GeoSELECT.ru



История / Реферат: Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение (История)




Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая география России

по теме: «Этнический состав Омской области.
О жизни сибирских татар, казахов, русских, украинцев, немцев»



Выполнила:
Великая Александра



г. Исилькуль, 2004 г.
ПЛАН:


| |стр. |
| | |
|Введение. |3 |
|1. Сибирские татары. |5 |
|2. Жизнь казахов. |14 |
|3. Русские и украинцы. |21 |
|4. Немцы. |27 |
|Заключение. |30 |
|Список использованной литературы. |31 |
|Приложение 1 |32 |
|Приложение 2 |33 |
ВВЕДЕНИЕ.

За уральским каменным поясом на обширной территории в 2,5 млн. кв. км.
расположен крупнейший Западно-Сибирский район России, включающий Алтайский
край, Кемеровскую, Новосибирскую, Тюменскую, Томскую и Омскую области. Есть
здесь необозримые черноземные степи и высокие горы, стремительные водопады
и задумчивые озера, альпийские луга и дремучая тайга, бескрайняя тундра и
тихие лесные речушки, многочисленные болота. Здесь пролегают бассейны
крупнейших рек Сибири – Обь и Иртыш.
Омская область расположена в южной части Западно-Сибирской равнины. Она
занимает площадь 139,7 тысяч квадратных километров, что превышает размеры
Австрии и Венгрии. Протяженность с севера на юг – 600 км., с востока на
запад – 300 км. Соседние территории – Тюменская, Томская, Новосибирская
области, Республика Казахстан. После распада СССР область стала
пограничной.
Территория Среднего Прииртышья, которую в настоящее время занимает
Омская область начала заселяться более 14 тысяч лет назад.
Могучая река Иртыш являлась ориентиром для передвижения племен в
древности. Рыбные озера и реки, богатые дичью угодья, луга и увалы
привлекали охотников и скотоводов. Поэтому более всего осталось памятников
обитания древних людей по берегам рек в виде стоянок, городищ, курганов.
Наибольшее количество археологических памятников сохранилось от племен
саргатской культуры, обитавших в нашем крае 2500—2000 лет назад.
В средневековье территория юга Западной Сибири входила в состав
различных кочевых империй, была ареной миграций. В Омском Прииртышье
проживали монголы, калмыки, мадьяры, ханты, манси, узбеки, таджики, шорцы.
Около 1000 лет назад по Иртышу и Тоболу проникают из Центральной Азии
тюркские племена, позже получившие название сибирских татар, 400 лет назад,
когда в Прииртышье пришли русские землепроходцы, немногочисленные группы
татар обитали по берегам реки Тары и севернее ее по Иртышу.
По рекам Иртышу, Оби и их притокам селились выходцы из Европейской
России: русские, украинцы, немцы, поляки, эстонцы, латыши. По берегам рек
создавались казачьи поселки. Между ними селились выходцы из различных
религиозных сект: староверы, молокане, мармоны, лютеране менониты, баптисты
и др.
Сейчас в области живут 2180000 человек, из них в самом Омске – 1170000,
в пяти других городах области – 310000, остальные – на селе. По
национальному составу население состоит из русских (1800000), немцев
(134000), украинцев (105000), казахов (75000), татар (50000) и
представителей других национальностей.
На севере области основной каркас расселения образуют населенные пункты
вдоль Иртыша и его крупнейших притоков в этом регионе - Ишима, Большого
Аева, Уя, Оши, Тары. Южнее население размещается более равномерно по
территории. Однако и здесь можно выделить основные полосы расселения,
которые протянулись вдоль железнодорожных магистралей, рек Иртыша и Оми.
Национальный состав населения области формировался в основном в
процессе заселения ее территории с начала русского освоения Сибири. Сюда
переселялись, направлялись на службу или ссылались русские, немцы,
украинцы, поляки, белорусы и представители многих других национальностей.
Коренными жителями области являются сибирские татары, имеющие ареалы
компактного расселения в северной части ее территории, и с определенной
степенью условности – казахи, перешедшие к оседлому образу жизни уже в
период русского освоения Сибири. Очень небольшие сельские населенные пункты
с преимущественно казахским населением имеются в южных районах области.
Хотя на территории области проживают представители около 80
национальностей, этнический состав ее населения однороден (см. Приложение
1).

Объект исследования: население Омской области.

Предмет исследования: этнический состав.

Методы исследования:
1. Статистика;
2. Анализ.

Обоснование выбора темы:
Я являюсь коренным жителем Омской области. Мои родители с большим
почтением относились к этому суровому краю, к его истории, народам,
населяющим эту землю, языку, традициям и всему тому, чем богата Сибирь.
С раннего детства они прививали мне любовь к родному краю. Часто мама
читала мне сказки о народах Сибири и Севера. В сказках рассказывалось о
мужестве, доброте, отзывчивости к чужой беде. Помню, что я была очень
удивлена тому, как мирно и дружно живут люди разных национальностей.
В месте, где я сейчас живу, проживает большое количество людей разных
национальностей. Среди них есть и русские, и немцы, и казахи, и украинцы, и
татары. Меня заинтересовала история их появления на территории Омской
области.
Я попыталась проследить исторические пути их появления на этой земле.
1. СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ.

До прихода русских в Среднем Прииртышье проживало в основном татарское
население. Земли в Сибири было много, и до массовых переселений второй
половины XIX в. во владении у татарских поселений находилось значительное
количество земель. "Каждое инородческое общество изстари владеет известными
пространствами прибрежьев и лесу, которые по равным частям распределены
между семействами, его составляющими. В случае увеличения их числа
приступают, с общего совета князца и общества, к новому делению"
(Гагемейстер, 1854).
Пришлые поволжско-приуральские татары селились в основном в местах
проживания сибирских татар: или это были отдельные улицы в сибирско-
татарских поселениях, что встречается чаще всего, или, изредка, основывали
свои деревни недалеко от сибирско-татарских поселений. Русское
переселенческое население в конце XIX в. основало значительное количество
новых деревень в местах, где имелись более-менее свободные земли. Дело в
том, что приселение русского переселенческого населения к старожилам было
редким, хотя и имело ряд преимуществ в виде более удобных земель,
возможности с помощью старожилов обзавестись своим хозяйством. Но не всем
приезжим это было по карману, так как старожильческие общества за
подселение часто требовали больших денежных взносов в мирскую кассу.
Поэтому-то русские переселенцы конца XIX в. и основывали свои деревни. Так,
недалеко от татарского поселения Ипцисс (упоминания о котором встречаются в
архивных документах, датируемые XVI в.) в конце XIX в. русскими
переселенцами были основаны несколько поселений - это село Поречье, жители
которого в 1995 г. отметили столетие со дня основания, деревни Алексеевка,
Игорсвка, Рязапы и др. Поселение русских на землях, принадлежавших коренным
сибирским татарам, вызывало некоторое недовольство у последних.
Земли, принадлежащей деревне Инцисс, было достаточно много. Земледелием
же в конце XIX в. занимались немногие, по словам информаторов, около 10
семей (по переписи населения 1897 г. в Ипциссе числилось 67 хозяйств). Так
как татары мало занимались земледелием, то инцисские земли сдавались в
аренду русскому населению Поречья и Алексеевки. В качестве арендной платы
за использование земель русские отдавали татарам хлеб. В основном, татары
хлеб покупали или меняли на лес, деготь, смолу.
Скотину в Инциссе держали все. Сенокосные угодья распределялись по
душам. С увеличением населения норма па одного человека уменьшилась. Покосы
и земли, па которых сеяли, по дороге в сторону села Евгащипо (на другом
берегу Тары) отходили на 5 км от Инцисса. Поэтому русское население
арендовало у татар не только пахотные земли, но и сенокосные угодья. Часть
заготовленного сена русские отдавали татарам в качестве арендной платы. Во
время коллективизации и создания колхозов земли отрезали и разделили между
близлежащими деревнями.
В прошлом значительную роль в хозяйстве татар играла промысловая охота
и рыболовство. В середине XIX в. рыболовные озера принадлежали чаще всего
обществам инородцев-татар или отдельным членам этих обществ. От них русские
брали в содержание озера на несколько лет за значительную плату. Инородцы
владели и большей частью звероловных мест, и поэтому русские, пускающиеся
на промысел, должны были покупать у них право на ловлю зверей.
Цикл обрядов сибирских татар, связанных с рождением и смертью, до
настоящего времени сохранил древние черты. До начала, а кое-где и до
середины 20 в. татарские женщины рожали дома, обычно на нарах или на полу.
Принимала роды опытная пожилая женщина или повивальная бабка (кентек инэ),
которая перерезала пуповину ребёнка. По обычаю сибирских татар пуповину
перерезали положив её на серебряную монету. Этот обычай, по представлению
сибиряков, обеспечивал новорождённому крепкое, как металл, здоровье и
богатство. Пуповину вместе с последом обычно заворачивали в чистую тряпку и
закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых
местах существовал обычай сохранять пуповину новорождённого. Пуповину
заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками
потолка. По такому поверью пуповина оберегала жизнь и здоровье ребёнка.
До 40 дней ребёнок лежал на подушке рядом с матерью, а после 40 дней
его помещали в колыбель (ценкельцек). Наиболее распространённая форма
колыбели - лёгкая деревянная рама, на которую натягивался холст, по четырём
углам рамы закреплялись ремни, верхние их концы сходились вместе (иногда
переплетались) вокруг железного кольца. За это кольцо колыбель
подвешивалась к крепкому железному крюку, вбитому в матицу.
Праздничный цикл, связанный с рождением ребёнка и с теми или иными
явлениями в его жизни, включает следующие обряды: приглашение повитухи,
совершение священного омовения, обмазывание губ ребёнка пищей из смеси мёда
и масла (пала авыслантыру), набрасывание на него рубашки отца, праздник
помещения в колыбель (бала туе), первое сбривание волос (карын цац),
наречение именем, обрезание.
Рождение ребёнка обычно рассматривалось как важное событие. Особенно
большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим
предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
К смерти сибирские татары относятся как неизбежному событию,
завершающему жизненный путь человека, распространено так же мнение, что
смерть человека - кара за его грехи при жизни. В 16-17 вв. сибирские татары
до прихода сюда казанских татар и бухарцев хоронили покойников в берестяных
чехлах или долблёных стволах деревьев. Были распространены так же наземные
погребения типа курганов, погребения в своеобразных склепах - бревенчатых
срубах с крышами, есть данные, что в некоторых группах сибирских татар
бытовали способы погребения умерших прямо на земле или в естественной яме.
В 19-20 вв. для захоронения сибирские татары отводили места недалеко от
своих поселения. Особенностью грунтовых могил татар - мусульман была
боковая ниша (лякот, ляхэт), куда и укладывали тело умершего. Над
покойником сооружали наклонный навес из досок, жердей, небольших брёвен,
нижние концы которых упирались в дно могилы, а верхние - в противоположную
стенку.
Иногда обмытого покойника без одежды сразу заворачивали в кусок холста
или коленкора, но чаще шили специальную одежду, которая состояла из
нескольких слоёв. На покойного надевали так же сшитые из белой ткани штаны,
тапки, голову подвязывали платком, иногда обматывали её ещё куском ткани,
надевали колпаки. Сверху тело оборачивали белой тканью (саван-кафэн):
мужчину в три, а женщину - в пять слоёв. В могилу тело на верёвках опускали
обычно 4-6 человек, клали его на дно могилы в нишу. Дно могилы в
большинстве случаев ничем не покрывали, но в различных местах собраны
сведения и о том, что дно могилы могли устилать стружками, соломой,
берёзовыми ветками или досками.
В прошлом веке и ранее у всех групп сибирских татар был распространён
обычай оставлять покойнику еду и разные предметы (утварь, украшения, орудия
труда). После похорон родственники раздавали присутствующим деньги (хаир),
а иногда и одежду покойного. На могильных холмах сажали деревья, ставили
берёзовые колья. Характерной особенностью надмогильных сооружений томских и
барабинских татар были стелы из камня и дерева, некоторые их них
оформлялись в виде человеческой фигуры или украшались надписями на арабском
языке. для групп курдакско - саргатских, тобольских, заболотных татар
характерной деталью надмогильных сооружений являются высокие деревянные
столбы (баган), орнаментированые насечками в виде лестницы, навершиями в
виде копья (сонга), гребня (торак), шара.
В настоящее время у сибирских татар бытует три основных вида
надмогильных сооружений из дерева и металла: деревянные срубы и ограды -
штакетники и металлические ограды. в современном сибиреведении общепринята
точка зрения, что наиболее древней и традиционной формой таких сооружений
являются деревянные срубы. они могут иметь форму усечённой призмы с прямыми
торцами брёвен, с затесанными торцами, такие срубы могут быть
орнаментированы столбиками с надписями. интересна и ещё одна деталь таких
сооружений - они перекрыты матицами, число которых варьируется от одной до
двух, трёх. встречаются так же срубы форме прямоугольников. детские
надмогильные сооружения этого типа отличаются размерами. в некоторых
случаях до настоящего времени дожил обычай оставлять на могиле различные
предметы, которыми пользовался умерший.
У сибирских татар встречаются срубные оградки из досок, имитирующие
форму срубов или прямоугольные срубы из бруса, очень похожие на жилища.
Деревянные оградки - штакетники очень разнообразны по форме, среди них
выделяется группа антропоморфных и зооморфных. К наиболее современному типу
надмогильных сооружений относятся металлические ограды. С влиянием
мусульманства связывается появление на надмогильных сооружениях сибирских
татар полумесяцев. ыКроме описанных сооружений на кладбищах сибирских татар
обычно находятся сараи для хранения инвентаря, ящики (табут) для переноски
умерших.
Поминки по умершему сибирские татары устраивали на 3, 7, 40, 100-й день
и через год. В некоторых группах сибирских татар поминки устраивали, кроме
того, на 14-й, 52-й день, полгода. У всех сибирских татар в 19-начале 20
вв. в поминальных обрядах отмечались черты, несовместимые с мусульманскими
догмами. Нередко поминки проводились в день похорон, на них употреблялось
спиртное, приносили в жертву петухов, в дни поминовения посещали могилу и
устраивали там угощение с выпивкой. Барабинские татары сразу после похорон
резали на кладбище барана или быка (в 17 в. - лошадь); поминки продолжались
у них несколько дней.
И сейчас погребальный обряд сибирских татар во многом сохраняет черты,
сложившиеся в 17-18 в. на основе синтеза местных домусульманских и
привнесённых через бухарцев и поволжских татар, связанных с влиянием
ислама, похоронных элементов.
Из цикла семейных обрядов наряду с обрядами, связанными с рождением и
смертью, по-прежнему очень стойко сохраняются элементы свадебной
обрядности. В прошлом формами заключения браков у сибирских татар были
браки через сватовство, через добровольный уход и насильственное умыкание
невесты. Основными этапами первой формы брака были сватовство (кыс сурату),
сговор, совет (кингаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом
родителей (салом), перевоз молодой в дом мужа (куч), визит новобрачных в
дом родителей молодой (турген). Как правило, невесту для сына подыскивали
сами родители из круга семей, равных им по экономическому положению.
Существовали ограничения на браки с родственниками: такие браки считались
возможными только в третьем поколении.
Другой формой бракосочетания был уход девушки тайно от родителей в дом
своего возлюбленного, Случалось этот тогда, когда родители не были согласны
на брак.
Значительно чаще случалось бракосочетание через похищение невесты.
Причины для этого могли быть разные. Чаще всего они были связаны с
имущественным различием семей. Обычно невозможность платить калым за
невесту вызывала её похищение, которое производилось как с согласия
невесты, так и насильственным путём. Иногда родители жениха и невесты
договаривались инсценировать похищение, чтобы не платить калым, не готовить
большого приданого и заменить дорогостоящую свадьбу небольшой вечеринкой
для близких родственников. Нередко в таких случаях за невестой отряжали
специально украшенную лошадь.
Из праздников относимых к календарной обрядности отмечаются сибирскими
татарами праздники религиозного содержания (курбан байрам, ураза байрам,
маулет и т.д.), общероссийские праздники, а так же такие праздники сельских
тружеников, как день первой борозды, день животноводства, праздник урожая.
значительное распространение имеет проведение татарского народного
праздника сабантуя. наряду с традиционными видами состязаний и увеселений
таких как борьба, лазание по гладкому столбу за призом, бои на бревне с
туго набитыми мешками соломы, перетягивание друг друга за палку, появились
и новые спортивные игры и аттракционы (мото- и велогонки, метание гранат,
поднятие гирь, волейбол, футбол и др.) в быту для досуга наряду с такими
интернациональными инструментами как гармонь, у отдельных групп сибирских
татар бытовали и самобытные музыкальные инструменты, такие как комыс. игра
на комысе требовала определённого искусства.
Религиозные верования сибирских татар характеризуются сочетанием
исламских и домусульманских (языческих) явлений. По современному
вероисповеданию сибирские татары мусульмане - сунниты ханафитского мазхаба,
принятие ислама происходило с 14 – по середину 18 в (в отдельных группах
барабинских татар). Практически в каждом более или менее крупном населённом
пункте татар была устроена мечеть. правоверный мусульманин обязан совершать
ежедневную молитву (намаз) на специальном коврике, обращаясь при этом лицом
к святыням ислама.
В быту до настоящего времени исламские каноны жизни сосуществуют с
верой в необходимость оберегаться от различных злых сил. У большинства
групп сибирских татар зафиксировано поверье, что от различных невзгод
жилише оберегает прибитая у входа подкова, внутри жилище предохраняют
веточки можжевельника, острый красный перец, хозяйственные постройки и
огороды в некоторых группах сибирских татар охраняет специфический оберег –
тушка убитой сороки (саускан).
Доисламские пережитки в религиозном мировоззрении татар некоторых
районов сибири находят своё выражение в поверьях о магической силе
различных предметов – деревьев, камней и т.д. до настоящего времени у самых
различных групп сибирских татар существуют почитаемые деревья, обычно
берёза или сосна, имеющие, как правило бросающиеся в глаза особенности. то
же можно сказать и о священных камнях. Возле таких деревьев и камней татары
устраивали моления. Существовало поверье, что вокруг этих мест обитают
добрые духи, содействующие удачной охоте, избавлению от болезней и т.д. На
ветвях таких священных деревьев татары оставляли кусочки разноцветных
тканей, монеты, иногда даже драгоценности.
Этнокультурные связи сибирских татар с другими народами отчётливо
прослеживаются в их одежде и украшениях. Так, бухарский компонент ярко
выражен в наличии в мужской одежде халатов и чалмы. У сибирских татар такие
халаты среднеазиатского происхождения носили название чапан. в качестве
зимней мужской одежды использовались овчиные шубы и меховые шапки, а также
тулупы. верхнюю одежду сибирские татары подпоясывали ткаными поясами
"пильбау", и матерчатыми поясами "кур". основным типом мужских головных
уборов были различные тюбетейки. такие тюбетейки украшались вышивкой
тамбурным швом, золотным шитьём или же выполнялись из тканей с рисунком.
Комплекс женской одежды сибирских татар состоял из платьев различного
покроя, поверх которых надевали безрукавки - камзолы, украшенные нашитыми
монетами, бляхами ювелирной работы, тесьмой - позументом в различном
сочетании. Камзолы выполнялись из шелка и бархата на подкладе из набивных
тканей. В качестве тёплой женской одежды использовались бешметы, также
украшенные монетами и различными бляхами. Нашивные украшения на верхней
одежде располагались, в основном, по бортам и проймам, но могли
располагаться и в области пояса на спине. Зимой сибирские татарки носили
крытые меховые шубы. В качестве головных уборов сибирские татарки
использовали круглые шапочки типа тюбетеек, заимствованные у поволжских
татарок калваки, а также каркасный головной убор в виде налобной повязки
сарауц. Все эти головные уборы выполнялись из шёлка и бархата в сочетании с
вышивкой золотыми нитями, бисером и бусами. фрагменты таких головных уборов
можно было приобрести готовыми и использовать для изготовления их в
домашних условиях.
Украшения сибирских татарок в рассматриваемый период были, в основном,
такими же, как у казанских татарок. Материалами для украшений служили
металл, камень, ткань. Сибирско - татарские украшения носили обобщенное
название "шай", происходящий от арабско - персидского слова "шэй" (вещь,
предмет). К металлическим украшениям относились браслеты, серьги, к
украшениям из металла в сочетании с тканью относились накосники и нагрудные
украшения тушлек (см. Приложение 2).

Обувь сибирских татар делилась на кожаную и валяную. К кожаной обуви
относятся мягкие сапоги домашнего изготовления "чарык", а также кожаные
сапоги, украшенные кожаной мозаикой, которые в большом количестве
привозились из Поволжья или изготавливались в Сибири татарскими сапожниками
поволжско - приуральского происхождения.

Традиционная утварь сибирских татар была довольно разнообразной. Она
изготовлялась из дерева, бересты, металла. К деревянной утвари относились
маслобойки "кобе", ручные мельницы "кул тирмэн", совки, ступки, сита,
корыта для муки, лопаты хлебопечные, различные кадки и бочки, вёдра, колоды
для рубки мяса, рогульки для сушки посуды. Предметами домашней утвари из
бересты (туз, тус) были туесы для ягод, хранения масла, сметаны и т.д.,
короба различного назначения. Среди домашней утвари сибирских татар были и
металлические изделия. Сюда относятся сковородники, сечки, кочерги и щипцы
для углей, а также высокие медные и бронзовые кувшины среднеазиатского
происхождения для приготовления чая - танкан и умывания – кумган, медные
тазы и пр. С развитием капитализма в быт сибирских татар проникает утварь
русского крестьянского населения Сибири и современная фабричная утварь -
самовары, чайники, молочники, перечницы и т.п.
В 19 и начале 20 века сибирскими татарами в пищу употреблялись
молочные, мясные продукты, рыба, крупы, хлеб и другие виды мучной пищи, в
меньшей степени - овощи и фрукты. Большое место в рационе сибирских татар,
в особенности зимой, занимало мясо скота (баранина, говядина, конина),
которое употребляли как в свежем виде, так и и заготавливали впрок. сушёное
баранье мясо "чильга" употреблялось в качестве дорожной пищи, на охоте, во
время полевых работ. Заготавливаемая впрок некрупная рыба, например,
караси, также вялилась на солнце, нанизанная через жабры на кольцо из
ивового прута. Большим разнообразием отличались мучные блюда - они
изготавливались как из пресного, так и из кислого теста. Широко
распространены были баурсаки - круглые кусочки сдобного теста, жаренные в
масле. С конца 19 века в рацион мучных изделий сибирских татар начинают
проникать некоторые блюда казанских татар и татар-мишарей, например, чакчак
- сладкий пирог из кусочков сдобного теста, жаренных в масле и политых
мёдом.
Татарские селения в Западной Сибири можно разделить на следующие типы:
1. Прибрежный или приречный.
2. Притрактовый.
3. Приозерный.
Селения прибрежного или приречного типа располагались по берегам
Иртыша, Тобола, Туры и других рек. Обычно они состояли из двух параллельных
улиц с переулками. Прибрежные селения часто имели дуговую форму, огибая
излучину реки. Таковы в Омской области селения Речапово, Эбаргуль,
Саургачи, Сеитова, Киргап, в Новосибирской области - Юрт-Оры, Лайтамак в
Тюменской области. Прибрежный тип иногда имел лишь одну улицу с
односторонней застройкой. Притрактовые селения имели линейную форму. Обычно
они состояли из улицы с двухсторонней застройкой и были вытянуты вдоль
дороги или стояли перпендикулярно к ней, вблизи пригодного для питья
водоёма. Так расположены юрты Каскаринские и Искинские в Тюменской области.
Третий тип татарских селений включал селения, расположенные возле больших и
малых озёр. В этом типе прослеживались элементы линейной, радиальной,
квартальной, а больше всего кучевой планировки, как в д.Тармакуль.
В рассматриваемый период в селениях сибирских татар достаточно широко
были распространены землянки и полуземлянки. Крыши таких жилищ делались
земляными, стены большей частью были глинобитными или плетеными и
обмазанными глиной. Источником света в таких жилищах было волоковое окно, в
которое вставлялась рама, затянутая специально обработанным бычьим пузырём.

Глинобитные дома и дома из кирпича-сырца сибирскими татарами строились
ещё до падения сибирского ханства и технология строительства оставалась
практически неизменной вплоть до середины 19 века. Крыши таких домов
покрывались пластами дёрна и были чаще всего двускатными.

Со второй половины 19 века старые традиционные жилища у сибирских татар
начинают вытесняться жилищами, возникшими у них под влиянием русского
населения, т.е. мазаными бревенчатыми домами.

С 1880-х годов наиболее распространенной становится четырёхстенная
изба, которая сохраняла, однако, черты традиционного жилища сибирских
татар. Переходной формой от глинобитных жилищ к бревенчатым стали мазаные
бревенчатые дома с земляной крышей, как двухскатной, так и четырёхскатной.
позднее крыши таких домов стали крыть тёсом, а впоследствии перекрывать
шифером и рубероидом.
Строительным материалов для деревянных срубных домов служили сосна,
кедр. Татары лесостепных, степных и болотистых районов обычно покупали
срубы в соседних селениях на своз. Реже покупался строевой лес. Способ
рубки сруба у татар был, как и у русских, "в угол", "в круглую чашу".
Бревенчатые дома встречались с земляной, тесовой и шиферной крышей, причём
и в том, и в другом случае крыша могла быть как двухскатной, так и
четырёхскатной. Достаточно часто в селениях сибирских татар встречались
двухэтажные дома.
Пространство усадьбы сибирскими татарами обносилось забором из
различных материалов, зависящих от степени зажиточности семьи. Непременным
атрибутом были ворота, причём нередко конструкция была очень простой и
состояла из двух вертикально поставленных брёвен и поперечины. Верхняя
часть ворот иногда была дощатой и украшалась накладной пропильной резьбой.
Таким же образом украшалась и верхняя часть калиток. Орнаментация ворот и
калиток накладной пропильной резьбой в татарских селениях появляется только
в конце 19 века, в основном, под влиянием русского населения. Орнамент на
таких ворота носил чаще всего солярный характер. Заборы делались как из
жердей, так были плетёными и дощатыми. Запирались калитки на задвижки
различных конструкций.
Для наиболее старых жилых домов в селениях сибирских татар характерно
практически полное отсутствие орнаментации наличников и фронтонов домов. С
конца 19 века появляются наличники, украшенные резьбой, но без ставней.
Появление ставней относится к более позднему времени, причём ставни в
основной своей массе были филенчатыми, практически без резных украшений.
С давних времён непременным атрибутом жилищ сибирских татар были печи -
как хлебопечные, так и отопительные. В последнее время наиболее
распространены отопительные печи, совмещённые с плитой для приготовления
пищи. Иногда рядом с такой печь складывается временная печь для
приготовления пищи в летнее время. Дымоход такой печи выводится в дымоход
основной печи. Неотъемлемой частью интерьера жилищ сибирских были низкие
круглые и четырёхугольные обеденные столы. Такие столы в домах сибирских
татар старшего поколения встречаются и в настоящее время. Для сидения
использовались различные скамейки и стулья. Часть одежды хранилась в
сундуках, мелкие предметы - в шкатулках. Постельные принадлежности, в том
числе и одеяла в дневное время укладывались в свернутом виде на сундуках в
парадном углу. Стены украшались коврами, полы застилались половиками.
Истоки материальной культуры сибирских татар, и планировки усадеб в
частности, ещё недостаточно изучены. Но, тем не менее, необходимо отметить,
что в средневековье - новое время усадьбы в современном виде у сибирских
татар, видимо, не существовало. Усадьба европейской планировки появляется у
аборигенов сибири в 19 - начале 20 вв. В настоящее время двор сибирских
татар состоит из группы хозяйственных сооружений, сконцентрированных вокруг
жилища, вся территория двора окружена забором из досок, жердей или плетнём,
и огорода, на котором выращиваются различные сельскохозяйственные культуры.
Среди таких построек можно назвать различного рода амбары, хлевы, бани,
туалеты, летние печи, навесы, загоны, колодцы землянки и полуземлянки и
т.д.
Сараи в хозяйствах сибирских татар сооружались для разнообразных целей
- как амбары (для хранения продуктов, сена и т.д.), хлевы (оран, кура) для
зимнего содержания мелкого и крупного скота, куриц и т.д. Для сибирских
татар характерно строительство таких сооружений из глины плетня, жердей и
брёвен.
Навесы и загоны в усадьбах сибирских татар использовались для
содержания крупного и мелкого скота летом весной и осенью, под навесами,
кроме того, хранилась различная утварь и средства передвижения (телеги и
сани). Обычно загоны расположены на самых задах усадьбы, а навесы могут
располагаться вблизи жилища.
Одним из специфических элементов усадьбы сибирских татар являются
хозяйственные сооружения целиком или частично погружённые в землю - купка.
Сейчас в научной литературе преобладает точка зрения о том, что такие
постройки повторяют форму жилых сооружений, используемых населением сибири
в средневековье - новое время. В настоящее время некоторые из таких
сооружений используются как хлев для зимнего содержания мелкого или
небольшого количества голов крупного скота, либо как курятники.

Появление бань (мунца, мунча) у сибирских татар напрямую связано с
переселенцами из европейской части России. Наиболее ранним типом таких
сооружений видимо, можно считать бани по-чёрному. Исходя из материала,
используемого при строительстве, отметим мазаные бани и бани из брёвен.

Появление туалета, как и бань, на усадьбе возможно связано с принятием
ислама, одной из установок которого является требование чистоты, как при
молитвах так и в быту. По характеру используемого для их сооружения
материала можно выделить туалеты из плетня и брёвен.
Также строились летние печи. Назначение летних печей - приготовление
пищи в тёплое время и (или) выпечка хлеба. Традиционная конструкция такой
печи - жерди поставленные вертикально в форме квадрата или круга,
обмазанные глиной. Современные летние печи обычно целиком изготовлены из
сырцовых, или обычных заводских кирпичей, имеют глинобитную топку, над
которой размещены металлическая плита для установки посуды, ранее же прямо
в топку печи устанавливался чугунный котёл. Такая печь называлась казанлык
(касанлык). Часто печь установливали на деревянное основание, раньше это
мог быть деревянный сруб из 2-3-х венцов, перекрытых досками, сейчас
помосты делают самые разнообразные.
Способы постройки хозяйственных и жилых сооружений у сибирских татар
различны для глинобитных, мазаных, плетёных, сооружений из жердей и брёвен.
Например, строительство хлева из плетёных стен с земляной крышей
предусматривает заготовку дёрна для крыши, заготовку сучков для стен. При
строительстве опорные столбы сначала оплетаются, а затем перекрываются
крышей. Для изготовления глинобитных сооружений использовали молот для
набивания глины. Строительство сооружений из жердей требовало совершенно
других приёмов.

К средствам передвижения татар относились: сани, телеги, конская
упряжь, лыжи, лодки.

На первом плане в 19 - начале 20 в. В системе передвижения сибирских
татар находился санный и тележный транспорт (сани - розвальни, кошевые,
четырехколесные телеги и двухколесные таратайки), кроме того, для
перемещения небольших грузов в личном хозяй-стве и на охоте зимой широко
использовались нарты (цанак, чаганак) и небольшие санки. Сани и телеги
современного типа были заимствованы у русских, хотя колесная повозка типа
арбы была известна сибирским татарам с давних времен.
Традиционно конскую упряжь подразделяют на верховую и грузовую.
Грузовая конская упряжь аналогична используемой русским населением и
состоит из оглоблей, дуги, хомута со шлеёй, вожжей, седёлки с подпругой,
узды. Верховая упряжь несомненно более древняя, состоит из узды (иногда с
поводом - чёмбуром), седла и стремян и т.д. До настоящего времени сибирские
татары отличные наездники.
Традиционное средство передвижения сибирских татар. Раньше (вплоть до
второй половины 18 в.) Они совершали на лыжах и военные походы. Скользящие
лыжи сибирских татар (цанга, чанга) делились на подволоки (подшитые мехом)
- для передвижения зимой по глубокому рыхлому снегу и голицы - для хождении
весной по твердому насту.
Подшитые лыжи изготавливали чаще всего из осины и березы, а также из
сосны, ели, кедра и черемухового ствола. Материалом для покрытия скользящей
части служили лосиные, лошадиные и оленьи камусы; иногда лыжи подшивали
собачьими шкурами. У томских и барабинских татар в прошлом бытовали широкие
подшитые лыжи с выгибом под ступательной площадкой, острым носком и менее
острым задником. Отличительной чертой таких лыж являлся снеговой мешок
(часто тканевый) на месте ступательной площадки, в который вставлялась
нога, а мешок завязывался вокруг неё вверху. Голицы у сибирских татар были
распространены разных типов - прямые с бортиками по краям ступательной
части, лыжи с приподнятой ступательной площадкой и др. Помогали себе при
хождении на лыжах специальными палками.
Среди всех групп сибирских татар были распространены долблёные лодки
(кама, кеме, кима) остроконечного типа, изготовлявшиеся из осины, реже из
тополя. Нередко для увеличения грузоподъемности к долбленке прикрепляли
набойки (бортовые доски). Во многих татарских хозяйствах имелись дощатые
лодки русского типа. Такие лодки активно используются в хозяйствах
сибирских татар и в настоящее время. Для передвижения на лодках применяют
шесты (на мелководье) и вёсла (на глубине).
Сибирские татары занимались земледелием еще до присоединения Западной
Сибири к русскому государству. В большинстве районов земледелие было
мотыжным и характеризовалось небольшим составом культур - ячмень, полба,
овес. Но и во второй половине XIX - начале XX в. Земледелие у татар Сибири
находилось на низком уровне. Небольшое количество сельскохозяйственных
культур (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо), примитивные
сельскохозяйственные орудия, небольшие пахотные участки (две трети хозяйств
имели менее 10 десятин пашни), преобладание трехпольной системы
севооборота, отсутствие практики удобрения пашен - все это обусловливало
низкие урожаи, которые часто не обеспечивали потребности семьи в хлебе до
нового урожая. Огородничеством сибирские татар начали заниматься поздно -
лишь в середине XX в. При этом для прополки использовались специальные
орудия.
Основными пахотными орудиями в хозяйствах сибирских татар были
заимствованная у русских крестьян простая одноконная деревянная соха с
железным сошником, позднее – одноконный плуг. В качестве
сельскохозяйственных орудий использовались серпы, косы-литовки, цеп,
деревянные вилы, грабли и лопаты. Сжатые хлеба вязали в снопы, а те
складывали в копны и позднее скирдовали. После просушки снопы перевозили на
ток. Для очистки намолоченного зерна пользовались деревянными лопатами, а
для сгребания - специальными приспособлениями.
В связи с обилием рыбы рыболовство было прибыльным занятием для многих
групп сибирских татар. Большую часть рыбы продавали зимой в мороженом виде
на городских базарах и ярмарках. Эуштинцы продавали рыбу и летом в Томске,
перевозя ее в живом виде в специально оборудованных для этого больших
лодках с решетками. Рыболовством татары занимались и на речках, и на
озерах. Ловили щуку, хариуса, карася, окуня, линя, чебака, язя, налима,
муксуна, тайменя, нельму, осетра, стерлядь и др. Особенно существенное
значение рыболовство имело у барабинских и тюменских татар в селениях,
расположенных в полосе крупных озер, где рыбу ловили большими артелями. При
этом в местах ловли рыбы сооружались рыболовные землянки.
Основными орудиями лова служили сети (ау), сетевые запоры и неводы (ау,
алым, елым), кривды (куру), которые татары иногда плели из покупных ниток.
Неводы делились по своему назначению на язевый (опта ау), сырковый (йешть
ау), карасевый (йазы балык ау), муксуновый (чрынды ау). Ловили рыбу и
удочками (кармак, лец), переметами, «дорожками». Широко были распространены
орудия лова корзиночного типа: морды (суган, суген), верши и корчажки.
Использовали также фитили и бредни. Крупную рыбу ловили ночью при свете
факелов острогой из трех-пяти зубьев (сапак, цак-цы). Широко так же было
распространено запорное рыболовство с использованием котцов(езе) и сложных
запорных сооружений (туан), основным элементом которых являлась земляная
дамба (пьеу, йерь бийеу). Собравшуюся в котле рыбу вычерпывали сачками и
черпаками.
Доля охоты в структуре традиционных промыслов к концу XIX в.
Существенно сократилась и уже не являлась главным промыслом для всех
сибирских татар. В некоторых селениях охотой уже совсем не занимались, в
отдельных селениях было по несколько охотников - промысловиков. В тайге они
добывали лисицу, колонка, горностая, белку, зайца. Охотились также на
волков, лосей, косуль, рысей и медведей. Летом добывали кротов. Обилие дичи
способствовало сохранению охоты на диких гусей, уток, куропаток, рябчиков,
глухарей.
При охоте применялись ружья и покупные железные капканы и манки. При
охоте на волков татары употребляли чекмеры - дубинки из дерева с утолщенным
концом, обитым железной пластиной. Волков ловили также западнями. Иногда
охотники пользовались длинными ножами (клинками). Есть сведения, что в
некоторых группах сибирских татар для охоты на водоплавающую птицу и мелких
пушных зверей использовались луки с тупыми стрелами. На колонка, горностая
и глухаря ставили самодельные деревянные ловушки (кулемки), приманкой в
которых служили рыба, мясо и т.д., ловушки давящего типа (пасмак).
Использовались при охоте также черканы (чирканы) и самострелы, ставили
разнообразные волосяные петли и силки (тозок, тосок, кыл). Устанавливая
капканы зимой, охотник заметал свои следы метёлкой. Охота была пешей (зимой
пользовались лыжами), при проверке капканов и ловушек в некоторых местах
ездили на лошадях. Почти все охотники имели собак. Охотники - промысловики
жили в сезон охоты в охотничьих избушках или землянках, шкуру добытого
зверя сушили, растянув на стенах жилищ или хозяйственных построек.
Традиционным занятием для сибирских татар была обработка дерева и
изготовление из него различных изделий. Основным инструментом для этого
служило тесло. Среди всех групп сибирских татар встречались специалисты по
изготовлению долбленых лодок из цельного дерева, выгибанию лыж и коромысел
, а также плетением коробов для саней и телег.
Сибирские татары владели технологией обработки волокна как
растительного (лён, конопля), так и животного (шерсть) происхождения.
Культура прядения льна на волокно сибирским татарам стала широко известна
лишь с начала 19 века от татар - переселенцев с Поволжья и Приуралья; до
этого основным растительным волокном для изготовления тканей была конопля
(киндер). Шерсть использовали преимущественно овечью, иногда козий пух.
Для подготовки волокна к прядению использовали чесала, затем волокно
пряли на различного вида прялках, в т.ч. Корневых и самопрялках. Затем
приступали собственно к тканью на ткацких станках "турап урыны",
непременной деталью которых было бердо, часто орнаментированные. Ткани
выполнялись, в основном, простым полотняным переплетением и использовались
для изготовления одежды, предметов внутреннего убранства жилища и пр.
В целом, хозяйственные взаимоотношения татар и русских в годы массового
переселения последних развивались благоприятно и осуществлялись в различных
формах. Русские никогда не селились в татарские деревни, а основывали свои
поселения. В настоящее время отмечается чересполосное с русскими расселение
татарского населения.
2. ЖИЗНЬ КАЗАХОВ.

Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В
числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усуней, племена
государственного объединения Кангюй, живших в различных районах Казахстана
и Средней Азии еще до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее
участие аланы первых веков н. э., выходцы с Алтая — тюргеши, теле и другие
племена времен тюркских каганатов (VI—VII вв.), племена огузов (IX—X вв.),
кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Последние играли особо важную роль в
формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских
языков.
До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что первые
казахские группы появились в Сибири в XVIII веке. Действительно, в основном
сибирская территория стала заселяться казахами с XVIII века, даже со второй
его половины. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири
имеют все же более древнюю историю.
Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с
мусульманским войском в период религиозной войны в 1394—1395 годах.
Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена
Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения «узбеков» (кочевников,
объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там
своего ставленника и владел областью Тара. Ученые Казахстана предполагают,
что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) в XV—XVI веках
очутилась в Сибири. Существует изложенная в легенде версия, что отцом
родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый
Чингисханом. В первой половине XVI века кочевья казахского хана Тугума
находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее
вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века
среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились
к Абулхаиру. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в
бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и
казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о
завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды
царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...». В составе этих
воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями —
ногайцами — Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические
отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны Русских с Кучумом
казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и
принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума
в этот период находились также и воины казахи.
После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел
Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним
находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими
людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав
казахов.
В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами
Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи,
оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые
центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у
казахов скот.
Но с начала XVII века экономические и политические связи России с
казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и
Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние
заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола.
К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический
характер. Войны между калмыками и казахами отодвинули последних с сибирских
территорий.
В результате этих событий связи казахов с Сибирью ослабли, но совсем
все же не прекратились. Казахи появлялись в отдельные периоды на сибирских
землях, совершали, в частности, походы в Барабинскую степь. В 1690 году они
вместе с каракалпаками были в районе Тарханского острова Тюменского округа.
Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи
совершали походы и далее на восток — в Тобольский и Тарский уезды.
В то же время поражения от джунгарских (западные монголы) войск
приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период
продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов
стала переселяться на север уже не с захватническими целями, а под защиту
Русского государства. В начале XVIII века они были замечены по р. Ишим в
Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили
южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. Но
было их немного.
Часть казахов проникала в Сибирь в это время в составе бухарцев,
которых вместе с ними образовывали узбеки, таджики, уйгуры. Интересно, что
в целом казахов (подразумеваются различные слои населения, от зажиточных
скотоводов и частично теленгутов — служилых людей — до бедных казахов)
называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение
казахов в состав сибирских бухарцев — социальный термин мог затем
переосмыслиться как этническое самоназвание.
В 1741—1742 годах казахи испытали новое вторжение тарских феодалов на
территорию Среднего и Младшего жузов. Набеги калмыков повторялись вплоть до
прекращения существования Джунгарии как государства в 1758 году. Часть
казахов по-прежнему бежала от грабежей джунгаров и от разорения хивинскими
феодалами к русским границам.
В этих условиях и происходило добровольное присоединение Казахстана к
России. В 1716 году казахи ханов Каипа и Абулхаиоа обратились к России с
пожеланиями жить с русскими в мире и просили покровительства. Через десять
лет казахи Младшего жуча снова обратились к России с просьбой принять
их в подданство. В 1731 году их прошение было удовлетворено. Помимо
большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России
присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В
1740 году подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В
начале 40-х годов XVIII века начался процесс присоединения и казахского
населения Среднего Жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX
века.
После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и
развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов
в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры,
что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с
целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить
миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать
переходить эту линию.
С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских
казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782
году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором
оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль
Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об
отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается
целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был «Устав о
сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах тогда казахи значились
киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками.
В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в
Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов,
живших в Тобольской и Томской губерниях а также на землях русских казачьих
отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления
сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской
области, и их стали называть сибирскими киргизами. Северными соседями
казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные
отношения.
В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские,
направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и
крепости. Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в
основном временно, на период найма на сезонные работы. Но некоторые
казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на
службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В
Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их
держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно
в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно
оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии
начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о
поселении киргиз вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии
числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 —
в Ишимском и 82 — в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только
осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи,
временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих
кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году
составила по Омскому округу 1622 человека.
Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири
охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он
характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за
казахами, установлением административно-территориальных единиц с
ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно-
культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет
численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы
их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний.
Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к
1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение
русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным
образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель,
находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное
влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев
привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их
на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще
на несколько десятков лет. В 1897 году на Западно-Сибирской равнине
насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском
округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в
Тарском округе Тобольской губернии.
Омская исследовательница О. М. Бронникова выделяет три периода в
расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период,
начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время
усилились миграционные процессы среди казахов. Фактически к 1928 году
сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни.
Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует
жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично
стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого
хозяйства.
Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, прежде всего, с
изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель.
Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению
формирования современного национального состава в данном регионе. Этот
период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением
казахов среди русских, украинских и немецких селений.
В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в
юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5%
населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях
сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди
окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и
татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске.
Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их
многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада,
возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а
также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами,
способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа
— омских казахов. Особенностью группового этнического самосознания казахов
Западно-Сибирской равнины является то, что, оно не оформлялись в единый
этноним. Некоторые казахи называли себя «сыбьф казак», «омбы казак».
Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с
казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской,
Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня,
прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик
приглашают друг друга на праздники, на свадьбы.
Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между
казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают
однонациональные браки преимущественно внутри области.
Другое направление связей приводит нас к татарам. Татары до революции
нередко назначались муллами к казахам. Тесные связи у последних были,
прежде всего, с тюменскими и барабинскими татарами. Но как соседи,
расселяясь по рекам Ишиму и Тоболу, контактировали они и с тарскими, и с
курдакско-саргатскими, и с тобольскими татарами. Омские татары нередко
покупали у них лошадей, а некоторые вместе с казахами в XIX — начале XX
века работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов.
Третье направление этнических контактов казахов связано с русскими.
Прочный характер оно принимает со второй половин, XVIII века и особенно в
XIX—XX веках. До революции постепенно возрастал объем торговых связей между
ними, имевших место еще в XVII веке. Они осуществлялись в XVIII — начале
XX века на рынках Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а
также в других городах и крупных русских станицах и деревнях. Те казахи,
которые в XIX веке сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались
со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты
с русскими. Занятия казахов извозом в XIX — начале XX века также
способствовали расширению взаимоотношений их и русских.
В XVIII — первой четверти XIX века часть казахов находилась на
положении дворовых в домах зажиточных русских. Только в 1825 году была
запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для освобождения
купленных прежде. С середины XIX века возросло знание русского языка, среди
казахов шире распространилось двуязычие. В 1852 году в военно-
статистическом обозрении Киргизской степи Западной Сибири отмечалось, что
«султаны и почетные баи пытаются выучить детей своих грамоте не только на
киргизском (казахском), но и на руском языке». По данным 1897 года, среди
казахов Тобольской губернии 7309 человек называли родным казахский, 206
человек — татарский и 31 человек — русский язык. И хотя последняя цифра
кажется незначительной, она свидетельствует об имевших место процесах
этнического сближения казахов и русских еще до революции.
В XX веке, особенно начиная с 1920-х годов, ослабло влияние разделяющих
эти два народа факторов национальной и религиозной разобщенности. Казахи и
русские постоянно контактируют друг с другом, а некоторые заключают и
брачные союзы между собой.
В целом значение национальной принадлежности при вступлении в брак для
сельских казахов велико: предпочтение отдается людям своей национальности.
И это является показателем устойчивости группы сибирских казахов в
национально смешанной среде.
Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество казахов проживает
в Омске. С самого начала своего возникновения этот город тесным образом был
связан со скотоводами степей. в 1897 году первой Всероссийской переписью
населения в Омске зафиксировано 37,4 тысячи человек, из них 505 казахов. А
во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов.
В период после Октябрьской революции, раскрепостившей народы нашей
страны от национального гнета царской России, казахское население в Омске
стало увеличиваться. В 1920 году. Правда, их было по-прежнему еще немного —
514 человек. Среди них было зафиксировано уже 125 грамотных казахов. В 1959
году в Омске проживали 4832 человека казахской национальности, в 1970 году
—8999, в 1979 году —16573 и в 1989 году —28400. При этом живут казахи во
всех семи районах города — в 1979 году больше всего их было в Кировском
районе (4476 человек) и меньше всего в Советском районе (826 человек).
Относящиеся к территории нынешнего Павлоградского района аулы Састамар,
Кайдаул, Байдалин, Иргибай, Амре, Саттыбай составляли род Керей. Аулы,
располагавшиеся на теперешней территории Степного совхоза, входили в род
Кыпчак. Население из аулов, что были возле Тихорецка (Карабейсен, Байтука,
Сал-хан, Ульмисек, а также аул Кирибай), составляло род Уак. Особняком
выделялись аулы Исенгельды, Токтаул, Шишокпай, Бай-чукжа, Укуган, Джалашан,
которые составляли род Байкугур. Из всех этих поселений осталось только
три: Байдалин — в Таврическом районе, Кирибай и Кайдаул — в Павлоградском.
Произошло смешение родов, многие семьи казахов расселились среди русских и
украинских поселений, отдельные местом жительства избрали районные центры и
города.
В памяти казахского народа хранится много легенд, преданий, сказаний,
очень интересных по своему содержанию. Народ помнит имена многих своих
легендарных героев, таких, как Жаубасар, Карокирей, Кабанбай, Канжиган,
Бугенбай и др.
Постоянных поселений тогда не было. Условия кочевой жизни диктовали
свои законы. Скот содержался круглый год на подножном корме. Построек для
скота не делали, сена на зиму не заготавливали. Животные зимой сами
добывали себе корм, разгребая снег копытами. Вначале проходили лошади и
верблюды (их было много), за ними шел крупнорогатый скот, а потом — овцы и
козы. Трава вырастала обильная и высокая, и вся оставалась на корню.
Упругий ковыль не давал уплотняться снегу, а сравнительно частые колки
служили защитой животным от холодных сибирских ветров. Чтобы прокормить
скот, необходимо было селиться в одном месте неско

Новинки рефератов ::

Реферат: Облік готової продукції (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Особенности регионарного кровообращения (Биология)


Реферат: Гражданское право (общая часть) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Технология транспортного производства (Контрольная) (Технология)


Реферат: История музыки (Музыка)


Реферат: Махно (История)


Реферат: Физика за 9 класс (Физика)


Реферат: Бизнес-план (Менеджмент)


Реферат: Специфика маркетинга в лесном хозяйстве (Маркетинг)


Реферат: Влияние температуры и коррозионно-активной среды на свойства металлов под напряжением при статических и циклических нагружениях (Технология)


Реферат: Проведение аудита и расчет НДС по ПО "Октябрь" (Аудит)


Реферат: Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции (Международные отношения)


Реферат: Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы (Педагогика)


Реферат: Конституцiя Украiни - фундамент подальшоi розбудови правовоi держави (Право)


Реферат: Николай Рубцов (Литература : русская)


Реферат: Вопросы и ответы по политологии (Политология)


Реферат: Новая и новейшая история религия (Религия)


Реферат: Совершенствования технологических процессов переработки зерна в муку и крупу (Технология)


Реферат: Учет и ревизия основных средств (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист