GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Понятие и источники Конституционного права (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие и источники Конституционного права (Право)



1,2,3. Понятие конституционного права, предмет, метод.

КП - это ведущая отрасль национального права, представляющая систему
правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию
государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком
и государством.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная
часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие,
является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых
государством.

Но конституционное право отличается от других отраслей права прежде всего
особенностями той сферы общественных отношений, на регулирование которых
направлены нормы этого права, т.е. предметом.

Предметом конституционного права является особый срез общественных
отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической,
экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти;

б) гражданской свободы.

1. Регулирование устройства гос-ва и организации гос. деятельности
осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов,
определяющих качественную характеристику гос-ва. Это – народовластие, гос.
суверенитет , разделение властей, форма правления, форма гос.-территор.
устройства. Это также - определение субъектов гос. власти и способов ее
реализации.

2. Отношения между человеком и гражданином. КПН устанавливают
основополагающие принципы правового статуса личности, основные права,
свободы и обязанности.

Как и любая отрасль права, КП воздействует на общественные отношения с
помощью методов КП. Методы - совокупность приемов, средств, форм правового
воздействия на общественные отношения и их участников. Тем самым отношения
упорядочиваются, развиваются.

КП применяет такие правовые методы как установление прав, возложение
обязанностей и ответственности, дозволение, запрет и др.

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию
государственных органов, права автономий или субъектов федерации и т. п

Метод обязывания. Он закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои
действия в соответствии с предписанием.

Метод дозволения. Предписания, содержащиеся в этих нормах, не
управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту КП действовать по
своему усмотрению.

Метод запрещения. - ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Предписания в данном случае
запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Методы регулирования - обеспечивают нормальное функционирование институтов
государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных
методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и
гражданина.

4. Конституционно-правовые отношения.

5. Субъекты и объекты КПО.

КПН являются установленные или санкционированные государством
общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и
составляющие однородную группу.

Они отличаются от норм других отраслей права своим содержанием,
источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся
в них предписаний; субъектами, на регулирование поведения которых они
направлены; своеобразием вида норм; особенностями их структуры и др.

По назначению в механизме правового регулирования КПН разделяются на
материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает
содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (ч. 1
ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых
эта норма должна быть реализована (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат
парламентов, в некоторых странах — законы о парламентах.

Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от
того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте)
выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой
обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить
конституции страны.

Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы,
действующие на территории отдельных регионов, субъектов федерации,
муниципальных образований.

По времени их действия на постоянные и временные. Временными нормами
являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных
положениях конституций и др. Постоянные нормы конституционного права не
имеют определенного срока действия.

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые
институты.

Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся
конституционно-правовыми отношениями. Отличия связаны с их содержанием и
составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах,
разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления
государственной власти и реализации прав и свобод человека.

Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации
порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не
определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10
Конституции РФ).

Для возникновения конкретных КПО недостаточно только урегулированности
конституционно-правовой нормой, необходим также определенный юридический
факт, приводящий норму в действие

Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом
(предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов
необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и
обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Субъектами КПО являются:

а) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие
конституционными правами и свободами на территории данной страны;
правда,права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;

б) общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся
государственная власть; народы субъектов федерации; население
административно-территориальных единиц

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и
независимостью в отношениях с другими государствами;

г) государственно-территориальные образования, являющиеся составными
частями федераций и обладающие законодательно-властными полномочиями;
автономные образования в унитарных государствах, имеющие определенные права
в решении национально-культурных вопросов;

д) ОГВ: центральные, региональные, государственные ОМС;

е) ОМС, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом
решать все основные вопросы местной жизни;

ж) депутаты парламентов и региональных законодательных собраний,
представительных учреждений местного самоуправления;

з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций, которых
является участие в формировании представительных органов путем выдвижения
кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность
президента страны и других должностных лиц; массовые общественные
организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

6. Место конституционного права в системе российского права.

Система права в РФ состоит из многих отраслей — гражданского, уголовного,
трудового, административного и т. д. Среди них КП занимает ведущее место.
Такая роль КП предопределяется следующими факторами:

1) общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом
конституционного права;

2) его источником является конституция РФ — основной закон в государстве,
нормы которого являются исходными для всех отраслей права;

3) оно устанавливает основополагающие принципы конституционного строя,
являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;

4) оно фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация
которых порождает правоотношения в других отраслях права;

5) оно устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а
в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;

6) оно учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет
основные начала их деятельности;

7) оно регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых
актов.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает
и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь
основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других
отраслей права.

7. КП как наука.

Наука КП изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их
реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими.

Наука изучает источники КП и, прежде всего, основной его источник —
конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок
принятия и изменения.

Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их
становления и развития, практику функционирования. Особое внимание
уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского
общества, механизма осуществления государственной власти.

Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния
отрасли КП, выявляет общие тенденции и закономерности.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны.
Среди них:

- метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание
исследуемого нормативного материала,

- сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления
наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;

- исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты
в их историческом развитии;

- системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему
взаимосвязанных составных частей;

- статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия
конституционно-правовых норм и институтов;

- конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается
общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на
систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных
ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы
конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых
норм и институтов в различных странах.

8. Характеристика, особенности и юридические свойства Конституции РФ.

Характеристика: По форме выражения – писаная. По форме – единый акт. По
форме правления - республиканская. В зависимости от политического режима –
демократическая. По форме государственно-территориального устройства –
федеративная. По порядку изменения и дополнения - смешанная (гибкие,
жесткие).

В науке КП различают юридическую и фактическую конституцию. Юридическая —
это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу.
Фактическая— это реально сложившиеся основы государственного и
общественного строя.

По структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей,
объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав – Основная часть, и
«Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом. См.
Конституцию.

Юридические свойства:

1. Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном
законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, —
утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно
вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее
правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ
занимает высшее место (ч. 1 ст. 15).

2. Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает,
что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а
правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других
государственных органах.

3. Легитимность - она принята законным путем, т. е. в том порядке, который
предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима
законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие,
права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении
высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических
сил, меняющихся у власти.

9. Сущность системы сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей - государственная власть исходит от народа,
едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти.
Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он
делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный
аппарат.

Но для того, чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых
не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и
бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально
делится на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей объективно выражается в специализации государственных
органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей
компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и
обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга.
Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но
действовать изолированно они также не в состоянии. Поэтому они должны
взаимодействовать, образуя единый государственный механизм.

Конституционный принцип разделения властей, предполагающий взаимодействие
государственных органов и их ограничение друг другом, предписывает создание
в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.

Элементами данной системы, как правило, являются:

* срочность полномочий должностных лиц различных уровней;

* несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в
аппарате управления;

* право вето на законопроекты;

* право роспуска Парламента;

* контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе
выборов,

* конституционный вотум недоверия Правительству со стороны Парламента,

* независимость судейского корпуса.

* См. Конституцию РФ.

11. Этапы развития Конституции РФ.

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в
жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе
преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1 Конституция 1918 г.

Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами
большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью
отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала
диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все
мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой
эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров.
Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

2 Конституция 1925 г.

Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было
прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР
субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

3 Конституция 1937 г.

Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в
новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила
классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по
социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила
принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и
обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на
коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о
праве РСФСР выхода из СССР.

4 Конституция 1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ,
который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная
статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой.
Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального
положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о
суверенитете РСФСР.

5 Конституция 1993 г. – см. ниже.

10. Источники конституционного права

12. Конституция РФ как источник конституционного права России.

Источник права — это внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии
с этим источниками конституционного права являются различные формы
выражения конституционно-правовых норм.

Система источников существенно зависит от государственно-территориального
устройства страны. В РФ, где имеется конституция и система законодательства
не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников
входят нормативные акты и федерации и ее субъектов.

Источники конституционного права можно разделить на две основные сферы:
естественное право и позитивное право.

Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе,
справедливости, неотъемлемости прав человека.

Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной
власти, можно реформировать позитивное право. В России в числе источников
права признается лишь позитивное право.

Источники позитивного конституционного права можно разделить по их
юридической силе на следующие виды:

1. Конституция РФ - являются основным источником КП. Ее роль обусловлена
различными факторами, характеризующими положение среди других источников
конституционного права.

Во-первых, она выступают наивысшей формой воплощения государственной воли
народа. Она принимаются народом или от имени народа, устанавливает
основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и
государства. Она касаются сущности и формы государства, механизма
государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и
свобод человека и гражданина.

Во-вторых, конституция РФ обладают высшей юридической силой. Законы и все
другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан,
общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не
должны противоречить конституции.

В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный
характер. Для конституции РФ не существует каких-либо обязательных
предписаний позитивного права.

В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источником не только
конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют
основу правового регулирования всех общественных отношений.

2. Законы обладают наибольшей после конституции юридической силой и
являются самым распространенным источником конституционного права. Конечно,
источником конституционного права являются не все законы, а только те,
которые содержат конституционно-правовые нормы.

По территории действия законы делятся на общенациональные и региональные, в
РФ — законы федерации и законы субъектов федерации.

3. Нормативно-правовые акты исполнительной власти. К ним относятся
многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством,
министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется
ролью в государственном механизме главы государства и правительства. Акты
исполнительной власти являются источником конституционного права лишь
тогда, когда содержат его нормы.

4. Нормативно-правовые акты конституционного контроля (надзора). К ним
относятся решения конституционного суда. Они являются источниками
конституционного права, если носят нормативно-правовой характер и содержат
конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании
конституции и т. д.

5. Решения ОМС. Такие нормы имеются, например, в уставах, статутах
муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с
осуществлением публичной власти.

8. Нормы международного права, международные и внутригосударственные
договоры. Эти акты служат источником конституционного права в том случае,
если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое
применение в данной стране.

9. Конституции республик – субъектов РФ, Уставы.

10. Регламенты палат Федерального собрания.

11. Действующие правовые акты бывшего СССР и РСФСР.

13. Основы конституционного строя в РФ.

Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая
соц.-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты КС:

1. Основы КС имеют основополагающее обобщающее и фундаментальное значение.

2. Политико-правовой характер.

3. Нормативность и общеобязательность.

4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем
н.а. государства.

5. Определенность и категоричность.

6. Сжатость и концентрированность положений.

7. Постоянность действия.

8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок.

9. Целостность.

10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС – глава1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые
условно разделены на 4 гр.:

* Гуманистические;

* Основные характеристика РФ;

* Экономические и политические;

* Основы организации гос. Власти.

Статус РФ:

Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления.

Ст.7 РФ – социальное гос-во.

Ст.14 РФ – светское гос-во.

Демократический характер характеризуется установлением демократического
политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические
права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и
анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные
учреждения (см. ст.3).

Федеративное гос-во – состоит из нескольких равноправных субъектов,
некоторые из которых (респ.) называются в Конституции государствами, однако
эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов.
Ст.5 закрепляет основы прав. статуса субъектов.

Правовое государство - это гос-во, которое во всей своей деятельности
подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод
человека.

Основные признаки ПГ:

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не
запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.

4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – гос-во, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское гос-во – см. ст.14.

См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи,
исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и
гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает
гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и
обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную
стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность
и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен
перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него
Конституцией и законом.

См. статьи 6, 8, 9.

14. Основы правового статуса человека и гражданина.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но
и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом.

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на
новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями,
базируется на международно-правовых документах.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства
положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2
Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —
обязанность государства».

Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру
специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
Понятия «права человека» - подчеркивает неотчуждаемость прав личности как
таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и
достоинства. «Права гражданина» — исходит из характеристики прав личности
как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве
такового.

Налицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению
правового статуса личности.

Определенные ограничения иностранных граждан и лиц без гражданства
установлены в Конституции РФ 1993 г., что означает, что конкретные права и
свободы, а также обязанности имеют только граждане РФ. Соответственно
иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить
в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

Правовой статус включает в себя не только его права и свободы, но и
обязанности - Основные: 1) обязанность всех соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15); 2) обязанность платить законом
установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность охранять природу (ст.
58); 4) обязанность защиты Отечества (ст. 59). А также - ст. 17 Конституции
РФ, ст. 21, ст. 34, ст. 38, ст. 43, ст. 44.

Свойства П, С и О:

1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих
человеку прав и свобод;

3) верховенство конституционных прав и свобод, делающее все иные права и
свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.)
производными;

4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину,
либо каждому гражданину;

5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины
для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для
каждого гражданина;

6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются
по воле гражданина;

7) они действуют на всей территории государства.

15. Классификация конституционных прав и свобод.

Классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе
определенных признаков (критериев). Так, в зависимости от субъектов их
делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В
зависимости от вида субъекта — на индивидуальные и групповые
(коллективные). По их генезису — на естественные (прирожденные) и
производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру
образования —основные (конституционные) и дополнительные
(конкретизирующие).

Наиболее распространенным классификационным признаком является содержание
прав и свобод человека и гражданина.

1. Личные (гражданские) - часто открывают перечень прав и свобод человека и
гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем
количестве статей конституций.

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на
жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность
жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право
определения национальности, право на пользование родным языком, свобода
передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности:

1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами
человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к
гражданству государства;

2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает
соответствующие обязанности на государство и других граждан;

См. статьи 20-23, 25-29.

2.Политические права связаны с обладанием гражданством государства и
принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам
участвовать в политической жизни общества, в управлении государством.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как
индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти.
Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме
наступает с 18 лет.

См. статьи 3, 13 ч.3, 29 ч.4, 30, 31.

3. Социально-экономические П и С являются основой всех иных прав. В их
число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения,
здоровье, отдых, образование. Они служат обеспечению материальных,
духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов
личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим
достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. См.
ст. 7 Конституции РФ, ст. 34 - 44).

16. Основания приобретения гражданства

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно
объединить в три группы:

а) регулирующие порядок приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве.

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения
гражданства РФ:

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на
территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года
можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право
почвы).

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по
личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без
гражданства - 3 года.

5. В результате восстановления гражданства;

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит:
усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве
ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать:

* лица, у которых родственники являются гражданами РФ,

* лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином
РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению,

* в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие
граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России
его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не
могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства
противоречит естественным правам человека и является антигуманным.


Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем
признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству
лица.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия
решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок
рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев.
Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное
ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных
дел за рубежом.

Органы, занимающиеся вопросами гражданства:

* Президент РФ;

* Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ;

* МВД;

* МИД;

* Дипломатич. Представительства РФ;

* Консульские учреждения.

17. Принципы гражданства.

Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в
соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в
пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает
определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных
законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

Принципы г-ва:

1. Гражданство РФ явл. единым, т.е. гражданин, проживающий на территории
республики в составе РФ, является гражданином этой республики и
одновременно гражданином РФ.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований
и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации,
выражается,

во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных
государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от
каких бы то ни было условий;

во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения
гражданства;

в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять;

в-четвертых, в допустимости двойного гражданства;

в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства;

в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство;

в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по
инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров
по вопросам гражданства над национальным законодательством.

5. Неотъемлемость гражданства, что выражается,

во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за
совершенные правонарушения;

во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами,
гражданства РФ;

в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.

6. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Это
значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские
учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам
РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и
свободы, установленные законодательством государства, международными
договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры
по восстановлению нарушенных прав граждан РФ.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или
выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей,
гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской
Федераций.

7. Почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не имеющему
российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым
сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется
Президентом РФ.

8. Отрицание автоматического изменения гражданства:

* заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим
гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства.

* изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства
другим.

* расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в
этом браке детей.

9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.

18. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

19. Конституционные гарантии правосудия.

Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм
ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению
своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. Каждому человеку
должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и
свободами.

В ст. 2 Конституции РФ 1993 г. прямо предусмотрено, что не только
признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина -—
обязанность государства.

Эта норма конкретизируется в ст. 45 Конституции, которая устанавливает: «1.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом».

В ч.2 ст.80 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и
гражданина является Президент РФ. Функцию гаранта Президент реализует как в
своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы.

I. Общие - с.1 ст.45, ч.2 ст.80, ст.82, ч.3 ст.15, ч.1 ст.54, ч.2 ст.55.

1. Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в
соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции обязано осуществлять меры по
обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через
органы внутренних дели другие правоохранительные органы.

2. Самозащита прав и свобод - ч.2 ст.45. Способы - обжалование действий
должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование
правозащиты организаций и общественных объединений, с помощью оружия (кроме
против женщ., инвал.).

3. Судебная защита - ст.46.

4. Международная защита - ч.3 ст.46. Возможна только после использования
всех внутренних мер.

5. Возмещение вреда - ст.53.

Ст.55 ч.3 - неотъемлемость прав и свобод.

II. Гарантии правосудия.

1. Гарантия подсудности - ст.47

2. Право на юридическую помощь - ст.48. Ее оказывает адвокат. В судах
первой инстанции впервые по существу (бесплатно):

* при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых спорах;

* о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с
несчастным случаем на производстве;

* о возмещении вреда, причиненного увечием или иным повреждением здоровья,
связанным с работой.

По уголовным делам:

* по делам несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических и
психических недостатков, не могущих сами осуществлять свою правозащиту, для
лиц, не влядеющих языком, на коттом ведется судопроизводство, по делам о
смертной казни;

* для лиц между интересами которых имеются противоречия и один из них имеет
адвоката;

* по делам, в которых участвует государственный или общественный
обвинитель.

3. Презумпция невиновности - ст.49.

4. Запрет повторного осуждения - ст.50. Искл: Если решение суда и приговор
будут отменены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Недействительность незаконно полученных доказательств - ч.2 ст.50.

6. Право на пересмотр приговора - ч.3 ст.50.

7. Гарантия от самообвинения - ст.51.

8. Права потерших - ст.52

9. Запрет обратной силы закона - ст.54.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший
широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам
человека (комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).

Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств
считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном,
гражданском и административном процессе.

20. Правовое положение иностранцев в РФ.

В РФ правовой режим иностранных граждан регулируется следующими основными
документами:

— Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан" от 24 июня 1981
г.;

— "Правилами пребывания иностранных граждан в СССР"от 26 апреля 1991 г.

В основе правового режима иностранных граждан лежит ряд принципов,
общепризнанных в международном праве и применяемых в законодательстве
практически всех стран.

Принцип 1. На иностранных граждан, находящихся на территории того или иного
государства, распространяется юрисдикция этого государства.

Государство устанавливает правила пребывания иностранных граждан на своей
территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция не
распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и
привилегиями. К таким лицам относятся:

— дипломатические и консульские представители государств и члены их семей;

— официальные представители государств, находящиеся с визитом в другом
государстве;

— должностные лица международных организаций;

— представители государств при международных организациях, международных
конференциях, конгрессах, персонал специальных миссий; — в определенном
объеме иммунитетами и привилегиями пользуются члены административно-
технического и обслуживающего персонала представительств.

Принцип 2. Права иностранных граждан защищает государство их
местопребывания.

Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся на его
территории, определенный объем прав и обязанностей. "Декларация прав и
свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября
1991 года (ст. 6), определяет, что "лица, не являющиеся гражданами РСФСР и
законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а
также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными
Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР".

На основании ст. 18 закона "О правовом положении иностранных граждан"
государство предоставляет иностранным гражданам защиту их личности и
имущества.

Со своей стороны иностранные граждане обязаны уважать Конституцию России и
соблюдать ее законы (ст. 4, 14, 16 Закона).

Принцип 3. Государство не должно препятствовать иностранным гражданам в
праве выезда со своей территории при условии выполнения всех своих
обязательств перед этим государством и его физическими и юридическими
лицами.

Закон "О правовом положении иностранных граждан" (ст. 25) оговаривает
случаи, в которых ему отказывается в выезде из РФ:

1. Если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности,
— до окончания производства по делу.

2. Если он осужден за совершение преступления, — до отбытия наказания или
освобождения от наказания.

3. Если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной
безопасности, — до прекращения действия обстоятельств, препятствующих
выезду.

4. Если имеются иные, установленные законодательством России, основания,
препятствующие выезду.

Принцип 4. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за
границей, имеет право на защиту такого лица.

Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскими
учреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических
сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.,
Европейской конвенцией о консульских функциях 1967 г., двусторонними
договорами и внутренним законодательством страны.

21. Понятие политического убежища.

Статья 63 устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище
иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с
общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим
государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за
действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Право, убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении
преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача
осуществляется на основе федерального закона или международного договора
(ч. 2 ст. 63 Конституции).

22. Сущность выборов.

Современное конституционное право рассматривает институт выборов как
неотъемлемое свойство демократии —средство реализации народного
суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения.
Посредством выборов формируются различные органы государственной власти —
парламенты, главы государств и т.п. Следовательно, выборы — это форма
непосредственной демократии.

Общественные отношения, связанные с выборами, моделируются в различных
социальных нормах. Среди них важнейшее место занимают правовые нормы.

Акт выборов — это обозначенный во времени процесс, имеющий особое
внутреннее содержание: формирование из индивидуальной и коллективной воли
членов общества волеизъявления народа, либо территориального коллектива по
вопросу комплектования представительных органов власти.

Следовательно, содержание избирательного права — это правовое регулирование
организации проведения выборов и подсчета голосов. Избирательное право
понимается в двух значениях.

1. В объективном смысле - система КПН, регулирующих общественные отношения,
связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

2. В субъективном смысле - гарантированная государством возможность
гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно
представляет собой комплекс правомочий (например, активное и пассивное
избирательное право, прямое и косвенное избирательное право).


Нормы избирательного права получают выражение в правовых актах, являющихся
его источниками. В силу той важной роли, которую играют выборы в
политическом процессе, нормы избирательного права содержатся прежде всего в
конституциях, где закрепляются черты, общие для выборов в целом, а в
соответствующих законах — черты, присущие порядку формирования органов
власти государства.

23. Источники, понятия и принципы избирательного права в РФ.

Источники:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «О выборах Президента РФ» от 17 мая 1995 г.

3). ФКЗ «О референдуме в РФ» от 10 октября 1995 г;

4). ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» от 6 декабря
1994 г.

5) ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
от 21 июня 1995 г.

6) нормативные акты субъектов РФ о выборах в соответствующие
представительные органы государственной власти;

7) нормативные акты районных и городских органов государственной власти о
выборах в органы местного самоуправления.

В этих нормативных актах находят свое отражение принципы избирательного
права РФ: всеобщность; равенство граждан России при выборах; прямые выборы;
тайное голосование.

Принцип всеобщности означает, что каждый гражданин РФ, достигший
определенного возраста, независимо от пола, расовой и национальной
принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет
право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган
государственной власти.

Принцип равенства граждан РФ при выборах означает, что каждый избиратель
имеет наравне с другими только один голос; все граждане участвуют в выборах
на равных основаниях. Этот принцип обеспечивается дополнительно
организационными и правовыми мерами.

Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых
устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по
количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа
кандидатов.

Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать
в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по
документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка
о выдаче бюллетеня.

Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы
государственной власти избираются гражданами непосредственно. Прямые
выборы, в отличие от многостепенных, являются более демократичными, так как
обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей.

Тайное голосование выражается в том, что на выборах исключается возможность
какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя и результаты голосования
не могут быть известны другим лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в
помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного
голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких
пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего.

24. Активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в
избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве
полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет
(т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется
либо в 18 лет, либо позднее 21 год — для избрания в депутаты
Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное
проживание в РФ неменее 10 лет — для избрания в качестве Президента
Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному
состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять
гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть
признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть
избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в
законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц,
находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен
приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении,
влекущем за собой лишение свободы.

25. Избирательные системы, применяемые в РФ.

Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного
представительства, осуществляется путем общенациональных выборов, которые
проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам
(225 депутатов) и системы пропорционального представительства по
общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места
в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который
собрал установленное большинство голосов, а все остальные.партии, кандидаты
которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

Пропорциональная система - мандаты в каждом избирательном округе
распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных
каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает
представительство даже для относительно мелких партий.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных
избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень
пропорциональности может быть достигнута.

26. Стадии избирательного процесса.

,Выборы Президента РФ - см. Конституцию (гл.4).

Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом
порядке политические партии, общественные организации, собрания
избирателей, политические движения.

При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан
(подписные листы, где граждане, поддерживающие данную кандидатуру,
проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа,
удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в
Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не
менее 50% голосов избирателей. Избранным считается тот кандидат, который
получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-
разному.

В список кандидатов избирательные объединения вправе включить любое лицо, в
том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и
общественных движений. Для того, чтобы общефедеральный список был
зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее
100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс. подписей не более 15%
должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст.97.

Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в
несколько этапов.

1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования
Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84 Конституции. ЦИК входят 15
членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур,
предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов
— назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых
законодательными (представительными) и исполнительными органами
государственной власти субъектов РФ; пять членов — назначаются Президентом
Российской Федерации.

2. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных
избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов
является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью
населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных
округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до
выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные
комиссии. В каждую входят Председатель и 12—18 членов из числа кандидатур,
предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих
субъектов РФ.

3. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности
избирательного права. ИУ — это часть избирательного округа; территория, на
которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем
за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30
дней.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для
регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении
своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до
выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата
требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает
удостоверение о регистрации либо отказывает.

Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу
подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными
представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35
дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации
либо об отказе.

6. Проведение предвыборной агитации. Законодательством предъявляются
определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных
предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению
целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную
рознь.

7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по
одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который
получил наибольшее число голосов. Если же число голосов одинаковое,
избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются
несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по
общефедеральному избирательному списку. Выборы в этом случае будут
считаться несостоявшимися, если 5% действительных голосов не будут получены
ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только
одним из них.

Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных
голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу
поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по
специальной методике'.

Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов
определяются и публикуется ЦИК.

27. Национально-государственное устройство РФ.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др.
законодательных актов политическое устройство наций на основе их
самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

* Распространение суверенитета на всю ее территорию.

* Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

* Установление субъектного состава.

* Государственная целостность – единство системы гос. власти.

* Равноправие и самоопределение народов.

* Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

* Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

> Перечислен состав субъектов.

> Основы статуса каждого из видов субъектов.

> Порядок изменения статуса субъектов.

> Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

> Государственный язык и право на установление родного языка.

> Гарантии прав коренных малочисленных народов.

> Государственная символика.

> Предметы ведения РФ и субъектов.

> Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

> Основы формирования системы ОГВ субъектов.

> Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

5. Добровольность объединения.

6. Суверенность и равноправие.

7. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

8. Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

9. Государственная целоствность.

10. Разграничение предметов ведения и полномочий.

11. Равноправие субъектов.

28. Формы НГУ.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др.
законодательных актов политическое устройство наций на основе их
самоуправления в той или иной форме государства.

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из
административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая
территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы.
Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные
образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на
основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое
разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как
правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали.
Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения федерации:

- Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно
(СССР).

- Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного
конституционного договора, в котором центральная власть признает
федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

1. Национальные федерации.

2. Национально-территориальные.

3. Территориальные.

По устройству:

- симметричные – по статусу все составные части равны;

- ассиметричные.

29. Административно-территориальное деление РФ.

АТД – деление территории государства на определенные части, в соответствии
с которыми строится система местных ОГВ и ОМС. АТД осуществляется на основе
принципов:

1. Экономический – г-во делится с учетом экономических связей, существующих
в системе РФ.

2. Национальный – всесторонний учет национального состава населения.

3. Максимальное приближение государственного аппарата и ОМС к населению.

4. Конституции и Уставы субъектов РФ различают АТЕ первичные ( районы в
городах, поселки, сельские поселения) и базовые (районы, города, области,
республики и краевые подчинения). Традиционные а.т.е.:

Район – а.т.е., составная часть республики, края, области, авт. округа,
авт. обл.

Город – место сосредоточения большого количества промышленных и др.
предприятий и учреждений.


Поселок – отличается от города меньшими размерами территории и численности
населения (рабочий, дачный, курортный).

Сельское поселение - подавляющее кол-во населения занято сельским
хозяйством (хутор, деревня, село).

Нетрадиционные а.т.е.: административные округа, муниципальные районы,
микрорайоны.

Существуют еще национальные районы – территории, на которой компактно
проживают численно небольшие группы национальностей (Алтайский край).
Закрытые а.-т. образования – терр. образования, которые расположены
промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов,
военные объекты.

30. Виды и типы субъектов.

31. Их конституционный статус.

См. главу 3 Конституции РФ. Статус субъекта РФ включает не только
совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также
и его принадлежность к определенному виду субъектов.

Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на
своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной
властью, принимая свои Конституции, Уставы, собственным законодательством,
территориальным верховенством.

В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в
отношениях с Федерацией. Однако субъекты не тождественны.

Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные
части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Они не являются субъектами
международного публичного права и осуществляют международные и
внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом.

Можно выделить три разновидности субъектов РФ:

* республики, имеющие статус государства (их 21);

* политико-территориальные образования: края (их 6), области (их 49), го-
рода федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);

* национально-территориальные образования: автономная область (одна) и
автономные округа (их 10). Всего субъектов РФ—89.

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной
основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она
является государством. Особенности конституционно-правового положения
республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции
республики, и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою
конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие
названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства
и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ
устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти,
органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они
употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики
ввели также свое гражданство.

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-
территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих
субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми
законодательными органами. Устав края, области, города федерального
значения закрепляет организацию государственной власти, порядок
нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также
другие волосы.

3.Автономная область и автономные округа— национально-территориальные
образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения
малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и
развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя
и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации,
имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией
предусматривается при определенных условиях возможность принятия
федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации
ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация
органов государственной власти и т. п.

Статус субъекта РФ может быть изменена соответствии с федеральным
конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией РФ
(ч. 5 ст. 66).

Под изменением статуса субъекта Федерации понимается переход субъекта
Федерации из одного вида в другой в рамках перечня, предусмотренного ст. 5
Конституции РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его
названия, если оно не связ

Новинки рефератов ::

Реферат: Основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия "Каростройсервис" за последние три года и прогноз на перспективу (Предпринимательство)


Реферат: Психология личности (Психология)


Реферат: Види обєднань громадян (Право)


Реферат: Зарождение российского кино (Искусство и культура)


Реферат: Головной мозг (Биология)


Реферат: Социум (Социология)


Реферат: МЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Рецепты со всего света (пищевые продукты) (Кулинария)


Реферат: Салат Оливье (Кулинария)


Реферат: Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова (Педагогика)


Реферат: Сальвадор Дали (Искусство и культура)


Реферат: Трансформация жанровой структуры литературы древнего Египта (Литература : зарубежная)


Реферат: В.Г. Распутин "Живи и помни" (Литература)


Реферат: Особливості контролю знань з математики (Педагогика)


Реферат: Защита от электромагнитных полей (Радиоэлектроника)


Реферат: Cold War (История)


Реферат: Участие прокурора в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Концепция построения системы управления Московского представительства японской корпорации (Менеджмент)


Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Паровые двигатели (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист