GeoSELECT.ru



Предпринимательство / Реферат: Государственное управление предприятием в переходной экономике (Предпринимательство)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственное управление предприятием в переходной экономике (Предпринимательство)


Факторы производства
Для того, чтобы начать процесс производства, необходимо наличие по
крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего из чего будут
производить. Поэтому можно говорить, как минимум, о двух факторах
производства - человеке и природе. Однако такое определение является
слишком обобщенным. Обычно в экономической науке выделяют четыре фактора
производства: труд, капитал, землю и предпринимательство. При этом под
трудом подразумевают деятельность человека, направленную на достижение
какого-либо полезного результата. Капитал представляет собой весь
накопленный запас средств, необходимых для производства благ. Говоря о
земле, имеют в виду не только как таковую, но и воду, воздух и другие
природные ресурсы, которые предоставлены в пользование человеку.
Предпринимательство – особый фактор, при помощи которого собираются другие
факторы производства в эффективную комбинацию.
Далее подробнее разберемся в факторах производства и обозначим доходы
факторов.
Труд как фактор производства. “Труд есть целесообразная деятельность
человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для
удовлетворения своих потребностей”[1]. В экономической теории под трудом
как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические
усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности.
Говоря о труде необходимо остановится на таких понятиях, как
производительность труда и интенсивность труда. Интенсивность труда
характеризует напряженность труда, которая определяется степенью
расходования физической и умственной энергии в единицу времени.
Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера,
увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении
потерь рабочего времени. Производительность труда показывает, какое
количество продукции производится на единицу времени. Для увеличения
производительности труда решающую роль играет прогресс науки и техники.
Так, например, внедрение в начале ХХ века конвейеров привело резкому скачку
производительности труда. Конвейерная организация производства базировалась
на принципе дробного разделения труда.
Научно-техническая революция привела к изменениям в характере труда.
Труд стал более квалифицированным, физический труд имеет все меньшее
значение в процессе производства.
Именно труд выступает чаще всего как переменный фактор производства в
краткосрочном периоде.
Теперь перейдем к рассмотрению заработной платы. “Современная
экономическая теория определяет заработную плату как цену труда”[2].
Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и
оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары
и на их цены.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной
заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник
наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине
номинальной заработной платы можно судить об уровне дохода, но не об уровне
потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова
реальная заработная плата. Реальная заработная плата – это та масса
жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она
находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной
- от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.
Капитал как фактор производства. Определяя капитал как фактор
производства, экономисты отождествляют капитал со средствами производства.
”Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической
системой для производства других товаров”[3]. Другой взгляд на капитал
связан с его денежной формой. “Капитал, когда он воплощен в еще не
инвестированных финансах, есть сумма денег”[4]. Во всех этих определениях
есть общая идея, а именно капитал характеризуется способностью приносить
доход.
Различают физический или основной, оборотный и человеческий капитал.
Физический капитал – это материализованный в зданиях, станках и
оборудовании капитал, функционирующий в процессе производства несколько
лет. Другой вид капитала, включающий сырье, материалы, энергетические
ресурсы, расходуется за один производственный цикл. Он носит название
оборотного капитала. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью
возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на
основной капитал не могут быть возмещены так быстро. Человеческий капитал
возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и
поддержания физического здоровья.
Процент – это факторный доход, который получает собственник капитала.
Процент является платой за то, что владелец капитала предоставляет другим
субъектам возможность сегодняшнего, текущего использования капитала.
Земля как фактор производства. Одной из важнейших характеристик земли
является ее ограниченность. ”Термин (земля( охватывает все полезности ,
которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых
человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные
ископаемые”[5].
В связи с обладанием свойства ограниченности, для земли, как фактора
производства, характерен закон убывающей отдачи. Т.е. рано или поздно
дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшую отдачу.
Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве. Однако
закон убывающей отдачи лишь от части распространим на добычу природных
ресурсов. Например, при добыче угля применение дополнительных единиц труда
приведет к исчерпанию шахты, и из нее просто нечего будет взять.
“Рента – это доход от какого-либо фактора производства, предложение
которого не эластично”[6]. Ограниченность предложения земли является
главной причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве.
Предпринимательство как фактор производства. “Под предпринимательской
способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса,
заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие
факторы производства”[7] . Риск – главная отличительная черта
предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности
является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной
комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что
он не сработает в убыток или получит доход.
Прибыль является вознаграждением такого специфического фактора как
предпринимательство. Специфичного потому, что предпринимательство, в
отличие от капитала и земли, неосязаемо, а прибыль нельзя трактовать как
своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и
земли. Прибыль обычно рассчитывают как разницу между выручкой и полными
издержками. Однако для установления целесообразности дальнейшей
предпринимательской деятельности вводят в рассмотрение экономическую
прибыль. В этом случае в полные издержки включают не только бухгалтерские,
а также и альтернативные или неявные издержки. “Мотивированная прибылью
деятельность предпринимателя – основа экономического роста и развития”[8] .


Понятие производственной функции, их основные виды


“Производственная функция характеризует чисто техническую зависимость
между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в
единицу времени”[9] . Производственная функция описывает множество
технически эффективных способов производства заданного объема продукции.
Техническая эффективность производства характеризуется использованием
наименьшего количества ресурсов при данном объеме производства. Например,
способ производства считается более эффективным, если он предполагает
использование хотя бы одного ресурса в меньшем, а всех остальных не в
большем количестве, чем другие способы. Если же один способ предполагает
использование одних ресурсов в большем, а других в меньшем количестве, чем
другой способ, тогда эти способы не сравнимы по технической эффективности.
В этом случае оба способа рассматриваются как технически эффективные, а для
их сравнения используют экономическую эффективность. Наиболее экономически
эффективным способом производства данного объема продукции считается тот,
при котором затраты на использование ресурсов минимальны.

В теории производства обычно используется двухфакторная
производственная функция вида

Q =f( L, K),

характеризующая зависимость между объемом выпуска(Q) и количествами
применяемых ресурсов труда(L) и капитала(K). Фактор производства – земля
обычно рассматривается вместе с капиталом.

Графически каждый способ можно представить точкой, координаты которой
характеризуют минимальное количество ресурсов L и K, а производственную
функцию – линией равного выпуска, или изоквантой. Каждая изокванта
представляет множество технически эффективных способов производства
определенного объема продукции. Чем дальше от начала координат расположена
изокванта, тем больший объем выпуска она предоставляет. На рис.1 приведены
три изокванты, соответствующие выпуску 100, 200 и 300 единиц продукции, так
что можно сказать, что для выпуска 200 единиц продукции необходимо взять
либо K1 единиц капитала и L1 единиц труда, либо K2 единиц капитала и L2
единиц труда, либо какую-то их комбинацию, предоставленную изоквантой
Q2=200.

K


K1 A

Q3=300
K2 B
Q2=200

Q1=100

0 L1 L2
L
Рис. 1. Изокванты, представляющие
разные уровни выпуска.
Наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения
( MRTS; marginal rate of technical substitution) одного ресурса другим.
Более крутой наклон изокванты показывает что, при увеличении количества
труда на единицу, нужно будет отказаться от нескольких единиц капитала для
сохранения данного уровня производства.
MRTSL,K=–(K/(L [10].

K а) K
Q2 б)

Q1



Q1 Q2



0 L 0
L

K P1 в)
K г)
P2
Q2
Q2
Q1
Q1 P3



P4



0 L 0
L
Рис.2 Возможные конфигурации изоквант.
Изокванты могут иметь различную конфигурацию. Линейная изокванта
(рис.2,а) предполагает совершенную замещаемость производственных ресурсов,
т.е. данный выпуск может быть получен с помощью либо только труда, либо
только капитала, либо с помощью комбинации этих ресурсов. Изокванта,
представленная на рис.2,б характерна для случая жесткой дополняемости
ресурсов. В этом случае известен лишь один технически эффективный способ
производства. Такую изокванту иногда называют изоквантой леонтьевского
типа, по имени экономиста В.В. Леонтьева, предложившего такой тип
изокванты. На рис.2,в показана ломаная изокванта, предполагающая наличие
нескольких методов производства (P). При этом предельная норма технического
замещения при движении вдоль изокванты сверху вниз убывает. Изокванта
подобной конфигурации используется в линейном программировании – методе
экономического анализа. Ломаная изокванта является реалистично представляет
производственные возможности современных производств. Наконец, на рис.2,г
представлена изокванта, предполагающая возможность непрерывной, но не
совершенной замещаемости ресурсов.

Совокупный, средний и предельный продукт
Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство,
вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт (TP) – это количество экономического блага,
произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.
Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет
собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной
единицы данного фактора. Предельный продукт характеризует предельную
производительность данного фактора производства.
“Средний продукт (АР) любого вида затрат – это отношение объема
произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат”[11].
Средний продукт труда часто называют производительностью труда.
Кривая совокупного продукта (рис.3,a) показывает зависимость между
затратами переменного фактора и общим объемом произведенной продукции.
Кривая среднего продукта показывает производительность переменного фактора
производства при использовании его в различных объемах. Средний и
предельный продукт переменного фактора можно определить через кривую ТР.
Средний продукт равен тангенсу угла наклона луча, исходящего из начала
координат и проходящего через точку на кривой ТР. Средний продукт достигает
максимума в точке касания этого луча с кривой ТР. Предельный продукт
переменного фактора производства равен тангенсу угла наклона касательной
кривой ТР. Кривая предельного продукта показывает изменение совокупного
продукта при изменении количества переменного фактора на бесконечно малую
величину. Средний продукт переменного фактора равен предельному в точке
своего максимума.

Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Стадия 4
TP

а)



0
F


б)
AP,
MP



0
F
Рис.3. Совокупный, средний и предельный продукты переменного
фактора: стадии производства.
На первой стадии производства увеличение затрат труда способствует
более полному использованию капитала: предельный и средний продукт растут.
После точки, в которой предельный продукт достигает своего максимума,
начинается вторая стадия производства величина предельного продукта
уменьшается и становится равной среднему продукту. Если на первой стадии
производства совокупный продукт возрастает медленнее, чем использованное
количество переменного фактора, то на второй стадии совокупный продукт
растет быстрее, чем использованное количество переменного фактора.
Границами первой и второй стадий производства являются точки максимума
соответственно предельного и среднего продуктов. На третьей стадии
производства МР(АР, в результате чего совокупный продукт растет медленнее
затрат переменного фактора и достигает своего максимума. И, наконец,
наступает четвертая стадия, когда МР(0. На четвертой стадии прирост
переменного фактора ведет к уменьшению выпуска совокупной продукции.
Первые две стадии производства, когда МР(АР, характеризуются
экстенсивным использованием постоянного ресурса. На третьей стадии, когда
МР(АР и МР(0, начинается интенсивное использование постоянного ресурса.
Средний и предельный продукт в расчете на единицу переменного фактора
иногда называют соответственно производительностью и предельной
производительностью переменного фактора.

Закон убывающей предельной производительности
Закон убывающей предельной производительности “утверждает, что с
ростом использования какого-либо фактора производства (при неизменности
остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой
дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению
относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции”[12].
Увеличение использования одного из факторов (при фиксированности остальных)
приводит к последовательному снижению отдачи его применения.
Закон убывающей предельной производительности никогда не был доказан
строго теоретически, он выведен экспериментальным путем. Если предположить,
что закон не будет выполнятся, то тогда, например, можно на ограниченном
участке земли, увеличивая количество удобрений, получать продовольствие для
всего мира. Это, конечно, не реально.
Закон убывающей отдачи начинает свое действие со второй стадии
производства, когда предельная производительность начинает падать. Уровень,
с которого начинается уменьшение предельной производительности, зависит от
характера производственной функции.

Правило наименьших издержек
Фирма, объем и стоимость ресурсов которой фиксированны, целью своего
производства ставит минимизацию совокупных издержек, при максимально
возможном выпуске.
Для начала разберемся в понятии издержек. Издержки – это затраты
фирмы, которые она несет в процессе производства. Различают явные и неявные
издержки. “Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают
форму денежных платежей за использованные ресурсы”[13]. “Неявные издержки –
это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой
фирме”[14]. Неявные издержки можно назвать не оплачиваемыми издержками или
(издержками упущенных возможностей(. Суммой бухгалтерских или явных и
неявных издержек называют экономические издержки производства. Далее мы
будем рассматривать только экономические издержки.
Совокупные издержки (ТС) – это сумма всех затрат производства. Это и
является общей себестоимостью данного объема продукции. Совокупные издержки
могут быть разделены на постоянные и переменные издержки. Постоянные
издержки ((() – это издержки, которые не изменяются при изменении объема
производства. Переменные издержки ((() представляют собой стоимость
изменяемых ресурсов. Средние издержки (АС) – издержки в расчете на единицу
продукции. Средние издержки определяются путем деления совокупных издержек
выпуска продукции на количество единиц продукции:
АС=ТС((.
Средние издержки можно разбить на две составляющие: средние
переменные (А(() и средние постоянные издержки (А((), где
А((= ((((
А((= ((((.
Средние переменные затраты и средние переменные затраты равны в сумме
средним издержкам:
АС= А((+ А((.
Теперь перейдем к рассмотрению предельных издержек. Предельные
издержки (МС) – это изменение совокупных затрат при изменении выпуска
продукции:
МС=(ТС(((.
”Предельные издержки представляют собой затраты, связанные с
производством дополнительной единицы продукции”[15]. Предельные издержки не
зависят от постоянных затрат, т.к. постоянные затраты не изменяются при
изменении объема выпуска продукции.
Издержки за короткий период времени на различных предприятиях
соответствуют приблизительно одной модели. Эта модель может быть объяснена
с помощью закона предельной производительности. Кривая совокупных издержек
(Рис.4) показывает изменение затрат факторов, используемых в производстве,
в зависимости от увеличения объема выпуска. Форма кривой переменных затрат
зеркально отображает кривую совокупного труда, развернутую на 90(.
Постоянные затраты производства можно представить в виде прямой. Средние
переменные и совокупные издержки равны тангенсу угла наклона луча,
выходящего из начала координат и проходящего через точку соответственно на
кривой переменных и совокупных издержек. Минимальным А( и А(( соответствуют
тангенсы касательных к кривым ТС и ((, проведенных из начала координат.



0
(



0
(
Рис.4. Краткосрочные кривые издержек.
Кривые средних совокупных, переменных, а также предельных издержек
имеют (-образную форму. Средние постоянные издержки(А(С) производства
устойчиво снижаются по мере роста выпуска продукции, поэтому объем
продукции, при котором издержки минимальны, не совпадает с объемом
продукции, при котором максимальна прибыль. “Предельные издержки (ТС((( –
это наклон кривой совокупных издержек”[16]. Существует зависимость между АС
и МС: пока МС(АС АС уменьшаются, при МС(АС АС увеличиваются. Следовательно
АС достигают своего минимума, когда они равны МС. В этом и заключается
правило минимизации издержек.
Правило минимизации издержек можно сформулировать через предельный
продукт переменного фактора (МР(:() и цену этого фактора (Р(). Издержки
производства будут минимальными, если частные от деления предельной
производительности любого фактора на стоимость этого фактора окажутся
равными:
МР(:1( Р1= МР(:2 ( Р2=...= МР(:(( Р([17].

Правило максимизации прибыли
Главной целью производства, по теории, является максимизация
прибыли. Допустим фирма производит один продукт, издержки которого
варьируются в зависимости от объема производства, и продукт продается по
текущей рыночной цене. Нужно выбрать объем производства так, чтобы достичь
максимальной прибыли в данный период.

Прибыль(() – это разница между валовым доходом (Т() и совокупными
издержками (ТС) за один период продаж:

(= Т(–ТС.

Валовый доход (Т() – это цена (Р) проданного товара, умноженная на
объем продаж ((). Допустим фирма не может влиять на цену товара. Таким
образом, фирма может повлиять на свой доход только изменяя объем продаж.
Совокупные издержки равны экономическим издержкам производства. Значит
прибыль и экономическая прибыль тождественные определения. “Нормальная
прибыль представляет собой альтернативную стоимость использования
поставляемых собственниками фирмы ресурсов”[18]. Фирма, которая получает
нулевую экономическую прибыль, рассматривается как получившая нормальную
прибыль, которая является суммой, покрывающей неявные издержки. Конечно же,
целью фирмы является максимизация экономической прибыли, а не только
покрытие экономических издержек.

Теперь выясним при каких условиях максимизируется прибыль. Для этого
введем в рассмотрение величину предельного дохода. “Предельный доход (М() –
это изменение в доходе, обусловленное продажей одной дополнительной единицы
товара”[19].

М(=(Т((((.

Выбирая максимизирующий прибыль выпуск, нужно сравнить предельные
издержки и предельный доход для каждой дополнительной единицы товара. Когда
предельный доход превышает предельные издержки, производство дополнительной
единицы товара увеличит прибыль. Когда предельный доход падает ниже
предельных издержек, производство дополнительной единицы товара будет
понижать прибыль. Следовательно, фирма, максимизирующая прибыль должна
увеличивать свое производство пока предельные издержки меньше предельного
дохода и прекратить увеличивать производство при равенстве этих предельных
величин.

При сложившейся рыночной цене на единицу произведенной продукции фирмы
предельный доход (М() от каждой единицы будет одинаковым, а совокупный
доход (Т() будет прямо пропорционален величине выпуска. Кривые ТС и МС были
рассмотрены выше. Следовательно оптимальный выпуск (Рис.5) будет достигнут
в точке ((.

Правило максимизации прибыли можно сформулировать через величину
предельной производительности в стоимостном выражении и стоимость самого
ресурса. ”Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что
предельные продукты всех факторов производства в стоимостном отношении
равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его
предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене”[20].
Поэтому каждому фактору полагается тот доход, который он создает.



Т(, Т(
ТС



0
(( (
МС,
М(


М(
0
(( (
(



0
(( (
Рис.5. Валовой и предельный доход, совокупные
и предельные издержки, прибыль производства.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детально разобравшись в теории производства в краткосрочном периоде,
сделаем некоторые выводы по каждому разделу.

Факторы производства являются необходимыми ресурсами для процесса
производства. Выделяют четыре фактора производства: труд, т.е.
целенаправленную деятельность людей, направленную на достижение какого-
либо результата, капитал, т.е. средства производства и капитализированные
ресурсы способные приносить доход, землю, т.е. все полезности, данные
человеку природой и над которыми человек не властен, также способные
приносить доход, и предпринимательский талант, характеризующийся
способностью наиболее эффективно использовать другие ресурсы. К доходам
факторов производства относят соответственно заработную плату, т.е. оплату
за услуги труда, процент, т.е. доход, получаемый от использования капитала,
ренту, т.е. плату за услуги земли, и прибыль, т.е. вознаграждение за риск
использования других ресурсов.

Производственная функция характеризует техническую зависимость между
объемом выпуска и количеством используемых ресурсов. Различают технически и
экономически эффективные способы производства. Технически эффективный
способ производства характеризуется использованием наименьшего количества
одинаковых ресурсов, при данном объеме выпуска. Экономическая эффективность
определяет тот объем использования ресурсов, при котором затраты на эти
ресурсы минимальны. Существует четыре вида производственных функций или
изоквант: линейная, которая характеризуется полной замещаемостью ресурсов,
жесткая, при которой известен лишь один эффективный способ производства,
ломаная, предполагающая наличие нескольких методов производства, и
непрерывная, для которой характерно непрерывное, но не совершенное
замещение ресурсов.

Для анализа производства благ необходимо ввести понятия совокупного
продукта (ТР), среднего продукта (АР) или, по-другому, производительности
ресурсов и предельного продукта (МР) или, по-другому, предельной
производительности ресурса. Совокупный продукт (ТР) – это количество
экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества
переменного фактора. Средний продукт (АР) – это отношение объема
произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат.
Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет собой
прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы
переменного фактора.

С помощью кривых ТР и МР можно наглядно проиллюстрировать закон
убывающей предельной производительности, гласящий, что с увеличением
использования одного ресурса, при неизменности остальных, предельная
производительность этого фактора будет уменьшаться. Следствием этого закона
является то, что существует точка, в которой достигается максимальный объем
выпуска.

В следующем разделе установлено как изменяется объем затрат. Под
затратами подразумевались экономические затраты, т.е. издержки, включающие
величину неявных затрат. Совокупные затраты возрастают понижающимся, а
потом возрастающим темпом, в зависимости от того, как ведет себя кривая
предельных затрат: убывает или возрастает. Совокупные издержки (МС) – это
сумма всех затрат производства. Предельные издержки (МС) – это затраты на
производство дополнительной единицы продукции. Потом было установлено
правило минимизации издержек, которое гласит, что величина совокупных
затрат минимальна, при максимально возможном выпуске, в точке выпуска,
когда МС=АС , где АС – средние издержки производства.

Основной целью деятельности фирмы является максимизация экономической
прибыли. Прибыль – это разница между валовым доходом (Т() и совокупными
издержками (ТС). Валовый доход (Т() – это произведение объема проданной
продукции на ее цену. Чтобы выяснить, когда прибыль максимальна вводят
величину предельного дохода. Предельный доход (М() – это изменение в
доходе, при изменении объема продаж. Правило максимизации прибыли
заключается в следующем: прибыль фирмы максимальна при таком объеме
выпуска, когда предельная прибыль и предельные издержки равны.



ДОПОЛНЕНИЕ

Закон убывающей отдачи имеет большое практическое применение. При
написании этого реферата я столкнулся с тем, что моя производительность
почему-то снижалась. Однако этому нашлось простое объяснение при
использовании этого закона. Если взять постоянным фактором производства мои
способности в написании реферата, а переменным фактором количество
литературы, используемой для написания реферата, то согласно закону
убывающей предельной производительности ничего удивительного в этом нет.
Моя производительность обратно пропорциональна количеству книг.
Следовательно, чтобы успеть сдать реферат в срок, мне стоило или начать
работу над рефератом раньше, или уменьшить количество используемой
литературы.



Список литературы

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. ((
СПб: Экономическая школа, 1997.

2. Курс экономической теории.(( Под. общ. ред. Чепурина М.Н.,
Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1997.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. (( М.: НОРМА—ИНФРА(М, 1998.

4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. (( М.: Вита-
Пресс, 1997.

5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. (( М.:
Финансы и статистика. 1992.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. (( М.: Дело. 1998.

7. Основы предпринимательской деятельности. (( М., 1997.



ЗАМЕЧАНИЯ



-----------------------
[1] Курс экономической теории. Киров, 1997. С.210.
[2] Курс экономической теории. Киров, 1997. С.233.

[3] Курс экономической теории. Киров, 1997. С.212.
[4] Курс экономической теории. Киров, 1997. С.212.
[5] Курс экономической теории. Киров, 1997. С.215.
[6] Курс экономической теории. Киров, 1997. С.266.
[7] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.,1998. С.46.
[8] Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.,1997. С.14.
[9] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб, 1997.
Т. 1. С.267.
[10] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.,
1997. Т.1.С.269.
[11] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1998. С.140.

[12] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.,1998. С.159.
[13] Основы предпринимательской деятельности. М., 1997. С.129.
[14] Основы предпринимательской деятельности. М., 1997. С.130.
[15] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1.
М.,1992. С.249.
[16] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1.
М.,1992. С.254.
[17] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998. С. 162.
[18] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1.
М.,1992. С.284.
[19] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1.
М.,1992. С.286.
[20] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998. С.164.





Реферат на тему: Государственный бюджет Российской Федерации (Федеральный бюджет РФ 2002 г.)



КУРСОВАЯ РАБОТА



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Российской Федерации
(Федеральный бюджет РФ 2002 г.)



Москва

2002



СОДЕРЖАНИЕ

| |Стр. |
|Введение |2 |
|.............................................................| |
|.............................. | |
|Основная часть | |
|1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство | |
|Российской Федерации |3 |
|.............................................................| |
|.. | |
|Бюджет. Основные черты бюджетной системы и | |
|бюджетного устройства Российской Федерации ................. |3 |
|1.2. Принципы бюджетной системы |5 |
|............................................ | |
|Бюджетная классификация, доходы и расходы, | |
|сбалансированность бюджетов |6 |
|............................................. | |
|2. Федеральный бюджет на 2002 г. |11 |
|............................................….. | |
|2.1. Доходы бюджета ............……………………………………. |13 |
|2.2. Расходы бюджета |16 |
|.......................................………………… | |
|3. Анализ ситуации с внешним долгом Российской Федерации ....|19 |
|4. Бюджетная политика Российской Федерации | |
|и направления ее совершенствования |23 |
|........................................ | |
|Заключение |26 |
|.............................................................| |
|.......................... | |
|Список литературы |28 |
|.............................................................| |
|............. | |



Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму
образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для
государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает
государственной власти возможность содержания государственного аппарата,
армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных
экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы
управления и взаимоотношений между членами общества определяют и
особенности финансовой системы. В странах социалистической модели
экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной
собственности на средства производства и наличия мощного государственного
аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных
потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий
и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные
системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе,
произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию
бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно,
новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами,
повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало
возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое
перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего
применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла
проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной
властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и
соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным
направлением модернизации государственных финансов стало расчленение
единого государственного бюджета времен развитого социализма на три
самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и
местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых
отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному
способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и
валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это
привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее
бюджетном устройстве.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить
Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть
Государственный бюджет Российской Федерации за 2002 год и сравнить его
Государственным бюджетом за 2001 год; на основе проведенной работы сделать
выводы.
Данная курсовая работа состоит из 28 страниц и содержит 3 таблицы, 3
рисунка и 1 график.
При написании курсовой работы наиболее часто используемыми источниками
являлись: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон от
30.12.01 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»; Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учебник для вузов. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д.
Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ,
1997; Финансы: Учебное пособие. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова,
В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и
статистика, 1997.
Таким образом, в настоящее время Государственный бюджет является
актуальной проблематикой современной экономической теории и практики
хозяйствования и подлежит обязательному рассмотрению.



1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской
Федерации

1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства
Российской Федерации.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение
бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и
государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под
бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и
принципы ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех
уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации (89 бюджетов - 21
республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее
государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система
имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в
унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней
(нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не
входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до
принятия Бюджетного Кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды,
являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы), не
включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие
«консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы
на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет
субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод
бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах
региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для
аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются
доходы между административными территориями (субъектами Федерации).
И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное
финансирование, через бюджет перераспределяется 30-40% национального
дохода.
Графически эти процессы можно проиллюстрировать следующим образом
(см. рис. 1).

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в
распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность
определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование
предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей
в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют
большую роль в перераспределении валового национального продукта между
территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и
социального развития.



Рис.1

|В|Амортизационный |Бюджет-|Бю|Бюджет-ные | | |
|а|фонд |ные |дж|расходы | | |
|л| |доходы |ет| | | |
|о| | |ны|финансирова|отраслей | |
|в| | |й |ние |хозяйства | |
|ы| |налоги |фо| | |просвещение |
|й| | |нд| |непроизвод|здравоохранение |
|н| |сборы | |финансирова|ственной |соц. обеспечение|
|а| | | |ние |сферы | |
|ц| |пошлины| | | |управление |
|и| | | | | |оборона |
|о| | | |субсидии, |администра| |
|н| |займы | |трансфер-ты|-тивным и | |
|а| | | | |экономичес| |
|л| | | | |ким | |
|ь| | | | |территория| |
|н| | | | |м | |
|ы| | | | | | |
|й| | | | | | |
|п| | | | | | |
|р| | | | | | |
|о| | | | | | |
|д| | | | | | |
|у| | | | | | |
|к| | | | | | |
|т| | | | | | |
| |Чистый | | | | | |
| |национальный | | | | | |
| |продукт: | | | | | |
| | | | | | | |
| |заработная плата | | | | | |
| |работников; | | | | | |
| |доходы лиц, | | | | | |
| |работающих по | | | | | |
| |найму; | | | | | |
| |прибыль | | | | | |
| |предпринимате-лей| | | | | |
| |; | | | | | |
| |ренты | | | | | |
| |землевладельцев; | | | | | |
| |ссудный | | | | | |
| |(банковский) | | | | | |
| |процент | | | | | |
| |предпринимателей | | | | | |
| |и вкладчиков | | | | | |



Рис.1. Роль бюджета в перераспределении

валового национального продукта

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-
экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации.
Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы
экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура
консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.



Консолидированный бюджет РФ



|Федеральный бюджет РФ |Консолидированные бюджеты |
| |субъектов Федерации |

Рис. 2 Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

На рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области,
который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации)
выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем
находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой
политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом
по бюджету субъекта Федерации.


Консолидированный бюджет области



|1. Областной | |2. Бюджеты городов | |3. Бюджеты |
|бюджет | |областного подчинения, | |районов |
| | |в т.ч. областного центра | |области |


|2.1.Горо| |2.2. | |3.1. | |3.2. Бюджеты | |3.3. |
|дские | |Бюджеты | |Районные| |городов | |Сельские, |
|бюджеты | |городских | |бюджеты | |районного | |поселковые |
| | |районов | | | |подчинения | |и др. |
| | | | | | | | |бюджеты |

Рис.3. Структура консолидированного бюджета области

1.2. Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом Российской Федерации (Глава 5) законодательно
закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
. единства бюджетной системы Российской Федерации;
. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
. самостоятельности бюджетов;
. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
. сбалансированности бюджета;
. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
. гласности;
. достоверности бюджета;
. адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов
бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а
также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок
финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами
государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами
местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право законодательных органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий
по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления
расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении
законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов
и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в
доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из
необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом
объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением
целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из
бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную
открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по
проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри
представительного органа или между исполнительным и представительным
органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей
с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.



1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости
показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная
классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих
бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического
анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает
адресность выделения финансовых ресурсов.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (Глава 4) бюджетная
классификация включает:
. классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
. функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
. экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов Российской Федерации;
. классификацию источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета;
. классификацию видов государственных внутренних долгов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
. классификацию видов государственного внешнего долга Российской
Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов
Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов
Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита
бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной
системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов
всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими
нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной
классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной
классификации Российской Федерации.
Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации
утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации
Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной
классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная
классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы,
статьи и подстатьи.

Например, доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на
следующие группы[1]:

|Код |Наименование групп |
|1000000 |Налоговые доходы |
|2000000 |Неналоговые доходы |
|3000000 |Безвозмездные перечисления |
|4000000 |Доходы целевых бюджетных фондов |
|Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы: |
|Код |Наименование подгрупп |
|3010000 |От нерезидентов |
|3020000 |От бюджетов других уровней |
|3030000 |От государственных внебюджетных фондов |
|3040000 |От государственных организаций и др. |
|Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи: | |
|Код |Наименование статей |
|3020100 |Дотации |
|3020200 |Субвенции |
|3020300 |Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе |
| |компенсации дополнительных расходов, возникших в результате |
| |решений, принятых органами государственной власти |
|3020400 |Трансферты и др. |

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды
налоговых доходов:
1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
3) налоги на совокупный доход;
4) налоги на имущество;
5) платежи за пользование природными ресурсами;
6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
3) доходы от реализации государственных запасов;
4) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
6) административные платежи и сборы;
7) штрафные санкции, возмещение ущерба;
8) доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -
денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют так
называемые регулирующие доходы – федеральные или региональные налоги и
платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в
бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на
долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких
доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в
соответствующий бюджет).
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания
подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и
капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов
бюджетов:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
трансферты населению;
ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни
власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений
вышестоящих органов власти;
бюджетные кредиты юридическим лицам;
субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней,
внебюджетным фондам;
кредиты иностранным государствам;
средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету
другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих
расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету
другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов,
субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому
или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При
дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны
источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования
различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации установлены предельные размеры
дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может
превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание
государственного долга Российской Федерации (государственный д

Новинки рефератов ::

Реферат: ГРЭС 1500 Мвт (Технология)


Реферат: Туристические достопримечательности Греции (География)


Реферат: Кириенко, как государственный и политический деятель (Политология)


Реферат: Коммуникация (Журналистика)


Реферат: Планирование себестоимости (издержек) продукции производства трансформаторов. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Редкие и охраняемые птицы Ярославской области (Биология)


Реферат: Формы права (Теория государства и права)


Реферат: Историко-географические предпосылки формирования облика города, застройка и происхождение названий улиц Москвы (Москвоведение)


Реферат: Выдающиеся личности в истории вычислительной техники. Августа Ада Лавлейс (Программирование)


Реферат: Модернизация АСР (автоматическая система регулирования) молотковой дробилки типа ДДМ (Технология)


Реферат: Место человека в системе живой природы и происхождение человека (Биология)


Реферат: Культура Византии после Крестовых походов (История)


Реферат: Темы по английскому языку для школы (Иностранные языки)


Реферат: Анализ кредитоспособности предприятия ОАО Благкомхлебпродукт (Деньги и кредит)


Реферат: Мотивация труда банковских работников (Банковское дело)


Реферат: История Армении (История)


Реферат: Кометы Космическая опасность (Астрономия)


Реферат: Силос (Сельское хозяйство)


Реферат: Социальное призрение детей в России (Социология)


Реферат: Билеты к экзамену по менеджменту (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист