GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Индивидуальное психологическое консультирование (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Индивидуальное психологическое консультирование (Психология)


Индивидуальное психологическое консультирование.


Содержание.



Введение.


1. Особенности проведения первичной консультации.

1. Теоретические принципы первичной консультации
2. Начало консультации
3. Середина консультации
4. Конец консультации
2. Особенности консультации клиента в состоянии кризиса.
Заключение.
Список литературы.



Введение.



Что такое психологическое консультирование

и психотерапия?
Психологическое консультирование и психотерапия - это виды психологической
помощи, ориентированные на преодоление проблем психологического характера.
Психологическое консультирование направлено на решение различного рода
психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных
проблем. В трудный, критический момент в Вашей жизни, психолог-консультант
может помочь Вам преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого
человека, а также лучше понять Вашу жизненную ситуацию и принять верное
решение.
Психологическое консультирование (counselling) - это внелечебная
психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью
коррекции отношений и повышения качества жизни.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных
инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная
практика применяется в любой сфере, где используются психологические
знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в
педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее
время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и
опыт практического использования различных техник консультирования, который
может быть полезен для специалистов других сфер практики.
В России сегодня не достаточно развита культура обращения за
профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняется
историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В
течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к
практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной
процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также
множеством мифов, существующих в нашей культуре.

Вот некоторые из них:
. "Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)";
. "Все необходимо выстрадать самому";
. "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится";
. "Каждый у нас - сам себе психолог"
и другие.
Что это дает?

В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые
устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор:
справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо
обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.

1. Особенности проведения первичной консультации.

1.1. Теоретические принципы первичной консультации
Существуют разные модели психологического консультирования, разные
теоретические подходы, поэтому существуют самые разные способы проведения
первичной консультации. Здесь я хотел бы представить сформулированный в
виде простых принципов обобщённый вариант проведения первичной консультации
с клиентом, своего рода алгоритм, который может использоваться в
независимости от теоретических предпочтений консультанта.
Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём
основным, тесно взаимосвязанным друг с другом, задачам первичной
консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую
задачи.
В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений
с клиентом. Клиент прежде всего нуждается увидеть искреннее и естественное
в своих проявлениях стремление консультанта войти с ним в контакт.
Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и
консультантом является качество присутствия, то есть способность
невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Кроме того,
вследствие того, что конгруэнтность и естественность - это прямая
противоположность демонстрации фасада, данное поведение консультанта служит
моделью, призывающей клиента к спонтанности и открытости в
самопредъявлении. Наряду с этим, ничто так не стимулирует самораскрытие как
безусловное позитивное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное
позитивное отношение подразумевает безоценочное принятие опыта клиента, а
также проявление эмоциональной теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает
клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания
переживания клиентом собственной жизненной ситуации.
В диагностическом измерении задача консультанта состоит в определении
проблем клиента и рабочих гипотез касательно их природы. Существует мнение,
что в независимости от образования и теоретической ориентации консультант
не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента
и принятия решения относительно того, что нужно сделать для улучшения
состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически,
консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой
взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения,
расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в
течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением
консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента и
собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также
анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать
рабочую модель клиента и пригодную для данного случая терапевтическую
стратегию.
Терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в
консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает
возможность решения его психологических проблем. Терапевтическая же цель
первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом
терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности
клиента. Даже тогда, когда это не проявляется в явной форме, стоит помнить
о том, что очень часто клиент приходит за психологической помощью
вследствие переживания кризисной ситуации. Неоднократные попытки клиента
самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение,
болезненное переживание чего привело его за психологической помощью. Клиент
приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации
он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в
удовлетворении его насущных потребностей, но, одновременно с этим,
опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и
повторению так знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Наличие надежды и
страха влияет на поведение клиента: он одновременно, и открывает и скрывает
свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на
сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит
в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на
психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям
сопротивления их выражению.
Начало консультации
Представьтесь
Сообщите о имеющемся в распоряжении времени
Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное
Используйте открытые вопросы
Используете активное слушание, повторение и прояснение
Отмечайте и суммируйте жалобы
Планируйте степень контроля и активности
Середина консультации
Используйте прямое проявление контроля
Представляйте каждую новую тему
Начинайте каждую тему с открытых вопросов
Используйте закрытые вопросы в конце темы
Суммируйте, если потеряно направление
Обращайте внимание на новую информацию
Избегайте жаргона
Для выражения гипотез используйте интерпретацию
Если существуют противоречия, используйте конфронтацию
Для стимуляции выражения эмоций используйте
отражение чувств и обратную связь
Конец консультации
Суммируйте содержание беседы
Продемонстрируйте готовность услышать насущную потребность
Спросите о соответствии произошедшего ожиданиям клиента
Дайте информацию или профессиональную рекомендацию
Обсудите следующий шаг


1.2 Начало консультации

Способ, каким можно начать первую встречу завит от обстоятельств и
состояния клиента. В любом случае в начале стоит представиться, по
возможности сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может
занять. После этого можно задать вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о
себе начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить “да” или
“нет”, например, “По какой причине вы решили обратиться к психологу? или “С
чего бы вы хотели начать?” Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно
подробен, можно сформулировать следующий открытый вопрос “Не могли бы вы
больше рассказать об этом?”
Хорошим средством установления контакта с клиентом являются позитивное
поощрение. Поощрение - как невербальное (кивки, доброжелательное и
заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальное (фразы типа “Да”,
“Я слушаю”, “Расскажите мне больше о Вас”) могут казаться банальными, но
при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь
клиента и поощряют его к самораскрытию.
Начальная фаза консультации - это время активного приглашения клиента к
рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит,
что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы
действительно нежелательны, так как могут продуцировать тревогу и агрессию.
Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете об их
проблеме и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти
естественные перерывы полезно обозреть то, что вы уже узнали, что помогает
спланировать ваш следующий шаг.
Внимательное слушание изложения клиентом собственных проблем и понимание их
субъективной картины является одной из основных задач начальной стадии
консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если
посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений
будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более
точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного или лишь ключевых
слов эффективно стимулирует клиента к выражению более глубоких уровней
проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы.
Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту стоит уделить
отдельное внимание. Внутренняя готовность к рассмотрению новой информации
создаёт предпосылку тому, что подлинная причина обращения за помощью -
насущные потребности клиент - не будут упущены. Отмечая, проясняя детали и
связывая между собой жалобы клиент и консультант совместно продвигаются к
более обобщённой формулировке проблемы, вбирающей в себя все её, ранее
высказанные измерения. Время от времени бывает весьма полезно сверить
собственное понимание, формулируя сказанное клиентом своими словами и давая
ему возможность поправить ваше восприятие.
Кл: Я хотела бы быть взрослой и зрелой, чтобы совершать свой собственный
выбор и следовать ему. Но мне нужен кто-то, кто бы подталкивал меня в
верном направлении.
Кон: Вы хотели бы двигаться в верном направлении, не сомневаться и ценить
себя за это.
Такого рода высказывания обычно называют перефразированием, отражением
содержания или прояснением.
В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали о основных жалобах
клиента и спросите: “Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?” После этого
бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить высказанные
клиентом жалобы, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция
суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и
тех причинах, которые были высказаны клиентом.
Тесно связанной с техникой суммирования является проблема записи во время
сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то
есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно
используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечённым в контакт.
Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая безусловна
могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд
ли способствуют установлению контакта с клиентом - пожалуй основной задаче
первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который
больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй,
следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения
записи, по крайней мере в течение первой встречи. Если появляется что-то
очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно
прервать клиента и сказать: “Вы не будет возражать если я запишу эти
детали? Они важны и я не хотел бы упустить их.” После их записи следует
отложить тетрадь с ручкой невербально продемонстрировать свою готовность
возобновить контакт.
На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень
активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию
информации и открытого вопроса о причинах обращения консультанту на
некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент
говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, особенно
относительно степени контроля над процессом беседы. Так например, с
болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность,
чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И
наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, добавляя
её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может
быть минимальным, здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие,
углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной
ситуации не стоит забывать об ограничении количества доступного времени,
которое вы можете уделить исследованию определённых тем.


1.3 Середина консультации

Основная задача этой стадии - формулирование гипотез касательно природы
проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и
применения уместных техник. Если вы получаете необходимую информацию
сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то
стоит занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент
нормально реагируют, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается
на малозначимые темы, или слишком подробно излагает несущественные детали.
Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые области,
однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.
Контроль за ходом беседы - это проявление ответственности консультанта.
Только лишь слушания, даже самого чуткого, в большинстве ситуаций
недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и
удержание фокуса на определённых жалобах, темах, ситуациях позволяет
консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно
клиента и его проблем, тем самым с максимальной пользой использовать
потенциальную возможность их решения.
Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется
важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и убедитесь,
что вы закончили текущую тему, прежде чем перейти к новой теме. Перейти к
новой теме можно например следующим образом: “Когда вы говорили о ваших
чувствах к мужу вы упомянули о смерти вашей матери и это, как мне
показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом”.
Перед тем как увлечься новой темой важно закончить предыдущую линию
исследования. Увлечение новой темой является часто встречаемой ошибкой,
которая приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.
В ситуации резкого перехода клиентом к изложению новой темы прямое
проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например,
следующим образом: “Я понял, что это важно для вас, но не могли бы мы
вернуться к тому, что вы сказали ранее о ваших проблемах на работе и
рассказать о них?”
Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа
(“Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к
обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно мы бы
могли начать с вашей матери - не могли бы вы больше рассказать мне о
ней?”). Изучайте вместе с клиентом каждую тему: начинайте с открытых
вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение
чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник
на первой сессии носят характер пробного вмешательства. То, как клиент
реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени
готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть
тех средств, которые может предложить ему консультант. Как точно замечают
Р. Шерман и Н.Фредман “каждую конкретную технику одновременно можно
рассматривать и как психодиагностический тест” (цит. по Навайтис. Г. 1999).
Откликаемость клиента на пробные вмешательства отражает уровень открытости-
закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение
использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные
важные факторы при оценки уместности того или иного вида консультирования.
Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и
которые могут иметь один смысл для вас и другой для клиента. Всегда следует
прояснять диагностические и психологические “ярлыки”. Например, если клиент
упоминает о депрессии, консультант может сказать: “Вы сказали, что были в
депрессии. Не моли бы вы своими собственными словами сказать, что именно вы
чувствовали?”.
При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее
их выражение. (“По-видимому, тогда это вас очень расстроило” или “Это
решение, по-видимому, было очень трудным для вас”). Такие высказывания
сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить
об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию.
“Я вижу, как вам трудно говорить об этом” - это эмпатия. А “О боже как же
вам не повезло” или “Не знаю как бы я сам справился в этой ситуации” - это
симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную
позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто
воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент
упоминает о жалости следует исследовать не скатились ли вы с эмпатии на
симпатию. Эмпатия - это проявление участия одного человеческого существа
другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии
и сожаления. Если же говорить на языке терапевтических интервенций, то для
выражения эмоций лучше всего подходят такие техники как отражение чувств
(“В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все
эти проблемы. и вдруг появляется чувство вины и замешательства”), обратная
связь (“У вас на глазах появились слёзы, по-видимому, это очень печалит
вас”) и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?”).


1.4 Конец консультации

Этап завершение беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение
итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной
ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий
клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет
решающее значения для решения им вопроса о продолжении консультативных
отношений. Поспешное, “смазанное” завершение беседы может разрушить в целом
успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально
выделять время.
Кроме того некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса
переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и
происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы
консультации становится облегчение эмоционального реагирования и его
завершение к концу беседы.
Бывает крайне полезно выделить по крайней мере пять минут для подведения
итогов консультации, включающего в себя короткое, но точное суммирование
содержания беседы и выражение совместно достигнутого в ходе сессии
понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или
иной вопрос или необходимость что-то прояснить, как со стороны
консультанта, так и со стороны клиента. Суммируя проблемы клиента бывает
полезно спросить: “Что вы считаете вашей основной проблемой, на которой вы
бы хотели поработать?” Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и
предваряет договор о дальнейшем плане действий, в целом, и договорённость о
следующей встрече, в частности.
Как известно из психотерапевтической практики, важный материал зачастую
выражается клиентами именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить
клиента: Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам
хотелось бы добавить? Этот вопрос порой может привести к появлению
совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может
стать совместной задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос
является также демонстрацией вашей готовности услышать насущную потребность
клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он не осмелился
сказать напрямую.
Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении
соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью и реального
опыта консультации. “Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда
сегодня?” или “Насколько то, что произошло соответствовало вашим ожиданиям?
... В чем именно?” - вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания
клиента и обсудить возможные разочарования. Задавание такого рода вопроса
порой требует определённого мужества от консультанта. Обсуждение ожиданий -
это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил, но это также
потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой
встречи, а следовательно для последующей реализации реалистичного плана
действий по решении проблем клиента.
Заключительная фаза беседы - это также время для предоставления клиенту
релевантной информации и дачи профессиональной рекомендации. Существуют
проблемы, которые имеют несколько измерений (так например проблема в
интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических,
так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы
компетентности консультанта. Поэтому помимо (или вместо) психологической
помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста
- психиатра, юриста, сексолога и т.д. Информирование клиента о доступных
ему возможностях и проработка возможных опасений по поводу обращения к тому
или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первичной
консультации.
В заключение, я хотел бы добавить, что время для записи содержания
консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т.д.)
наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно
сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно
после неё, если этого не сделать, важная информация может быть безвозвратно
утеряна.
В целом, первичная консультация должна проводиться в форме, представляющей
пациенту основания для решения, желает ли он подвергнуться курсу
консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность,
неизбежно связанную с реализацией этого замысла.


2. Особенности консультации клиента в состоянии кризиса
Выделяют три важных качества для эффективности психологического
консультирования: уважение (отношение к клиенту как к нормальному
человеку); добродушие (консультант должен быть человечным, подлинным);
эмпатия (способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание
обратно клиенту). Другими словами, консультант должен уметь встать на
позицию клиента.

Выделяют четыре стадии кризисной терапии. Обязательная стадия, которую
необходимо достигать – это принятие решения.

Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление
контакта с клиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности,
замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством
вины.

Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении и
прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может
иметь много причин. В конце клиент должен обозначить свою проблему.

Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой стадии – облегчить клиенту
исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Очень важно
помнить, что мы не имеем всех ответов и не можем позволять себе говорить
другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту.
Консультант подводит его к проблеме с его собственными силами и ресурсами.
Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей
кризисной ситуацией он справится сам.

Стадия 4 – Принятие решения. Решение приходит, когда клиент чувствует,
что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет
затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для
повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме
со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи
готовым продолжать свою собственную жизнь.


Следующие факторы считаются в первую очередь необходимыми для
консультации клиента в состоянии кризиса: слушание, принятие, эмпатия и
конгруэнтность.

Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с
клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без
оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и
полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание
подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи;
умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства;
воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений;
предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные
реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.

Следующее требование – принятие, то есть уважение его как человека,
несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Важно не делать
оценочных суждений, не брать на себя роль судьи. Следующий фактор –
эмпатия. Психотерапевт должен “отражать” наиболее важные утверждения
клиента, как бы становясь “зеркалом” для клиента, облекая в слова то, что
клиент ещё не может ясно сказать. Наконец, конгруэнтность и личная
подлинность играют решающую роль.

Заключение.

Психологическое консультирование направлено на решение различного рода
психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных
проблем. В трудный, критический момент жизни человека, психолог-консультант
может помочь преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека,
а также лучше понять жизненную ситуацию и принять верное решение.
Психологическое консультирование также может помочь в понимании и
реорганизации отношений с другими людьми. Основная задача психолога-
консультанта в данной ситуации состоит в том, чтобы помочь посмотреть на
характер взаимоотношений с другими людьми со стороны, обсудить те их
стороны, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не
контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении
установок относительно других людей, и форм взаимодействия с ними. В ходе
консультативной беседы имеется возможность шире взглянуть на ситуацию,
иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением,
изменить свое отношение к происходящему и собственное поведение.



Список литературы.

1. В. Вебер. "Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга,
основанная на практическом опыте" / Под общей редакцией В. Кагана и
Е. Креславского. – СПб., 1998.

2. "Руководство по телефонному консультированию". М, 1994.

3. "Стресс жизни" (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”.

Г. Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.

4."Психотерапевтическая энциклопедия". СПб, 1998.

5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
М., 1993.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд
клинициста. М., 1997.

8. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.







Реферат на тему: Индивидуальные особенности внимания
Содержание


Введение 4
I. Обзор психологических исследований изучения внимания 7
1. Понятие внимания 7
2. Физиологические основы внимания 11
3. Функции внимания 16
4. Свойства внимания 17
5. Виды внимания 26
II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания
(продуктивность и устойчивость) 31
III. Результаты проведения исследований 34
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 54



Введение


Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является
тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых
впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их
часть[1]. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений
выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память,
становиться содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной
объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то,
что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не
восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит
человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных
до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру,
субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе
выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется
внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов
сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как
деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное
выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная
деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо
выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание
проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно
к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек
внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью
его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении
сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов
до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже
много веков.
Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса
внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент
любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие
полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое
состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои
особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает
особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы,
выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и
изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание
изучают как бы через призму других познавательных процессов.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как
Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они
выдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное количество
исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему
продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования
подчеркивают индивидуальность внимания. Темой моего исследования является
индивидуальные особенности внимания человека. Исходя из анализа
исследований, я определила цель работы.
Цель работы: Определение индивидуальных особенностей внимания
(продуктивности и устойчивости внимания).
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: продуктивность и устойчивость внимания.
Задачи исследования:
1. Изучить теорию внимания;
2. Проанализировать исследования по проблеме выявления
индивидуальных особенностей внимания;
3. Разработать программу исследования;
4. Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и
устойчивость внимания);
Курсовая работа выполнена в опытническо-экпериментальной форме. Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психологической литературы на данную тему;
1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания у
старших дошкольников ( Методика Ландольта[2]);
Исследования индивидуальных особенностей внимания мною проводились в
старших группах дошкольного образовательного учреждения. В качестве
основного материала для определения устойчивости внимания были выбраны
кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое
можно применять для изучения детей раннего возраста. Изучение качественных
характеристик внимания дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к.
особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к
обучению в школе. По результатам обследования были даны рекомендации
родителям и педагогам по развитию внимания детей дошкольного возраста. При
изучении индивидуальных особенностей внимания была использована литература:
Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика.-М.;1995г., стр.208. А по способам развития
внимания: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.2: Возрастная психология.-
М.;1995г., стр.208.

I. Обзор психологических исследований изучения внимания


1. Понятие внимания


Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов
воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них,
воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот
поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей
деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в
собственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическая
деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу,
удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается
благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как
восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую
работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа
и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно
проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных
процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как
деятельность, направленная на объект.
Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в
определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся,
вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда
повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или
отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь
динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно
выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным
объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это
избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на
нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер
психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее
объектов. В понятие направленности включается также и сохранение
деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать
ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот
выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также
сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед
человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее
будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным
будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением
от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной
задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Таким образом, при внимательном
отношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашего
сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается,
образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение
становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в
сознании до тех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будет
достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию – контроль и
регуляцию деятельности.
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов
деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью.
По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и
приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая,
внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности
посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта,
углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением
внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием,
является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и
перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней
деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный
в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой
внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность,
только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под
покровом внешнего покоя.
Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него
действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь
совершая мысленно, какую либо деятельность, направленную на объект, можно
поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь
сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в
действительности она и крепиться.
Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного
слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено
не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании
человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое
несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в
некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на
физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это
говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного
содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему
взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и
сущность. Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы
внимания:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы
этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить
внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без
мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к
условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя,
что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и
У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или
подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще
развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь
приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это
одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного
опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи,
пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и
активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной
гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности
центральной нервной системы.
7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания
- преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе
первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет
физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,
результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку
внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно
свести к следующим:
— внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской
деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на
содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в
психике человека;
— по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В
каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и
контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
— в отличие от действий, направленных на производство определенного
продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого
результата;
— с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все
конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются
результатом формирования новых умственных действий.
Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты,
однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные
проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности
всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-
либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня
сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Внимание не только создает наилучшие условия для психической
деятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно
реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном
организме.

2. Физиологические основы внимания


Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь
сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих
физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ
внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и
А.А.Ухтомского.
И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг,
вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?».
Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той
или иной формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или
человек становятся внимательными к тому, от кого можно ожидать каких-то
«сюрпризов». Потом придет оценка важности наступившего события, станет
ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на
мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться.
Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся…Дальше, в зависимости от оценки,
сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаться более мощные системы,
одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринется
по новому руслу.
Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении об ориентировочных
рефлексах содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного
внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим
звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…» - писал И.П.Павлов[3].
По современным данным (Е.Н.Соколов), ориентировочные реакции очень
сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В
ориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы,
глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов,
изменяется характер обмена веществ; изменяется дыхание, сердечно-сосудистые
и кожно-гальванические реакции, т.е. происходят вегетативные изменения и
изменение электрической активности мозга.
Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует
заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего
бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с
помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам
мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования:
глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное
(настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное
внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то
время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и
могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии
возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как
на остальные реакции полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая
мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого
движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется его
неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную
таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так,
раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых
электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает
подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень
сходно с общим состоянием внимания организма.
Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего
отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию
организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В
комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят,
навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики
сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась;
несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули
голову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что
такое?».
Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения
избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более
глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме.
Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию
раздражении из среды: периферические и центральные. К периферическим
механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому
звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно,
соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее
чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки
ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка
или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют
обострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, внимание - это фильтр,
отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил,
что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно
инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при
этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем
было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по
физическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием,
связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры
из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).
Концентрация психической деятельности в определенном направлении и
одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону
взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших
полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и
физиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в
коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так
обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия или
обдумывания того, на что направлено внимание. И. П. Павлов в работе
«Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности
(поведения) животных» очень образно описывал этот процесс:
«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место
больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы
на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям
передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо
неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном
пространстве полушарий более или менее значительной тенью.
С павловскими представлениями о физиологических механизмах внимания
хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским
физиологом А.Л.Ухтомским. «В высших этажах и в коре полушарий принцип
доминанты, -пишет Ухтомский, -является физиологической основой акта
внимания»[4].
В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает
очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные
участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты
является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. При
этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в
центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с
повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга,
а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе
симптомов во всем организме – в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой
деятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения.
А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее
устойчивый очаг повышенной возбудимости…»[5]
Так, учение Павлова и учение Ухтомского дают опорные точки для
выяснения физиологического субстрата внимания. Внимание Обусловлено
активностью целого ряда иерархически связанных между собой мозговых
структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и
противоречивые взгляды на его природу сподвигли многих великих ученых на
разработку целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такие
ученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкую известность приобрела
теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождается
изменениями физического и физиологического состояния организма, что
внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся
теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются
споры о природе внимания.

3. Функции внимания


Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных
функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент
патологические и физиологические процессы, способствует организованному и
целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с
его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную
сосредоточенность психической активности на одном и том же объеме или виде
деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных
процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный
момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации
интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация
восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и
продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты
функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,
позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание
выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в
кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода
запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления
внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения
задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему
взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и
своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке
говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по
общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает
в жизни, чем недостаточно внимательный.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и
направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А
изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа
этого объекта, в его данности сознания: он становиться более ясным и
отчетливым, как бы более выпуклым.
Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.
Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой»
целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает
естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше
сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с
действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

4. Свойства внимания


Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни
человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток
может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет
зависеть его энергия; определенное направление может удерживаться
длительное или короткое время, при этом в разных условиях переключение
потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью
и требовать неодинаковых усилий; поток психической жизни способен иногда
как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень
параллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого потока не текут
плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика
психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания.
К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация,
распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость
заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и
том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено
непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и
сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные
изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.
Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается,
то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания
легко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных
изображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля
на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступают
колебания внимания: изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, то
профили.
Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то
выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль
задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как бы
то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять,
если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более
сложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты,
которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стену
хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо бы
люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не
будет... Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохранения
устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности,
надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.
Устойчивость внимания особое значение для достижения успеха в любой
деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность
психической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей,
страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от
многочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от
ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его
понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные
особенности личности.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания,
ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из
беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется
в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение
длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы.
Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и
число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью
таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен
складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число
допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией
внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности.
А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями
функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что
концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при
одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую
способность человека удерживать в центре внимания определенное число
разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет
совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.
Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря,
который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между
собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим
секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как
показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид
сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение
одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному
переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не
может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.
Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два
вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой
деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.
Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение.
Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах
изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных.
Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр,
чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют -
на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в
обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо
выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности,
А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые
вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в
диагностических целях.
Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает
сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в
сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются
скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.
Легкость переключения у разных людей различна и зависит от
целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и
последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем
интересней деятельность,

Новинки рефератов ::

Реферат: Кубинская революция (История)


Реферат: Татуировка и пирсинг (Культурология)


Реферат: Руководство по эргономике работы за компьютером (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Автоматизированное Рабочее Место Отдела Кадров (Программирование)


Реферат: Кредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка (Деньги и кредит)


Реферат: Выбор оптимальных сетевых решений на базе многозадачных операционных систем для построения компьютерной сети вуза (Программирование)


Реферат: Невербальные средства общения (Психология)


Реферат: Three-party politics (Иностранные языки)


Реферат: Технология перемещения буровой установки 3000 ЭУК-1 (Технология)


Реферат: Понятия об уровнях языка раздел науки о языке (Педагогика)


Реферат: Развитие быстроты (Спорт)


Реферат: Фотография (Фотография)


Реферат: Применение информационных технологий в процессе обучения химии (Химия)


Реферат: Формы государственного устройства (Теория государства и права)


Реферат: Буддизм и его распространение в мире (Мифология)


Реферат: БУДДА: Победить самого себя (Религия)


Реферат: Буржуазные революции в Европе в 18 веке (История)


Реферат: SCADA системы (Компьютеры)


Реферат: Наследование по закону (Гражданское право и процесс)


Реферат: Половое воспитание детей (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист