставление независимости Чечне
идет в разрез с российской политикой, Чечня заслужила ее ценой своей крови
и огромными потерями. А также, приняв это решение, снимется ряд насущных
проблем:
1. беженцы (уменьшится поток)
2. возвращение военнопленных и заложников



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных фор-
мирований на территории Чеченской Республики являлось наиболее
крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса
внутри России.
Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо
подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной тех-
никой формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного
состава. Кроме того, Д. Дудаев не погнушался привлечь наемников и
добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при
выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как
вне населенных пунктов, так и при овладении ими.
В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов
управления и подготовка подразделений и частей.
Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской
Республике с приходом к власти Д. Дудаева, мер, принимавшихся рос-
сийским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и
проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формиро-
ваний позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог
бы существенно облегчить решение задач, аналогичных тем, которые
пришлось решать в Чечне.
В основе возникновения вооруженного конфликта лежит
постепенное обострение различных противоречий (политических, терри-
ториальных, экономических, межнациональных и др.) В своем развитии
он претерпевает несколько этапов (зарождение, обострение, кризис),
что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его
разрешение - общегосударственная задача, а не только военных. Она
должна решаться применением комплекса дипломатических и военных
мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на воен-
ную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основ-
ным узким местом в организации предотвращения конфликта остается
отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существу-
ющего законодательства.
Политическим руководством, органами государственной власти
Российской Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые
попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заклю-
чались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституцион-
ных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений
и других документов, носивших, как правило, декларативный характер.
Конструктивные практические шаги по принятию действенных политичес-
ких мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были.
Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику
в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовлен-
ные и оснащенные вооруженные формирования.
Руководством России практически не была проведена работа по
формированию общественного мнения населения страны относительно
необходимости применения силы для разрешения чеченского кризиса.
Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей
органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законо-
дательной - с другой, противоречивая полемика в средствах массовой
информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в от-
ношении Чечни, а также убежденности в необходимости применения
войск для разрешения кризиса.
Кроме того, развернутая к этому времени в средствах массовой
информации кампания, формирующая извращенное представление о роли и
месте армии в решении задачи по разоружению незаконных вооруженных
формирований Чечни,выступления руководителей ряда регионов России и
депутатов Госдумы, протесты комитетов солдатских матерей и некото-
рых других общественных организаций крайне негативно сказались на
морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил,
войск (сил) других ведомств, принимавших участие в восстановлении
конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных
формирований на территории Чеченской Республики.
Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с про-
явлениями вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со
стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана. Это выра-
зилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с
Чечней районах, воспрепятствовать продвижению российских войск вплоть
до проведения открытых вооруженных акций против некоторых подразделений.
Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых структур
указанных автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого
высокого ранга. Учет данного фактора и выработка мер по преодолению
последствий его воздействия должны стать
одной из первоочередных задач Центра.
Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда
общественно-политических, религиозных и других сил и движений на
Северном Кавказе, в Закавказье, странах ближнего и дальнего зару-
бежья, которые на лозунгах исламской солидарности, горского братс-
тва и им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму
Д.Дудаева.
Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть
задачей как политической, так и юридическо-правовой и даже, в ка-
кой-то мере, силовой. Ее решением должны заниматься, главным обра-
зом, федеральные и местные административные органы власти, органы
юстиции, правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить
из того, что на территории Российской Федерации недопустима безна-
казанная деятельность любых организаций, выступающих в поддержку
антиконституционных сил против территориальной целостности российс-
кого государства.
Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других севе-
ро-кавказских автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значи-
тельной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком
доверившись национальным администрациям.
Как показал опыт применения войск в Чеченской Республике, лич-
ный состав не был в полной мере готов к выполнению такого рода за-
дач без дополнительной подготовки . Поэтому необходимо изыскивать
новые формы и способы подготовки войск, проведению боевого слажива-
ния по укороченной программе. Необходимо выработать систему укоро-
ченной подготовки с определением основных, минимально необходимых
предметов обучения, тем занятий и порядка их проведения. Эта систе-
ма позволит ускоренно готовить войска к боевому применению не толь-
ко в ситуации, подобной чеченской, но и при проведении боевого сла-
живания в ходе мобилизационного развертывания войск. Такая укоро-
ченная подготовка может быть применена и при недостатке денежных
средств на боевую подготовку. При подготовке личного состава и под-
разделений к выполнению боевых задач необходимо уделять внимание
одиночной подготовке и действиям в составе подразделений в пешем
порядке без поддержки боевой техникой.
Боевой опыт, полученный в ЧР показал, если на первых этапах
боевых действий по различным причинам в управлении подчиненными со-
единениями, частями и подразделениями были допущены звачительные
ошибки, то в последующем из этого делались выводы и без детального
решения вопросов управления, особенно взаимодействия и связи, опе-
рации не проводились. Практика показала, что значительно сложнее
было отработать вопросы взаимодействия с войсками МВД и ВВ, но в
дальнейшем, с приобретением боевого опыта, и эти вопросы решались
на должном уровне.
Таким образом, несмотря на все имевшие место недостатки и
просчеты, проведенный анализ боевых действий показал, органы управ-
ления всех степеней, соединения, части и подразделения, выполнявшие
боевые задачи в ходе проведения специальной операции по разоружению
НВФ на территории Чеченской Республики, на всех этапах с поставлен-
ными перед ними задачами справились успешно, при этом личным соста-
вом были проявлены образцы мужества и героизма.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Верт Н. “Новые политические реалии Чечни”./ Прогресс 2000 г.

2. Потапов В. “С кем мы там воюем?”./ Феникс 1997 г.

3. Шерматова С. “Кто, с кем и за что воюет в Чечне”./ Москва 1998 г.







Реферат на тему: Вопросы и ответы по курсу политологии

Предмет и объект политологии. Ее место в современном обществознании.
1. Понятия и функции политологии. Этапы становления и развития политологии
как науки

и университетской дисциплины.
2. Политические идеи античности
3. Политические теории Средневековья и эпохи Возрождения. «Государь»
Макиавелли
4. Политические взгляды Т.Гоббса и Дж.Локка.
5. Марксистский период в истории политической мысли. Маркс, Энгельс,
Плеханов,

Ленин.
6. Политическая мысль в России. Сперанский, Герцен, Чернышевский, Бакунин.
7. Характерные черты европейской и американской политических школ.
8. Политические противоречия. Конфликты и кризисы.
9. Сущность и черты гражданского общества.
10. Гражданское общество и государство: связь и взаимодействие.
11. Власть как социальный феномен. Принцип разделения властей.
12. Проблемы и перспективы становления гражданского общества в России.
13. Понятие «политическая элита». Теория кругооборота элит В.Парето.
14. Отчуждение политической власти и его формы.
15. Способы реализации и ресурсы власти.
16. Легитимность политической власти. Типы легитимности по М.Веберу.
17. Демократия: сущность. Принципы. Черты.
18. Тоталитаризм: предпосылки возникновения, сущность, разновидности.
19. Авторитарная политическая система: характерные черты и особенности.
20. Происхождение, сущность и функции государства.
21. Формы государства и государственного устройства.
22. Структура государственной власти в России.
23. Принципы правового государства.
24. Политические партии: понятие, генезис, функции.
25. Типология и классификация партий. Партийные системы.
26. Общественные организации и общественные движения.
27. Человек как объект и субъект политической деятельности.
28. Политическая социализация личности: содержание, средства, этапы.
29. Политическое сознание. Мотивы и предпосылки политической активности.
30. Политическое лидерство: сущность, теории, типы.
31. Социальная политика: содержание, разновидности.
32. Сущность и структура политической культуры.
33. Типология, функции и формирование политической культуры.
34. Политическая идеология в жизни общества.
35. Идеологические доктрины. Идеологические противоречия и способы их
разрешения.
36. Политические партии в России. Социальная база, идеологические основы,

экономические программы.
37. Сущности и структура политического процесса.
38. Формы политического участия. Выборы.
39. Парадигмы и методология политического знания.
40. Прикладная политология: сущность и методы.
41. Национальные отношения и национальная политика.
42. Проблемы и противоречия мирового развития.
43. Достижения, проблемы и перспективы развития демократического процесса в
России

Вопрос 1 - 2
Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного
массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики
в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых
процессах современной российской общественной жизни резко возрастает
потребность обоснованного разрешения политических проблем. Политология как
наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений:
практику политической жизни, объективную политическую реальность,
субъективную политическую деятельность, образы политического мышления,
теорию политической деятельности. Политология - это наука о законах
функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет
свой объект и предмет познания.
Объектом политологии является политическая сфера общества,
происходящие в мире политического явления и процессы. К ним относятся:
политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения
политических целей, механизм функционирования политических институтов,
деятельность политических партий и движений/уровень политической культуры
субъектов политики, изучение основных проблем международных отношений. В
обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их
организаций, партий и других институтов.
Предметом политологии выступают законы становления, функционирования и
развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию,
механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно
сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений
социальных субъектов по поводу политической власти.
Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, категории,
принципы. Основными принципами политологии как науки являются следующие:
учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и
использование достижений других наук. Основными категориями политологии
выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство,
управление.
Необходимо также рассмотреть основные функции политологии:
гносеологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка
теории и методологии исследования политических явлений); аксиологическую
(оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей;
политической социализации личности (формирование демократической
политической культуры и гражданственности личности); практико-политическую
(экспертиза политических решений, теория политических реформ),
прогностическую (прогнозирование политических процессов).
В рамках этих функций совершается движение научного политического знания
от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипотезу развития
(предложение).
Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет поиск
наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов
разрешения социальных конфликтов.
Под методами политологии понимают способы познания. В современной
политологии существуют следующие методы политических исследований:
структурно-функциональный анализ; бихевиористский метод (изучение политики
через поведение отдельных личностей и групп, распространен в западной
политологии); институциональный (изучение
политических институтов - государства, политических партий и т.д.);

Вопрос 3
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего
Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней
Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды
Платона (427—347 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях «Государство»,
«Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.)
утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек есть мера
всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или
божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между
людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его
мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут
договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в
обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные»
формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию,
олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев.
Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия
превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме
общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых,
другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается
установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство
«сверх должного опьяняется свободой»
Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и
законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах
у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к
законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ,
утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу,
пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства,
где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью,
сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли,
однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и
законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование
республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью,
но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства
собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист
Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих
интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных
между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового
государства берет свое начало и в республиканском Риме.
Вопрос 4
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии
политической мысли сыграл итальянец Пикколо Макиавелли (1469—1527). В
работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он
рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение
властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной,
организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет
политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим
и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического
поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не
на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда
следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.
Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и
путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных.
Государи должны уметь пользоваться обоими способами.
Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что
именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на
культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость
и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При
рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение
республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и
реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для
поддержания государственной власти.
Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли
отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого
народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил
он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную
республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются
демократический," аристократический и монархический элементы власти.
Вопрос 5
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе
развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как
Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др. Одним
из основоположников теории общественного договора является английский
мыслитель Томас Гоббс (1588—1679), В работе «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства» он описывает хаос естественного догосударственного
существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом
обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из
хаоса — общественный договор. Они согласились передать все свои права
монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель,
государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности
между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой.
Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно
считает необходимым для их мира и общей защиты. Гоббс выступал защитником
монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и
перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить
форму правления, освободиться от действия верховной власти. По его мнению,
могут существовать три формы государства: монархия, демократа и
аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в
них верховной власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой
они были установлены.
Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии
истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и общественном
договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние
людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех”. В этом
состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов
земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность.
Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления
государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал
положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции
середины 17 в.
Локковская конструкция “естественного права” - это уже не просто
система теоретич. постулатов, предназначенная для объяснения
преднайденного. Это прямая декларация “неотчуждаемых прав”, совокупность к-
рых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общ-ного
строя. На учение Локка прямо опирается конституц. практика
североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах.
Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность
отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей. Его
идеализированные представления означали апологию буржуазной, но отнюдь не
феодальной собственности: ведь последняя, по Локку, не отвечает требованиям
свободы и доброжелательности.
Вопрос 6
Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом
, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему
философских взглядов.
Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальном
этапе развития, процесс все большего углубления противоречий между
производительными силами и производственными отношениями , между
общественным характером производства и частнособственническим присвоением
их результатов , он сформулировал материалистическое понимание истории ,
теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры
пролетариата. Выделив производственные отношения как основные , такие ,
что определяют комплекс общественных отношений , он утверждал , что в
истории решающую роль играют народные массы , что капитализм имеет
переходное значение в истории , поэтому его должен заменить новый
коммунистический строй , который является неизбежным и закономерным
результатом революционного решения противоречий капитализма .
В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого
является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от
непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как
отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной
промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание
пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению.
Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.
К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии
общества есть продукт материальных отношений , это было совершено новой
позицией относительно теорий природного права и общественного договора
тех времен.
принципиальная новизна. Как неоднократно поясняли основоположники
марксизма, домарксовский философский материализм (в том числе и
фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека, ею
практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть
природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем
«чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-философских рукописях
1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной!
(социальной) сущности человека. Развитие этой мысли, определив
направление, в котором Маркс преобразовывает материализм.
Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в
том , что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены
узкие рамки классовых и национальных отношений , создадутся условия для
раскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека
осуществляется через классовую борьбу и революцию , уничтожение одного
класса другим , через установление власти рабочего класса , что остаточно
приведет к исчезновению деление общества на социальные классы и
возникновению однородного , социально справедливого общества.
Вопрос 7
Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь
в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть
определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников.
Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунинских идей.
М.А. Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами
с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой
власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил
своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное
всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен
предлагалось организация вольного братского союза “производительных
ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому
свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была
стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной
готовности к революции. “Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен
был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь
между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую
силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина
вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских
восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ”
прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с
самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А,
Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев” (членов кружка Н.В.
Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест -
"Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?" В этом
документе идеалом будущего строя объявлялась “анархия “ - т.е. “союз
вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами
для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только
крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы
подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом
крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на
успех”.
Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у
российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших
судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против
революционеров (процессы “50-ти”и“193-х”), наиболее видные обвиняемые
почитали за честь называть себя анархистами.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и
невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций
и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-
политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически
настроенные слои общества.
Вопрос 8
У американцев взгляд – строим жизнь и политику сами, а в Европе
поддерживается взгляд того что есть кто то свыше.
Вопрос 9
Политический конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие
несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта –
понятие, проистекающее из данной в настоящий момент политической ситуации.
Именно из такого понимания политического конфликта мы исходим в нашем
реферате. «Политическая система общества – система государственных и
негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные
политические функции. Наряду с государством как основным звеном
политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации.
Общественные отношения в процессе осуществления политической власти
определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих
политическую систему. Она формируется в процессе деления общества на классы
и появления государства и в ходе исторического развития классового
государственно организованного общества становится все более разветвленной.

Политический конфликт не следует также рассматривать как нечто
статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное
социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует
рассматривать в динамике, в развитии и изменении.
Говоря о том, что политический конфликт является внешней формой
выражения, проявления политических разногласий, я не в коей мере не свожу
его только лишь к формальному констатированию обличения столкновения
сторон в политический конфликт, т.е. придание данным разногласиям формы
политического конфликта. Здесь имеется в виду нечто иное, а именно развитие
и созревание негативной политической ситуации естественно имеет свою
подоплеку и обусловлено своими внутренними детерминантами, однако высшее
свое проявление они обнаруживают именно в политическом противоборстве,
выливаемом в конфликт. Итак, рассматривая причины созревания политического
конфликта, условия, приведшие к той либо иной ситуации, требующей
разрешения, в совокупности с анализом возможности применения права для
урегулирования возникшего положения, и представляют собой правовое
управление политическим конфликтом. От социального управления, правовое
управление отличается строгой регламентированностью форм и средств
регулирования в сочетании с возможностью применения санкций к сторонам,
т.е. наличие юридической ответственности. Понимание политического конфликта
и условий, его породивших, как определенного этапированного процесса,
позволяет проанализировать его в отдельности по стадиям и выявить, в какой
именно из них необходимо применение права, т.е. в какой именно из звеньев
цепочки произошел разрыв или искажение, приведший к обострению и в конечном
итоге к конфликтной ситуации.
Вопрос 10
Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в
сопоставлении с понятием государства.
Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная
категория политологии.
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в
демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью
добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения,
организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах
жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений -
экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и
зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно
построение правового демократического государства, поскольку именно
сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные
формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным
опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной
государственной волей, то государство призвано противодействовать
дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации
прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение
гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно
необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень
свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек
законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою
индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и
общественной солидарности.
Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных
интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить
в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать
всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он
встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже
стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные
основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и
государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения
гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический
опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто
воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от
взаимного истребления.

Вопрос11
Гражданское общество — это система внегосударственных общественных
отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его
гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и
ценности членов общества.
Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от
государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах.
Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым
рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-
посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с
гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему
горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме
того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное
положение, частично переплетается с государственными структурами, а
частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем,
правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр
гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности
с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как
бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом
широком смысле этого слова.
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны
друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В
идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных,
демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных
интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости
институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций,
партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от
государства, демократичности общественно-политической системы оказывает
решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком
обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а
разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей
(законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между
различными общественными субъектами экономических, социальных и
политических функций, сфер деятельности становятся в демократической
общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней
правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-
экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно
и частным лицом и гражданином государства.
В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности
сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических
субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между
ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и
государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами
гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не
только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным
арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально
функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и
острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций.
И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества
государство никогда не будет демократическим, станет одной из
разновидностей авторитарных режимов.
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю
структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в
государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом
невластных соединений. Последние
Вопрос 12
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает
ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой
политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет
важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет
выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных
отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе
власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной
задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах
политической власти были предприняты еще в ранний период политической
Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал
умы философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий,
неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории
государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий
всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается
объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе
всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые
необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции
общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей
формой их организации.

Разделение власти.
Разделение власти является основным механизмом функционирования всех
видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из
свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми
формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В
политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения,
организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение,
распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически
сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в
специализацию власти разных лиц и институтов.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную
(духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество
между этими властями продолжалось многие столетия. Для многих государств
оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих
регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение
профессиональных функций власти. Проекты разделения единой государственной
власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли
бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый
проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему
власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и
федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш.
Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее
современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики
Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе
разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
Государственные органы в пределах своих
Вопрос 13

Перспективы развития гражданского общества

Как быстро может завершиться процесс формирования гражданского
общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и
отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в
общественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарного
общества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалу
государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского
общества (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня).
Поэтому в течение длительного времени неизбежен переходный период
тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния
демократически сформированных органов правового государства и институтов
гражданского общества. Постепенно по мере повышения культурного уровня,
приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших
общественно-государственных проблемах, граждане через институты
гражданского общества будут брать на себя все больше функций
государственной власти, и переходить к самоуправлению. Пока же в ходе
политической реформы члены общества должны иметь гарантированную законом и
обеспеченную всем механизмом реформируемой государственной структуры
возможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень
своей гражданской культуры.
Процесс формирования гражданского общества у нас имеет свои
особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в
последние десятилетия разрушены органичные вековые связи общественной
жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные
связи иного типа гражданского общества только начинают складываться.
Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу,
оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В таких
условиях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление
вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация,
федерализация и децентрализация общественного управления могут создать (и
уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим
и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к
разрушению вертикальных структур государственного регулирования и выбор
правильной стратегии поэтапного свертывания вертикальных структур и
параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис
(горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет
процессом формирования гражданского общества.
Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти,
психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение в
годы уравнительного "социализма", привели к появлению значительных
социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В
обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к
труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от
конечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев перед рынком
в определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к
обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх
порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах
Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый
характер, ведет к возникновению "дикого

Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Генетический анализ при взаимодействии генов (Биология)


Реферат: Государство Маурьев в Индии (История)


Реферат: Стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно". (Восприятие, истолкование, оценка) (Литература)


Реферат: Рабочее место технического дизайнера (Трудовое право)


Реферат: Клепочное соединение (Технология)


Реферат: Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности (Социология)


Реферат: Генетика пола, наследование, сцепленное с полом (Биология)


Реферат: Физика микромира (Физика)


Реферат: Биржевые сделки (Биржевое дело)


Реферат: Г.К.Жуков (История)


Реферат: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани (Менеджмент)


Реферат: "Вторая опора" ЕС: проблемы построения и подходы. (История)


Реферат: Расчет затвердевания плоской отливки (Металлургия)


Реферат: Тина Тернер - Королева рока (Музыка)


Реферат: Гробы (Технология)


Реферат: Теория политических решений (Политология)


Реферат: Структура базы данных (Программирование)


Реферат: Курсовая работа по систематике растений "Урбанизированная экосистема" (Сельское хозяйство)


Реферат: Взаимосвязь глобальных проблем современности (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист