GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Боги древней Греции (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Боги древней Греции (Искусство и культура)



Приднестровский Государственно-Корпоративный Университет
им. Т. Г .Шевченко

Кафедра всеобщей истории



Реферат
по истории мировой и отечественной культуры
Тема:



БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



Студент II курса
Физико-математического факультета
дневное обучение
204 группа
Коваленко Олег Сергеевич


Рецензент
Хохлов Владимир Алексеевич



Тирасполь 1996
© Crazy Soft, Inc.
~2~

План:
Введение

I. Происхождение мира и богов
II. БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Заключение

Список использованной литературы



~3~

введение

При рассмотрении Греческой мифологии в развитии в пределах каждого
отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются остатки прежних времен,
которые существуют с ферментом нового, возникающего в сюжете мифа.
В мифологии Олимпийского периода, связанного с переходом к патриархату,
появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами,
некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и
всемогущей природой.
В место мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог
Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная
община водворяется теперь на небо или, что то же самое, на горе Олимп. Зевс
сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, циклопов,
Тифона и гигантов и заточает их под Землю, в Татар. Появляются боги нового
типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа
богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера стала
покровительницей браков и монограммой семьи, Деметра - культурного
земледелия, Афина-Паллада - честной, открытой и организованной войны,
Афродита - богиней любви и красоты, Гестия - богиней домашнего очага.
Ремесло также обрело своего покровителя, а именно - Гефеста.
Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более
уверенно ориентироваться в ней, находить в ней красоту, использовать
природу для своих надобностей.
Всем правит Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он
сам был ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества,
к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и
молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса.
Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для
каких целей пользуется он своими силами.



I. Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный, Хаос. В нем
заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса- весь мир и
бессмертные боги. Из Хаоса и произошла и богиня


~4~


Земля- Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет
и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас
необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар-
ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все
оживляющая Любовь- Эрос. Безграничный Хаос породил вечный мрак- Эреб и
темную Ночь- Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет- Эфир и
радостный светлый День- Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг
друга Ночь и День.
Могучая, благородная Земля породила беспредельное голубое Небо- Урана, и
раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Уран- Небо- воцарился в мире. Он взял себе в жены благородную Землю. Шесть
сыновей и шесть дочерей- могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их
сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет
все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь- Океанид. Титан
же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце- Гелиоса, Луну- Селену и
румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды,
которые горят на вечном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей,
восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий
обильные дождем тучи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов-
циклопов с одним глазом во лбу- и трех громадных, как горы,
пятидесятиголовых великанов- сторуких (гекатонхейров), названных так
потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не
может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел их Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил
он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их
Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей
своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись
поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон (Крон-
всепоглощающее время: хронос-время), хитростью низверг своего отца и отнял
у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната-
смерть, Эриду- раздор, Апату- обман, Кер- уничтожение, Гипнос- сон с роем
мрачных тяжелых видений, не знающих пощады Немесиду- отмщение за
преступления- и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье
внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.


~5~


II. БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Зевс

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся,
что и против него восстанут его дети и обрекут его на ту же учесть, на
какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить
ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея,
видя судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру,
Аида (Гадеса) и Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителей,
Урана- Неба и Геи- Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой
пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого
отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в
пеленки. Крон не подозревал, что он обманут.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького
Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили
мед Зевсу со склонов горы Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакал,
юные куреты, охранявшие пещеру, ударяли в щиты мечами, чтобы не услыхал его
плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер. (Куреты-
полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите
жрецов Зевса и Реи.)
Зевс свергает Крона.
Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть
на свет проглоченных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих
детей- богов. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе.
На их сторону стали и некоторые титаны. А первым- титан Океан и дочь его
Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-
олимпийцев. Могучи и грозны их противники. Но Зевсу на помощь пришли
циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их Зевс метал в титанов. Борьба
длилась десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону.
Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-
гекатонхейров и призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли
они из


~6~


недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в
титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к
Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже
Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные
молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря
кипели, дым смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены.
Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У
медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие великаны-
гекатонхейры, чтобы не вырвались на свободу из Тартара могучие титаны.
Власть титанов в мире миновала.
Но не окончилась этим борьба. Гея- Земля разгневалась на олимпийца Зевса
за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она
вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоглавое
чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из
недр земли. Диким воем всколыхал он воздух. Лай собак, человеческие
голоса, рев разъяренного быка, рыкание льва слышались в этом вое. Бурное
пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжелыми шагами.
Боги содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на Тифона Зевс-громовержец, и
начался бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздавались раскаты
грома. Земля и небесный свод сотрясались до основания. Ярким пламенем
вспыхнула земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного
приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы- молнии громовержца
Зевса; казалось, что от их огня горят даже воздух и темные грозовые тучи.
Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю. От тела его
исходим такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и
низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон
богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной,
полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфо, адского пса Кербера
(Цербера), лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.
Победители боги- олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться
их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из
них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон- море, а Аид- подземное
царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили
сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми царит
повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.


~7~

Гера

Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и
нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство
и благословляет мать во время рождения ребенка.
После того как Геру, и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный
Зевсом Крон, мать Геры Рея отнесла ее на край земли к седому Океану; там
воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое.
Громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили
свадьбу Зевса и Геры. Ирида и Хартии облекли Геру в роскошные одежды, и она
сияла своей величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом
троне рядом с Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня
Земля- Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми
плодами. Все в природе славило Геру и Зевса.
Гера царит на высоком Олимпе. Повиливает она, как и муж ее Зевс, громами и
молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки
подымает она грозные бури.
Прекрасна Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под винца ее ниспадают волной
дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Часто возражает
Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и
грозит жене наказаниями. Умолкает Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как
сковал ее Зевс золотыми цепями, повесил между небом и землей, привязав к ее
ногам две тяжелые наковальни, и подверг бичеванию.
Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в
длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной
двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница,
из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание
разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред
ней, великой царицей Олимпа.


Царство мрачного Аида

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Никогда не
проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности
земли в печальное царство Аида. Мрачные реки


~8~

текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами
которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями,
полными печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие
забвение всего земного воды реки Леты (Отсюда выражение “кануло в Лету”,
т.е. забыто навсегда.). По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными
цветами асфодела(дикий тюльпан), носятся бесплотные легкие тени умерших.
Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо
раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев,
гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали.
Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи,
сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет
через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко
солнце жизни.
Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой
Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии (в переводе на
русский “гневные”). Грозные, с бичами и змеями, преследуют они преступника;
не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызения совести; нигде нельзя
скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи
царства умерших- Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с
мечем в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным
холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы
срезать своим мечем прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с
Танатом и мрачные Керы.
На крыльях носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как
один за другим падают сраженные воины; своими кроваво-красными губами
припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из
тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно
носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога
снотворный напиток.
Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки
и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противится
ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос
смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги,
дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных,



~9~


гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они
вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме Ужасное приведение
Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в
уединенное место, оно выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тело.
Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых
матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми
приведениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три
головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам у
могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками
(чудовищные собаки с берегов подземной реки Стикс). Она посылает ужасы и
тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в
колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех,
которые чтят ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в
жертву собак.
Ужасно царство Аида и ненавистно оно людям.
Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они
много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более
значительную роль.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса,
колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря
послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в
глубине моря, живет Посейдон и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь
морского вещего старца Нерея, которую похитил Посейдон у ее отца. Он увидал
однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу
острова Наксос. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее
на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит
на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти
прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу
поместил Посейдон дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у
Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном царстве.
Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает
Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым
звуком своей трубы из раковины

~10~


вызывающий грозные бури. Среди божеств и прекрасные сестры Амфитриты,
нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице,
запряженной дивными конями, мчится по морю, расступаются вечно шумящие
волны. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется Посейдон по безбрежному
морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и
теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным
трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми
гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются с шумом морские валы
о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец
над волнами- они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно,
как зеркало, и чуть слышно плещется у берега- синее, беспредельное.
Среди божеств, окружающих Посейдона, вещий мокрой старей Нерей, ведающий
все сокровенный тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду
открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец.
Среди божеств моря- старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и
превращается, по желанию, в различных животных и чудовищ.
Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть
им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли
Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром
прорицателя.
Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы
людям. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними
великий брат Зевса Посейдон.

Афина-Паллада

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовер-жец знал, что
у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума
и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис
свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался Зевс.
Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла на
свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В
полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед
изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла Афина своим сверкаюшим
копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого
основания потряс Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она


~11~


перед богами. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной
небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца Зевса
любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую
воительницу Афину-Палладу.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во
время опасности. Она хранит города, крепости и их стены, дает мудрость и
знание, учит людей искусствам и ремеслам. Девушки Греции чтят Афину за то,
что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти
Афину в искусстве ткань. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом,
знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом
искусстве.
Афина - одна из наиболее почитаемых богинь Греции, играла большую роль в
греческом народном эпосе, Афина - хранительница городов. В гомеровской Трое
была статуя Афины, якобы упавшая с неба, - так называемый палладиум;
считалось, что она охраняет Трою. С ростом греческой культуры Афина стала
покровительницей науки.


Ночь, Луна, Заря и Солнце

Медленно едет по небу в колеснице, запряженной черными конями, богиня Ночь
- Нюкта. Своим темным покровом закрыла она землю. Тьма окутала все кругом.
Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю неверный,
мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея. Много их, они
усеяли все ночное темное небо. Вот как-бы легкая зарево показалось на
Востоке. Разгорается оно все сильнее. Это восходит на небо богиня Луна -
Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно,
величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны
на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая все
серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в
глубокий грот горы Латма в Карии.
Все ближе утро. Богиня Луна уже давно спустилась с небосвода. Чуть
посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари Эос - Форос -
утренняя звезда. Подул легкий ветерок. Все ярче загорается восток. Вот
открыла богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог
Солнце - Гелиос. В ярко-шафранной одежде, на розовых крыльях взлетает
богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из
золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими,
как алмазы, каплями. Благоухает


~12~


все на земле, всюду курятся ароматы. Проснувшаяся земля радостно
приветствует бога Солнце - Гелиоса.
Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице,
которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней. Верхи гор
озаряют лучи восходящего солнца, и кажется, что они залиты огнем. Звезды
бегут с небосклона при виде бога Солнца и одна за другой скрываются в лоне
темной ночи. Все выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в
длинной сверкающей одежде едет по небу и льет живительные лучи на землю,
дает ей свет, тепло и жизнь.
Совершив свой дневной путь, бог Солнце спускается к священным водам
Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в
страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там
отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.


Заключение

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и
супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и
златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три
прекрасные оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата
густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые
чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и
льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса;
вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают
они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима,
радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают
печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом.
Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо- спокойным
сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У
трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса, крылатая богиня
победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит
свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа.
Когда, блистая своей красой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный
зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к
золотому трону и садится рядом с Зевсом.

~13~


Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида,
всегда готовая нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли
исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец
Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар- пишу и
напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами.
Взявшись за руки, водят хороводы, а боги любуются их легкими движениями и
дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих
пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и
законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь
и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде
дары добра, в другом- зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает
людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из
сосуда со злом. Горе и тому , кто нарушает установленный Зевсом порядок на
земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые
брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно
поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском;
взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет
пламенная молния и сотрясется высокий Олимп. У трона Зевса стоит хранящая
законы богиня Фемида. Она созывает, по велению громовержца, собрание богов
на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушился
порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за
правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему,
что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ - защитница правды
и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей
определяют неумолимые богини судьбы- Мойры, живущие на Олимпе. Судьба
самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому
не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая
могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и
смертным. Одни Мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить
человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить- и кончится жизнь. Мойра
Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни.
Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья
мойра, Атропос, все, что назначили человеку ее сестры, заносит в длинный



~14~


свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие,
суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы - это Тюхэ, богиня счастья и
благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком
которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек,
который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко
это бывает и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня
Тюхэ, только что дававшая ему свои лары! Так царит окруженный сонмом богов
на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.



~15~

Список использованной литературы

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1992

Легенды и мифы Древнего Рима и Древней Греции. Кишинев, 1994




Реферат на тему: Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы
Доклад:

“Богоматерь Донская” (ГТГ). Интерпретация темы “Богоматери Елеусы”.


К ... добрым гениям России, ее великим
возродителям и возбудителям должен быть
отнесен и знаменитый художник Феофан Грек,
прибывший в Россию в третьей
четверти ХIV века и составивший в истории
русской живописи целую эпоху.[1]

“Богоматерь Донская” (ГТГ). Интерпретация темы “Богоматери Елеусы”.


1 Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции:

Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы
располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на
руках, нежно рижавшимся к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах
взаимного ласкания - распространенный в византийском искусстве тип
изображения - по-гречески называлось “Елеуса”, а по- русски
обозначалось как “Умиление”. Как и всегда, с раннехристианских времен,
Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ - мафорий - одежду
замужних палестинских женщин, а на мафории - звезды, знаки ее
девства, чудесно сохраненного “до рождества, в рождестве и по
рождестве”.
Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии
соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами
древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии “ лик был смуглый и
овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме
плодов миндаля и руци тонкостью источены”. Но эти благородные, всегда
узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то невиданную,
одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима
от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым
исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти
не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное
великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и
горестям людским. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко
склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в
жесте моления.
Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери
Елеусы и всей богородичной иконографии. “ ... Одна из тем византийского
искусства 11-12 веков - тема божественной любви, выражаемой в формах
человеческой...
В культуре конца XI-XII вв. “страстная” тема, тема любви приобрели
особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской
полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип,
как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте
новой “драматической” литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее
образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими
элементами? прежде всего с изображением лобзания - “Сретение” и
“Оплакивание”.
... На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае “Богоматерь и
пророки”, “Богоматерь влахернская”, а также на примере “Владимирской
богоматери” мы прослеживаем различные иконографические прототипы из
античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической
иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для
лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота.
В данном разделе мы также привлекаем литературные параллели из сферы
светской словесности. Нам представляется весьма плодотворным проследить
параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не
только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм
переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает
общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр
эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную
любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое
восприятие. Византийский роман - это аллегория любви. Тема “любви” ....
смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический
способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся
к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая
воплощение в образах ласкающей Богоматери и “Оплакивания” как ни
парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в
теологической экзегезе, но и в византийском романе.
В произведениях изобразительного искусства XI - XII вв. древние
прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и
заимствования, как в искусстве X века, но и для глубокого переосмысления...
... Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую
иконографию...”[2]


2. Феофан Грек - центральная фигура древнерусского искусства 14 века.
(Икона Донской Богоматери, как произведение Феофана Грека)

Центральной фигурой в русском искусстве конца XIV начала XV веков являлся
Феофан Грек. “Мы не очень осведомлены о жизни Феофана: наши источники
- три летописных упоминания и одно-единственное письмо. Год рождения
неизвестен, год смерти - тоже. Можно лишь предположить, что умер он
после 1405 г. - последний год, под которым имя художника упоминается
в летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов.
Смерть настигла его, несомненно, в преклонном возрасте, ибо Феофан
приехал на Русь (случилось то в семидесятых годах ХIV века) в расцвете
таланта, полный сил, успев до того, если верить источнику, расписать у
себя на родине более сорока церквей”.[3] Несмотря на такое обилие
произведений до нас дошло очень немного: “Из монументальных росписей -
фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде. И несколько икон”.[4]
Один из первых важных заказов мастера - роспись церкви Благовещения, "на
дворе" князя Василия Дмитриевича. К тому времени на Руси сложился тип
высокого иконостаса, из дерева, не присущий византийским церквам, где
преобладал иконостас в виде портика либо в виде каменной глухой стенки
(материал, на котором основвывается этот абзац приведен в конце доклада под
латинским пунктом i). Таким образом мастер столкнулся с необычным
построением церковного интерьера. Сейчас идут большие споры о месте
Благовещенского иконостаса, преобладает мнение, что он был принесен в собор
из другой церкви, так что он не писался для собора изначально[i].
Феофан Грек не только расписывал храмы, но и писал иконы и занимался
даже книжной миниатюрой (так Хитрово Евангелие приписывают сейчас к его
мастерской - приписывает Грабарь). Как иконописец Феофан внес новую струю
в сложившееся на основе византийских же образцов, но уже сильно измененное
с момента своего привнесения на Русь, иконописное искусство. Феофан пишет
иконы, не используя технику перевода, не копируя, а лишь используя
стандартный иконографический извод в своей интерпретации[5]. “Тем самым,
он (Епифаний) указал на непривычную русскому глазу особенность метода
византийского мастера - писать без образов. Именно из этого письма
мы узнаем о том, сколько храмов и где расписал Феофан, в каких
городах он работал на Руси. Узнаем, что занимался он также иконописью, не
чужд был и искусства книжной миниатюры, да во всем других превзошел. И
не знали--люди, чему больше дивиться: блеску ли его кисти, богатству ли
художественного воображения, живости ли характера или мудрости речей.”[6]
В иконописи заметна рука фрескиста, но все же нет такой размашистости,
пробела заменены мягкими цветовыми переходами.[7] "Поверх темных плотных
санкирей Феофан кладет сочные блики-отметки, гребень носа он оттеняет
энергичной описью ярко-красного цвета, все наиболее выпуклые места сильно
высветляет, не боясь резких переходов от света к тени"[8]. Такую же
особенность замечает и И. Грабарь, но уже в конкретной иконе Донской
Богоматери.[9] : "Одна техническая особенность бросается в глаза в этих
иконах: на резких гранях света и тени - например, на носу - видна опись
ярко-красного цвета, заметная, впрочем, только вблизи..."
Весьма спорным является вопрос о происхождении икон Благовещенского
собора[ii] (“Мы сознательно остановились несколько подробнее на иконостасе,
потому что он является центральной художественной проблемой всей
древнерусской иконописи”[10]), а также по разному относятся к атрибуции
иконы "Донской Богоматери" - некоторые приписывают ее Феофану, некоторые
приписывают ее школе Феофана, есть и третья точка зрения.[11] Атрибуция
всего Благовещенского иконостаса по сей день вызывает много
вопросов.[12]Проводились многочисленные аналогии к рассматриваемой иконе,
на первом этапе изучения, до начала активной реставрации памятников
древнерусского искусства, т.е. до 30-х годов нашего столетия, преобладала
вот какая точка зрения: “Единственную убедительную аналогию с
благовещенским чином и (“Донской Богоматерью”, которую нам довелось
встретить в наших археологических скитаниях по России в течение
последних лет, мы видим в “Одигитрии” Муромского собора”[13][14].
Вот как выглядит ряд аналогий на сегодняшний день: “Все три иконы, о
которых здесь шла речь (две из них - работы Феофана Грека), - создания
исключительные по духовной полноте и художественной удаче, создания
нетиповые. В них, как кажется, кульминация духовной программы целой
эпохи, точнее - одного из вариантов этой программы, и притом важнейшего.
Однако те же или очень близкие устремления выразились в цепом ряде других
художественных созданий, как правило, тоже прекрасных, хотя и более
типовых. Это - и иконы, и фрески, и миниатюры. Среди них - и
Хиландарский чин, и Высоцкий чин, и росписи в Иванова, и росписи церкви
Перивлепты в Мистре, и двусторонняя икона из Поганово, и иллюстрации
к Теологическим сочинениям Иоанна Кантакузина (Париж, gr. 1242), и
целый ряд икон с образам Богоматери (например, Пименовская), это и
редкостная по светлой красоте образа икона "Св. Анастасия" из Эрмитажа,
эта и фрески Раваницы, Манасии, Каленича, это и ряд образов в русских
иконах конца XIV - начала XV в.. это и миниатюры московских рукописей
первой трети XV в. Есть, конечно, и многие другие произведения такой же
светлой духовной направленности.
Расписанный Феофаном Благовещенский собор содержал известный Деисус,
икона Богоматери из Деисуса во многом параллельна иконе Донской
Богоматери[15]. “Изящество, хрупкая женственность фигуры богоматери “в
Деисусе собора” контрастно подчеркнута тяжело ниспадающими складками
синего одеяния, чудесного по бархатистости и глубине цвета, отсвечивающего
в складках голубым. Чистым золотом отливают желтые рукавчики, сразу
же притягивающие внимание зрителя к чуть приподнятым в молитвенном
жесте рукам богоматери. Ее поза, нежное просветленное лицо полны
спокойного достоинства. Мария лишь слегка склонила голову: разве она
не "матерь Божия"), разве ее молитвы не будут услышаны прежде всех
других?”[16]
Иконографический тип рассматриваемой иконы не так то легко
определить. Традиционно она считается Богоматерью Умиление, но ряд
стилистических черт противоречит этому : явственно заметны черты
иконографического типа богоматери Одигитрии. Таким образом перед нами
сложное сочетание нескольких иконографических типов.
Мы не знаем точного времени написания иконы “Донской Богоматери”,
но видим, что лицевая сторона иконы ближе всего подходит к типу икон
благовещенского чина, приписываемых нами Феофану, стиль же “Успения”
ближе всего к волотовским и федоровским фрескам.


Библиография

Лифшиц Л.И. Икона Донской Богоматери // Древнерусское искусство.
Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. М., 1970. C. 87-
114.
Щенникова Л.А. История иконы “Донской Богоматери” по данным письменных
источников. СИ 1982 (2). М., 1984. C. 321-358.
Смирнова Э.С. Московская икона XIV - XVII веков. Л., 1988.
Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
Попова О.С. Византийские иконы XIV - первой половины XV века. - В кн.:
Византия. Балканы. Русь. Каталог выставки - ГТГ, 1991. М., 1991, C. 11-40.
Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.
М., 1976.
Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.
Попова О.С. - доклад на лазаревских чтениях 1995 года.
Этингоф О.Е. Новые стилистические и идейные тенденции в византийской
живописи XII века. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд.
искусствоведения. М., 1987 С. 14-17.


-----------------------
[1]Грабарь И. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана
памятников. М. 1966
[2]Этингоф О.Е. Новые стилистические и идейные тенденции в византийской
живописи XII века. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд.
искусствоведения. М., 1987 С. 14-17.

[3]Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.
[4]Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.
[5]Особенно поражал его (Епифания) в Феофане дар сочинять,
рисовать и писать от себя, без помощи каких бы то ни было
образцов и “переводов”. Феофан писал, как видно, совсем не так, как
это исстари ведется среди иконописцев, “не столько пишущих
красками, сколько старающихся всматриваться в копируемый оригинал”,
по едкой характеристике Епифания. Он писал свободно, легко и
быстро, словно играя кистью. Поэтому ему ничего не стоило
беседовать во время работы со всеми приходящими, что так
восхищает Епифания
[6]Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.
[7]Явно противоречит такому подходу мнение Грабаря о манере написания иконы
Донской Божьей матери: “Эта маленькая вещь производит впечатление
фрески, - так размашисто и виртуозно она набросана”. И. Грабарь также
считает, что манера написания напоминает некоторые фрески новгородских
церквей.
[8]Лазарев В.Н. “Русская иконопись от истоков до начала XVI века”, М.
1983. С. 93
[9]Стилистически и технически “Донская Богоматерь” относится к эпохе конца
ХIV - начала XV века, к которой относится и весь иконостас
Благовещенского собора.
[10]Лазарев В.Н. “Русская иконопись от истоков до начала XVI века”, М.
1983
[11]Соглашаясь с И. Э. Грабарем в вопросе об авторстве Феофана Грека в
отношении "Донской Богоматери”, "Успение” на ее обороте В. И. Антонова
связывает с "московской художественной средой” (см. В. И. Антонова. 0
Феофане Греке в Коломне, Переславле Залесском и Серпухове. - "Материалы
и исследования Гос. Третьяковской галереи", т. 11. М., 1958, стр. 10 -
22). В. Н. Лазарев и икону "Донской Богоматери" и “Успение”на ее обороте
относит к новгородской художественной школе и рассматривает их как пример
живейшего воздействия творчества Феофана на новгородских живописцев.
Время создания иконы он определяет около 1380 года.
[12]В отличие от И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарев приписывает кисти
Феофана иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила,
апостола Павла, Иоанна Златоуста и Василия Великого, находя в них
явную общность с росписями церкви Спаса Преображения. Иконы апостола
Петра и архангела Михаила он приписывает “прямому ученику Феофана,
который, если и был византийцем, то перенял гораздо больше от русских,
нежели его учитель”. Фигуры мучеников Георгия и Дмитрия Лазарев
склонен приписать Прохору с Городца, руку которого он видит и в
правой половине праздников, начиная с “Тайной вечери” (В. Н. Лазарев. Указ.
соч., стр. 90). М. В. Алпатов безоговорочно приписывает Феофану “фигуры
Марии, Павла и отцов церкви", оставляя на долю русских мастеров
"архангела Михаила и апостола Петра, Георгия и Дмитрия, а также
праздничный ярус”. Особенного внимания заслуживает указание Алпатова
на творческое сотрудничество всех трех мастеров - Феофана, Прохора и
Андрея Рублева - “прежде всего в создании общего плана иконостаса,
этой стройной и цельной композиции..., которую без помощи русских
мастеров Фофан по складу своего дарования вряд ли мог создать и
осуществить (М. Алпатов. Андрей Рублев. М., 1959, стр. 11). Н. А.
Демина указывает на единство чина, доказывающее высокое мастерство
исполнителей, и обращает лишь внимание на отличный от Феофана
серебристый колорит некоторых икон праздничного ряда и лиризм,
присущий облику Дмитрия Солунского, что позволяет ей усматривать здесь
кисть Андрея Рублева. См. Н. А. Д. е м и н а. "Троица” Андрея
Рублева. М., 1963, стр. 24 - 25].
[13]Грабарь И. “О древнерусском искусстве”. Исследования, реставрация и
охрана памятников. М. 1966
[14]”Муромская Богоматерь" - икона ныне утраченная.
[15]”Внимательное сравнение головы этой Богоматери с головой
деисусной Богоматери из чина приводит к заключению об их чрезвычайной
стилистической близости, заставляющей видеть и тут, и там руку одного
и того же мастера.” Грабарь И. “О древнерусском искусстве”. Исследования,
реставрация и охрана памятников. М. 1966. И в то же время нельзя не
согласиться с следующим утверждением: “Обе выполнены с совершенно
исключительным мастерством. В обеих - похожий внешний облик и очень близкий
по содержанию, лучезарный, сияющий образ. При этом индивидуальные различия
их сильны, каждый из них неповторим.” По конспекту доклада О.С. Поповой на
Лазаревских чтениях 1995 года
[16]Корнилович А.В. Окно в минувшее. М., 1968. С. 58-87.

-----------------------
[i]“В древних русских храмах, как и в византийских, алтарные
преграды были сравнительно невысокими и не закрывали всего пролета
алтарной арки. В деревянных храмах алтарные преграды делались из дерева,
в каменных - из мрамора или белого камня. Они представляли собой либо
портик, который состоял из несущих архитрав столбиков и балюстрад,
фланкировавших центральный дверной проем (царские врата), либо глухие
каменные стенки с дверным проемом посередине. В алтарных преградах
первого вида украшением служили иконы, размещавшиеся над архитравом, а
иногда и в интерколумниях, в алтарных преградах второго вида фреска.







Новинки рефератов ::

Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизированные рабочие места и их оснащение информационными средствами (Программирование)


Реферат: Контрольна по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Конфликт и способы его разрешения (Психология)


Реферат: Развитие интеграционных процессов в СНГ (Политология)


Реферат: Основы судебной фотографии (Криминалистика)


Реферат: Ролевые игры на уроках английского языка на основной ступени обучения в средней школе (Педагогика)


Реферат: Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Физические и химические свойства диэлектриков (Химия)


Реферат: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Место и время открытия наследства , их правовое (Гражданское право и процесс)


Реферат: Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 - 25 лет и 40-45 лет (Психология)


Реферат: Гипноз (Психология)


Реферат: Краткое содержание (Литература : зарубежная)


Реферат: Истина (Естествознание)


Реферат: Восприятие и понимание (Психология)


Реферат: Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга (Культурология)


Реферат: Христианство и культура Киевской Руси (Культурология)


Реферат: Гуманизм в политике (Политология)


Реферат: Технико-экономические показатели прудово-рыбоводного хозяйства на реке Десна (Предпринимательство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист