GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Бухгалтерский учёт в торговле (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бухгалтерский учёт в торговле (Бухгалтерский учет)



Введение.

Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во
взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями,
работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны
на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и
реализации продукции, товаров, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за
полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы,
оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли,
платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и
служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия
предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате
отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для
возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения
прибыли.
Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы
обеспечить контроль за состоянием товарных запасов и их сохранностью на
складах.
Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь
использовать данные первичного учета, регистры синтетического и
аналитического учета.



1. Особености учёта в торговле

1 Понятие, состав и пользователи финансовой отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – единая система данных об
имущественном и финансовом положении организации и о результате ее
хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского
учета по установленным формам.[1]
Состав, содержание, требования и другие методические основы
регламентированы «Положением по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденному приказом Минфина РФ от 29
июля 1998 г. №34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденному приказом Минфина РФ от 6
июля 1999 г. №43н. Согласно этим положениям в состав бухгалтерской
отчетности включаются:
бухгалтерский баланс – форма №1;
отчет о прибылях и убытках – форма №2;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
отчет о движении капитала – форма №3 (годовая);
отчет о движении денежных средств – форма №4 (годовая);
приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5 (годовая);
пояснительная записка;
отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (годовая) –
для общественных организаций (объединений);
специализированные формы, установленные в соответствии с пунктом 30
Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам
обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
В ПБУ 4/99 выдвигаются требования к составлению бухгалтерской отчетности:
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал
и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и
квартальная отчетность является промежуточной.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление
об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а
также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается
бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил,
установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету РФ.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть
обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено
одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей
бухгалтерской отчетности перед другими.
Данные по числовым показателям в отчетности приводятся минимум за два
года – отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого
за первый отчетный год). Если данные за период, предшествовавший отчетному
году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных
данных подлежат корректировке исходя из правил, установленными нормативными
актами.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в
валюте Российской Федерации. Пример заполнения форм бухгалтерской
отчетности представлен в Приложении 1.
Работа по анализу бухгалтерской отчетности должна удовлетворять многим
требованиям. Круг пользователей включает различные категории – от серьезных
аналитиков до случайных «любителей». Все они руководствуются общей целью
для достижения своих интересов – оценить по данным финансовой отчетности
финансовое состояние организации. Финансовая отчетность в России
представляет интерес для двух групп внешних пользователей.
Непосредственно заинтересованных в деятельности организации;
Опосредованно заинтересованных в ней.
К первой группе относятся следующие пользователи:
государство, прежде всего в виде налоговых органов, которые проверяют
правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют
налоговую политику;
существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для
оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения
условий кредитования, усиление кредита, определение условий кредитования,
условия гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к
клиенту;
поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным
клиентом;
существующие и потенциальные собственники средств организации, которым
необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и
оценить эффективность использования ресурсов руководством организации.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто
непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия. Однако
изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой
группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:
аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности
соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях
выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в
ту или иную компанию;
законодательные органы и др.
К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство
организации, общее собрание участников, которые по данным отчетности
определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность
структуры капитала, осуществляют предварительные расчеты финансовых
показателей предстоящих отчетных периодов.


1. Бухгалтерский учет операций по движению товаров на предприятиях
занятых в торговле

Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям,
использование различных форм собственности невозможны без существенного
повышения роли контроля и учета.
В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм
собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и
хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативных
документов. Основными из них являются Федеральный Закон «О Бухгалтерском
учете» с изменениями и дополнениями от 23 июля1998 г, Приказ Министерства
Финансов Р. Ф. №34н от 29 июля 1998 г.
Бухгалтерский учет сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение
хозяйственной деятельности предприятия на основании документов в различных
измерителях. Каждый свершившийся факт, оформленный документом, называется
хозяйственной операцией.
Как любая наука бухгалтерский учет имеет свой предмет и метод: Предметом
в обобщенном виде является хозяйственная деятельность предприятия. В более
конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных
объектов, которые можно объединить в две группы:
К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко
второй хозяйственные процессы и их результаты. Ведение бухгалтерского учета
посредством использования различных способов и приемов называют Методом
бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными
являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс,
отчетность, оценка и калькуляция. Рассмотрим некоторые из них.
Счета и двойная запись.
Счета бухгалтерского предназначены для группировки и текущего учета
однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их
источников открывается отдельный счет. Кодировка регламентируется ПЛАНОМ
СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. Различают два вида счетов: активные и
пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают
их содержание. Так, активные счета предназначены для учета хозяйственных
средств по их составу и размещению, пассивные – для учета хозяйственных
средств по их целевому назначению. Строение счетов по их виду одинакова –
это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая
– кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на
начало и на конец месяца и оборотов по дебету и кредиту. Необходимо
помнить, что при одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и
кредита) в активных и пассивных счетах различно. Сумма каждой хозяйственной
операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту
другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает
взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.
Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как
требуют обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на
счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда
подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от
их вида. Они должны быть равны между собой, неравенство свидетельствует об
ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами,
отражающим данную операцию, называются корреспонденцией счетов, а счета,
между которыми возникает эта связь, называют корреспондирующими счетами.
Способ ведения, т.е. регистрация учетной информации, которая осуществляется
вручную или с использованием средств автоматизации называют техникой или
формой бухгалтерского учета.

2. Организация материальной ответственности в торговле. Отчётность
материально ответственного лица

На работников торговли может возлагаться материальная ответственность за
ущерб, причиненный предприятию. В соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации данная ответственность может возлагаться только на
лиц, работающих по трудовому договору.
Материальная ответственность может быть возложена на работника при
наличии следующих условий:
- причинение действительного прямого ущерба;
- наличие противоправного поведения;
- установленная вина работника;
- причинная связь между противоправным и виновным поведением
причинителя ущерба и ущербом возникшим у работодателя.
Действительный ущерб выражается в реальном уменьшении имущества
работодателя или ухудшении состояния указанного имущества, а также
необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на
приобретение или восстановления имущества.
Противоправным является такое поведение (как действие так и бездействие)
работника, которое не соответствует установленным правилам поведения.
Например, несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании,
правил хранения ценностей и т.д.
Виновным является такое поведение работника, когда он поступает умышленно
или неосторожно. Поступая умышленно, работник сознает противоправный
характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или
сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично.
Например, присвоение работником вверенных ему ценностей. Поступая
неосторожно, работник предвидит возможность наступления вредных последствий
своего поведения, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на их
предотвращение, либо не предвидит возможности наступления указанных
последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
И причинная связь между противоправным и виновным поведением заключается
в том, что ответственность наступает только за ущерб, являющийся следствием
противоправного поведения.
Трудовым кодексом Российской Федерации помимо общих правил возложения
материальной ответственности на работников, работающих по трудовому
договору, статьей 242 предусмотрена полная материальная ответственность.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности
возмещать причиненный ущерб предприятию в полном размере, в следующих
случаях:
- при недостачи ценностей, вверенных работнику на основании
специального письменного договора или полученных по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического и
токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника,
установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного поступка;
- разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых
обязанностей.
При этом работники в возрасте до восемнадцати лет, могут также нести
полную материальную ответственность, но лишь за умышленное причинение
ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате
совершения преступления или административного проступка.
Помимо содержащихся в статье 243 Трудового кодекса Российской Федерации
случаев, когда работник несет полную материальную ответственность,
работодатель может дополнительно обезопасить себя от нанесения его
имуществу ущерба со стороны работников.
Так статьи 244 и 245 Трудового кодекса Российской Федерации
устанавливают, что с работниками, достигшими восемнадцати лет и работающими
по трудовому договору возможно заключения индивидуального или коллективного
письменного договора о полной материальной ответственности.
Согласно статье 244 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством
РФ должны были быть установлены перечни работ и категории работников, с
которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной или
коллективной ответственности. До принятия данных актов, надлежало
руководствоваться ранее принятыми перечнями и типовыми договорами, а
именно, перечни и договоры, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и
ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. и Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от
14 сентября 1981 г.
Постановлением Правительства от 14 ноября 2002 года № 823 постановил
Министерству труда и социального развития РФ разработать и утвердить

- перечень должностей и работ, замещаемых или
выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные
договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу
вверенного имущества, а также типовую форму договора о полной
индивидуальной материальной ответственности;
- перечень работ, при выполнении которых может
вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за
недостачу вверенного работникам имущества, а также типовую форму договора о
полной коллективной (бригадной) материальной ответственности;
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Минтруд РФ от 31 декабря
2002 года утвердил перечни должностей и работ и типовые формы договоров о
полной материальной ответственности работников.
В связи с этим, договор о полной материальной ответственности
работодатель может заключить с работниками на предприятиях и организациях
торговли при наличии на них следующих видов работ:
- работы по приему и выплате всех видов
платежей;
- по расчетам при продаже (реализации) товаров,
продукции и услуг;
- по обслуживанию торговых и денежных
автоматов;
- по купле (приему), продаже (торговле
отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже;
- по приему на хранение, обработке
(изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на
складах, базах, в кладовых, других организациях и подразделениях;
- по приему и обработке для доставки
(сопровождения) материальных ценностей, их доставке, выдаче (сдачи).
В указанный перечень включаются следующие должности, которые могут быть
включены в штатное расписание предприятий торговли:
- Кассиры, кассиры-контролеры;
- Директора, заведующие, администраторы
организаций и подразделений торговли, их заместители, помощники;
- Продавцы;
- Товароведы всех специализаций;
- Заведующие, руководители складов, кладовых по
заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных
ценностей, их заместители;
- Кладовщики;
- Агенты по заготовке и/или снабжению;
- Экспедиторы по перевозке и другие работники,
осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу,
транспортировку материальных ценностей.
В договоре о полной индивидуальной ответственности должны содержаться
следующие основные положения:
а) работник принимает на себя не только полную материальную
ответственность за недостачу вверенного ему имущества, но и за ущерб,
возникший в результате возмещения ущерба работодателем третьим лицам.
б) в договоре необходимо указывать как обязанности работника, так и
обязанности работодателя.
В обязанности работника входит: бережно относиться к переданному ему для
осуществления возложенных на него функций имуществу работодателя; принимать
меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать работодателю либо
непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих
обеспечению сохранности вверенного имущества; вести учет, составлять и
представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о
движении и остатках вверенного имущества; участвовать в проведении
инвентаризациях, ревизиях, иных проверок сохранности и состояния вверенного
имущества.
Обязанности работодателя: создавать работнику условия, необходимые для
нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему
имущества; знакомить работника с действующим законодательством о
материальной ответственности за ущерб, причиненный ему работниками, а также
иными правовыми актами, в том числе локальными (внутренними) о порядке
хранения, приема, обработке, продаже (отпуска), перевозки, применения в
процессе производства и осуществления других операций с переданным ему
имуществом; проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и
другие проверки сохранности и состояния имущества.
в) работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен
не по его вине (в соответствии со ст. 239 Трудового кодекса РФ)
В перечень работ, при выполнение которых может вводиться полная
коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу
вверенного работникам имущества в сфере торговли являются такими же как и
при полной материальной индивидуальной ответственности.
Письменный договор о полной коллективной (бригадной) материальной
ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и
всеми членами коллектива.
В договоре обязательно должны содержаться следующие положения:
а) наименование вида работ, по которому коллектив (бригада) принимает на
себя ответственность за сохранность имущества;
б) в общих положения необходимо предусмотреть что: решение работодателя
об установлении полной коллективной материальной ответственности
оформляется приказом, который является неотъемлемым приложением к договору;
при смене руководителя коллектива или выбытии из него более 50 процентов от
его первоначального состава договор должен быть перезаключен; при выбытии
из состава отдельных работников договор не перезаключается (в таком случае
против подписи выбывшего члена коллектива указывается дата его выбытия, а
вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в
коллектив);
в) права и обязанности коллектива (бригады):
- участвовать в приеме вверенного имущества и осуществлять взаимный
контроль за работой по хранению, обработке, продаже, перевозке лили
применению в процессе производства вверенного имущества;
- принимать участие в инвентаризациях, ревизиях, в необходимых случаях
требовать от работодателя проведения инвентаризации;
- знакомиться с отчетами о движениях и остатках вверенного коллективу
имущества;
- заявлять работодателю об отводе членов коллектива, которые по их
мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного коллективу имущества;
- обязанности коллектива (бригады) идентичны обязанностям индивидуального
работника;
г) обязанности работодателя:
- своевременно принимать меры по выявлению и устранению причин,
препятствующих обеспечению коллективной сохранности вверенного имущества,
выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к
установленной законодательством ответственности;
- обеспечивать коллективу условия, необходимые для своевременного учета
и отчетности о движении и остатках вверенного им имущества;
- рассматривать сообщения коллектива об обстоятельствах, угрожающих
сохранности имущества, принимать меры по их устранению, рассматривать в
присутствии работника заявленный ему отвод, принимать соответствующие меры,
рассматривать вопрос об обоснованности требования проведения
инвентаризации;
д) раздел о порядке учета и отчетности.
Для освобождения от материальной ответственности член коллектива
(бригады) должен доказать отсутствие своей вины.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества,
определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен,
действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже
стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа
этого имущества.

Отчетность материально-ответственных лиц

Каждый факт хозяйственной деятельности, связанный с поступлением и
выбытием товаров, оформляется первичными документами. На их основании
материально-ответственные лица периодически составляют отчетность о наличии
и движении товаров, тары и сдают ее в бухгалтерию организации.
Администрация организации использует эту отчетность в целях контроля за
материально-ответственными лицами, а также для проверки сохранности
ценностей и управления товарными запасами.
Сроки составления отчетности устанавливает администрация организации. На
практике материально-ответственные лица составляют отчетность о наличии и
движении товаров ежедневно, за три, пять, а иногда даже за десять дней.
Ежедневное представление отчетности нерационально увеличивает объем работы
бухгалтерского аппарата. В то же время применение 10-дневной отчетности
нецелесообразно по нескольким причинам: движение товаров в течение
длительного периода не контролируется бухгалтерией, неравномерно
распределяется работа бухгалтеров в течение месяца, значительный объем
работ по проверке и обработке отчетности за последнюю декаду квартала
приходится на период составления бухгалтерской отчетности. В связи с этим
для обеспечения контроля за работой материально-ответственных лиц и более
эффективной обработки документации целесообразно установить сроки
отчетности исходя из конкретных условий функционирования организации.
В торговых организациях наиболее распространенным видом отчетности о
наличии и движении товаров является товарный отчет (ф. N ТОРГ-29). В
адресной части товарного отчета указываются наименование организации,
торговой единицы и структурного подразделения (отдела, секции), фамилия и
инициалы материально-ответственного лица, номер отчета, период, за который
составляется товарный отчет.
Товарные отчеты нумеруют с начала и до конца года последовательно с
первого номера.
Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного баланса:

Он + П = Р + Ок,

где Он - остаток товаров на начало отчетного периода;
П - поступление товара за отчетный период;
Р - расход товаров за отчетный период;
Ок - остаток товаров на конец отчетного периода.

Показатель «Остаток товаров на начало отчетного периода» должен
соответствовать показателю по строке «Остаток на конец отчетного периода»
предыдущего товарного отчета или показателю инвентаризационной описи (если
первый отчет составляют после проведения инвентаризации).
В приходной части товарного отчета каждый приходный документ записывают
отдельно и подсчитывают общую сумму оприходованных товаров за данный
отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. При
этом выделяются источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма
поступивших товаров.
В расходной части товарного отчета отдельно записывают направление
выбытия товаров, номер и дату расходного документа, сумму оценки выбывших
товаров и подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.
После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Таким же
образом в товарном отчете отражаются остатки и движение тары.
Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагают в
хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых
составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет
подписывает материально-ответственное лицо, а при бригадной материальной
ответственности - бригадир или его заместитель и один из членов бригады.
Товарный отчет составляют в двух экземплярах.
Правильность начального остатка в товарном отчете устанавливается путем
сопоставления данного отчета с предыдущим, который считается правильным,
так как уже был проверен. Об изменении остатка товаров на конец отчетного
периода ставят в известность материально-ответственное лицо, которое своей
подписью в конце товарного отчета должно удостоверить правильность
внесенных исправлений и нового остатка товаров.
Товарные документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные к
товарному отчету, следует сопоставлять с экземпляром расчетного документа
на эту же партию товаров, поступившего через банк или кассу. Это позволяет
установить полноту и своевременность оприходования товаров.
Проверив товарный отчет, бухгалтер ставит на нем дату проверки и
расписывается. Товарные отчеты используют в целях контроля не только за
движением ценностей, но и за состоянием товарных запасов. Контроль
осуществляется путем сопоставления фактических остатков товаров с
нормативом (лимитом), определяемым администрацией организации. При
выявлении значительного отклонения фактических данных от установленных
нормативов принимаются меры по оптимизации товарных запасов.



3. Бухгалтерский учёт поступления и реализация товаров

Учет поступления готовой продукции

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными,
спецификациями, приемными актами и другими первичными и сводными
документами.
Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения
обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов.
В последнее время многие организации применяют бескарточный метод
учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно
составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения
готовой продукции относительно складов и других мест хранения. Остатки
готовой продукции периодически инвентаризируют.
На автоматизированных складах вместо карточек складского учета
используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и
движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.
Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют
номенклатуру - ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники
продукции, содержащих сведения об облагаемой и необлагаемой различными
видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях,
среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.
Оценка готовой продукции. В настоящее время применяют следующие виды
оценки готовой продукции.
по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки
готовой продукции используется сравнительно редко, в основном на
предприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное
оборудование и транспортные средства. Может применяться на предприятиях с
ограниченной номенклатурой массовой продукции;
по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции,
исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может
применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки
продукции;
по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве
твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции
учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах
этот вариант оценки продукции был самым распространенным. поскольку
позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что
важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При
значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои
преимущества.
по плановой (нормативной) производственной себестоимости, также
выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость
отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости
продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки
готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании
и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции
изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции.
Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не
соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного
способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой
производственной себестоимости;
по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на
добавленную стоимость, - при выполнении единичных заказов и работ;
по свободным рыночным ценам - при учете товаров, реализуемых через
розничную сеть.
В АО “Москвич” оценка готовой продукции ведётся по оптовым ценам,
используемым в качестве твёрдых учётных цен.
При использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и
рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение
фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по
учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную
(реализованную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют
специальный расчет (табл. 1) с использованием средневзвешенного процента
отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным
ценам.
По данным табл. 1 этот процент оказался равным 1 от стоимости по
учетным ценам.
Таблица 1
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
|№ | |По твердым |По |Отклоне|
|пп |Показатель |учетным ценам |фактической|ние |
| | | |себестоимос|(+.-) |
| | | |ти | |
|1. |Остаток готовой | | | |
| |продукции на начало |300 000 |306 000 |+6000 |
| |месяца | | | |
|2. |Поступило из |2 700 000 |2 724 000 |+24 000|
| |производства | | | |
|3. |Итого |3 000 000 |3 030 000 |+30 000|
|4. |Отношение отклонений | | | |
| |фактической | | | |
| |себестоимости от |х |х |1,0 |
| |стоимости по твердым | | | |
| |ценам в % (графа | | | |
| |5,строка 3 : графу 3, | | | |
| |строка 3) | | | |
|5. |Отгружено товаров |2 500 000 |2 525 000 |+25 000|
|6. |Остаток готовой | | | |
| |продукции на конец |500 000 |505 000 |+5000 |
| |месяца | | | |


Умножением стоимости отгруженной продукции и стоимости ее остатка на
складе на конец месяца на исчисленный процент определяют, какая часть
отклонений относится на отгруженную и оставшуюся на складе продукцию (2 500
000 * 1:100 = 25 000; 2 500 000 + 25 000 = 2 525 000)
500 000 • 1:100 = 5000; 500 000 + 5000 = 505 000).
Подобный расчет составляют и при использовании сокращенной
производственной себестоимости. В этом расчете нет необходимости, если
предприятие использует для учета выпуска продукции счет 37 "Выпуск
продукции (работ, услуг)".
На практике указанные в табл. 1 расчеты составляют по однородным
группам товаров (примерно с одинаковой рентабельностью), что обеспечивает
большую точность в расчетах отклонений.
Синтетический учет готовой продукции. Учет наличия и движения готовой
продукции осуществляют на активном счете 40 "Готовая продукция". Этот счет
используется предприятиями отраслей материального производства. Готовые
изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи,
учитывают на счете 41 "Товары". Стоимость выполненных работ и оказанных
услуг на сторону также не отражают на счете 40 "Готовая продукция".
Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в
дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Продукция, подлежащая
сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе
незавершенного производства и на счете 40 "Готовая продукция" не
учитывается.
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух
вариантах: без использования счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и с
использованием счета 37.
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной
практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 40 по
фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет
отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным
ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений
фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам
отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют
бухгалтерской записью по дебету счета 40 "Готовая продукция" и кредиту
счета 20 "Основное производство".
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной
готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости
продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с
кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 40 " Готовая
продукция" способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом
"красное сторно".
Если готовая продукция полностью используется на самом предприятии, то
ее можно приходовать по дебету счета 10 "Материалы" и других аналогичных
счетов с кредита счета 20 "Основное производство".
Сельскохозяйственные предприятия учитывают движение
сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а
по окончании года ее доводят до фактической себестоимости.
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от
принятого предприятием метода учета реализации продукции списывают по
учетным ценам с кредита счета 40 "Готовая продукция" в дебет счетов 45
"Товары отгруженные" или счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". По
окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости
отгруженной (реализованной ) продукции от стоимости ее по учетным ценам и
списывают с кредита счета 40 дополнительной проводкой или способом "красное
сторно" в дебет счетов 45 или 46.
Готовую продукцию, переданную другим предприятиям для реализации на
комиссионных началах, списывают с кредита счета 40 в дебет счета 45 "Товары
отгруженные".
Именно, таким образом, ведётся учёт готовой продукции в АО “Москвич”.
Учёт реализации продукции производится по моменту отгрузки продукции.

Учет реализации продукции

Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными
договорами пли путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и
покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки,
порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты.
В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые
обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных
условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и
другие сведения.
Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями по
следующим ценам:
по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным
на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги
производственно-технического назначения);
по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в
соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам,
включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).
Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с
государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве,
осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.
При установлении отпускных цен указывается франке, т.е. за чей счет
производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до
покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке
продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную
цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы
только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по
перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта
и т.д.) должны оплачиваться покупателем.

4. Инвентаризация товаров

Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия проводится
для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом
выявляется соответствии фактического наличия товаров и тары на момент
инвентаризации их остатков по бухгалтерского учета.
Основными этапами инвентаризации являются:
Проверка фактического наличия товаров.
Документальное оформление результатов инвентаризации.
Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.
Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и
сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно и
отражаются в учетной политике, за исключением следующих случаев, когда
проведение инвентаризации обязательно:
при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной
ответственности – при уходе в отпуск бригадира и более половины членов
бригады);
при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей,
злоупотреблений, а также пожара, стихийных бедствий;
при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду,
выкупе, продаже и других случаях, установленных законодательством.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается центральная
постоянно действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая
руководителем предприятия или его заместителем. В состав комиссии должны
входить: главный бухгалтер, начальники структурных подразделений или служб,
представители общественности. Документ о составе комиссии регистрируется в
книге контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризаций.
Центральная инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую
работу по обеспечению сохранности ценностей, инструктажи членов рабочих
комиссий, организует проведение инвентаризаций, контролирует правильность
их проведения, осуществляет выборочные проверки и повторные сплошные
инвентаризации (при необходимости), контрольные проверки правильности
проведения инвентаризаций, проверяет правильное определение результатов
инвентаризации. Комиссия рассматривает также объяснения материально
ответственных лиц, допустивших недостачи (излишки), пересортицу товаров или
их порчу, вносит предложения об упорядочении приема, хранения и отпуска
товаров, улучшения их учета и контроля за сохранностью ценностей.
Снятие фактических остатков товаров и тары на складе, их сличение с
данными бухгалтерского учета проводится рабочей комиссией, назначаемой
приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель
администрации предприятия или вышестоящей организации, товаровед, работник
бухгалтерии, представитель общественности и материально ответственное лицо.
Рабочая комиссия составляет сои заключения по выявленным недостачам и
излишкам, вносит предложения по улучшению порядка приема и отпуска товаров,
по улучшению учета и контроля за сохранностью, участвует в определении
окончательных результатов инвентаризации, проверяет правильность расчетов
естественной убыли (при наличии норм), зачета пересортиц товара.
Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдением порядка
проведения инвентаризации, ее своевременность, полноту и точность внесения
в описи данных о фактических остатках товаров и тары и их потребительских
признаках, правильное оформление инвентаризационных материалов и
своевременную сдачу их в бухгалтерию. За внесенные в инвентаризационные
описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач или излишков
ценностей виновные лица привлекаются к ответственности в установленном
законом порядке.
К началу инвентаризации бухгалтерия обязана закончить проверку и
обработку документов на складе, определить остатки на день инвентаризации
по каждому наименованию товара. При этом в местах хранения товары должны
быть уложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам и тд в зависимости
от применяемого в организации способа хранения. На товары заранее должны
быть составлены ярлыки с необходимыми сведениями о количестве, массе, мере.
Рабочая комиссия перед началом инвентаризации должна опломбировать
подсобное помещение и другие места хранения товаров, имеющих отдельные
входы и выходы, проверить исправность весоизмерительных приборов, получить
от материально ответственных лиц последний товарный отчет, завизировать
его, поставив штамп «До инвентаризации», дату и подпись председателя
комиссии.
Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в
том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчету приложены и
сданы в бухгалтерию, что не оприходованных или не списанных в расход
ценностей не имеется.
Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц проверяет
фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения ценностей в
отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных помещениях у одного
материально ответственного лица, проверяют и оформляют описями-актами
отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия переходит в
следующее помещение.
Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем
их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной
нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в
неповрежденных и пронумерованных кипах, ящики, бочках, допускается внесение
этих товаров в описи по специфике или маркировке, имеющейся на таре. В
описи это должно быть оговорено. Причем на менее 10% таких товаров, за
исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть
подвергнуто обязательной выборочной проверке. При этом если в результате
такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или
маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить
товар.
Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия (по
данным учета или со слов ответственного лица) запрещается. При подготовке
большого количества весовых товаров отвесы фиксируются в специальных
ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с ответственными за
ценности лицом данные о качестве товара вносятся в инвентаризационную
опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается определить путем
обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты обмеров
прилагаются к описям.

Оформление инвентаризационных материалов.

Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно
в двух, а при приеме-передачи – в трех экземплярах. На каждой странице
описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг., и тд).
Исправления в описи должны быть оговорены и подписаны всеми членами
инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях
не допускаются незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки
прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и
материально ответственные лица.
В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку
следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей
инвентаризационной описи № по № , комиссией проверены в натуре в моем
присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной
комиссии не имею. Ценности перечисленные в описи, находятся на моем
ответственном хранении».
В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются
работник, принявший ценности, и работник сдавший их.
Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально
ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуются после
инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью «Материальные
ценности, поступившие во время инвентаризации». В данной описи указывают
поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка
«После инвентаризации» со ссылкой на дату описи.
При длительном проведении инвентаризации на складе с письменного
разрешения руководителя товары со склада могут быть отпущены в присутствии
членов инвентаризационной комиссии и оформлены отдельной описью
«Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходном
документе делают соответствующую отметку.
Товары, находящиеся на складе на ответственном хранении (не
принадлежащие предприятию или поступившие на предприятие без
сопроводительных документов), инвентаризуются вместе с собственными и
оформляются отдельной описью, в которой делают ссылку на документ,
подтверждающий принятие товара на ответственное хранение.
На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по
каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам
бухгалтерского учета), дату отправки, перечень и номер отгрузочных
документов.
Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежавшихся и
неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны
храниться отдельно.
Тара записывается в описи по видам, целевому назначению и
качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и
тд). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией
составляется акт на списание с указанием причин порчи.
В протоколе рабочей инвентаризационной комиссии отражают результаты
инвентаризации, проверки условий хранения и обеспечения сохранности
ценностей на складе, отмечают причины порчи товаров и виновных лиц,
предоставляют предложения по устранению недостатков, списанию недостач в
пределах естественной убыли, зачета пересортиц.
Первый экземпляр описей товаров и тары с их перечнем, контрольные
ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты обмеров, акты на бой, брак и
порчу товаров и другие инвентаризационные материалы передают в бухгалтерию
в день окончания инвентаризации. Протокол комиссии с другими документами
передают на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

5. Учёт операций с тарой

Тара как материальный объект представляет собой емкость, используемую для
хранения, упаковки транспортировки промышленных товаров и
сельскохозяйственных продуктов.
В соответствии со ст.481 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором
купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан
передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара,
который по своему характеру не требует упаковки.
Если договором не определены требования к таре и упаковке, то товар
должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а
если такие требования предусмотрены, то продавец обязан передать покупателю
товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным
требованиям.
По своему назначения тара подразделяется на используемую для:
хранения;
упаковки;
транспортировки.
Тара для хранения - это тара, предназначенная для хранения товарно-
материальных ценностей на складах или осуществления технологического
процесса прозводства продукции.
Тара для упаковки представляет собой материальные ценности, используемые в
производственной деятельности предприятия и необходимые для реализации
(сбыта) товара.
Тара транспортная - это тара, в которой товары перевозят и хранят в
процессе продвижения их от производителя до потребителя.
По условиям поставки и многократности использования различают тару
многократного и однократного использования.
Тара многократного использования совершает многократный оборот от
поставщика (производителя) к потребителю и после освобождения от продукции
и товаров подлежит возврату предприятию-изготовителю в порядке и в сроки,
установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с
ними обязательными правилами или договором (ст.517 ГК РФ). Прочая тара, а
также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях,
предусмотренных договором.
К многооборотным средствам, в соответствии с Основными положениями по
учету тары на предприятиях, производственных объединениях и в организациях,
утвержденными Минфином СССР 30.09.85 N 166 относятся: деревянная тара
(ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и
плоского склеенного картона и др.), металлическая пластмассовая тара
(бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки,
банки и др.), тара из тканей и нетканных материалов.
За некоторые виды оборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром),
поставщиком может взиматься с покупателя залог, который ему возвращается
после получения от него порожней тары в исправном состоянии.
Тара однократного использования утилизируется предприятием только один
раз - при реализации (сбыте) продукции - и не подлежит возврату. Как
правило, такая тара называется внутренней (потребительской) и не
представляет собой самостоятельную транспортную единицу.
Итак, рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций с
тарой в зависимости от ее назначения.
ТАРА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ
Тара, используемая на предприятии для хранения товарно-материальных
ценностей, представляет собой хозяйственный инвентарь и отражается в
бухгалтерском учете как основное средство или МБП, в зависимости от
стоимости приобретения.
Напомним, что предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-
кратного установленного законодательством РФ минимального размера месячной
оплаты труда за единицу относятся к МБП (подп."б" п.45 Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от
26.12.94 N 170). Соответственно материальные ценности стоимостью более
этого предела относятся к основным средствам.
Отражение в бухгалтерском учете тары, используемой как основные
средства или МБП, производится в соответствии с нормативными документами,
регулирующими порядок ведения этих материальных ценностей.
К их числу относятся:
Федеральный закон РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное приказом
Минфина РФ от 26.12.94 N 170;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97
(Приложение к Приказу Минфина РФ от 03.09.97 N 65Н);
Положение по бухгалтерскому учету МБП, утвержденное Письмом Минфина СССР от
18.10.79 N 166 и др.
Согласно пп.43, 47 Положения о бухгалтерском учете тара, учитываемая
как хозяйственный инвентарь, отражается в учете по первоначальной
стоимости, т.е. по фактическим затратам ее приобретения, сооружения или
изготовления.
Для отражения операций, связанных с приобретением тары, необходимо,
чтобы сделка была оформлена первичными документами. При этом первичные
документы должны быть составлены с учетом требований, предусмотренных п.2
ст.9 Закона о бухгалтерском учете.
ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ТАРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ КАК ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
ИНВЕНТАРЬ И ПРИОБРЕТЕННОЙ У СТРОННИХ ПОСТАВЩИКОВ
Д-т сч.08 К-т сч.60 - стоимость приобретения тары, учитываемой как ОС;
Д-т сч.19 К-т сч.60 - НДС по приобретенной таре;
Д-т сч.08 К-т сч.60 (76, 70 и др) - отражены расходы, связанные с
приобретением тары;
Д-т сч.19 К-т сч.60 (76) - НДС по расходам, связанным с приобретением тары;

Д-т сч.01 К-т сч.08 - отражение фактических затрат, по которым учитывается
тара в составе ОС;
Д-т сч.60 (76, 70 и др.) К-т сч.51 (50) - оплата приобртенной тары и
расходов, связанных с ее приобретением;
Д-т сч.68 К-т сч.19 - списание НДС в зачет.
Если тара по стоимости приобретения будет отнесена к МБП, то проводки
по ее приобретению будут аналогичны вышепредложенным, только без отражения
по сч.08, а вместо сч.01 будет применяться сч.12 "МБП".
ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ТАРЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
КАЧЕСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНВЕНТАРЯ И ИЗГОТОВЛЕННОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Учет затрат, связанных с изготовлением тары, осуществляется на сч. 23
"Вспомогательное производство". Изготовленная тара сдается на склад по
приемно-сдаточным накладным и учитывается по сч.01 или 12 в зависимости от
фактических затрат, связанных с ее изготовлением.
Д-т сч.23 К-т сч.10 (70, 68, 69, 76 и др.) - отражены затраты по
изготовлению тары;
Д-т сч.01 (12) К-т сч.23 - отражена себестоимость изготовленной тары.
По мере ввода приобретенной (изготовленной) тары в эксплуатацию на нее
должен начисляться износ в порядке, установленном для основных средств или
МБП.
В соответствии с п.46 Положения о бухгалтерском учете стоимость МБП
может погашаться путем начисления износа в размере 50% при передаче их со
склада в эксплуатацию и в размере остальных 50% при выбытии за
непригодностью, или в размере 100% при передаче в эксплуатацию.
При выборе одного из методов начисления износа по МБП предприяие
должно отразить его в учетной политике.
В бухгалтерском учете начисление износа отражается:
Д-т сч.20 (44, 25, 26) К-т сч.13.
Начисление износа по таре, относящейся к основным средствам,
производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет
основных средств", п. 4.2 которого предусмотрено несколько способов
начисления амортизации.
В бухгалтерском учете начисление износа отражается:
Д-т сч.20 (44, 25, 26) К-т сч.02.
РЕАЛИЗАЦИЯ (ВЫБЫТИЕ) ТАРЫ
Реализация (выбытие) тары отражается в бухгалтерском учете на счете 48
"Реализация прочих активов":
Д-т сч.48 К-т сч.01(12) - списана первоначальная стоимость тары;
Д-т сч.02 (13) К-т сч.48 - списана начисленная сумма износа;
Д-т сч.51 (50) К-т сч.48 - отражена реализация тары;
Д-т сч.48 К-т сч.68 - НДС;
Д-т сч.48(80) К-т сч.80 (48) - отражен финансовый результат.
В случае, если у предприятия образуется отрицательный результат от
рализации тары, то он, в соответствии с п.2.4 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95
N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций", не учитывается для целей налогообложения.
ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ТАРОЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ УПАКОВКИ ПРОДУКЦИИ, А ТАКЖЕ
ОПЕРАЦИЙ С ТРАНСПОРТНОЙ ТАРОЙ
Основным документом, регулирующим порядок отражения в бухгалтерском
учете операций с тарой, предназначенной для упаковки, являются Основные
положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и
организациях, утвержденные Министерством финансов СССР 30.09.85 N 166.
При использовании этого документа в практической работе следует иметь
в виду, что он применяется в части, не противоречащей действующей на
сегодняшний день методологии бухгалтерского учета.
Тара, предназначенная для упаковки, также как и тара, используемая на
предприятии как хозяйственный инвентарь может приобретаться на стороне и
изготовляться на самом предприятии.
Учет такой тары ведется на счете 10 "Материалы" субсчет "Тара и тарные
материалы" (за исключением предприятий торговли и общественного питания).
На этом же счете ведется учет материалов и деталей, предназначенных
специально для изготовления и ремонта тары.
Учет тары на предприятиях торговли и общественного питания ведется на
счете 41 "Товары" субсчет 3 "Тара под товаром и порожняя", за исключением
стеклопосуды, которая учитывается на субсчете 2 "Товары в розничной
торговле".
Если стоимость тары собственного производства, а также покупной,
использованной для упаковывания продукции, включается в оптовую цену
реализованной продукции, то отражение в учете будет следующим:
1) при осуществлении процесса упаковки в цехах основного производства
стоимость тары списывается со сч. 10 на сч. 20 "Основное производство" и
включается в производственную себестоимость продукции;
2) стоимость тары учитывается на сч. 43 "Коммерческие расходы" и
включается в полную себестоимость продукции, если упаковывание продукции
осуществляется после ее сдачи на склад (п. 9 Основных положений по учету
тары).
Отражение в бухгалерском учете этих операций:
Д-т сч.20 К-т сч.10 - списание тары при упаковывании продукции в цехах
основного производства;
либо
Д-т сч.43 К-т сч.10 - списание расходов по таре, при упаковывании
продукции после ее сдачи на склад.
Следует обратить внимание, что применение одного из допускаемых
способов отражения расходов по таре должно быть отражено в учетной политике
предприятия.
Если стоимость тары не включается в цену реализуемой продукции , то ее
себестоимость и выручка от реализации показываются в учете отдельно. В
частности, данное положение относится к транспортной таре и таре,
обращающейся по залоговой стоимости (п.23, 45 Основных положений по учету
тары).
В этом случае затраты на тару и упаковку, оплачиваемые покупателем
сверх отпускной цены приобретаемых материальных ресурсов, которые, согласно
п.6 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв.
постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, не включаются в
стоимость материальных ресурсов, полученных от поставщиков, а учитываются
отдельно по цене ее возможного использования, то есть подлежат отражению на
счетах учета этих затрат (сч.10, 12).
Тара, использованная для упаковывания продукции, может подразделяться
на тару, подлежащую возврату, и на тару, использованную для упаковывания
продукц

Новинки рефератов ::

Реферат: Меморандум Танаки (История)


Реферат: Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка (Педагогика)


Реферат: Роль религии в культуре (Культурология)


Реферат: Затухание ЭМВ при распространении в средах с конечной проводимостью (Радиоэлектроника)


Реферат: Психологические приемы допроса (Психология)


Реферат: Земля - объект охраны окружающей среды (Экологическое право)


Реферат: Кондиционирование воздуха, вентиляция и отопление (Теплотехника)


Реферат: Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (Государство и право)


Реферат: Менеджмент на рынке недвижимости (Менеджмент)


Реферат: Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг (Социология)


Реферат: Программа к социсследованию (Социология)


Реферат: Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


Реферат: Исследование паровоздушной газификации низкосортных углей Украины (Химия)


Реферат: Учение Фрейда (Психология)


Реферат: Партесное пение (Музыка)


Реферат: Проблема разоружения (Политология)


Реферат: История украинских сечевых стрельцов (История)


Реферат: Г.В. Свиридов (Музыка)


Реферат: Начало второй мировой войны и вступление в неё Советского Союза (История)


Реферат: Г.Г. Маркес – поэт мифов, «Сто лет одиночества» – величайший миф современности (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист