GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Внутриличностный конфликт (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внутриличностный конфликт (Психология)


Волжский университет им. В.Н. Татищева
Юридический факультет



Реферат

по «Конфликтологии»
студента 1-го курса группы ЮЗС-101
Короткова Станислава Юрьевича



Тема: «Внутриличностный конфликт»



Тольятти 2004

1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное
противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как
значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и
вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего
состояния как психологического тупика, задержка принятия решения,
глубокие сомнения в истинности принципов. Которыми вы раньше
руководствовались;
2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и
значительные отрицательные переживания;
3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности
деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный
эмоциональный фон общения;
4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление
стресса.



|Форма проявления |Симптомы |
|Неврастения |Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное |
| |настроение; снижение работоспособности; плохой сон; |
| |головные боли |
|Эйфория |Показное веселье; выражение радости неадекватно |
| |ситуации; «смех сквозь слезы» |
|Регрессия |Обращение к примитивным формам поведения; уход от |
| |ответственности |
|Проекция |Приписывание негативных качеств другому; критика |
| |других, часто необоснованная |
|Номадизм |Частое изменение места жительства, места работы, |
| |семейного положения, партнеров, частые разрывы |
| |отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений,|
| |обстановки |
|Рационализм |Самооправдание своих поступков, действий, даже |
| |неадекватных и социально неодобряемых |



Существует совершенно четкая классификация внутриличностных
конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира
человека, вступающих в конфликт.
Внутренний мир человека включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу»
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются
следующие внутриличностные конфликты:


|Структура внутреннего мира личности, |Вид внутриличностного |
|находящейся в конфликте |конфликта |
|«хочу» |«надо» |«могу» | |
|(«Я хочу») |(«Я должен») |(«Я есть») | |
| | | |Мотивационный конфликт |
| | | | |
| | | |Нравственный конфликт |
| | | | |
| | | |Конфликт нереализованного |
| | | |желания |
| | | |Ролевой конфликт |
| | | | |
| | | |Адаптационный конфликт |
| | | | |
| | | |Конфликт неадекватной |
| | | |самооценки |



Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.
Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с
возрастными кризисами:



|№ |Возраст |Содержание кризиса |
|1 |0-1 год |Доверие-недоверие |
|2 |1-3 года |Автономия – стыд, сомнение |
|3 |3-6 |Инициатива – чувство вины |
|4 |6-12 |Трудолюбие – чувство неполноценности |
|5 |12-19 |Я-идентичность – смешение ролей |
|6 |20-25 |Близость-изоляция |
|7 |26-64 |Порождение, творчество – застой |
|8 |65 – смерть |Интеграция – отчаяние |



Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
|Тип конфликта |причина |Модель разрешения |
|Эквивалентный |Выбор двух или более в равной |Компромисс |
|(приближение-приближе|степени привлекательных и | |
|ние) |взаимоисключающих объектов | |
|Витальный |Выбор между двумя в равной мере|Компромисс |
|(избегание-избегание)|непривлекательными объектами | |
|Амбивалентный |Выбор объекта, в котором |примирение |
|(приближение-избегани|одновременно присутствуют | |
|е) |привлекательная и | |
| |непривлекательная сторона | |



Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать,
что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда -
результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе
внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во
внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности
(мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к
окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в
сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми
собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между
моральными принципами и личным поведением
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями
личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое?
Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие
и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

2. Последствия внутриличностных конфликтов
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть
конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным
развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его
разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение
личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических
реакций.



3. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих
нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира,
велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.
От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал
поистине неисчерпаем. В ироничной формуле указаны условия, необходимые для
предупреждения внутриличностного конфликта:
не желать (так, как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если
не получится); не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя);
искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать.
Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается
восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление
единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений,
достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного
конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном
преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие,
углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.
Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие
болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение
проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов
внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности
профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к
внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из
конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас
начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно,
чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных
особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий,
конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время,
затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны.
Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности.
Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить
к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не
исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства
темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных
противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм
протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние
половозрастные особенности личности. С увеличением возраста
внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы
разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим
точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их
переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы
разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа
над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных
путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более
рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают
свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому
радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а
мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново
отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к
пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.


Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и
действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин).
Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм
психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения.
Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы
психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях,
когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания
и выражения.
Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И.
Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения
внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают
развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в
трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы
будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.
Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее .

“Не замечай это”

Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых
механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных
эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание
подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в
соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.
“обвини это”
Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания
чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных
негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия
на этом фоне.

“Плачь об этом”

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства
неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к
детским стереотипам поведения.

“Напади на что-то, заменяющее это”

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного
или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на
самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может
использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

“Не помни об этом”

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого
неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую
зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его
источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К
подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

“Не чуствуй этого”

Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без
чувства тревоги.

"Не знай, откуда это»

Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для
предупреждения угроз с их стороны.

“Преосмысли это””

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте.
Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства
субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы:
сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой
из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из
тенденций и их суммирование.

“Отмени это”

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому
сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство,
чувство вины.
“Трансформируй это”
Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства
(сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых
альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение
привлекательных, общественно значимых поступков.

“Найди оправдание этому»

Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания
действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые
способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);
дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;
преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо;
переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация
(искупление вины).

“Обрати это в противоположное”

Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в
поведении противоположной установки.

“Приобрети это”

Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный
механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно.
Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или
мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы
идентификации и фантазии.

"Будь, как это, чтобы не потерять его”

Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к
повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным
разделением или утратой.

“Мечтай об этом”

Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем,
связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и
разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать
противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит
то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов
раннего онтогенеза.
Существует множество рекомендаций по выходу из состояния
внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и
необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера
одну из них.

Разрешение внутриличностного конфликта. Стадии

Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет
казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть
может требовать свободы и досуга, а другая - гарантии устойчивого дохода.
Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая -
расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные
суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях
родителей. У каждой части своя ценность.
Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они
чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или
фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из
(руки...)
Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет
позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам
необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату. Обе
должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с
двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное
соглашение, которое может быть достигнуто - сохранение вашей жизни.
Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными
другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они
могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для
того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от
другой (время, поведение, внимание и т.п.)
Создайте картинку сотрудничества частей (...). Посидите некоторое
время спокойно
Такие «переговоры» - хороший инструмент для разрешения конфликтов. На
самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих
частей (в этом может быть и отсутствует необходимость). Однако вы лучше
поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних
невротический реакций, поскольку здесь главное - не то, что находится в
пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые,
визуальные или кинестические образы, которые вы создали





Реферат на тему: Внушение
Содержание



Введение…………………………………………………………………2


1. Понятия и механизмы внушения…………………………………4


2. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..15


3. Внушение в психолого-педагогической работе………………...20


4. 10 правил внушения на заметку социальному работнику……26


5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………….27



Заключение ……………………………………………………………33

Библиографический список литературы………………………….34



"Внушение в широком смысле поистине


универсально в человеческих психических


отношениях….


Невнушаемость - тождественна недоверию"

Б. Ф. Поршнев



Введение


Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в
древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого
познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного
познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные
способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением
внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для
утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических
механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий
изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику
человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения,
перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.
Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью
которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних
египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений,
которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и
телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может
длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное
содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения,
самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.
Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического
использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.
В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе
школы – и нансийская и парижская – выступали единым фронтом против
мистицизма, как основного врага изучения внушения.
Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность
свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по
мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с
предрасположением к истерии.
Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал
Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние – это не невроз, подобный
истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство
людей.
Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М.
Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий
определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое
состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и
обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может
быть использовано и для пользы и во вред человеку.
Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павловым.
Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную
картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу
процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность
создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое
стало теоретической основой психотерапевтической практики.
Характеризуя общее значение внушения, грузинский учёный И. Т. Бжалава
отмечает, что невозможно назвать другое психологическое явление, которое
пользовалось бы настолько широким распространением в обществе. «Оно
занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной
психологии и т. д.»
Б. Ф. Поршнев «В целом, внушение – один из самых действенных,
практически важных механизмов социальной психологии».
Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными вопросами
исследования являются :
- специфика внушающего воздействия индивида на коллектив;
- аналогичное влияние коллектива на личность;
- внушение, передаваемое от коллектива к коллективу;
- наконец, межличностное внушение


Понятие и механизмы внушения


Внушение – воздействие одного человека на другого, частично или
полностью неосозноваемое.
Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и
оказывающая влияние на течение нервно – психических воздействий.
Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные
состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на
вегетативные функции без активного участия, без логической переработки
воспринимаемого (А. М. Свядощ).
Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может
выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не
критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.
Если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной
степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно
выразился В. И. Бехтерев, входит в сознание человека «не с парадного входа,
а как бы с заднего крыла, минуя сторожа – критику».
Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового)
содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что – либо внушить на
незнакомом ему языке.
Многообъёмность слова, как специфического раздражителя ВНД может быть
показана на следующих случаях. Часто, если один человек заявляет, что в
помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают
чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает
усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие
относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное
известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает
улыбку.
Большую сенсацию в медицинских кругах произвели сообщения о возможности
вызывания словесным внушением в гипнозе различных трофических изменений
кожи: синяков, волдырей, ожогов. Сумбаев и Бахтияров описывают опыты, в
которых у испытуемых в гипнозе путём словесного внушения вызывались
подкожные кровоизлияния как следствие мнимого ушиба, при этом они
подчёркивают, что в гипнозе у испытуемого могут быть вызваны не только те
трофические изменения кожи, которые имели у него место ранее.
Помимо семантической информации вводится ещё и добавочная –
верифицирующая информация, повышающая достоверность основной. Так,
например, вы можете сказать гипнотизируемому: «Веки отяжелели» или «Веки
совсем отяжелели». Во втором случае добавочную информацию в слове «совсем»
несёт ваш голос – интонация речи, мимика и один из главных компонентов –
ваш авторитет.
Если эта добавочная информация не будет, то эффект внушения не
наступит. И чем более уверенным тоном говорит человек, тем больше
верифицированное действие оказывает его речь.
Социально – психологический аспект явлений внушения В. Н. Куликов
усматривает в связи со следующими его особенностями.
Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально
детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того
общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой)
информации.
Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов
суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и
составляющие их личности.
В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывет
внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со
стороны своего социального окружения.
В настоящее время внушение является составной частью нормального
человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение
выполняет важные социально – психологические функции:
- содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в
сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм
деятельности и поведения
- направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам
и поступкам или удерживая от них.
Интересно отметить, что писатель Л. Н. Толстой и психоневролог В. М.
Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о
громадном значении внушения в воспитании. «Дети всегда находятся, и тем
более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью
гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что
учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся
сознательно и бессознательно».
Говоря о внушении, нельзя не остановиться на вопросе веры человека,
которую можно рассмотреть как отношение субъекта к событиям, теориям и даже
вымыслам, которые принимаются как достоверные и истинные.
Термином «вера» обозначается также убеждённость в истинности научных
выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого – либо события,
социального идеала.
Например, огромное количество людей верит гороскопам, хотя
беспристрастные проверки не раз показали несостоятельность астрологических
предсказаний и астрологических анализов личности.
Возможно, люди верят в предсказания, потому что они, как это не
парадоксально, верны. Но верны они, потому что настолько обобщены,
уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого. Здесь работает
известное психологам явление «эффект Барнума» в честь известного
американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума. Эффект
Барнума можно сформулировать так: «Человек склонен принимать на свой счёт
общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они
получены в результате изучения каких-то непонятных ему фактов». Видимо, это
связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к
собственной личности и, конечно, к своей судьбе.
Важный фактор действия эффекта Барнума состоит в том, что мы любим
комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш
адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять
из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные
недостатки характера. Например, «Оптимист всегда смотрит в будущее».
Экстраверт обладает развитым интеллектом. Имеются признаки упрямства
(первый недостаток). Ум быстрый, но в работе плохо справляется с мелочами и
нуждается в сотрудниках, которым можно было их поручить (второй
недостаток). Отмечено два недостатка, но с каким тактом это сделано.
Ещё один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума: к астрологам
часто обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в
депрессию. Им нужна положительная и основанная на «древней науке»
информация об их характере и о будущем. Для них это своеобразная форма
форма психотерапии, ослабляющая волнение, страхи, неуверенность в себе.
По Фрейду человеку свойственно помнить положительные высказывания о
себе и своём будущем и забывать отрицательное. Важно и то, что услуги
астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив чувствительную
сумму за личную консультацию, вы подсознательно не пожелаете признать, что
выбросили деньги зря.
Ещё один эффект известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для
которых они составлены. Так, например, прочитав, что вашему знаку зодиака
свойственна особенная честность, вы будете стараться «не ударить в грязь
лицом» и поддерживать репутацию своего созвездия.
По И. Павлову «внушение – есть наиболее упрощённый типичнейший условный
рефлекс человека. В практике общения воздействию внушеня противостоит
процесс контрвнушения
Контрвнушение – это отношение суггерента к личности суггестолога. Его
механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием
воспитания.
В. Н. Куликов выделяет несколько видов контрвнушаемости:
- ненамеренная и намеренная
Основой первой является свойственная людям некоторая степень сомнения,
недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознаваемом уровне. Они
начинают действовать в момент внушения автоматически.
Намеренная – критически анализирует то, что ему пытаются
внушить, сопоставляя содержание внушения со своими взглядами и
убеждениями и в той или иной степени не принимает их.

- индивидуальная и групповая.
Индивидуальное контрвнушение обусловлено характерологическими и
возрастными особенностями психики, её жизненным опытом, социальными
установками. Под групповым контрвнушением понимается противодействие
внушению со стороны группы.

- общая и специальная
Первое основывается на общей критичности личности в отношении внешних
воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий
вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.

Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей
называется внушаемостью.
Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое
субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию
или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических
доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от
другого лица или группы лиц.
При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта в такой ситуации.
Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действий как бы результатом
собственной инициативы и самостоятельного выбора.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости,
относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной
неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость,
тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный
темп психической деятельности.
Выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение
индивидуальной внушаемости:
- психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также
сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);
- низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом
виде деятельности;
- дефицит времени для принятия решения

В процентном отношении все люди делятся по степени гипнабельности –
подверженности внушению. По данным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены
гипнозу, 30% - слабо выраженная гипнабельность, 30% - гипнабельность
средней степени и 30% лиц с высокой гипнабельностью.

Число женщин – гипнотиков всегда превышает величину у мужчин и со
ставляет 66,6% любой аудитории.



Свойства личности

|Трудновнушаемый |Легковнушаемый |
|Сильный тип |Слабый тип |
|Быстрый темп психической деятельности|Медленный темп психической |
| |деятельности |
|Интроверт |Экстраверт |
|Высокая переключаемость и |Низкая переключаемость и устойчивость|
|устойчивость внимания |внимания |
|Скептический |Доверчивый |
|Нетревожный |Тревожный |
|Упрямый |Податливый |
|Ригидный |Флексибильный (гибкий) |
|Необязательный |Исполнительный |
|Высокий уровень стремления к |Низкий уровень стремления к |
|самовыражению |самовыражению |
|Для познавательной деятельности |Для познавательной деятельности |
|характерно творческое мышление |характерно репродуктивное мышление |
|Стремление к самостоятельности в |Стремление работать по образцу |
|труде | |



Концепции механизма внушения
Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу
того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему
возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.
К сожалению, наука в настоящее время не в состоянии исчерпывающе
раскрыть все «секреты» психики. Не решена полностью и проблема физиологии
внушения. Однако отдельные теории дают ответ о природе механизма внушения.
Это физиологическая теория внушения И. П. Павлова о взаимодействии первой
и второй сигнальных систем, а также на теории установки Д. Н. Узнадзе.
Согласно учению И. П. Павлова, высшая нервная деятельность
осуществляется у человека несколькими инстанциями. Первая из них – общая у
человека и высших животных – первая сигнальная система, устанавливающая
временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов
внешнего мира.
Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она – основа
речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. «Конечно, слово для
человека есть такой же реальный условный раздражитель как и все остальные
общие у него с животными, но вместе с тем и такой многоообъемлющий, как
никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и
качественное сравнение с условными раздражителями животных».
Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано
со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящие в большие
раздражителями, приходящими в большие полушария, все их заменяет и потому
может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те
раздражения.
Таким образом, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условный
рефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённого
пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения,
ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое
посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее
преобладающее, незаконное и неодолимое значение».
Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге
коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях
заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия
приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное
физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что
сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.
В этих условиях оно перестаёт должным образом контролировать действия
человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние не
находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отрыва
неосознаваемого от сознательного в процессе внушающего воздействия и
реализации внушённых установок.
Установка – механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях,
когда воздействие воспринято путём внушения.
Глубокое экспериментальное и теоретическое обоснование психологического
феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.
Установка представляет собой предрасположение, определённую
предуготовленность организма при поведенческих актах.
Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его
деятельности.
Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии
определённой потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем
совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен
прийти в состояние готовности.
Именно эта настройка всех физических и психических процессов
составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека
представляет собой реализацию установки.
Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует
важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его
готовность, «акцептор действия», т. е. установка.
Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на
осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в
обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой
установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях
гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей
заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача
выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого
состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного
прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.
Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя
установку как внутреннюю неосозноваемую форму психической активности, мы
тем самым описываем модель механизма внушения.
Обратимся к примеру. Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в
бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана
воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с
жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода
вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый
уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.
Обозначим данную потребность через «П1», а само внушение буквой «В».
Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает
или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае
внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая
потребность образует соответствующую внушению установку («У») на
предстоящее действие («Д»).
У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние
готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он
берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат
обдумывания, а на основе прошлого опыта.
Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде
импульсивного поведения, обозначим через «ИП».
Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта даёт
возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на
определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было сказано
выше, приобретает следующее выражение:
В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д
Можно предположить, что аналогичная схема отражает модель
поведенческого акта, совершаемого под влиянием не только внушения, но и
любого внешнего воздействия.
В чём же особенность влияния внушения?
Его специфика состоит в том, что эта сложная схема поведенческого акта
протекает здесь неосознаваемо. Контроль сознания или совершенно отсутствует
или значительно ослаблен.
Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется,
идём в обход сознания. Но соответствующий акт легко внушить человеку и в
бодрствующем состоянии.
Следовательно, предлагаемая схема должна показывать и ту сферу психики,
которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.
Естественно - научные основы механизма внушения показывают
универсальность этого явления и открывают перспективы для управления
суггестией в социальной работе, в психолого - педагогических целях.



Гипноз, как проявление внушающего поведения
Гипноз - уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание
и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными
предрассудками.
История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к
нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже
отрицания его существования.
Повышенный интерес к гипнозу возник в конце XVIII в. во Франции
благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о "животном
магнетизме".
Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза,
появлением новых теоретических концепций.
Большой вклад в изучение гипноза внесли следующие учёные, психологи,
физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л. Кьюби и С. Марголин,
Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.
В. М. Бехтерев, признавая гипноз как клиническую реальность, считал,
что он вызывается внушением, которое «есть не что иное как прививание путём
слова или другим каким-либо способом различных психических явлений,
например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении
его волевого внимания или сосредоточения».
Павловское направление рассматривало гипноз как частичный сон,
частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном.
Фрейд рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что
гипнотизёр в процессе гипнотической индукции занимает место родителей
гипнотизируемого лица и возрождает комплекс Эдипа с его любовью и страхом,
определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий
«отцовский» типы гипноза.
Согласно концепции И. П. Павлова, гипноз – это естественный
психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к
приёму информации, её переработки и реализации в деятельности.
Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных
возможностей человеческой психики, «когда изменённая функция сознания и
самосознания получает расширенные возможности управления центральной и
периферической нервными системами, включая некоторые элементы
бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом».
Феномен гипноза
В гипнотическом состоянии репродуцируется практически любая
деятельность, любое психическое состояние (имевшее место в жизненном опыте
субъекта), моделируются самые разнообразные клинические проявления.
Двигательная сфера: Гипнотическое внушение может вызвать любое
произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук,
ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно
также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.
Сенсорная сфера: В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения
происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не
реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и
увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.
В гипнотическом состоянии продуцируются самые разнообразные
галлюцинации и иллюзии. Гипнотизируемый съёживается от мнимого холода с
появлением гусиной кожи, «изнывает от жары», обмахиваясь воображаемым
веером. Гипнотика можно отправить в «кинотеатр», где он будет «смотреть»
кинокомедию и живо реагировать, смеяться.
Процессы порождения сенсорных образов основываются на прежнем жизненном
опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в
гипнозе на мнимый лимон возникнут лишь в том случае, если гипнотик знает
его вкус.
Гипнотизируемому можно внушить, что он не видит и не слышит человека,
находящегося непосредственно перед ним и он не реагирует на любые действия
этого человека.
Память: В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут
вспомнить почти всё, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь
частично, третьи не помнят абсолютно ничего.
В гипнозе наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых
воспоминаний различного возраста (гипермнезия), а также можно вызвать
искусственную амнезию, т. е. «стереть» из памяти определённые периоды его
жизни, и он, например, забывает, что недавно женился, переехал на другое
место жительства и т. д.
Диссоциация – способность субъекта вычленить себя из текущей ситуации.
Гипнотик может «выйти из себя», «оставить свою оболочку» и наблюдать себя
со стороны. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле
стоматолога, говорится: «Вы не возражали бы выйти в парк? Такой прекрасный
день. Не правда ли?» И субъект не ощущает боли, т.к. он, «отделённый от
тела» прогуливается по парку. В результате он становится не чувствительным
к манипуляциям стоматолога.
В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются самые
разнообразные превращения личности, регрессия и прогрессия возраста с
соответствующим поведением. Взрослый мужчина в «пятилетнем возрасте» шалит,
играет детской саблей.
Постгипнотическое внушение.
Этот феномен находит своё выражение в различных актах, которые
выполняются после выхода из гипноза в ответ на специфические внушения
гипнолога. Запрограммированное во внушении действие реализуется испытуемым
в постгипнотическом периоде автоматически, помимо его воли.
Сомнамбулизм – глубочайшая стадия гипноза. Особенностью этой стадии
является то, что внимание субъекта полностью локализуется на словах
гипнолога, к которому проявляется повышенное доверие. В гипнотическом
состоянии устанавливается раппорт – тесная связь и глубокая
взаимозависимость гипнотика и гипнолога, нарастает внушаемость, вплоть до
состояния особой гипервнушаемости.
Гипнотическое внушение автоматически приобретает статус убеждённости.
Вводимая информация принимается за действительность, сливается с концепцией
гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.

У многих складывается ложное впечатление об абсолютной власти гипнолога
и его возможности неограниченного управления психикой гипнотика. Между тем
гипнотик не является каким – то автоматом, проявляющим полную покорность.
На самом деле, он в состоянии различным образом противодействовать
требованиям гипнолога. Беспрепятственно выполняются только нейтральные для
личности инструкции, т.к. они не противоречат основным чертам его
характера.
Даже в случаях глубокого транса испытуемого невозможно заставить
совершить действия, которые не согласуются с его мировоззрением,
ценностями, личностными установками, что с очевидностью свидетельствует о
сохранении контроля над гипнологической ситуацией.
Гипноз является одним из самых долговечных методов лечения, выдержавшим
испытание временем. В медицинской практике гипноз используется как
релаксация, анестезия и анальгезия.
Гипноз представляет собой гуманное средство воздействия на психику не
только больных, но и здоровых. Гипнотические методы успешно исполняются во
многих прикладных направлениях. Например, в спортивной психогигиене
гипнотическое воздействие вводятся с целью регуляции психических состояний
и уровня работоспособности. Гипноз в сочетании с аутогенной тренировкой
является эффективным средством ликвидации и профилактики неблагоприятных
предстартовых состояний, восстановления работоспособности с помощью
внушённого сна - отдыха.
Вполне оправданно в настоящее время применение суггестивных воздействий
в педагогическом процессе с целью формирования социально ценных установок.
Важную роль играет в решении исследовательских задач как метод
экспериментальной физиологии и психологии.
Применение гипноза в лечебных целях
Лечение внушения в гипнозе представляет собой один из важных методов
психотерапии. Под психотерапией комплексное лечение воздействием на психику
больного. Сюда относится и та беседа, которую ведёт врач любой
специальности со своими больными, ставя своей целью рассеять излишние
опасения за своё здоровьё, страх перед предстоящей операцией.
Большое значение для успеха лечения имеет обстановка, которая окружает
больного в лечебном учреждении: светлые, полные воздуха палаты, заботливое
и внимательное отношение со стороны персонала.
Словесное воздействие при правильном его использовании может
превратиться в сильнейшее лечебное средство, а при неосторожном,
непродуманном употреблении - принести больному существенный вред. Например,
атрогенное заболевание (от греч. "atros" - врач и "genos" - происходящий) -
разные замечания врача о тяжести болезненного состояния приводят к
возникновению самостоятельного заболевания, проявляющегося в повышенной
мнительности и страхах больного.
Вредные последствия гипноза могут проявляться при частом
гипнотизировании (вырабатывается склонность к аутогипнозу), а также при
неправильно построенных формулах внушения. В этих случаях возможны
спонтанные галлюцинации, постгипнотический бред.
Постепенное выведение из гипноза также может явиться причиной плохого
самочувствия (головные боли, сонливость).
К противопоказаниям к гипнозу относят интоксикации с высокой
температурой тела и спутанностью сознания.
Осложнения в виде отдельных симптомов или истероидных реакций возникают
только у больных с психологическими тенденциями по отношению к терапии.


Роль внушения в социально-педагогической работе


Внушение играет огромную роль в процессе воспитания.
Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым,
свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых
указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию
коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё
плохое и всё хорошее. В практике учебно-воспитательной работы большую роль,
по мнению В. М. Бехтерева, играет авторитет педагога, его личный пример и
соблюдение меры внушающего воздействия. Он подчёркивал пользу приучения
детей к критическому обсуждению усвоенного материала. В своей широко
известной брошюре «Внушение и воспитание» В. М. Бехтерев указывал на
достоинства самостоятельной работы школьников, которая делает ученика
независимым от слепого восприятия слов учителя. Самостоятельной работа
развивает в ученике самооценку, создаёт доверие к себе, что непосредственно
влияет на формирование его характера.
В. М. Бехтерев подчёркивал, что внушение необходимо применять во всех
тех случаях, когда дурные привычки или другие ненормальные проявления
укоренились в личности ученика. Внушение – это приём, который исправляет
иногда даже очень тяжёлые и запущенные воспитателем случаи.
Ссылаясь на авторитетные источники, В. М. Бехтерев считает, что в
отдельных случаях возможно применение и гипноза для решения педагогических
задач. Он приводит сообщение Берильона о преодолении у одного мальчика с
помощью гипнотического внушения привычки к воровству.
Предвосхищая данные будущих исследователей в области суггестопедии, В.
М. Бехтерев считал, что педагогического эффекта можно добиться и не вводя
ребёнка в состояние гипноза. Внушение даёт хороший результат, если
проводить его в бодрствующем состоянии. Для такого воздействия достаточно
предложить ученику закрыть глаза и затем провести внушение так же, как это
делают, когда человек находится в состоянии гипноза.
Среди различных дефектов, успешно устраняемых путём внушения, В. М.
Бехтерев называет детскую ложь, курение табака, чрезмерную застенчивость,
отсутствие интереса к знаниям – всё эти случаи отклонения от нормального
развития требуют, по мнению Бехтерева, воздействие на ребёнка методом
внушения. Но само внушение не может применяться шаблонно. Оно должно
сообразовываться с индивидуальными особенностями ребёнка, учитывать причины
возникших недостатков.
Различают следующие виды внушения в психолого – педагогической работе:
1. прямое внушение. К нему относятся команды, приказы, внушающие
постановления.
Команды и приказы способствуют выработке у человека автоматизма
действий. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты
автоматически, не раздумывая, полностью доверяя слову – сигналу для этих
действий.
Характерной чертой приказов и команд является то, что они исполняются
тогда, когда обычно требование аналогичного содержания, возможно, вызвало
бы сопротивление. Именно эта черта команд и приказов как форм словесного
воздействия позволяет отнести их к разряду внушающего влияния. При
исполнении команд не рассуждают, а выполняют немедленно.
Команды и приказы так же как внушающие наставления, относятся к прямому
внушению, но по природе своего воздействия качественно различны.
Внушающее наставление не рассчитано на автоматизм поведения, оно
создаёт установку. Команды и приказы действенны тогда, когда сформировался
соответственный навык и исполнение требования становится точным и в
значительной мере автоматизированным.
Большое значение внушающего воздействия команд и приказов заключается в
том, что они являются важным средством дисциплинирования. Проблема
использования команд и приказов в практике состоит в мере применения этих
средств воздействия.
Внушающее наставление – вид внушения, применяемый для перестройки
сложившихся отрицательных психологических отношений людей.
Внушение как словесное воздействие не в состоянии изменить черты
характера личности. Но внушающее наставление может создать необходимую
установку – предуготовленность личности к совершению определённого
поведенческого акта.
Внушающее наставление применяется в виде лаконичных фраз, т. е. Формул
внушения, произносимых максимально повелительным тоном. При этом необходимо
выразительно смотреть в глаза внушаемого, усиливая внушающее влияние слов.
Иногда предлагается внушающему закрыть глаза и повторять отдельные
словесные формулы: «Я всегда выполняю задания в назначенное время», «Я могу
и хочу хорошо работать», «Мне нравится моя учёба».
Внушающее наставление – не универсальное суггестопедическое средство.
Оно даёт наилучшие результаты, когда перед суггестологом пассивные,
легковнушаемые люди.
Поэтому задача внушающего наставления состоит в том, чтобы дать
человеку первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличия к
своим успехам.
Например, в школе.
Коля М. - застенчивый мальчик. Учась в 1-м – 2-м и третьем классах
проявлял устойчивую недооценку своих возможностей. В четвёртом классе
началось предметное преподавание. Это отрицательно повлияло на успехи Коли.
Нередко он отказывался выходить к доске, говорил тихим, срывающимся
голосом, часто останавливался и ждал подсказки с места.
Опытная учительница русского языка, Татьяна Ивановна Ш., умело поставив
«диагноз» духовного состояния Коли, на очередном уроке сказала: «Проверила
ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля встань! Поправь
плечи! Так хорошо! Посмотри мне в глаза. Ты можешь и будешь отвечать громко
и уверенно выученный урок! Иди к доске!»
Ответ Коли был не очень правильным, но говорил он громко, уверенно,
постоянный испуг в глазах исчез.
Здесь педагог требует от ученика не размышлений, а повиновения.
2. косвенное внушение. Рассчитано также на безоговорочное принятие
информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной)
форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая,
которое будучи воспринято человеком, оказывает, помимо воли и
критики субъекта влияние на его поведение. Это воздействие путём
примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на человека
окольным путём.
Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека
путём шутки, иронии, совета, аналогии.
Внушающее косвенное одобрение.
Одобрение, похвала рассчитаны на эмоциональное восприятие и имеют
большую внушающую силу – человек внутренне утверждается в своих силах и
возможностях.
Внушающее косвенное осуждение.
Эта форма косвенного внушения обычно немногословна. Это лаконичное, но
действенное влияние слов, рассчитанное не на «лобовую атаку».
3. самовнушение. Применение в воспитательных целях самовнушения требует
довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно
используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения
или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в
своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли
и борьбой с внутренними колебаниями.
Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения
является высокая степень сознательности человека. При соблюдении этого
условия обучение приёмам самовнушения не составляет для суггестолога
особого труда, так как человек сам видит свои недостатки и сознательно
стремится их преодолеть.
В первоначальной беседе педагог или психолог разъясняет человеку, что
успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его
собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от
его умения сосредоточиться на предмете внушения.
Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени,
в утвердительной форме: «Я могу выполнить это в лучшем виде» и пр.
Сеансы самовнушения проводятся перед сном и сразу после пробуждения.
Именно в это время кора головного мозга слегка заторможена,

Новинки рефератов ::

Реферат: Пуск двигателя в зимних условиях (Технология)


Реферат: Искусство эпохи Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Книга как основное средство документной коммуникации (Культурология)


Реферат: Контроль качества сгорания топлива в методических нагревательных печах (Металлургия)


Реферат: Авторитет руководителя (Психология)


Реферат: Легкая атлетика (Физкультура)


Реферат: Исследование систем управления (Менеджмент)


Реферат: Стили управления (Менеджмент)


Реферат: Вычисления площади произвольного многоугольника (Программирование)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Анализ суицида в России (Социология)


Реферат: Карамзин Н.М. и его "История ..." (Исторические личности)


Реферат: Основы социально-психологических методов управления (Социология)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Государство и проблемы монополий (Право)


Реферат: Культура: особенности и значение, взгляды и понятия (Культурология)


Реферат: Молниезащита (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Собор святой Софии (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы налогообложения в РФ (Государство и право)


Реферат: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист