GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



Методичка по Социологии .
Чеб.Кооп.Институт МУПК


Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )


Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )

1. Определение понятия социологии как науки. Социология и
обществознание.
2. Социология и социологическое знание.Уровни
социологического знания.
3. Законы, категории, функции и методы социологии.

Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) -
наука о закономерностях становления, функционирования и развития
общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя-
щее время социология трактуется как одна из составных частей об-
ществознания. Если считать, что социология - наука об обществе,
социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и
их деятельности.
Большинство социологов различают три уровня социологического
знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо-
логические теории, электрические социологические исследования.
Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, пов-
торяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.
Социологические категории - наиболее общие понятия социологии,
обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде,
в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии
(от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера-
ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос-
ти. Функция ( от лат. - исполнение, совершение) -роль, которую
выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа-
ции как целоги, в осуществлении интересов социальных групп. В
своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий,
методов и функций.

Темы рефератов и докладов.
Исторические предпосылки возникновения социологии.
Социологические взгляды Огюста Конта.
Э.Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз-
делении общественного труда. Метод социологии".-М.:1990)
Учение М.Вебера об идеальных типах.
П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как
науку на основе реферирования соответствующего раздела работы
П.Сорокина "Структурная социология" (по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
Что изучает современная социология.
Социология в системе обществознания.
Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и
руководителя.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Конспект лекций.-
Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20.
В список в основном включена только та литература, которая
имеется в г. Чебоксары.
2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию.-
Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992.-С.9-70.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию.-М.: Новая школа,1995.-
С.5-15.
4. Краткий словарь основных социологических
понятий.Социология.Практикум-М.:Социально-политический
урнал,1993.- С.133-139.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.:
Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21.
6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.-
М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
7. Радугин А.А. и др. Социология. Курс лекций.-
М.:Владос,1995.-С.4-12.
8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39.
9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
11. Социология - студенту в вопросах и ответах.-М.: Изд-во
Москов. уе-та, 1992.-С.7-22.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии -М.: Знание,1996.
13 Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс.М.: Прометей,
1994.-С.8-40.
14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-
41
15. Энциклопедический социологический словарь.-М.: ИСПИ.


Дополнительная литература.
1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994.
2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.
3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.


Занятие 2. Социология общества и личности.

Социальные институты (2ч.)
1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая
характеристика современного российского общества.
2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект
общественных отношений.


Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж-
ду людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельнос-
ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей,
соединение) - определенное целостное образование, основными эле-
ментами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от
греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; об-
щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
жизнедеятельности общества Вы знаете ?
Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность
взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов
и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее
любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов)
по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в
студенческой группе.
Студенческая группа относится к малым группам.
Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие со-
циальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и
т.д.)
Между социальными группами устанавливаются социальные отно-
шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло-
жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов,
структурой потребления.
Кроме общества и его составных частей, социология изучает
также социальные институты. Социальный институт (институт от
лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, ус-
тойчивые формы организации совместной деятельности людей. Пере-
числите социальные институты.
Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает
и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В ка-
ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело-
века?



Темы рефератов и докладов.

Современные проблемы развития общества и личности.
Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
Смысл жизни в зеркале социологии.
Социология и общество : пути и цели использования
социологических знаний.
Место и роль социальных институтов в жизни общества.
Современная Россия: переходное общество.
Социальный кризис в современной России и пути его
разрешения.
Социальные конфликты в современной России.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33.
2. Зборовский Г.Е. и др. Введение в
социологию.-С.120-148,178-198.
3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ.Н. идр. Основы социологических знаний -
С.99-113,158-167,188-196.
5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489.
10. Социология - студенту в вопросах и
ответах.-С.33-37,42-46,53-55.
11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
12. Фролов С.С.Социология -С.129-344.
13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
14. Энциклопедический социологический словарь.


Тема 2. Из истории социологии
1. Этапы развития социальной мысли:
а) Становление статистики (Политическая арифметика
В.Петти.Университетская статистика А.Конринга и социальная статистика
А.Кетле).
б) Становление социологии : Социология Маркса.Социология
О.Конта, Г.Спенсера и Э.Дюркгейма.
2. Современная социология:
а) Позитивистская социология. Социология структурно-
функционального анализа.
б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".
в) Русская классическая социология

1 Для самостоятельного изучения.



Тематика рефератов и докладов.
О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития
отдельного индивида.
Органическая социология Г.Спенсера
Субъективна социология П.Л.Лаврова
Социологические взгляды П.А.Кропоткина
Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

Литература.
1.Антология русской классической
социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во Москов. ун-та,1995.
2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли.
М.:"Прогресс-Универс",1993.
3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.
4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод
социологии.-М.:Наука,1990.
5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
6.Конт О.//Мир философии.В 2-х ч.-
М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.
7.Кравченко А.И. Социология:справочное
пособие.М.:Московский лицей,1996.-С.203-208,316-327.
8.Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических
знаний.-С.22-98.
9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64.
10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология
экономической классики. В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
11.Петти У. /В/. Экономические и статистические
работы.-М.,1940
12.Плашко Б.Г. и др. История статистики.-М.:Финансы и
статистика,1990.-С.7-39.
13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
14.Сорокин П.А. Человек.Цивилизация.Общество.-
М.:Политиздат,1992.
15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32.
17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
18.Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991.
19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20. Энциклопедический словарь.



Тема 3. Социология труда (2ч.)

1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс,
Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-Грегор о труде.
2. Труд и типы отношений в процессе труда.
3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых
организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида-
ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе-
ния его потребностей. Социология труда изучает трудовые отноше-
ния и социальные процесы в труде. Социология учебы в себя вклю-
чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие
между ними в ходе учебы. С точки зрения марксихма существовали
(существуют) следующие типы отношений в процессе труда: перво-
бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический.
Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений
Вы знаете?
Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.
Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе.
Коллектив ( от лат. - собирательный) - организованная общ-
ность людей, обьединенных конкретным видом деятельности, осу-
ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва-
ющимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности,
интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос-
леднее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще
употребляется категория "организация". Социальная организация (
от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс-
ле слова - социальная подсистема организации.
Социальный конфликт ( конфликт от лат. - столкновение( -
столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных
институтов, общества, которая характеризуется усилением противо-
положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
Наиболее распространенной формой социального конфликта в совре-
менной российской действительности является трудовой конфликт (
в основном виде стачки, забастовки).
Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек-
тива ( организации ), об имеющихся конфликтах в нем, а, также о
путях выхода из конфликтных состояний.
В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов
по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные
заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода-
вателей, ни научно - производственной базы). Не приведет ли та-
кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис-
тов и к возможной безработице?
О социологии безработицы см. Ю.С. Гуров "Основы социоло-
гии. Конспект лекций". - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе-
та,1996 г.- с.42-56.

Литература.
1. Генкин В.М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х
ч. Ч.1.-Спб.,1994.
2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
4. Кравченко А.И. Прикладная социология и
менеджимент.-М.:Изд-во Москов.ун-та,1995.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.
-С.177-187.
6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.//
Социс.,-1995- 1.-С.146-151.
7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176.
8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414.
9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П
10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73.
11. Кравченко А.И.Социология.- Справочное
пособие.-С.121-202.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека.-М.:Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература.
1. Дворецкая Г.В. и др. Социология труда.-Киев: Выща
школа,1990.-С.21-37.
2. Дикарева А.А. и др. Социология труда.-
М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58.
3. Комозин А.Н. и др. Популярная социология.-
М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
4. Политология. Энциклопедический словарь.
5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская
энциклопедия,1989.

ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).

Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)

1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.
Молодежные движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений.

Занятие 2. Социология образования (2ч.)

1. Предмет, метод и функции образования.
2. Содержание и роль образования в жизни общества.

Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных тем и другим социально-
психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе-
ние социально - демографической группы, находящейся на переход-
ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се-
мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос-
тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и
статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно
означает студентов как социально-демографическую группу и опре-
деленное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы,
переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных соци-
альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими
целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид-
ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи-
зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп-
па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от
14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы
знаете?
Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор-
мальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы
знаете?
В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие
пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой
проблемы Вы можете обосновать?
Образование - социальный институт, выполняющий экономичес-
кую, социальную и культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии, изучающая об-
разование как социальный институт ( его функции в обществе и
взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы
и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику
в области образования. Социальная функция образования заключает-
ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве
социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
Расскажите, почему в современных условиях растет роль и
значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом
роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо-
го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?
В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
Вашего поступления в наш институт.


Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:

История поколений в их преемственности и конфликтах.
Современные молодежные движения.
Культура досуга молодежи.
Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и
культуры.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе.
Молодежь России и рынок.
Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
Преемственность поколений как социологическая проблема.


Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:

Личностные особенности российских и американских студентов.
Студенчество России на пороге ХХIв.
Социальное самочуствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза.
Инновации в ценностных ориентациях студентов.
Студент - кто он?
Ценностные ориентации студентов.
Российское студенчество в условиях переходного периода.
Поведенческая типология студенческой группы.
Профессиональная направленность студентов вузов.
Вузовское обществоведение глазами студентов.
Социальный портрет современного российского студента.

Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
Образовательная деятельность как механизм воспроизводства
и саморегуляции социума.
Место и роль образования в системе социолизации личности.
Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-
гуманитарных наук.
Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера,
юриста...).
Проблемы гуманизации образования.

Литература:
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. - с. 126-137.
2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-
168.
3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию. - с.46,67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27 - с. 118-132.
5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.
6. Социология: Наука об обществе. - с.376-389, 541-576.
7. Социология молодежи.Учебник. Сиб.:изд-во С.-Петербург.
университета,1996 год.
8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с.59-
62,76-81.
9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии
10. Тощенко Ж.Т. Социология. - с.241-253.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.



ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)

1. Этносы - субьекты исторического развития.
2. Социальные проблемы национальных отношений.

ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю-
щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю-
чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего
единства и отличия от других подобных образований ( самосозна-
ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис,
сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт-
нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо-
логические принципы из исследования.
Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию
"НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для
развитого, классового ( капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио-
нальным и межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
вообще, в национальных регионах в особенности?
В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
Вы можете назвать?

Темы рефератов и докладов:

Этносоциология как отрасль социологической науки.
Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы
формирования этнических групп.
Этнические процессы в Российской Федерации.
Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и
национальных отношений.
Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие
национальной культуры.
Основные направления гармонизации национальных отношений.


Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.48-49
2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. -
с. 114-130.
3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262
5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449
6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. - с. 135-146
7. Энцеклопедический социологический словарь.

Дополнительная литература:

1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г.
2. Политология. Энциклопедический словарь.
- с. 195-213
3. Философский энциклопедический словарь.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)

1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции
общественного мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.


Общественное мнение - специфическое проявление общественно-
го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в
письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше-
ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на-
рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим
общественный интерес. Социология общественного мнения - область
социологических исследований, где предметом анализа выступают
содержание высказываний общественного мнения, активность его
функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест-
ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических
гарантий) мнения.
Функции общественного мнения: результативно-воспитательная
(моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта-
тивная, оценочная и др.
Почему в современных условиях растет роль общественного
мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.

Темы рефератов и докладов:


1. Роль общественного мнения в социальном управлении и
жизни людей.
2. Механизм формирования и функции общественного мнения.
3. Мнение о мире и мир мнений.
4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
5. Сплетни как социальное явление.
6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
7. Каналы восприятия и распространение слухов.
8. Слухи как социальный феномен.
9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".

Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.87
2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний. -
с. 207-215
3. Социология - студенту в вопросах и ответах.
- с. 87-88
4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь.

ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)

1.Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы
анализа данных.


Социологическое исследование-один из видов науч-
но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной
информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес-
кие и эмпирические социологические исследования.Последние дают
возможность получить первичную информацию об объекте(статисти-
ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте
изучения).
В заключение дадим оценку современной социально-эконо-
мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог-
ласно анкете).

Темы рефератов и докладов.
1.Прикладная социология в США.
2.Основные методы сбора социологической информации.
3.Опрос в социологическом исследовании.
4.Эксперимент в социологии.
5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора
первичной социальной информации.
6.Место интервьюирования в эмпирическом социологическом
исследовании.
7.Наблюдение-важный способ сбора информации.
8.Методы изучения документов и контакт-анализа в
социологии.
9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.

Литература.

1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15.
2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний. - с.
228-255.
3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189.
5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648.
6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684.
8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98.
9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и
социологии.
10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60.
11.Философский энциклопедический словарь.
12.Энциклопедический социологический словарь.


Содержание:
Тема 1.Социология как наука стр.
Тема 2.Из истории социологии стр.
Тема 3.Социология труда стр.
Тема 4.Социология молодежи и образования стр.
Тема 5.Этносоциология стр.
Тема 6.Социология общественного мнения стр.
Тема 7.Эмпирические социологические исследования стр.


Основы социологии
Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Подписано в печать
Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л.
Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во "Салика" 428015
Чебоксары,ул.Урукова,17.







Реферат на тему: Социология (Контрольная)
СОЦИОЛОГИЯ



Тема №17
1. Понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
Биологическое и социальное в человеке.
2. Личность и социальная среда. Девиантное поведение личности.
3. Профессиональные требования к личности работника ОВД.



Согласно философским понятиям человек – это субъект исторического процесса
развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо
генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них
благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной
речью, мышлением и сознанием.
Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система
интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека,
выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-
типического), особенного (классового, национального и т. д.), и отдельного
(индивидуального).
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый
человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим
особенностям.
Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной
личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная
форма общественной жизни человека.
Мы разделяем окружающий мир на три фактора: биологический, социальный и
психический. Биологический фактор включает в себя такие вещи, как еда, сон,
дыхание и т.п. Психический фактор в человеке включает в себя эмоции любви
или ненависти, или восприятие чего-либо в том или ином ключе. Социальный же
фактор рассматривает в человеке все связанное с отношениями между собой и
обществом в целом. Несмотря на очевидные различия в подходах, один и тот же
факт может рассматриваться с точки зрения этих факторов по-разному.
Биологическое в человеке – это, прежде всего то, что осталось нам от наших
предков, обезьян. Как писал австрийский ученый З. Фрейд, 90 % деятельности
человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и о результатах
работы этих процентов мы не подозреваем вообще. И лишь 10 % работы мозга
содержат в себе все то, что человек накапливает знаниями о природе,
правилами поведения в сообществе себе подобных и т.п. приобретенными
знаниями. Действительно, большую часть времени человек проводит как
существо биологическое. Собственно и цель жизни, его – это воспроизведение
себе подобных. Черты биологического наследия дополняются врожденными
потребностями человеческого существа, которые включают потребности в пище,
воздухе, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Социальное
в человеке, подобно инстинкту самосохранения, возникло в человеке вместе с
родовым строем. Затем, с изменением социального строя и появлением классов,
старый род распался, и прежние родственные узы исчезли. Но в целях
сохранения жизни, обеспечения покорности, преследуя, конечно, свои,
корыстные цели, священники многих религий стали поощрять и всячески
восхвалять поступки людей, которые, например, жертвовали собой ради народа,
короля и церкви, поощряются такие качества как чувство стадности.
Социальное поведение человека становится более сложным. Нужно ладить не
только с сородичами, но и с людьми другого племени, народа и другого цвета
кожи. Если социальный опыт объясняет сходные, общие черты, которыми
обладает человек, то биологическая наследственность объясняет
индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с
тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение
биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя
объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти
сразу вступает в процесс социализации. Люди в любом обществе контролируются
с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли
бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить
человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим
его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те
чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить
свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность
и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает
набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной
роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас
формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые
для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с
обществом. Таким образом, мы постепенно переходим ко второму вопросу.
II. Как мы уже говорили, человек в процессе социализации всегда ищет
компромисс с обществом. И нонконформизм скорее исключение, чем правило.
Это объясняется многими причинами.
Социализация очень сложный процесс и не ограничивается каким-то периодом
или возрастом. Этот процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни
человека, и оказывает влияние на все участвующие стороны. Конечно, каждое
общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества
личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе
социализации. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм.
Социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие
интеракцией людей. Ученые выделяют несколько теорий развития личности:
| Теория | Представитель | Сущность теории |
|Теория развития |Чарльз Кули |Эффект «зеркального |
|личности | |отражения» у людей |
| | |представлений о том, |
| | |как их оценивают |
| | |другие. |
| |Джордж Герберт Мид |Развитие личности |
| | |включает несколько |
| | |стадий, связанных с |
| | |принятием на себя роли |
| | |других людей и |
| | |формированием «Я» и |
| | |«Меня». |
|Психоаналитические |Зигмунд Фрейд |Личность в развитии |
|теории | |проходит ряд |
| | |последовательных |
| | |стадий, заканчивающихся|
| | |половой зрелостью; на |
| | |каждой стадии |
| | |напряженность между «Я»|
| | |и «Оно». |
| |Эрик Эриксон |Личность в ходе |
| | |развития проходит |
| | |стадии развития |
| | |связанные с |
| | |преодолением кризисов. |
|Теорий развития |Жан Пиаже |Способность мыслить |
|познания | |развивается по мере |
| | |прохождения |
| | |последовательных |
| | |стадий, каждая из |
| | |которых способствует |
| | |овладению новыми |
| | |навыками. |
|Теория нравственного |Лоренс Кольберг |Развитие личности |
|развития | |включает несколько |
| | |стадий, предполагающих |
| | |развитие познавательной|
| | |способности и пониманию|
| | |чувств других людей. |


Мы рассматривали в этой главе различные аспекты развития личности в
процессе социализации. Но в результате социализации иногда мы видим не
конформизм личности, а отклонение от общепринятого поведения – девиантное
поведение личности. Существует несколько точек зрения на то, что именно
представляет собой девиация. Рассмотрим некоторые из них:
|Тип объяснения | Теория | Автор |Основная идея |
|Биологическое |Физические черты |Ломброзо |Физические особенности |
| |связаны с | |являются причиной |
| |преступными | |девиации. |
| |наклонностями. | | |
| |Определенное |Шелдон | |
| |строение тела, | | |
| |наиболее часто | | |
| |встречающееся у | | |
| |девиантов. | | |
|Психологическое |Психоаналитическа|Фрейд |Конфликты, свойственные |
| |я теория | |личности вызывают |
| | | |девиацию |
|Социологическое |Аномия |Дюркгейм |Девиация происходит |
| | | |вследствие нарушения или|
| | | |отсутствия социальных |
| | | |норм. |
| |Социальная |Шоу и |Девиации возникают |
| |дезорганизация |Маккэй |тогда, когда культурные |
| | | |ценности, нормы и |
| | | |социальные связи |
| | | |ослабевают, разрушаются |
| | | |или становятся |
| | | |противоречивы. |
| |Аномия |Мертон |Девиация нарастает, |
| | | |когда обнаруживается |
| | | |разрыв между одобряемыми|
| | | |в данной культуре целями|
| | | |и социальными способами |
| | | |их достижения. |
| |Культурологически|Селлин, |Причиной девиации |
| |е теории |Миллер, |являются конфликты между|
| | |Сутерленд |нормами субкультуры и |
| | | |господствующей культуры.|
| |Теория |Беккер |Девиация – своего рода |
| |стигматизации | |клеймо, которое группы, |
| |(клеймения) | |обладающие властью, |
| | | |ставят на поведение |
| | | |менее защищенных групп. |
| |Радикальная |Турк, |Девиация является |
| |криминология |Квинни |результатом |
| | | |противодействия нормам |
| | | |капиталистического |
| | | |общества. |


Среди данных теорий особый интерес представляет теория Беккера о
стигматизации. Теория стигматизации во многом объясняет причину девиантного
поведения целых социальных групп. Впрочем, девиантного поведения с точки
зрения лишь одной части общества, тех 3 % людей, в чьих руках находятся
богатства страны.
Заслуживает пристального внимания также теория Мертона. В качестве
наглядного примера можно привести пример в положении нынешней российской
милиции. С одной стороны молодому сотруднику внушают мысль о том, что
только став высококлассным специалистом с юридическим образованием можно
добиться успеха и продвижения по служебной лестнице, но с другой стороны,
он видит, что успеха добиваются благодаря деньгам, взяткам и связям. И
образование, и результаты работы, оказывается, мало кому нужны.
Указанный пример можно также приводить в случае с теорией аномии
предложенной Дюркгеймом. Социальные нормы играют важную роль в регуляции
жизни людей. Жизненный опыт людей более или менее соответствуют ожиданиям,
которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов, или
радикальных социальных перемен опыт перестает соответствовать идеалам,
воплощенным в социальных нормах.
В обществе существуют различные социальные нормы. Одни из них очень
важны, их называют – нормы-правила. Они представляют собой основные
механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие жизнь общества. Их
нарушение влечет за собой самое жесткое наказание. Нормы-правила включают,
например, такие законы, как запрещение убийства другого человека, или
похищение людей. Менее важные нормы называются нормами-ожиданиями и их
нарушение не приводит к суровому наказанию. Суровость наказания девиантного
поступка зависит от типа нормы, которая была нарушена.
Далеко не всегда девиантное поведение считается таковым. Пример тут
может составить поведение А. Б. Чубайса. Если мы вспомним дело с коробкой
долларов или незаконные махинации на рынке ценных бумаг. Переход от
признания поступка девиантным, конечно, если он будет признан таковым,
происходит обычно в результате обработки информации о его поведении. Как
правило, эту «обработку» выполняет какое-либо учреждение. Например,
психиатрические больницы, или суды. В этих случаях на человека
«наклеивается ярлык» девианта, если он болен или ему предъявлено обвинение.
Здесь следует учитывать иногда слабую связь между официальным определением
индивидуума как девианта и реальным совершением поступка подходящего под
соответствующую категорию. Если человек считается девиантом, то он в какой-
то мере может быть наказан. Наказание может быть сравнительно мягким –
порой люди, просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту;
оно может быть и суровым: помещение в психиатрическую лечебницу или тюрьму.
Отношение к людям, отмеченным клеймом девианта родственников, знакомых,
коллег по работе не может не влиять на особенности ролевого поглощения.
Согласие человека с девиантной идентичностью основывается но многих
факторах – среди которых наиболее важно, насколько часто, как долго и с
какой интенсивностью окружающие навязывали ему данную идентичность, а также
его способность оказывать сопротивление процессу ролевого поглощения. Как
считают некоторые ученые, в большинстве случаев, когда девиация наблюдается
в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного
индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных
поступков формируется образец поведения, который усваивается многими
людьми. Такой образец может привести к появлению новой субкультуры. Когда
девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большое
влияние в обществе, чем ставит власти перед сложной проблемой т.к. это
может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы.
Безусловно, для контроля над социализацией и за девиантами существует такое
понятие, как социальный контроль. Социальных контроль – это не карательный
орган или должностное лицо. Это то, что на просторечии называется
«совестью», т.е. внутренний контроль личности за своим поведением и за
поведением окружающих воспитанный социализацией. Но подробное рассмотрение
данного вопроса не входит в рассмотренную нами тему.
Мы рассматривали девиацию, как поведение отклоняющееся от номы
поведения в худшую сторону. Но надо не забывать, что девиантное поведение
всегда оценивается с точки зрения культуры господствующей в данном
обществе. Кроме девиантного поведения, которое наказывается обществом,
существует социально одобряемое девиантное поведение в обществе, поскольку
известные актеры, музыканты, политики и другие «кумиры толпы», это тоже
девиантное поведение, которое связано с понятием возвеличивания, т.е.
возвышения над другими, что составляет основу девиации.
III. Требования к личности сотрудника ОВД рассматриваемые в данном вопросе
не отличаются особым многообразием. Теоретически, почти все они указаны в
«Кодексе чести сотрудника ОВД». Вот некоторые из требований предъявляемые к
сотруднику ОВД:
- Сотрудник ОВД должен строго выполнять требования законности и
правопорядка;
- Сотрудник ОВД должен быть психически нормальным человеком, но это
определяет ВВК при приеме на работу;
- Сотрудник ОВД должен быть сдержан, морально устойчив;
- Сотрудник ОВД должен быть вежлив, корректен по отношению к коллегам и
гражданам;
- Сотрудник обязан повышать свой профессиональный уровень;
Вот основные требования, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних
дел. Конечно, это красиво звучит в теории, но на практике, – для того чтобы
сделать карьеру в бюрократической системе, в которую превратились органы
внутренних дел, не обязательно обладать вышеперечисленными качествами.
Достаточно иметь деньги или широкие связи в системе органов внутренних дел.

Литература:
1. Н. Смейзер. Социология. Курс лекций. М., 1994
2. С. С. Фролов. Социология. Учебник. М., 1996
3. Философский словарь. М., 1987




Новинки рефератов ::

Реферат: Оценка имущества (Финансы)


Реферат: Вирусы и их разновидности (Программирование)


Реферат: Информационные ресурсы Интернет (Кибернетика)


Реферат: Культура Византии. Крещение Руси. (Культурология)


Реферат: О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биография С.А. Токарева (советского этнографа) (История)


Реферат: Cоциология семейно-брачных отношений (Социология)


Реферат: Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения (Педагогика)


Реферат: Волоконно-Оптические Линии Связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Вакуумное напыление (Технология)


Реферат: Скульптура (Искусство и культура)


Реферат: Социология - Наука об обществе (Социология)


Реферат: Законодательство о праве собственности и других вещных правах (Гражданское право и процесс)


Реферат: Государство и право в Древней Руси (Государство и право)


Реферат: Демографическая ситуация в России (Социология)


Реферат: История АО "Металлургический завод "Серп и молот" (Металлургия)


Реферат: Семья как малая социальная группа (Социология)


Реферат: Повышение качества стали (Технология)


Реферат: Изобретение книгопечатания (История)


Реферат: Классические системы гадания (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист