GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная политология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная политология (Социология)




1.1.ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Принято считать, что общественные отношения делятся на экономические,
социальные, политические и духовные. При этом –это экономические отношения
между людьми по поводу производства,распредилении и потребления
материальных благ; политические – это отношения по поводу власть её
участие в управлении государстом;духовные-это отношения по поводу
удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. На
базе экономических, политических и духовных отношений формируются
социальные отношения.
Социальные отношения развиваются на основе взаимодействия личностных
,межличностных и групповых отношений с учётом социального статуса каждого
человека ,т.е отличия граждан по роду занятий ,политическим симпатиям
,этнической принадлежности, имущественному положению и др. факторам.
Основным звеном социальных отношений является мера социальной
справедливости –это возможности для реализации своего потенциала.
Социальная область охватыватывает интересы людей, общества и государства и
характеризуется отношениями в сфере производства и распределения, труда и
быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными остаются
региональные проблемы и межнациональные отношения.

1.2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики.
Социальная политика-это это составная часть внутренней политики
государства, воплощенная в его социальных программах и практике,
регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных
социальных групп населения.
Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных
отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия.
Это достигается подержанием баланса между денежными доходами населения и
товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы;
удовлетворением населения спросом на количество и качество товаров и
услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения; роста его
духовности, образованности и культуры.
На правительственном уровне основные цели и приоритеты социальной политики
в современных условиях сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень
жизни граждан Российской Федерации, не допустить дальнейшего обнищания
населения страны. Для этой цели предусматривается создать экономические и
правовые условия, стимулирующие активную часть общества на
производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия
общества; поддержать соотношение между доходами трудоспособной части
общества и нетрудоспособными гражданами; усилить адрестность социальной
поддержки , ограничить и сократить масштабы бедности; обеспечить основные
социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне
действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного
развития; стабилизировать положения в жилищной сфере; обеспечить
сдерживание безработицы и поддерживать вынужденных мигрантов.
В соответствии с поставленными целями правительство РФ намеренно
сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений социальной
политики. В их числе: предотвращение снижение реальных денежных доходов
населения; обеспечение баланса экономических интересов работников,
предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной
сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования,
культуры; усиление воздействие государства на занятость населения и
активизация работы по переподготовке кадров.
Для реализации основных направлений социальной политики предусматривается
разграничение полномочий, при разработке и осуществлении политики в
социальной сфере между региональными и федеральными органами
государственной власти.

Федеральные органы власти: принимают законодательные нормативные акты,
регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают
систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты
труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского
обслуживание, образования, культуры. Разрабатывают федеральные целевые
социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники
их финансирования; формируют внебюджетные государственные фонды:
пенсионные, социальное страхования, занятости населения, медицинского
страхования…); осуществляют финансирование объектов находящиеся в
федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных
доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают методическую
и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным
структурам по вопросам социальной политики.


Региональные органы власти: с учетом местных условий и возможностей
разрабатывают и реализуют региональные социональные программы, обеспечивают
функционирование учреждений находящихся в ведении органов местных властей,
разрабатываются нормативные акты, определяют и реализуют порядок и
обеспечения слабозащитных слоев населения товарами, продуктами и услугами.

Установились и важнейшие направления взаимодействия федеральных и
региональных органов власти: это формирование единого рынка труда;
содействие обеспечению занятости и поддержка работников, выработка
механизмов регулирование внутренней и межрегиональной миграции,
нормализация демографической ситуации в стране, реформирование
организационных структур управления и источников финансирования отраслей
социальной сферы.
Реализация основных направлений социальной политики требуют принятия ряда
законов и нормативных документов, в которых методы и механизмы решений
важнейших социальных проблем населения.
В концентрированном виде государственный подход к разработке и
осуществлению социальной политики, на год изложен документ: «Основные
направления социальной политики», он имел ряд особенностей. Во-первых, в
нем изложина идея перехода от системы государственного покровительства,
индивидуального социального иждивенца к активной социальной позиции,
сориентирован на создание условий позволяющих каждому трудоспособному
гражданину реализовать свой потенциал и защитить себя самостоятельно. Во-
вторых, в социальной сфере предусматривают сохранение за государством
функции социального обеспечения в отношении тех, кто не в состоянии
обеспечить жизнедеятельность самостоятельно. В-третьих, принятые основные
направления социальной политики были рассчитаны Правительством на один год.
Однако этот документ не принес позитивных изменений в социальную
организацию российского общества. Более того: не появилась и социальная
доктрина, в рамках которой можно было бы сформулировать основы социальной
политики.
Контуры новых социальных мероприятий с определенной корректировкой
правительственного курса изложены во втором послании, в котором отмечается,
что должен начаться поворот к социальной ориентации экономической реформы.
Становится обязательным учетом государственных минимальных стандартов, в
пределах которых будут выделяться средства по основным социальным позициям
(уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология). Новым
принципом названо преимущество социальной сферы при распределении
дополнительных бюджетных доходов. Намечена задача - вести курс на
опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами
бюджетных затрат.
В соответствии новой программой будут проводиться меры, направленные на
закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения,
существенное сокращение масштабов бедности, оптимизацию ситуацию на рынке
труда.
Социальная поддержка малообеспеченных групп населения, к числу которых
относятся многодетные семьи, молодые и неполные семьи с детьми, многие
пенсионеры, граждане, потерявшие работу. Повышение эффективности социальной
помощи этим группам населения будут осуществляться как на федеральном, так
и на региональном уровне. На федеральном уровне предусматривается
постепенное повышение размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и
компенсационных выплат, поэтапное приближение их к величине прожиточного
минимума. На региональном предполагается осуществлять в дополнение к
федеральным социальным гарантиям комплекс мер по оказанию адресной
социальной поддержки в зависимости от среднедушевого дохода гражданина или
семьи. Будут расширяться активные формы помощи - предоставление бесплатных
или льготных услуг. Намечается предпринять меры по содействию этим
категориям граждан в само занятости, надомной работы, создании малых и
семейных предприятий, получении необходимой профессиональной подготовки и
переподготовки. Предусматривается провести работу по определению
государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни
населения с тем, чтобы на их основе прогнозировать бюджетные ассигнования
на эти цели, проводить мероприятия по поддержанию уровня реальных
государственных социальных гарантий в области доходов, занятости,
социальных услуг.
Политика в области доходов населения будут осуществляться в следующем:
повышение уровня минимальных государственных гарантий - минимальной
заработной платы, пенсий и пособий. При этом будут учитываться расширение
платности медицинских, образовательных и культурных услуг, существенный
рост стоимости жилищно-бытового и транспортного обслуживания; создание
максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий
для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов
населения.
На условиях проведения курса на сдерживание инфляции, поставленные задачи
будут решаться на основе определения доходов и изменения механизмов их
формирования, путем комплексного совершенствования налогообложения, как
фонда оплаты труда предприятий, так и индивидуальных доходов и имущество
населения.
До конца 1995 года намечалось осуществить следующие меры: повысить
минимальный размер заработной платы, поэтапно приблизить к прожиточному
минимуму, приступить к пересмотру индивидуального налогообложения доходов
физических лиц, как для компенсации потерь бюджета, так и для
перераспределения доходов населения, провести мероприятия по улучшению
учета доходов и контроля за соответствием декларируемых по имеющимся
ориентируемых сведений о доходах фактическим расходам на потребление, т. к
по имеющимся оценкам значительная часть доходов не показывается в
отчетности, а значит и не облагается налогом, сформировать механизм защиты
денежных сбережений населения и их трансформацию в инвестиции, создать под
контролем государства надежные финансовые и страховые институты,
осуществляющие операции с денежными средствами населения.
Важнейшим направлением работы на ближайший период было осуществление
мероприятий по смягчению диспропорций в оплате труда, сложившееся в
последнее время.
Поскольку по действующему законодательству предприятия самостоятельно
определяют порядок оплаты труда работников, введение каких- либо
административных мер не предполагалось. Решать поставленную задачу
намечалось на основе договоренности между Правительством Российской
Федерации, объединениями работодателей и профсоюзами и более эффективного
использования института социального партнерства.
Основными формами регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе
выдвигались тарифные соглашения и коллективные договора между
работодателями и наемными работниками, заключение которых на 1996 год
должно производиться на принципиальной новой основе.
В подготовленном проекте федерального закона «О тарифном регулировании
оплаты труда» предусматривалось ввести механизм, позволяющий упорядочить
многие вопросы заработной платы без ущемления прав субъектов экономических
отношений. Этот механизм должен действовать на всех уровнях социального
партнерства.
На самом верхнем уровне - в Генеральном соглашении между общероссийскими
объединениями прфссоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительство Российской Федерации - намечалось определить соотношения
минимальных тарифных ставок по основным профессиям народного хозяйства. В
отраслевых тарифных соглашениях между профсоюзами и отраслевыми
объединениями работодателей определялись условиями оплаты труда,
учитывающие специфику отрасли и, прежде всего, соотношениями тарифных
ставок по основным видам работы на основе отраслевой тарифной сетки, виды и
минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок, учитывающих
отраслевую производственную специфику.
Основная работа должна проводится в субъектах Российской Федерации. В
региональных ( территориальных) тарифных соглашениях стороны социального
партнерства должны определить тот круг вопросов, что и в Генеральном и
отраслевых тарифных соглашениях, а так же договориться о размерах
минимальных тарифных ставок, исходя из прожиточного минимума, сложившегося
на территории субъекта Федерации, определить тарифный фонд, установить
порядок индексации заработной платы с учетом роста потребительских цен.
Региональные (территориальные) тарифные соглашения должны быть
обязательными для применениями предприятиями всех форм собственности и
использоваться для заключения индивидуальных и коллективных трудовых
договорах на предприятиях всех форм собственности. За предприятиями
сохраняются широкие права в части повышения определенных региональным
соглашением ставок заработной платы, исходя из наличия у них собственных
средств на эти цели.
Намечается также приступить к организации системы обязательного страхования
работодателя от неплатежеспособности по оплате труда и созданию
региональных касс, с тем, чтобы обеспечить работникам выплаты
гарантированных сумм по заработной плате в случае финансовой
несостоятельности работодателя, оказать финансовую поддержку предприятию,
испытывающим финансовые трудности.
Основное направление политики занятость- необходимость сохранить
относительно стабильной занятости населения в качестве важнейшего условия
повышения уровня жизни граждан России.
С этой целью намечается с1996 года при принятии решений по инвестиционным
государственным программам обязательно учитывать их воздействие на рост
эффективности занятости. Повысить роль органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в регулирование рынка труда и
законодательно закрепить их ответственность за развитие ситуации в области
занятости и безработицы на соответствующих территориях.
Меры по ускорению процесса профессиональной адаптации работникам к рыночным
условиям хозяйственным при структурной перестройки, экономики на основе
Федеральной и региональных программ содействия развитию персонала на
производстве; стимулировать использование предприятиями гибких режимов
занятости, в частности сокращенного рабочего дня с одновременным
увеличением сменности работы, в районах Крайнего Севера, а также на
территориях с ограниченными возможностями для занятости населения.
Намечается обеспечить государственное содействие выводу работников с
убыточных предприятий в порядке их перевода на добровольной основе на
другие предприятия с предварительной переподготовкой в рамках
соответствующей федеральной программы. При этом процедуры санации и
банкротства несостоятельных предприятий будут осуществляться, в тех
случаях, когда меры по выбору работников не оказали влияния на улучшение
результатов работы этих предприятий.
Основными задачами государственной политики занятости на ближайший период
являются: предотвращение массовых увольнений работников и сохранение
рабочих мест на предприятиях посредством опережающих профессиональной
подготовки и переподготовки, сдерживание, с учетом ограниченных
экономических и финансовых возможностей, увеличение безработицы; создание
условий для дальнейшего трудоустройства безработных граждан; обеспечение
целенаправленной поддержки граждан, потерявших работу; смягчение
последствий долговременной безработицы. Наметившийся в 1994 году переход
общеэкономического кризиса в структурный обусловливает выделение в качестве
приоритетов следующих направлений в государственной политики занятости на
ближайший период: опережающее переобучение и переподготовка кадров, в том
числе и по отношению к персоналу, находящемуся под риском увольнения;
профессиональная поддержка безработных граждан и незанятого населения,
расширение масштабов подготовки и финансовой поддержки в сфере развития
малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Увеличение
масштабов общественных работ и временной занятости безработных. Социальная
защита работников предприятий, к которым применяются процедуры,
предусмотренные законодательством РФ о не состоятельности.
Особое внимание в соответствии с правительственной программой уделено
трудоустройству и реабилитации граждан, особо нуждающиеся в поддержке,
прежде всего инвалиды, выпускники, лиц, освобожденных из мест лишения
свободы.
Внесены некоторые изменения в действующую систему пособий по безработице. В
подготавливаемых предложениях по изменению в Закон Российской Федерации «О
занятости населения » предусматривает: производить выплаты пособий по
безработице не в зависимости от продолжительности получение безработным
выходного пособия и компенсации по безработице в повышенном размере
гражданам, уволенным с предприятий по независящем от них причинам и имевшим
на день обращения в службу занятости не менее 39 недель оплачваиемой работы
(вместо 12 по действующему законодательству). Устанавливать фиксированные
доплаты к пособию по безработице в размере 0,5 минимальной заработной платы
на каждого. При этом общая сумма доплат на иждивенца не должна превышать
1,5 величине минимального уровня оплаты труда. Ввести нормы,
регламентирующие порядок и условия за счет средств фонда занятости периода
временной нетрудоспособности безработных граждан, а также преодоления срока
выплаты пособия отдельным категориям на период их временной
нетрудоспособности, а беременным женщинам - на период их отпуска по
беременности и родам.
Законопроектом предусматривается в течении 18 периода безработице
осуществлять повторную выплату пособия в размере минимальной оплаты труда.
Среди других рассматриваются и такие направления социальной политики, как
социальное страхование и пенсионное обеспечение, изложенные в программе о
социальной сфере. Она свидетельствует о то, что рассчитывать на выработку и
реализации эффективной социальной политики не приходится, поскольку
условия, необходимы для формирования многофункциональной социальной
политики, пока не сложились.
Во-первых, отсутствует экономическая база, позволяющая формировать сильную
социальную политику.
Во-вторых, социальная ситуация в России осложнена тем, что проводимая в
последние годы налоговая и бюджетная политика не привели к достижению
финансовой стабильности.
Недостатки в финансовой политики известны. Это: фискальная направленность
налогообложением; отказ от стимулирования инвестиционной, инновационной и
предпринимательской деятельности; несовершенство нормативной базы,
запутанность процедуры налогообложения, позволяющая уклоняться от
налогообложения и т. д. Рационализация финансовой системы, особенно ее
бюджетной части, остается важнейшим и пока недостающем условием
формирования эффективной социальной политики.
В-третьих, нуждаются в корректировке, как темпы, так и способы
политического реформирования.
Чехов писал: «Человечество понимало историю как ряд битв, потому что до сих
пор борьбу считало оно главным в жизни»

.Вероятно, в этом и кроются корни политической решительности, энергии
революционной целесообразности и идеология насилия. В России, пожалуй, как
ни в одной другой стране, революционность призывает общественное сознание и
определяет способы решение разрешающих проблем. Переход на эволюционную,
цивилизованную модель политических действий является важнейшим условием
формирования и осуществления результативной социальной политики.

Новая элита заинтересована в стабилизации политической обстановки. Однако,
не располагая социальной основой, достаточно для формирования базовых
политических партий, структурировать свою организацию и обеспечивать защиту
интересов через аппарат, превращая его в единственную, самодовлеющую,
безраздельную господствующую силу.
Помимо стабилизации политической ситуации правовая элита решает еще одну
задачу, связанную с созданием реальных условий для формирования среднего
класса с одновременным укреплением позиций тех, кто относится к группе
стратегических собственников. Для решения иных задач, прежде всего,
социальных, у новой политической элиты не хватает ни времени, ни средств.
Между тем проблема власти в части ее сохранения, обострились. Одна из
главных ее характеристик становится хорошо известна в прошлом расхождение
между словом и делом, политическим лозунгом и практическим действием. В
общественном мнении нарастает не только недоверие ко всем властным
структурам, но и формируется обвинительное по отношению к ним настроение.
Корректировка курса реформ, устранение нарастающего антагонизма между
власть и обществом превращается в решающий фактор социальной политики.

Ключевым условием реформирования социальной сферы и повышение ее
эффективности является разработка и осуществление федеральной программы
подготовки и переподготовки специалистов для социальной сферы.
Социальная работа, как новая специальность и направление в науке и
практической деятельности в России, переживает период своего становления. В
социальный комплекс страны входит система социальной защиты населения,
здравоохранение, образование, культура, сфера труда и занятости, служба
миграции, пенсионный и другие фонды, миссии милосердия и другие, в том
числе благотворительные организации. Определенные задачи социального плана
решаются федеральными правительственными (Министерство внутренних дел…) и
негосударственными организациями (благотворительный фонд социальной защиты
населения, негосударственные пенсионные фонды и пр. )

1.3.Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

Всякая социальная политика находит свое практическое воплощение в
социальной работе: только в этом она может иметь реальные результаты.
Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную
ситуацию, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической
организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои
потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных
нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления,
социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к
изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.
Серьезная политике не может сводиться к декларациям и заверениям, не
подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения.
Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит
поступательное развитие общества. Вот почему проблема реализма социальной
политики, задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и
условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только
созидательный, но и разрушительный потенциал.
Учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных,
половозрастных групп населения – это сложный, несвободный от противоречий
процесс. И чем глубже осмыслены и изучены жизненные потребности различных
групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее
они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и
успешнее решаются.
В социальной политики можно выделить два взаимообусловленных,
взаимодействующих элемента научно - познавательный и практически –
организационный.
Научно – познавательный элемент выступает, как результат анализа и
осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных
процессов, как обобщенный результат.

Практически – организационный элемент связан с непосредственным
осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной
политики. И здесь большое значение приобретает разносторонняя
организаторская деятельность органов государственного управления системой
социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной
политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная
социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет
важнейшую основу содержания социальной работы, обеспечивая ей
целеустремленность, а организатором уверенность к практическим шагам.
Организаторская работа – это распорядительная деятельность управленческих
органов по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи,
по оптимальному использованию сил и средств, способа стимулирования для
качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа
по реализации социальной политики является организационным уровнем
социальной работы и включает в себя: глубокое уяснение, вытекающих из
содержания социальной политики, задач и всесторонний анализ, и оценку
условий для их решения. Подбор и расстановку кадров, создание или изменение
организационных структур в интересах решения строящих задач. Доведение до
исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности,
ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении. Разъяснение смысла и
социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач,
способов стимулирования труда. Координацию усилий и действий структурных
подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их
деятельности. Проведение хода исполнение по этапам и в целом, оценку
деятельности исполнителей, извлечение уроков и формирование выводов для
последующей деятельности.
Научно – познавательная сторона, характеризуя, прежде всего уровень научной
обоснованности социальной политики, формирует цели и общее содержание
развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность,
стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно,
выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в
обществе.
В то же время методологическая функция научно – познавательного компонента
социальной политики не означает односторонности ее воздействие на характер
и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная
работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных
регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению
оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику,
поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления
социальными процессами. Вбирая в себя практически – организационный аспект
социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней,
проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной
политики и социальной работы.



Московский психолого-социальный институт



Реферат



по теме: « Социальная политика»



Выполнил: студент 22 ПВ /1-01

Савичева А.А.

Москва 2002 г.



Содержание:
.

1.1.Общестенные отношения

1.2.Социальная политика и механизм ее реализации

1.3.Взаимосвязь социальной политики и социальной работы



.







Реферат на тему: Социальная помощь личности
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

План


Введение


Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные
возрастные периоды


1.1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной
работы

Глава II. Специфика социальной помощи личности в
различные возрастные периоды

2.1. Оказание социальной помощи детям, подросткам и молодежи
2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной
работы с женщинами)
2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов

Заключение

Список использованной литературы
Введение


Вопрос социальной помощи различным категориям граждан, безусловно,
общественно значим в связи с необходимостью заботы современного государства
о социально незащищенных слоях общества. Такая точка зрения не вызывала
сомнений в годы, когда всякий гражданин Советского Союза мог рассчитывать
на всестороннюю социальную поддержку со стороны государства. Актуальной эта
проблема стала в связи с происшедшими за последние годы изменениями в
области социальной политики России.
Практическую же значимость и актуальность работе придает специфичность
ее темы. Дело в том, что вопрос классификации методов и технологий
социальной работы с личностью по возрастному принципу относительно
малоизучен: преобладают метод отнесения клиентов социальной службы к тому
или иному социальному слою (неполные семьи, малоимущие и т. д.), гендерный
(половой) принцип и др. Безусловно, применяется и возрастной критерий
(существуют методы помощи молодежи, пожилым людям), однако не сформирована
последовательная система выбора вида социальной помощи в зависимости от
возрастных особенностей психического развития, социального статуса
личности. Впрочем, элементы гендерного принципа, принципа социальной
стратификации и других критериев необходимо использовать и в данном случае
в силу практической невозможности отделить совокупность половых, статусно-
ролевых характеристик личности от возраста, которому они присущи. В
частности, проблемы среднего возраста рассмотрим на примере женщин.
Как видим, предметом данной работы является изучение конкретных
методов социальной помощи личности на разных жизненных этапах. Отсюда, цель
работы составляет, во-первых, выявление проблем, характерных для каждого
возрастного периода, а во-вторых, определение специфики социальной помощи
людям различных возрастов.
Детализируя, можно определить следующие задачи, решение которых
позволит рассмотреть выбранную тему. Здесь следует выделить, с одной
стороны, вопросы личностного развития (проблемы периодизации, особенности
усвоения на каждом возрастном этапе социальных норм, ресоциализация), с
другой – определение конкретных методов преодоления выявленных кризисных
ситуаций, характерных для того или иного возраста. В общем плане, задача
настоящей работы - изучение методов социальной помощи личности с позиции
непосредственно социального работника учреждений, специализирующихся на
оказании такой помощи лицам того или иного возрастного периода (детские
дома, дома престарелых).
Последовательное выполнение перечисленных задач составит структуру
работы. Прежде всего, это анализ понятий личности, разработанных различными
общественными науками и выявление понятия, отвечающего задачам социальной
работы. Наиболее важным в этом плане представляется вопрос социализации как
процесса становления личности. Затем, специфика исследуемой проблемы
предполагает подробное рассмотрение этапов социализации и на этой основе –
выделение в развитии личности конкретных возрастных периодов. Учитывая, что
каждый из данных периодов характеризуется присущими ему социальными
проблемами, следует выявить совокупность специфических методов и технологий
социальной работы, необходимых при решении проблем конкретного возраста.
Далее. Особенность метода работы видится, во-первых, в ее связи с
социально-педагогическим, социально-психологическим, социологическим
подходами к изучению личности, проблем, возникающих перед ней на том или
ином жизненном этапе, а также путей их преодоления. Сюда, в частности,
относятся социальная схема возрастной периодизации развития детей и
подростков, методы педагогической работы с депривированными детьми. Более
того, такие понятия, как возрастной кризис, переходный возраст разработаны
психологией, а понятия личности, социализации, социальной адаптации –
межотраслевые.
Следует учесть, наконец, что ограниченный объем работы не позволит
провести анализ большей части правовых, организационных, экономических
основ социальной работы, составляющих неотъемлемую часть конкретных методов
и технологий социальной помощи личности.



Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные
периоды


1. Междисциплинарное значение понятия «личность»;
социализация

Прежде всего, тема работы требует дать характеристику и некоторый
анализ понятия личности как объекта социальной помощи, и определить
основные этапы, на которых проявляется необходимость оказания этой помощи.
В настоящее время интерес к проблемам человеческой личности настолько
велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету
исследования. Известно несколько десятков определений, что такое личность,
в различных областях знаний. В философии личность человека как таковая
не рассматривается: ею надо стать. В социологии личность - совокупность
статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная система,
которая может быть независима от общества. Эта независимость
проявляется в собственном мировоззрении личности, в ее самосознании.
Психология (и это определение наиболее близко к рассматриваемой теме)
считает личностью человека со своими взглядами и убеждениями, проявляющего
свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в
межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующего в той или
иной деятельности, понимающего свои действия и способного руководить
ими.[1] Понятие личности - это совокупность таких психологических
качеств индивида, как отношение к чему – либо, нормы поведения,
взгляды, ценности.
В области социальной работы, большей частью с прикладной точки
зрения, личность можно охарактеризовать в плане прохождения ею этапов
социализации и преодоления на этом пути кризисов различных возрастов. Такая
особенность предполагает некую специфику в оказании социальной помощи
личности, находящейся на том или ином жизненном этапе. Определенную
значимость, таким образом, представляет понятие социализации как процесса
становления и дальнейшего развития личности под воздействием общественных
институтов.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного
воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной
деятельности, активного включения в эту среду.[2]
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта –
это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его
сторона характеризует воздействие человека на среду с помощью деятельности.
Следует отметить, что психология рассматривает этот процесс как бы «со
стороны личности», в то время как социальную работу интересует прежде всего
взаимодействие в плоскости «личность – среда».
Социализация по своему содержанию – это процесс становления личности.
Выделяют три сферы, в которых это становление осуществляется: деятельность
(индивид предстает здесь субъектом деятельности и в этом качестве, как было
сказано, не только меняет окружающий его мир, но и меняется сам, становясь
личностью); общение (позволяет реализовать усвоенные нормы поведения и
увеличить все многообразие связей личности с воспитывающим ее обществом,
тем самым развивая и обогащая саму личность); самосознание (выделение
собственного внутреннего мира, осознание самостоятельности и независимости
своего «Я», как бы взгляд на себя со стороны; в его структуру входят три
показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы).
Говоря об этапах социализации, большинство ученых придерживаются
следующего деления этого неоднозначного и во многом противоречивого
процесса на временные промежутки.
. Дотрудовая стадия; это ранняя (первичная) социализация,
включающая в себя дошкольный период раннего детства и период
обучения в школе. Ее содержание представляет собой привитие
индивиду элементарных правил человеческого общежития,
формирование у него базовых (а затем все более сложных) понятий,
основ его будущей социальной жизни. В воспитании и обучении ярко
выражена ведущая роль семьи, дошкольных учреждений, школы,
неформальных объединений.
. Трудовая стадия – так называемая социализация взрослых, наиболее
длительный и неоднородный по содержанию период социализации.
Здесь, в ходе осуществления разнообразной трудовой деятельности,
наблюдается последовательная реализация и еще большее
усложнение бесконечного многообразия усвоенных на предыдущем
этапе норм и правил социального бытия. Адаптируясь к быстро
изменяющимся условиям самостоятельной взрослой жизни (что также
является элементом социализации), человек в полной мере
проявляет свои личностные качества и уровень зрелости.
. Послетрудовая стадия характеризует возраст, когда происходит
постепенное снижение социальной активности личности. Становится
очевидной необходимость скорого перехода к более «спокойной,
размеренной», в большинстве случаев бездеятельной жизни.
Этапы социализации позволяют выделить некоторые промежутки времени в
процессе развития личности, когда она особенно незащищена – так называемые
переходные периоды, кризисы различных возрастов. Они сопровождают личность
на протяжении всей жизни и особенно присущи стыкам рассмотренных периодов
социализации (как, впрочем, наблюдаются они и в рамках данных этапов –
например, в случае ресоциализации бывшего осужденного или адаптации
вынужденного переселенца к новой национальной среде). Суть таких кризисов
заключается в необходимости адаптироваться к новой среде либо требованиям,
предъявляемым к вновь приобретенному социальному статусу - другими словами,
принять новые социальные нормы.
Часто встречающаяся болезненность таких периодов обусловлена
неготовностью, нежеланием разрушать сложившуюся и привычную (а потому
весьма комфортную) многолетнюю систему поведенческих стереотипов, в то
время как все окружение, объективный ход жизни, изменения качеств самой
личности подталкивают ее к вынужденному восприятию иных правил поведения в
социальной среде. Напротив, возможно и неприятие по каким-либо причинам
средой определенных качеств личности (это, скажем, положение национального
«изгоя»).[3] Впрочем, социальная работа имеет дело лишь с практической
стороной последствий этой сложной проблемы из сферы психологии, педагогики,
социологии.
Не менее важной для рассматриваемой темы причиной появления нужды в
социальной помощи представляются различные проблемы материального,
бытового, психологического плана (жестокость в семье, непонимание
родителей, проблемы с жильем, малообеспеченность, отсутствие работы и др.).
Они имеют более общий характер, однако на каждом возрастном этапе
приобретают определенную специфику.
Отсюда, во-первых, для решения задач социальной работы более
подробного изучения требует вопрос возрастной периодизации развития
личности. Во-вторых, детальное рассмотрение каждого из таких периодов
позволит определить конкретные формы и методы социальной помощи личности на
том или ином этапе жизни.


1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере
социальной работы

Возраст - это ключевое понятие для периодизации развития человека в
течение всей индивидуальной жизни и соответственно - для проектирования
систем действенной социальной помощи.
Как отмечено выше, основной целью возрастной периодизации в сфере
социальной работы является изучение особенностей развития личности на
каждом из таких этапов с целью совершенствования методов социальной помощи.
Поскольку особое место в настоящей теме занимает понятие социализации,
представляется целесообразным провести периодизацию на основе ее этапов.
Наиболее общими периодами в таком случае будут: детство (от рождения до
достижения совершеннолетия, то есть когда достигнуто полное развитие
личности), период среднего и зрелого возраста (примерно соответствует
трудовой стадии социализации), пожилой возраст.
В свою очередь, период детства в соответствии с социальной
периодизацией можно разделить на: преддошкольный (до 3-х лет), дошкольный
(от 3-х до 6-7 лет), школьный (младший – от 6-7 до 10 лет, старший
школьный – от 11 до 14 лет и подростковый - от 15 до 18 лет). Затем,
переходом к трудовому этапу служит молодежный период (примерно до 25-27
лет). С началом трудовой деятельности в процессе социализации связываются
период среднего (30-45 лет) и зрелого (45-50 лет) возрастов. Наконец,
группы старших возрастов (от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90
лет и старше – долгожители).[4]
Необходимо отметить, что в силу наиболее интенсивного биологического и
социального развития именно период дошкольного детства насыщен
многочисленными кризисами ( кризис первого года жизни, кризисы трех, семи
лет). Однако процессы воспитания и обучения в этом возрасте происходят
преимущественно в рамках семейной микросреды. В то же время, роль
общественных институтов социализации (а значит, и необходимость социальной
помощи непосредственно формирующейся личности ребенка) возрастает с
наступлением школьного возраста.
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или
переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как
кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к
школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в
воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже
не дошкольник и еще не школьник.
Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало
дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Это
проявляется в том, что к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые
и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом
меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте
еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые
переживания, неразрешимые противоречия.[5]
Переходный период в подростковом возрасте, кризис среднего возраста,
проблемы адаптации людей пожилого поколения и другие ситуации, требующие
решения в ходе оказания социальной помощи и связанные с возрастными
особенностями, рассмотрим в дальнейшем ходе работы.



Глава II. Специфика социальной помощи личности в
различные возрастные периоды


2.1. оказание социальной помощи
детям, подросткам и молодежи

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка.
Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых
разработанных.
Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным
программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению,
деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.
Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с
медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения
способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются,
например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях.
Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают
правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами
культуры.
Система социальной защиты школьников органически включает
разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях,
работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности
являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого
психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-
профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация.
Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный
труд, систему непрерывного образования.
Социальная защита детства также включает в себя предупреждение
педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников,
поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие
жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и
терапевтический характер. Широко используется практическая социально-
психологическая работа.
Важным направлением социализации детей и подростков является их
реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической,
нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств.
При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы
восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных,
коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные
группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной
деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в
труде, общении, в личной жизни.[6]
Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных»,
дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими
детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми,
кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные
лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с
несовершеннолетними.
Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм
повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном
жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение,
связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни,
взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся
гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на
личности данного ребенка.
Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции
социальной дезадаптации личности в детском возрасте:
. Формирование навыков общения;
. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного
проживания) и со сверстниками;
. Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению,
либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли
негативно на процесс общения;
. Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
В этом плане основное содержание работы социального работника - это
создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с
несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного
обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения
помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными»
подростками, нельзя проявлять прямолинейность. Последние, в отличие от
детей младшего возраста – отнють не пассивный объект социальной работы; их
дезорганизующуя активность велика и заставляет с собой считаться.
Предложение любой помощи со стороны социального работника должно
«перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и
обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты
подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого
можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно,
социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные
ценности, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те
потребности, которые обусловлены его пристрастиями и предпочтениями.
Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не
игнорируют эти обстоятельства и создают в начале своеобразный костяк своих
единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в
общую деятельность. Эти две разные задачи – формирование ядра своих
единомышленников и влияния на наименее поддающихся – приходится решать
одновременно.[7]
Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан
постоянно поддерживать доверительные отношения с подростком. В контакте с
последним реализуется ярко выраженная и неудовлетворенная потребность
воспитуемого в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым,
придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать
смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Здесь социальному
работнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать
себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего
младшего партнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним.
Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы –
поучение, морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом
взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность
принимать подростка таким, каков он есть.
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто
предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения,
продемонстрировала свою неэффективность и даже вред – по отношению к детям,
имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на
следующих положениях.
. Личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой
ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы
интересов, потребностей.
. Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки,
коррекционных и реабилитационных программ, адекватных
индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и
подростков.
. Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики,
коррекционной и реабилитационной деятельности.
. Разработка и создание целостной системы оказания помощи,
исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме
комплексности.[8]
При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми
детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе
невротиками, основным является понятие «особые социальные потребности». У
таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные
нарушения развития.
После диагностики начинаются целенаправленные положительное
воздействие, коррекция, обучение и пр. (независимо от возраста детей).
Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение
ею может привести к необратимым последствиям – невозможности достичь
определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его
реальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечивается
пространственная организация реабилитационной среды. К примеру, дети-
невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного
пространства, облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем
предсказывать ход событий, планировать свое поведение. Вообще, дети,
имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них
механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими,
коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-
психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой
диагностики и игровой терапии с одновременной коррекцией.[9]
Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с
особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне
довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим.
Нужно что-то, ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно
отказаться от того или иного поведения. Иными словами, взрослые (родители,
социальный работник, педагог) должны убедительно и наглядно доказать
ребенку пагубность его поведения.
Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его
деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает
активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции
нарушенного развития подростков, которое проявляется в виде разнообразных
проблем социальной адаптации.
Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считать
аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности
ребенка, осуществляемая в следующей последовательности.
1) Психологическая квалификация личностных деформаций
подростка, выявление их внутренних механизмов, определение
уровней психических изменений (индивидуально-
психологического, межличностного, личностного),
мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы.
2) Установление на основе проведенного анализа конкретных
задач сферы, в отношении которых показаны профилактические,
дидактические и коррекционные воздействия – то есть
определение того, какие особенности психики данного
подростка будут поддаваться эффективному влиянию извне.
3) Нахождение, разработка и апробация тактических приемов
диагностических и коррекционных методик, оптимальных
условий, способствующих их реализации. Здесь проверяются
предварительные гипотезы и выводы.
Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими
подростками из групп риска предусматривает изучение причин деформации
личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои
усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных
последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.[10]
Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию
у «трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен
зачастую лишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом
заключается специфика подросткового возраста). Такого рода задачи могут
реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой
личной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях);
второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально
«опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий –
установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы
«изменений», например индивидуальные установки на бесконфликтные отношения
с родителями); четвертый – деятельностный (разработка для подростка
развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках
определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной и т. д.).
Реабилитация связывается с расширением причин изменения поведения
подростков, появлением новых предметов деятельности, - иными словами, с
позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.
В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных
трудновоспитуемых подростков еще не означает неосознанного стремления,
скажем, к совершению преступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать
окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их
жизни целиком и полностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей,
не стала бы отвечать возрастным и индивидуальным потребностям.[11]
Свои особенности имеет формирование социальной защищенности
выпускников детских домов. На первых этапах социальной самостоятельности
дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же,
не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального
сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они
социально депривированные личности), осваивает социальные роли и
нравственные нормы за годы пребывания в детском доме. В этом плане особую
актуальность приобретают связи с социальной жизнью.
Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном
взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь
оказывают школьный психолог и школьный социальный работник. Стержнем
социальной защиты таких детей является воспитание у них чувства дружбы и
любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду,
что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией.
Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения,
лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному
соревнованию цивилизованные формы.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников.
Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи:
взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим.
Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников
вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи,
организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции
членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к
семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они
ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых
выбирают на усыновление.[12]
Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности
психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и
воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда
педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои
отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель,
непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно
эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит
ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает,
выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального
донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами,
которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских
учреждений не должны имитировать семейных. [13]
Наконец, задачей социального работника в детском доме должна быть и
помощь в оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими
родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи
лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице,
поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие
встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка
травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря
ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и
другими родственниками.
В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципы
практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные
особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в
деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их
личности, как-то: начальное профессиональное, техническое, художественное,
музыкальное образование. Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть
нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития
личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего
развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня
общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды
деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в
соответствии с индивидуальными особенностями.
Один из важнейших путей решения задач социальной защиты -
профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных
заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесс и
осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя
диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая
перед значительным количеством молодых людей проблема свободы выбора. В
связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы
профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы
можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения
готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной
позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашем случае –
социального работника) оказать индивиду реальную помощь в таком
самоопределении, без какого-либо нарушения основных этических норм
взаимодействия с клиентами.[14]
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах –
ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласно
исследованиям, молодежь ну

Новинки рефератов ::

Реферат: Характеристика президентской и полупрезидентской республики (Государство и право)


Реферат: Крестьянская реформа 1861г. Ее предыстория (История)


Реферат: Компьютерные вирусы (Компьютеры)


Реферат: Пути повышения эффективности обучения решению задач (Педагогика)


Реферат: Лекции по педагогической психологии (Психология)


Реферат: Математические модели естествознания (Математика)


Реферат: Методика оценки радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Святы и абрады беларусау (Искусство и культура)


Реферат: Итальянское возрождение (Культурология)


Реферат: Почему вымерли динозавры (Биология)


Реферат: Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям (Аудит)


Реферат: Парламент (Государство и право)


Реферат: Восточное направление внешней политики М.С. Горбачева (Политология)


Реферат: Водоотведение поселка с мясокомбинатом (Технология)


Реферат: Анархизм и его отношение к политической власти (Политология)


Реферат: Лекции по курсу Истории Отечества (История)


Реферат: Международная валютная система (Валютные отношения)


Реферат: Ядерный взрыв (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса (Философия)


Реферат: Проблема глобальной цивилизации (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист