GeoSELECT.ru



Компьютеры / Реферат: Формирование базы данных (Компьютеры)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Формирование базы данных (Компьютеры)



РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ : ИНФОРМАТИКА

ТЕМА

Система управления базами
данных MICROSOFT ACCESS



Выполнила студентка
2-го курса экономического
факультета
_______________________

Проверил : ______________



г. Рязань
1999г.

Вариант 3

Создать файл базы данных по результатам таблицы. На основе таблицы
сформировать запрос с итоговыми вычислениями в который включить поля: “
наименования товара”, “Остаток”, “Сумма выручки”; предусмотреть: сортировку
записей по полю “Наименование изделия”, вычисление значений в поле “Сумма
выручки”: “Цена за единицу” х “Реализовано”, по полю “Остаток”:
“Произведено” - “Реализовано”, итоговые вычисления по полям “Остаток”,
“Сумма выручки”: создать форму для ввода новых записей в таблицу базы
данных, вид форм - “В один столбец”; создать отчет по результатам запроса,
вид отчета “В один столбец”, в отчете предусмотреть вычисление итогов по
полю “Сумма”; создать макрос в виде панели кнопок, предусмотреть кнопки для
ввода записей в таблицу базы данных и просмотра содержимого таблицы.

Таблица

|Дата |Наименова-|Цена |Произве-д|Реализо-в|Остаток |Сумма |
| |ние |изделия |ено (шт.)|ано (шт.)|(шт.) |выручки |
| |изделия |(руб.) | | | |(руб.) |
|06.01.|Глушитель |250 |480 |450 | | |
|99 | | | | | | |
|06.01.|Колесо |380 |150 |150 | | |
|99 | | | | | | |
|22.02.|Корпус |65 |80 |80 | | |
|99 | | | | | | |
|06.01.|Диск |70 |60 |55 | | |
|99 | | | | | | |
|06.01.|Маховик |98 |350 |300 | | |
|99 | | | | | | |
|22.02.|Глушитель |250 |400 |400 | | |
|99 | | | | | | |
|23.03.|Корпус |65 |60 |60 | | |
|99 | | | | | | |
|19.03.|Глушитель |250 |350 |380 | | |
|99 | | | | | | |


22.02.99 |Колесо |380 |180 |180 | | | |


3.03.99 |Маховик |98 |280 |260 | | | |
Итого :



Выполнение задания.

Создадим файл базы данных. Для этого вначале загрузим ACCESS. После того,
как на экране высветится меню выберем последовательно пункты “Файл” и
“Создать” В появившемся диалоговом окне укажем диск и каталог , на который
будет записан файл базы данных и пропишем имя файла базы данных в нашем
случае PRO_DT (расширение MDB , будет присвоено файлу автоматически самой
программой). При этом будет создан и записан на диск файл PRO_DT.MDB.
Сформируем таблицу данных. Для этого в следующем диалоговом окне нажмем
последовательно кнопки “Создать” и “Новая таблица” При этом открывается
диалоговое окно формирования структуры файла базы данных.
Определим поля. Для этого присвоим каждому полю имя и определим тип
представления данных и их основные свойства. Присвоим по запросу программы
имя таблицы - “Произв_деятельность”
Представим определение полей в виде таблицы:


Поле |Тип |Размер поля |Число десятичных знаков |Формат поля |Маска ввода |
|Дата |Датавремя | | |Краткий формат даты |99.99.00;0 | |Наименование
изделия |Текстовый |30 | | | | |Цена
изделия |Денежный | |Авто |Денежный | | |
Произведено |
Числовой |С плавающей точкой 8 бт. |Авто | | | |
Реализовано |
Числовой |С плавающей точкой 8 бт. |Авто | | | |Следует отметить, что для
отображения данных имеющейся таблицы, поле “Наименование” может иметь длину
9 символов, но в этом случае, при производстве товара с более длинным
наименованием оно может не поместиться, поэтому длина поля выбрана 30
символов.
После внесения приведенных в таблице данных и закрытия диалогового окна, на
экране высветится окно базы данных. После нажатия на клавишу “Открыть”
появится пустая таблица базы с наименованием полей. Заполним таблицу. При
этом данные внесенные в таблицу будут сохранены в файле базы данных
PRO_DT.MDB.

Сведем результаты действий в таблицу.



Элемент
ACCESS |Действия пользователя |Результат операции | |Меню
ACCESS |Выбор пунктов меню “Файл”, “Создать” |Диалоговое окно дискового
пространства активного диска (ДОАД) | |ДОАД |Выбор имени файла PRO_DT.MDB
|Присвоение базе данных имени, переход в окно базы данных (ОБД) | |ОБД
|Последовательный выбор кнопок “Создать”, ”Новая таблица” |Переход в окно
формирования структуры таблицы (ОФСТ) | |ОФСТ |Ввод имен полей, выбор типа
данных и элементов форматирования данных |Создание структуры файла таблицы,
присвоение имени таблице, переход к окну базы данных (ОБД) | |ОБД |Нажатие
кнопки “Открыть”, ввод данных в таблицу |Формирование таблицы базы данных с
исходной информацией. | |

Сформируем запрос. Для этого, находясь в окне базы данных нажмем
последовательно кнопки “Запрос” и “Создать”. В появившемся диалоговом окне
“Создание запроса” нажмем кнопку “Новый запрос”. Так как в нашей базе
данных имеется только одна таблица, то в появившемся диалоговом окне выбора
таблицы для создания запроса последовательно нажмем кнопки “Добавить” и
“Закрыть”. В появившемся окне формирования структуры запроса выполним
следующие действия:
В первой строке “Поле” формируем поле “Наименование изделия”.
В строке сортировка поля “Наименование изделия” в раскрывающемся меню
выбираем “По возрастанию”.
Создадим дополнительное поле “Остаток”. Для этого переместим курсор в
свободную колонку справа от поля “Наименование изделия” и введем выражение
: “Остаток: Произведено - Реализовано” Таким образом будет создано новое
поле “Остаток” Затем зафиксировав курсор на поле “Остаток” и нажав правую
клавишу мыши выберем в появившемся меню пункт “Свойства”. В открывшемся
диалоговом окне свойств поля в строке формат поля активизировав
раскрывающееся меню выберем “Числовой” и опишем его свойства.
Аналогично создается дополнительное поле” Сумма выручки”. Переместим курсор
в свободную колонку справа от поля “Остаток”. Введем выражение “Сумма
выручки: Цена изделия * Реализовано” Поместив курсор на поле “Сумма
выручки” и нажав правую клавишу мыши выберем “Свойства” и определим тип
данных при помощи меню как “Денежный”
Для реализации операций итогового вычисления произведем следующие действия:
Для определения итогов по полю “”Остаток” выберем из меню “ACCESS” пункт
“Вид”. Затем выберем пункт “Групповые операции” В окне формирования
структуры запроса появится строка “Групповая операция”. В этой строку в
поле “Остаток” из раскрывающегося меню выберем “SUM”.
Для определения итогов по полю ”Сумма выручки” выберем из меню “ACCESS”
пункт “Вид”. Затем выберем пункт “Групповые операции” В окне формирования
структуры запроса появится строка “Групповая операция”. В этой строку в
поле “Сумма выручки” из раскрывающегося меню выберем “SUM”.
При закрытии окна “Запрос” ответим “Да” на вопрос “Сохранить изменения
запроса” и присвоим запросу имя “Полный запрос”

Сведем в таблицу основные операции по созданию запроса.

Элемент
ACCESS |Действия пользователя |Результат операции | |Окно базы
данных |Последовательное нажатие кнопок “Запрос и “Создать” |Диалоговое
окно создания запроса (ДОСЗ) | |ДОСЗ |Кнопка “Новый запрос” |Диалоговое
окно “Добавление таблицы” (ДОДТ) | |ДОДТ |Выбор исходной таблицы Кнопки
“Добавить, Закрыть” |Диалоговое окно формирования структуры запроса (ДОФЗ)
| |ДОФЗ |Выбор полей запроса, условий сортировки |Структура таблицы запроса
(СТЗ) | |Вычисляемые
поля ДОФЗ |Выбор полей запроса, создание дополнительных вычисляемых полей,
форматирование данных. |Структура таблицы запроса (СТЗ) | |Итоговые
запросы
ДОФЗ |Выбор полей запроса; меню ACCESS - “Вид” ”Групповые операции”,
определение итога полем “SUM” |Структура таблицы запроса (СТЗ) | |СТЗ
|Закрытие ДОФЗЮ, присвоение имени запросу |Результатная таблица запроса. |
|
Создадим форму для ввода новых записей в таблицу базы данных.
Для создания формы откроем окно базы данных. Затем последовательно нажмем
кнопки “Форма” и “Создать”. На экране появится диалоговое окно “Создание
формы”. В раскрывшемся перечне созданных таблиц и запросов ( окно “Выбор
таблицызапроса”) выберем созданную таблицу “Произв_деятельность”. Затем
нажмем кнопку Мастера. Из предложенных “Мастером” разновидностей выберем
форму “В один столбец” . После запуска мастера необходимо определить поля
формы. Перенесем в форму весь список полей. При закрытии макета формы
присвоим ему имя “Произв_деятельность”
Создадим в форме кнопки для перехода в “пустой” бланк формы для внесения
данных в таблицу и выхода из режима ввода записей. Для этого в окне базы
данных нажмем последовательно кнопки “Форма” и “Конструктор” (Если на
экране отсутствует панель элементов, предварительно в меню ACCESS выберем
пункты “Вид” и “Панель элементов”)
Для выхода на “пустую” форму для добавления новой записи выберем
пиктограмму “Кнопка” на “Панели элементов” и зафиксируем указатель мыши на
свободном пространстве формы в режиме конструктора. В раскрывшемся
диалоговом окне выбираем “Тип действия” - “Работа с записями” и “Действие”
- “Добавление новой записи”. Затем выбираем что разместить на кнопке -
рисунок или текст. Выбираем “Рисунок”, “Новая запись”. В качестве подписи-
комментария к кнопке выбираем “Новая запись”.
Для выхода из режима формы фиксируем кнопку на свободном месте поля формы,
отмечаем “Тип действия” - “Работа с формой” и “Действие” - “Закрытие
формы”. Затем выбираем рисунок и название кнопки. В результате на форме
появятся две кнопки позволяющие управлять работой формы.
При нажатии на кнопку “Новая запись” ACCESS переводит диалог с
пользователем на создание новой записи предлагая ему пустую форму без
записей. При нажатии на кнопку “Выход” диалог из режима формы переходит в
окно базы данных.

Представим результаты действий по созданию формы в виде таблицы


Элемент
ACCESS |Действия пользователя |Результат операции | |Окно базы данных
|Нажатие кнопки “Создать” |Окно “Создание формы” (ОСФ) | |ОСФ |Выбор
таблицызапроса для которой создается форма, нажатие кнопки мастера |Окно
“Мастера по разработке форм” (МРФ) | |МРФ |Выбор мастера “В один столбец”
|Окно мастера создания структуры формы (МСФ) | |МСФ |Выбор полей, порядка
полей в форме, выбор типа и названия формы. |Готовая форма | |Окно базы
данных |Нажать кнопку “Конструктор” |Конструктор форм (КФ) | |КФ |Меню
ACCESS: выбор пунктов “Вид”, “Панель элементов” |Вызов на экран “Панели
элементов”(ПЭ) | |Окно базы данных, КФ, ПЭ |Выбор на “Панели элементов”
пиктограммы “Кнопка”, перенос ее на форму. |Мастер создания кнопки (МСК) |
|МСК |Выбор “Тип действия”, “Действие”, рисунка и подписи к кнопке
|Функциональная кнопка в форме. | |

Создадим отчет по результатам запроса. Для этого в окне базы данных
последовательно нажимаем кнопки “Отчет” и “Создать”. В появившемся
диалоговом окне выбираем запрос, по которому будет создаваться отчет -
“Полный запрос”. После выбора запроса нажимаем кнопку “Мастера” для вызова
мастера отчета. Из списка Мастеров выбираем пункт “В один столбец”. В
появившемся диалоговом окне выбираем поля которые будут помещены в отчет. В
следующем диалоговом окне определяем поле, по которому будет производиться
сортировка записей - “Наименование изделий”. Затем определяем стиль
оформления отчета. Определяем, что расстояние между строк 0,5 см., формат
бумаги - А4, ориентация бумаги - книжная, заголовок отчета - “Справка по
производственной деятельности”. После этого Мастер откроет отчет в режиме
предварительного просмотра. Для вычисления итогов по полю “Сумма” в режиме
конструктора отчета в “Области примечаний отчета” создадим поле,
активизируем вызов на экран окна свойств. Затем, в строке “Данные” введем
формулу +SUM ([Сумма]). В раскрывающемся меню в строке “Формат поля” укажем
“Денежный”, в строке “Сумма с накоплением” укажем “Для группы” и
отформатируем название поля - “Общая сумма выручки” . В окончании работы
сохраняем отчет присваиваем ему имя.

Представим действия в виде таблицы

Элемент
ACCESS |Действия пользователя |Результат операции | |Окно базы данных
|Нажатие кнопок “Отчет” и “Создать” | | |ОСО |Выбор таблицызапроса,
нажатие кнопки “Мастер” | | |ОВМО |Выбор мастера “В один столбец” | | |ОМСО
|Выбор полей и очередности полей в отчете, выбор полей для сортировки
данных, выбор типа отчета, выбор полей для вычислений, выбор формата отчета
выбор типа группировки |Стандартный отчет “В один столбец” с итоговыми
вычислениями | |Стандартный отчет |Изменение структуры, форматирование
отчета |Стандартный отчет “В один столбец” с итоговыми вычислениями | |
Создадим макрос в виде панели кнопок. Для этого в окне базы данных
последовательно нажать кнопки “Форма” и “Создать”. В окне “Создание формы”
нажать кнопку “Пустая форма”. При этом откроется окно конструктора форм
Если на экране нет “Панели элементов”, то надо воспользоваться пунктами
меню ACCESS “Вид” и “Панель элементов”. Создадим на поле формы кнопку. Для
этого нажмем мышью на пиктограмму “Кнопка” панели элементов и зафиксируем
указатель мыши на свободном пространстве поля формы. В открывшемся окне
мастера создания кнопки нажмем “Отмена”. Поместив указатель мыши на
созданную кнопку, нажмем на правую клавишу мыши. В появившемся контекстном
меню выберем пункт “Свойства” В раскрывшемся меню выберем пункт “Свойства
событий” В строке “Нажатие кнопки” перейдем в режим построителя макросов,
после чего перейдем в пункт “Макросы” в окне построителя.
Ответим да на запрос программы о сохранении макроса и сохраним его под
именем “Ввод данных” В открывшемся окне конструктора макроса выберем в
раскрывающемся меню пункта “Макрокоманда” выберем “Открыть таблицу”. В
разделе “Аргументы макроса” в строке “Имя таблицы” выберем
“Произв_деятельность”, в строке “Режим” - таблица”, в строке “Режим данных”
- “Изменение”. Закроем конструктор сохранив сделанные изменения. Поместив
указатель мыши на кнопку и нажав правую клавишу выберем в появившемся меню
пункт “Свойства кнопки” В меню свойств выберем “Свойства макета”. В строке
“Рисунок” нажмем на кнопку перехода в окно построения рисунков. Выберем из
списка рисунок “Новая запись”, при этом рисунок появится на созданной
кнопке. Для обозначения кнопки надписью, выберем пиктограмму “Подпись” и
разместим указатель мыши рядом с кнопкой. Введем надпись “Ввод новой
записи”. Повторим те же действия для создания кнопки “Просмотр таблицы”, но
при этом в разделе “Аргументы макроса” в строке “Режим данных” укажем
“Только чтение”. Также при изменении свойств кнопки выберем рисунок
“Просмотр документа, а при выборе пиктограммы “Подпись” наберем текст
“Просмотр таблицы”.
Для помещения названия панели кнопок выберем пиктограмму “Подпись”,
зафиксируем указатель мыши на свободном месте формы и ведем текст “Панель
кнопок”. Сохраним сделанные изменения.

Представим действия в виде таблицы

Элемент
ACCESS |Действия пользователя |Результат операции | |Окно базы данных
|Нажать кнопки “Форма”, “Создать”, “Пустая форма” |Конструктор создания
формы (КСФ) | |КСФ |Меню ACCESS. Пункты “Вид”, “Панель элементов” |Вывод
панели элементов на экран (ПЭ) | |КСФ, ПЭ |Нажать на пиктограмму “Кнопка”
ПЭ, зафиксировать указатель мыши на поле формы |Мастер создания кнопки
(МСК) | |МСК |Нажать кнопку “Отмена” |Кнопка на поле
формы (К) | |К |Поместить мышь на кнопку, нажать правую клавишу
|Контекстное меню (КМ) | |КМ |Выбор пункта “Свойства” |Окно свойств
кнопки (ОСК) | |ОСК |Выбор пункта “Свойства событий”, в строке “Нажатие
кнопки” выбор пиктограммы режима перехода в режим построения макроса |Окно
построителя макросов (ОПМ) | |ОПМ |Выбор пункта “Макросы”, сохранение
макроса, присвоении имени “Ввод данных” макросу |Открытие окна конструктора
макросов (ОКМ) | |ОКМ |Выбор в пункте “Макрокоманда” пункта “Открыть
таблицу”, в разделе “Аргументы макроса” выбрать , имя таблицы режим
открытия, режим данных, закрыть ОКМ |Запись созданного макроса в окно базы
данных | |ОСК |Выбор пункта “Свойства макета” в строке “Рисунок” перейти в
окно построителя рисунков |Окно построителя рисунков (ОПР) | |ОПР |Выбрать
рисунок |Создание рисунка на кнопке | |ПЭ |Выбрать пиктограмму “Подпись”,
разместить на поле формы, набрать текст подписи. |Создание надписи к форме
| |
Для автоматического запуска панели кнопок с “рабочего стола” Windows в окне
базы данных выбирают кнопку “Макрос”. Нажимают кнопку “Создать” и в
открывшемся окне “Макрокоманда” выбирают “Открыть форму”. В позиции
“Аргументы макроса” в строке “Имя формы выбирают “Панель кнопок”, а в
строке “Режим” - “Форма”. При сохранении макроса ему присваивают имя
“autoexec”. Закрывают ACCESS. На диске С: находят файл с именем PRO_DT.MDB,
создают для него ярлык и присваивают этому ярлыку имя. При активизации
ярлыка на рабочем столе, автоматически запускается панель кнопок



Список литературы


Визе Манс Microsoft ACCESS 2.0 Локализованная версия. М., Бином. 1995.

Евдокимов В. В. Экономическая информатика. Учебник для ВУЗов. СПб. Питер.
1997




Реферат на тему: Формирование компьютерной грамотности


Содержание


Введение 2
Школьный этап формирования компьютерной грамотности 4
Основные направления совершенствования обучению компьютерной грамотности в
школе 8
Роль библиотек в формировании информационной культуры детей и юношества
13
Заключение 17
Список литературы 18



Введение


Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к
определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что
одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.:
информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу,
имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей
основных сфер его жизнедеятельности.
Современная актуальность информатики непосредственно связана с
развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного
интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО,
посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в
настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных
направления:
- теоретическая информатика;
- техническая информатика;
- социальная информатика.
Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем
- информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных
технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько
лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации
в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже
общаются в режиме реального времени. Создается впечатление, что законом
жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: "Действительно жить -
это значит жить, располагая правильной информацией". Но для этого
необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации
и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации.
Уровень информационной культуры современного человека определяется многими
критериями: его умением формулировать свою потребность в информации,
знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими,
умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать
качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы
компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
К сожалению, у р о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы
большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется
недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и
деятельности человека, а с другой - отсутствием системы подготовки
грамотных потребителей информации. Особую тревогу вызывает эта проблема по
отношению к молодежи.
Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к
информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для
обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям
мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры
подрастающего поколения - очень важная задача. Ее решением в первую очередь
должна заниматься школа. Уже более 10 лет в школах страны преподается
специальный предмет "Основы информатики и вычислительной техники".
Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной
грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения
других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области
вычислительной техники. Нельзя сказать, что эти цели полностью достигнуты -
до сих пор у значительной части школ нет компьютеров.
Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества
системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля
мышления, адекватного требованиям современного информационного общества,
воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том,
что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах
данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и
энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой "электронной" информации в
школах практически нет.


Школьный этап формирования компьютерной грамотности


Начавшийся в 1985 г. процесс компьютеризации учебных заведений и
информатизации образования соответствовал объективным интересам развития
общества - экономики, науки и техники, образования и культуры. Политические
и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в
последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое
условие этого,- информатизации образования еще более актуальной.
Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к
современным информационным технологиям значительной части общества
подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования.
Сегодня во многих странах выпускник средней школы либо сразу, либо после
относительно небольшого дополнительного профессионального обучения приходит
на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи,
делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной
работы представлять себе принципы ее функционирования.
Введение нового предмета в программу работы школ, не имевших в то
время компьютеров, не позволяло рассчитывать на быстрое и кардинальное
улучшение качества обучения,- это был только первый шаг по пути, который
предстояло пройти. Однако уже десять лет назад ведущим российским ученым и
прогрессивным руководителям образования были очевидны перспективы,
открываемые информатизацией для развития образования.
У истоков информатизации образования стояли выдающиеся ученые -
академики А.П.Ершов, Е.П.Велихов, Н.Н.Красовский, В.А.Мельников, создавшие
концепцию информатизации образования; руководители отрасли -Ф.И.Перегудов,
В.Н.Афанасьев, М.Р.Леонтьева, А.Ю.Уваров, усилиями которых удалось не
только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и
определить основные направления его развития на годы вперед.
Вместе с тем, даже получение всеми членами общества базовой подготовки
в области информатизации в средней школе не может сделать российское
общество действительно информационным. Создание и развитие информационной
инфраструктуры, без которой невозможно обеспечение доступности информации
всем членам общества, необходимость широкого внедрения НИТ во всех отраслях
народного хозяйства, предъявляют новые требования к профессиональной
подготовке кадров. Таким образом, информатизация профессионального
образования становится одним из важнейших направлений информатизации
образования.
Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки и
переподготовки педагогических кадров. Освоение НИТ учащимися возможно
только при опережающей подготовке преподавателей в этой области. Поэтому
информатизация педагогического образования, подготовка учителей по новым
специальностям, освоение всеми преподавателями информационных технологий
является приоритетным, определяющим направлением для всей информатизации
образования.
Наконец, чрезвычайно важной является реализация потенциальной
эффективности информатизации в самой сфере образования. Мировой и
отечественный опыт указывают на возможность существенно изменить к лучшему
содержание и формы учебного процесса, внедрить в образование новые
информационные технологии, что способствует решению задач интенсификации и
индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей
учащихся, улучшению организации учебного процесса, распространению
передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан
на получение полноценного образования.
Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в
школе характеризуется следующими основными факторами.
Во-первых, в обучении информатике сегодня используются несколько
различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от
друга по содержанию и направленности изложения материала, глубине изучения
отдельных вопросов. Важно отметить также, что преподают информатику в школе
учителя с различным уровнем профессиональной подготовки, различным базовым
образованием и опытом работы в школе. Поэтому реальное содержание обучения
информатике в каждой школе и уровень требований отдельных преподавателей к
подготовке школьников по этому предмету часто бывает существенно различны.
При этом ряд важнейших вопросов курса, имеющих значительное
общеобразовательное значение, остаются порой вне содержания обучения
информатике во многих школах.
Во-вторых, в настоящее время стала очевидной нецелесообразность
обучения информатике только на старшей ступени школы; сейчас начинает
складываться новая структура обучения информатике в общем среднем
образовании, в рамках которой базовый курс, обеспечивающий обязательный
общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, должен
быть перенесен в неполную среднюю школу (вероятно, в VII-IX классы). Это
потребует адаптации его содержания и требований к результатам обучения к
познавательным возможностям школьников этого возраста.
В-третьих, как известно, курс информатики был введен в школу как
средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки
школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе.
При этом значительный общеобразовательный потенциал этого курса был
невостребован.
В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания
задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ
информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать.
В условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники в
школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам, начиная
с младших классов, умения, составляющие "компьютерную грамотность"
школьников, приобретают характер общеучебных и формируются во всех школьных
учебных предметах, а не только в курсе информатики. Однако надо учитывать,
что задачи курса информатики не могут ограничиваться только задачами
подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом
основ информатики, как общеобразовательным предметом, стоит комплекс учебно-
воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования
компьютерной грамотности.
Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной
тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса,
его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания
и развития школьников. Иными словами, с переходом от прикладных задач
формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному
учебному предмету.
Такое изменение направленности и целей обучения информатике несомненно
приведет к корректировке его содержания.
Выделение основных компонентов школьного образования по информатике
должно сыграть стабилизирующую роль, оказать значительную помощь учителям,
дать им ориентиры для выработки обоснованных требований к подготовке
учащихся, выделению ключевых вопросов в содержания курса, имеющих
общеобразовательное значение.


Основные направления совершенствования обучению компьютерной грамотности в
школе


До последнего времени преподавание информатики в рамках среднего и
высшего профессионального образования было ориентировано на изучение
алгоритмизации и программирования, освоения множества конкретных
информационных технологий. Этот подход безусловно важен для формирования
компьютерной грамотности, как составной части информационной культуры
личности. Однако, сегодня более актуальна проблема формирования
мировоззренческой компоненты информационной культуры личности, в основе
которой лежит определение информационной деятельности личности как
социально значимого, этического способа жизнедеятельности в информационном
пространстве.
Cегодня в семьях примерно на два порядка больше современных
персональных компьютеров, чем в школе. По данным статистики в 2000 году
было приобретено 1,7 миллионов компьютеров, в 2001 году — уже 2,8 миллиона,
из них более половины — в частное пользование: у 4,3 из 25 миллионов
российских школьников и 3,9 миллионов студентов есть домашние компьютеры.
Вся эта техника по сути мало используется в образовательном поле — учащиеся
предоставлены сами себе. При этом именно школьники и студенты являются
наиболее активными исследователями и создателями электронной информации (от
освоения компьютерных игр различного характера до блуждания в
информационных сетевых ресурсах, от создания компьютерных программ до
разработки Web — сайтов) и чаще всего имеют слабое представление о
возможных негативных последствиях своей информационной деятельности.
Решение проблемы формирования мировоззренческой компоненты
информационной культуры личности предполагает изменения в целях и
содержании преподавания информатики. В качестве цели можно рассматривать
целостную готовность личности к освоению нового образа жизни на
информационной основе, что включает построение человеком собственной
информационной картины мира, определение им своего места в
быстроменяющейся, все более взаимосвязанной инфосреде, становление
мировоззрения о глобальном информационном пространстве и возможностях его
познания и преобразования.
Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника
школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на
персональном компьютере как пользователь. Это потребность, продиктованная
временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. В
обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность
ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает
как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся,
оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и
роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Ожидать
всплеска повышения качества образования в стране по мере ее интернетизации
не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже
неправильно.
Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и
учителем. Схема его проведения предполагает несколько этапов. На каждом из
них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент
исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как
способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-
ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны
индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость
подачи качественного материала в рамках одного урока.
Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в
дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою
квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.
В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы
подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация,
информационно-обучающие программы, тесты.
В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы,
эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или
исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться
определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не
тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Главное в
презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для
слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение,
иллюстрация, вопрос-ассоциация.
Тесты в электронной версии, могут представлять собой варианты от
электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных
многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие
подсказки и уровень знаний оценивается сразу же.
Информационно-обучающие программы с активным интерфейсом создаются
учителями-предметниками с учетом трудных моментов для понимания и
используются учениками в факультативное время для повторения, закрепления
или углубления своих знаний по теме урока.
Обобщением всех мультимедийных уроков по разным предметам, созданных с
помощью компьютерных технологий в рамках одной или нескольких школ, может
стать Банк данных учебно-методического обеспечения школьных дисциплин. Это
своеобразная «Электронная копилка» опытов, архивные, но отнюдь, не
секретные материалы, которые бы помогли и ребятам и другим учителям
работать, совершенствоваться, творить.
Обеспечение компьютерной грамотности не может быть целью только одного
учебного предмета — необходимо внедрение новых информационных технологий в
учебный процесс по всем школьным учебным предметам. Для этого необходимо
выделить задачу формирования компьютерной грамотности из курса информатики
и перенести ее в курс компьютерной грамотности в среднее, а в перспективе —
и в младшее звено обучения. Это позволит начать внедрение информационных
технологий по всем учебным предметам уже в среднем звене обучения в школах
различного профиля.
Понятны трудности преподавания информатики в школах, где предметы
политехнического цикла не являются приоритетными. Это и невысокая общая
математическая культура учащихся, и низкая мотивация изучения предмета, и
ущемленность курса информатики в учебном плане. Но и в этом случае в
информатике выделяется система знаний, умений и навыков, являющихся
базовыми для всех форм образования и разработка методики, обеспечивающей
усвоение их.
Значительные резервы в изучении информатики и обучению работе на
компьютере кроются в новом подходе к обучению “Технологии”. Образовательная
область “Технология” призвана подготовить учащихся к самостоятельной
трудовой жизни, связанной с их созидательной и преобразующей деятельностью,
к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками
школ различными профессиями.
За счет курса “Технология” можно значительно повысить качество знания
по информатике в рамках минимальной часовой нагрузки по предмету в старших
классах и к тому же без дополнительной внеурочной загрузки учащихся, что
весьма актуально в школах инновационного типа, где учебный план
перенасыщен.
Значительные изменения, происходящие в области образования в последние
годы, коснулись и сферы трудовой подготовки школьников: изменились
традиционные формы работы межшкольных учебно-производственных комбинатов,
появилась новая предметная область “Технология”, а перенос центра тяжести
программы курса “Информатика” с программирования на практическое
использование информационных технологий дает выпускникам школы некоторые
преимущества на рынке труда перед их более старшими по возрасту
конкурентами. Все эти изменения нацелены прежде всего на то, чтобы
подготовить подростка к реальной трудовой деятельности в существующих на
сегодняшний день социально-экономических условиях.
Новый учебный курс “Информационные технологии” как раз и является
отражением осознанной обществом настоятельной необходимости подготовки
школьников к жизни в условиях информатизации всех сфер общественного
производства.
Учебный курс “Компьютерные технологии” призван научить использовать
инструмент с названием компьютер для получения, хранения, обработки и
передачи информации.
В едином информационно-образовательном пространстве вариативность
курса “Технология” и наполнение его разными составляющими дает средства и
методы для развития способностей к ориентации в быстро меняющемся мире,
позволяет успешно осваивать любую профессиональную область деятельности и
способствовать саморазвитию человека.
Инвариантность и модульность предлагаемого курса “Технология”
позволяет сделать это без особых сложностей. Многие проблемы преподавания
информатики в средней школе: один блок с математикой в базисном плане,
трудности деления класса на группы в связи с новым нормативным
финансированием школы уже сегодня могут быть решены, если на курс базисного
плана “Технология” посмотреть под новым углом зрения.


Роль библиотек в формировании информационной культуры детей и юношества


Огромную роль сегодня в воспитании образованных членов информационного
общества могут и должны сыграть б и б л и о т е к и, в первую очередь
обслуживающие детей и юношество. Библиотеки во все времена являлись
одновременно хранилищами информации и основой для образования и просвещения
людей. Роль современной библиотеки многократно возрастает: передать молодым
людям ранее накопленные знания и подготовить их к жизни в условиях быстрого
накопления информации, в так называемом информационном веке. Выполнение
этих задач возможно лишь при использовании современных компьютерных
технологий в библиотеке. Компьютеризованная библиотека для детей и
юношества сегодня выполняет особую миссию - обеспечивает юным читателям
оперативный доступ к информационным ресурсам и одновременно является
центром воспитания информационной культуры подрастающего поколения.
Уже сегодня новые информационные услуги, предоставляемые некоторыми
библиотеками школьникам (электронные каталоги, информационные базы данных,
электронные издания на CD-ROM) пользуются у них популярностью. А благодаря
созданной системе непрерывного обучения детей и юношества информационным
технологиям можно готовить юных читателей к работе с новыми видами
информации и новыми компьютерными информационно-поисковыми системами в
библиотеке. Благодаря общению читателей с компьютерами в библиотеке
меняется их информационное мировоззрение.
Начинается оно с понимания р о л и и н ф о р м а ц и и в жизни
общества. Современный школьник должен понимать важность информации и задач
ее хранения, систематизации и передачи и особую р о л ь к о м п ь ю т е р о
в в решении этих задач. Выше уже говорилось об уровне преподавания
информатики в школе: использование компьютеров ограничивается в основном
изучением языков программирования, самого компьютера, некоторых прикладных
программ, текстовых и графических редакторов. Поэтому молодые люди чаще
всего не воспринимают компьютер как средство получения информации.
Использование новых компьютерных технологий в библиотеках,
обслуживающих детей и юношество, - во-первых, яркий пример для юных
читателей применения компьютеров в жизни человека вообще, а во-вторых, -
способ получения информации, пример ее эффективного хранения и
распределения. Дети видят, что электронный каталог библиотеки гораздо
компактнее, чем традиционный, а поиск в нем быстрее, разнообразнее и
удобнее. Информация, которую они получают в библиотеке с помощью
компьютера, очень важна. Для юного человека это путь к знаниям, к очередной
ступени образования, миропонимания, обретения смысла жизни, получения
профессиональной подготовки. Таким образом, через общение с компьютерными
информационными системами в библиотеке к юному человеку, естественно,
приходит понимание роли информации и информационных технологий в жизни
человека.
Один из важных элементов информационной культуры человека - з н а н и
е информационных р е с у р с о в (при возможности получить свободный д о с
т у п к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором,
обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки,
статистические центры, информационные службы, СМИ. В этом ряду только
библиотеки предоставляют свободный и бесплатный доступ к информационным
ресурсам, как традиционным, так и электронным. В виде электронного
каталога, библиографических баз данных читатели некоторых библиотек в
настоящее время получают доступ к местным информационным ресурсам. Есть
надежда, что в ближайшее время будут созданы библиотечные информационные
сети и по каналам связи информацию о книгах школьники смогут получить и из
других библиотек и информационных центров. Но уже сейчас выход на
региональные и мировые источники информации обеспечивают CD-ROM технологии.
Коллекции CD-ROM в библиотеках, включающие мировые компьютерные
энциклопедии, путеводители по разным странам, электронные книги,
справочники по литературе, живописи, музыке, расширяют информационное
мировоззрение детей, формируют глобальный аспект информационной культуры -
понимание мира как единого информационного пространства.
Основа информационной подготовки школьников - их умение э ф ф е к т и
в н о в е с т и п о и с к и н ф о р м а ц и и, грамотно работать с ИПС.
Обучение поиску информации непосредственно связывается с умением
пользоваться картотеками, справочниками, словарями. Традиционно в практике
большинства библиотек для детей и юношества читателей знакомят со справочно-
библиографическим аппаратом. Школьникам объясняют, как пользоваться
библиографическими картотеками, как осуществлять поиск в алфавитном и
систематическом каталогах, какие существуют библиографические,
информационные и справочные издания. Появление компьютерных ИПС в
библиотеке требует достаточно развитых специализированных навыков -
понимания представления информации в базах данных, умения выбирать область
поиска, пользоваться ключевыми словами. Поэтому необходимое требование для
библиотек, обслуживающих детей и юношество, - одновременно с внедрением
компьютеров в библиотеке создать систему непрерывного обучения детей
информационных технологиям, адаптированную для разных возрастных категорий.
При выполнении этого условия информационные ресурсы будут доступны и
понятны юным читателям библиотек.
Опыт работы передовых библиотек подтверждает эффективность
многоступенчатой системы обучения, адаптированной для разных возрастных
категорий. Это обучающие и развивающие компьютерные программы для
дошкольников, курсы обучения старшеклассников основам информатики и
информационно-библиотечным технологиям, лекции и беседы о возможностях
компьютера в библиотеке и информационных услугах, предоставляемых читателям
с использованием компьютера. Обучение работе с электронным каталогом
проводится на занятиях еженедельного общедоступного абонемента для
читателей. Работая с библиографическими базами данных для поиска книг,
журналов или газетных статей, школьники убеждаются в преимуществе
компьютерного поиска, осваивают совершенно новые виды поиска (по ключевым
словам, словарю, сочетанию полей в базе данных и т. д.), учатся сохранять
его результаты в электронном виде. Поиск в БД - важнейшая область умений и
навыков, с которыми в настоящее время не всегда знакомят учащихся в
современной школе. И библиотека восполняет этот пробел.
Обязательная составляющая общего образования для жителя
информационного общества - у м е н и е с о з д а в а т ь новую и н ф о р м
а ц и ю. При этом он должен понимать, что информационный ресурс
представляет реальную ценность только в том случае, если хранение и доступ
к нему организованы наиболее эффективно.
Безусловно интересным представляется следующий эксперимент -
привлечение старшеклассников для создания электронного каталога,
ретроспективной БД библиотеки. Предварительно можно проводить специальное
обучение: правилам библиографического описания, форматированию записи,
правилам заполнения полей в БД, грамотному свертыванию информации
(составлению аннотации) и т. д. В процессе создания БД школьники постепенно
начинают понимать, что от того, насколько правильно и полно введена
информация в компьютер, будет зависеть эффективность ее поиска. Мера их
ответственности достаточно велика, так как они создают реальную
библиографическую базу данных. В результате таких экспериментов можно
готовить грамотных и активных пользователей, умеющих работать с новыми
информационными ресурсами.


Заключение


Особенностью развития системы образования на современном этапе
является ее опережающий, личностно-ориентированный характер, обеспечивающий
единство общего и профессионального развития специалиста. Важнейшими
средствами решения данной задачи являются гуманитаризация и информатизация
воспитательно-образовательного процесса, использование современных
педагогических и компьютерных технологий. Гуманитаризация образования
невозможна без систематизации знаний о человеке, обществе, природе, которые
изучаются в рамках общетеоретических и специальных дисциплин. Одним из
показателей соответствия уровня образования современным требованиям
является компьютерная грамотность.
Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к
практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять
ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств
развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в
сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами, обеспечивают
условия для обучения грамотного специалиста в любой области.

Список литературы


1. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. – М: Наука, 1997.
2. Винн Р., Холден К. Введение в информатику. - М.: Финансы и статистика,
1998.
3. Милютина И.А. Технические средства компьютерных информационных
технологий. - М: АО "Московские учебники и Картометография", 1997.
4. Морозов О. На повестке дня – новый этап формирования компьютерной
грамотности // Мир ПК. – 1998. - № 3.
5. Федорова О.И. Новые задачи преподавании информатики в современной школе.
// Педагогика. – 2001. - № 5.





Новинки рефератов ::

Реферат: Варанаси - город тысячи храмов (Культурология)


Реферат: СССР в конце 60-х - начале 80-х гг. (История)


Реферат: Теория социальной мобильности Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Купля-продажа жилья (Право)


Реферат: Разработка устройства регистрации сигналов с датчиков (Технология)


Реферат: Автор и его герой в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)


Реферат: Бухгалтерский учет (Контрольная) (Бухгалтерский учет)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Образы коммунистов в Поднятой целине (Литература)


Реферат: Институции Гая как источник римского права (Право)


Реферат: Жизнь и творчество Уильяма Шекспира (Литература)


Реферат: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе (Педагогика)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Голодомор 32-33 років (голод на Украине в 32-33 гг.) (История)


Реферат: Технология литейного производства (Металлургия)


Реферат: Модель теплового состояния аппарата сепарации (Технология)


Реферат: Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 класс) (Литература)


Реферат: Образование Древне Русского государства (История)


Реферат: Значение художественной литературы в становлении личности школьников (Педагогика)


Реферат: Розробка бізнес-плану МПП СОФ (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист