GeoSELECT.ru



История / Реферат: Перестройка Горбачева (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Перестройка Горбачева (История)




Введение 2

Предпосылки перестройки. 3

Первые реформы. 3

Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды. 5

Первый президент. 7

Итоги перестройки 8

Заключение 11

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 13



Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним
нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом
“перестройка” как совокупность общественно-политических процессов в период
1985-1991 годов.
В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По
масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо
сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская
революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка”
появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя
“перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила ?



Предпосылки перестройки.

Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам,
направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены,
происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно
напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века.
Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была
осознана в результате поражения в Крымской войне, которая
продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от
других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее
над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало
отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу
экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила
правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже
почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой
факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по
важнейшим экономическим показателям.
Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне
устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым
- прежде всего международным - условиям.
Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась
технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого
фактора”.


Первые реформы.

Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой
структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к
труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении,
допущенные в начале перестройки.
Первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть
производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но
как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод -
метод проб и ошибок.
Сначала было “ускорение” - наивная попытка с помощью идеологических
заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить
проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами
было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была
задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И
правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном
итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако,
закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в
базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового
оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не
дождалась.
Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на
закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так
и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных
площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало
отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации,
отсутствия запчастей, низкого качества сырья.
Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в
экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную
самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом
бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию
цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в
наличном обращении.
Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной
потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только
производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с
ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах
разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику
инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал
потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор
промышленности.
Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. рублей. Второе
дыхание к социализму так и не пришло - началась агония...



Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения
внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),
состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали
изменение структуры высших органов власти и государственного управления
страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и
избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение
избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной
основе.
1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической
структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов
СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная
кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения
нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было
выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам
действительно выбирать одного из нескольких.
Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что
позволило коммунистам, как наиболее массовой “общественной организации” на
Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах -
лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди
народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе
чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был
подтвержден авторитет партии.
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и
национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки
избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону
демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила
вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.
Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал
весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории
этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что
происходили по Съезде, но тогда это выглядело победой демократии.
Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый
ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление
об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989
г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй
Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений.
Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных
депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден
вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады,
посвященные как внешнеполитическим проблемам так и внутриполитические.
Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на
него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа,
им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь “игрой в
демократию”, каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес
людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным
махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом
необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.



Первый президент.


Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе
не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию
самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой,
недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его
команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для
того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со старой партийной
гвардией, он вынужден был провозгласить курс на обновление социализма с
его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ
скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки.
Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и
республик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич
Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных
людей на все ключевые посты. На этом все партийные «перестройки» до
Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии
возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок.
И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил
о том, что перестройка продолжается.

Однако «свалить» Лигачева на партийной арене оказалось не так-то
просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные
структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы
держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях
сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно
было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Наконец, на XVIII Съезде задача была выполнена: Горбачев окончательно
подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом к рынку и
потерей европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть не
закончена, напротив - вступает в новую стадию. Инициативу перехватили
демократы во главе с Б.Н.Ельциным.



Итоги перестройки

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического
рынка (преобладал первый), имели почти законченый (именно за счет
принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав
собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для
бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности
частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской
форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими
итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была
непосредственно после нее.
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные
задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа,
призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный
уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к
рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы
частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального
реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством
законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и
кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ
командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как
следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством,
прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных
союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная
политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста
доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это
привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в
стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось
появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой
России.
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического
общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная
свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась
многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких
кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось
преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с
государственным аппаратом. Советская форма организации государственной
власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось
реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось
вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении.
Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г.
уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение
государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20%
до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в
стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и
гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла
парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил
неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из
государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих
магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные
цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог
остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными
потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный)
и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов
(по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности
СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял
более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность
СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60
млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение
процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в
конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти
Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать
золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные
обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа
становилась неизбежной и жизненно необходимой.



Заключение

Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху
перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего
добивался Горбачев, и что в реальности мы получили.
Рассмотрим сначала проблемы перестройки с точки зрения частной
собственности номенклатуры или бюрократической машины советского
государства. То есть для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в
действительности она получила?
Наиболее активная часть либерально-демократической интеллигенции или
так называемые «прорабы перестройки» в большинстве своем это были люди, так
или иначе связанные с властью.
Массовые отряды собственно номенклатуры - и хозяйственной и даже
политической - вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к
«антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко,
бескровно в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась
обманом их социальных ожиданий и надежд.
Ну и, наконец, совершенно очевидным стал характер номенклатурно -
антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура (и
ее «дочерние отряды» вроде так называемого комсомольского бизнеса) прежде
других обогатилась в ходе раздела собственности. Получили права гражданства
термины «номенклатурная приватизация», «номенклатурный капитал
(капитализм)», «номенклатурная демократия».
В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая
катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в
середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер писали: «
Приближаясь к своему 70-летию, государство, рожденное в октябре 1917 года,
завершает восьмое десятилетие XX века как последняя мировая империя. Над
советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы - никогда
не заходит солнце... Успехи системы очевидны». Именно таким было
мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрессии.
Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки
произошел. 1985-1991 годы - конец коммунизма. Начинается открытая
номенклатурная приватизация, частная собственность узаконивается, о реально-
государственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура
открыто превращается в капиталистическую. К концу этого периода строй похож
уже не на «империализм» в классически - ленинском описании, а на что-то
переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу
и свободному капитализму. Политически все это идет на фоне тотального
разгрома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную
войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается
распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



Егор Гайдар «Государство и эволюция».
С.Рябикин «Новейшая история России (1991-1997)»
Михаил Геллер «Седьмой секретарь: 1985-1990»
Михаил Геллер «Россия на распутье: 1990-1995»





Реферат на тему: Перестройка и развал СССР

1.Причины перестройки

Коренные перемены в СССР в 1985-1991 г.г. осуществлялись в ходе т.н.
«перестройки» - революционной радикальной формы преобразования общества.
Как политический термин она противостоит таким понятиям, как
«совершенствование», характерное для иного, эволюционного типа развития.
Что лучше, сказать сложно, но, во всяком случае, события показали, что
«перестройка», в том виде какой она представлена Горбачевым и К0, не
оправдалась и полностью провалилась.
Начавшаяся в 1985 г. перестройка, выявила неготовность государственных
структур власти, ее лидеров, к эффективному решению основных проблем,
поставленных жизнью.
Вот что говорит сам экс-президент СССР М.С. Горбачев, по одному из
вопросов вокруг которого бушевали политические страсти - экономические
реформы, их темпы и цена, которое должно было заплатить общество. В этой
связи среди сторонников реформ определилось 2 подхода. Одни признавали
необходимость радикальных реформ последовательного, поэтапного перехода к
рынку, недопустимость обвала, анархии. Другие считали допустимым переход в
считанные недели, месяцы, словом, скачкообразным путем. С учетом этого
Горбачев спрашивает: ”Где мы оказались? - На грани развала экономики,
поголовного обнищания населения”.
Насчет того, в какой мере Горбачев и его окружение были искренни в своих
намерениях по осуществлению запланированной перестройки, есть много
разнохарактерных оценок. Вот, например суждение Глеба Якунина,
Церковнослужителя, бывшего депутата Верховного Совета, в ответ на вопрос
журналиста “Каково ваше мнение о позиции Горбачева; сейчас много говорится
о том, что он тоже многих предавал?». Ответ: « Эта страшная и дьявольская
структура нашего общества чистых, не замаранных людей на самый верх не
пускала. Но с другой стороны, если Горбачев действительно шел на самый верх
этой системы, чтобы ее разрушить, к – этому надо относиться снисходительно.
Ведь это же политика, а в политике…». Видимо, этим многозначительным
многоточием политик – расстрига хотел сказать, что «цель оправдывает
средства»
Не менее важна в этой связи и точка зрения одного из современных лидеров
Российской Компартии Г.А. Зюганова. Он пишет: « В развитии нашего
современного кризиса «царский» период (автор имеет в виду период смуты в
нач. XV11 в.) соответствует правлению Горбачева. «Властитель слабый и
лукавый», …, он оказался совершенно не способен к решению тех проблем,
которые накопились к тому времени в СССР. Имея все необходимые полномочия,
всевластный генсек ни разу не решился ими воспользоваться. Пытаясь
сохранить личную власть путем бесконечного лавирования между группировками
в ЦК и региональными элитами, он лишь растравил их властные аппетиты,
собственными руками «запустив» механизм развала страны».
Аналогичных и противоречивых суждений в лит-ре на характеристику М.С.
Горбачева имеется не мало.
Однако если говорить о необходимости коренной перестройки, то потребность
в ней была большая, все ученые тогда и сегодня подчеркивали и подчеркивают
ее закономерность и историческую необходимость.

Однако вопрос, который возникает в этой связи и по которому продолжаются
острые споры и сейчас, - в какой мере была продумана содержательная часть
самой перестройки, были ли выработаны четкие и эффективные механизмы ее
реализации? Вот здесь-то и возникает ряд серьезных вопросов, однозначных
ответов на которые нет.
Известно, что в ходе провала реформ 60-х годов советская экономика
постепенно становилась невосприимчивой к интенсификации; научно –
техническому прогрессу. Она приобретала закрытый характер. Отсталость
машиностроения, сырьевая направленность экономики, неразвитость
потребительского сектора экономики деформировали структуру производства, не
позволяли решать социальные проблемы.
Один из последних премьер - министров союзного правительства в те годы –
В.Павлов на заседании Верховного Совета, говоря о дефиците союзного
бюджета (он составил к концу 80-х около 40 млрд. р.), впервые назвал сумму
ущерба антиалкогольной кампании Горбачева – Лигачева, которая по тем
временам составила 200 млрд. р.
Благодаря высоким темпам социально-экономического развития в 50-е и 60-
е годы наша страна добилась высоких успехов. Но, начиная с 70-х годов
динамика экономического развития, стала ухудшаться. Это нашло своё
выражение в заметном снижении темпов нашего развития по всем показателям –
и экономическим, и социальным. Показатель роста национального дохода упал с
41% в VIII пятилетке до 16,5% в XI. Замедление темпов развития и снижение
нормы накопления в национальном доходе снизили прирост капиталовложений в
народное хозяйство: в IX пятилетке он составлял 42%, в X – 28, в XI
пятилетке – 17%. Соответственно сократился и прирост производственных
фондов. Если учесть скрытое повышение цен, то реального прироста
национального дохода и капитальных вложений на рубеже 70-80-х годов не
было, страна вошла в полосу стагнации экономики, стал снижаться уровень
жизни народа.
В настоящее время уровень жизни населения, степень удовлетворения его
потребностей не соответствуют той индустриальной мощи, тому уровню развития
науки и техники, образованности и культуры населения, которых достиг
Советский Союз.
Ухудшение экономического положения страны особенно отрицательно
сказалось на развитии социальной сферы. Отставание в решении социальных
проблем накапливалось исподволь. Вначале это было связано с тем, что силу
ряда объективных причин приходилось перераспределять средства с целью
развития тяжёлой промышленности или усиления обороны страны либо для
восстановления разрушенного войной хозяйства и т. д. Но впоследствии
отставание в решении социальных проблем оказалось связанным прежде всего с
негативными тенденциями в экономическом развитии последних 15 лет.
В эти годы, прежнее руководство страны, пытаясь замедлить ухудшение
экономического положения, пошло на значительное перераспределение ресурсов
из социальной в производственную сферу. Средства на социальные цели стали
выделяться по так называемому «остаточному принципу». И к середине 80-х
годов страна по ряду социальных показателей сделала шаг назад по сравнению
с 1960-1965 годами.
В настоящее время наиболее острая социальная проблема – жилищная. К
началу 60-х годов страна строила 2 млн. квартир, в течение одного года
вводилось 100-110 млн. кв. м жилой площади за счёт всех источников.
Советский Союз вышел на первое место в мире по количеству строящегося жилья
на 1000 человек, что выглядело вполне естественно, поскольку тогда
прослеживалось значительное отставание от промышленно развитых стран по
обеспеченности жильём. В 1960 году на строительство жилья было направлено
23% всех капитальных вложений.
Но в последующие годы Советский Союз оказался одной из немногих стран
мира, которая начала сокращать строительство жилья в расчёте на 1000
человек в 1984 году было построено также 2 млн. квартир, как и 25 лет
назад. Но население страны за этот период существенно выросло, и поэтому в
расчёте на одного человека объём жилищного строительства сократился.
Сегодня значительная часть российских семей не располагает отдельной
квартирой или домом, а значительная часть квартир и домов, которые имеются
в России, в том числе в сельской местности, не имеет необходимых санитарно-
бытовых и коммунальных удобств.
Другая серьёзная социальная проблема – это проблема продовольствия.
Дело не только в том, что у нас в сравнении с другими развитыми странами
низок уровень потребления мясных продуктов – 65 кг в год в расчёте на душу
населения, а в других станах – 75 – 80 и даже больше. Советский Союз, как
показывают расчёты, уступает большинству стран и по потреблению молока и
молочных продуктов, имея при этом очень небольшой ассортимент этой
продукции и весьма низкое её качество.
Наша страна значительно уступает другим странам по потреблению овощей,
особенно в отдельные периоды года. Население России употребляет фруктов
втрое меньше того, что определено медицинскими нормами, и это особенно
неблагоприятно сказывается на здоровье детей.
Одна из самых актуальных социальных проблем в то время – укрепление
здоровья советских людей. «Остаточный принцип» выделения средств на
народное благосостояние привёл к тому, что доля, выделяемая здравоохранению
из нашего национального дохода, всё время сокращалась и сейчас составляет
менее 4 %. Есть страны, выделяющие от 8 до 12 %. Больницы и поликлиники –
это крайне бедные медицинские учреждения, не оснащённые современными
приборами, эффективными лекарствами, с низкой заработной платой
медицинского персонала и т. д. План по вводу больниц, поликлиник,
родильных домов выполнялся на 40-60%.
Здоровье населения ухудшалось также и потому, что в целях увеличения
доходной части бюджета за последние 20 лет (до 1984 года) производство и
продажа водки увеличились вдвое, а вина – в 4 раза. Во многом, поэтому
наблюдался в годы застоя самый значительный в мире разрыв между средней
продолжительностью жизни женщин и мужчин. В СССР (данные за 1984-1985 гг.)
мужчины жили на 10 лет меньше женщин – это один из самых низких показателей
средней продолжительности жизни.
К этой проблеме непосредственно примыкает проблема положения
пенсионеров, которых насчитывается около 58 млн. в 1956 году был принят
пенсионный закон с самым низким по тому времени возрастом выхода на пенсию
по старости. Но сегодня по размерам пенсий, по соотношению между пенсией и
зарплатой наше пенсионное обеспечение уступает ряду других стран.


Неудовлетворительно обстояло дело с насыщением внутреннего рынка товарами
широкого потребления. Причины этого довольно глубоки: в легкой
промышленности десятилетиями не обновлялось оборудование, примерно у 40%
действующего в этой отрасли оборудования превышены амортизационные нормы.
Налицо была и явная недооценка сферы производства товаров широкого
потребления. Хотя эта сфера дает 37% всех накоплений нашей страны, в нее
направляется только 8% капитальных вложений. Многие товары широкого
потребления производятся вроде бы в большом количестве, но качество их
низкое.
Платежеспособный спрос населения явно не удовлетворяется, между этим
спросом и его материальным покрытием существует серьезный и опасный
разрыв. А ведь производство осуществляется ради людей, и усиление
социального развития следует рассматривать как главное целевое направление
«перестройки».
В 80-х годах СССР вышел на первое место в мире как в целом по объему
добычи топлива и сырья, так и по многим отдельным их видам. В стране за год
извлекают более 5 млрд. т топливных и сырьевых ископаемых, сводят 2 млн. га
леса при его заготовке, «перелопачивают» 15 млрд. м3 грунта. Подобные
гигантские масштабы потребления природных ресурсов приводят к сокращению
лучших и наиболее дешевых месторождений и источников сырья. Темп развития
добывающей промышленности замедляется: в 9 пятилетке рост объема добычи
топлива и сырья достигал 25%, в 11 - примерно 8%.
С 1975 по ё1985 год рост производительности труда в промышленности
находился на уровне 2-3% в год. Этого было явно недостаточно.
Неблагополучно обстояло дело и с фондоотдачей: в среднем каждый год она
снижалась на 3%, что было весьма нежелательно для состояния экономики.
Экономика СССР обладала мощным научным потенциалом, государство
выделяло на финансирование науки около 5% национального дохода – больше чем
подавляющая часть других развитых стран мира. По многим отраслям научно –
технические разработки соответствовали мировому уровню. Но « узким местом»
являлась материализация достижений науки и техники, а это зависит, прежде
всего, от уровня развития машиностроения.
В 1985г. было проведено детальное изучение всего машиностроения СССР. И
выяснилось, что необходимо снять с производства 71% выпускаемых машин и
оборудования как несоответствующих современным требованиям.
Длительное время в советской экономике существовала система
управления, основанная на административных методах приказного типа, и,
несмотря на то, что она уже не соответствовала новым условиям научно -
технического развития, сломать ее не удавалось, хотя некоторые попытки для
этого предпринимались. Для этой системы было характерно наличие перегородок
и барьеров между ведомствами, организациями, между наукой, конструкторским
делом, всё это, в свою очередь, было отделено от производства.
Сущность административной системы управления составляли три элемента:
жёсткие административно-директивные задания, централизованная система
материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности
предприятий и организаций.
Руководство хозяйством в целом, каждой его отраслью и каждыми
предприятием, крупным или небольшим, осуществлялось преимущественно
административными методами с помощью, прежде всего адресных директивных
заданий.
Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда,
и от его результатов, превращала общественную собственность едва ли не в
ничейную. Этот механизм, эта система персонифицировались в лице людей,
проводящих её. Бюрократический аппарат всячески поддерживал такую систему,
которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть
«наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.
Негативная направленность процессов усиливалась по мере того, как
старела и утрачивала остатки своего потенциала команда Л.И. Брежнева. К
середине 80-х годов сформировался механизм «торможения», не позволявший
ответить на вызов НТР и заблокировавший экономический и социальный
прогресс.
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию –
ускорение социально-экономического развития страны.


2.Перестройка: ее цели и результаты.

К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна
многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым
«перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества. Если
говорить коротко, то «перестройка” означала: создание эффективного
механизма ускорения социально – экономического развития общества;
всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение
к ценности и достоинству личности; отказ от командования и
администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке,
соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.
Ключевыми фразами политического лексикона Горбачева стали: повернуть
экономику к человеку, создать достойные условия труда и жизни советских
людей, переориентировать экономику на социальные нужды народа, сделать все
для социального развития села, создать нормальные условия жизни для
сельского труженика, повысит жизненный уровень большей части населения,
обеспечить каждую семью квартирой или домом к 2000г., заботиться о
ветеранах войны и труда, сократить управленческие расходы, установить
полнокровный социалистический рынок, создать правовое социалистическое
государство, обновить национальную политику и решить много других задач.
Демократизация – начало и суть перестройки, наиболее существенная ее
характеристика в то время.
Демократизация пронизывает все сферы общества. В сфере политики она
предполагает изменение самого механизма власти, переход от иерархического
управления обществом «для трудящихся» через сравнительно узкий правящий
слой к самоуправлению трудящихся. В сфере экономики демократизация
направлена на решительное изменение механизма реализации общественной и
личной собственности, с тем, чтобы трудовые коллективы и все трудящиеся
получили реальные прерогативы хозяев общественного производства и
возможность проявлять индивидуальную трудовую инициативу.
В социальной сфере суть демократизации состоит в преодолении
«остаточного принципа» выделения средств на социальное развитие, Коренное
изменение механизма распределения национального дохода, устранение из этого
механизма элитарно-технократических элементов. В культуре демократизация
предполагает восстановление и развитие свободы творчества и информации. В
нравственной сфере демократизация направлена на восстановление уважения к
социалистической личности, к социальной справедливости.
Таким образом, демократизация является гигантским общественным процессом,
реализующим основную стратегическую цель перестройки – освобождение и
реализация творческой энергии и творческой инициативы трудящихся масс,
каждого труженика для ускорения социально-экономического развития страны и
достижения нового качества жизни.
Весной 1985 г. казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации
общественных отношений, направленных на формирование политической
демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы,
появление трудовой мотивации. Цель этих преобразований – повысит уровень
социального благосостояния, и создать социально- экономический и
политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного
потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта
сохранения того социального состояния населения и тех прав человека,
которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.
Однако ожидания эти не оправдались. Декларативный характер программ
перестройки стал преобладающим. Отсутствие конкретного механизма реализации
провозглашенных задач привело к обратному результату.
В стране стали довольно заметно проявляться сомнение в целесообразности
«перестройки» и в способности партийно-государственного руководства страны
переломить ход событий: оно оказалось неспособным активно влиять на
улучшения процесса. Сам же генсек Горбачев все менее охотно встречался с
гражданами собственной страны и все чаще совершал поездки за границу.
Лавина денежных премий, почетных званий, золотых медалей, специальных
выпусков телепередач, ликующее население «цивилизованных» стран и угрюмые
лица соотечественников определили направление политического дрейфа Генсека-
Президента. Наверное, именно в это время Горбачев поставил перед собой ту
цель, о которой говорилось выше. Создавалось впечатление, что Генеральный
Секретарь ЦК КПСС стремиться изменить общественно- политический строй в
стране, пустив начатое на самотек.
Становилось очевидным, что в стране начались не реформы, а сокрушительная
работа по уничтожению научно- технической мощи, производственного
потенциала, агропромышленного комплекса, интеллектуального запаса,
нравственных устоев.
На политическом Олимпе под прикрытием реформ развернулась ожесточенная
борьба за власть. Ее результаты оказались плачевными.
К началу 90-х годов оказалась почти полностью разрушенной индустриальная
экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности
адаптироваться к новым условиям воспроизводства. К этому времени был также
дискредитирован созидательный труд и социальный статус самого работника. И,
наконец, как ни печально, была дезорганизована система управления
экономикой. Корпоративные интересы чиновников привели к созданию замкнутых
структур, подменявших народнохозяйственные цели корыстными планами новых
групп, стремительно овладевавших всем тем, чем до политики «перестройки»
они только управляли. Стал довольно ощутимо заметен разрыв между тем, что
пыталось реализовать партийно-государственное руководство, и реальной
обстановкой, которая сложилась в эти годы в стране.
Ситуация начала складываться таким образом, что к началу 90 - х годов
политическая номенклатура (аппарат КПСС, советы народных депутатов всех
уровней и др. органы) стала утрачивать свое безраздельное господство,
одновременно усиливались позиции административно- хозяйственной
номенклатуры. Это обстоятельство вызывало соответствующее противодействие
со стороны партийных лидеров.
Еще в деятельности Ю.В. Андропова, пришедшего к руководству после
Брежнева, и в первых шагах М.С. Горбачева борьба за сохранение
политического господства начиналась с «очищения» и «обновления» социализма,
придания ему новых форм.
Политическая номенклатура сумела на короткое время увлечь массы идеями
«обновления и очищения социализма», «демократизации и гласности»,
выборностью хозяйственных руководителей и т.д. Но удержать эти процессы
инициаторам перестройки не удалось.
В противовес идеологии «обновления и очищения социализма» набирает
значительную силу идея «рыночных отношений». В этих условиях происходит еще
одно парадоксальное явление.
Страх потерять власть заставил верхушку политической номенклатуры
переметнуться на позиции рыночной экономики, присвоить лозунги
административно – хозяйственной и научно- технической аристократии,
позаимствовать терминологию «диссидентов», овладеть фразеологией «нового
политического мышления» и встать на путь приватизации того, чем раньше
только управляли. К политической номенклатуре, прежде всего партаппарату
приходит понимание того, что сохранить свое господство она может, только
превратившись во владельца государственного общенародного имущества на
правах собственника.
Итак, как видно из всего вышесказанного, советская номенклатура затевала
«революционную перестройку» с хорошо продуманными целями.
В процессе передела собственности и привилегий произошло, во-первых,
слияние части представителей всех номенклатур; во-вторых, «новая»
номенклатура довела раздел собственности до разгрома Центра и развала СССР;
в-третьих, новая политическая элита сняла всякие ограничения на финансово-
экономическую деятельность, поскольку это отвечало ее социальным интересам.
Если кратко характеризовать создавшуюся ситуацию, то следует отметить,
что переход в новое состояние в стране осуществлялся не буржуазно-
демократическим, а криминально - бюрократическим путем.
Номенклатурная приватизация и бюрократическая либерализация создавали
своеобразный сплав, отдаленно напоминающий рыночные отношения.
Таковы итоги реформирования «по Горбачеву».
В результате уже в 1992 г. стали проявляться такие явления, как низкая
эффективная производства, отсутствие стимулов хозяйственной деятельности,
структурные диспропорции. Все это фактически парализовало способность
страны к нормальному развитию. Предпринятые в рамках политики «перестройки»
меры привели к подрыву финансовой системы, разбалансированию экономики,
формированию дефицита товаров и заложили материальные основы для развала
СССР.
С окончанием политики «перестройки» вопрос о том, куда идет Россия, уже
был ясен. Россия вступила в фазу экономического и социального регресса.
Благодаря т.н. «перестройке» Россия оказалось отброшенной на десятки лет
назад в своем развитии. Страна столкнулась с таким положением, когда в
сфере экономики отставание перерастало в стадию разрушения промышленного и
аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. С
внутреннего рынка стали исчезать товары отечественных производителей.
Научно- технический прогресс оказался заблокированным.
В результате состояния экономики Россия в начале 90-х годов оказалась в
исключительно тяжелом положении. По существу, подверглись серьезному
разрушению источники хозяйственного развития, были приостановлены
крупномасштабные инвестиции; свернуто наукоемкое производство; значительно
сокращены научно – исследовательская деятельность, материальная и
экспериментальная база фундаментальных наук и т.д.
В крайне тяжелом положении оказалась система жизнеобеспечения, заметно
сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение;
серьезный ущерб был нанесен транспортной, телекоммуникационной и др.
системам; приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство; начала
формироваться ориентация на элитарное дорогостоящее мед. обслуживание,
платное высшее образование и многое другое.
Все о чем шла речь выше, как и многое другое, стало результатом
«перестройки», породившей негативную динамику развития экономики России.
Вот несколько примеров для подтверждения этого положения.
Если по производству с/х продукции на душу населения Россия накануне
перестройки находилась почти в одном ряду с наиболее развитыми
государствами мира, то, начиная с 90-х годов это соотношение начинает
заметно меняться не в пользу России.
В с/х секторе сокращаются: финансирование, посевные площади, поголовье
скота, производство минеральных удобрений, техники и др.
Физический объем российского ВВП к нач. 1992г. составлял менее 20% от
объема ВВП США. В то же время надо имеет в виду, что в 1985 г. Советский
Союз превосходил такую крупную страну как ФРГ, по производству ВВП вдвое и
на равных соперничал с Японией.
К началу же 1992г. Россия замкнула третью десятку государств по общему
объему ВВП и перешла в группу развивающихся государств по его душевому
исчислению.
З следующие 2 года Россия стала уступать Франции по объему ВВП – в 2.5
раза, Японии – в 7 раз, США – в 12раз. Довольно ощутимы также потери России
в связи с политикой «перестройки» в военно-технической сфере. Так по
сравнению с США Россия за последние годы стала продавать танков в 17 раз
меньше, БМП – в 3.5, ракетных комплексов – в 20 раз.
При общем снижении объемов мировой торговли оружием отчетливо
прослеживается монополизация рынка двумя державами – США и ФРГ. Их доля
выросла соответственно на 50% и более чем в 3 раза. Доля России же
сократилась втрое, наблюдается процесс вытеснения России с мирового рынка
торговли в этой области.
Объясняется это не только идеологией «нового мышления», но главным
образом вытеснение России с рынка торговли оружием объясняется, прежде
всего, неспособностью российской экономики в современных условиях, в
отличие от СССР, производить новейшее вооружение. Для подтверждения этого
положения приведем следующую таблицу.
|Виды вооружений |Количество, ед. |
|Бомбардировщики |35 |20 |
|Танки |1300 |675 |
|Подводные лодки |20 |8 |
|Боевые машины пехоты (БМП) |3600 |1100 |
|Истребители – бомбардировщики |575 |150 |
|Ракеты с ядерными боеголовками |190 |45 |
|Штурмовые вертолеты |70 |5 |

Потери, понесенные за счет разрушения научно – производственных,
конструкторских и др. коллективов, если и восполнимы, то только в
отдаленной перспективе. Такова реальная суровость, вызванная
«перестройкой».
О последствиях вызванной перестройкой свидетельствуют и данные,
приведенные американскими экспертами: золотой запас страны сократился в 11
раз, рубль по отношению к доллару 2 уменьшился» более чем в 150 раз,
экспорт нефти сократился более чем вдвое. За время пребывания Горбачева у
власти внешний долг вырос в 5 раз. И сегодня картина выглядит не менее
удручающе: общая задолженность России на начало 1997г. превысила 127 млрд.
$ США.
Как отмечалось выше, характеру самой перестройки и роли Горбачева в этом
процессе дается разнохарактерная оценка. Приведем еще одно из высказываний
на сей счет видного отечественного историка В. Согрина.
«… Избранная Горбачевым в 1985г. Командно – административная модель
реформирования социализма, - пишет он, - провалилась, а взятая на
вооружение с 1987г. реформистско-демократическая модель сопровождалась еще
более разрушительными экономическими последствиями, обрекла на страдания
живущие поколения и обозначила очень неясные перспективы буржуазного
развития».
Хотя аналогичных суждений в печати немало, не со всеми этими оценками
можно согласиться. И все же надо учитывать, что речь идет о главном
архитекторе перестройки, т.е. о лице, которое несет полную ответственность
за последствия предпринятой им акции. При всех перипетиях того времени,
совершенно очевидно, что СССР логикой своего внутреннего развития не шел к
столь быстрому распаду: его развалила политика «перестройки».

3. «Перестройка» - как главная причина развала СССР.

Проведение экономических реформ с последующим упразднением СССР и
постепенным переходом к рынку вызвало обильный поток противоречивых
рассуждений о крахе т.н. Советской империи. Но нужно отметить, что распад
СССР не был распадом классической империи. Еще раз отметим: распад
уникальной многонациональной страны произошел не по естественным причинам,
а, главным образом по воле политиков, преследующих свои цели, вопреки воле
большинства народов, проживающих в те годы в СССР.
Несмотря на многонациональный характер СССР, все же национальный вопрос в
том виде, в котором он достался от царской России, у нас в основном был
решен. Граждане единой страны были воспитаны в духе дружбы и гордости за
достижения страны. Действительно было чем гордиться. Сформировалась
государственность многих народов. Стало доступным бесплатное образование
для людей всех национальностей, возникли национальные университеты, театры,
кино, литература. Но было и не мало и не решенных вопросов между центром и
национальными республиками, в том числе развитие национальных языков,
культур и др. Но не эти упущения определяли отношения между народами в
едином многонациональном государстве.
И сегодня после ликвидации Советского Союза, продолжают сохраняться и
действовать факторы, связывавшие бывшие советские народы, и, прежде всего –
морально – психологические, а именно: глубоко осознанное чувство
принадлежности к единой великой стране. Поэтому можно понять и как-то
объяснить те сложные отношения, которые возникли между народами бывшего
СССР в условиях образования СНГ: многим трудно смириться с той ситуацией, в
которой они оказались сегодня. В самом деле, возникло достаточно аморфное,
не известное мировой практике, государственное образование. С самого начала
было неизвестно, как оно себя поведет себя при решении многих проблем, как
внутреннего, так и международного характера.
Даже сравнительно беглый характер на последствия развала СССР дает полные
основания для следующего вывода.
Исчезновение с геополитической арены столь мощного военно-политического
субъекта повлекло сильнейшую деформацию «силового поля» всей мировой
политики. Безвозвратно нарушенным оказался тот глобальный баланс сил,
который установился на планете в результате Второй мировой войны.
Биполярная система мира - СССР и США, отошла в прошлое.
С другой стороны, упразднение ОВД, являвшейся противовесом НАТО в
Европе, служивший своеобразным инструментом поддержания военного баланса,
н7а котором основывалась мировая стабильность в течение последних 40 лет,
привело к заметному нарушению этого баланса в пользу США. Распад ОВД
является 2-м по значению после развала СССР фактором, определившим
принципиальное изменение военно – стратегической обстановки в мире. Все это
привело к качественному усилению геополитических позиций США. В результате
исчезновения советского «центра силы» Соединенным Штатам фактически удалось
осуществить кардинальный пересмотр результатов Второй мировой войны в свою
пользу и занять место безусловного глобального лидера по всем силовым
параметрам.
Характеризуя создавшуюся в этой связи ситуацию, Г.А. Зюганов в книге
«Россия – Родина моя» пишет: «Ключевым звеном такой стратегии стал сценарий
разгрома и устранения Советского Союза с мировой арены и последующего
развала исторически сложившегося геополитического равновесия…. Пожалуй,
впервые в новейшей истории одно мощное государство разваливает своего
равнозначного по мощи противника без вооруженного конфликта, а с помощью
идеологического «обвала» противника и … применения на его территории
социальных технологий «вялотекущей катастрофы» и «гражданской войны низкой
эффективности»».
Сама Россия не только не выиграла от развала СССР, но и многое потеряла.
В области территориальной, Россия потеряла огромные, стратегически важные
территории и лишилась десятка миллионов своих соотечественников. И сегодня
территориальное устройство России с ее почти 90 субъектами нестабильно. В
одном государстве действуют добрых полтора десятка президентов; между
территориями внутри страны бесконечные конфликты. Россия утратила самые
важные порты, и выходы к морю на Балтике, на Черном море и на Каспии.
Провозгласив суверенитет, Россия оказалось в положении небывалом в ее
политической истории. За пределами России оказалось свыше 20 млн. русских,
ставших изгоями.
«Хотя в декабре 1991г. и провозглашено создание СНГ, внутри него еще
сохраняется много дестабилизирующих факторов, и не устранена опасность
продолжения углубления хаоса…», - отмечает профессор А.М. Хазанов.
В связи с отсутствием законодательного оформления границ практически
между всеми новыми государствами сразу же возникли территориальные споры. В
самой России независимыми себя объявили Татарская и Чеченская республики.
Между тем отсутствие национальной доктрины России, так же как и кризис
российской государственности и вместе с ним русского этноса, породило
удивительные устремления к дальнейшему разделению русских. На территории
России, где испокон веков проживало и ныне проживает русское население,
претендуют, Литва, Эстония, Финляндия, Украина, Грузия – государства,
получившие в обозримом и недалеком историческом прошлом суверенитет из рук
Советской власти. Более того, не только и не столько проливаются потоки
слов на «имперский гнет» СССР и «проимперскую» Россию, они уже стали высшим
заклинанием в оскорбительных выпадах злобствующих политиканов; служат
объяснением и оправданием этнократизма в постсоветских республиках. То, что
для народов бывшего Советского Союза ныне рассматривается как «рост
национального самосознания», у русских объявляется национализмом, коммуно -
фашизмом прочими неграмотными определениями. Порой теоретические изыскания
и политические поползновения следователей и политиков направлены своим
острием на то, что составляет национальную гордость великороссов, - на
русское самосознание. Между тем это не самоцель, а такое же объективное
стремление, как и у других народов. России это необходимо не только для
того, чтобы быть надежной опорой всех россиян, но и щитом региональной и
глобальной безопасности народов современного мира.



План
1. Причины «перестройки».
. Роль Горбачева в осуществлении «перестройки».
. Краткий обзор состояния советской экономики в период с 1975
по 1985г.

2. «Перестройка»: ее цели и результаты.
. Демократизация общества
. Осуществление «перестройки»
. Последствия «перестройки». Отзывы о ней.
3. «Перестройка» - как главная причина развала СССР.
. Причины развала СССР.
. Последствия развала СССР для мирового сообщества и для
России.
. Процессы в СНГ и в России в современное время.



Литература


1. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов «Политическая история России», М: Норма
– Инфра ( М, 1999.
2. «Перестройка и современный мир», отв. ред. Т.Т. Тимофеев; М:
Международные отношения, 1989.
3. Дж. Боффа «История Советского Союза»; М: Международные отношения,
1994.
4. Бутенко В. «Откуда и куда идем», Лениздат, 1990.






Новинки рефератов ::

Реферат: Автосервис. Технология окраски (Транспорт)


Реферат: Каучуки (Химия)


Реферат: Программное обеспечение удалённого доступа к технической документации (Программирование)


Реферат: История развития детско-юношеского туризма (Педагогика)


Реферат: Социальная защита населения в г. Тюмень (Социология)


Реферат: Введение в психоанализ (Психология)


Реферат: Концепция здорового образа жизни (Физкультура)


Реферат: Героическая оборона Порт-Артура (История)


Реферат: Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации (Социология)


Реферат: Повышение урожайности пшеницы (Сельское хозяйство)


Реферат: Правила признания и исполнения решений судов одного государства на территории другого государства и проект договора международной купли-продажи товаров (на условиях F Инкотермс) (Международное частное право)


Реферат: Личность (Психология)


Реферат: Биологическая роль каротиноидов (Химия)


Реферат: Некоторые аспекты деятельности банков в РФ (Банковское дело)


Реферат: Учет внешнеэкономической деятельности (Аудит)


Реферат: Политические партии России в 1917 году (История)


Реферат: Инновации в сельском хозяйстве (Инвестиции)


Реферат: Проблемы генезиса капитализма в России (Политология)


Реферат: Лидерство (Социология)


Реферат: Разработка игровой программы на языке программирования Turbo Pascal (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист