GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)



Министерство образования Украины
Национальная Юридическая Академия Украины им. Ярослава Мудрого



кафедра Конституционного права



Курсовая работа

по теме:
«Конституционное право Украины как отрасль права»



выполнил
студент 2-ого курса
факультета №2
группы 23
Зинченко А.В.



Харьков – 2002 г.



План.

1. Понятие отрасли Конституционного права.

2. Предмет Конституционного права Украины, метод правового регулирования.

3. Конституционно-правовые нормы и институты.

4. Источники Конституционного права Украины.

5. Список использованной литературы.



Понятие отрасли Конституционного права.
Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего
права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой
систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в
конституции, законах, указах президента и т. д. Как наука это совокупность
различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного
права. Как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе. Свое
название конституционное право получило от особого юридического документа –
Конституции, которую официально называют Основным законом. Однако
конституционное право не сводится к конституции, а включает множество
правовых актов. В отличие от других отраслей права, каждая из которых
имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные
отношения в гражданском праве, трудовые отношения в трудовом), правовые
акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют, прежде всего,
наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества,
государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности
распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику,
социальные отношения, политику, идеологию. Конституционное право – ведущая
отрасль права Украины. Она, как и другие, с одной стороны, представляет
собой совокупность правовых норм, которые имеют внутреннее единство, общие
признаки, а с другой – отличается от других отраслей права. Большая
Советская Энциклопедия определяет конституционное право как термин,
используемый в юридической и политической литературе для обозначения
отрасли права, регулирующей отношения, которые закрепляются конституцией и
нормативными актами в её исполнение. Так же распространен термин
государственное право. Государственное право в каждой стране является
основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая
отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм,
выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных
социальных групп общества. Конституционное право закрепляет основные
принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех
перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет
также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления.
При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является
принцип разделения властей. Конституционное право есть основная отрасль
права страны, представляющая собой совокупность юридических норм,
закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму
государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и
порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и
управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и
избирательную систему. Назначение: конституционное право закрепляет
государственно-территориальную организацию власти, максимально
соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны,
определяет основы других ее отраслей - административного, финансового,
уголовного, гражданского и т.д. Подразделение конституционного права на
отдельные институты определяет систему курса государственного права.



Предмет Конституционного права Украины, метод правового регулирования.
Предметом его правового регулирования являются важнейшие общественные
отношения. Конституционное право Украины имеет свой предмет правового
регулирования – это отношения, которые складываются во всех сферах
жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной,
духовной. Оно регулирует базовые отношения в этих сферах. Конституционно-
правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, которые
определяют устройство государства и общества. В них устанавливаются
качественные характеристики государства – суверенитет, форма
государственного устройства, принадлежность власти народу, политическая,
экономическая, субъекты государственной власти, символы государства. В
первом разделе Конституции Украины «Общие положения» содержатся нормы,
которые регулируют основополагающие общественные отношения, которые
определяют устройство государства и общества. Предметом правового
регулирования государственного права являются определенные группы
общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления
государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного
права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.
Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу
общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления
государственной власти, которые регулируются нормами государственного
права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные
органы государственной власти и управления, органы конституционного
надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и
муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений,
граждане. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений
могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует
множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между
различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих,
совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну
отрасль права.
Под методом правового регулирования понимается совокупность способов
правового влияния на общественные отношения. Главными методами
конституционно-правового регулирования являются методы уполномачивания,
установления и принуждения. В ст. 24 Конституции Украины содержатся также
запрещающие нормы: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам
расы, цвета кожи, политических, религиозных или других убеждений, пола,
этнического и социального происхождения, имущественного положения, места
проживания, по языковым или другим признакам.».
В целом для конституционно-правового регулирования общественных
отношений характерным является властно-императивный метод, поскольку нормы
конституционного права Украины регламентируют большой блок отношений,
которые базируются на власти и подчинении. Применяя все методы правового
регулирования, конституционное право Украины обеспечивает нормальное
функционирование институтов государственной власти, гарантирует
народовластие, функционирование гражданского общества в консенсуальном
режиме. С помощью методов правового регулирования гарантируются права и
свободы граждан, демократическое развитие государства и общества. В отличие
от отраслей частного права, где используется как правило частноправовой
метод регулирования, в конституционном праве доминирует ИМПЕРАТИВНЫЙ
(повелительный) метод регулирования.



Конституционно-правовые нормы и институты.

Познание отрасли права невозможно без выяснения особенностей правовых
норм, которые её составляют. Конституционно-правовые нормы - это
установленные или санкционированные государством общеобязательные правила
поведения, которые регулируют общественные отношения и составляют
однородную группу. В сравнении с нормами других отраслей права нормы
конституционного права отличаются:
> своим содержанием, сферой общественных отношений, которые они
регулируют;
> источниками, в которых они содержатся;
> устанавливающим характером своих предписаний, поскольку
конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов,
порядок их принятия и публикации, компетенцию государственных
органов;
> особенностями внутренней структуры.
В отличии от других отраслей права в нормах конституционного права
содержится гораздо больше норм обще регулирующего характера. К таким прежде
всего относятся нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-задания, которых
достаточно много в первом разделе Конституции Украины.
Конституционно-правовые нормы также отличаются составом самой нормы,
т.е. не всегда содержат все три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Существуют нормы с одним, двумя или со всеми элементами. Например в ст. 102
Конституции Украины содержится норма, в которой нет ни гипотезы, ни
санкции: «Президент Украины является главой государства и выступает от
имени государства.».
Нормы конституционного права классифицируются по следующим признакам:
> по содержанию, т.е. кругом общественных отношений, которые
регулируются, одни нормы связаны со сферой общественных отношений,
в которых устанавливаются основы конституционного строя, другие –
с закреплением правового статуса граждан, третьи – с
территориальным устройством, и т.д.;
> по юридической силе; это зависит от нормативного акта, содержащего
норму. Важнейшие нормы права содержатся в Конституции и
конституционных законах. Далее по важности следуют постановления
Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины,
постановления Кабинета Министров Украины;
> по назначению в механизме правового регулирования нормы
конституционного права делятся на материальные («Верховная Рада
работает сессионно» - ст. 82 Конституции Украины) и
процессуальные: «Избирательный бюллетень заполняется голосующим в
кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении
избирательного бюллетеня запрещается присутствие других лиц» ( ч.9
ст. 40 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины»). В
отличии от уголовного, гражданского, административного права
конституционное право не имеет специальной процессуальной отрасли,
нормы которой устанавливали бы общий, одинаковый порядок
реализации материальных конституционно-правовых норм.
Процессуально-процедурные нормы содержатся в конституционном
законодательстве, например в законе о выборах;
> по сроку действия нормы конституционного права делятся на
постоянные, временные и разовые. Большинство норм – постоянные,
срок их действия четко не обозначен. Временные нормы чаще всего
содержатся в переходных положениях нормативных актов;
> по территории действия нормы конституционного права делятся на
общеукраинские; которые действуют на территории Автономной
Республики Крым; действующие на территории отдельных
административно-территориальных единиц.
> по характеру предписаний, которые содержатся в конституционно-
правовых нормах, нормы делятся на:
1. уполномочивающие нормы закрепляют право субъектов государственно-
правовых отношений выполнят соответствующие действия, определяют
границы их полномочий;
2. обязывающие нормы обязывают субъектов конституционно-правовых
отношений действовать в пределах нормы. В Конституции Украины
такие предписания содержатся в нормах, которые предусматривают
обязанности граждан: «Каждый обязан неукоснительно соблюдать
Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и
свободы, честь и достоинство других людей» (ст. 68 Конституции
Украины);
3. запрещающие
> по характеру воплощенных предписаний нормы делятся на
императивные, которые не дают субъектам государственно-правовых
отношений свободу выбора своего поведения, а определяют его сами;
и диспозитивные, дающие субъектам государственно-правовых
отношений право выбора своего поведения, при наличии определённых
условий и обстоятельств;
> по функциональной направленности нормы конституционного права
делятся на регулятивные и охранительные. Большая часть норм
является регулятивной. Охранительные представляют собой запрет.

Для достижения правового результата недостаточно одной правовой
нормы. Необходима их совокупность для регулирования соответствующей сферы
общественных отношений. Поэтому требует рассмотрения правовой институт.
Конституционно-правовой институт – это соответствующая система норм
конституционного права, которые регулируют однородные и взаимосвязанные
общественные отношения, которые составляют относительно самостоятельную
группу. К конституционно-правовым относятся такие институты как основы
конституционного строя Украины, основы правового статуса человека и
гражданина, избирательное право, народное представительство, государственно-
территориальное устройство и др.
Существуют сложные и простые институты. Например, институт
избирательного права содержит в себе такие институты как избирательное
право и избирательный процесс. Последний содержит в себе ряд стадий. К
институту основ прав и свобод человека и гражданина принадлежат простые
институты: институт гражданства Украины, институт основных прав и свобод
граждан Украины, иностранцев и другие.
К простым можно отнести институт импичмента Президента.
На современном этапе происходит процесс формирования института
конституционного строя, который объединяет нормы, обеспечивающие
суверенитет Украинского народа, систему разделения властей и взаимодействия
её ветвей, приоритет прав человека над государством, политическую,
экономическую и идеологическую многообразность.
Конституционно-правовые институты объединяют нормы как Конституции
Украины, так и поточного законодательства. Нормы конституционных институтов
различаются между собой по территории действия, степени определенности и
чёткости правовых предписаний, назначением в механизме правового
регулирования а также по другим признакам.
Конституционно-правовые институты существенно отличаются друг от друга.
Специфическим является институт конституционного строя Украины, который
объединяет нормы, закрепляющие основы общественного и государственного
строя. Его нормы влияют на общественные отношения путем закрепления основ
устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают
конкретных правоотношений, но определяют главные политко-правовые принципы,
сущность правового влияния на сферы общественной жизни.
Нормы конституционно-правового института, которые определяют систему,
структуру, формы и методы деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления в Украине, в основном являются нормами прямого
действия и реализуются в конкретных правоотношениях. Субъектами этих
правоотношений являются органы государства, связь между которыми
основывается на власти и подчинении, чёткой определенности компетенции
разных ветвей власти.
Институт, который объединяет нормы, связанные с территориальным
устройством Украины, имеет особенности, которые обуславливаются спецификой
правового статуса субъектов этих государственно-правовых отношений. Это
конституционные нормы, которые содержат положения про единство,
целостность, нераздельность, неприкосновенность территории Украины.
В пределах конституционного права, как ведущей отрасли права Украины,
со временем становится возможным формирования таких важных подотраслей
права, как парламентское, муниципальное право.
Источники Конституционного права Украины.

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по
значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это
определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого
государственного права.
Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической
силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической
систем государства. С точки зрения формы, конституции принято подразделять
на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый либо
совокупность конституционных законов. Неписаные конституции состоят из
большого количества законов, конституционных обычаев и прецедентов. Порядок
внесения поправок и дополнений в конституцию обычно устанавливается в ней
самой.
Система правовых актов, которые являются источниками конституционного
права Украины, достаточно широкая: Конституция Украины, Конституция
Автономной Республики Крым, законы, постановления Верховной Рады,
декларации, нормативные акты Президента и т.д.
Основным источником конституционного права Украины является Конституция
Украины.
Ст. 8 Конституции Украины гласит: «Конституция Украины имеет высшую
юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на
основе Конституции и должны соответствовать ей.».
В ней закрепляются наиболее принципиальные нормы общего характера. Они
имеют учредительный характер и высшую юридическую силу и касаются всех сфер
жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. В самой
Конституции Украины содержатся также и другие источники конституционного
права.
Также источником конституционного права являются международные
договоры. Ст. 9 Конституции Украины гласит: «Действующие международные
договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются
частью национального законодательства.».
Виды источников отрасли конституционного права достаточно стабильные и
четко обозначенные в Конституции Украины, в других нормативно-правовых
актах. Но на данном этапе конституционно-правовые нормы часто меняются,
обновляются, отменяются и являются нестабильными. Эта нестабильность
конституционного законодательства обуславливается сложностями переходного
процесса формирования украинской государственности.



Список использованной литературы:
1. Конституция Украины – 1996 г..
2. Конституционное право Украины, В.Я. Таций, Ю.М. Тодыка – К., 1999
г.
3. Большая Советская Энциклопедия, Т. 13.
4. Конституционное право Украины, лекционный курс и учебные
методические материалы – Нежин, 2001 г.







Реферат на тему: Конституционное право зарубежных стран

Вопросы и конспекты ответов к экзамену
по курсу «Конституционное право зарубежных стран»

1. Понятие КП ЗС как отрасли прав.
2. Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право ЗС.
3. КП в каждой стране – основная, главная отрасль системы национального
права.
4. Соотношение КП ЗС и международного публичного права.
5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм.
6. Субъекты конституционно-правовых норм.
7. Источники КП ЗС как отрасли права.
8. КП ЗС как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть).
9. Понятие, сущность, структура и классификация конституций ЗС.
10. Основные принципы и юридические свойства конституций ЗС.
11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений.
12. Понятие основ конституционного (общественного) строя ЗС.
13. Содержание экономических основ общественного строя.
14. Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление.
15. Место и роль государства в политической системе ЗС.
16. Политические партии в ЗС (классификация, партийные системы).
17. Демократическое, правовое, социальное, светское государство в ЗС.
18. Социальные основы общественного строя ЗС.
19. Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС.
20. Способы конституционного формулирования прав, свобод, и обязанностей.
21. Понятие и содержание личных прав и свобод человека.
22. Понятие и содержание социально-экономических прав и свобод граждан.
23. Понятие и содержание политических прав и свобод граждан.
24. Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС.
25. Приобретение гражданства в результате приема (натурализации).
26. Выбор гражданства (оптация).
27. Прекращение гражданства.
28. Правовое положение бипатридов и апатридов.
29. Формы государственного устройства (понятия и виды).
30. Признаки унитарного государства.
30.1. Сложное государственное устройство.
31. Признаки федеративного государства.
32. Понятие и признаки государственного суверенитета.
33. Форма правления (понятие и виды).
34. Понятие и виды монархий.
35. Правовое положение монарха в системе органов государственной власти.
36. Политический (государственный) режим (абсолютизм, парламентаризм,
министериализм).
37. Республика и ее разновидности.
38. Глава государства в системе органов государственной власти при
республиканской форме правления (функциональное предназначение, полномочия,
ответственность, порядок избрания, аппарат президента в ЗС).
39. Парламент в ЗС (порядок формирования, состав, полномочия, парламентские
процедуры).
40. Парламентаризм: понятие, история, основные черты.
41. Законодательный процесс и его стадии.
42. Правовой статус депутата (императивный и свободный мандат, иммунитет и
индемнитет).
43. Правительство в ЗС: место и роль в системе органов государственной
власти, порядок формирования, полномочия и аппарат.
44. Избирательное право: понятие и принципы.
45. Стадии избирательного процесса в ЗС.
46. Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная).
47. Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядок проведения.
48. Местное самоуправление в ЗС.
49. Право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление
насилию: понятие и гарантии реализации.
50. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений: понятия и основные ограничения.


1. Понятие КП ЗС как отрасли прав.
КП ЗС – это есть основная отрасль права каждой страны, представляющая собой
совокупность правовых норм регулирующих основы конституционного строя,
взаимоотношения государства и личности, государственное устройство и
основные органы власти, деятельность этих органов государственной власти.
Предметом КП ЗС являются 4 группы: основы конституционного строя;
конституционные права, свободы и обязанности; государственное устройство;
органы власти.
Методы правового регулирования: метод власти отношений (государственных
властных полномочий); наделение сторон правами и обязанностями;
совокупность классических принципов воздействия на участников общественных
отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.

2. Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право ЗС.
КП – в основе англосаксонская система. ГП – в основе романская (германская)
система. КП – верховенство конституции над государством.
Исторически сложилось так, что в странах где ведущую роль играли
конституционно-правовые акты, акцентировавшие внимание на правах и свободах
человека и закреплении их в конституциях – данная отрасль права называлась
КП (Великобритания, Франция). В странах, в которых конституционно-правовая
наука придавала основополагающее значение развитию государства и его
институтов, а также их правовому оформлению и закреплению (Германия),
соответствующая отрасль получила название ГП.
Термин ГП вошел и в русскоязычную литературу и науку, т.к. монархия в
России по своим основным параметрам была ближе к государственной системе
кайзеровской Германии, чем к парламентарной монархии Великобритании.
Нередко в литературе подчеркивается, что 2 эти термина идентичны, что это
синонимы. Такое утверждение применимо к реалиям Германии, Швеции или
Скандинавским странам, где ГП постепенно слилось с КП. Однако некоторые
западные авторы утверждают, что принципиальное различие сохранилось до
сегодняшних дней: расстановка акцентов на приоритетных целях права.

3. КП в каждой стране – основная, главная отрасль системы национального
права.
Конституционное право, как отрасль права, это ведущая отрасль национального
права, представляющая собой совокупность правовых норм устанавливаемых
государством, в которых закрепляются основы конституционного строя, основы
взаимоотношений государства и личности, федеративное устройство и основы
организации и деятельности органов государственной власти.
Под отраслью права понимают совокупность норм права, которые регулируются.
Предметом КП, как отрасли права являются 4 группы общественных отношений:
а) основы конституционного строя РФ; б) основы взаимоотношений государства
и личности; в) федеральное устройство; г) основы организации и деятельности
органов государственной власти. Все эти 4 группы находят свое отражение в
текстах КЗС и определяют их структуру.
Методы правового регулирования КП: а) метод властных отношений –
предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий,
которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в
Конституции; б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через
механизм прав и обязанностей; в) совокупность классических принципов
воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача
прав), запрет, возложение обязанностей.
КП ЗС особенная отрасль права, основополагающая ее роль определяется
следующим: КП определяет основы других отраслей права (ГП, ТП, СП);
Основной источник КП – Конституция, все другие нормативные акты должны ей
соответствовать; КП регулирует законодательный процесс (порядок принятия
законов – источников других отраслей права).

4. Соотношение КП ЗС и международного публичного права.
Общие черты КПЗС:
1) В основе любой современной конституции лежат социальные отношения
(отношения между государством и человеком). Эти отношения закрепляют
главную задачу государства: сгладить социальные противоречия, предотвратить
социальный взрыв. Олбутсмен – уполномоченный по правам человека.
2) В основе всех конституций лежит демократизм в управлении
государственными и общественными делами. Власть принадлежит народу.
3) Постепенно сближение национального и международного права:
а) общие органы власти, которые вправе принимать решения обязательные для
исполнения всеми государствами-участниками организации (ЕС, Европарламент,
Европейский суд).
б) Все конституции закрепляют верховенство норм МНП над национальным
законодательством.
в) В конституциях закрепляются системы органов власти, призванные
осуществлять внешнюю политику, порядок заключения, исполнения и расторжения
(денонсации) МНД.
г) Конституции закрепляют общественные отношения, имеющие МН значение
(гражданства, правила натурализации иностранцев или апатридов).

5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм.
Конституция определяет основы права. Детализация производится в нормативных
актах. КПН – это нормы права, устанавливаемые и закрепляемые государством.
Особенности норм КП: а) ядро (основу) составляют нормы Конституции; б) как
правило, нормы Конституции закрепляют правила поведения в общем виде, их
детализация и конкретизация осуществляется в нормах других отраслей права
(нормы бланкетные, отсылочные); в) учредительный характер содержащихся в
нормах КП предписаний (определяют формы правовых актов, порядок принятия и
опубликования, компетенцию госорганов в сфере правотворчества); г) как
правило, нормы конституции имеют 2-х элементную структуру (Д и Г, С – нет).
Классификация норм КПЗС:
1) По характеру содержащихся предписаний - управомочивающие (закрепляют
право субъектов осуществлять действия, в рамках своих полномочий ( нормы-
цели, нормы-принципы, нормы-задачи), обязывающие (закрепляют обязанности
субъектов, регламентируют тот вариант поведения (действия) субъекта,
который соответствует требованиям Конституции) и запрещающие (содержат
запреты на совершение определенных действий) нормы.
2) По функциональной направленности - материальные (предусматривают
содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и
процессуальные (определяет порядок, в котором она должна быть реализована,
организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов)
или процедурные нормы.
3) По характеру регулируемых отношений - одни связаны со сферой
общественных отношений (отражают основы конституционного строя), другие –
закрепляют основы правового статуса человека и гражданина, третьи – с
федеративным устройством страны, четвертые – с системой органов
государственной власти.
4) По действию во времени – постоянно действующие (многократного действия)
и разовые (однократные).
5) По степени определенности содержащихся описаний - императивные
(однозначные, не допускающие свободы усмотрения субъекта в применении
установленных ими правил) и диспозитивные (предусматривают возможность
выбора вариантов действия субъекта с учетом указанных в норме условий и
обстоятельств) нормы.

6. Субъекты конституционно-правовых норм.
КПО –это общественное отношение, урегулированное нормой КП, содержанием
которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав
и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Специфика КПО:
отличаются своим содержанием; свойственен особый субъектный состав;
свойственно большое разнообразие видов правоотношений.
Субъектами КПО являются юридические и физические лица:
Юридическое лицо #G0- по #M12291 820000862гражданскому законодательству#S
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или
#M12291 820002374оперативном управлении#S обособленное #M12291
820001403имущество#S и отвечает по своим обязательствам этим #M12291
820001403имуществом#S, может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде. #M12291 820000865#SПравоспособность Ю.л.
возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его
ликвидации. Ю.л. действует на основании устава, либо учредительного #M12291
820001085договора#S и устава, либо только учредительного договора. В
случаях, предусмотренных законом, Ю.л., не являющееся #M12291
820001594коммерческой организацией#S, может действовать на основании общего
положения об организациях данного вида.
Физическое лицо #G0- в гражданском праве отдельный гражданин (#M12291
820001451иностранный гражданин#S, #M12291 820001845лицо без гражданства#S)
как субъект #M12291 820000865гражданского права#S, в отличие от
юридического лица, являющегося коллективным образованием. #M12291
820000853Гражданин #S #G0- лицо, принадлежащее на правовой основе к
определенному государству. Г. имеет определенную правоспособность, наделен
правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению
Г. конкретного государства отличаются от иностранных Г. и #M12293 0
820001845 2210214720 49543605 3941585009 4 2827 2337732223 1399352108
3200576884лиц без гражданства#S, находящихся на территории этого
государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и
свободы.
Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой
возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Событие – то, что
происходит помимо воли человека. Действия – волевая и осознанная
деятельность дееспособных граждан и правоспособных лиц (юридические
поступки и юридические акты).

7. Источники КП ЗС как отрасли права.
Источники КП ЗС – основной инструмент юриста.
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.
2) Конституции – основной закон государства.
3) Законы ЗС: конституционные (вносят изменения в К); органические
(принятые на основе бланкетных норм К); обычные (текущие) парламентские
законы.
4) Нормативные акты издаваемые в порядке замещения Парламента (законы и
указы, – равные по силе, различия определяются условиями и порядком
принятия).
5) Акты Правительств и глав государств, к числу которых относятся указы,
декреты, приказы, артофаксы. Франция – контрасигнатуры.
6) Регламенты палат Парламентов.
7) Обычаи и традиции, требующие высокого самосознания населения
(англосаксонское право).
8) Нормативные акты органов конституционного надзора (КС и ВС).
9) Судебные прецеденты (решения вышестоящих судов, обязательные для
нижестоящих). Характерны для англосаксонской системы права.
10) Специфические источники: нормы мусульманского права (нормы шариата).

8. КП ЗС как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть).
КП, как наука – это есть отрасль правоведения (государствоведения) и
представляет собой совокупность всех идей и знаний (история, теория,
зарубежный опыт и т.д.) о государственно-правовых отношениях. Изучает
процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтов и
норм КП ЗС.
Наука КП имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права,
конституционно-правовые отношения, их историческое развитие и представляет
собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов
теоретических положений в их логической связи между собой.
Система науки КП: 1) характеристика КП как науки; 2) положения
обосновывающие теорию КП и дающие анализ конституционного развития
государства; 3) комплекс теоретических проблем вытекающих первого
конституционно-правового института – Основ конституционного строя; 4)
теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства
и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и
обязанностей; 5) всесторонняя разработка проблем федерации и автономии; 6)
организация функционирования систем государственной власти и МСУ.
Источники КП как науки: труды отечественных и зарубежных ученых; НПА;
практика, как источник научного познания.
Общая часть изучает основные понятия и принципы КП ЗС. Основная часть
изучает КП отдельных государств.
Методы научного познания: исторический (КП в историческом развитии),
сравнительно-правовой (КПН различных стран), системный (объекты предмета
изучения), статистический (количественный фактор общественных процессов),
конкретно-социологический (социально-правовая среда реализации КПН) и т.д.
Как учебная дисциплина КП имеет более узкое содержание, так как КП
изучается в рамках учебных планов и программ, которые должны
соответствовать государственным образовательным стандартам. Главное
назначение учебного курса – дать последовательное, логичное и
систематизированное знание теоретических положений и эмпирических
материалов раскрывающих суть науки КП.

9. Понятие, сущность, структура и классификация конституций ЗС.
Constitutio (лат. - установление) – выражение установлений и указов
императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не
существовало Конституций, как основного закона государства. Впервые такие
конституции возникли в буржуазном обществе.
Сущность любой конституции состоит в том, что она выражает соотношение
политических сил на момент принятия основного закона государства. При
рабовладельческом и феодальном строе – все итак ясно.
Буржуазный строй требует баланса интересов общества: буржуазия –
пролетариат (политические партии и политическая жизнь).
Классическое определение: Конституция есть основной закон государства, как
по форме, так и по содержанию. По форме – это закон законов, акт обладающий
высшей юридической силой, это императив стоящий над государством и законом.
По содержанию всякая конституция регулирует различные общественные
отношения (основы конституционного строя, права и свободы человека и
гражданина, государственное устройство и деятельность высшего органа
власти).
Структура конституций (3 части): а) преамбула (введение) – закрепляются
незыблемые ценности, принципы и идеалы государства; б) основная часть –
разделы, главы, статьи, в которых закрепляются основы общественных
отношений в государстве; в) заключительные (переходные) положения – порядок
введения в силу Конституции, государственная символика, порядок изменения.
Классификация конституций ЗС (критерии классификации):
1) В зависимости от типа социально-экономической формации: буржуазные и
социалистические.
2) По форме: писанные и не писанные. Писанные К можно положить в карман (РФ
– 1 кодифицированный документ), а не писанные в карман не помещаются
(Великобритания – большое количество документов в разных книгах).
3) По времени действия: временные и постоянные.
4) В зависимости от способа изменения: гибкие (легко меняемые) и жесткие
(трудно меняемые). КРФ – супержесткая.

10. Основные принципы и юридические свойства конституций ЗС.
В настоящее время насчитывается более 100 действующих конституций. Каждая
обладает специфическими индивидуальными чертами, но в тоже время
конституциям присущи общие принципы и юридические черты:
а) Все конституции в той или иной мере провозглашают принцип народного
суверенитета.
б) Все конституции закрепляют принцип частной собственности.
в) В конституции обычно приводится и закрепляется основные принципы теории
разделения властей. В некоторых (итальянская, французская, германская) она
подразумевается, в других (американская, датская, японская) принцип
разделения сформулирован в соответствующих статьях.
г) Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления
соответствующего государства – республику или монархию. Конституционные
предписания различны по форме, но они всегда имеются в тексте конституции.
д) Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства
– унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте конституции могут
отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае,
как бы предполагается, что само умолчание об этом является констатацией
унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической
организации территории страны.
е) Все конституции в той или иной форме устанавливают и провозглашают
демократические свободы граждан и подданных. Обычно в тексте самой
конституции содержится соответствующая глава или раздел.
и) Все конституции определяют принципы организации системы высших органов
государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем
(глава государства, правительство, парламент, высший орган конституционного
надзора).
Свойства: Конституции эпохи свободной конкуренции были краткими и туманными
(США). Это позволяло управлять свободно, дополняя и видоизменяя конституцию
с помощью обычных законов. Конституции принятые после 2 МВ более детальны и
подробны.

11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений.
Три способа принятия конституций:
а) Октраирование конституции (дарование) – односторонний акт главы
государства (1814 г. Франция, Людовик XVII).
б) Договорная конституция – результат договора между парламентом и главой
государства (Греция, Болгария).
в) Народная конституция – принимается в результате референдума или
избирательным корпусом.
Порядок изменения конституций:
а) Гибкая конституция – принятие обычного (текущего) парламентского закона.
б) Жесткая конституция – значительно более сложная процедура, например в
США: квалифицированное большинство в парламенте и одобрение 3/4 штатов.
Два способа внесения поправок:
а) Замена старых положений новыми.
б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27
поправок).

12. Понятие основ конституционного (общественного) строя ЗС.
Конституционный строй – это государственное устройство соответствующее
действующей Конституции или определенная форма (способ) организации
государства, закрепленный в его Конституции. Конституционное государство
определяется политической, экономической и социальной сферой.
Конституционный строй обеспечивает государству подчинение праву (правовое
государство).
В демократическом конституционном государстве общество функционирует
одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся
система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в
тоже время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского
общества и его потребностей.
Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства
общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают реализацию
интересов и потребностей индивидов и коллективов, жизнедеятельность
социальной, культурной и духовных сфер общества, их воспроизводство и
передачу от поколения к поколению.
Под основами конституционного строя понимают совокупность конституционных
норм закрепляющих экономические, социальные и политические основы
общественного устройства государства, в качестве главных устоев, которые
призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.
К основам КС можно отнести: демократизм, выражающийся в народном
суверенитете; разделение властей; идеологическом и политическом
многообразии; признание и гарантированность МСУ; правовое государство;
признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Дополнительные (свойственные не всем государствам) - федерализм,
суверенность, республиканская форма правления.

13. Содержание экономических основ общественного строя.
КЗС в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы
хозяйствования, экономическая деятельность различных субъектов: ФЛ
(граждан) и ЮЛ (организаций и общественных объединений), действующих на
базе частного, государственного, муниципального имущества, принадлежащего
этим лицам на законных основаниях.
Характеристика собственности:
1) Частная (священная и неприкосновенная) - собирательное понятие для
обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным
и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих
интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические
лица. Отличие частной собственности от публичной состоит в направлении
использования имущества, составляющего предмет права собственности.
Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов.
Ее субъектами выступают государственные и муниципальные образования.
Частную собственность необходимо отличать от вещей, входящих в состав
имущества предназначенного для предпринимательской деятельности. Имущество
не подлежит правовой регламентации, в то время как частная собственность,
как совокупность действий с имуществом частного лица, является объектом
соответствующих правоотношений.
2) Государственная (исключительная собственность государства, национальное
достояние) – экономическое отношение принадлежности имущества государству
(публично-правовому образованию), основной юридической формой которого
выступает право государственной собственности, т.е. такой разновидности
права собственности, в которой в качестве собственника выступает
государство как целое, поэтому его особенности обусловлены особенностями
участия государства как целого в гражданском обороте. Государство как
собственник отличается от обычных, частных собственников, во-первых,
наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему
принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок
осуществления принадлежащего ему права собственности; во-вторых,
осуществлением своего права собственности в публичных (общественных)
интересах
3) Муниципальная собственность - разновидность публичной собственности,
субъектами которой являются муниципальные образования. МС не является
разновидностью государственной собственности, а представляет собой
самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные
образования не являются государственными образованиями. Субъектами права МС
являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования
как целое, но не их органы, лишь осуществляющие те или иные правомочия
собственника в соответствии со своей компетенцией. Объектами МС могут
выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки,
предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые
помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного
назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства
производства и, а также предметы бытового, потребительского характера,
принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности, акции
приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в
банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные
ценности, а также различные памятники истории и культуры
Экономической основой общества становится рыночная экономика, для
нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить:
а) свободу экономической деятельности и б) свободное перемещение товаров,
услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического
пространства на всей территории страны. КЗС устанавливает юридическую
гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего
принципа рыночной экономики - свободы конкуренции.
Роль государства в рыночной экономике сводится в к осуществлению двух
функций:
1) установлению правилами экономической игры, т.е. изданию законов,
определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной
деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих
отношений;
2) контроль за соблюдением установленных правил и защите всех возникающих в
соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых
противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.
В основе отношений производства, обмена и потребления благ лежит труд. Труд
свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Конституционно-правовые принципы руководства и управления экономикой: а)
использование национальных богатств в интересах всего населения; б)
государственное регулирование и планирование экономической жизни, с помощь
рычагов, делающих выгодным производство в отдельных отраслях и регионах; в)
недопущение монополизма, развитие честной конкуренции (закон Шермана,
1890); г) единство экономического пространства.
Финансовая система – госбюджет. Правительство распоряжается и контролирует.
Налоги – Парламент.

14. Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление.
Власть принадлежит народу, который осуществляет ее через институты
демократии, государство, местное самоуправление, политические партии.
Политическая система это совокупность политических институтов, через
которые народ осуществляет свою власть.
1) Государство: демократическое, правовое, социальное, светское.
Демократическое государство – власть принадлежит народу. Правовое
государство (ст.20 Конституции Германии) – государство, в котором
законодательство конституционным строем, а исполнительная власть и
правосудие – правом и законом. Социальное государство – это государство,
которое осуществляет свою деятельность в интересах общества и каждого
конкретного человека. Светское государство – церковь отделена от
государства и запрет на вмешательство государства в дела церкви, а церкви –
в дела государства. Противоположность светскому – теократическое
государство, в котором власть принадлежит церковным иерархам (Ватикан).
Клерикальное государство – церковь оказывает существенное влияние на
деятельность государства (Иран, Польша).
2) Институты непосредственной демократии: избирательные право, процесс и
система.
4 принципа ИП: всеобщность, равное, прямые или косвенные выборы (в США –
двухступенчатая, а в Китае – трехступенчатая системы), тайное голосование.
Особенности избирательного процесса: в РФ выборы назначают, в США –
определен конкретный день выборов; в РФ избирателей регистрируют УИК, в ЗС
– избиратель сам должен зарегистрироваться.
ИС – мажоритарная (абсолютное большинство (50% + 1 голос),
квалифицированное большинство (3/4), относительное большинство) и
пропорциональная.
3) Местное самоуправление ЗС. 2 понятия: местное управление и местное
самоуправление. МУ – это деятельность государства, осуществляемая в
муниципальных образованиях через своих представителей. МСУ – это
деятельность населения осуществляемая в муниципальных образованиях по
решению вопросов местного значения, через не государственные органы –
органы МСУ. В зависимости от сочетания этих двух понятий существует 2
классические системы организации власти народа на местах: европейская и
американская.
4) Политические партии. В РФ нет классических политических партий и
политической системы – когда победившая на выборах партия формирует
Правительство и отвечает за его политику.
Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии,
выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии,
голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели
партии политические, главная – прийти к власти в стране.

15. Место и роль государства в политической системе ЗС.
#G0Политическая система общества - 1) (как комплексный конституционно-
правовой #M12291 820001460институт#S) совокупность норм, устанавливающих
конституционно-правовой статус государства как особого политического
образования, политических партий, #M12291 820002294общественных и
религиозных организаций#S и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных
субъектов; 2) (в материальном смысле) совокупность государственных и
общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется
политическая власть
Политические права и свободы - одна из групп #M12293 10 820001652
3668466737 1391091638 391530655 2506090722 1811347129 3936335217 2249773771
62138551конституционных прав#S и свобод #M12293 9 820000853 3917096693 77
4294967294 3160718104 4224782989 217114054 1435587087 2822граждан#S, наряду
с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми др.
правами. Дают #M12293 8 820000853 3917096693 77 4294967294 3160718104
4224782989 217114054 1435587087 2822гражданам#S возможность участвовать в
общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в
управлении обществом и государствам, #M12293 7 820001357 1472829945
1391091638 77 4294967294 4100123968 1791358627 4254862000
3936339311избирательное право#S (включая право голоса на референдуме),
право на политическое объединение (создание политических партий, движений и
присоединение к ним), свободу собраний и #M12293 6 820001893 3496029771
3154 688930 3532597013 1335699413 1568096581 77 1568096581манифестаций#S,
право петиций. Обладание политическими правами обычно строго связывается с
принадлежностью к #M12293 5 820000868 2590433990 2505771611 3936330843
1761918994 217114040 13 1468864322 862323800гражданству#S данного
государства.
#M12291 1901157Международный пакт о гражданских и политических правах#S,
который был открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря
1966 г. резолюцией 2200А XXI Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23
марта 1976 г. Согласно #M12293 4 1901157 1265885411 24573 2890801675
3763324373 2939343171 477755368 4294671825 2369210593ст.25 Пакта,#S каждый
гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации и без
необоснованных ограничений, право и возможность:
a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так
и через посредство свободно выбранных представителей;
b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,
производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном
голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной
службе.
#G0Гражданское общество - в теории #M12293 0 820001652 4016002200
1021507320 3862293637 3548211643 341732478 4 2959848808
2645373932конституционного права#S необходимый и рациональный способ
социальной жизни, основанный на праве и #M12291 820000971демократии#S;
общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный
#M12291 820000689выбор#S форм его экономического и политического бытия,
утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. ГО
контролирует государство, которое служит обществу. В результате длительного
развития сложилось современное понимание ГО как мира #M12291
820001467интересов#S, отношений и #M12291 820001460институтов#S,
призванного предотвращать такие формы государственной организации, при
которых внутренние #M12291 820001467интересы#S членов общества подменяются
#M12291 820001467интересами#S #M12291 820000810государственного аппарата#S.
Основными элементами ГО являются: разнообразие и равенство форм
собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое
многообразие и свобода #M12291 820001475информации#S, незыблемость прав и
свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В
последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ ГО в
качестве комплексного конституционно-правового #M12291 820001460института#S
- с тем, чтобы точнее соотнести средства государственного регулирования
жизни общества с его характерными признаками и специфической природой.

16. Политические партии в ЗС (классификация, партийные системы).
Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии,
выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии,
голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели
партии политические, главная – прийти к власти в стране.
Характерные черты партии:
1) Наличие собственной политической программы (идеология, установление
конкретного пути и методов решения социальных проблем, переустройства
общества).
2) Осуществление организационной деятельности по выдвижению из своего числа
специалистов по организации предвыборных кампаний, продвижению своих членов
в органы государственной власти.
3) Правящая партия (победившая на выборах) принимает на себя
ответственность за управление страной, оппозиционная партия подвергает
постоянной критике политику правящей партии.
Классификация политических партий за рубежом: социальная, политическая или
организационная.
Социальная классификация:
1) До XIX века (зависимость от таможенных пошлин): а) консервативные –
отстаивали интересы национальных производителей; б) либеральные –
отстаивали интересы потребителей.
2) С XIX века: а) социалистические партии – отражают интересы людей
наемного труда и прежде всего рабочего класса. Подразделяются:
коммунистические (экстремистское крыло рабочего движения), фашистские и НСП
(ставка на насилие, национализм и т.д.), СД и СП Европы (реформистское
крыло рабочего движения); б) конфессиональные политические партии –
объединяют людей на основе общности веры (ХДПГ, ХС-ХДС (католики и
евангелисты)); в) партии «зеленых» – решение экологических проблем.
Политическая классификация (терминология возникла из-за размещения партий в
послереволюционном парламенте Франции):
1) Правые – консерваторы, противники реформ (сидели по правую руку).
2) Левые – сторонники реформ, стремящиеся к переменам (сидели по левую
руку).
3) Центристы – партия, выражающая интересы власти (в центре зала).
Организационная классификация:
1) Кадровые – т.е. организованные (структура, руководящее звено,
фиксированное членство);
2) организационно не оформленные (США – демократы и республиканцы, партии
действуют только в период выборов, членами считаются лица голосующие за ту
или иную партию).
Типы партийных систем ЗС:
а) Многопартийная система (Италия – проблемы, кризис).
б) Многопартийная система с одной доминирующей партией (Мексика –
институционно-революционная).
в) Двухпартийная система (США – реально ведут борьбу за власть, Колумбия –
искусственная 2 партия).
г) Однопартийная система – тоталитарные режимы (Корея, Китай, Куба).

17. Демократическое, правовое, социальное, светское государство в ЗС.
Демократическое государство – это #G0основанное на признании таких устоев
конституционного строя, как #M12293 0 820002099 1710435908 4294967294 315
403454216 3922678796 1318887888 4090 2596531803народовластие#S и
политический плюрализм, свобода и равенство #M12291 820000853граждан#S,
#M12291 820002183не отчуждаемость#S прав человека. Формой ее реализации
выступает республиканское правление с разделением и взаимодействием
властей, развитой системой #M12291 820002093народного представительства#S.
В современном обществе демократия означает власть большинства при защите
прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных
органов, наличие прав и политических свобод #M12291 820000853граждан#S, их
равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей.
Различают непосредственную демократию, (основные решения принимаются
непосредственно всеми #M12291 820000853гражданами#S на референдумах, сходах
и т.п.) и представительную демократию (решения принимаются выборными
учреждениями парламентами и др.). #M12291 820001460Институты#S демократии
наиболее полное развитие получают в правовом государстве.
#G0Правовое государство - в #M12291 820001652конституционном праве#S
характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая
безусловное подчинение государства следующим принципам: #M12291
820002096народный суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со
стороны государства, связанность государства конституционным строем,
верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным
актам, разделение властей и #M12291 820001460институт#S ответственности
власти как организационную основу правового государства, независимость
суда, приоритет норм #M12291 820001931международного права#S над нормами
#M12291 820002127национального#S права.
#G0Социальное государство - характеристика (принцип) относящаяся к
конституционно-правовому статусу государства, предполагающая
конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод
человека и #M12291 820000853гражданина#S и соответствующие обязанности
государства. Данная характеристика означает, что государства служит
обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные
социальные различия. Социальные обязанности государства: охранять труд и
здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты
труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству
и детству, #M12291 820001406инвалидам#S и пожилым #M12291
820000853гражданам#S; развивать систему социальных служб; устанавливать
государственные пенсии, пособия и иные #M12291 820000714гарантии#S
социальной защиты.
#G0Светское государство - конституционно-правовая характеристика
государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер
их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в
#M12291 820001467интересах#S обеспечения прав религиозных меньшинств
оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из
государственного бюджета.

18. Социальные основы общественного строя ЗС.
социальное государство, т.е. направляет свою деятельность на максимальное
удовлетворение интересов и потребностей общества и личности. СГ стремится к
максимально возможному в условиях демократической страны равномерному
содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному
распределению жизненных тягот.
Направления социальной политики государства:
а) Создание для всех граждан равных условий и возможностей для получения
материальных и духовных благ (общество равных социальных условий и
возможностей).
б) Создание для всех граждан определенных социальных минимумов в различных
сферах (бесплатный минимум). Цель – обеспечение гражданину достойного
человека прожиточного минимума.
в) Особая социальная защита особо ущемленных (незащищенных) в социальном
плане общественных групп (престарелых, инвалидов, детей).
Социальные сферы деятельности государства:
а) Основы отношений между трудом и капиталом.
б) Основы межнациональных отношений.
в) Основы отношений по поощрению и охране брака, семьи, материнства
(отцовства) и детства.
г) Основы отношений в области экологии и охраны здоровья человека.
Каждая сфера развивается в 3 названных направлениях.
Социальное страхование в ЗС и социальная помощь (ориентированная на тех,
кто не имеет прав на социальное страхование). Социальная помощь так мала,
что не позволяет получающему ее нормально существовать.

19. Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС.
Правовое положение личности - это совокупность его прав, свобод и
обязанностей. Речь идет о конституционных (основных) правах, свободах и
обязанностях.
Правовое положение личности в ЗС характеризуется следующими чертами:
1) Дуализм правового положения личности (человек и гражданин).
2) В демократических государствах характерной чертой является наличие
большого круга прав и минимум обязанностей; для стран с тоталитарным
режимом - большое количество обязанностей и минимум прав.
3) Конституции ЗС устанавливают 2 способа формулирования конституционных

Новинки рефератов ::

Реферат: Экологическое воспитание в детском саду (Педагогика)


Реферат: Курс лекций по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Деятельность юристов в Древнем Риме (История)


Реферат: Социальная система и ценностные ориентации личности (Социология)


Реферат: Развитие интеграционных процессов в СНГ (Политология)


Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети для агетства по трудоустройству (Компьютеры)


Реферат: Теория электромагнитных полей (Физика)


Реферат: Быстрота и методика ее развития (Физкультура)


Реферат: Взаимосвязь языков C и ассемблера (Программирование)


Реферат: Наполеон I (История)


Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)


Реферат: Этикетка и упаковка (Полиграфия)


Реферат: Анализ заработной платы на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Билеты по менеджменту за 1 семестр 2-го курса (2003г.) (Менеджмент)


Реферат: Коммуникационные каналы и их влияние на эффективность работы организации (Психология)


Реферат: Затраты на производство и реализацию продукции (Финансы)


Реферат: Борис Чайковский - путь в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Возникновение буддизма (Культурология)


Реферат: Производственный менеджмент на предприятиях по производству металлоизделий (Менеджмент)


Реферат: Германская мифология и ее культурное влияние (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист