GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Общественные отношения (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общественные отношения (Социология)




Содержание



Глава I. Концепция общества в индивидуализме. Индивидуалистские теории
социального взаимодействия 3

Глава II. Политика как явление общественной жизни. Общая характеристика
политики 9

Список использованной литературы 16



Глава I. Концепция общества в индивидуализме. Индивидуалистские теории
социального взаимодействия

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения
этого слова:
- общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по
реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество
любителей пива, общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово
"общество" синонимично словам "организация", "союз", "объединение".
- общество как определенный этап в развитии человечества или страны
(первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи
Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово
"общество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап",
"период".
- общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа
в развитии человечества или страны ("общество потребления",
"информационное общество", "традиционное общество" и т.д.) В этом случае
слову "общество" обязательно предшествует его качественная
характеристика.
- общество как предельно широкое понятие для обозначения той части
материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом
взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех
форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с
природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается
философским определением понятия общества.
Каждый человек является представителем общества, в котором он
существует. В дальнейшем в ходе рассуждений мы будем рассматривать человека
как человека внутри общества.
Каждый человек, являясь лишь безликим составляющим общества (как
социальной категории), или - в другом случае - представителем общества как
какой-либо из определенных групп людей (из которых в свою очередь, и
складывается общество как социальная категория в целом), является также
индивидуумом - как в своем самосознании, так и в законах, принятых
обществом, и закрепленных как юридически в жизнедеятельности общества, так
и индивидуально - в сознании его представителей. (За основу берется
общество, принятое как цивилизованное по социальным меркам).
Таким образом, говоря об усредненном представителе общества вообще,
мы будем оперировать термином "человек", а говоря об отдельной личности,
совершающей какие-либо действия в сфере бизнеса, мы будем пользоваться
термином "индивидуум".
Как следствие, каждый индивидуум, существуя в обществе, признает он
это или нет, подчиняется экономическим законам, нормам отношений, которые
приняты в данном обществе.
Даже нарушая существующие в обществе экономические, социальные и
нравственные законы, индивидуум действует исходя из уже существующих
отношений в данном обществе, принимая их - сознательно или бессознательно -
как основу - или анти основу - для своих действий в сфере экономики
(бизнеса), и, соответственно, в жизнедеятельности всего общества.
Любое общество существует постольку, поскольку в нем существуют какие-
либо определенные либо находящиеся в процессе развития экономические
отношения.
Общество, как социальная категория, является и истоком, и целью
действий в нем отдельных его представителей (индивидуумов).
С одной стороны, индивидуум с момента рождения, то есть с момента
существования его самого в обществе, попадает под влияние существующих в
этом обществе экономических и юридических законов и правил, исходящих из
морали, принятой обществом.
С другой стороны, как только он начинает какие-либо сознательные
(либо не до конца им осознанные) действия в сфере экономики, он уже сам
дополняет ими существующие в обществе экономические отношения, внося свою
деятельность в общий процесс развития, и, таким образом, сосуществует
внутри общества вместе со всеми остальными.
Он, тем не менее, подсознательно исходит и из возможности принятия
совершаемых им действий самим обществом. Причем принятие его действий
обществом должно быть таким, при котором его бизнес получил бы дальнейшее
развитие в рамках жизнедеятельности данного общества в настоящее время.
Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .
В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости
функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух
(нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой
совместимости . В социальных исследованиях выделяются различные типы связей
: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи,
структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие
связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в
плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого
объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии,
так и в результатах исследования .
Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов,
обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в
определенное время, для достижения тех или иных целей . Социальные связи
устанавливаются на продолжительный период времени независимо от
персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с
другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира,
складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных
связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих
данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля,
отношений, а также институциональные связи .

Таким образом, сами понятия “индивидуум” - ”общество” оказываются
экономически и социально взаимосвязанными таким образом и в такой степени,
что существование каждого из этих понятий и рассмотрение их в отдельности,
без привязки к двум другим, и их взаимоотношений во взаимодействии,
объективно является некорректным.
Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как
любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов
и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие
выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными
группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных
видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние
различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся
посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между
обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного
объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от
отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер
их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное
отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях
соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-
психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных
общностях в определенный момент времени. Механизм социального
взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия;
изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими
действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих
социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.


Глава II. Политика как явление общественной жизни. Общая характеристика
политики

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными
сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая,
духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от
экономической, социальной и духовной, а также всех других является
организация и осуществление государственного управления обществом в целом
(от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном
управленческом комплексе)[1]. Эта система привлекает в той или иной степени
внимание представителей различных общественных наук - экономической теории,
права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в
составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука -
политология.
Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между
социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания
и использования государственной власти.
Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение
связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает
большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику
и другие сферы общества[2].
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения,
ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы,
политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и
управления обществом.
Основными задачами политики являются[3]:
. Участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его
деятельности.
. Деятельность в сфере отношений между большими социальными группами,
связанная с регулированием интересов путем использования политической
власти.
. Характеристика образа действий, направленных на достижение определенных
целей в отношениях людей между собой.
. Совокупность вопросов или событий текущей государственной или
общественной жизни.
Общеизвестна принципиальная важность соотношения цели и средств в
политике. Установка: цель оправдывает средства — характерна для
диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же
соответствия средств демократическим, гуманным целям политики — норма
подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур.
Политика в целом может быть ориентирована на цели или на средства, что
зависит от характера субъекта и конкретной ситуации.
Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности.
Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой
совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий
по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу
завоевания, использования и удержания власти.
Формы политической деятельности внутри политических партий различны:
Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в
средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения,
достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление
согласованных действий.
Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на
теоретическую и практическую.
Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная,
прогностическая, ценностно-ориентировочная.
Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от
конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические
действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и
реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная
политика и т.д.
Политическая деятельность представляет собой совокупность
организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и
вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе
своей политическая деятельность — это руководство и управление
общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть —
управление людьми, человеческими сообществами.
Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в
делах государства, определение форм, задач и направления деятельности
государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также
иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов
обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное
выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной
власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с
делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и
непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская
деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или,
напротив, на ее разрушение; институционализированная или
неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм); системная
или внесистемная и т. д.
Неотъемлемой частью политической системы современного
демократического общества являются политические партии.
Партия - это политическая общественная организация которая борется за
власть или за участие в осуществлении власти.
Существующие сейчас политические партии по организационной структуре
можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и
организационно неоформленным.
Организационно оформленные:
В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят
взносы.
Организационно неоформленные:
В партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии),
а для того что бы считаться членом такой партии достаточно что бы за тебя
проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным
партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей,
для которых партийная политическая деятельность является профессией.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической
борьбы между различными фракциями и течениями.
Руководящие органы многих партий составляются на основе
представительства от различных фракций.
В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить
интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В
практической политике партии стремятся учитывать интересы различных
категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на
демократических выборах.
Политическое партнерство - это вид взаимоотношений между субъектами
политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или
иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных,
основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии тактики,
политических программ, выражающих интересы этих субъектов.
Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать
в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и
внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему
общества.
В настоящее время, основными типами партийных систем являются:
двухпартийная и многопартийная системы.
Политическая система - часть политической сферы, интегрированная
совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих
власть, управление делами общества, регулирование отношений между
социальными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный
порядок.
Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы
общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных
представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов.

В классовом обществе борьба между враждебными классами неизбежно
становится борьбой политической.
Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы.
Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической
жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между
собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой
борьбы в конечном счете являются отношения власти, поскольку ее цель -
достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им
его воли.
Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки,
так и степени остроты взаимоотношений между субъектами.
Мирный характер борьбы - парламентская деятельность.
По мере роста политической культуры и цивилизованности общества
насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей
степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм
политической борьбы растущую роль играет идейная борьба, борьба за умы и
сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и
внутрипарламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры стоящие во
главе партии.
В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии,
отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев
общества.


Список использованной литературы

1. Егоров С. А. Политическая система, политическое развитие, право:
критика немарксистских политологических концепций. - М.: Юрид. лит.,
1993.
2. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-
во “Наука”, 1974.
3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для Вузов. -М.: "Издательство ПРИОР",
1998. - 368 с.
4. Основы государства и права. Под редакцией проф. Кошарова В.В. Харьков
1994 г.
5. Перевалов В. Д. Политическая система развитого социализма (вопросы
правосубъектности и законности). Свердловск, 1984.
6. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –
М.: Изд-во МГУ, 1993.
7. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
8. Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995.
-----------------------
[1] Егоров С. А. Политическая система, политическое развитие, право:
критика немарксистских политологических концепций. - М.: Юрид. лит., 1993.
9. [2] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск:
КГПУ, 1995.
[3] Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. -М.:"Издательство ПРИОР",
1998. - 368 с.





Реферат на тему: Общественные отношения в контексте public relations

Российский университет дружбы народов.
Факультет гуманитарных и социальных наук.
Кафедра социологии.

Дипломная работа бакалавра.

«Общественное мнение в контексте public relations».

Выполнил: Ситников Б.В.
Научный руководитель: Савельева О.О.
1999г.


План



Введение_________________________________________


Глава 1: Общественное мнение: генезис, структура и


функции.

1.1 Социальный генезис «общественного мнения» _
1.2 Социальная установка ______________________
1.3 Социальное и общественное настроения _______
1.4 Информация и общественное настроение ______
1.5 Слухи ___________________________________
1.6 Исследование общественного настроения ______
Глава 2: Технологии формирования общественного
мнения.
2.1 Паблик Рилейшнз
2.1.1 Определение _____________________________
2.1.2 ПР, пропаганда и этика.____________________
2.1.3 Теория общения и философия ПР.___________
2.1.4 Цель и составляющие ПР. __________________
2.1.5 Практические аспекты ПР.__________________
2.1.6 Оценка результатов._______________________
2.1.7 Двусторонняя связь._______________________
2.2 Имиджмейкинг
2.2.1 Суть имиджмейкинга ______________________
2.2.2 Объекты формирования имиджа. ____________
2.2.3 Психологические аспекты создания образа. ___

Глава 3: ПР и электоральное поведение.

3.1 Проблема осознанного социального выбора ____
3.2 Электоральное поведение ____________________
3.3 Политическое манипулирование. _____________
3.4 Политические лидеры ______________________
Заключение______________________________________
Ссылки _________________________________________

Библиография ___________________________________

Приложение 1
Методы формирования образа.

Приложение 2

Обоснование метода контент-анализа.



Введение


В настоящее время тема «общественные настроения», равно как и тема
«паблик рилейшнз» хорошо разработана и обеспечена литературой. Но, стоит
взглянуть на массив этой литературы повнимательнее, как становится ясно,
что такое ее многообразие лишь кажущееся. На самом деле, темы «общественные
настроения» и «социальное настроение» содержат богатый исследовательский
материал, но по сути своей, глубокие исследования в этих областях
проводились достаточно давно и не в полной мере отражают современное
положение дел. Лишь недавно стали появляться непереводные русские работы по
этой тематике.
С литературным обеспечением темы «паблик рилейшнз» ситуация
складывается несколько иная. Специалисты в этой области стали появляться у
нас в стране лишь последние лет 10. Как следствие, в отсутствие местно-
ориентированных исследований в России появилось огромное количество
переводной литературы по «паблик рилейшнз». Среди огромного количества
изданий встречаются как действительно научные и практические труды, так и
откровенная спекуляция на модной теме, и разобраться в этом потоке не
является легкой задачей.
Но несмотря на это, тема, раскрываемая в данной работе, не теряет
актуальности, привлекательности для исследователя и богатства разработки.
Исходя из этого, основной целью данной бакалаврской работы была попытка
взглянуть на феномен «общественного мнения», на механизмы его формирования,
на то, как можно добиваться изменения общественного мнения с помощью
«паблик рилейшнз», и как это находит отражение в политической системе.
Автору представляется интересным рассмотреть «паблик рилейшнз» сквозь
призму политических манипуляций, как инструмент для формирования
общественного мнения о каких-либо конкретных политических лидерах.
К такому аспекту рассмотрения автора подтолкнуло то, что по роду
деятельности он часто бываю в Государственной Думе Российской Федерации и
имею возможность наблюдать за «политической кухней» изнутри. Цель написания
моей дипломной работы обосновала и ее структуру. В работе последовательно
описывается история возникновения понятия «общественное мнение», механизмы
его функционирования, сущность паблик рилейшнз, имиджмейкинг, как часть
паблик рилейшнз, проблемы электорального поведения масс, электоральное
поведение в России.
Структурное содержание работы подчинено определенной логике и
выстраивается по цепочке: общественное сознание – паблик рилейшнз –
воздействие на электоральное поведение. Такой порядок рассматриваемых
частей не случаен. Общественность обладает определенным сознанием, она
способна эмоционально реагировать на какие-либо события и иметь мнение по
каким-либо вопросам. Формированием общественного мнения непосредственно
занимается паблик рилейшнз, а имиджмейкинг – важнейшая технология ПР,
особенно в политическом приложении.
Электоральное поведение общественности напрямую зависит от
господствующего общественного мнения относительно того или иного объекта
выбора и, соответственно, от того, как этот объект позиционирован и
представлен общественности. Таким образов из темы ПР-технологий вполне
логично вытекает тема электорального поведения масс под воздействием ПР-
технологий. В конце работы приводится методика исследования общественного
мнения путем контент-анализа прессы, применяемая в Аппарате Государственной
Думы Российской Федерации.
В заключение автор хотел бы выразить глубокую признательность научному
руководителю к.э.н. доц. Ольге Олеговне Савельевой, чей курс лекций помог
ему определиться с окончательным выбором темы дипломной работы, и которая
помогала ориентироваться в море тематической литературы, не давая уходить в
сторону от избранной темы. Кроме того, автор хотел бы выразить
признательность Помощнику Заместителя Председателя Государственной Думы
Российской Федерации Михаилу Валерьевичу Вождаеву за любезно
предоставленный фактический материал и методики анализа документов.



Глава 1. Общественное мнение: генезис, структура и функции.



1.1 Социальный генезис «общественного мнения»

Сегодня достаточно почитать современные словари, чтобы увидеть
разнообразие смыслов, которые может сейчас иметь понятие «мнение», и,
одновременно, задать себе вопрос о типе «мнения». В действительности, в
соответствии с одними словарями, например, понятие мнение может означать
результат твердого индивидуального суждения (оно в этом случае синонимично
«оценке», «взгляду», «уверенности», «убеждению») или, наоборот,
неопределенное и субъективное индивидуальное суждение (оно означает тогда
«впечатление», «воображение», «точку зрения», «чувство», «догадку»,
«подозрение», «предположение») или даже простое отсутствие любого суждения
(это случай «веры», «предрассудка» или «предубеждения»). [1] (см. ссылку в
конце работы.)
Это понятие может также обозначать уже не индивидуальный, а
коллективный продукт и выражать как хорошо обдуманную, а значит очень
разработанную интеллектуальную позицию - например в случае религиозной
«доктрины» (говорят же о «мнении церкви» по такой то общественной проблеме)
или философской или политической «системы», - так и совокупность
«спонтанных» коллективных установок или представлений, разделяемых
социальной группой. [2]
То же семантическое многообразие наблюдается относительно
прилагательного «общественный», которое может квалифицировать то, что
касается «народа», взятого в совокупности (и означает в таком
случае «общее», «обобщенное»); также оно противопоставляется «частному» и
обозначает то, что формально «открыто для всех» (например, «общедоступный
сад», «общедоступный писец»), или еще то, что принадлежит государству и
предполагает «коллективный» или «общий» интерес («государственная сфера
деятельности», «гражданское право» и т.д.). [3] Такое «общественное
мнение» не представляет собой результата статистического обобщения мнений
большого числа людей: народное мнение, мнение толпы, остается еще синонимом
«необузданных и изменчивых страстей» и остается за рамками собственно
говоря политики, однако без того, чтобы быть полностью игнорированным.
Проведем небольшой экскурс в историю. Говорить о феномене
«общественного мнения» наиболее разумно с XVIII века. Хотя назвать этот
феномен «общественным мнением» можно с трудом. Только мнение «просвещенных
элит» может обращаться в декреты, будучи если и не безупречным, то хотя бы
универсальным и надличностным. поскольку основано на разуме. В течение всей
первой четверти XVIII века «общественное мнение» является, таким образом, в
меньшем степени мнением публики (в широком смысле, который это слово имеет
сегодня), сколько «превращенным в публичное» мнением социальной элиты. Оно
противостоит не мнению народа (подавляющее большинство, которое все еще
состоит из безграмотных крестьян и не имеет пока мнения в политике), но
частным интересам «политических группировок», которые в представлении
«просвещенной» буржуазии находились тогда у власти.
Таким образом, «общественное мнение» является чем-то вроде машины
идеологической войны, которую произвели на свет на протяжении XVIII века
интеллектуальные элиты и маститая буржуазия с целью легитимизации их
собственных требований и области политики и ослабления королевского
абсолютизма. [4] Проблема, которая вставала перед этими
интеллектуальными элитами, состояла в том, чтобы подтвердить их вступление
в игру, из которой они еще часто бывают исключены, и всеми имеющимися
способами подтачивать легитимность существующего политического режима.
Таким образом, писатели и политические философы начинают работать более или
менее согласованно, используя хотя и различные, но относительно
взаимозаменяемые выражения, над производством в политической сфере нового
принципа легитимации, который имеет свойство стимулировать их специфический
капитал (способность рассуждать), который они стараются перевести прежде
всего в капитал политический.
Другими словами, «общественное мнение» - это профессиональная
идеология. Это мнение ограниченных социальных групп, профессия которых
состоит в производстве мнений и которые преобразуют свои собственные мнения
просвещенных элит в мнение универсальное, вневременное и анонимное, имеющее
политическую ценность. Для этого слоя, имеющего богатый культурный капитал,
«общественным мнением» заслуживает называться лишь его собственное мнение в
области политики, хоть и некоторым образом «обезличенное», в той мере, в
какой оно предстает как мнение универсального, хотя и малочисленного
сообщества ученых, свободно и гласно рассматривающих вопросы религии или
политики и общающихся между собой, главным образом письменно. Письменная
публикация или, хотя бы обсуждение, рассматриваются как необходимые
средства формирования настоящего «общественного мнения», которое таким
образом возвышается над «частными и индивидуальными мнениями»: так же, как
и в науке, производство взвешенного мнения предполагает специфическую
мыслительную работу, которая должна быть коллективной. Другими
словами, общественное мнение может быть верным и мудрым только в результате
открытого сопоставления самых «компетентных» и самых «мудрых» мнений.
Таким образом, с установлением всеобщего (мужского) избирательного
права и связанного с этим развитием в течение второй половины XIX века
новых форм коллективных действий, во главе которых стояли «массовые»
организации, такие как политические партии или профсоюзы, видно медленную
трансформацию понятия «общественное мнение». До тех пор оно было почти
исключительно мнением элиты граждан, в принципе более информированных и
достойных с точки зрения их ума и нравственности, которые в результате
рациональной дискуссии должны были его публично оглашать и призывать - в
противовес «вульгарному» и «общему мнению» - к уважению авторитетного
мнения, считающегося истинно верным и направленным на «общее благо».[5]
Это мнение было «общественным», в том смысле, что оно было
предназначено, благодаря своей собственной ценности, «к общественной
огласке», это «формальное мнение, признанное политическими инстанциями», по
выражению Хабермаса и пыталось свести себя к мнению большинства в
парламентских инстанциях. «Воля народа» не могла выражаться прямо, а должна
была перепоручаться посредничеству ее политически компетентных
представителей, сгруппированных в организации, которые одновременно ее
мобилизовали и ею руководили.
К концу XIX века с увеличением массовых движений и уличных
манифестаций (связанных, в частности, с урбанизацией и индустриализацией),
а особенно с распространением народной и общенациональной прессы, возникает
другое «общественное мнение», конкурирующее с предыдущим, которое будет
сосуществовать с ним до середины XX века, пока его вовсе не вытеснит. [6]
Это новое мнение также квалифицируется как «общественное», но в другом
смысле, который как бы вызван демократической логикой: это, по крайней мере
внешне, мнение самой общественности. Это непосредственное или спонтанное
мнение не имеет таких же характеристик, что и мнение политических элит,
которое, в принципе, является результатом специфической политической
работы.
Речь идет в меньшей степени о продуманном мнении, которое принимают в
результате размышлений, сколь о глубоко укоренившихся предубеждениях или
мнениях-кальках, некоторым образом вынужденных, лишь отчасти
интериоризованных, с которыми быстро расстаются, мнениях, похожих на те,
которые вплетены в обычный разговор. Эта форма «общественного мнения»,
передающегося через прессу, публичные движения протеста, будет признана
только постепенно, поскольку «толпа» для большей части политических элит
надолго остается синонимом иррациональности.
Здесь нам представляется уместным вспомнить крупного социолога XIX
века Габриэля Тарда, который посвятил немало своего времени исследованию
феномена «общественного мнения». Тард был первым, кто в конце XIX века
позитивно «теоретизировал», в частности в «Общественном мнении и толпе»,
это новое отношение между формированием «общественности», развитием
популярной журналистики и появлением на политической сцене нового
«общественного мнения» (которое он называет «Мнением» с большой буквы). [7]
Тард вкладывает основы настоящего социологического анализа «общественного
мнения», порывая с нормативным подходом к новому феномену. Социальную
основу этого подъема общественного мнения он видит в появлении и
развитии «общественности», что само по себе - результат нового способа
соединения людей, характеризующий современные общества. Тард описывает в
негативном ключе традиционные движения «толпы», которые, по его мнению,
принадлежат уже прошлому, чтобы лучше выявить новые свойства, принадлежащие
общественности. [56]
Тард анализирует процесс, который сегодня назвали бы процессом
общенациональной унификации политического рынка, развернувшийся
тогда на его глазах вместе с широким распространением прессы (процесс,
который усилится с появлением телевидения) и, соответственно, появлением
нового способа социального объединения, который лежит в основе того, что
он называет «группами на расстоянии» или «общественностью». До
развития общенациональной прессы не существовало «единого» общественного
мнения, а имело место «множество» мнений местных, раздробленных,
разнообразных, не подозревающих друг о друге.
Тард замечает, что пресса все более и более способствует приданию
значения политическим явлениям, а журналисты становятся настоящими лидерами
общественного мнения. В отличие от толпы, общественность, уточняет Тард,
существует исключительно с помощью прессы и для нее. Общественность
действует посредством прессы, «она демонстрирует себя с ее помощью,
навязывает себя государственным деятелям, которые становятся ее
исполнителями. Именно это называют силой общественного мнения».[9]
Поэтому Тард связывает мнения, порожденные прессой, с продуктами
потребления экономического типа, так как их успех тоже зависит от моды и от
известного числа социальных характеристик (возраст, социальный статус и
т.д.). Он подчеркивает временный характер этих мнения, «истинность» которых
не столько «обсуждается», сколько «потребляется», и «ценность» их состоит
не в правильности их самих, а в количественной силе, то есть в числе
индивидов, которые в определенный момент их разделяют.[10]
Следует ли на основе этих критических замечаний действительно
заключать что, как говорил Пьер Бурдье в начале 70-х годов, «общественное
мнение не существует»?[11] На самом деле здесь мы затрагиваем одну из
наиболее деликатных проблем социологического анализа, особенно когда этот
анализ обращен на социальное поле, которое может вызвать социальное
существование проблем, лишенных научной значимости. Если в конце 60-х годов
мы могли сказать, что «общественное мнение», не существует и что это во
многом лишь артефакт, то это произошло потому, что сама практика
общественных опросов еще только начинала внедряться, а вера политических и
журналистских кругов в «общественное мнение» была еще очень слаба. Тот же
самый анализ сегодня должен привести к прямо противоположным
выводам.
Но важно заметить, что, по мнению П. Шампаня «институты изучения
общественного мнения измеряют не индивидуальные мнения - или не только
индивидуальные мнения - а общественные мнения».[12] К этому аспекту,
содержащему чисто политическое измерение, мы теперь и обратимся. Прежде
всего, можно сделать первое замечание логического характера. Если мнение
было бы действительно «общественным», оно должно было бы, по крайней мере,
приблизительно быть известно всем и публикация результатов опросов не
должна была бы, вопреки тому, что мы часто слышим, «удивлять» или
«переворачивать сложившиеся представления».
Вопреки видимости, институты изучения общественного мнения
делают то же самое, так как они путем опроса собирают частные мнения тысячи
разрозненных индивидов, и превращают их в «общественное мнение», обнародуя
результаты опросов. «Общественное мнение» институтов опросов – это
статистическая агрегация частных мнений, которые стали обнародованы. Это не
мнение, выраженное публично, будь то посредством свободного выступления в
прессе, заявления по телевидению, письма читателя в печатное издание,
участия в «опросе» в ходе телепередачи, уличной демонстрации и т.п. [13]
Специалисты по опросам верят в существование «общественного мнения»
как такового и стремятся к его максимально точному измерению, в то время
как с социологической точки зрения это всего лишь коллективное верование,
объективной политической функцией которого является обеспечение - в режимах
демократического типа - одной из форм регулирования политической борьбы.


1.2 Социальная установка

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп,
нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Начало
исследования социальных установок было положено работой У. Томаса и Ф.
Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в США в 1918 г. Были
выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость
индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от
индивида. Для объяснения значимости социальной организации для индивида
было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения
психологического состояния индивида по отношению к группе - социальная
установка.[14]
Было осуществлено много попыток измерения социальной установки как
латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося
модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке
выделяются функции и структура. Широко используются межкультурные
исследования, например исследования Макгранахамом (1946 г.) степени
авторитаризма отдельных культур. Опрашивались две группы юношей (по 191
участнику в каждой группе, возраст от 14 до 18 лет) соответственно в США и
Германии. Согласие с утверждением о том, что люди, несправедливо
критикующие правительство, должны находиться в тюрьме выразили 36% в
Германии и 21% в США. Согласие с утверждением, что газеты должны сообщать
только хорошие для общества новости - 43% в Германии и 17% в США.[15]
К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная
установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают тем или
иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет
особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.
Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью
всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных
реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие
социальной установки широко используется при изучении общественного
сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение
устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств
массовой информации на изменение социальных установок избирателей).
Что же представляет собой социальная установка? В современной
социальной психологии есть два определения этого явления:
. устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к
действию, ориентированному на социально значимый объект;
. психологическое переживание индивидом ценности, значения социального
объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее
направляющее влияние на поведение.
Опросы общественного мнения представляют собой распространенные
исследования социальных установок массового сознания. У социальной
установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре
функции:
. приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект,
удовлетворяющий потребности индивида;
. знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по
отношению к какому-либо объекту,
. выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от
внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
. защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Структура социальной установки включает в себя осознание, оценку,
готовность действовать, а это есть:
. когнитивный компонент - осознание объекта установки;
. аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта;
. поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.
Говоря о социальной установке, важно отметить, что у индивида может
существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в
конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки
на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от
ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный
компоненты структуры социальной установки.
Изменение социальной установки может происходить под влиянием
убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же
благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. Существует две
теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки.[16]
. Бихевиористская. Основана на принципе научения Предполагается, что
социальные. установки индивида изменяются в зависимости от того, каким
образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки.
Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и
наказаний.
. Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка изменяется,
когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом
для изменения социальной установки является потребность в восстановлении
упорядоченного восприятия внешнего мира.


1.3 Социальное и общественное настроения

Но не стоит забывать, что важнейшей, если не определяющей
характеристикой реально функционирующего сознания, его доминантой является
феномен социального настроения. Принципиально важно подчеркнуть, что оно
одновременно является и реальной формой поведения, вернее. вероятностной
формой выражения общественного сознания в процессе превращения его в
общественную силу. Говоря о феномене социального настроения, необходимо
отметить ряд его сущностных черт.[17]
Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер,
вбирающий в себя одновременно влияние как объективных условий, так и
субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств,
умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не является их
механической суммой или неким условным объединением: это принципиально
новое качество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с
большей долей достоверности и определенности.
Во-вторых, социальное настроение более определенно и более наглядно и
специфически «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его,
сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее в общественной и личной
жизни, делая выводы и получая уроки на будущее. В этом случае опыт
выступает не как кладезь мудрости, созданный и хранимый на . всякий
случай, а как инструмент, прямо влияющий на характер, глубину социального
настроения.
В-третьих, социальное настроение - это «неотложенное»,
актуализированное реальное сознание, которое управляет жизнью человека
именно в данный момент времени. Несмотря на то, что настроение может иметь
волнообразный характер выражения и в нем на первый; план могут выходить те
или иные проблемы, оно обладает в целом большей долговременностью своего
действия, чем общественное мнение, носящее часто быстро преходящий
характер.
В-четвертых, социальное настроение - это тот элемент реально
функционирующего . сознания, который означает практическую готовность к
действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом
поведения. Если при изучении общественного сознания мы постоянно
убеждаемся, что далеко не все его реальные элементы - информированность,
знания, суждения, мнения – приобретают характер активного начала, то
социальное настроение - именно тот предшественник (а иногда участник)
поведения человека, по которому непосредственно можно судить о
действительных реальных намерениях людей, их отношении к окружающему миру и
процессам, происходящим в нем.
И наконец, социальное настроение - это еще и фон, который «окрашивает»
жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их
поведения и помогает спрогнозировать возможность усиления позитивных и
ослабление негативных аспектов общественного сознания.
Но кроме понятия «социального настроения» существует и понятие
«общественного настроения».[18] Принципиальных различий между этими двумя
понятиями нет, но общественное настроение - более широкое понятие,
характеризующее отношение людей к экономическому, политическому,
социальному состоянию общества в определенный период времени. Но и
социальное настроение формируется под влиянием политических, экономических,
социальных и духовных факторов. В этом отношении значительных различий
между общественным и социальным настроением мы не находим. Общественное
настроение объединяет и побуждает к действию определенные группы, слои
населения и даже народы.
Первое отличие общественного настроения от социального настроения
состоит в том, что социальное настроение в настоящее время в значительной
степени находится под воздействием общественно-политических процессов, и
именно в политическом аспекте глубже затрагивает социальные проблемы жизни
общества.[19] Оно может проявляться через отдельные проблемы, даже детали
этих проблем. Скажем, для человека не важно, каковы сегодня российско-
американские политические отношения, но для него важно - что он конкретно
будет иметь, чувствовать, если они улучшатся или ухудшатся. На его
социальное настроение вряд ли сможет положительно повлиять информация о
том, что в каком-то регионе полностью решена жилищная проблема, если он не
имеет своей квартиры. Иными словами, на социальное настроение влияет не
только вся масса проблем, неразрешенных вопросов, но и отдельные их
проявления. Это второе отличие общественного настроения от социального
настроения.[20]
И, наконец, третье отличие общественного настроения от социального
состоит в том, что общественное настроение - это массовидное явление,
способное быть движущей силой всего общественного развития, тогда как
социальное настроение большей частью - лишь отражение доминант
общественного сознания и социальной практики людей, социальных групп и
социальной организации общества.[21] А так как все общество социально
неоднородно, то и социальное настроение у различных слоев общества тоже
может быть разным.
Социальное настроение может как объединять, так и разъединять людей.
Примером является современное состояние общества, когда небольшая часть,
используя характерную для переходного периода нестабильность, экономический
и правовой хаос, занялась не организацией производства, а личным
обогащением за счет обнищания других слоев. Различные периоды жизни
общества также могут отражаться в социальном настроении.


1.4 Информация и общественное настроение

Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная
с потреблением, использованием и производством массовой информации, при
тотальной распространенности и доступности информация становится
необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной
деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр.
Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой
информации изменяется в соответствии с информационными интересами и
потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории
необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для
достижения других, управленческих задач массового воздействия.
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в
сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для
ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них
картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для
достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.
Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная
деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.
Необходимо различать понятия «информационные потребности» и
«тематические интересы» аудитории.[22] Потребности в информации социальны
по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой
повседневной деятельности индивида, в том числе объективными
характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.
Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением
информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой
информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как
популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений
и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и
выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть
из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия
необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости
коммуникативных навыков и т.д.
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со
всей жизнедеятельностью человека. Как и любые другие потребности,
информационные являются побудителем активности людей. Если они не
удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную
информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода
информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.[23]
Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение
разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать
образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования
аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования
отдельных каналов информации определенными группами населения. Так,
например, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой
сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую
очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности,
т.е. с его трудовой сферой.
Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как
аудитория СМИ раскрывается системой показателей, создание которых опирается
на выявление его целостности и четкое представление его структуры и
функций.[24] К первой группе характеристик аудитории относятся признаки
внутренней структуры аудитории, относительно независимые от системы СМИ.
Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных
взаимоотношениях со СМИ и описывает процесс потребления массовой
информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщений СМИ на
сознание аудитории.
Современные массово-коммуникационные отношения предполагают
взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и коммуникантов (аудитории),
в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою
специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере.
Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных
отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или
реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности,
интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории,
включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств
массовой информации.
В механизме функционирования социального настроения важное место
занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени.
Информация как случайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную
окраску, поскольку отражает процессы материальной и духовной жизни.
Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений,
которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами,
группами, организациями, различными социальными институтами для
регулирования социального взаимодействия .
Согласно логике развития, какова социальная жизнь - такова и
информация о ней. Все дело в том, что в обществе главным информатором,
разъясняющим и излагающим социальную информацию, является государство,
которое не всегда заинтересовано в распространении объективной информации.
Например, той, которая содержит военную и государственную тайну, источники,
несущие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкам
господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может
принести ущерб, государство, разумеется, имеет полное право налагать
запрет. Во всех других случаях замалчивание, а еще хуже, искажение
информации, может серьезно подорвать политические, экономические устои
государства, лишить веры людей.
Предание гласности некоторых материалов о недавней истории,
произошедшее после 1985 года, размыло ранее сформированное представление об
истории страны, развенчало многие идеологические стереотипы, посеяло у
людей недоверие к официальной информации. Резкий переход от замалчивания к
широкой гласности вызвал у людей, особенно старшего поколения,
психологическое невосприятие заново прочитанных страниц истории и недоверие
к новым источникам информации.
Особо значительную роль в выработке такого отношения к информации
сыграли средства массовой информации. Положительную в том, что донесли до
широкого читателя, зрителя более полные исторические сведения;
отрицательную в том, что многие публикации и передачи носили поверхностный
характер и не отражали всю сложность происходящих процессов в далеком и не
совсем далеком прошлом. Сознательное искажение информации нельзя считать
случайным так же, как и невозможно считать причиной этого явления
неизбежность такого процесса. Искажение информации в той или иной мере
присуще любому общественному устройству.


1.5 Слухи

В жизни общества, его различных социальных институтов реальное и
весьма ощутимое место занимает так называемая непроверенная устная
информация, которая обычно именуется слухами, молвой, толками и т.д.
Согласно мнения Т. Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее
двумя качествами: важностью и неопределенностью. Если событие не важно и не
обладает неопределенностью, то слухов по его поводу и не будет.[25] Данное
понимание в определенной мере нашло отражение в законе Олпорта, по которому
слух представляет собой функцию от важности события, умноженной на его
двусмысленность.
Для нас данный феномен интересен постольку, поскольку слухи являются
важным моментом в процессе функционирования социального настроения. Прежде
всего это субъективное ощущение нехватки информации. Именно в такой
ситуации человек будет искать и передавать недостоверную информацию,
причем, интерпретация этой информации будет соответствовать жизненным
установкам людей, их желанию усугубить или облегчить ситуацию и
соответственно повысить свое настроение или дезорганизовать настроение
других людей.
То, что этой информации недостаточно в современном российском
обществе, показывают исследования А.Т. Хлопьева, проведенные в мае 1994 г.
(опрос всероссийский, 1375 респондентов в 12 регионах страны): 34,3% людей
со слухами сталкиваются практически ежедневно, а 19,1 % -1 -2 раза в
неделю. Иначе говоря, практически каждый второй человек регулярно и
постоянно соприкасается со слухами, которые и являются причиной частой
смены настроений, источником распространения тревоги, неопределенности.
Более того, в этом исследовании была четко зафиксирована тенденция
дальнейшего расширения ареала носителей недостоверной информации, когда
даже наиболее образованная часть общества - интеллигенция - не стала
отставать от других слоев общества по масштабам своего участия в
распространении слухов.[26]
Такое широкое поле, такой охват слухами всех без исключения - живущих
в городе и селе, женщин и мужчин, молодых и людей старшего возраста, с
высокими доходами и без оных - не могло не повысить неустойчивость
социального настроения, в то же время при сохранении его главных тенденций.
Для такого канала устной информации, как слухи, важна и значимость
проблемы. Причем, эта значимость серьезно возрастает, когда начинает
касаться тех интересов, которыми живут люди.
Для россиян традиционно важны были проблемы будущего всего общества,
ибо исторический опыт, практика реальной жизни всегда показывали высокую
степень зависимости личных планов и устремлений от того, что происходит в
стране и даже в мире. Показательны в этом отношении данные уже приведенного
выше исследования А. Т.Хлопьева: в мае 1994 г. 36,7% (1 место) занимали
слухи о политических проблемах страны, 31,2% (3 место) - об экономике и
связанных с нею изменениях в жизни людей, уступая 2-е место (33,9%) только
молве и толкам о местных происшествиях.[27]
На передачу слухов и, соответственно, на изменение социального
настроения огромное воздействие оказывают ожидания возможных последствий
обсуждаемого события и явления. Так, слухи и домыслы, например, о женах
видных политиков не имеют глубокого влияния на социальное настроение: в
лучшем случае они удовлетворяют любопытство к личной жизни известных людей
или по крайней мере являются поводом для выражения эмоций в связи с
конкретными событиями. Другое дело, когда слухи касаются благополучия
человека, ею уверенности в будущем, его ориентации на долгосрочные ценности
- в этой ситуации социальное настроение будет оперативно и достаточно
обстоятельно реагировать на слухи, особенно если их подтверждение в жизни
чревато негативными последствиями.
Современный этап распространения слухов характеризуется новыми
особенностями. По данным А. Т.Хлопьева, если ранее 26% женщин получали
недостоверную информацию на улице, в транспорте, 20,6% - от соседей, 20,4%
- в очередях, то 34,1% мужчин - на работе, 14,3% - во время встреч с
приятелями. В настоящее время на первое место по зарождению и
распространению слухов вышли средства массовой информации и особенно
телевидение. Именно это нашло отражение в массовом сознании о субъективных
причинах зарождения слухов - 26,3% считали, что это происходит в результате
замалчивания СМИ событий, а 24,7% - в результате искажения журналистами
поступающей к ним информации. Именно поэтому при оценке телевизионных
информационных передач ("Новости", "Вести", "Сегодня") 57-58% опрошенных
испытывают неуверенность, усталость, тревогу, беззащитность, а 45-50% -
обман, разочарование, страх, унижение.[28

Новинки рефератов ::

Реферат: "Реквием" Анны Ахматовой (Литература)


Реферат: Людвиг Фейербах (Философия)


Реферат: В. Короленко (Литература : русская)


Реферат: Книгопечатник Гуттенберг (Исторические личности)


Реферат: Гражданское и семейное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Создание и ведение баз данных (Компьютеры)


Реферат: PhotoShop (Программирование)


Реферат: Политическая программа английского просвещения Джона Локка (Государство и право)


Реферат: Вред и польза химии (Химия)


Реферат: Повесть Распутина "живи и помни" (Литература : русская)


Реферат: Аудит расчетных операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекции по высокоуровневым методам информатики и программированию (Программирование)


Реферат: Кредит, его функции и виды (Деньги и кредит)


Реферат: Историко-психологический портрет А.П. Извольского (Исторические личности)


Реферат: Викинги : жизнь, быт, культура, связь с русской нацией (Государство и право)


Реферат: Виды нормативно правовых актов и способы их публикации (Право)


Реферат: Связь открытия Федора Васильева с передовыми идеями западноевропейского пейзажа (Искусство и культура)


Реферат: Биотехнологии (Биология)


Реферат: Общая оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской и статической отчетности (Аудит)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист