GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социализм (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социализм (Социология)


Научной основой руководства КПСС, Советского государства,
практикой хозяйствования в социалистическом обществе является п
политическая экономия социализма, основы которой были заложе-
ны В.И.Лениным.
Политическая экономия социализма постоянно развивается на
опыте хозяйственной жизни СССР и других стран социализма. В
ходе жизни перед партией, трудящимися встают новые сложные
задачи, и для решения их огромное значение имеет идейное наслед-
ство В.И.Ленина.
Признание действия при социализме объективных экономических
законов, независимых от сознания и воли людей, познаваемых людь-
ми и планомерно используемых ими в практике хозяйствования,
составляет основу политической экономии социализма. В.И.Ленин
исходил из того , что при социализме хозяйственная жизнь будет
подчиняться определенным объективным законам. Опыт первых лет сроительства
социализма в СССР был недостаточен для того, что-
бы на его основании было возможно формулировать объективные
законы социалистического хозяйствования. В.И.Ленин говорил по
этому не о законах социализма, а о принципах, формах и методах
социалистического хозяйствования. По существу же в ленинском
учении о принципах, формах и методах социалистического хозяй-
ствования содержится теоретическое обоснование экономических законов
социализма.
В 20-30-е годы среди советских экономистов широко было расп-
ространено отрицание экономических законов в социалистическом
обществе, возможности и необходимости существования здесь науки
политической экономии. Экономические законы полностью отож-
дествлялись со стихийно действующими законами капиталистичес-
когохозяйства; считалось, что наличие их несовместимо с тем, что
в социалистическом обществе хозяйство будет вести по плану, в
соответствии с заранее поставленными обществом целями. Такое
толкование вопроса мешало пониманию объективной обусловлен-
ности экономической политики КПСС и Советского государства,
поощряло субъективистский, волюнтаристский подход к вопросам
экономической экономической жизни, тормозило формирование политической
экономии социализма.
Для правильного понимания вопроса об экономических методах
руководства народным хозяйством при социализме и вообще проб-
лем социалистического хозяйствования большое значение имеет
вопрос о том, действует ли в социалистическом обществе закон сто-
имости или нет, имеет ли социалистическое производство товарный характер
или нет. К.Маркс и Ф.Энгельс отвечали на этот вопрос
отрицательно. Рынок, товар, стоимость, деньги, заработную плату,
прибыль, ренту они считали категориями хозяйства, основанного на частной
буржуазной собственности на средства производства, для которых в
социалистическом обществе места не будет. Необходи-
мый учет труда будет совершаться в единицах рабочего времени,
распределение продуктов будет осуществляться без помощи стои-
мости, денег.
Такой же точки зрения придерживался и В.И.Ленин, о чем свиде-
тельствуют многочисленные его высказывания в дооктябрьский
период. После Октябрьской револяции,особенно в связи с перехо-
дом к новой экономической политике, В.И.Ленин, как уже было
сказано, разработал вопрос о роли рынка, торговли, товарно-де-
нежных отношений в строительстве экономики социализма, т.е. в
условиях перехода общества от капитализма к социализму.
Советские экономисты обычно считали, что в социалистическом
обществе товарного производства, закона стоимости не будет, а
в переходный переод происходит их отмирание. После победы социализма в
СССР было распространено мнение, что социалисти-
ческое производство не является товарным, что закон стоимости
перестал действовать,а товар, стоимость, деньги, прибыль являются лишь
внешней формой, унаследованной от капитализма, не выра-
жающей реальных отношений, используемой только для учета,
калькуляции и нуждающейся в возможно быстрой ликвидации.
Коммунистическая партия пришла к выводу, что такое понимание
вопроса противоречит реальной действительности, мешает последовательному
проведению принципа материальной заинтере-
сованности работника в результатах своего труда, внедрению хо-
зяйственного расчета в работе предприятий, борьбе за укрепление
денежной системы, кредита и государственного бюджета, развер-
тыванию советской торговли. Было показано, что закон стоимости
действует и в социалистическом обществе, что товар, стоимость,
деньги, цена, заработная плата, прибыль выражают здесь совер-
шенно иные, чем при капитализме, производственные отношения
-отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, основанные на
общественной собственности на средства произ-
водства.
Таким образом, положения Ленина о рынке, товарно-денежных
отношениях, хозяйственном расчете, прибыли, высказанные им
применительно к переходному переоду, полностью сохраняют свое
значение и для социалистического общества. Признание этого явля-
ется заслугой КПСС, примером творческого подхода ее к марксист-
ско-лентнской теории.
В настоящее время некоторые наши экономисты продолжают от-
рицать товарный характер производства, действие закона стоимос-
ти при социализме, ссылаясь при этом на высказывания К. Марк-
са и Ф.Энгельса и на работы В.и. Ленина дооктябрьского периода.
Такую позицию нельзя не признать примером начетнического, дог-
матического подхода к марксизму. Сами классики научного коммунизма не раз
подчеркивали, что их учение является не дог-
мой, а руководством к действию.
При рассмотрении этого вопроса нельзя игнорировать главного:
товарного производства, закона стоимости, действующих в усло-
виях частной собственности на средства производства, об отсутст-
вии которых при социализме писали классики научного коммуниз-
ма, в социалистическом обществе не существует-они ликвидированы вместе с
частной, буржуазной собственностью на средства произ-
водства.
В социалистическом обществе имеет место товарное производство,
действует закон стоимости с иным социальным содержанием, с
иной ролью, чем при капитализме. В социалистическом обществе
закон стоимости и другие объективные законы используются планомерно, в
интересах общества и всех его членов. В отличие от
товарно-капиталистического хозяйства, где закон стиомости авто-
матически, через стихийный рынок, конкуренцию регулирует расп-
ределение труда и средств производства по разным отраслям народ-
ного хозяйства. Пропорциональность отраслей народного хозяйст-
ва достигается здесь сознательными действиями общества, его эко-
номических органов, которые опираются при этом на всю совокуп-
ность объективных законов социализма, в том числе и на закон
стоимости.
Неправильными являются поэтому некоторых экономистов, что

при социализме закон стоимости будто бы продолжает остовать-
ся регулятором народного хозяйства. Такая точка зрения равно-
значна отрицанию планомерного характера социалистической эко-
номики, толкованию плана как некоего орудия закона стоимости,
тогода как в действительности при социализме ведущая, направляю-
щая роль принадлежит именно плану. Как впервые показал Ленин,
в условиях общественной стоимости на средства производства план
и рынок не исключают один другого, существуют вместе, однако
при ведущей роли плана.
Правильное понимание вопроса о товарном характере производст-
ва, законе стоимости при социализме имеет громадное значение для
практикисоциалистического хозяйствования, для проведения хо-
зяйственной реформы. Необходимо вскрывать ошибочность обоих
толкований вопроса - как догматического отрицания товарного
производства, закона стоимости при социализме, так и расшири-
тельного толкования их, стирания глубокого различия товарного
производства, закона стоимости в условиях социализма и в усло-
виях частной собственности на средства производства. Эта вторая
ошибка в ее последовательном развитии ведет к буржуазной и пра-
вооппортунической концепции “рыночного”, “конкурентного” со-
циализма, которая решающее значение отводит стихийным законам
капиталистического рынка.
В работах утопистов социализм и коммунизм не рассматривались
как две последующие ступени, стадии развития общества. Заслуга
установления этого различия принадлежит К.Марксу. Оппортуни-
нисты 2 Интернационала передали забвению учение К.Маркса о
двух стадиях коммунистического общества. Для К.Каутского, нап-
ример, коммунизм представлялся не более как “благочестивым по-
желанием”.
Вопросу о двух стадиях В.И.Ленин всегда уделял большое внима-
ние, а в работе “Государство и революция” он осветил весьма под-
робно. Он натойчиво подчеркивал, что социализм не является ко-
нечной целью рабочего класса, что социализм неизбежно должен
постепенно перерасти в коммунизм.
В.И.Ленин развил идею К.Маркса о социализме как неизбежной
исторической ступени развития общества, о создании производст-
венных сил общества как важнейшем условии перехода от социализма к
коммунизму.Могучий расцвет науки и технике, электрификацию
страны, достижение более высокой, чем при капитализме, произво-
дительности труда В.И.Ленин считал важнейшими предпосылками
коммунизма.
Программа КПСС, принятая 22 съездом, обобщает богатейшую
практику социалистического строительствав СССР и в других со-
циалистических страна, практику коммунистического строительства
в СССР. Разработка этой Программы знаменует собой дальнейшее
творческое развитие марксистско-ленинской науки о социализме
и коммунизме, в том чесле и политической экономии социализма.
В.И.Ленин настойчиво почеркивал, что пролетарская революция
и строительство социализма в СССР подчиняются общим законо-
мерностям, неизбежным и для других стран. Вто же время они име-
ют и свои особенности, обусловленные конкретно-историческими
условиями жизни страны. Он считал ошибочным и вредным мне-
ние, что все страны придут к социализму одинаковы путем.
В дальнейшем развитии марксистско-ленинской теории социализ-
ма и коммунизма имеет большое значение теоретическая деятель-
ность Коммунистической партии Советского Союза, решения ее
съездов, Пленумов ЦК КПСС, выступления руководящих деяте-
лей партии и правительства, решения марксистско-ленинских пар-
тий других социалистических стран социалистического содружест-
ва, международные совещания коммунистических и рабочих
партий.
Весомый вклад в теорию социализма и коммунизма сделан между-
народным Совещанием коммунистических и рабочих партий, про-
ходившем в Москве в июне 1969 г. Совещание выработоло боевую
платформу совместных действий в борьбе против империализма,
единадушно высказалось за сплочение мирового коммунистичес-
кого движения на принципах марксизма-ленинизма, пролетарского
интернационализма. Оно подчеркнуло необходимость повышения
идейно-политической роли марксистско-ленинских партий, необхо-
димость бороться в соответствии с конкретной обстоновкой против
право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против
ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюриз-
ма.
Совещание заявило, что “мировая система социализма является
решающей силой в антиимпериалистической борьбе. Всякая осво-
бодительная борьба находит ничем не заменимую поддержку с ее стороны и
прежде всего со стороны Советского Союза”.
Практика строительства социализма в разных странах, образо-
вание мировой системы социализма в огромной степени обогащают
и экономическую теорию социализма и коммунизма.
В своем выступлении на Совещании коммунистических и рабочих партий глава
делигации КПСС Л.И.Брежнев говорил: “Мировой социализм вбирает в себя все
богатство и многообразие революци-
онных традиций и опыта, порождаемого творчеством трудящих-
ся разных стран. В этой связи мы хотим сказать, что наша партия
постоянно изучает этот опыт, использует все ценное, что может быть
применено в условиях Советского Союза, все то, что действительно
способствует укреплению социалистического строя, воплощает в
себя проверенные на международном опыте общие закономерности
его строительства”.
В Обращении Совещания “ О 100-летии со дня рождения В.И.Ле-
нина” отмечено, что весь опыт мирового социализма, рабочего и
национально-освободительного движения подтвердил международ-
ное значение марксистско-ленинского учения, доказал историческую правоту
ленинизма, выражающего коренные потребности совре-
менной эпохи. “Верность марксизму-ленинизму - великому интер-
национальному учению - залог дальнейших успехов коммунисти-
ческого движения”...

Учение В.И.Ленина о возможности победы социализма первона-
чально и в такой стране, которая до революции не принадлежала
к числу наиболее развитых, включает в себя и научное обоснование
вопроса о путях созданиях материально-технической базы соци-
ализма .
В.И.Ленин создал основы учения о социалистической индустри-
ализации стран. Он настойчиво подчеркивал,что без современной
крупной машинной промышленности социализм нельзя построить.
Основной современной крупной промышленности является тяже-
лая индустрия - машиностроение, энергетика, химическая промыш-
леннсть и другие отрасли, производящие средства производства.
Огромное значение Ленин придавал электрификации страны. Быст-
рейшее создание тяжелой индустрии он рассматривал как совершен-
но необходимое условие для укрепления диктатуры пролетариата
и союза рабочего класса с крестьянством, для обеспечения быстро-
го роста всей промышленности, транспорта, для технологического
и экономического преобразования сельского хозяйства, для оконча-
тельного вытеснения капитала и победы социализма, для обеспече-
ния обороноспособности страны и ее независимости.
Большим вкладом в экономическую теорию социализма является
разработка Ленина вопроса о социалистическом преобразовании
сельского хозяйства.
В.И.Ленин считал совершенно иллюзорными расчеты социалистов
- утопистов и мелкобуржуазных экономистов на то, что по средст-
вом только одной кооперации, без пролетарской революции капиталистическое
общество можно превратить в социалистичес-
кое. Он разоблачал также буржуазные теории “кооперативного со-
циализма” , расчитанные на обман трудящихся .
Основная идея знаменитого кооперативного плана построения социализма
было выдвинута Лениным еще в 1918 гаду. В годы военного коммунизма не
было условий для реализации той иск-
лючительно важной роли кооперации какую отводил ей Ленин
весной 1918 года: кооперация, как и госудалственная торговля,
превратилась в простой аппарат распределения продуктов. В 1923
году, когда Ленин вернулся к принципиальной оценке роли коопе-
рации в строительстве социализма, обстановка была иной - прово-
дилась новая экономическая политика, предовалось большое значе-
ние материальным стимулам к труду, роли рынка, торговли.
В статье “О кооперации” Ленин подчеркивает, что “именно благо-
даря нэпу “ кооперация получает у нас совершенно исключительное
значение . Новая экономическая политика означала уступку крестья-
нину как торговцу. С переходом к новой экономической политике в
лице кооперации была найдана необходимая “степень соединения частного
интереса, частного торгового интереса, проверки и контро-
ля его государства, степень подчинения его общим интересам...”.
Новая экономическая политика “приноравливается к уровню само-
го обыкновенного крестьянина... не требует от него ничего высше-
го”. Таким образом, в условиях, когда государственная власть на-
ходится в руках рабочего класса и этой государственной власти
принадлежат средства производства, кооперация является “прос-
тым, легким и доступным для крестьянина” путем к социализму.
Посредством кооперации всякий мелкий крестьянин участвует в
построении социализма.
Кооперация “сплошь да рядом совершенно совпадает с социа-
лизмом “, и простой рост кооперации тождествен росту социализма.
Ленинский кооперативный план построения социализма предпо-
лагал одновременную индустриализацию страны, без которой са-
ма политическая власть рабочего класса была бы непрочной , не
было бы материальной базы и для культурной революции.
В.И.Ленин предвидел, что полного кооперирования крестьянст-
ва нашей страны можно достигнуть в одно - два десятилетия.
Коммунистическая партия Советского Союза в решительной борь-
бе против троцкистов и правых оппортунистов отстояло ленинское учение о
путях социалистического преобразования крестьянства,
творчески равила его и обеспечило успешное проведение его в
жизнь - коллективизацию сельского хозяйства. Была доказана
несостоятельность сведения правыми оппортунистами ленинского
кооперативного плана к задаче создания только торговой и кредитной
кооперации в деревне, игнорирование ими настойчивых
указаний В.И.Ленина о неоходимости и производственного кооперирования
крестьянства. Партия исходила из указания Ленина, что товарно-
капиталистическая тенденция развития крестьянского хозяйства сохраняется и
в условиях диктатуры пролетариата, и этой тенденции противопоставила
активное и планомерное создание условий, наиболее благоприятствующих
добровольному кооперированию крестьянства.
Опираясь на опыт СССР, Ленин дал глубокий теоретический анализ экономики
и классовой структуры общества в период перехода его от капитализма к
социализму.
После Октябрьской революции крестьянство освободилось от эксплуатации со
стороны помещиков и капиталистов. И в переходный период оно делится на
кулаков, середняков и бедноту, но теперь значительная часть прежней
бедноты перешла на положение середняка. Середняк стал центральной фигурой
земледелия. Сохраняется двойственность середняка, его мелкобуржуазная
природа, промежуточное положение его в обществе и колебания между рабочим
классом и буржуазией. Умение партии разделять разграничивать крестьянина -
труженика, работника от крестьянина - собственника; спекулянта Ленин
относил к коренным условиям успешности борьбы за победу социализма.
Буржуазия перестала быть господствующим классом, но сохраняла еще большую
силу. Конкретизируя данные Марксом общее определение переходного периода,
Ленин охарактеризовал его как период “борьбы между умирающим капитализмом и
рождающимся коммунизмом...” . Он настойчиво подчеркивал что классовая
борьба при диктатуре пролетариата не исчезает, а принимает другие формы.
Ленинская модель экономики и классовой структуры общества переходного
периода служила КПСС , служит марксистско-ленинским партиям других стран
теоретической опорой для определения задач строительства социализма,
политики партии на разных этапах этого строительства.
В.И.Ленин говорил о неизбежности победы социализма в других странах, об
образовании в будущем мировой системы социализма, подчеркивал необходимость
братского сотрудничества и взаимной помощи социалистических стран,
объединения их сил для защиты социализма от происков империализма, для
ускорения строительства социализма и коммунизма.







Реферат на тему: Социальная адоптация бывших заключенных

|Уральский Государственный Университете им. Горького |
|политологии и социологии |
|III курс, 304 группа |
| | | |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: Социальная работа. |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Старшинова А. В. |
| |ТЕМА: Преступность среди несовершеннолетних. |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Петрова А.Е. |
| | |
| |
|Екатеринбург |
|2001г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3
Глава 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы. 4
1.1. Сосотяние, структура, динамика преступности несовершеннолетних 4
1.2. Основные фактора риска, влияющие на подростковую преступность. 7
Глава 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. 10
2.1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности. 10
2.2. Зарубежный опыт по предупрежднию несовершеннолетней преступности. 12
Заключение 17
Список использованных источников: 18



Введение


В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе,
особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением.
Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие
четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на
детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы.
Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей,
находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних:
состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска,
влияющих на подростковую преступность, а так же мерам проводимые по
профилактике правонарушений.
Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетнии. Это подростки
в возрасте от 14 до 18 лет.
Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как
проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях
не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На
подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в
семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых
преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-
воспитательной работы и в организации досуга. За последние три года
значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С
точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как
пьянство, наркомания и уличных преступлений. Растет число агрессивно
настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие
негативные преобразования молодежного сознания с преобладанием корыстной
ориентации и т.п. Поэтому необходимо регулирование поведения подростков.
Для того чтобы избежать увеличение преступности среди
несовершеннолетних проводится ряд мер по профилактике преступлений. К ним
относятся пять группы мер, направленных на то, чтобы оздоровить среду и
оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях
жизни и воспитания; предупредить и предотвратить переход
несовершеннолетнего на преступный путь и создать условия для исправления
этих лиц.
Всем этим разнообразным и сложным проблемам посвящена предлагаемая
работа. Дана подробная и глубокая картина преступности несовершеннолетних,
анализируется данное явление, причины преступлений и меры их
предотвращения.

Глава 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы.



1.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних


Нестабильность нынешней социально-политической жизни России порождает
увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Проблема детской преступности стоит необычайно остро. Ломка
общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой
системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях,
накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Особенно
остро стоит эта проблема в крупных мегаполисах, крупнейшим из которых,
несомненно, является Москва.
Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными границами
(от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции
развития указанной преступности, имеет место и в среде младших подростков
(10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно
учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением.
Анализ структуры и динамики преступности несовершеннолетних в Москве
свидетельствует о развитии негативных тенденций в подростковой среде.[1]
За десять лет (1985—1995 гг.) число преступлений, совершенных
несовершеннолетними возросло с 2273 до 4649, или в 2,1 раза, а количество
подростков, совершивших преступления увеличилось на 92,6% (с 2888 до 5563).
Характерной особенностью прошедшего десятилетия является изменение
структуры подростковой преступности в сторону увеличения насильственных и
насильственно—корыстных преступлений. Данный факт наглядно подтверждается
статистическими данными.

| |1985 |1990 |1995 |
|Убийства |9 |11 |48 |
|Тяжкие телесные повреждения |13 |17 |56 |
|Разбои |86 |190 |368 |
|Грабежи |280 |638 |697 |
|Всего несовершеннолетних |2888 |4626 |5563 |
|привлечено к уголовной | | | |
|ответственности | | | |

Стремительно нарастает число разбоев и грабежей, совершенных
подростками (1985 г. — 366, 1990 — 828, 1995 — 1065). Следует отметить, что
более значительно нарастает количество разбойных нападений, совершенных
несовершеннолетними с применением холодного и огнестрельного оружия. Так, в
1985 году их было 86, в 1990 — 190, а в 1995 году — 368.
В 1995 году наметилась стойкая тенденция к увеличению количества
подростков, вовлеченных в совершение преступлений, связанных с оборотом
наркотиков (с 120 до 168 рост на 40%), и совершивших преступления в
состоянии наркотического возбуждения (с 40 до 58).
Наибольшую тревогу вызывает состояние преступности среди учащихся
учебных заведений г. Москвы. За 1995 год с 1447 до 1810 (+25,1%) возросло
количество учащихся города, совершивших преступления. Из них учащиеся:
- школ — с 700 до 955 (+36,4%);
- ПТУ — с 425 до 420 (-0,1%);
- техникумов и других учебных заведений — с 87 до 114 (+31%).
В арсенале школьников такие тяжкие преступления, как убийства,
телесные повреждения, изнасилования, похищение человека, преступления,
связанные с применением оружия. Некоторые преступления, совершенные
школьниками, поражают своей жестокостью и цинизмом.
Обращает на себя внимание увеличение в общем количестве
несовершеннолетних преступников доли неработающих и не учащихся подростков.

|Год |Не работали и не учились |
| |На момент |на момент совершения|из числа состоящих на |
| |административного |преступления |учете ОВД |
| |правонарушения | | |
| |абс. |уд. вес |абс. |уд. вес |абс. |уд. вес |
|1985|4526 |15,3% |374 |12,9% |612 |5,8% |
| | | | | | | |
|1990|11588 |33,1% |966 |20,1% |1476 |14,4% |
| | | | | | | |
|1995|32604 |72,5% |2711 |48,7% |3533 |29,7% |
| | | | | | | |

Нарастает криминальная активность несовершеннолетних в возрасте 14-15
лет (совершили преступления — в 85 г. — 891; 90 г. — 1212; 95 г. — 1648). В
1995 году 9 подростков этого возраста совершили убийства, 11 — тяжкие
телесные повреждения, 66 — разбои; 228 — грабежи, 124 — квартирные кражи,
123 — угоны автомашин и 164 — хулиганство.
Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14
лет. Наметившаяся тенденция к омоложению подростковой преступности привела
к увеличению количества общественно—опасных деяний, совершенных подростками
в возрасте до 14 лет. В прошлом году 2564 учащихся совершили
общественно—опасные деяния. На учете милиции состоит 3373 таких подростков.
Эти подростки, как правило, педагогически запущенные, характеризующиеся
стойкой асоциальной направленностью, нуждаются в особых условиях
воспитания. Однако в Москве отсутствуют специальные учебные заведения для
перевоспитания и исправления таких подростков. После совершения
преступлений эти ребята, оставаясь в тех же условиях, сформировавших их
правонарушающее поведение, чувствуя свою безнаказанность, группируют вокруг
себя несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Нередко другие
дети становятся объектами их преступных посягательств.
Все больше девочек вовлекается в преступную деятельность. За истекшее
пятилетие темпы роста их числа среди несовершеннолетних, участников
преступлений, составили 42,8%.
Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать
ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные исследования
наглядно показывают, что подростковая преступность в России в настоящее
время активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы
как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-
образовательном аспектах. Можно с уверенностью сказать, что постоянный рост
безработицы среди молодежи будет способствовать и уже способствует
формированию групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию. В
структуре подростковой преступности можно ожидать дальнейшего роста
преступлений, отягощенных особой жестокостью, дерзостью и цинизмом. Это во
многом будет зависеть от общей социальной ситуации в стране, т.к. в
настоящее время возрастает дефицит духовности, распространение моделей
аморального поведения, связанных с развитием бизнеса развлечения, печатной,
кино - и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, культ насилия и
жестокости, которая в свою очередь, способствует процветанию проституции и
аморального образа жизни.


1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность.


Причины и условия преступности несовершеннолетних - это те же социально
негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступление
в целом.
Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более
ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев
определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются
социально- ролевыми и социально- психологическими свойствами лиц до 18-
летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация «служебной
корысти», т.е. стремления паразитические извлекать материальные выгоды,
злоупотребляя служебным положением. Нет у них мотивации профессиональной
небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность.
Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность
формирования семейно- бытовой агрессивности, столь распространенной в
преступлениях взрослых.
Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищество»,
«престижно- потребительских» интересов, «запретного плода», враждебности к
«чужим» и т.п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.
При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности
включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не
автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не
учитывается в воспитании и контроле за возникновением безнадзорности,
конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что
значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А это при
определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских
действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние
искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения- «детской
мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений
несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее
это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной
деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступления,
как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и
квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным,
лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически потребительская
мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать
свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для
приобретения спиртных напитков и т.п. Она служит причиной более половины
всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и
грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи
государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с
полей), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.
Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними
чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или
мотивации, которые возникают в пьяных компаниях.
В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в
определенной ситуации совершить преступления, решающую роль играют
следующие криминогенные обстоятельства:
1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ В СЕМЬЕ.
Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве
случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на
преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно
каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40%
случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие
прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны
родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем,
грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий
легальным доходам, и т.п.)
Выборочные исследования показывают, что образовательный уровень
родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного
уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких семьях
во многом обуславливает неправильное поведение самих родителей или
неправильное воспитание ими своих детей.
2. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ – бытовом, учебном,
производственном и так далее со стороны сверстников или взрослых. Они
оказываются особенно значимыми в связи со стремлением несовершеннолетних
включится в группу для совместного время провождения. Дорожа пребыванием в
такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими по
внешнему виду и поведению.
Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, хулиганов т.п.,
отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение
подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное
представление о "допустимости" и безнаказанности преступных действий
определенного вида; действий, свидетельствующих о разрыве между словами и
поступками воспитателей.
3. ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ПРЕСТУПНИКОВ, которое, по
данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно
нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, другие формы "до
преступного" антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явится и
самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы
дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.
4. ДЛИТЕЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ у несовершеннолетних,
оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных
взглядов и привычек.
5. ФОРМИРОВАНИЮ КРИМИНОГЕННОЙ МОТИВАЦИИ и ее проявлению в преступности
несовершеннолетних существенно способствует :
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ со стороны семьи за
поведением, связями, время провождением несовершеннолетних. Безнадзорность
может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои
обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной
невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ БУДУЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, содействующая
созданию ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора
еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые
"накладываются" в таких случаях на ситуацию. Например, выборочные
исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности,
совершаемых несовершеннолетними, в 20-50% случаев негативное поведение
потерпевшего предшествовало преступлению. Это- неразборчивость в
знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев,
подвалов, развязное поведение, агрессивность и т.п.
НЕДОСТАТКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ общеобразовательных школ и
профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ
от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется
должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности
учащихся, учащиеся не получают должной "закалки" против антиобщественных
влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной
самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного
коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних
преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу,
второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же
последствиям, что и безнадзорность в семье : ослабляются и разрываются
социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний.
Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет
запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает
самооценку.
НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ВОСПИТАНИЯ в трудовых
коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до
18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о
недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим
несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда,
отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и
в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с
учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним
ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится
доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению
в свободное время, контакту с источниками, отрицательных влияний.
НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, например слабое развитие сети клубов,
кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в
них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и
воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени связано с
упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда
вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг
несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного
учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры,
интересов.


Глава 2. Профилактика несовершеннолетней преступности.



2.1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности.


Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут
быть разделены на пять групп.[2] При этом первые две направлены на
профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.
Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий
семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной
деформации личности подростка и становлению его на путь совершения
антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на
родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто
воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).



Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений
несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному
здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы,
ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в
дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального
педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с
выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого
неблагополучия.
Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся
в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать
поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на
преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое
хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе,
неподчинение родителям и т.д.
Главное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда
сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться
в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство,
совершение правонарушений и т.д.
Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех
всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того,
само существование трех последних этапов – это порождение брака в
деятельности на первых двух этапах.
Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших
преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение
соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто
не осужден к лишению свободы.
Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с
этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по
следующим причинам:
- привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех
случаях означает его наказание в виде лишения свободы и
осуществление в отношении него воспитательно-карательного
воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;
- не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к
уголовной ответсвенности;
- воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта
преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе
всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.
Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к
подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях
предотвращения рецидива с их стороны.
Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни,
включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих
наказание в местах лишения свободы.
Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь
на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема
этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол
героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое
отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность.
Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших
наказание на других лиц.
Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в
зависимости от содержания, характера делятся на:
- Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного
сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из
форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее
количество организаций и учреждений) регламентированы законом и
иными нормативными актами.
Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных
контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи
ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе,
искусству, спорту и т.д.
- Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные,
дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно,
регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными
органами. Однако и общественные организации участвуют в их
реализации.
- Организационные — специальные меры по улучшению выявления и учета
неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков,
оказавшихся в трудных условиях и т. д., планирование работы с ними,
контроль, координацию действий различных организаций (в отношении
несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше
значительного числа •субъектов предупредительной работы).
- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных
ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных
конфликтов или конфликтов в учебных или производственных
коллективах.



2.2. Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности.


В Европе в целом и в Голландии в частности наметился так называемый
универсальный подход к решению социальных проблем, подменяющий опору в
социальной работе на три классических метода (индивидуальный — работа с
отдельным клиентом в специализированном агентстве; групповой — с отдельными
категориями социально незащищенных граждан; и собственно общинный).
Работа с подростками, и прежде всего с "трудными", составляет в
Голландии обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она
осуществляется в общине, т.е. по месту жительства и учебы детей.
Предупреждение преступности несовершеннолетних ориентировано на
повседневность. Эта ориентация имеет целью помочь подросткам самим понять,
познать все трудности и противоречия жизни с которыми они должны уметь
справляться. Основным принципом поэтому провозглашается максимальная
конкретность такой "повседневной" реабилитационной деятельности,
направленная на то, чтобы подросток мог вырваться из уз неблагополучия,
осознав ограниченность и нелепость дурного поведения.
Все это придает особую значимость воспитательным, а не исправительным
методам воздействия, созданию соответствующих возможностей непосредственно
в среде обитания, способных служить своеобразным заслоном от всякого рода
дефектов в развитии личности и отклонений в поведении, провоцируемых на
опасных возрастных этапах. Следовательно, согласно этим взглядам, любые
осложнения должны выявляться и устраняться не только вовремя, но и с
опережением. И обязательно — в соответствии с возрастом и ведущим типом
социальной деятельности несовершеннолетних, будь то учение, общение,
самоопределение.
И все же работа с «трудными» подростками в общине неизбежно
прерывается периодами тяжелых кризисов и осложнений, вызываемых прогулами,
кражами, напряженными отношениями с окружающими, недостойным поведением
дома, в школе, по месту жительства.
Критические периоды могут различаться по продолжительности, остроте,
масштабам, начиная от временного разрыва с родителями, школой и кончая
преступлениями подростка. Но и в этом случае основным элементом
предупреждения преступности остается ее ориентация на повседневность и,
следовательно, содержание подростка, насколько это возможно, в условиях
общины, дома, семьи.
Такой подход выявляет необходимость перехода от попечительства,
осуществляемого соответствующими учреждениями, к альтернативной заботе,
базирующейся опять-таки на возможностях общины. Это и определяет
особенности организации и содержания предупреждения преступности, исходящей
из требования видеть несовершеннолетнего в обстановке повседневной жизни, в
системе его привычных социальных отношений, в контексте референтных групп.
Составными частями усиленной заботы о «трудных» подростках, по мнению
голландских специалистов по социальной реабилитации, являются следующие.[3]
Отвлечение как возможность создания и развития опорных
профилактических служб для удовлетворения нужд большинства «трудных»
подростков с тем, чтобы удержать их от опеки официальных, а главное,
правоохранительных органов.
Отвлечение от правонарушений предполагает разработку методов по
привлечению внимания действующих в общине социальных ведомств и служб,
например, к местам сборов подростков по вечерам, днем, в свободное время,
скоплений и тусовок.
Важнейшим элементом отвлечения становится профилактическая
деятельность, выражающаяся в создании кафе для молодежи, клубов по
интересам, предоставлении небольших помещений в жилых кварталах,
позволяющих развлекаться, что-то мастерить, ремонтировать. В жилых домах
тех кварталов города, где отсутствуют комфортабельные условия для
проведения досуга подростков, устраивают своеобразные "этажи отдыха" —
оборудованные подвалы или, наоборот, мансарды, где есть все необходимое для
простых спортивных занятий, нехитрые музыкальные установки, видеотехника.
Когда в домах таких возможностей нет, "этажи" создают в школах.
При этом успех сопутствует тем, кто считает, что приучать трудных к
культуре поведения необходимо через создание для них условий и практики
доверия, без опасения, что они что-то сломают, не то скажут, не то возьмут.
Опыт положительного поведения формируется не через увещевания взрослых: он
должен быть практически усвоен.
Такого рода "уличная" работа обеспечивает доступ к возможностям
общины, позволяет избегать ненужных контактов с правоохранительными
органами.
Значение работы по отвлечению заключается и в установлении контактов с
друзьями подростка — важнейшим окружением, в котором проходит большая часть
его жизни и которое, безусловно, влияет на него самым непосредственным
образом.
По мнению голландских социальных работников, именно ситуация
отвлечения становится тем краеугольным камнем, благодаря которому большие
группы безнадзорных подростков вместо того, чтобы скандализировать и
эпатировать среду, как бы успокаиваются и даже "сужаются" в размерах,
переходя в разряд обыкновенных.
Однако подобная констатация оказывается невозможной без самой
серьезной диагностики. Недаром в процессе установления с подростками
благоприятных отношений ей уделяется много времени и внимания. Без
выявления и диагностирования проблем подростка, заключенных в нем самом и
за пределами его личности, просто немыслимы структурализация и
преобразование поведенческих и личностных моделей и реабилитационная работа
в целом.
Диагностика - длительный процесс, который не позволяет действовать
приблизительно, навешивая ярлыки и лишь фиксируя динамику развития.
Специалист по реабилитации вооружен методами групповой и индивидуальной
диагностики. Он постоянно включен в процессы социализации подростков, но
при этом, в силу специфики неформального общения со своими подопечными,
остается как бы в тени. Свои наблюдения он систематически представляет в
форме самоотчетов о состоянии групп, с которыми имеет дело; составляет их
характеристику, социальный диагноз, включающий в себя анализ структуры,
позиций членов группы, типа властных отношений в ней, оценки группового
взаимодействия, уровня "социальности" и т.д. Особое внимание в отчетах
уделяется анализу конфликтных ситуаций в группе, характеру и способу их
урегулирования, что позволяет судить о динамике групповой жизни,
эффективности или непригодности методов и, в конечном счете, служит основой
отмены или принятия соответствующего решения.
Важнейшей стороной формирования разных подходов к «трудным» является
также распознавание и оценка тех нужд, которые можно удовлетворить на
уровне общины. Поэтому не менее значимым условием диагностики выступает
оценка социальной среды, которая помогает:
— более ясно и реалистично понимать подростка, его семью, окружение;
— оказывать поддержку и содействие всем вовлеченным в процесс
профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворение
их нужд и потребностей;
— избегать использования учреждений по реабилитации, в том числе
приютов.
— приближаться к проблемам, которые благодаря этому будут поняты,
обеспечивая запланированный профилактический подход.
Общественная помощь и наставничество используются как результат
диагностики для разрешения наиболее серьезных, особенно тяжелых для
подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничества
используются специальные процедуры:
. объединение общественных и добровольных средств и возможностей с
тем, чтобы подросток не попал в руки официальных органов;
. создание системы совместной диагностики и оценки личности; обобщение
ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями,
участковыми, помощниками, общественниками; выработка соответствующих
мер;
— определение оптимального соотношения между групповой и
индивидуальной работой с подростком.
Считается, что для категории «трудных» подростков наиболее эффективны
групповые формы наставничества. Главное в групповой работе с подростками
определяют нужды группы и ее членов. Это и оценка этих нужд, и учет
общественно полезных умений и навыков, и необходимость консультирования по
разным жизненным вопросам, психотерапевтическая работа, посещение школ,
изучение семьи и т.д. Кроме того групповое наставничество создает
обстановку, благодаря которой можно поделиться своими затруднениями с себе
подобными, с наставниками, познать опыт других. Оно рождает чувство
сопричастности и повышает возможность увидеть себя в ином свете.
Что касается посреднических служб, то это поддержка подросткам, особо
чувствительных к конфликтам в семье, школе, на улице. Осуществляется силами
различных целевых групп, бригад содействия в условиях усиленной групповой
деятельности на базе функционирующих на местах подростковых центров самой
разной ориентации.
Отличительной чертой усиленной посреднической деятельности является
внимание именно к небольшим группам подростков (6 — 10 человек). Благодаря
этому каждый член группы может рассчитывать на близкие контакты с
работниками службы в течение трех-четырех вечеров еженедельно.
Кроме таких форм работы, как посещения на дому, связь со школой и
семьей, обычной практикой являются своеобразные компенсаторные услуги.
Помимо отвлечения внимания в виде наставничества, данный вид помощи
обеспечивает подростку возможность овладеть разными видами деятельности в
самой непринужденной обстановке — учебой, профессионально ориентированным
досугом, заботой о ближнем и т.д.
Помимо совместного проведения выходных, туристических поездок,
индивидуальных собеседований, широко используется дневное попечительство с
элементами обучения. Этот вид услуг предусматривает особые методы оказания
помощи в периоды кратковременных кризисов подростков, испытывающих
различные учебные трудности. Как правило, подростки, посещающие базовый
пункт днем, проживают в своих семьях, но по самым разным причинам исключены
или ушли из школы. Главной целью при этом становится их возвращение в
учебное заведение. Дневное попечительство рассматривается не как
альтернативное, а всего лишь как необходимая передышка, позволяющая
принимать решительные меры образовательного, социального и эмоционального
характера в рамках программы помощи.
И, наконец, еще одним важным элементом общей стратегии заботы о
«трудных» является обеспечение подобающего места жительства, способного
заменить семью.
Сегодня в Голландии никто уже не дискутирует по поводу закрытых
воспитательных учреждений интернатного и тем более исправительного
характера. Их настойчивая критика выявила однозначно негативную
направленность "тотального воспитания", при котором, во-первых, ограничены
возможности полноценной жизни и развития детей, а во-вторых, в результате
полного разрыва отношений детей с окружающим миром неизбежно возникают
новые необратимые проблемы. Существование таких заведений приводит к
игнорированию альтернативных с точки зрения открытости и превентивности
форм помощи.
Каждый городской округ имеет: пристанище на несколько ночей для тех,
кто испытывает временные неприятности; приюты для проходящих специальную
диагностику перед определением в реабилитационное учреждение типа детского
дома или интерната с повышенной заботой; убежище для краткосрочной
"передышки" от семейного кризиса; пансионаты с длительным проживанием,
связанным с реализацией программы подготовки к самостоятельной жизни,
независимой от родителей.
Относительно новой формой временного содержания подростков вне семьи
стали в Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники
или общинный совет заботы из жителей данной территории. Это могут быть
незнакомые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители,
которые, в случае согласия, получают за содержание ребенка соответствующую
плату. Если и здесь подросток будет ощущать дискомфорт, социальный помощник
займется поиском более подходящих условий жизни в новой семье.
Дома заместительства семьи получили в Голландии широкое
распространение. Постоянно открываются новые дома под эгидой как
государственной опеки, так и на частных и общественных началах.
Учредителями последних становятся церкви, фонды, партии, движения, частные
лица. При этом никто не имеет права определить туда подростка в
принудительном порядке.
При всем многообразии форм помощи местные отделы заглядывают еще
дальше. Если все перечисленные формы помощи в каком-то конкретном случае
никак не зарекомендовали себя, следует обращение в общегородские инстанции,
предлагающие средства помощи более широкого масштаба - заботу специалистов
"социальных клиник" участие в работе групп самопомощи и пр. Городские
центры направляют свои усилия на такую организацию помощи, которая
согласуется с полицией, прокуратурой, детскими судами, как заслуживающая
внимания и доверия альтернатива содержанию под стражей под предлогом
неуправляемости. Вся эта работа проводится для того, чтобы ни один
несовершеннолетний не был приговорен к уголовному наказанию.


Заключение


Видимо, нет необходимости дополнительно говорить о сложившейся ситуации
с преступностью среди несовершеннолетних, чтобы сделать следующие выводы о
причинах и условиях ее роста.
В настоящее время обостряются общественные противоречия, что сразу же
сказывается на преступность несовершеннолетних. На свет выходят конфликты
во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных
институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало
интересуется, не может не вызывать протеста. Застарелая педагогика,
реализуемая в школе и дома, направлена на подавление индивидуальности.
Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать
ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные исследования
наглядно показывают, что подростковая преступность в России активно
прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в
социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-
образовательном аспектах.
Однако причины преступлений, действующие вроде бы на всех
несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только
некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в
одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает
преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины
противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностных
ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.
Бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее окружение- семья.
Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет поведение
подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток
демонстрирует все то, чему он у них научился.
Важнейшей сферой приложения сил и понимания собственной значимости для
несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь подросток сталкивается с
наибольшими жизненными трудностями, от преодоления которых зависит его
внутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для
собственной полноценности. Социальная н

Новинки рефератов ::

Реферат: Природа политической власти (Политология)


Реферат: Естествознание эпохи средневековья (Естествознание)


Реферат: Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка) (Философия)


Реферат: Как воспринимали Маршала Жукова во времена Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, перестройки и в наше время (Исторические личности)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Театр марионеток (Искусство и культура)


Реферат: Palestinian liberation organization (Международные отношения)


Реферат: Рудакi (Искусство и культура)


Реферат: Византийская культура (Культурология)


Реферат: Вода (Химия)


Реферат: Становление и сущность психоаналитики (Психология)


Реферат: Пограничные конфликты озера Хасан (История)


Реферат: Исполнительная власть: ее место и функции в системе разделения властей (Государство и право)


Реферат: Церковнославянская письменность (Искусство и культура)


Реферат: Право граждан на отпуск и гарантии его реализации (Трудовое право)


Реферат: Грошова система України (Деньги и кредит)


Реферат: Роль воображения в игровой деятельности дошкольников (Педагогика)


Реферат: Культурное общение в клубных объединениях (Психология)


Реферат: Экспериментальный метод в психологии (Психология)


Реферат: Методы психогенетики (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист