GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Закаливание (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Закаливание (Спорт)



ЧТО ТАКОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ?
Известный русский физиолог академик И.Р.Тарханов автор вышедшей в 1899
году книги «О закаливании человеческого организма»,определяя сущность
закаливания писал: «К слову закаливание или закал в приложении к организму
русская речь прибегает по анологии с явлением,набдюдемом на железе,стали
при их закаливании,придающем им большую твёрд-ость или стойкость.»
Эта мысль была поддержана и известным русским педиатром,активным
сторонником закаливания Г.Н. Сперанским,который считал,что понятие закалива-
ния в медицинскую науку пришло из техники,где под ним подразумевается
превращение относительно мя-гкого металла в более твёрдый,упругий и
прочный. Так и по отношению к человеку,делает вывод учё- ный,под
закаливанием подразумевается повышение сопротивляемости организма всем тем
вредным влияниям,которым он подвергается.В определении, приводимом В.Далем
в «Толковом словаре живого великорусского языка»,даётся следующая трактовка
закаливания применительно к человеку.В.Даль счи-тал,что закаливать человека-
это значит «приучать его ко всем лишениям,нуждам,непогоде,воспитывать в
суровости».И последнее определение закаливания, так
сказать,современное,взятое нами из III издания Большой медицинской
энциклопедии: «Закаливание организма-система процедур,способствующая повы-
шению сопротивляемости организма неблагоприят-ным воздействиям внешней
среды,выработке услов-норефлекторных реакций терморегуляции с целью её
совершенствования».
Любое же совершенствование,в том числе и совер-шенствование в
мобилизации защитных сил организ-ма при действии на него неблагоприятных
условий, достигается только путём длительной и системати-ческой
тренировки.Закаливание есть своеобразная разновидность физической
культуры,важнейшее зве-но в системе физического воспитания.Поэтому нель-зя
не согласиться с трактовкой советского учёного В.В.Гориневского,который
рассматривал закалива-ние как воспитание организма способности быстро и
правильно приспосабливаться к меняющимся внеш-ним условиям.Любое же
совершенствование это дли-тельная тренировка.Следовательно,закаливание-это
своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к
своевременной мобилизации.
Ещё более определённо эту мысль выразил совет-ский физиолог
А.А.Парфёнов,который рассматривает закаливание человека как чистый случай
тренировки, направленной к совершенствованию способности организма
выполнять работу,связанную с повышени-ем стойкости его тканей по отношению
к действию вредных влияний,при которых бы естественные фа-кторы внешней
среды не вызывали в нём каких-либо нежелательных последствий.Или,как
считают йоги, закаливание приводит к естественному слиянию ор-ганизма с
природой.
Для закаливания используют естественные факто-ры природы-
воздух,воду,солнце.Воздействие этих факторов не только необходимо для
жизни.Они спо-бствуют видоизменять материальную организацию жизненных
отправлений организма,а при определён-ных условиях могут вызвать нарушение
различных функций,стать источником заболеваний.
Несмотря на неспецифический характер закалива-ния,возникающая на
действие того или иного раздра-жителя быстрая целесообразная ответная
реакция но-сит специфический характер.При этом функциональ-ные изменения
приспособительного характера возни-кают только на раздражитель,который
неоднократно дейсвовал на организм в качестве закаливающего фа-ктора.
Так,повторные воздействия холода вызывают фу-нкциональные
сдвиги,проявляющиеся лишь при ох-лаждении организма,и не меняют его
реакции на дей-ствие тепла.И наоборот,повышение устойчивости ор-ганизма к
перегреванию не обеспечивает его от холо-дового воздействия.Это говорит о
том,что нет обще-го закаливания:закаливание к теплу не обеспечивает
закаливание к холоду.Правда,при действии различ-ных температурных
раздражителей могут возникнуть сходные ответные реакции организма.
Однако,приспособление связано не с отдельно воз-никающими реакциями на
тот или иной раздражи-тель,а предусматривает комплексные перестройки во
всех функциональных системах организма,проявляю-щиеся в должной степени
только в ответ на тот разд-ражитель,который ранее неоднократно действовал.
Повышение устойчивости возможно не только к одному,но и к нескольким
факторам внешней среды. Но это может произойти лишь в том случае,отмечал
советский физиолог М.Е.Маршак,если организм под-вергается систематически
повторному действию име-нно данной комбинации раздражителей.
Применение закаливающих процедур направлено на совершенствование
защитных приспосбительных реакций,способных преодолеть неблагоприятные фа-
кторы внешней и внутренней среды на организм,с тем чтобы он мог быстро
мобилизовать свои защит-ные резервы и тем самым противостоять опасным для
здорвья влияниям. «Занятие физическими упражнениями и закаливание-факторы
повышения иммунитета,-писал известный советский патофизио-лог
И.В.Давыдовский,-которым в последние годы припысывают важную роль в
предупреждении пре-ждевременного старения,атеросклероза и даже рако-вых
заболеваний».Закаливание не лечит,а предупре-ждает болезнь,и в этом его
важнейшая профилакти-ческая роль.Закалённый человек легко переносит не
только жару и холод,но и резкие перемены внешней температуры,которые
способны ослабить защитные силы организма.Он менее восприимчив к различного
рода заболеваниям: гриппу,катару верхних дыхатель-ных путей,пневмониям.
Главное же заключается в том,что закаливание приемлемо для любого
человека,то есть им могут за-ниматься люди буквально всех возрастов
независимо от степени физического развития.
Закаливание повышает работоспособность и выно-сливость организма.Оно
заключает в себе психотре-нировку и культуру волевых усилий,помогающих
устоять в серьёзных испытаниях.Нельзя забывать ёще об одном важном значении
закаливания:в про-цессе выработки устойчивости организма к воздей-ствию
факторов внешней среды формируются такие черты характера,как
настойчивость,целеустремлён-ность,воля к достижению поставленной цели.
Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы,делают
человека более сдер-жанным,уравновешенным,они придают бодрость, улучшают
настроение.Таким образом,закаливание можно рассматривать и как обширную
систему мер воспитательного и гигиенического характера,напра-вленных на
повышение устойчивости человека пере-носить без вреда для здоровья и
работоспособности пребывание в неблагоприятных метеорологических условиях,а
также мер по расширению его физиологи-ческих резервов.
Нельзя не сказать и о том важном значении,кото-рое придаётся в
настоящее время закаливанию как фактору,обеспечивающему ускорение процесса
ада-птации человека к новым климатогеографическим условиям различных зон
нашей страны,в частности к климатическим условиям Крайнего Севера и Сибири.
Так , по данным врача Г.С.Белобородова,системати-ческие занятия в секции
зимнего плавания в Магада-не в течение пяти лет и более,помимо общего
закали-вающего эффекта,выразившегося в снижении заболе-ваемости,ускоряют
процессы адаптации человека к условиям Крайнего Севера,формируя в организме
приезжего человека приспособительные реакции,ко-торые по форме и
направленности приближаются к таковым у коренного населения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ

Итак,закаливание-это система специальной трени-ровки терморегуляторных
процессов организма, включающая в себя процедуры,действие которых на-
правлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или
перегреванию.При действии этих факторов внешней среды в организме возникает
сложный физиологический комплекс ответных реак-ций,в котором участвуют не
отдельные органы,а оп-ределённым образом организованные и соподчинён-ные
между собой функциональные системы,направ-ленные на поддержание температуры
тела на постоя-нном уровне.
При самом незначительном температуры окружаю-щей среды в мозг поступают
миллионы импульсов в секунду.Он начинает работать на более высоком уро-вне
общего тонуса,становятся активнее его центры и включается «в работу» весь
организм.
Информация,поступающая от рецептеров,обраба-тывается в центральной
нервной системе и отсюда направляется к использованным органам-мышцам,
кровеносным сосудам,сердцу,лёгким,почкам,пото-вым железам,в которых
возникают различные функ-циональные сдвиги,обеспечивая приспособление
организма к данным условиям внешней среды.
Любая функциональная система нашего организма, в том числе и
функциональная система терморегуля-ции,в высшей степени пластична и
обладает значите-льным запасом прочности,утверждал П.К.Анохин.Ес-ли человек
сознательно приучает свой организм к де-йствию на него широкого диапозона
по силе и интен-сивности факторов внешней среды,то это гарантиру-ет его от
их вредного влияния и от внезапной насту-пающей при этом перестройки его
регулирующих механизмов,что также может повлечь за собой неже-лательные
последствия.
Во всех людях природой заложены одни и те же механизмы терморегуляции,но
далеко не у всех они действуют одинаково эффективно и рационально.
Индивидуальные реакции на холод или тепло созда-ём мы сами.И очень часто
мы,к сожалению,упускаем из виду тот очевидный факт,что и защитные силы ор-
ганизма,и его адаптационные возможности точно так же,как и тренировка мышц
или улучшение памяти, поддаются и воспитанию и тренировке.
Здоровый человек отличается наличием в его орга-низме температурного
баланса,который заключается в том что при любых внешних воздействиях
темпера-тура тела остаётся на постоянном уровне или меняет-ся очень
незначительно.Это достигается сбалансиро-ванным изменением в интенсивности
процессов теп-лоотдачи и теплопродукции.Воздействие же экстри-мальных
факторов(в данном случае экстремальных температур) вызывает в организме
эмоциональный температурный стресс.
Закаливание помогает организму миновать подоб-ный эмоциональный
стресс,переводя организм в сос-тояние уравновешенности.Именно тренировка и
только тренировка с использованием любых методов закаливания совершенствуют
работу аппарата термо-регуляции и расширяет возможности приспособле-ния
организма к изменившимся температурным условиям.
У незакалённого организма даже непродолжитель-ное охлаждение нарушает
процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над
процессами теплопродукции,а это сопровождается прогрессивным понижением
температуры тела.В таком случае активизируется жизнедеятельность так
называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие,возникает
заболевание.
Закалённый человек отличается тем,что даже дли-тельное действие холода
не нарушает его темпера-турного гомеостаза(постоянства температуры тела).У
такого организма при охлаждении уменьшаются про-цессы отдачи тепла во
внешнюю среду,и наоборот, возникают механизмы,способствующие его выработ-
ке,повышается обмен веществ,что обеспечивает нор-мальное протекание
физиологических и биохимичес-ких процессов в организме.
Физиологическая сущность закаливания заключа-ется,таким образом,в
совершенствовании терморегу-лирующих механизмов.При этом достигается высо-
кая слаженность процессов теплопродукции и тепло-отдачи,обеспечивающих
адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания.
Закаливание-это прежде всего умелое использова-ние в принципе
совершенных,созданных тысячелет-ней эволюцией физиологических механизмов
защиты и адаптации организма.Оно позволяет использовать скрытые возможности
организма,мобилизовать в ну-жный момент защитные силы и тем самым устранить
опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.
В широком смысле слова это сознательная регуля-ция и перестройка
терморегуляторной сиситемы организма,направленная на повышение потенциаль-
ных возможностей человека противостоять действию неблагоприятных факторов
внешней среды путём более быстрого и эффективного включения всех
звеньев,входящих в функциональную систему термо-регуляции.В процессе
закаливания совершенствуется координационная связь между отдельными функци-
ональными системами организма,благодаря чему достигается наиболее
совершенное его приспособле-ние к меняющимся условиям внешней среды.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ЗАКАЛИВАНИЯ Закаливание,укрепление здоровья
человека,соверше-нствуют не только его компенсаторные способности, но и
физическую и умственную работоспособность. Не случайно многие крупнейшие
учёные,деятели на-уки и искусства,писатели,художники регулярно и ак-тивно
занимались закаливанием организма.
Закаливание можно начинать в любое время года. Однако необходимо
помнить,что использование закаливающих процедур с целью укрепления здоро-
вья только в том случае будет благотворно влиять на организм,если
естественные факторы природы испо-льзуются правильно,если соблюдаются
основные принципы закаливания,установленные многолетней практикой и
подкреплённые научными исследовани-ями.
Приступая к закаливанию,следует придерживаться следующих
принципов:систематичность, постепен-ность,последовательность,учёт
индивидуальных осо-бенностей человека и состояния его здоровья,а также
комплексность в использовании закаливающих про-цедур.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
Закаливание организма должно проводиться систе-матически изо дня в день и
в течение всего года неза-висимо от погодных условий и без длительных пере-
рывов.
Лучше всего если использование закаливающих процедур будет чётко
закреплено в режиме дня.Тог-да у организма вырабатывается определённая
стерео-типная реакция на применяемый раздражитель.
По данным М.Е.Маршака,изменения реакции орга-низма на холодовое
воздействие,развиваются в резу-льтате повторного охлаждения,сохраняются и
закре-пляются лишь при строгом режиме повторения охла-ждений.Если
закалённый человек прекращает систе-матическое охлаждение организма,то
возникшие в процессе закаливания функциональные и морфологи-ческие
изменения постепенно сходят на нет.
Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к
температурным воздейс-твиям.В этом случае не происходит быстрой адапта-
ционной реакции.Так,проведение закаливающих про-цедур в течение двух-трёх
месяцев,а затем их прекра-щение приводит к тому,что закалённость организма
исчезает через три-четыре недели,а у детей ещё быст-рее(через пять-семь
дней.
Закаливание в течение 2-3 лет не является индуль-генцией против
простудных заболеваний на всю жиз-нь,считает кандидат биологических наук
Ю.И.Чусов. Прекращение закаливания неизбежно влечёт за собой снижение ренее
достигнутой устойчивости организ-ма к холоду.Поэтому закаливающие процедуры
должны быть спутником человека в течение всей жи-зни.Они принесут
пользу,если будут проводиться не по принуждению,а станут составной частью
каждо-дневной деятельности человека,его потребностью, как,например,приём
пищи,сон.Только в этом можно ожидать желательный эффект от закаливания.
ПОСТЕПЕННОСТЬ УВЕЛЕЧЕ-НИЯ СИЛЫ РАЗДРАЖАЮЩЕ-ГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае,если
сила и длительность дейст-вия закаливающий процедур будут наращиваться по-
степенно.Впрочем,этот принцип определяется самой сущностью закаливания-
постепенное приспособле-ние организма к различным температурным режи-
мам.
Не следует начинать закаливание сразу же с обти-рания холодной водой
или снегом или купания в про-руби,подражая «моржам».Такое закаливание может
принести неисправимый вред здоровью.Переход от менее сильных воздействий к
более сильным должен осуществляться постепенно,с учётом состояния орга-
низма и характером его ответных реакций на приме-няемое
воздействие.Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых,а
также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, лёгких и
желудочно-кишечного тракта.Длительное переохлаждение тела,внезапные,слишком
резкие пе-реходы от тепла к холоду,злоупотребление солнеч-ными лучами
отрицательно сказываются на состоя-нии организма,особенно если он ещё не
подготовлен к таким воздействиям.
В начале применения закаливающих процедур у организма возникает
определённая ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой
системы,дыхания и центральной нервной системы.По мере неоднократ-ного
повторения этой процедуры реакции на неё ор-ганизма постепенно ослабевает,а
дальнейшее её использование уже не оказывает закаливающего эффекта.Тогда
надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на
организм.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЛИВАЮ-ЩИХ ПРОЦЕДУР
Этот принцип не менее важен,чем постепенность из-менения силы раждражающего
фактора.Необходима предварительная тренировка организма более щадя-щими
процедурами,такими,как обтирание,ножные ванны,и уж затем обливание и
душ,соблюдая при этом,конечно же,принцип постепенности снижения температуры
воды.
Выбор схемы закаливания при пользовании возду-шными,водными или
солнечными процедурами дол-жен зависить от индивидуальных особенностей чело-
века,состояния его здоровья.При проведении закали-вания лучше всего
придерживаться известного меди-цинского правила:слабые раздражители
способству-ют лучшему отправлению функций,сильные мешают ему,чрезмерные
сводят на нет.
УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И СОСТОЯНИЯ ЕГО ЗДОРОВЬЯ
Закаливание оказывает весьма сильное воздейст-вие на организм,особенно
на людей,впервые присту-пающих к нему.Поэтому,прежде чем приступать к
приёму закаливающих процедур,следует обратиться к врачу.Учитывая возраст и
состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство
и посоветует,как его применить,чтобы пре-дупредить нежелательные
последствия.
При любом виде закаливания необходимы самоко-нтроль и врачебный контроль
за состоянием здоровья организма.Особенно это важно иметь в виду при за-
каливании детей и тех,кто страдает хроническими за-болеваниями сердечно-
сосудистой и дыхательной си-стем.
Врачебный контроль,проводимый в ходе закалива-ния,позволит выявить
эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклоне-
ния в здоровье,а также даст возможность врачу пла-нировать характер
закаливания в дальнейшем.
Важным фактором оценки эффективности закали-вания является и
самоконтроль.Он ни в коей мере не подменяет врачебного наблюдения,но служит
цен-ным дополнением к нему.При самоконтроле закали-вающийся сознательно
следит за своим самочувстви-ем и на основании этого может изменять
дозировку закаливающих процедур.Самоконтроль проводится с учётом следующих
показателей,отражающих функ-циональное состояние организма:общее самочувст-
вие,масса тела,пульс,аппетит,сон.
КОМПЛЕКСНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫХ
ФАКТОРОВ
К естественным факторам внешней среды,которые широко применяются для
закаливания организма, от-носятся воздух,вода и солнечное облучение.Выбор
закаливающих процедур может быть различным и за-висит от ряда объективных
условий:времени года, состояния здоровья,климатических и географических
условий места жительства.Рекомендовать какую-то конкретную процедуру здесь
не представляется воз-можным.Надо исходить из возможностей.
И тем не менее наиболее эффективным является использование разнообразных
закаливающих проце-дур,отражающих весь комплекс естественных сил
природы,которые ежедневно воздейсвуют на челове-ка.
Надо иметь в виду и то обстоятельство,что закали-вающий эффект
достигается не только применением специальных закаливающих процедур,но и
включает оптимальный микроклимат помещения,в котором че-ловек находится,и
теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат около тела.
Существенные санитарные нормы рекомендуют поддерживать в жилых
помещениях в зимний пери-од такую температуру:в северных районах страны 21-
22,и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат около тела.
Существенные санитарные нормы рекомендуют поддерживать в жилых
помещениях в зимний пери-од такую температуру:в северных районах страны 21-
22 градуса,в областях ср.полосы 18-20 градусов.
В южных районах 17-18 градусов.Это обеспечивает состояние температурного
комфорта,при котором до-стигается наиболее оптимальный уровень функцио-
нирования организма человека.
В этой литературе мы затронули широкий круг во-просов,связанный с
методикой закаливания.И пусть не смущает вас возраст,и вдохновляют те
перспекти-вы,которые оно открывает перед вами.И тогда в результате
систематического закаливания,как гово-рил выдающийся русский врач
С.Г.Зыбыелин «насту-пят…природные россиянам свойства-крепость,сила,
храбрость и мужество;чего всем любезным моим со-гражданам сердечно желаю»





Реферат на тему: Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе

Министерство образования Российской Федерации
Выборгский педагогический колледж



Курсовая работа
по анатомии, физиологии и гигиене
детей дошкольного возраста
на тему: «Закаливание – одно из средств
закаливания детей в средней группе»



Студентки V курса
Степановой Елены Сергеевны


Руководитель работы:
Грейнер Валентина Ивановна



2002 г.



Самая актуальная проблема – это здоровье детей. И поэтому я решила
выбрать тему своей курсовой работы «Закаливание – одно из средств
физического воспитания детей в средней группе». Человеческий организм
постоянно подвергается разнообразным воздействиям внешней среды. К факторам
внешней среды относятся – воздух, солнце и вода. Каждый знает, что условия
внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко
повышается, то понижается.
Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену
холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными.
Закаливание в нашем детском учреждении проводится систематически,
ежедневно, осуществляя индивидуальный подход к ребенку.
Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, но и
сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом работу всех органов и
систем.



Т Е О Р И Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь

Тема:
Закаливание – одно из средств физического воспитания детей.



План.
1. Значение закаливания.
2. Физиологический механизм действия солнца, воздуха, воды на организм
человека.
3. Правила закаливания.
4. Условия, созданные для закаливания детей.
5. Закаливание детей воздухом, водой, солнцем.
6. Анализ результатов проведенной работы по закаливанию.

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным воздействиям
внешней среды. К факторам внешней среды относятся воздух, солнце и вода.
Каждый знает, что условия внешней среды не остаются постоянными.
Температура воздуха то резко повышается, то понижается.
Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену
холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными. Под закаливанием
принято понимать способность организма быстро приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям внешней среды. Но есть люди, которые при малейших
изменениях погоды чувствуют недомогание – начинается насморк, кашель,
чихание, повышается температура. Обычно говорят – человек простудился. А
что такое простуда?
Простуда – это временное снижение сопротивляемости организма инфекциям
под влиянием переохлаждения.
Микробы – возбудители болезней – всегда живут в организме человека,
особенно их много в слизистых оболочках носоглотки. Стоит человеку
переохладиться, как микробы быстро начинают размножаться и вызывают
различные заболевания. Ученые давно заметили, что если постепенно,
систематически и последовательно в течение длительного времени тренировать
организм, изменяя температуру, то человек к этому привыкает и при
охлаждении не простужается – он «закалился».
Закаливание основано на способности организма отвечать определенными
реакциями на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные,
световые, механические. Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную
систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям
внешней среды.
Если раздражители многократно повторяются одновременно, постоянно
изменяясь в силе, организм привыкает, т.е. приспосабливается к меняющимся
условиям внешней среды.
Систематическое закаливание укрепляет обмен веществ, словом работу всех
органов и систем.
Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты,
необходимо соблюдать некоторые правила.
Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно. Переходить к
более сильным раздражителям, например, снижать температуру воды при водных
процедурах, нужно постепенно и очень осторожно.
Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него
охлаждению, то он может заболеть. Необходимо соблюдать индивидуальный
подход к ребенку. Учитывать особенности его организма и помнить – что
полезно одному ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать
закаливание, желательно посоветоваться с врачом.
Основные средства закаливания – это воздух, вода, солнце.
Как организовать закаливание воздухом?
Прежде всего, необходимо 3 – 4 раза в день тщательно проветривать
помещение, в котором находится ребенок. В осеннее – зимнее время постоянно
приучать спать с открытой форточкой и обязательно гулять. Каждый день он
должен находиться на воздухе не менее 3 – 4 часов. Зимой только в сильные
морозы ([pic]) с ветром можно отменить прогулку. Летом же в любую погоду
весь день ребенок проводит на воздухе.
Закаливание воздухом, как и любое другое, начинают с использования
слабых, мягко действующих процедур. Для этого первые воздушные ванны
проводят в хорошо проветриваемом помещении, и тем самым раздражающее
действие воздуха обеспечивается, главным образом, влиянием его температуры.
Начальная температура воздуха должна быть индифферентной, т. е. не
вызывающей напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает
ни избыточного тепла, ни охлаждения (находится в состоянии теплового
комфорта).
В теплое время года, когда температура воздуха в тени [pic], все
бодрствования, как и дневной сон детей, проводится главным образом на
открытом воздухе. Детям дают игрушки, заинтересовывают играми,
способствующими развитию органов чувств (зрению, слуха, осязания),
двигательных и статических функций (умение сидеть, стоять, поворачиваться,
ползать, хватать, вставать, ходить).
Важно, чтобы во время прогулки ребенок не был пассивным. Положительная
эмоциональная настроенность, двигательная активность, звуковые и речевые
реакции – все это повышает общий тонус нервной системы ребенка, а вместе с
тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ. В то же время,
создавая условия для активной прогулки, нельзя забывать и о том, что
избыточное, чрезмерное возбуждение ребенка вызывает преждевременно
наступающее утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Все это
отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к
снижению способности сосредотачивать внимание, усваивать приобретаемые
навыки, т.е. ухудшает именно те качества, которые необходимы для успешного
воспитания и обучения ребенка.
По сравнению с воздухом, вода является более сильным средством
закаливания, т.к. обладает гораздо большей теплопроводностью и
теплоемкостью. Сущность физиологического действия на организм водных
закаливающих процедур и конечный результат их влияния подобны действию
воздушных процедур. Соприкасание воды с кожным покровом сопровождается
раздражением органов чувствительных нервов – рецепторов.
Под воздействием раздражителей в рецепторах возникает возбуждение,
которое передается по нервным волокнам в центры спинного и головного мозга,
где рождаются импульсы ответственных реакций. Влияни5е прохладной воды
сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов.
Различаются три последовательные фазы этих изменений: непосредственно за
воздействием следует первая фаза – резкий спазм кожных сосудов, кровь
отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной,
наступает первый озноб.
Эти явления продолжаются несколько секунд, затем наступает вторая фраза
– расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к
периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Вторая фаза
продолжается несколько минут и, при неблагоприятных условиях, может перейти
в третью фазу – паретическое состояние расширенных капилляров кожи
(временная потеря способности к сокращению). В результате происходит застой
крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком,
наступает второй озноб. Третья фаза свидетельствует о несостоятельности
механизмов физической терморегуляции. Требуются немедленные меры для
прекращения этой фазы – массаж, физические упражнения, тепло, чтобы
предупредить переохлаждение со всеми вредными его последствиями.
Оздоровляющее действие водных процедур обусловлено первой и второй фазами.
Систематическое закаливание прохладной водой сопровождается сокращением
времени первой фазы, более быстрым переходом ее во вторую фазу, которая
продолжается длительно и, медленно угасая, не переходит в третью.
Наступление третьей фазы не следует допускать, она может наблюдаться при
неправильном проведении закаливания – использовании слишком холодной воды
или чрезмерно длительной процедуры.
Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной
температуре воздуха. Нет необходимости специально нагревать воздух, но
обеспечить отсутствие сквозняка надо обязательно. Даже короткое воздействие
прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В
жаркое летнее время, когда водные процедуры проводятся под открытым небом,
дети также должны быть защищены от ветра.
Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по
сравнению с другими природными факторами закаливания. Как известно,
солнечный свет состоит из различных лучей, имеющих неодинаковую длину волны
и частоту колебаний. В силу своих физических свойств лучи инфракрасной
части спектра проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку и, оказывая
тепловое воздействие, вызывают нагревание тканей. Поэтому инфракрасные лучи
принято называть тепловыми. Под влиянием тепловых лучей возбуждаются
нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные
сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов
сокращаются, в силу чего в организме происходит перераспределение крови –
от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становится
красной и горячей в процессе облучения. После прекращения облучения кожа
вновь, довольно быстро, приобретает нормальный цвет и температуру. Также
рефлекторно восстанавливается исходное распределение крови. Инфракрасные
лучи усиливают действие ультрафиолетовых лучей.
Ультрафиолетовые лучи, имеющие короткие волны, поглощаются
поверхностными слоями кожи и не проникают в ткани, расположенные глубже.
Относительно большая энергия ультрафиолетовых лучей вызывает химические
превращения в клетках, в результате которых изменяется белковая структура
клеток, образуются различные белковые субстанции, повышающие проницаемость
оболочек клеток и вызывающие образование пигментных веществ. Облучение
ультрафиолетовыми лучами не сопровождается немедленным покраснением кожи
(появлением эритемы), поэтому их называют холодными лучами, но при
определенном дозировании эритема появляется спустя 6 – 8 часов после
облучения и сохраняется в течении нескольких дней. По исчезновении эритемы
на облученных участках кожи остается пигментация – загар.
Под действием ультрафиолетового облучения происходят сложные физико-
химические и биологические процессы в клетках. Известно антирахитическое
действие ультрафиолетовых тучей: они способствуют образованию витамина
непосредственно в организме. Под влиянием образующегося в коже витамина
нормализуется соотношение фосфора и кальции в крови, регулируются процессы
окостенения скелета и отложение солей кальция в костях.
Действие солнечных лучей стимулирует обменные процессы в органах и
тканях и, раздражая многочисленные рецепторы - нервные окончания,
находящиеся в наружных покровах и внутренних органах, вызывает возбуждение
нервных центров спинного и головного мозга. В результате изменяется частота
и глубина дыхания, увеличивается легочная вентиляция, изменяется просвет
капилляров сосудистой сети и величина артериального давления крови.
Влияние ультрафиолетовых лучей на нервную систему выражается в
изменениях реакций высшей нервной деятельности. В зависимости от дозы
облучения, индивидуальной для каждого человека, можно наблюдать или
стимуляцию, или угнетение безусловных рефлексов, направленных на сохранение
постоянства температуры тела. Повышение возбудимости коры головного мозга
проявляется в ускорении рефлекторных реакций, увеличении подвижности
нервных процессов и улучшении восприятия органами чувств (в увеличении
остроты зрения, слуха).
Действие солнечного света (ультрафиолетового, видимого и инфракрасного
излучения) в больших дозах на неподготовленный незакаленный организм может
вызвать расстройство его нормальной деятельности, снижение его защитных
сил, и, как следствие этого, может легко возникнуть какое-либо заболевание.
Действие солнечного света, используемое вначале в малых дозах,
сопровождается мобилизацией всего многообразия защитных сил организма.
Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм, при условии их
правильного использования, выражается в улучшении общего состояния,
физического и нервно-психического развития детей, повышении защитных сил
организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям
окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается
состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей.
Поскольку солнечные лучи оказывают на организм очень сильное
физиологическое влияние, использование их в целях закаливания детей
ограничено. Это ограничение вызывается еще и тем, что отношение площади
поверхности кожных покровов, через которую собственно и действуют солнечные
лучи, к массе тела у детей гораздо больше, чем у взрослых. Закаливание
солнечными лучами можно начинать только после подготовки организма ребенка
воздушными ваннами, которые проводят сначала в помещении, а затем на
открытом воздухе.
Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и
заканчивать не позднее, чем за 30 – 40 минут до еды. Это условие необходимо
соблюдать потому, что в жаркую погоду под влиянием высокой температуры
окружающего воздуха угнетается секреция пищеварительных соков, и условия
для переваривания пищи ухудшаются. Закаливание здоровых детей солнечными
лучами, так же как и воздухом, полезнее сочетать с различной деятельностью
детей, составляющей содержание прогулки в весеннее - летний период.
Продолжительность облучения индивидуальна для каждого ребенка: учитываются
возраст, общее развитие, состояние здоровья, упитанность, типологические
особенности высшей нервной деятельность. Необходимо также принимать во
внимание предварительную подготовку в виде закаливания воздухом, водой и
частичного облучения солнцем, которое невольно получает каждый человек,
бывающий на открытом воздухе. Постепенность увеличения действия солнечных
лучей может быть достигнута несколькими путями:
1. Используется ослабляющее влияние атмосферы – солнечные ванны принимают
ранним утром или после полудня (косые лучи менее эффективны).
2. Проводят солнечные ванны в облачные дни, облачность способствует
рассеиванию лучей.
3. Используют отраженные лучи (в тени).
4. Изменяют площадь обнаженной поверхности кожи подбором одежды.
5. Изменяют продолжительность облучения.

Площадка для прогулок детей летом располагается таким образом, что на
ней имеются примерно в разном соотношении участки плотной тени, участки
светотени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Затененная площадь
должна быть хорошо проветриваемой, сухой. Лучше, если Тань создается не
навесом, а листвой деревьев.
Если для защиты от солнца используются навесы, то они должны быть
полотняными или деревянными и обязательно с потолком. Слой воздуха между
потолком и крышей навеса служит надежной тепловой изоляцией.
Не меньшее значение имеет поверхность участка. Наиболее благоприятной
поверхностью является травяной покров: он хорошо предохраняет от пыли, не
сильно нагревается.
Песчаные площадки, как и открытая поверхность почвы, крайне
неблагоприятны – при ветре и движении детей поднимается обильная пыль.
Покрытие асфальтом участков для прогулок детей категорически запрещается.
На площадке для прогулок детей должны быть озелененные беседки, манежи
и все необходимое оборудование для различных игр и физических упражнений
соответственно возрасту и развитию детей.
Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется
постоянно. Благодаря малой теплопроводности и теплоемкости воздуха
воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее
резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания. Закаливание
воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и
систематически:
1. Соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время
года непродолжительное проветривание повторяется 5 – 6 раз в сутки:
обязательно перед сном и за 20 – 30 минут до подъема после сна, до и
после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время
года окна открыты почти круглые сутки.
2. Влажная протирка пола (вода - [pic]) в групповых комнатах дважды в день
– после дневного и вечернего бодрствования.
3. Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении: для грудных
детей в пределах [pic]; для детей в возрасте от 1 года до 3 лет в
пределах [pic] и для детей 4 – 7 лет в пределах[pic].
4. Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта
каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное
охлаждение и перегревание.
5. Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов):
короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене
одежды и более продолжительные – при проведении массажа и гимнастики с
детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более
старшими детьми, а также при проведении музыкальных занятий, подвижных
игр и занятий по развитию движений.
6. Правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование
спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных
игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту
и способствующих всестороннему физическому развитию детей.
7. Проведение дневного сна на открытом воздухе во все времена года и
независимо от погоды.

Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя
комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится
водная процедура).
Воздух как средство закаливания используют, воздействуя ею не только на
кожные покровы, но и на слизистые полости рта и носоглотки. Простое
полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое
систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством,
предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.
Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать
и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила:

1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка.
2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к
сильнодействующим.
3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и
состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.
4. Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то
же время дня.
5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве
местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,
обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.

Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.
Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,
изменяющих физиологические функции всего организма.
В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание
всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим
обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.
Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.
Условия, созданные для закаливания детей.
Средний дошкольный возраст.
1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или
фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.
2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.
3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе (см.
таблицу № 9).
4. Общие воздушные ванны во время раздевания перед дневным сном и одеванием
после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в
группах (см. таблицу № 4, № 6).
5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку
(5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой
дорожке).
6. Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта,
с 3 – 5 полоскание горла.
7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.
8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см.
таблицу № 11), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5
л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,
конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.
9. Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса,
температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.
10. Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение
на 1 – 2 минуты через каждые два дня.
11. Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.
Таблица № 4

Температура воздуха в помещениях детского сада

|Помещение |Температура |
|Игровая младшей группы |[pic] |
|Средней – подготовительной группы |[pic] |
|Спальни |[pic] |
|Туалетные |[pic] |
|Музыкальные и гимнастические залы |[pic] |


Таблица № 6

Виды одежды при различной температуре воздуха в помещении

|Температура воздуха |Виды одежды |
|[pic][pic][pic]и выше|1 – 2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б |
| |платье с короткими рукавами, носки, босоножки. |
|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, х/б или полушерстяное |
| |платье с длинными рукавами, колготки для 3 – 4-х |
| |летних детей, гольфы для 5 – 7 летних, туфли |
|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, плотное х/б или |
| |полушерстяное платье с длинными рукавами, колготки |
| |для 3 – 4 летних, туфли. |


Таблица № 9

Виды одежды для детей при проведении
физкультурных занятий на открытом воздухе.

|Температура воздуха |Виды одежды |
|Лето |Трусы, майка, тапочки, полукеды |


Таблица № 11

Снижение температуры воды при обливании ног
каждые два дня на два градуса.

|Возраст |Начальная температура |Конечная температура |
|2 – 3 года |[pic] |[pic] |
|4 – 7 лет |[pic] |[pic] |


В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте
4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое
полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура
(дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая
недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног
водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что
рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был
разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод:
использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных
закаливающих мероприятиях.
Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении,
легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он
следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по
гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от
желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,
вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой
простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или
имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по
сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное
время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор
марганцовокислого калия (розового цвета).
Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают
чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного
перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению
закаливание нужно проводить осторожно.



П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь



План.
1. Диаграммы заболеваемости детей за последние 2 – 3 года..
2. Анализ адаптации детей к закаливающим процедурам.
3. Таблицы по опыту индивидуализации закаливания в группе.
В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена
обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода и
новорожденного, а также для детей раннего возраста, на реакции локальные,
ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.
Данная особенность весьма характерна для проявления деятельности
центральной нервной системы и скелетной мускулатуры.
Здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при
котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его
биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение
уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья
ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда они
«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить
как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому
возрасту.
В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение
адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение
характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня
текущей заболеваемости детского населения.
Важнее, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для
приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)
показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней
среды, которые провоцируют возникновение простудных заболеваний и в целом
воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие
факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,
образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в
качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В
настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы
критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)
предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья:

1. наличие или отсутствие хронических заболеваний.
2. уровень функционального состояния основных систем организма.
3. степень резистентности организма.
4. уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние
здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в
отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты
обследования детей позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):
1. здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим
заболеваниям.
3. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с
сохраненными функциональными возможностями организма.
4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как
правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего
профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети
данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены
осмотрами.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы
здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены.
Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-
й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе
относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не
имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у
которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые
функциональные и морфологические изменения.
Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:
> отягощенный акушерско-гинекологический анамнез: токсикоз и другая
патология беременности, в том числе хронические заболевания матери и
резус – отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,
многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков
незрелости, крупный плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,
состояние оживленного организма, состояние после обменного переливания
крови и др.
> начальный период рахита I степени, выраженные остаточные явления рахита
> гипотрофия I степени, дефицит или избыток тела I и II степени
> аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим
веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,
> пилороспазм без явлений гипотрофии
> некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства,
расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота,
недопущение яичек в мошонку на первом – втором году жизни и др.
> дефекты осанки, уплощенная стопа
> функциональные изменения сердечно – сосудистой системы, шумы
функционального характера, тенденция к понижению или повышению
артериального давления, изменение ритма и частоты пульса,
неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой
> аденоидные вегетации I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени,
искривление носовой перегородки при отсутствии нарушений носового
дыхания, повторные заболевания бронхитом или пневмониями, частые острые
респираторные заболевания (4 раза в год)
> понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы
(угроза анемии)
> тимомегалия
> субкомпенсированный кариес (6 – 8 кариозных зубов)
> аномалия прикуса, не требующие немедленной коррекции
> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка
нервно – психического развития, косноязычие
> дисфункция желудочно-кишечного тракта (периодические боли в области
живота, тошнота, рвота и др.)
> миопия слабой степени
> дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без
амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без
нарушений бинокулярного зрения
> вираж туберкулиновой пробы
> состояние реконвалесценций после перенесенных острых инфекционных и
неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и
состояния, в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых
нейроонфекций и др.

Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в
основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями
(часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)
Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в
раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного и
социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе
здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены детей и
подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста
выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных
хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками более старшего
возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем
возрасте (5 – 7 лет) увеличивается количество детей с уже сформированными
хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний
и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание
глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –
нервной системы и органов чувств.
Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте
чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников
– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у
школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со
стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является
плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного
возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у
школьников.
В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии
здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния
органов и систем.
Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные
функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,
дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в
возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,
умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6
– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное
учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические
реакции встречались по показателю систематического артериального давления
вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7
лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной
гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.
Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой
системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы
обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в
покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах
нормы.
Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в
практической деятельности определяется количеством и длительностью
заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости
детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об
уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости
по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура
заболеваемости детей.
Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0
на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до
339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по
обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в
школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 –
4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с
поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А.
и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,
что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей
(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при
изменении условий развития, происходят существенные преобразования в
деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных
функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к
снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует
увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.
Первое место в структуре заболеваемости детей по обращаемости занимают
болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от
всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам число их снижается до 1 %.
Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –
7 лет.
У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-
аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные
болезни.
Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с
выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что
наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего
школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического
развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в
раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен
существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так
называемого гестационного возраста.
В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно
определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,
учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или
уровень здоровья ребенка.
Уровень физического развития имеет существенное значение в
возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с нормальным
физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди
детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень
заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4
– 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м –
на 7,8 %.
Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний
происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте
способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической,
так и путем закаливающих воздействий и улучшения физического развития
детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в
проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:
1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье
2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих
мероприятий
3. занятия должны осуществляться систематически
4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его
возраст
5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным
является теплое время (в холодное время года степень воздействия
средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более
постепенное их нарастание, чем в теплое время года)
6. закаливающие мероприятия проводятся только при положительных
эмоциональных реакциях ребенка
7. возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует
начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих
процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном
периоде закаливания

Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен
года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей
закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем
проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает
заболеваемость в 2 – 3 раза (Калюжная Р.А. и др., 1980).
Особенно важны закаливающие мероприятия летом – в преддверии осеннее –
зимнее – весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество
инфекц

Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние эксплуатационных факторов. Безопасность (Транспорт)


Реферат: Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдо (Физкультура)


Реферат: Арттерапия (Психология)


Реферат: Шпаргалки по уголовному праву (общая часть) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Договор перевозки груза автотранспортом (Гражданское право и процесс)


Реферат: Исследование времени простой реакции на свет и звук (Психология)


Реферат: Проблема перенаселённости Земли. История вопроса от Мальтуса до наших дней (Социология)


Реферат: Развитие агролизинга в Республике Казахстан (Ботаника)


Реферат: Процессы глобализации в экономике (Социология)


Реферат: Система применения удобрений для севооборота (Сельское хозяйство)


Реферат: Эти странные немцы (Иностранные языки)


Реферат: Личность руководителя как фактор восприятия его подчинёнными (Психология)


Реферат: Проблемы, с которыми сталкивается психолог в современной школе (Психология)


Реферат: Ответы на госэкзамены по географии (экономической, физической и экологии) (География)


Реферат: Абеляр Петр Этика или познай самого себя (Философия)


Реферат: Взгляды Аристотеля (Философия)


Реферат: Наполеон Бонапарт (Исторические личности)


Реферат: Леции по общей геологии (Геология)


Реферат: Отчет о движении денежных средств, его значение в рыночной экономике, техника составления в России и международной практике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Саламандры (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист