GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политическая философия Макиавелли (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политическая философия Макиавелли (Политология)



Содержание



Введение

1. Биография Никколо Макиавелли.…………………….…………………….………..……4
2. Политический опыт прошлых веков…………………………………..…………………..7
3. Роль религии в политике …..………………………………………………………………..9
4. Политика и мораль…………………………………………………………………………..11
5. Макиавелли и макиавеллизм………………………………………………………………13

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Со времен существования организованного общества многие пытались
давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и
подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие
века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об
этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти
немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.
Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились
новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам
политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения
мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности,
идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время
существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на
практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно
ненужные качества.
У истоков общества стояли выработанные скорее природой, а не
планомерной человеческой мыслью, правила подчинения физической силе,
организации вертикали власти с позиции примитивного, но действенного
вождизма. Социальная дифференциация, расслоение общества, выделение знати,
как основы единоличной власти или управленческого аппарата – всё это
способствовало постепенному и закономерному формированию, укреплению и
перерастанию в традицию (впрочем, не всегда себя оправдывавшую)
монархической власти. Лидер, вождь, деспот, тиран, царь или король, обладая
практически безграничными возможностями в своем государстве, мог вести
любую политику и вершить дела по личному усмотрению, не опираясь при этом
ни на многочисленных советников, которых всегда хватало при дворе
обличенных властью; ни на народ, пребывавший в постоянном страхе перед
наказанием, неминуемым за неподчинение. По повелению Его Величества
начинались и заканчивались войны, строились и разрушались города, рождались
и умирали люди. Из века в век наука управлять передавалась потомкам
великих, храня традиции и добавляя что-то новое.
Но что же такое наука управлять государством? Многие задумывались над
этим. В древней Греции, где полис стал основой общества, осью
государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической
мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу
людям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамки
определения представительной демократии, снова отдавая исполнительную
власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, как
основы существования государства, признавали все политики и государственные
деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего
времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже
анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно
долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно
придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе
все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых,
рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и
практические знания всей истории существования государств, был Никколо
Макиавелли.
Его труды по-разному оценивались современниками и исследователями
нашего времени, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса к себе и
не утратили актуальности. Управлять ли государством с позиции силы или
использовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней политике,
общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, как
процветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности – все эти
аспекты чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работах
Макиавелли. В современном мире эти вопросы, безусловно, уже хорошо
проработаны и имеют вид вполне определенный с позиций устоявшихся
политических норм. Однако для того чтобы понять, что есть государство
теперь и каким оно было, какие эволюционные ступени госаппарата оставили
четкие следы в устройстве современных государств, нужно знать труды
Макиавелли.



1. Биография Никколо Макиавелли


Для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть
на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому
опыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527 принадлежал к обедневшей семье,
происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время
определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его
был юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному
Никколо получить университетское образование. Но выросший в кругу
флорентийской гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи
латынь, чтобы свободно читать древних авторов. С юных лет преимущественный
интерес к политике, к современной политической жизни определил и круг его
чтения - это прежде всего творения историков классической древности,
воспринимаемые не с позиций ученого-эрудита, а в качестве материала для
политического анализа, учебника политики. Для формирования мировоззрения
Макиавелли характерно, что ему остались чуждыми отвлеченные размышления
флорентийских неоплатоников, равно как и схоластическая наука
университетов. Зато весьма показательно, что в молодости он не только
внимательно прочитал, но и собственноручно тщательно переписал для себя
выдающийся памятник античного философского материализма - поэму Лукреция «О
природе вещей».Уже к середине XIII века, когда Флоренцию разрывали распри
между гвельфами и гибеллинами, они встали на сторону народа и с тех пор
всегда считались «добрыми полонами». Никто из предков Никколо ничем
особенным себя не прославил. Богатства они тоже не нажили. «Я родился
бедным – скажет потом Макиавелли – и познал тяготы нужды прежде, чем
радость жизни»(1). Однако родители смогли дать своему сыну блестящее
классическое образование, пусть даже финансовое положение семьи и не
позволило пройти университетский курс. Один из историков заявил, что
Макиавелли надо было благодарить судьбу, уберегшую его от университетов
того времени. Именно в этих «очагах знания» как нигде сильны были
средневековые традиции, и вряд ли сухая схоластика очень обогатила бы ум.
Хотя, наверное, даже университет не убил бы в Никколо Макиавелли живости
ума и души.
Никколо повезло и еще в одном - в его семье было принято нередкое в то
время свободное отношение к религии и Церкви. Даже мать его не была
набожной. Наверное, именно это помогло Макиавелли впоследствии реально, а
то и критически оценивать роль церкви в жизни Италии.
В 1498 году, когда ему было 29 лет, он был избран на должность
секретаря второй канцелярии Сеньории. Эта должность дала возможность
приобрести тот «большой опыт дел нашего времени», без которого он никогда
не стал бы Макиавелли. Он оказался в самом центре современной политической
жизни, и это ему очень нравилось. Флоренция, во главе которой с 1502 года
стоял пожизненный гонфалоньер Пьеро Содерини, быстро оценила острый ум,
наблюдательность и неутомимость будущего автора «Рассуждений о первой
декаде Тита Ливия».
В течение 13 лет Макиавелли посылали с самыми ответственными и вместе с
тем наиболее деликатными миссиями. Он был не послом республики, а её
политическим агентом. Лучшего агента не было, кажется, ни у одного
правительства. Впрочем, иногда Макиавелли философствовал и пытался давать
советы. Тогда его вежливо одергивали: «Ваш вывод чрезмерно смел – упрекал
Макиавелли его приятель и сослуживец Биаджо Буанаккорси, - излагайте точнее
факты, а принимать решение предоставьте другим»(1). Пьеро Содерини
бесконечно доверял Макиавелли, но он считал его слишком большим фантазером
и мечтателем.
В 1502 году Макиавелли побывал в Ареццо, вскоре после того, как в
Вальдикьяне было подавлено антифлорентийское восстание, поднятое людьми
Чезаре Борджа. В том же году он получил возможность лично познакомиться с
этим тогда уже легендарным человеком. Наблюдения над действиями Чезаре
Борджа, а также мысли, вывезенные Макиавелли из Ареццо, легли в основу двух
литературно-политических очерков: «Описание того, как избавился герцог
Валентино (в то время Борджа чаще звали герцогом Валентино) от Вителлоцо
Вителли, Оливеротто да Фермо, сеньора Паоло и Герцога Гравина Орсини» и «О
том, как следует поступить с восставшими жителями Вальдикьяны». По жанру
их, пожалуй, лучше отнести к эссе. В них Макиавелли не только не стесняется
делать смелые философские выводы, впервые формулируя понимание
политического искусства как гуманистического подражания древним, но и в
какой-то мере искажает факты, стремясь типизировать и по-ренесансному
идеализировать описываемые исторические события и характеры – придать им
максимальную эстетичную выразительность. «Опыт о Вальдикьяне» предвещал
историческую концепцию «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия». В нем, а
ещё больше в «Описаний», содержалось «зерно» того мифологизированного
образа Чезаре Борджа, который возникает затем в «Государе».
Во всех своих произведениях 1502-1512 годах Макиавелли старался не
покидать позиций традиционной флорентийской демократии. Однако ради
укрепления мощи республики он уже тогда считал оправданными самые крайние
меры. В сочинении «О том, как следует поступить с восставшими жителями
Вальдикьяны» давалось достаточно жесткая формула действий по отношению к
тем союзникам Флоренции, которые, отделившись от нее, вздумали бы
отстаивать собственную свободу и независимость. «Либо – либо» - это уже
стиль мышления зрелого Макиавелли. Впоследствии он не раз говорил о
губительности «средних путей» и политических компромиссов.
Считая, что политики Флорентийской республики должны учиться смелости и
решительности у людей вроде Чезаре Борджа, Макиавелли ещё надеялся, что
Флоренция сможет обойтись без диктатуры, как он выражался «нового
государя», то есть не просто тирана, а истинно народного вождя и лидера. В
1504 году ему ещё очень хотелось верить в возможность превратить Флоренцию
в сильное государство, не производя насильственных преобразований в её
политическом строе. Путь к этому Макиавелли усматривал в замене наемных
отрядов регулярной «национальной гвардией», вербуемой из сводных граждан
свободной республики. Но эти предположения рухнули, когда созданная
Макиавелли в 1512 году, для защиты от экспансии папы Юлия II, милиция
разбежалась при первом натиске противника. Трусость флорентийских
ополченцев под Прато доказала Макиавелли не ложность его военных теорий
(они будут в последствии развиваться и в его «Рассуждениях», и в диалогах
«О военном искусстве»), а насущную необходимость серьёзных преобразований в
политической и социальной структуре Италии и прежде всего, конечно,
Флоренции.
Впоследствии размышляя, что погубило в 1512 году республику, Макиавелли
всегда приходил к выводу, что главным злом была не военная слабость
Флоренции, а нежелание мягкого и гуманного Пьеро Содерини прибегнуть к
«экстраординарной власти и разорвать законы гражданского равенства» ради
подавления внутреннего врага – верхушки «жирного народа», жаждавшего
реставрации кардинала Медичи, поддерживаемого Папой. Вот тогда-то мысли
Макиавелли снова вернулись к образу Чезаре Борджа. В надежде, что новый
правитель Флоренции будет более решителен, Макиавелли, отстраненный от дел
политических, пишет произведение-послание Лоренцо Медичи – «Государь», в
котором излагает, каким должен быть правитель, дабы не повторить судьбы
Пьеро Содерини и достичь процветания своего государства. На первый взгляд
«Государь» является своеобразным руководством по управлению государством.
Причём как в любом хорошем руководстве автор приводит примеры наиболее
часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает
оптимальные пути достижения желаемой цели, и этот труд интересен уже с
точки зрения удачного сочетания богатого личного опыта с глубоким анализом
соответствующих теме античных источников. Для своего времени безусловно
необычен и нов подход к политике как к ещё одной отрасли человеческого
знания.



2. Политический опыт прошлых веков


В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог
отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью), то для божественного
вмешательства. Подобно тому как Леонардо да Винчи рассматривал вне
божественного вмешательства мир природы, его земляк и современник
флорентийский секретарь фактически исключил бога из сферы своего трезвого
анализа общественной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом
изучения является подчиненный естественной закономерности мир природных
явлений, так и для Макиавелли таким объектом становится мир человеческих
отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и
гибели государств.
Подобный анализ становится возможен потому, что мир людей для
Макиавелли столь же неизменен, как и мир природы. За постоянной
изменчивостью, за непрестанными изменениями государственного устройства, за
переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением
властителей просматриваются, согласно философии истории Макиавелли,
постоянство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и
постоянство и неизменность тех закономерностей, которые движут людьми и
государствами и которые именно потому и могут - и должны - стать
предметом трезвого анализа.
В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой
христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от
сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит
представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства
законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя о ходе дел
человеческих, я прихожу к выводу, что мир всегда остается одинаковым,
- утверждает автор «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - что в мире
этом столько же дурного, сколько и хорошего, но что зло и добро
перекочевывают из страны в страну. Это подтверждают имеющиеся у нас
сведения о древних царствах, которые сменяли друг друга вследствие
изменения нравов, а мир при этом оставался одним и тем же» (3).
Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести
и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный
круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели,
объясняемый изменением нравов (отчасти под влиянием дурного или хорошего
правления), но не находящий еще материалистического объяснения в условиях
жизни людей. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как
результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и
обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость - это не
внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной
закономерности, неизбежного хода вещей, определяемого совокупностью
причинно-следственных связей.
Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. В этом плане
учение Макиавелли откровенно враждебно противостоит неумолимому
детерминизму стоиков и аверроистов. История (а стало быть, и политика, ибо
для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика -
ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход
времен», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту
совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому
успех человеческого деяния зависит не только от судьбы-необходимости, но и
от того, в какой мере человек - деятель, политик - сумеет ее понять, к ней
приспособиться и в то же время ей противостоять.



3. Роль религии в политике


Роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивал
очень негативно. Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу
религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами и
сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для
общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства.
Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или
царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять
и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали
всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство
религиозным, а значит - добрым и единым.
Возможно, если бы Александру VI, Юлию II или любому из их
предшественников удалась попытка объединить Италию под властью римской
курии и создать единое и независимое итальянское государство, Макиавелли по-
другому отнесся бы к политике Ватикана, но даже это кажется сомнительным.
Конечно, как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить,
прежде всего, успех и вполне по-иезуитски оправдывать практически любые
средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он был
патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, - недаром
основное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладала
достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной,
чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. В "Государе"
Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики пап, и ошибки эти
объяснял тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше общенациональных
интересов Италии.
Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это его
слегка пренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполне
объяснимо. Как христианин de jure он обязан был знать основные догматы
христианской веры, как образованный человек своего времени он должен был
читать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть не
напоминало мир евангельских заповедей. Распутные и продажные священники,
обагрённые кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся за
власть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для того
времени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще
всего расставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера
можно привести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этот
борец за чистоту Церкви вряд ли являлся человеком, способным привлечь
симпатии такой личности как Никколо Макиавелли к христианской религии:
узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемым
им христианским смирением, - человек, наделённый такими качествами, не
слишком подходил на роль идеального пастыря.
Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на стороне
римской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение Макиавелли, был
Цезарь Борджа, хотя нельзя сказать, что Борджа не преследовал личных
интересов, а сражался только за идею мирового господства Римской
Католической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромной
энергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджа видел Макиавелли залог
процветания страны, управляемой таким человеком. Но обстоятельства, да и
сама судьба были против Борджа, хотя он был очень близок к осуществлению
своих планов. И, кажется, именно эта неудача как бы окончательно определяет
отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие
было вполне взаимным: уже в 1559 году католическая церковь внесла труды
Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами,
изложенными в них продолжала пользоваться.



4. Политика и мораль


Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у
Макиавелли от религии, но и сама религия оказывается подчиненной
политическим соображениям. Анализ общественных, политических проблем у
Макиавелли отделен от каких бы то ни было теологических или религиозных
соображений. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная
область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои
законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, однако,
неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь
безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены
целям политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и
укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки,
заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение
поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все
что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те
политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том
числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.
Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный
политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к
достижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственный
интерес, пользу правления, стремясь «написать нечто полезное», он считает
«более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он
отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения об
идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о
должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества,
никогда не виданные и о которых ничего на деле не было известно»(2,
стр.90). Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому
политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения
Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального
правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет
места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во
всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей,
чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить
власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться
этим умением смотря по надобности»(2, стр.90). Это не значит, что государь
должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в
целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике
«не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь
репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких,
которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, но
при надобности не чураться и зла»(2, стр.97). В сущности, Н. Макиавелли
провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель
оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о
политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет
оправдан, если результаты окажутся хороши...»(1). Однако целью этой
является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя,
государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и
единой национального государства. Если государство это выступает в книге о
государе в форме единоличного правления, то это продиктовано не выбором
автора в пользу монархии в ущерб республике (превосходство республиканского
образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»
и никогда от этой не отрекался), а потому, что современная ему
действительность, европейская и итальянская, не давала реальных перспектив
создания государства в республиканской форме. Республику он считал
порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время
нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой
развращенной стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знамени
той книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», т.е.
человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения
поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканской
форме правления.



5. Макиавелли и макиавеллизм


Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее
рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью
содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа.
Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало
яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального
порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики,
которые прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную
классовую политику, именно те, кто положил в основу своей деятельности
практический «макиавеллизм» - беспринципную политику, на деле попирающую
все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей.
Соотношение между действительным учением Макиавелли и «макиавеллизмом»
достаточно сложно, Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых
политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность
достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств
политического действия. В общих чертах можно сказать, что чем шире
социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика, тем
меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной
по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная
база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая ею
политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится
она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы. Это в
полной мере относится и к классовой борьбе в антагонистическом обществе. «В
мышлении Макиавелли в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной
и моральной революции»(1), - отмечал основатель Итальянской компартии
Антонио Грамши. «Макиавелли-революционер» - так назвал свою статью о нем
современный марксистский исследователь творчества флорентийского секретаря
Дж. Прокаччи. Революционность Макиавелли он видит в антифеодальной
направленности его политической теории и практики, в его стремлении
опереться на народ, на самые прогрессивные слои тогдашнего общества. Его
«государь» - реформатор, создатель «нового государства», законодатель,
выступает в качестве выразителя общенациональных интересов. Революционность
политической идеи Макиавелли - в преодолении феодальной раздробленности,
олицетворяемой не только феодальным дворянством, но и партикуляризмом
городов-государств.

Нельзя, однако, забывать, что при всей своей прогрессивности национальное
абсолютистское государство создавалось на костях обездоленных масс
трудящихся, обычно не принимаемых во внимание апологетами буржуазного
прогресса. Поэтому так важно подчеркнуть социальную природу политического
учения Никколо Макиавелли и его историческую, классовую ограниченность.
Имела место и гуманистическая критика «слева»: таков смысл открытой резкой
полемики против макиавеллизма и проповеди «государственного интереса» в
сочинениях Т. Кампанеллы, исходившего в критике политического учения автора
«Государя» из интересов широких масс трудящихся, оказавшихся жертвой
первоначального накопления и социального гнета в рамках абсолютистского
государства.

Заключение


Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования
мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий
вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а
его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин
«Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия,
предательства, жестокости и т.д.
Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли
противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно
и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи
и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса
до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и
политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена
и во всех обстоятельствах.
Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения,
который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той
эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и
изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями,
максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех,
кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая
увидеть новую Италию.
Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и
сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами
и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно
Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее
положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на
достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли,
с помощью которой можно создать могучее, единое государство.
Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-
историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и
замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает
животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из
его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-
политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими
достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее
противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно,
особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с
мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из
критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из
ретроспективы рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых
острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического
развития.



Список использованной литературы


1. http://www.policy03.narod.ru/226.rar - Долгов К. Н. «Гуманизм,
возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли.» М., «Наука»,
1982 г.
2. Макиавелли Н. «Государь» М.: «Эксмо», 2003г.
3. http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt - Никколо Макиавелли
«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».




Реферат на тему: Политическая элита

МГСУ



Р Е Ф Е Р А Т



ПО ПОЛИТОЛОГИИ


НА ТЕМУ:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА»



Выполнил


ст-т группы: ГСС-III-11

Дедов И.М.
Как объясняют различные исследователи
понятие «политическая элита»?

В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в
научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за
его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от
латинского eligere и французского elite — лучший, отборный, избранный.
Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего
качества, а затем и для наименования «избранных людей», прежде всего
высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г.,
этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе
иерархизированного общества. Затем понятие стали использовать в
генетике, биологии и других естественнонаучных дисциплинах. В
общественных науках термин «элита» не применялся широко до конца XIX —
начала XX вв. (т.е. до появления работ В. Парето), а в США — даже до 30-
х годов нашего столетия. Если попытаться рассмотреть различные
современные точки зрения на понятие «элита», то получится довольно
пестрая картина. Элитой именуются: 1) получившие наивысший индекс в
области их деятельности (В. Парето); 2) наиболее активные в политическом
отношении люди, ориентированные на власть — организованное меньшинство
общества (Г. Моска); 3) лица, пользующиеся в обществе наибольшим
престижем, богатством, статусом (Г. Лассуэлл); 4) люди, обладающие
интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к
своему статусу (Ж. Боден); 5) наивысшим чувством ответственности (X.
Ортега и Гассет); 6) лица, обладающие позициями власти (А. Этциони); 7)
формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную
жизнь (Т. Дай); 8) меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в
обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Келлер); 9)
«боговдохновенные» (которые откликнулись на «Высший призыв» (Л. Фрейнд);
10) харизматические личности (М. Вебер); 11) творческое меньшинство,
противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби); 12) сравнительно
небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущие позиции в
политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно
политическая, экономическая, культурная элиты) — сторонники теории
элитного плюрализма; 13) наиболее квалифицированные специалисты
менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления
(представителя технологического детерминизма) и многие другие
определения. Широкое хождение приобрел и термин «субэлита», сторонники
которого отстаивают пирамидальную модель общества, а также «контрэлита»
— для обозначения лидеров социальных низов.
Итак, подходы западных политологов к определению понятия «элита»
весьма различны. Недаром отмечается, что все пишущие об элите интуитивно
понимают, о чем идет речь, но, как только предпринимаются попытки
выработать дефиницию, начинаются разногласия и разночтения. Но если все
же сгруппировать эти определения, то выявятся два подхода к данной
проблеме: ценностный (аксиологический) и структурно-функциональный.
Сторонники первого объясняют существование элиты неким «превосходством»
(интеллектуальным, моральным и т.д.) одних людей над другими, второго —
исключительной важностью функций управления, которые определяют
исключительность роли людей, выполняющих эти функции.
Долгое время против понятия «политическая элита» по разным мотивам
выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи,
отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это
понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных
обществ, но оно совершенно неприемлемо для анализа политической системы
постиндустриального общества. Тем не менее понятие «элита» ныне прочно
утвердилось в социологической и политической литературе.
В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший
индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» —
«правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».
Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв.
такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г.
Моска, В. Парето, Р. Михельс и др. Они исходили из того, что при любой
форме власти меньшинство, которое В. Парето называл «элитой», а Г. Моска
«политическим классом», осуществляет руководство «некомпетентными»
массами.
Три качества, по мнению Г. Моска, открывает доступ к политическому
классу, к элите — военная доблесть, богатство, священничество. Позже он
уточнил, что этот класс должен создаваться на основе ума, способностей,
богатства. Г. Моска описывает три способа, которыми политический класс
закрепляет власть и обновляет себя — наследование, выборы, кооптация. С
одной стороны, все политические классы стремятся стать наследственными,
если не де-юре, то де-факто. С другой стороны, всегда есть новые силы,
которые пытаются сменить старые.
Основываясь на историческом методе, Моска разрабатывает закон
социальной дихотомии общества, который можно интерпретировать следующим
образом: везде возникают два класса: класс правящий и класс управляемый.
Первый — всегда малочисленнее, он выполняет все политические функции,
монополизирует власть и извлекает выгоду из своей власти, в то время как
другой, более многочисленный, и управляется, и контролируется пер
классом, при этом таким способом, который является более или менее
легальным либо более или менее произвольным и насильственным и который
обеспечивает первому классу материальные возможности для существования,
а такие жизненно необходимые средства для функционирования политического
организма.
В дальнейшем этот тезис конкретизируется: во всех человеческих
обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое
руководство осуществляется особым, организованным меньшинством —
«политическим классом».
В работах крупного итальянского политолога В. Парето общество
предстает в виде пирамиды с элитой на вершине. Наиболее одаренные из
низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в
свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы. Происходит
циркуляция, или «круговорот элит». В. Парето приписывал управляющим два
главных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и
умение применять силу там, где это необходимо. Сила и управление
являются инструментами господства на всем протяжении истории.
Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту
составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря
этому влияющие на социальный процесс, люди обладающие интеллектуальным и
моральным превосходством над остальной массой людей. Основоположник
политологии М. Вебер считал, что политическую элиту составляют
харизматические личности. А. Тойнби говорит, что элита — это творческое
меньшинство, противостоящее нетворческому большинству и др. Таким
образом подходы западных политологов к понятию «элита» весьма различны.
Но тем не менее можно выделить два основных подхода к данной проблеме:
ценностный и структурно-функциональный.
Структурно-функциональный подход игнорирует классовый характер
правящей элиты, грешит абсолютизацией формального механизма власти, а
сторонники ценностной концепции сводят все к тому, что элита — это
смелые, мудрые, дальновидные люди. Однако исследования неизменно
опровергают такое утверждение. В реальной жизни — это зачастую циничные,
корыстолюбивые, коррумпированные, не брезгующие никакими средствами
лица.
Политическая элита — это большая социальная группа, обладающая
определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным
источником руководящих кадров для институтов власти того или иного
государства или сообщества.
Из вышесказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные
круги и группировки экономически и политически господствующего класса.
Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные
ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации.
Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т. д. Но
политическая элита — это не просто арифметическая сумма правителей и
властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее
члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на
принятие решений, на определение целей, но это прежде всего особая
социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях
входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы,
которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением
сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы,
стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и
позиции каждого ее члена.

Происхождение, виды и функции политических элит.
Политическая элита современного российского общества.

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование
обусловлено действием следующих факторов:
1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми
способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2) законом разделения труда, который требует профессионального
занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его
соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями использования управленческой деятельности
для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что
политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и
ресурсов;
5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля
за политическими руководителями;
6) политической пассивностью широких масс населения, главные
жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Все эти и другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама
политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую,
которая непосредственно обладает государственной властью, т. е. — это
политическая элита власти, оппозиционную (т. е. контрэлиту), на высшую,
которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю,
которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5 %
населения), административную — это служащие-управленцы (бюрократия), а
также различают политические элиты в партиях, классах и т. д. Но
разграничение политических элит не значит, что они не взаимовлияют и не
взаимодействуют друг с другом.
Таким образом элитарность современного общества — это реальность.
Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного
самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой
цивилизации самоуправление народа — это скорее привлекательный идеал,
утопия, чем реальность.
Для демократического государства первостепенную значимость имеет не
борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее
квалифицированной, результативной и полезной для общества политической
элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения
тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую
привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости
создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы
эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.
Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная
представительность элиты, т. е. представление различных слоев общества,
выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое
представительство зависит от многих причин. Одна из них — социальное
происхождение и социальная принадлежность Строго говоря, социальная
принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку
вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и
профессионального статуса и утрату старого. Так, например, рабочий,
будучи избран в парламент, как правило, оставляет свою прежнюю
профессию, хотя и сохраняет половозрастные, этнические и другие
характеристики.
Социальное происхождение представителей элиты влияет на их
социальную ориентацию. Так, например, выходцам из среды фермеров,
рабочих, служащих и других групп легче понять специфические запросы
соответствующих слоев населения. Но совсем не обязательно, чтобы
интересы рабочих защищали рабочие, крестьян — крестьяне, молодежи —
молодежь и т. п. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы,
выходцы из других групп общества.
Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения
в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в
странах Запада выпускники университетов представлены в элите значительно
шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным
статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства
различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения
статуса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управленческой
пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в
верхних эшелонах власти.
Но более важной, по сравнению с социальным происхождением, гарантией
социальной представительности элиты, выступает организационная
(партийная, профсоюзная и т. п.) принадлежность руководителей. Она прямо
связана с их ценностными ориентациями. Кроме того, партии и другие
организации обычно имеют достаточно возможностей для воздействия на
своих представителей в нужном направлении.
В современном демократическом обществе партийные механизмы контроля
за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К
таким институтам относятся выборы, средства массовой информации, опросы
общественного мнения, группы давления и т.д.
Так кто же все-таки входит в политическую элиту? Из кого же состоит?
В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры,
управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира,
духовенства), суждения и мнения которых пользуется огромным авторитетом.
Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредственно
участвующие в управлении, но и наиболее влиятельные экономические и
административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-
просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя
они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в
реализации политики. В состав политической элиты входят также те
представители правящего класса, которые формально не связаны с
политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических
решений, они играют роль так называемых «серых кардиналов». Они не могут
оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, ограничивать ее или
вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться
главными действующими лицами политического процесса. Так или иначе элита
занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика —
это продукт элиты, ее функция, причем функция социально необходимая,
которая выражает интересы всего общества.
Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т. д. отражают ее
функции:
1) элиты играют важнейшую роль в определении политической воли
социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации
этой воли;
2) элиты призваны формировать политические цели своей группы,
класса, их программные документы;
3) элиты регулируют деятельность по политическому представительству
группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее;
4) элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром
набора и расстановки руководителей на различные участки политического и
государственного управления.
Раскрывая сущность, роль и состав элиты, важным, на наш взгляд,
является вопрос о том, из кого состоит «новая политическая элита» России
сегодня. Вопрос этот важный не только для анализа Характера нынешней
власти, но и для выявления ее перспектив. Для того, чтобы ответить на
данный вопрос, нужно сначала посмотреть на состав общественного
движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским
(коммунистическим) режимом. В этом демократическом «потоке» доминировали
представители следующих социально-политических групп:
1. Интеллигенты, которые благодаря своей профессиональной
деятельности особенно остро чувствовали репрессивный характер старого
режима, осознавали его бесперспективность.
2. Имевшиеся во всех других массовых слоях общества искренние
приверженцы демократических ценностей и национального возрождения, т. е.
идейные противники коммунистического режима.
3. Люди, в той или иной мере пострадавшие от прежнего режима, причем
не только репрессированные, диссиденты и политзаключенные, но и все
граждане, чья жизнь, по их убеждению, была искалечена, исковеркана
тоталитаризмом.
4. Некоторые интеллектуалы из партийной элиты. Именно они, имея
доступ к средствам массовой информации, смогли нанести первые ощутимые
удары по официальной мифологии, начать «революцию в сознании».
5. Демократически, реформистски, рыночно-ориентированные
представители хозяйственной элиты.
6. Прагматики во всех звеньях властных и управленческих структур,
которым все равно, каким богам молиться, лишь бы служить, а точнее —
править, т. е. это «демократы по обстоятельствам».
7. Аутсайдеры — карьеристы из самых различных социальных групп,
которые стремились использовать демократические движения как социальный
«лифт».
Но не все представители перечисленных категорий смогли войти в новую
элиту. Выходцы из первых трех групп оказались в целом слишком
непрактичными для того чтобы править. Остальные же составили основу
сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так
или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально
были связаны со старой верхушкой, втянуты в орбиту ее влияния. И более
того, высокий удельный вес в новой элите «реформаторов» и «прагматиков»
(5-я и 6-я группы) позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах
старой и следовательно о сильной зависимости первой от второй.
Социальный «лифт» поднял на вершине тех, кто еще вчера были далеки
от рычагов власти. Этот «лифт» вывел на авансцену и тех, кто занимал
малопрестижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также
привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний облик
элиты, но не более того. Она приобрела с помощью прессы и телевидения
новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно.
Более того, как свидетельствуют факты, вчерашние защитники народа, борцы
за социальную справедливость превратились в сиятельных вельмож, которые
присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.
При анализе нынешней элиты отмечается, что верхние эшелоны власти в
целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрироваваностью (разъединением).
Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит,
крайне слаба и, более того, между ними идет борьба за единоличное
господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта
борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные
функции и цели государственной власти, обеспечивает политические
ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их
трансформации, неожиданные союзы, «измены» и предательства, отколы и
расколы, «переодевание» «левых» в «правых», либералов и т. д. — все это
свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в
поиске собственного политического и идеологического «Я».
Одна из важнейших причин слабости политической элиты — это
отсутствие у большинства составляющих ее групп широкой социально-
политической опоры. Поэтому они и элита в целом почти лишены возможности
использовать широкую и организованную поддержку «снизу», как это было
хотя бы в августе 1991 года.
Слабость политической элиты также особенно отчетливо проявляется в
духовной сфере; И если можно выявить «текущие» политические ориентации
входящих в эту элиту группировок, то ориентации идеологические
фактически отсутствуют — это и нравственные ценности, социально-
политические доктрины, четкая долговременная программа реформ.
Попытки механически перенести на отечественную почву
западноевропейской идеологии — либерализм, социал-реформизм и др. —
заканчиваются неудачей. Их ценности на этой почве быстро
перетолковываются на своеобразно прагматический лад: индивидуализм
превращается в безудержный эгоизм, свобода — в своеволие и
безответственность, конкуренция — в абсолютное право сильного и т. п.
Попытки создать идеологические платформы, которые отвечают своеобразию
времени, упираются в лозунг «деидеологизации», под которым в свое время
нынешние лидеры штурмовали коммунистические твердыни, Таким образом
нынешняя политическая элита демонстрирует неспособность создать
целостную систему новых идей, которые способны объединить и вдохновить
общество.


Политическое лидерство: природа, функции и типология


Деятельность различных партий, общественных организаций
персонифицируются в конкретных личностях — лидерах. Лидерство как
социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых
этапах развития человека его существование было немыслимо без
формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения.
А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую
роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание,
доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном
виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства,
к групповому лидерству.
Нельзя утверждать, что для отечественной науки проблема лидерства
является новой. Отдельные ее аспекты рассматривались историками,
философами, политологами и представителями других общественных
дисциплин.
Долгое время в отечественном обществознании господствовала точка
зрения, что если ликвидированы антагонистические противоречия, то
автоматически сняты проблемы политического лидерства. Однако проблема
существовала и, более того, в условиях советского общества борьба за
власть, внедрение и реализация политических программ, смена и
утверждение политических лидеров часто оборачивались культом личности,
беззаконием и массовыми репрессиями.
В условиях демократизации возрастает роль научного управления жизнью
общества, значение изучения проблемы политического лидерства и
политических элит.
Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов
регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в
целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения,
влияния и следования.
Для понимания политического лидерства необходимо выяснить его
природу. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам. Общая линия
исследования шла от анализа черт личности лидера, взаимоотношений лидера
и его последователей к разработке классификации различных стилей
лидерства.
1. «Теория черт» закономерно вырастает из анализа идеальных лидеров
— героев. Важную роль в ее создании сыграл английский ученый XIX в. Ф.
Гальтон, психолог и антрополог, который попытался перенести
биологические законы на человеческое общество. Суть теории сводится к
попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт
личности лидера. Был собран большой фактический материал. Однако
выяснилось, что чисто эмпирическое обобщение личностных черт лидеров не
дает ожидаемого эффекта: чем детальнее и подробнее становились перечни
черт, тем точнее они совпадали с полным набором психологических и
социальных черт личности вообще. В самих исследованиях обнаружились
противоречия. Американский политолог Р. Стогдилл, обобщив результаты 124
исследований лидерства, столкнулся с большим разбросом мнений: не было
ни одной черты лидера, с которой были бы согласны все авторы.
Оспаривались даже такие необходимые лидеру черты как ум, сила воли,
принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные
люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в
изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у групповых
ожиданий, уступает желанию большинства.
2. Но это уже приверженцы второй волны «теории черт». Они стали
различать чисто личностные свойства лидеров и черты их поведения,
связанные с выполнением определенных политических задач. В этом
сказалось влияние бихевиоризма. Фокус понимания переносится на поведение
лидера, вводится понятие «ситуации» и «стиля лидера». Сторонники
ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера
варьируются в зависимости от ситуации. Американский политолог Ю.
Дженнингс отмечал: «Нет сомненияния что если ситуация созрела для
Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер «чувствует»
ситуацию,... когда он ее может использовать..., обратить в свой актив».
(Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.,
1978. С. 51).
3. Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли
последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их
последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном
случае исследуется через призму анализа взаимоотношений «лидера» и
«ведомых». Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее.
Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его
последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль
ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную
причину ослабления лидерства в настоящее время.
Современные западные политологи определяют лидерство как
многогранное понятие. При его понятии выделяются: а) характер самого
лидера; б) свойства его приверженцев, избирателей; в) взаимосвязь его с
избирателями (конституентами); г) конкретные ситуации: в которых
лидерство осуществляется. Таким образом, у лидерства много аспектов и
сводить все только к личностным факторам нельзя.
Политический лидер одновременно является субъектом и объектом
политического процесса. Субъектом его делает то, что он по своим
незаурядным качества становится во главе социально-политических движений
с целью реализации интересов общностей, его выдвигающих. Ради этого
лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом направлять усилия,
волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми
ценностями.
Политический лидер одновременно и объект политики. Различные эпохи,
разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными
качествами, в основе которых постоянно действующий критерий —
эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов
той общности, которая прибегла к его услугам. Более того, в решении
различных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных
заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложения
и требований, к компромиссам.
Политическое лидерство имеет определенные признаки: 1) наличие
собственной политической программы, умение реализовать ее; 2)
популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять
на себя ответственность, и может выступать в роли лидера; 3) постоянно
всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит
доверия.
Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий,
оказывают значительное воздействие на ход событий.
Роли лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда
требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять
конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может
решить все проблемы.
Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность
деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача
лидера вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать массу людей
в решение назревших проблем общественной жизни.
В этой связи политическая наука считает необходимым особо выделить
следующие черты лидера:
— умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной
общественной группы;
— интересы общества для него должны быть выше личных интересов.
Именно это создает ему в значительной мере авторитет;
— способность организовать активные действия людей;
— коммуникабельность и ораторские способности;
— высокая политическая культура;
— яркая личность, эрудированность, корректность (т. е. вежливость),
высокие нравственные качества — честность и порядочность;
— политический лидер должен иметь собственную политическую программу
и должен бороться за осуществление этой программы. Поэтому важны такие
личные качества лидера как: воля, целеустремленность, настойчивость;

Новинки рефератов ::

Реферат: Социальная медицина (медицинское страхование 2) (Страхование)


Реферат: Договор аренды (Право)


Реферат: Военная политика США и цена на нефть (Политология)


Реферат: Роль средств массовой информации в политической жизни (Политология)


Реферат: Шпоры по Гражданскому праву (часть 1 и 2) (Право)


Реферат: Автоматизированное управление в технических системах (Управление)


Реферат: Римское искусство (История)


Реферат: Гигиена (Спорт)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)


Реферат: "Поэма в камне" (творчество архитектора Малахова) (Искусство и культура)


Реферат: Изменение политической и социальной структуры Древнего Рима в 1-2 веках н.э. (История)


Реферат: История масонства: попытка демифологизации (Религия)


Реферат: Пищеварительный тракт и его основные функции (Биология)


Реферат: Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков (Архитектура)


Реферат: Формы реализации права (Теория государства и права)


Реферат: Военный коммунизм (Контрольная) (История)


Реферат: Грошова система України (Деньги и кредит)


Реферат: Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 (История)


Реферат: Редкие растения, краткая характеристика (Биология)


Реферат: Целлюлозно-бумажная промышленность России (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист