GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Структура личности и поведенческие типы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Структура личности и поведенческие типы (Социология)



Московский институт сферы социальный отношений

Реферат
на тему:
«Структура личности и поведенческие типы»

по курсу:
«Социология»

учащейся группы 02-98
Степановой Юлии Валерьевны

Москва
1999 г.

Список литературы

Введение 3

Социальные системы и личность Ошибка! Закладка не определена.

Понятие личности в социологии 4

Компоненты структуры личности 5

Поведенческие типы 8

Социальное поведение 8

Ролевая концепция личности 9

Социальное поведение в представлении психологов и социологов 9

Заключение 12

Список литературы 13



Введение


Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди.
Включение человека в общество осуществляется через различные социальные
общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные
группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в
обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек
оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых
оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится,
таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он
представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не
рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы,
а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт
общества.


Социальные системы и личность


Понятие личности в социологии

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный
представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность»
применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально
выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками
личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные
отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и
ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то
специфическое, что отличает одного человека от других, включая как
биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.
Личность является не только следствием, но и причиной социально
этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические,
политические, идеологические и социальные отношения исторически
определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному,
определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его
практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны,
интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой —
вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам,
составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная
цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые
социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и
ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей
деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний;
уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические
особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений.
Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных
качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в
понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к
анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть
в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в
конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного
класса или социальной группы, социального института и социальной
организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях
как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных
организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы
личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства.
Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его
поведения.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений,
лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При
этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а
прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее
отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и
формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в
продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в
какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно
сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности
(например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи)
истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть
преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор
последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М.
Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько
тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем,
что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое
философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века
спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть
господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать
собой...») — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но
самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему
личности,—это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной
стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой
стороны (буквально), автономия — это «самозаконность». Но существует только
один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие
требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини
насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный
безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может
утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение
«властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-
последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной
независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений
достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого
есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе
последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть
устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной
независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для
личностной целостности, чем беспринципность.

Компоненты структуры личности


|Краткое |К данной подструктуре относятся |Соотношение |
|название | |биологического и |
|подструктуры. | |социального |
|Подструктура |Убеждения, мировоззрение, |Социальный уровень |
|направленности|личностные смыслы, интересы |(биологического почти |
| | |нет) |
|Подструктура |Умения, знания навыки, привычки |Социально-биологический|
|опыта | |уровень (значительно |
| | |больше социального, чем|
| | |биологического) |
|Подструктура |Особенности познавательных |Биосоциальный уровень |
|форм отражения|процессов (мышления, памяти, |(биологического больше,|
| |восприятия, ощущения, внимания); |чем социального) |
| |особенности эмоциональных | |
| |процессов (эмоции, чувства) | |
|Подструктура |Скорость протекания нервных |Биологический уровень |
|биологических,|процессов, баланс процессов |(социальное практически|
|конституционал|возбуждения и торможения и т.п.; |отсутствует) |
|ьных свойств |половые, возрастные свойства | |


Иерархическая структура личности

(по К.К. Платонову)

Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и
деятельность. Память — это система знаний, которые интегрировала личность в
процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой
отражение действительности в виде как определенной системы научного знания,
так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность
социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе
практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и
интересов личности. В широком смысле деятельность — это целенаправленное
воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта
деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта.
Субъектом деятельности во всех случаях является человек или
персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и
человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может
выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы
которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему.
Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения
личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои
социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е.
устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности
или социальной группы, социального института или социальной организации к
социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности,
социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы
включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать
потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида
можно выделить две фазы — социальную адаптации и интериоризацию. Первая
означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к
ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях
жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям,
социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
Процесс адаптации — это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза,
интериоризация,— это процесс включения социальных норм и ценностей во
внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а
относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится
к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания
индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как
автономная по отношению к личности.
В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность
как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его
сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной
функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей
значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в
современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний,
глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в
этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность
человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает
последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь —
сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник
воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во
внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение
общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования
мира, прав и обязанностей,, этических, эстетических и всех иных социальных
норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его
социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть
всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее
основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных
факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра —
«я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее
феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся
в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с
общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений,
ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая
законченная данность. "Он — процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно
являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня
духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и
характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его
социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает
свою постоянную определенность». Признается, что великим характером
обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя
требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов,
служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою
объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он
переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство —
это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с
другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности
является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко
интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания
своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует
сокровенный смысл «я». Таким образом, личность — это мера цельности
человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не
только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное
постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как
социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем
личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее
наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями
микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой
уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в
постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма
функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако
личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и
самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь
общественного целого.


Поведенческие типы


Социальное поведение

C термином «поведение» в науке связывается активность, система
действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся
наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека — и к
социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных
биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не
подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального
поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей
социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и
нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему
отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной
или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде,
определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только
человеку формой отношения к действительности является деятельность,
которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к
существующим условиям — природным или социальным,— а перестраивает,
преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность
к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании
программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной
программы поведения — хотя бы и активными, находящими новые оригинальные
решения в рамках ее осуществления,— а создателями, творцами принципиально
новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его
возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете
заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств
достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение
целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления
заданных человеку условий — будь то внешняя природа, социальные нормы,
окружающие люди или внутренняя ограниченность,— как факторов,
детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную
программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого
наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в
более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки
зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так,
с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести
социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида
нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его
нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести,
развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически
приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым
слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.
Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и
контролирующее. Акт социального (группового) действия, выступая в системе
социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам
выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного),
предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в силу чего
эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в
поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды
(группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция социальной среды
на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в
праве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы
ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы,
класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный
мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и
значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных
действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов,
включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не
формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и
т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

Ролевая концепция личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных
социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В
каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким
статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один
и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой —
как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.
Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения
людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе
межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса
социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество
себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и
активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в
общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает
социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и
осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может
использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным
социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в
30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных
социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ.

Социальное поведение в представлении психологов и социологов

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества
взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди
создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что
люди обращают внимание на мою новую прическу);
2) 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я
уверена, что им нравится моя новая прическа);
3) 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо,
я буду всегда так причесываться)

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе
процесса развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности
включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети
копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия,
когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача,
пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.
Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать
своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены
общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий
этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать
ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория
личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями:
«социальный статус» и "социальная роль". Человек может иметь несколько
статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе.
Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его
должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается
как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной
и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в
установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.)
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный
— это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий' и заслуг
личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения,
семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями
самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются
также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный
статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые
характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость,
старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус
личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой
интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и
производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает
индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых
индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль —
это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд
ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется
ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего
согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение
— то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря
на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет
связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и
последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с
ожиданиями окружающих.
Социальное поведение попытался систематизировать Тол-котт Парсонс. Он
считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных
характеристик:
Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или
полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно
сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании,
смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение
чувств.
Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами —
например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются
возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы
говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не
автоматически, а в результате усилий личности.
Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами
взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами,
которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким
ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого
плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в
соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан
выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый
просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей
допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные
отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за
оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем,
что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки
определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается,
что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не
личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание
этих характеристик.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса
социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и
исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое
личностное начало
Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под
влиянием идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к
удовольствию, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в
первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и
основной источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу
невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-
природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден
постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно
приемлемой формой его реализации. Вся человеческая история рассматривается
Фрейдом как история нарастающего психоза.
В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер
исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения,
он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на
экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных.
Скиннер формулирует положение о трех видах поведения:
безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантноц. На основе анализа
поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством
формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура
научения у животных получила название «последовательного наведения на
нужную реакцию". Для разрешения социальных проблем современного общества
Б.Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология
поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку
намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в
бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к
сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений,
позволяющий манипулировать людьми. Такие исследователи, как Т. Адорно, К.
Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали
парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это
невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые
устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет
его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя
из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе,
путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»).


Заключение

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в
глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры,
хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король
воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают
окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится
осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает
множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми
социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с
другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации
применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и
включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни
нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей,
продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации
продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи,
социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации.
Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и
вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и
включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего
поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые
ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между
черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть
определенными навыками; социализация детей формирует главным образом
мотивацию их поведения.



Список литературы


1. Курс лекций по социологии. Издательский центр «МарТ» 1998.


2. Социология. Издательство мысль. 1990.


3. А. Г. Спиркин. Основы философии. Издательство политическая литература
1988.


4. Введение в философии. Издательство политическая литература 1989.





Реферат на тему: Структура семьи
Министерство образования
Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инжененрно-экономический университет
институт туризма и гостиничного хозяйства



Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: социология
«Структура семьи»



Выполнила

студентка
1 курса, группы 5022

Смирнова Антонина.



2003
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи
говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно
ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов,
вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда
не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков,
доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы,
подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию (
продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи
и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут
воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по
поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние
десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводит
многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество
разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился;
увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество
неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют
трудовую армию страны.
Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и
институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать
адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом,
а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества
будут продолжать и углубляться.
Роль семьи.
Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся
закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье,
она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые
эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие социологи
убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей,
уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако
общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться,
приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения реорганизации
семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили,
наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким
социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов
человеческого опыта.
Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из
того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем
теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не
удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад
браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не
по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за
того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие
уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту
мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую
историю. Еще в средние века в эпоху Просвещения лучшие умы выражали
обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что
«семейный вопрос», несмотря на множество его постановок, далеко не нов.
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как
именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По
сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих
отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы
можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования (
общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь ( личная жизнь.
Что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно,
имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие
поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют семью
как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в
одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком
ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная
родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи
традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой
связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая
экономически и заботясь о детях. Однако не все удовлетворяет это
определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют
психологические связи; они считают, что семья ( это тесно связанная группа
людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.
Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение:
семья ( это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг
друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг
друга как поддерживающую ячейку.
Поистине семья не поддается полному академическому определению. То, как
мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей являются нормальными, а
какие ( девиантными, а также какие права и обязанности семьи признаются
легально и социально значимыми.
Типы семьи.
Не только на мировом уровне, но и в рамках нашего общества мы
обнаруживаем множество различий в формах организации семьи. Семьи
различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по
принципу распределения власти.
Состав. Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и
женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских
или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети
составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на
второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из
нескольких поколений, ( ядро семейных отношений образуют кровные
родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными.
Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в
современных индустриальных обществах. В течении жизни индивид, как правило,
бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье,
состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (социологи называют
такую семью семьей ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан,
является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги
(супруга) и их детей (такую семью социологи определяют как семью
воспроизведения).
Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру.
иногда супружеские связи практически отсутствуют.

Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юго-восточной
части Индии до ее колонизации Британией. Когда девушка достигала возраста
половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию «вступления в брак» с
мужчиной, которого выбирало для нее обширное собрание. По прошествии трех
церемониальных дней она проходила другой ритуал ( «развода», после чего
становилась свободной и могла выбирать себе «приходящих мужей», или
любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки по
установленным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины
рождался ребенок, один из ее мужчин ( не обязательно биологический отец
ребенка ( выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал его
законорожденность. Тем не менее этот мужчина не имел никаких экономических,
социальных, юридических или ритуальных прав и обязанностей по отношению к
ребенку. Ответственность за ребенка несли кровные родственники его матери.

В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация
подорвали расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных
семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во
многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет
расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация
побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей
служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и
близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту
социальной мобильности, что приводит к трениям между родственниками,
принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное
общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем,
как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное
кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном
обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает
зависимость индивидов от своих семей.
Однако в последние годы многие социологи пришли к другому мнению и
полагают, что индустриализация и расширенная семья не являются
несовместимыми. В частности, исследователи, изучавшие семейную жизнь
текстильных рабочих в Нью-Гампшине в XIX в., обнаружили, что
индустриализация способствовала усилению родственных связей. Разные
поколения не только жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во
многом помогали друг другу. В самом деле, экономические перемены и
увеличение численности кровных родственников могли реально способствовать
образованию расширенных семейных укладов в начальный период
индустриализации западных стран.
Наследование. Общества фиксируют происхождение своих членов и передают
собственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В
условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской
линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца.
Существуют также матрилинеальные структуры, когда родословная ведется и
наследование осуществляется по материнской линии. В качестве примера можно
привести племя найяр. Ребенок считался наследником не своего отца, а брата
матери, т.е. собственность и привилегии переходили от дяди по материнской
линии к племяннику. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют
одинаковую важность. Россияне, как правило, придерживаются билинеальной
системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и по материнской
линии ( правда, фамилия передается по линии отца).
Место проживания. Общества также различаются в зависимости от того,
какое место проживания выбирает супружеская пара после свадьбы. В случае
патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа.
Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у
юго-западных индейцев племени хопи муж после брачной церемонии перебирается
в дом семьи жены, там он принимает пищу и спит. В России молодые пары чаще
всего выбирают неолокальную модель ( отделяются и живут независимо от своих
родителей и прочих родственников.
Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в
семейной жизни, значительно влияют их личные качества, тем не менее
общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель. При
патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его
отсутствии ( старший по возрасту мужчина в семье. В качестве исторических
примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков и римлян, а
также китайское и японское общества XIXв. Матриархальный семейный уклад
предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде
матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве
обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто
возникает в силу определенных обстоятельств ( в результате смерти мужа или
его ухода из семьи. В третьем типе семейного уклада ( эгалитарном ( власть
и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных
отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах
мира.
Формы брака.
Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп,
оказывает решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение
долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными
связями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в
качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Группа,
объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некой доли
контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в
брак. Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения. Брак
( исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и
женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их
половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и
обязанности.
Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из
которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Родители, как
правило, обеспокоены желанием не просто женить своих сыновей или выдать
замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе «подходящую» супругу или
«подходящего» супруга, особенно если подобный брак влечет за собой важные
последствия для более крупной группы родственников. Правильный выбор
супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и
экзогамией. Эндогамия ( правила, предписывающие заключение брака внутри
определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на
представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.
Экзогамия ( правила, требующие заключения брака вне пределов собственной
группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными
кровным родством.
Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного
родства и обычно включают в себя табу на инцест ( запрет сексуальных
отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто
запрещаются ( они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на
инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших
моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и
сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории,
например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили
целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали
раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная
брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков,
жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному
определяют степень родства, подпадающую подпонятие инцеста. Например, в
колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой
его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был
обязан жениться на вдове его покойного брата.
Запрет на инцест по-разному интерпретировался антропологами и
социологами. Например, Клод Леви-Строс предположил, что табу на инцест
способствует созданию союзов между различными семьями и укреплению их
социальной взаимозависимости. Джордж Питер Мердок утверждает, что табу на
инцест способствует освобождению членов семьи от разрушительных чувств
сексуальной ревности и соперничества. Социолог Кингсли Жейвис заявляет, что
кровосмесительные отношения запретны потому, что могут повлечь за собой
безнадежное смешение семейных статусов (например, ребенок мужского пола,
появившийся на свет в результате кровосмесительного союза между отцом и его
дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своей бабушке и
внуком собственному отцу). Социологи, отмечающие, что дети, выросшие вместе
в израильских кибуцах, редко вступают в браки друг с другом, утверждают,
что подобное заявление заложено генетически. По общему признанию, эти
вопросы остаются нерешенными, и социологи продолжают ломать голову над
реальным источником на инцест.
Типы брака. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем
различным принципам: моногамия ( один муж и одна жена; полигиния ( один муж
и две или большее число жен; полиандрия ( два или более мужей и одна жена;
групповой брак ( два или большее число мужей и две или большее число жен.
Моногамия наблюдается во всех обществах, хотя другие формы могут быть не
только доступными, но и предпочтительными. Моногамия считалась
предпочтительным или идеальным типом брака в менее чем 20% из 862 обществ,
включенных в выборку для сравнительного исследования культур. Полигиния
получила широкое распространение в мире ( в 83% из 862 обществ, включенных
в выборку, мужьям разрешается иметь по две жены.
Судьба мужей, не похожа на голливудские представления об арабском
шейхе, которого ждет гарем, в любой момент готовый исполнить каждое желание
своего властелина. В действительности антрополог Ральф Линтон убежден в
том, что такой муж достоин не зависти, а жалости:

«В редких обществах с принятой полигинией мужчина находится
действительно в лучшем положении, чем в условиях моногамии. Если жены
одного мужчины не ладят друг с другом, семья превращается в арену
непрекращающейся борьбы, а мужу отводится неблагодарная роль посредника или
громоотвода. Если жены живут в согласии друг с другом, то муж, вероятнее
всего, становится объектом организованной женской оппозиции».

Хотя Линтон переоценивает ситуацию, его точка зрения заслуживает
рассмотрения. Как правило, только наиболее состоятельные мужчины могут
позволить себе иметь больше одной жены (например, в Китае, Индии и
исламских странах полигиния обычно являлась привилегией состоятельного
меньшинства). Полигиния объясняется множеством других факторов, помимо
секса; она тесно связана с соображениями экономического производства и
экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда
крупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад
в добывание средств существования.
Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии не
предполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает
лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с
женой своего старшего брата. Если семья не может позволить себе женить всех
сыновей, она может найти жену только для старшего сына. Антрополог У.Г.Р.
Риверз изучал полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в
Индии, и сделал следующие наблюдения:

«Тодас имеют четко организованную и определенную систему полиандрии.
Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно
становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то
обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат
мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену
своего старшего брата… Братья живут вместе, и мои собеседники посчитали
странным мое предположение о том, при таком семейном укладе возможны какие-
то распри или проявления ревности… По мнению тодас, когда мужчина не хочет
делиться своей женой с другими, это безнравственно».

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-
либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства
того, что такая форма брака действительно существовала у обитателей
бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого
океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, например,
в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группового брака, при
котором несколько братьев имели более одной общей жены.
Функционалистский подход к проблеме семьи.
Как отмечалось выше, сторонники функционализма подчеркивают, что если
общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач
первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать
на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все
имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты,
тем не менее, стремятся выделить ряд постоянных функций, типичных для любой
семьи.
Продолжение рода. Если общество хочет сохранить себя, оно должно
производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту
задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои
сексуальные потребности и без воспроизведения. Например, контрацептивы,
прерывание совокупления, внутривлагалищные средства, презервативы, аборты,
метод вычисления «безопасных» периодов и прочие бесчисленные способы
позволяют отделить сексуальные удовольствия от деторождения. Поэтому
общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. В аграрных
обществах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции также могут
использоваться религиозные соображения (в докоммунистическом Китае, где
обожествление предков составляло фундамент религиозной жизни, считалось,
что блаженства после жизни достигнет лишь тот, у кого много сыновей). А в
Соединенных Штатах многие американцы все еще считают брак и детей
синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как
несчастье.
Социализация. Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего
общества, поэтому каждое новое поколение подвергает общество периодическому
«нашествию варваров». Вырастить из детей «правильных» взрослых ( насущная
потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в
жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного
передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в
процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.
Забота, защита и эмоциональная поддержка. Если детеныши низших животных
не могут обходиться без своих родителей в течении всего нескольких дней или
недель, с человеческими детьми дело обстоит иначе. Их продолжительная
зависимость от взрослых проявляется в необходимости того, чтобы их кормили,
одевали и обеспечивали жильем вплоть до периода полового созревания и
дальше. По всему миру на семью возлагается ответственность по защите,
содержанию и прочему содержанию детей, слабых, престарелых и других
иждивенцев. Более того, поскольку люди ( существа общественные, они
испытывают эмоциональные и межличностные потребности, которые
удовлетворяются только путем воздействия с другими человеческими
существами. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться
завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые
отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь,
защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.
Придание статуса. Общества постоянно сталкиваются с «непрерывным
потоком сырьевого материала» ( новыми поколениями, которым необходимо найти
достойное место в социальной структуре. Эта функция может выполняться путем
придания индивиду определенного статуса на основании его членства в семье (
то, что социологи называют приписанным статусом. Семья дает индивиду
статусы, которые ориентируют его на множество межличностных
взаимоотношений, включая отношения с родителями (родитель ( ребенок), с
братьями и сестрами, с родственниками (тетями, дядями, кузенами, бабушками
и дедушками); ориентируют его на принадлежность к его основным группам,
включая расовую, этническую, религиозную, классовую, национальную
принадлежность и принадлежность к конкретному сообществу людей.
Регулирование сексуального поведения. Нормы общества регулируют
сексуальное поведение людей, определяя, кто с кем и при каких
обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения. Ни в одном из
известных обществ людям не представляется полная свобода «сексуального
самовыражения». Хотя примерно 70% всех обществ допускают некую форму
сексуальной свободы, но даже в этих обществах рождение детей вне брака
обычно не одобряется ( это норма законнорожденности (как и все прочие норм,
она иногда нарушается, а нарушающие ее люди обычно наказываются).
Законорожденность ( это форма включения ребенка в систему родственных
отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование
и воспитание. В случае нарушения этой нормы возникает множество социальных
осложнений.
В целом функционализм сосредоточивает внимание на потребностях
групповой жизни и на тех структурных построениях, посредством которых
происходит удовлетворение таких потребностей. Однако критики функционализма
указывают, что эти задачи могут решаться другими путями. Действительно, в
результате социальных изменений многие экономические функции, функции ухода
за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным
институтам. Несмотря на все это, семья продолжает оставаться социальной
ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию
детей и прочие функции.
Конфликтологический подход к проблеме семьи.
Функционалисты делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые
служат интересам общества в целом. Многие сторонники теории конфликта
рассматривают семью как социальную структуру, в которой одни люди
выигрывают за счет других. Ф. Энгельс видел в семье классовое общество в
миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал другой класс (женщин). Он
утверждал, что брак был первой формой классового антагонизма, где
благосостояние одной группы зиждилось на униженном и угнетенном положении
другой группы. Мотивацией доминирования мужчин служила экономическая
эксплуатация труда женщин.
Социолог Рэндалл Коллинз считает, что исторически мужчины являются
«сексуальными агрессорами». Он объясняет доминирующее положение мужчин их
большей физической силой, ростом и агрессивностью. Женщины оказались в
положении жертв из-за своего меньшего роста и способности вынашивать и
рожать детей, делающей их более уязвимыми. Во многих обществах женщины
рассматривались как сексуальная собственность мужчин: их захватывали как
военные трофеи, отцы использовали их как средство в своих экономических
сделках, их считали собственностью мужей. Коллинз утверждает, что мужчины
брали женщин в собственность прежде всего для постели, а не для работы на
кухне или в поле, хотя женщин можно было заставить служить мужчинам и в
дневное время.
По мнению Коллинза, мужчины построили общество таким образом, чтобы
утвердить женщин в качестве своей сексуальной собственности. Мужчины
заявляют свои исключительные сексуальные права на женщин точно так же, как
определяют доступ к экономической собственности. Брак становится социально
обусловленным контрактом на сексуальную собственность. Согласно традиции,
брак не считался заключенным, пока не подтверждался сексуальными
отношениями, сексуальное насилование в браке не считалось изнасилованием, а
главным основанием для развода считалась неверность жены. Девственность
девушки была собственностью ее отца, а сексуальность ( собственностью мужа.
Следовательно, изнасилование считалось преступление одного мужчины против
другого, чем преступление мужчины против женщины.
Современная ситуация в корне иная. Женщины стали потенциально
свободными в выборе сексуальных отношений. Однако в условиях свободного
«рынка брака» им приходится отдавать свою сексуальность в обмен на
экономическое положение и социальный статус мужчин. Коллинз выдвигает
гипотезу, что в экономическом мире, где доминирующее положение принадлежало
мужчинам, наиболее эффективной стратегией было умение женщин подать себя
как сексуально привлекательную и одно

Новинки рефератов ::

Реферат: Учение о клетке (Биология)


Реферат: Избирательные системы и их функционирование в России (Государство и право)


Реферат: Экзаменационные вопросы (Политология)


Реферат: Бухгалтерский учет в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Контрольная работа по овощеводству (Сельское хозяйство)


Реферат: Вторая Мировая война (История)


Реферат: Девиантное поведение. Самоубийства (Социология)


Реферат: Технологические операции штамповки (Металлургия)


Реферат: Почва, ее состав и особенности (Биология)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Курс лекций по социальной психологии (Психология)


Реферат: Нотариат, его задачи и место в системе государственных органов (Гражданское право и процесс)


Реферат: Магний (Химия)


Реферат: Освоение человеком труднодоступных территорий земли. Горы (География)


Реферат: Верование в демонов в древние времена на Украине (Религия)


Реферат: Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни (Философия)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биологическая роль каротиноидов (Химия)


Реферат: Гравитация (Физика)


Реферат: Відлига в СРСР (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист