GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Демократические выборы (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Демократические выборы (Политология)


Избирательный процесс: механизм и процедура.

С принципом представительства партии как законной оппозиции тесно
связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и
представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в
системе власти через партии. Роль выразителя народного суверенитета
отводится лишь избирательному корпусу. Выборы, по сути дела, являются одним
из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и
политического режима. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах
большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к участию в
политическом и особенно в избирательном процессе. Большая роль в этом плане
отводится системе образования, а так же различным механизмам - от
официальных торжеств по случаю национальных праздников до мероприятий
патриотических и политических организаций. Избирательные кампании уже сами
по себе обеспечивают возможности для пропаганды достоинств участия в
голосовании. Мероприятия с целью стимулирования участия в выборах не только
усиливают политический интерес, но и оказывают значительное влияние на
установки граждан в отношении правительственного процесса. Акт участия в
выборах уже сам по себе увеличивает веру граждан в законность и
ответственность правительства.
Оценивая роль института всеобщих выборов, необходимо проводить
различие между влиянием на состав конкретного избранного правительства и
контролем над правительством как государственно-политическим институтом.
Например, правила избрания членов парламента делают сенатора уязвимым со
стороны электората, в то же время изолируется парламент как политический
институт от влияния изменений в поведении избирателей. Относительная
легкость, с которой может быть заменено конкретное действующее
правительство, снижает остроту возможных требований об изменении самого
режима и его институтов. Этим обуславливается, что институт всеобщих
выборов является одним из важнейших элементов современной политической
системы. Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и
стабилизации существующей системы и обусловило то, что в настоящее время в
подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но
для его утверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на
протяжении более чем двух веков. В Нидерландах, например, в 1800г.
электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890г. эта цифра
поднялась до 27%, в 1900г. - до 63%. Здесь всеобщее право было введено для
мужчин в 1917г., а для женщин - в 1919г.
В США вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы, за
исключением незначительных групп негров в новоанглийских штатах, не
участвовали в избирательном процессе. В 1870г., т.е. через семь лет после
обнародования президентской прокламации об освобождении рабов в 1863г. Была
принята XV поправка к конституции, предоставляющая право голоса неграм.
Однако, после отзыва федеральных войск с Юга в 1877г. негры практически
были лишены возможности участия в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов XX
века негры стали добиваться некоторых успехов в расширении их участия на
выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов, снявшие ограничения на
участие негров в избирательном процессе. В 1971г. конгресс США одобрил XXVI
поправку к конституции о снижении возрастного ценза на участие в
голосовании с 21 до 18 лет. Подобные законы в 60-70-х годах были приняты и
в большинстве других индустриально развитых стран. Женщины получили право
голоса в США в 1918г. (но впервые приняли участие в выборах 1920г.), во
Франции - в 1944г., в Италии в 1945г., в Греции - в 1956г., в Швейцарии -
лишь в 1971г.
Центральная проблема, которой занимаются партии - это избирательный
процесс. Лишь выигрывая на выборах и завоевывая выборные должности, партия
и ее руководство в состоянии утвердить свои позиции и добиваться власти для
достижения своих целей. Успех на выборах является непременным условием
выживания партии и мерой ее эффективности и жизнеспособности. Поэтому
естественно, что конкретную политическую партию отличает от всех других
форм политической организации то, что в центре ее внимания всегда стоит
вопрос о выборах. Она не всегда может принимать решения тактического
характера, а в самой практике нередко возможны ошибки. Но в долговременной
перспективе, если она стремится остаться дееспособным конкурентом,
завоевание выборных постов должно быть ключевым фактором в партийных
решениях.
В глазах избирателей мерилом положительной или отрицательной оценки
деятельности партии опять же является успех последних на выборах. В
современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и
единственной формой участия в политике является участие в избирательном
процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в
стране в целом, В отдельной области, в штате, в земле, на муниципальном
уровне, в избирательном округе, определить степень доверия избирателей к
той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным
установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный
выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей
степени соответствуют их позициям и интересам.
В свою очередь, партия, претендующая на успех во время предвыборной
кампании должна убедить как можно белее широкий круг избирателей в том, что
именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед обществом
проблемы, защищать интересы большинства населения. Успех на выборах
обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд
избирательной кампании. Это, в свою очередь, является необходимым условием
эффективного функционирования и выживания партий.
Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых с помощью
выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга
должностей охватывают все уровни государственности - от центрального до
местного, от президента или главы правительства страны до руководителей
местного управления. В США, например, раз в четыре года проводятся
общенациональные выборы, на которых избираются президент и вице-президент
страны, члены палаты представителей и сената конгресса США; выборы на
штатном уровне для избрания губернаторов, членов законодательных собраний,
генеральных прокуроров и других должностей; выборы на местном уровне для
замещения выборных должностей местных властей. Часть должностей на всех
уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных
выборах, которые проводятся через каждые два года.
В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных
кампаний регламентируется законодательными нормами. Например, отличающееся
большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки
избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома
избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено
публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до
выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно регламентировано
использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио.
Так, законодательно устанавливаются общий период времени отводимого на СМИ
для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между
партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым
общее время разбивается по дням избирательной кампании.
В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших
принципа. Это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех
участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем
им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение
выборов. Во-первых, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и
организаций в фонды избирательных кампаний, во-вторых - во многих странах
государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же
время всем партиям и кандидатам предоставляются равное время на радио и
телевидении и т.д. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в
соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к
своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций,
оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного
аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.
В избирательной системе важен институт регистрации, который
регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей
заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально
развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти.
Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и когда эти последние
меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.
По-иному обстоит дело в США, где действует процедура личной регистрации,
при которой регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом
самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для
этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными
избирательными комиссиями и бюро.
Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит
в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность
установить личность голосующего, является ли он жителем данного
избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих
выборах. В определенной степени этим объясняется введение ценза оседлости в
качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц,
желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение
личности, места жительства и гражданства. Система личной регистрации
предусматривает периодическое обновление избирательных списков. При чем
сами избиратели должны также периодически возобновлять свою регистрацию.
Чтобы добиваться внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны
соответствовать требованиям, предъявленным законом к претендентам на ту или
иную должность. Такие требования могут включать минимальный возрастной
ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и
т.д. Например, согласно конституции США, президентом страны может стать
американский гражданин по рождению в возрасте не менее 35 лет и проживающий
в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в члены палаты представителей
должны быть жителями штата, но не обязательно конгрессистского дистрикта,
от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие
должности, как судьи, генеральные прокуроры, прокуроры, могут быть
только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии.
Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные
должности. Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х
г. нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с
21-23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60-
начала 70-х г. этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в
1971г., ФРГ и Франции - в 1974г., в Италии - в 1975г. и т.д. Для кандидатов
же, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня
установлен более высокий возрастной ценз - скажем, 23-25 лет в нижнюю и 30-
40 - в верхнюю палату парламента.

Избирательная кампания.

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от
характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) - области,
провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых
избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня
выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на
базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов
областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов
объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются
таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня)
избирается от равного числа жителей или избирателей.
Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия
понимается установленный законом период, в течение которого политические
партии и организации, а также государственные органы, ответственные за
проведение выборов, осуществляют их организацию, пропагандистскую и
идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными
правилами. Под ней понимается также комплекс организационных,
пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и
кандидатами. В таких случаях говорят об "избирательной кампании" той или
иной партии, того или иного кандидата и т.д. Существует целый ряд различий
в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В
зависимости от сложившихся в каждой стране традиций главой государства или
правительства или же парламентом назначается официальная дата выборов. С
этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия
выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти
соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампании
создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель,
финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель
ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них
нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного
мнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой
информации, специалисты по сбору средств по почте.
После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в
специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для
развития избирательной системы имело введение в конце XIX века так
называемого "австралийского" бюллетеня, призванного обеспечить секретность
голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов.
Представление об этом можно составить на примере США. Здесь раньше каждая
партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь
собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных
функционеров к распространению своих бюллетеней в избирательных участках.
Это, во-первых, затрудняло секретность голосования поскольку бюллетени
партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить,
кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало подкуп избирателей. Во-
вторых, поскольку в бюллетень были вписаны кандидатов только одной партии,
для избирателей было весьма трудно подавать свой голос за кандидатов разных
партий на разные должности.
Официальный "австралийский" бюллетень внес существенные изменения в
процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех
кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению
секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа
избирателей. В то же время "австралийский" бюллетень давал избирателям
возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных
достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не
голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на
одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не
были вынуждены выбирать сугубо партийный список. Именно введение
"австралийского" бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного
голосования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата
республиканской партии на пост президента и за кандидата демократов на пост
члена палаты представителей или сената, и наоборот.
К настоящему времени в США специальные машины, которые начали вводить
в 90-е г. XIX в., почти полностью вытеснили бумажные бюллетени.
Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том
же порядке, что и в "австралийском" бюллетени, находятся в специальных
зашторенных помещениях, что призвано обеспечить тайну голосования.
Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на
соответствующий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной
партии, либо на рычажки указывающие на предпочитаемых им кандидатов из той
или другой партии. Избирательные машины значительно упрощают технику
голосования, облегчают и сокращают время на подсчет голосов, так что в
момент закрытия избирательных участков они выдают результаты голосования.
Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в
Великобритании любой претендент на выборную должность формально в праве
участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в
соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него
самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти
исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов
за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают
о дате выборов за долго до официального заявления премьер-министра и,
соответственно, за ранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же
процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.
Несколько иная технология организации и проведения президентской
избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официально она начинается в
феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый
вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других
выборных должностных лиц. При этом избирательная кампания проходит два
этапа. На первом этапе - этапе первичных выборов - боррьба разворачивается
между претендентами на номинации внутри партий. Первый этап завершается
общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле,
августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и
утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-
президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные
платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу и
завершается избранием президента, вице-президента и других выборных
должностных лиц.
Следует отметить также специфику процедуры избрания президента США,
которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других
странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании
претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации
пятидесяти штатов и федерального округа Колумбия удостоверяют имя кандидата
соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых
выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса
кандидату партии. Институт коллегии выборщиков и двух-этапное голосование
были установлены отцами-основателями. Они явились результатом компромисса
между сторонниками большей автономии штатов, выступавших за то, чтобы
президент избирался законодателями штатов, и теми, кто выступал за большую
централизацию государства и всенародные прямые выборы. Избирательная
система построена по принципу: один голос от одного избирателя, но на
уровне штатов. Победу одерживает тот, кто получает наибольшее число
голосов, но на уровне штатов. Тем самым учитывается федеральный принцип
государственно-политического устройства. Каждому выборщику предписывалось
взвесить все "за" и "против" и проголосовать за тех кандидатов на пост
президента и вице-президента, которых он считает наиболее подходящими.
Конституция не связывала выборщиков голосованием за конкретного кандидата.
Но постепенно, по мере развития партийной системы, соображения квалификации
были оттеснены на второй план партийной принадлежностью выборщиков.
Установилось правило, по которому избранные выборщики связывались
обязательством голосовать за определенного кандидата. В конечном итоге они
превратились в партийных агентов, обязанных морально и политически
поддерживать кандидата своей партии.
Как правило, в большинстве стран предвыборная агитации прекращается за
сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы
предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать
и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого
и за что именно отдать свой голос.
Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается
определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от
двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что
определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц
достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу,
позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического
руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы
политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей
ответственности перед избирателями.

Основные типы избирательной системы.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом
зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа:
мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого
избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах
считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе,
если по одному и тому же округу баллотируется не два, а несколько
кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов.
Показательно, что не раз консервативная партия Великобритании одерживала
победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной
электорат делился между лейбористской парией и либерал-социал-
демократическим альянсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии
с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в законодательные
собрания избираются от округов, от которых избирается единственный
кандидат. В данном округе партия должна завоевать большинство голосов,
чтобы одержать победу. Меньшинство здесь оказывается не представленным в
законодательном собрании.
При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной,
может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае
победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех
участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один
кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур
выборов, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее
число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже
кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной
системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший
больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности.
Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.
Многие континентальноевропейские страны практикуют пропорциональную
систему, в соответствии с которой от каждого округа избираются несколько
кандидатов, число которых распределяется пропорционально количеству
завоеванных партиями голосов. Здесь избирательные округа создаются
достаточно крупные, чтобы включить, скажем, пять представителей и разделить
их между партиями пропорционально завоеванным ими голосам. Если, например,
одна партия имеет около 40% всех голосов, она соответственно получает 40%
из 5 мест, т.е. 2. Если три другие партии получают от 16 до 24% голосов
каждая, каждой из них предоставляется по одному месту. Однако, если бы
такой большой дистрикт был расчленен на пять маленьких дистриктов, имеющих
по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов
всех избирателей (т.е. большинство), тогда ее сила распределялась бы
примерно равномерно по первоначальному большому дистрикту. Другими словами,
пропорциональная система представительства склонна предоставлять
сравнительно мелкими партиями место в законодательном собрании.
Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой,
поощряет партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной
системы. В Америке же, если кандидат не завоевывает большинство, то он не
получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что
кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате, если один кандидат
получает 50% + 1 голос избирателей, он получает все 100% голосов
выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для получения
голосов выборщиков третьи партии должны завоевывать не просто определенное
количество голосов по всей стране, а географически концентрированную в
каком-либо округе поддержку большинства избирателей. А это означает, что
если третья партия и одержит победу в том или ином округе или даже штате,
она все же остается местным явлением.
В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная
система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе
мажоритарной системы в один тур, а другая - на основе пропорциональной
системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной
системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального
представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур
способствует установлению двухпартийности, а пропорциональная система,
наоборот, - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению
партий в коалиции.

Список литературы.


1. К.С.Гаджиев "Политическая наука", М., Международные отношения, 1995г.
2. М.Г.Анохин "Выборы", //Вестник московского университета, 1998г. №4
3. //Социально-политический журнал, 1998г. №2.




Реферат на тему: Демократические преобразования в Росии

Содержание



Введение………………………………………………………………...3
1. События 19-21 августа 1991 года и распад СССР………………..4
2. Конституция Российской Федерации……………………………...5
3. Рыночная экономика………………………………………………..6
а) приватизация………………………………………………...6
б) развитие рыночной экономики……………………………..6
4. Решение внешнеполитических проблем…………………………..8
Заключение……………………………………………………………10
Список используемой литературы…………………………………..11



Введение

Реальные демократические преобразования в праве начались со
второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения
августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового
государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и
положения, стали развиваться демократическое (созданы Конституционный
суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В
октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена
концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной
власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,
независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что
государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и
защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность
государственной власти. Процесс формирования правового государства
предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,
которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,
равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства
и личности.



1. События 19-21 августа 1991 года и распад СССР

Дни с 19 по 21 августа 1991 года запомнились всей стране как дни
победы демократии в России. 19 августа высшими руководителями страны был
организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во
главе с Г.Янаевым. Эта попытка повернуть вспять все реформы, попытка
сделать шаг в прошлое заставила выйти на улицы в знак протеста тысячи
москвичей. По приказу ГКЧП в столицу были введены танки и войска. 19
августа в 12 часов дня Борис Ельцин поднялся на один из вошедших в Москву
танков. Стоя на броне, он зачитал обращение руководства России, в котором
охарактеризовал ГКЧП, как “правый, реакционный, антиконституционный
переворот”. Вокруг “Белого дома” собралось свыше 160 тысяч человек. Они
построили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площади более двух
суток. Вечером Борис Ельцин подписал еще более суровый указ, в котором о
членах ГКЧП говорилось: “Изменив народу, Отчизне и Конституции, они
поставили себя вне закона”. В ночь на 21 августа была пролита кровь трех
человек. А ранним утром 21 августа был отдан приказ вывести войска из
города.
22 августа у “Белого дома” состоялся многотысячный “митинг
победителей”. Со здания сняли красный флаг и торжественно водрузили
трехцветный флаг России”.
Вместе с падением ГКЧП окончательно пала и старая идеологическая
система. 23 августа Ельцин подписал указ о “приостановлении деятельности
компартии на территории России”, и уже на следующий день М. Горбачев сложил
с себя обязанности генсека и призвал ЦК к самороспуску.
8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще встретились руководители
России, Украины и Белоруссии - Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич. Они
подписали заявление, в котором говорилось, что республики СССР становятся
независимыми. Вместо СССР они создали Союз Независимых государств (СНГ).
25 декабря президент СССР Михаил Горбачев по телевидению в своем
последнем обращении к народу заявил о своем уходе с этого поста. Вечером
того же дня произошла торжественная смена флагов над Кремлем.

2. Конституция Российской Федерации

Одним из важнейших достижений перехода России к демократии
является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс
принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России
занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал
принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества
(около 400) поправок к ранее действующей Конституции РСФСР 1978 года.
Принятие этих поправок привело к наличию серьезных противоречий между
отдельными статьями Конституции. В ответ на это президент России созвал
Конституционное совещание для разработки новой Конституции России. В
результате многомесячной работы был разработан проект новой Конституции,
которая, в целом, была компромиссной для всех политических сил общества. В
этот период конфронтация исполнительной и законодательной власти достигла
наивысшего накала. Верховный Совет был категорически против нового
основного закона страны, поскольку он лишал его своевластия и
перераспределял власть в пользу президента России. Но вместе с тем,
поскольку Ельцин являлся гарантом демократических реформ, конституция была
подготовлена для успешного и беспрепятственного проведения этих реформ.
Новая Конституция наделяла президента большей властью, так как она (власть)
была необходима для проведения демократических преобразований. 12 декабря
1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция
Российской Федерации. За принятие этой Конституции проголосовало 58,4
процента избирателей.
3. Рыночная экономика

а) приватизация

Плановая экономика привела страну в экономический тупик, и поэтому
необходимость в переходе к новой экономической системе была очевидна.
В начале 1993 года в стране была начата приватизация, которая
предполагала перераспределение государственной собственности в пользу
народа. Руководил процессом приватизации А.Б. Чубайс. В принципе, идея
приватизации была правильной и подобный переход к рыночной экономике вполне
возможен. Но Борис Ельцин при планировании приватизации допустил несколько
ошибок. Было забыто о самом главном. Не было создано механизма управления и
контроля за приватизацией, а также не было проведено анализа первых месяцев
и первых результатов приватизации. Существовало слишком много “дыр” в
законе, которые давали возможность одним людям обогащаться, разоряя других.
Приватизация продолжается и по сей день, и поэтому говорить о результатах
приватизации сейчас бесполезно. В данный момент происходит
перераспределение собственности в пользу крупного капитала, и оценить, как
это скажется на российской экономике в дальнейшем также пока невозможно.

б) развитие рыночной экономики

Несмотря на провал приватизации, страна плавно переходила к новой
экономической системе, где основой становится частная собственность. Борис
Ельцин с самого начала взял курс на рыночную экономику и уже сейчас трудно
представить нашу жизнь без тех экономических прав, которые мы получили в
результате реформ.
Благодаря экономическим реформам каждый получил возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Каждый получил возможность
сам оценивать свой труд, в то время как раньше труд человека оценивался
государством. Рыночная экономика существенно улучшила нашу жизнь. Больше
нет дефицита, нет очередей в магазинах, нам не приходится давать взятки,
чтобы приобрести товар иностранного производства. За счет появления
конкуренции качество предлагаемых товаров и услуг заметно улучшилось, и
поэтому люди не покупают только то, что есть в магазинах - появилась
возможность выбора. Появилась возможность свободно покупать и продавать
валюту в банках или обменных пунктах, а значит свободно выезжать за
границу.
Те предприятия, которые смогли адаптироваться к новым
экономическим условиям сейчас начинают набирать обороты и выпускать вполне
конкурентоспособную продукцию. В частности, это отдельные предприятия
пищевой, легкой, нефтяной, химической промышленности.
Переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд негативных
явлений в жизни общества. Это прежде всего безработица и социальная
незащищенность таких слоев общества, как пенсионеры, бюджетная сфера,
армия. Разгул преступности и внедрение ее в экономическую жизнь общества
также вселяет тревогу и неуверенность у россиян. В экономике появилось
такое явление, как невыплата заработной платы, что в свою очередь создает
социальную напряженность в обществе. Наиболее важные задачи сейчас
сосредоточены в области национальной политики. Главное - сохранить
целостность России, как государства, повысить чувство национального
единства. Многие из этих проблем существовали в обществе и раньше, но о них
просто замалчивалось, но они рано или поздно дали бы о себе знать.
Очевидно, что сворачивать с намеченного курса уже не
представляется возможным. И переход к рыночной экономике не мог быть
легким. Появление многочисленных проблем было неизбежным. Конечно, можно
упрекнуть президента в том, что не всегда были выработаны предупредительные
меры, которые если не сняли бы эти проблемы, то хотя бы смягчили их
последствия. Пример этому - экономический и финансовый кризис второй
половины 1998 года. Говоря об этом кризисе, можно надеяться, что, учитывая
огромные усилия как президента Ельцина, так и правительства России, страна
все же сможет оправиться от столь серьезных экономических потрясений и
будет последовательно продолжать реформы.

4. Решение внешнеполитических проблем

Придя к власти, Борис Ельцин, как президент страны, решил одну из
важнейших внешнеполитических проблем - он вернул России ее вес великой
державы в мировой политике. Это было необходимо, так как после перестройки,
после событий августа 1991 года, многие западные политики сомневались, что
в России к власти пришло такое руководство, которое сможет играть важную
роль на мировой политической арене и достаточно жестко и даже
бескомпромиссно отстаивать свои интересы. К 1998 году внешнеполитический
курс России заслуживал уважения и признания во всем мире. К мнению России
стали прислушиваться и решения большинства мировых проблем не обходятся без
ее участия. Например, последний конфликт в Сербии, который на первом этапе
был преодолен именно за счет усилий российской стороны. Заметен прогресс в
переговорах с Японией, относительно подписания мирного договора. Данный
вопрос был весьма сложен, так как японское руководство ставит подписание
мирного договора в зависимость от решения территориальных проблем, что
неприемлемо для России. Из других внешнеполитических достижений следует
отметить процесс принятия России в Европейское Сообщество.
С 1991 года Россия удерживала пальму первенства в делах СНГ. Можно
смело говорить что при содействии России была остановлена война в
Приднестровье и в Абхазии. При непосредственном участии России и ее
вооруженных сил удается сдерживать расширение вооруженного конфликта в
Таджикистане.



Заключение



Демократические преобразования в России начались давно, но эти
преобразования касались только политики. С 2004 года в РФ начнутся
преобразования в сфере экономики и тогда политическая картина в РФ станет
более ясной.



Список используемой литературы



1. Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996.
2. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.
3. Власть и демократия: Зарубежные учёные о политической науке. Под
ред. П.А. Цыганкова. М, 1992.





Новинки рефератов ::

Реферат: Законная сила судебного решения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дети-волки. Дети – панды (Психология)


Реферат: Ведущий информационных телевизионных выпусков (Журналистика)


Реферат: Расследование тяжких преступлений против личности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Блеск Петербурга (История)


Реферат: Лекция по основам торговой деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Оперативная память (Программирование)


Реферат: НОТАРИАТ. СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. (билеты) (Право)


Реферат: Регистрация юридического лица в форме АО и сдача его в аренду (Право)


Реферат: Разработка конструкции и технология изготовления дублирующего устройства управления учебным автомобилем (Транспорт)


Реферат: Презумпция невиновности и ее значение в доказывании (Уголовное право и процесс)


Реферат: Определение нейтральной линии бруса и расчёт наибольших растягивающих и сжимающих напряжений (Технология)


Реферат: Влияние вулканизма и поствулканических процессов на окружающую среду (География)


Реферат: "Ревизор" Гоголь (Литература)


Реферат: Паровые двигатели (Физика)


Реферат: Нрфтр (Химия)


Реферат: Алкалоиды - производные индола (Биология)


Реферат: Растениеводство (Сельское хозяйство)


Реферат: Діяльність земств у напрямку допомоги населенню (Социология)


Реферат: Внешняя политика России во второй половине 19 века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист