GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Виды нормативно правовых актов и способы их публикации (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Виды нормативно правовых актов и способы их публикации (Право)


Западно-Уральский институт экономки и права
Негосударственное образовательное учреждение
Лицензия № 000514 от 23,03,2003
Свидетельство о государственной аккредитации № 000929 от 23,03,2003



Юридический факультет



Контрольная работа



Предмет: Информационная культура специалиста
Тема: «Виды нормативно- правовых актов и способы их публикации»



Выполнил: студент
1 курса/ 6 лет обучения/
Миронов Евгений Павлович
Проверил: к.п.н.
Исаченкова Анна Ивановна



Пермь 2003 г.


Оглавление.

1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от
других источников права.

2. Виды нормативно- правовых актов.

3. Способы опубликования.



1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других
источников права.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают
нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их
нередко называют нормативными актами.
Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной
форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся
нормы права.
Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым
устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно - правовые акты являются
государственными по своему характеру актами. Они издаются или
санкционируются только органами государства.
Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется
государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно –
правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско –
правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными
органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления
правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных
комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами
государственной власти и управления. Система нормативно – правовых актов в
каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе
специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах,
правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же
порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых
актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт
тот или иной нормативный акт.
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми
отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных,
носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в
следующем :
1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности
компетентных органов государства и должностных лиц, а также
уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ,
постановление и т. д.);
6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то
время, как акты применения норм права касаются в основном лишь
конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств.
7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие.
8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к
неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы
имеет конкретного адресата.
В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный
в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого
органа, содержащий нормы права.



2. Виды нормативно – правовых актов.

Классификация нормативно – правовых актов производится по различным
основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру
действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на
законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов
является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет
их место и значимость в общей системе государственного нормативного
регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты
вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической
силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на
основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими
правотворческими органами.

Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся
нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной
отрасли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с
отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный
характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих
определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная,
морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов


По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты
подразделяются :
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений
определённого вида на данной территории;
- на акты ограниченного действия – распространяются только на часть
территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся
на данной территории;
- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные
возможности реализуются лишь при наступлении исключительных
обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,
стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества
нормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательной
власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты
судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт
современного государства. Он содержит правовые нормы, которые
регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной
жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом : это
нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом
государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической
силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения
интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения вытекают признаки закона, как основного
источника права, как нормативно – правового акта, обладающего высшей
юридической силой :
1. законы принимаются высшими представительными органами государства
или самим народом в результате референдума ;
2. законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам
общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения
интересов личности;
3. законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще
подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре
обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный
орган; обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его
опубликование. Принятие закона в результате референдума также
осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о
референдуме ;
4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого –
либо другого органа государства. Они могут быть отменены или
изменены только законодательной властью. Конституционный или другой
аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом,
неконституционным, однако отменить его может только законодательный
орган ;
5. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства,
они обуславливают структуру всей совокупности нормативно – правовых
актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно –
правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно –
правовых актов государства выражает одно из основных требований законности
– верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один
подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.
Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и
обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала
государственного и общественного строя, правовое положение личности и
организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется
вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим
нормативно – правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей
юридической силой.
Подзаконные нормативно – правовые акты.
Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на
законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической
силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут
противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеют
место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.
Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные
принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных
индивидуальных интересов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами
различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере
распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и
внутриорганизационные акты.
1.Общие подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей
компетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределах
территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового
регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством
подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом,
координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной
жизни.
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания
высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы
государственного правления они находят выражения в двух разновидностях
подзаконных актов.
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они
обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие
законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются
конституцией страны или специальными конституционными законами. Они
регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с
государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты,
принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых
случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления
экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
2. Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органов
представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные
органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие
этих актов ограничены конкретной территорией власти и управления,
обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть
нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии,
префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции).
Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяются
лишь на ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские,
транспортные, государственно – кредитные, и другие ).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно -
правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации
своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В
рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные
нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в
конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских
частей и других организаций.
Акты судебной власти.
Решения судебных органов приобретают нормативный характер в
результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит
индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает
источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости
или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать
или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие
обнаруженных пробелов в праве.
Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой,
потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые
не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики
позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное
значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие
нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы
с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам,
возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной
практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.
Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело
основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов
данной системы права.



3. Способы опубликования.

Опубликование (обнародование)— официальное доведение до всеобщего
сведения в установленном порядке принятых парламентом и подписанных главой
государства законов, а также иных нормативных актов, принимаемых органами
государственной власти. Официальное опубликование имеет важное юридическое
значение. Только официально опубликованный текст закона считается
аутентичным, т. е. именно тем, который принят законодателем. Суд и иные
органы, применяющие закон, должны ссылаться только на официальный источники
его опубликования. Официально опубликование — необходимая предпосылка
вступления закона силу (действие). Этот важный принцип закреплен в ч. 3 ст.
15 Конституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованию
Неопубликованные законы не применяются». Если бы законы и другие
нормативные акты не публиковались, то известный правовой принцип «незнание
закона не оправдывает» потерял бы смысл. Официальным считается
опубликование текста закона в печатных органах, наделенных статусом органа
официального опубликования закона. Все иные органы печати не имеют права
публиковать текст принятого закона до его официального опубликования. Они
могут давать информацию о новом законодательстве, излагать его содержание,
но все это не считается официальным опубликованием. Датой опубликования
закона считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен
его текст.

В РФ порядок официального опубликования определен Федеральным законом
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня
1994 г. Как видно уже из названия, закон не регламентирует порядок
опубликования и вступления в силу указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в
течение семи дней после их подписания Президентом РФ, при этом в
официальном тексте указываются даты принятия закона Государственной Думой и
Советом Федерации и подписания его Президентом РФ. Постановления палат
Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней со дня их
принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием,
публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием всех этих актов считается первая публикация их
полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства
Российской Федерации». Однако в законе может быть определен и иной порядок
его официального опубликования, например доведение до всеобщего сведения по
телевидению, радио, иным каналам связи. «Собрание законодательства
Российской Федерации» состоит из пяти разделов: в первом публикуются
федеральные законы, во втором — акты палат Федерального Собрания, в
третьем— Указы и распоряжения Президента РФ, в четвертом — постановления и
распоряжения Правительства РФ, в пятом — постановления Конституционного
Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов и иных
нормативных актов, подведомственных Конституционному Суду РФ.

Порядок опубликования актов (указов и распоряжений) Президента РФ,
актов (Постановлений и распоряжений) Правительства РФ и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен Указом
Президента от 23 мая 1996 г. Указ исходит из принципа обязательности
официального опубликования перечисленных выше актов, кроме актов (или их
отдельных положений), содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального характера. Все остальные акты
Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в
«Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в
течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также
тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в
машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации
«Система». Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть
опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего
сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам
местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям, переданы по каналам связи. Нормативно- правовые акты
федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус
организаций или имеющие межведомственный характер — прошедшие
государственною регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат
обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести», а
также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти» (издательство «Юридическая литература»). Если эти акты не прошли
регистрацию или зарегистрированы, но не опубликованы, они не влекут
правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, на них нельзя ссылаться при разрешении
споров. Нормативно- правовые акты законодательной и исполнительной власти
субъектов федерации публикуются в газете, которая считается официальной для
данного региона. В Пермской области такой газетой является «Звезда». Другие
издания могут только продублировать публикацию нормативно- правовых актов
после их опубликования в «Звезде», либо комментируют содержание того или
иного акта. Органы местного самоуправления публикуют свои акты в газете,
которая является официальным органом для данной территории. В Сивинском
районе (где проживает автор данной работы) таким изданием является районная
газета « На родной земле».

Официальное опубликование— необходимое предварительное условие
вступления в силу законов и других нормативных актов. Исходя из даты
официального опубликования, определяется момент их вступления в действие.



Литература.

1. «Общая теория государства и права» С.А. Комаров

2. «Теория государства и права»

под ред. Карельского

3. «Теория государства и права»

Марченко

4. «Теория государства и права»

В.Н. Хропанюк

5. «Малая энциклопедия конституционного права»

М.В. Баглай







Реферат на тему: Виды правовых норм

Северо-Западный филиал Московского Гуманитарно-Экономического института



Студента I курса юридического факультета
группы ЮС-01/2001
Метелицы Дмитрия Юрьевича


Дисциплина: Теория государства и права

Тема: Виды правовых норм



Руководитель-консультант:

Соколова Т.П.



«____»________________ 2002 года «_____» (____________)
(Дата защиты курсовой работы) (Оценка)



Город Мурманск
2002 год
[pic]



ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ……………………….4
3. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ……………………………………...9
Понятие структуры нормы права…………………………………………9
Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных
юридических актов……………………………………………………….10
Структура логической нормы…………………………………………….12
Структура нормы-предписания…………………………………………..14
4. ВИДЫ ГИПОТЕЗ, ДИСПОЗИЦИЙ, САНКЦИЙ……………………….16
Виды гипотез………………………………………………………………16
Виды диспозиций………………………………………………………….17
Виды санкций……………………………………………………………...18
5. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА……………………………………21
6. ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В ПРАВОВЫХ
ИСТОЧНИКАХ…………………………………………………………....28
Прямой способ изложения………………………………………………..28
Отсылочный способ изложения………………………………………….29
Бланкетный способ изложения…………………………………………..29
Абстрактный способ изложения…………………………………………30
Казуальный способ изложения…………………………………………..30
Ссылочный способ изложения…………………………………………...31
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………32
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………33
9. ПРИЛОЖЕНИЕ (СХЕМА)………………………………………………..34



Введение.
На известном этапе развития общества возникает потребность
упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить
человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью
определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в
результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем
ориентируется общество.
Нормой общество представляет общее правило поведения, действующее
непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и
неограниченного количества случаев. С процессом общественного регулирования
поведения людей связано формирование и развитие социальных норм.
В социальных нормах общество видит социально-волевые, исторически
сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения,
регулирующие поведение людей в обществе и их жизнь.
Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они
обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все
ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в
будущем, то есть в заранее не зафиксированных случаях.
Основу механизма правового регулирования составляют нормы права.
Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств
права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть
общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила
распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно
регламентированную ситуацию. Таким образом: социальные и правовые нормы
имеют неразрывную связь, но в то же время отдается главная роль правовым
нормам, содержащим в себе наиболее веские аргументы для общественного
контроля.



1. Понятие и признаки правовой нормы.

Норма права — это правило поведения, установленное или
санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к
нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обосновано, что
норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его
частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в
системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в
целом.
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны
существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение,
идентичное по своему значению определению права в целом.
Норма права — это общеобязательное, установленное или
санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее
обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы
народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их
упорядочения.
Любое государственно-организованное общество не может обойтись без
норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное
определение понятия предполагает выяснение присущих норме права
специфических признаков (свойств).
Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков
индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения,
которые являются существенными, т.е. рассматривают поведение как вид
общественного отношения. Эти признаки, включенные и текст нормы, становятся
правилами поведения, обязательными к реализации.
Например, в процессе купли-продажи существенным является не то,
сколько раз «приценивался» покупатель, выбирая ту или иную вещь, какое
время он на это затратил. Все это — сфера житейского обыкновения. Для права
важно установить признаки: когда можно признать договор купли-продажи
заключенным, когда право собственности на вещь переходит от продавца к
покупателю. Или другой пример: в случае совершения убийства, когда закон
особенно чуток к обстоятельствам этого тяжкого преступления, закон
отбрасывает все сугубо индивидуальное, что не имеет отношения к
характеристике данного деяния как такового.
Следовательно, нормы права содержат указания на существенные признаки
поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных
индивидуальных отношений (поступков), которые государство намерено
подвергнуть правовому регулированию.
Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо
от того, каков его характер: запрет, обзывание или дозволение. Предписание
в любом случае находится под охраной государства; так как оно им
установлено, то предусмотрены и меры принуждения в случаях его нарушения.
В-третьих, норма права представляет собой определенный метод
воздействия на регулируемые отношения. В приведенных выше примерах методы
регулирования возникающих отношений совершенно несхожи, как и сами
отношения, ибо используются различные способы придания им определенности,
упорядоченности. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых
применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой отношений;
взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
В-четвертых, норма права — общеобязательное правило поведения. Оно
имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав
данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных)
участников конкретного вида общественного отношения.
Норма права обычно не указывает персонифицированных исполнителей
содержащегося в ней предписания. Иначе говоря, она рассчитана на
неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому,
что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее
неоднократное действие, а следовательно, и «захватить» в поле своего
притяжения она может потенциально каждого члена общества.
В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности
ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что
содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ
определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том
числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат
возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или
муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права как формально
определенного правила, означающего полноту и точность указания на признаки
правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков
гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т.е.
она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида.
Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее
требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к
возмещению убытков без персонального указания, для кого именно.
Таким образом, норма права как общее правило поведения регулирует
повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается
однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи.
В силу этого норма права — общее и общеобязательное правило поведения.
В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой
того вида общественных отношений, на упорядочение которых она направлена.
Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей
и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентаций
государства и других факторов. В нашем примере объяснить правило, почему
обязанность возмещения убытков лежит на государстве в целом,
соответствующих его субъектах, муниципальных образованиях, только природой
данного правоохранительного отношения нельзя. Поэтому содержание нормы в
главном, основном определяется содержанием регулируемого отношения.
Норма права — правовая реальность даже в том случае, если она ни разу
не применялась для регулирования фактических отношений. Например, в
недавней истории конституционное право союзной республики на свободный
выход из состава СССР. Признание этого права являлось предпосылкой для
определения правового статуса союзной республики и для государственно-
политической практики. Поэтому можно сделать вывод, что праву известны
нормы, которые применяются непосредственно и опосредованно — через другие
нормы. Таким образом, норма права — это общее правило, которое вбирает в
себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие
особенного, индивидуального, отдельного.
Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием —
моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии
данного отношения.
Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы.
Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего,
которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных
отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.
В современных условиях совершенствование норм права идет по двум
основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их
«истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом.
Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению
потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание
эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений.
Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм —
обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение
рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются
новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с
помощью всех элементов правовой нормы.
Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм
права, являются:
1. Точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития
государственно-правовой надстройки;
2. Соответствие норм права требованиям морали и правосознания;
3. Соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других
закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;
4. Учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и
управления общественными процессами.
Таким образом, подведем краткие итоги:
а) норма права может быть определена в качестве исходящего от
государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое
закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические
права и налагает на них юридические обязанности;
б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом,
эталоном поведения людей, их коллективов;
в) правовая норма — правило абстрактного, обобщенного характера,
первичный элемент права как системы;
г) правовая норма — государственно-властное предписание;
д) правовая норма — явление широкое, многоплановое и в то же время
конкретное по содержанию.



2. Структура правовой нормы.
Понятие структуры нормы права.

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма
права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет
обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они
формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае
реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть
предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет
не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой
единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.
Глубокое, разностороннее влияние на структуру нормы права оказывает
выделение правоохранительных правовых предписаний. Изучение истории
законодательства показывает, что развитие правовых систем неизбежно
выражается в обособлении предписаний, регламентирующих юридические санкции.
Такого обособления требует дифференциация мер государственно-
принудительного воздействия, необходимость нормативно закрепления
разнообразных фактических условий объективных и субъективных.
Выделение правоохранительных предписаний только отражается на
структуре регулятивных норм состава которых «выводятся» указания на
государственно-принудительные меры обеспечения), но и влечет за собой
формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а
следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней.
Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих
правовых предписаний, в которых закрепляются правые понятия, принципы,
правовое положение субъектов, общие условия совершения тех или иных
юридических действий и т. д.
Будучи составной частью более широкой проблемы вопрос о структуре
юридической нормы имеет свое вполне самостоятельное значение. Здесь (как и
при характеристике видов юридических норм) перед нами микроструктура права.
В ней в отличие от макроструктуры - подразделения права на отрасли и
институты (система права) - не столь зримо и рельефно обнаруживаются
социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в
структуре нормы и видах норм проявляются те специфические функции, которые
выполняют юридические нормы как первичное звено структуры права, —
обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного
нормативного регулирования общественных отношений. А отсюда в
рассматриваемых вопросах большее значение приобретают юридико-техническая
сторона, конструктивные моменты организации содержания нормы, т. е. то, что
относится к догме права.
Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи
образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме - нормативное
построение интеллектуально-волевого и юридического содержания
государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что
содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права
и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно
существующих нормах-предписаниях и логических нормах.
Норма-предписание воплощает государственное веление в виде цельного
нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового
регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных
предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее
качества.
Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы,
отличаются инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Причем эти
элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах
иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи
элементов внутри отраслей и институтов права, а на началах синтетической
зависимости при которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов
приводит к разрушению данной целостности - юридической нормы.

Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных юридических
актов.

С внешней стороны (т. е. со стороны внешней формы) нормы-предписания и
логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное
изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных
структурных подразделениях акта.
Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой
права и статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и
статьей во многом зависит от того, рассматривается ли это соотношение
применительно к логической норме или же к нормепредписанию.
Логическая норма, призванная выразить в основном связи между
специализированными нормативными предписаниями, их государственно-
принудительное, нормативно-регулирующее качества, в большинстве случаев
содержится в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях разных
нормативных актов. Усиливающийся процесс специализации права приводит к
тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим
статьям нормативных актов.
Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной
структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи,
конкретной фразе текста). Дробление нормы-предписания, распределение ее
содержания между разными статьями, пунктами статьи и т. д. вообще
невозможно. Норма-предписание - это цельное, логически завершенное и
формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно-
логическому построению она представляет собой не расчленяемое единство по
формуле «если-то».
Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-
предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде
особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила
сохраняет и «усеченная» норма).
Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи
важно отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание
-это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья
представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического
акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о
соответствии нормы права н статьи или иной части текста акта, а не об их
тождестве.
Чем выше уровень специализации права, тем более упрощаются правовые
предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным
обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового
регулирования. При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько
тесно взаимосвязанных правовых предписаний. Например, ст. 110 Кодекса о
браке и семье включает по меньшей мере четыре предписания: предписание-
принцип («тайна усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму
(«для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть
изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму
(«воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об
усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие
тайну усыновления против браке и семье включает по меньшей мере четыре
предписания: предписание-принцип («тайна усыновления охраняется законом»),
управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе
усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»),
запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать
какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-
предписание («лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя,
могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке»).

Структура логической нормы.

Эта структура выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов,
которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование
общественных отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он
позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором,
аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования
общественных отношений.
В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три
основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных
обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е.
фактические составы), при которых данная норма вступает в действие.
Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором
указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом.
В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у
лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера
норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса
Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодатедя по
содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является
сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя)
возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого
(нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности.
б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило
(правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они
оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция
раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и
обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает что
наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного
внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а
наниматель в случае неисполнения наймодатепем этой обязанности имеет право
либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость
ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и
взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не
выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых
действий. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в
соответствии с предписаниями нормы права.
Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или
негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,
нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона
формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в
других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость
различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в
одной статье нормативного акта, например уголовно-правовые,
специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей
права.
Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней
отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому
законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или
дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в
виду всю связь элементов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить
свои поступки.

Структура нормы-предписания.

Это-структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение
в тексте нормативного акта.
Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют внутри него
различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая
существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует
структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-
предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной
системы - обеспечение конкретизированного, детального, точного и
определенного нормирования поведения людей.
С учетом специализации права для юридической нормы-предписания
характерно структурное типическое построение, выражающее жесткий закон
организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:
а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические
обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в
действие;
б) диспозиции или санкции - части нормы, указывающей на те юридические
последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий.
В регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы называется
диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на
права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения.
В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции; она
указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к
правонарушителю.
Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме:
«если-то».
Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными
элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его
суть, т.е. на юридические последствия, и на условия их наступления.
Следовательно, норм-предписаний без гипотез существовать не может. В любых,
самых специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на
условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое
предписание можно изложить по формуле: «если - то». ,
Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания
неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а
иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными
предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге
регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических
норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом
нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано
одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде
самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то
к одному, то к другому регулятивному предписанию.



3. Виды гипотез, диспозиций и санкций.
Виды гипотез

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Их
классификации подробно разработаны еще в прошлом веке и почти не изменились
до наших дней. Отечественные курсы по теории права чаще всего берут за
основу классификации, разработанные Н. М. Коркуновым.
Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной
(казуистической) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия
применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая — частными,
специальными. Будучи исторически первичной, казуистическая гипотеза в
настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недостатки
очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических
норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических
определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда
найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная
же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из
них.
Гипотезы могут различаться и по степени их определенности. С
абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма
определяет обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что
договор займа на сумму свыше пятидесяти рублей должен быть заключен в
письменной форме (ст.269 ГК РСФСР). Абсолютно неопределенная гипотеза
встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов,
обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу
власти делать это самому "в необходимых случаях". В чем заключаются
названные "необходимые случаи", никоим образом не раскрывается.
Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон
ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее
действие каким-либо условием. Например, целый ряд нормативных актов
вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения
чрезвычайного положения и т.д.
Иногда, гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние.
Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения
нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные
обстоятельства. Например, все нормы особенной части УК РСФСР имеют
односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как
на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в
действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что
правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех
обстоятельств, которые заставили "работать" тот или иной нормативный акт.
Так, ч.2 ст. 158 ГПК РСФСР устанавливает, что при неявке сторон в судебное
заседание без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск
без рассмотрения. Следовательно, если стороны не явились по уважительным
причинам, дело производством не прекращается, но лишь откладывается его
разбирательство.

Виды диспозиций

Анализ диспозиций юридических норм позволяет выявить достаточно много
их разновидностей.
Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуальные и
абстрактные. Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или
запрещаемые действия, а вторая предусматривает определенный тип поведения.
Историческим прообразом казуальной диспозиции является прецедент — решение
суда или иного государственного органа по отдельному делу. Как отмечалось в
литературе, "нормы с казуальными диспозициями крайне неудачны в техническом
отношении, ибо, не обеспечивая беспробельности закона, они обусловливают
его чрезмерную громоздкость". Так, Российское Уложение о наказаниях, в
котором применялись казуальные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время
как современный УК, знающий только абстрактные диспозиции, — лишь около
300. Примером нормы с абстрактной диспозицией может служить ст.103 УК
РСФСР. Предусматривая наказания за умышленное убийство, она ограничивается
определением убийства как такового; каких-либо разновидностей
насильственного лишения человека жизни, совершенного умышленно. в ней не
указывается.
По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на
простые, описательные, ссылочные и бланкетные. Рассмотрим их более подробно
на нормативном материале уголовного права Российской Федерации.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, при
чем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она
применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Уже
упоминавшаяся ст. 103 УК — хороший пример. Описательная диспозиция включает
в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и
перечень его основных признаков (в нашем примере отличительным признаком
кражи является то, что она — тайное похищение чужого имущества, в отличие
от грабежа, который определяется как "открытое похищение чужого
имущества").
Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а
предоставляет установление их специально указанным органам. Например, ст.
88 УК РСФСР объявляет преступным нарушение правил о валютных операциях,
устанавливаемых финансовыми органами государства.
Ссылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного
закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к
другому нормативному акту.

Виды санкций.

Санкции подразделяются прежде всего на полные и неполные. Первые
предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу,
нарушившему требования
диспозиции юридической нормы. Например, все нормы особенной части
уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции
заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае
нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические
последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные
действия. Таковы санкции ст. 168 ГК РФ, объявляющей недействительной
противозаконную сделку, или санкция статьи 17 Кодекса о браке и семье,
признающей законную силу только за зарегистрированным браком.
По степени своей определенности санкции подразделяются на абсолютно
определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.
Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет
точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным
органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права,
требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции
административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который
должен уплатить правонарушитель.
Относительно определенной является санкция, в которой установлены
верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам
устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций
уголовного права, многие санкции административного права. Напротив, в
гражданском праве относительно определенные санкции практически не
применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение
причиненного правонарушителем ущерба.
Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций,
а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу,
который ее применяет. Примером может служить ст.172 УК РСФСР, в
соответствии с которой халатность должностного лица наказывается лишением
свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного
года, или увольнением от должности.
Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций
различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их
соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером
кумулятивной санкции служит санкция ст.77 УК, устанавливающей, что
бандитизм наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с
конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без
ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. Встречаются
кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной
неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других
отраслях права.
Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало
возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как
действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что
это — не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной
структуры права на ее первичном уровне.



4. Классификация норм права

Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы
теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение
возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в
результате философского общесоциологического осмысления явлений правовой
действительности.
Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе
выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных
норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств
норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основаниями классификации является их
деление по следующим признакам:
1. По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового
регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права.
В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает
кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства,
соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы
гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного
права, семейного права и т.д.
2. По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся,
они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому
признаку возможна дальнейшая более детальная классификация.
3. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы,
общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно
выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных
обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы.
В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно
регулировать отношения, специально не урегулированные конкретными
нормами. Так, например, принципы гражданского права являются
непосредственным основанием для применения аналогии права.
В отличие от норм-принципов общие нормы — это общие правила,
конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ,
содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является
общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды
обязательств, служит как бы их общей частью, а ч. 2 этой же статьи,
устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие
причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе,
является общей нормой т.е. гипотезой, для многих последующих. Общей нормой
является ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам,
совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит
конституционным нормам.
Близким к делению норм по степени формальной определенности (степени
общности) является их членение по формальным признакам на нормы закона и
нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что
законодательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По
степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и
отдельные.
4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме
регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают
совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют
или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими
(предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются
косвенным указанием на правило поведения).
Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы
— специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном,
природоохранительном, уголовно-исполнительном 'и других отраслях права
преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же —
управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых
исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве — системе
запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей
части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости —
управомочивающие. (Нельзя сказать, что запрещающие нормы «обязывают не
совершать», они запрещают совершать.)
Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как
полудиспозиции, т.е. прямо не устанавливают правил позитивного поведения,
что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь
на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым — диктуют
правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных
диспозиций. Статьи уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые
деяния, представляют собой гипотезы,
Которые слились с диспозициями. Но если их брать вместе с положениями
общей части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью.
Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не
сформулирован, но он в силу своей общеизвестности логически предполагается.
Например, уголовное наказание за хищение собственности означает
запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует
избирать установки, каким образом сориентировать себя в общественной
практике — он должен решить сам.
Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущем
значении дозволений, так как они предполагают установление государством
обязываний и запретов. Это значит, что все эти способы регулирования
составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права
обязательно влекут корректировку других.
В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том.
что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая
определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает,
решающим, наиболее су

Новинки рефератов ::

Реферат: Економічна сутність основних фондів підприємства та шляхи їх відтворення (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рабочая книга социолога (Социология)


Реферат: Конституция Российской Федерации и ее развитие (Право)


Реферат: Сезанн Поль (Искусство и культура)


Реферат: Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе (Педагогика)


Реферат: Англия (История)


Реферат: Организация сбора данных в отдельных видах исследования (Социология)


Реферат: Индивидуальный трудовой договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Билеты по философии для аспирантов и соискателей (Философия)


Реферат: Производство белка (Биология)


Реферат: Проектирование отопления и вентиляции спального корпуса кадетов в поселке Рассвет (Строительство)


Реферат: Практическое применение космонавтики (Авиация)


Реферат: Виды дугогосящих устройств, классификация их по способу воздействия на дугу (Технология)


Реферат: Моё отношение к Печорину (Литература)


Реферат: Билеты по астрономии за 11 класс (Астрономия)


Реферат: История европейского рисунка (Искусство и культура)


Реферат: Культура Японии: Путь самурая (Культурология)


Реферат: Всеобъемлющая мировоззренческая система, основанная на христианской догматике о "Нераздельно и неслиянно" (Религия)


Реферат: Общие положения об обязательствах (Право)


Реферат: Сальвадор Дали (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист