GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Шпора (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шпора (Право)



1. Понятия и признаки права.
Право – регулятор общественных отношений
Термин ПРАВО м. Пониматься в 4-х смыслах:
1. В смысле обычных прав, т.е. свободы и возможности поведений основанных
на сбычных, т.е. нормы вошедшие в привычку (первенство в очереди, обычай
старшенства)
2. В смысле моральных прав, основанных на принципах добра, справедливости
(благодарность за оказ. Помощь)
3. В смысле корпоративных, основ. на уставных и иных положениях , кот.
действ. Внутри общественных не гос. объединений (право избирать и быть
избранным, налагать дисциплинарные взыскания)
4. Значение термина «права» в юридич. праве, т.е. свобода поведения
основанный на з-не и иных официальных источниках (требовать возврата
имущества из незакон. владния, право на адвокатскую защиту).
Признаки права:
1) Волевой хар-ер
2) Общеобязат. Нормативность
3) Связь с гос-ом
4) Формальная определенность


9. Правомерное поведение и правонаруш-е. Признаки правонаруш-й.
Правонарушение – виновное поведение право дееспособного субъекта, кот.
причиняет вред др. лицам и влечет за собой юр. ответственность.
Признаки:
1) Выражается в действии, но и бездействии
2) Противоречие предписаниям норм права
3) Именная вина



20. Понятия гражд-го правоотнош-я.
Г.п. – урегулированные нормами гр. права фактические обществ. отнош., уч-
ки кот. явл. юр. равными носителями гражд. прав и обязанностей.
Особен-ти г.п.:
1. Самостоят-ть, имущественная обособленность, юрид. равенство субъектов
г.п-я.
2. Осн. юр. факты порождающие п-я – это сделки, т.е. акты свободного
волеиъявления уч-ов пр-ий.
3. Возможность самостоятельного определения сод-я п-й его участниками
(свобода договора)
4. Имущ-й хар-ер правовых гарантий и мер ответственности за правонар-я.
5. Судебный порядокзащиты нарушенных прав.



33. Пр-а и обяз. по пов. супр. собст-ти.
2-а вида:
I. Законный режим имущ-ва супр-в – режим их совместной собств., кот.
считается с личн. Собств. каждого.
1. Состав личн. Соб.:
1) Имущ. Нажитое до регистации
2) Им. лолуч-е в дар, по наследству и.т.д
3) Предметы индивид. состсвен.
4) Поощрит. Премии
5) Им. Супруга нажитое после прекращ. супруж. Отнаш-й
2. Общ. им.–все им. нажитое в браке, за искл. личн.
II Договорной режим польз. Имущ. – регулируется брачным договором (-
соглашение лиц вступающих в брак или соглашение супругов опр. имущ. Права и
обязанности в браке или в случ. развода).


3. Понятие нормы права. Струтура и признаки нормы права.
Нормы права – правила поведения. Юридич. норма = норме права.
Н.п. – общеобязат. Формально-опр-е правило поведения, установленное и
обеспечиваемое гос-ом и направленное на урегулированние общ. отношений.
Понятия право и норма права не совпадают, а соотносятся как целое и часть.
Признаки:
1) общеобязанность, т.к. она представл. собой властное предписание гос-ва
относительно возможного и должного поведения людей.
2) формальная определенность, т.к. выражается в письменной форме в
официальных документах с помощью чего определяет рамки деяния субъектов.
3) связь с гос-ом, т.к. устан. Гос-ом органами и обеспеч. Мерами гос.
воздействия принуждения и стимулирования
4) предоставительно обязывающий хар-ер, т.к. не только предоставляет одним
субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности.
5) Системность, т.к. выступает в виде специфической микросистемы, состоящей
из взаимоупорядоч. Эл-тов.
Структура:
1) Гипотеза (вр., место, участ-ки отнош-я) – элемент нормы права, указ-ий
на усл. Ее действия, кот. опр-ся путем закрепления юр. фактов. Юр. факты
включ. В себя 2-а понятия: действие, т.е. зависищ. От воли людей и события
не зависищ. От воли людей.
2) Диспозиция (права и обяз-ти) – эл-т н.п., опр. модель поведения
субъектов с пом. Установл. Прав и обязанностей, возник. при наличаи
указанных в гипот. Юрид. Фактов.
3) Санкция (+ - поощрение, - - наказание, меры ответственности) – э.н.п.
предусматрив-й последствия для субъекта, реализ-ий диспозицию. Они м.б.
неблагоприятнми.


11. Юр. ответств-ть: понятия и виды.
Юр. отв-ть – это мера защиты интересов личности, общ., гос-ва, означающ.
Применение к правонаруш. Санкции правовых норм.
Ф-ции ю.о.:
1) Репрессивно–карательная санкция
2) Предупредит.-воспит.
3) Право-восстановит.
Виды ю.о.:
1) Дисциплинарная
2) Администр.-правовая (автомобиль)
3) Уголовно-правовая
4) Гражданско-правовая



22. Субъекты гр. правоотн-й.
Структуры гр. правоотнош.:
1. Субъекты – лица, облад. гр. правами и несущ. Гр. обяз. Любого физ. И юр.
лица право и дееспособные. Учасн. Правоотн.: управомоченное лицо
(кридитор) – суб. Надел. Правом; обязан-е лицо (должник) – суб. Несущий
обязанности.
2. Объекты – то. На что направлено правоотнош. (вещи, деньги, цен. Бумпг,
иное имущ-во, работы и услуги, информация. Результаты интелектуальн.
Деят., не матер. Блага.
3. Содержание – субъект-е права и обязанности



37. Алимент-е пр-а и обяз. род-й и детей.
1) Алим. В пользу несоверш. Детей (взыск. Добров или в суд порядке)
2) Алименты в пользу род-й
1. Взыск. С совершеннолет. Дет-й, им-х доход
2. Взыск. В пользу нетрудоспособн. Нуждающ-ся род-й (инвалиды, пенсионеры)
Виды:
- % от дохода
- в тверд. Сумме, но регулярно
- -||-, но единовременно

5. Виды норм.-прав. Акта.
СМ. вопрос №4
Законы и законодат. Акты, их виды:
1) Осн. з-н или конституция (з-н для з-ов – др. наз.) – основополагающий
учередит-й, политико-правовой акт закрепляющий конституц. Строй, права и
свободы ч-ка и гражд. опр-й форму правления и гос. устройства. Уч-ий
федер. Органы гос. власти.
2) Фед-е конституц-е з-ны (ФКЗ). Особенности принятия ФКЗ сод. В ст.108
констит. РФ. Такие з-ны принимаются по вопр. Предусмотренным и опр.
связанным с констит. В исполнении конст. Д.б. принято 12 ФКЗ.
3) Фед. З-ны – это акты текущего законодат-ва, посвящен. Разл. Сторонам
соц. эк-ой полит. и духовной жизни общ-ва.
4) З-ны субъектов Фед, издаются представит-ми огранами субъектов РФ и
распрастр. на соотв. тер.
Подзаконный акт – это изданные на основе его исполн. З-ов акты сод. Юр.
нормы.
1) Указы и распоряж. Презид. РФ. Распоряж-я б. По текущим и процедурным
вопросам.
2) Постановление и распоряж. Провит-ва РФ. Акты исполн. Органа гос.,
наделенного широкой компитенцией по управлению обществ. проц-ми.
3) Приказы, инструкции, полож-я министерств, ведомств, гос. комитетов.
Регулируют обществ. отнош., нах. В пределах компетенции дан. Исполнит.
Структуры.
4) Решение, распоряж., постановление местн. Орг-ов гос. власти и управления
(губернатор)
5) Нормативные акты муницип. Негос. Орг-ов. - это устав. Муницип. Образ-я,
решения либо представит. Органа. Либо главы муницип. Образ-я.
6) Локальные норм. Акты – это норм. Предписания, принятые на уровне
конкретн. Предпр-я, учрежд-я, организац-и. Правило внутр. правового
распорядка.


13. Судебн. Сист. РФ
Суд. Сист. – совокупность всех установленных конституцией и федеральными з-
ми судов, имеющих общие задачи связанным м. собою отношениями по осущ-ю
правосудия.
Суд. Сист. РФ
Констит. с.РФ Верховный с.РФ Арб. с.РФ–высш.
v v v
Констит. с-ы Военные с. Арб с-ы арб.
субъек. РФ v округов
v v Суды субъектов РФ v
Суды v Арб.с.
субъек-в субъектов РФ
v
Федеральные суды РФ
Мировые суды



24. Приобретение и прекращение правособ-ти.
Способы приобретения правособ-ти–юр. факты, кот. влекут возникновен. У лица
правоспособ-ти.
1. Первоначальные – правосп. На вещь возникает впервые по мимо воли
предыдущего собственника
1) созд. новой
2) правособ. На приобр. На плоды продукц дохода
3) переработка вещи
4) приобр. Правос. На безхозное имущ-во
5) обращ. В собств-ть общедоступн. Для сбора вещей.
2. Производственные – правосп. Возник. по воли предыдущ. Собст-ка из
согласия нового
1) на основании сделок
2) наследование
3) приобр. Правособ. При реорг-и ю.л.
4) приобр. членом жилищного, дачного и т.д коопер. после полного внес-я
своего взноса.
Способы:
1. Общегражанские
2. Специальные (конфискация)
Осн. прекращ. правоспособн-ть:
Юр. факты, влекущие прекращ. правособ. Лица на опр. имущ-во.
Способы прекр-я:
1. Гибель или уничтожение имущ-ва
2. По воле собств-ка
1) отчуждение своего имущ. Др. лицам
2) отказ от права собст-ти
3. Принудит. Основания
1) безвоздмезная
- конфескация
- обращ. Взыскания на имущ.
2) возмездная
- выкуп домашних жив-х
- отчужд-е имущ., кот. в силу з-на не м. принадл. Лицу
- выкуп безхоз-но содержанных культурн. Ценностей
- принуд. Продажа жилых помещений
- реквизиция
- нацианализация



7. Реалтизация права: использов-е, соблюден-е, исп-е, примен-е.
Реализация права – притворение права в жизнь, реальное воплащение юр. норм
в фактическом поведении субъектов.
Виды правовых норм:
1) Управомочивающие нормы > Использов-е – форма реализации права, при кот.
субъекты исп. Возможности предоставл. Ему нормат. Права.
2) Запрещающие нормы > Соблюдение – форма реал. Права, при кот. субъект
строго следует установл. Запретам (адм. право)
3) Обязывающие нормы > Исполнение - -||-, при кот. субъект соверш. Активн.
действ. Во исполнение возлож. На него юр. обяз-ти.
Применение права – особая форма воплащения требований юр. норм в отнош.
Людей, явл-ся одной из форм гос. деят-ти, в ходе кот. гос. орган организует
и контралирует соблюдение юр. норм.



15. Конст. строй Р. Его основы и эл-ты.
Конст. Строй – организация гос. и обществ. жизни, где гос. явл. полит.
организацией гражд. общ-ва, имеет демократич-й правовой хар-р признает
высшей ценностью права и свободы ч-ка, а осн. обязан. Гос-ва их соблюдение
и защиту.
Принципы (основы) конст. Строя:
1) Принцип нпродовластия
- народный суверенитет
2) РФ – федеративное гос-во – проявл. В гос-но территор-ом устройстве
основывающемся на принципе федерализма
3) Верховенство права
4) Принцип раздел-я властей
5) Суверенитет РФ – св-во гос-ва самост и независ. От др. гос. осущ. Свои ф-
ции на своей террит. И за её пределами в междунар. Общении
6) Идеалогич плюролизм
7) Полит. плюролизм
8) Светское гос-во
9) Экономич. Свобода (свобода совести и предпринимат деят-ти)


27. Понятие наследования. Виды наследования: по з-ну, завещанию.
28. Завещание: понятия, правила оформ-я, сод-е.
29. Прин-е и отказ от насл-а. Способы и прав-е последствия принятия насл-а.
Наследование – переход в установленном законом порядке имущ-х и некотор. Не
имущ. Прав умершего граж-на (наследодателя) к др. лицу (наследнику).
Сроки открытия наследства в теч. 6 мес. Со дня смерти наследодателя.
По з-ну:
1. Наследодатель не оставил завещание
2. Завещ-е признано не действит-м
3. Завещано только ч. имущ-ва
4. Назначенный наследник умер до открытия наслед-а или отказался от него.
Круг насл-ок по з-ну:
- дети, супруг, родители
- кровные братья, сестры, дед. бабушка
- не трудоспособн. Лица, сост-е на иждивении умершего не < года
- внуки, правнуки (ес. Нет родителей)
Завещание–сдел-я в предусм-й з-м форме личн. распоряж-е гр-на, принад-м ему
имущ. в случ. смерти.
Круг необх. наследн-ов (не < 2/3, от той ч. имущ. кот. они унаследовали бы
по з-ны):
1) Не совершеннолетн. Дети
2) Совешеннолетн. Не трудоспособн-е дети
3) Иждевенцы
Особенности завещ-я:
1. это ед. з-ый способ распоряж-я имущ-ом на случ. смерти
2. Носит строго личн. Хар-ер
- составл-ся дееспособным лицом
- подписыв-ся собственноручно
- потенциальн. Наследники не м. присутствовать
3. Нотариальное удостоверение



39. Работодатели: права и обяз-ти.
В кач. работодат-ля м. выступ. Организ-я люб. формы собственности, облад-е
общей правосубъектностью (с момента их. гос. регистрации).
Права раб-ля:
1) опр-ть направл. И сферу деят-ти
2) заключ./расторгать труд. контракты
3) принимать решения о награждениях и др. мерах стимулир-я.
Обязанности:
1) выплачивать з/п не < МРОТ
2) созд. усл. Для осущ. Раб-ом труд-ой ф-ции
3) вести переговоры по заключ. Коллективн. Договоров и соглашений
4) создаваьть усл. Для деят-ти профсоюзов



8. Понятие правоотнош-й, их признаки и структура.
Правоотнош. – это юр. связь м. лицами, выражающаяся в их взаимных правах и
обязанностях.
1) Возможность конкретизировать субъектов
2) Опр. поведение их пр. и обяз.
3) Возможность примин-я гос. принуждения.
Состав правоотношений:
1. Субъекты
1) индивиды > граждане, апестриды, иностранцы, бипатриды
2) организация > гос. орг., юр. лица > комерч., не комерч.
2. Объекты > матер-е, интелектуальн-е, соц. полит-е, соц. эк-е, эстетич-е,
личные, юр-е.
3. Содержание > субъект права, юр. обяз.



16. Фед. Устройство России. Признаки федерализма.
СМ. вопрос № 15
Принципы федерализма:
- гос. ценность
- равноправие и самоопр. Народов
- единство сист. гос. власти
- разграничение предметов ведения и полномочий между фед. Центром и
субъектами РФ
- равноправие субъектов РФ во взаимоотношении с фед. Центром



30. Понятие брака и семьи. Усл. Вступл-я в брак и последствия их наруш-я.
Брак – свободный равноправный собз мужчины и женщины, заключенный с
соблюдением порядка и усл. Установл. Законом, им. Целью создание семьи
порожд. Между супругами взаимные личные и имущ-е права и обязан-ти.
Признаки:
1. Союз мужч. И жен.
2. Моногамный союз (единобрачный)
3. Свободный союз
4. Равноправный
5. Регистрация в ЗАГСе
6. С. порожд. права, обяз-ти и имущ-е правотнош.
Семья:
Ф-ции:
- репродуктивная (дети)
- воспитательная
- защитная
- хоз.-эк-я
- рекреативная (взаимн. Поддержка)
- коммуникативная (общение)
Усл. Оформ. Брака:
1) заявление подается лично (1 мес.)
2) осведомленность о сост. здоровья
3) взаимное согласие
4) достижение 18 лет
5) не должны сост. в др. браке
6) родственники не женятся (род-ли, дети, внуки, братья, сестры)



40. Труд. договор (контракт): понятия, виды, правила оформления.
Т.д. – это соглашение между работником и работодат-м (физ. Или юр. лицам),
по кот. работник обязуется выполять по опр.спец. квалификации или должности
с подчинение внутр. распорядку, а работод. Обязуется выплачивать з/п и
обеспеч. Усл. Труда.
Виды:
- безсрочный
- срочный (не > 5 лет)
- заключ. на вр. Выполн. опр. работы
Усл. Т.д.: производственные (станов. З-ом); непосредств.: необходимые;
дополнит-е.
Необх. усл: о месте работы (на день заключ. Договора); о тудовой ф-ции
(спец. Квалиф); о размере з/п.
Заключ. Т.д.: в писм. форме; оформ. Приказом; фактич. Допущ. К работе.
6. Понятие системы права. Структура сист. Российск. права.
Система права – это внутр. орг-я права выраженная в ед-ве и согласовании
юрид. норм, кот. сосредоточ. В относит. Самостоят. правовых комплексах:
отраслях, подотраслях, институтов.
Отрасль права – гл. подраздел. Сист. права, кот. представл. собой
совокупность правовых норм регулир-х обществ. отнош. В опр. сфере.
Классификация отраслей права.
Конституц. Право:
I. Профилирующ. отрасли:
1. Материальное право:
1) Гражд. пр-во
2) Уголовн. Право
3) Админ. Право
2. Процессуальное право:
1) Гражд.-процессуальн.
2) Уголовн.-проц-е право
3) Арбитражно-проц-е
II. Спец. Отрасли – Трудовой право, Земельное, Финансовое, Семейное,
Исполнит-трудовое право.
III. Комплексные отрасли – Предпринимат. Право, экологич., Морское, Право
прокурорского надзора, Торговое.



14. Конст. РФ: общ. хар-ка.
К. – нормат. Док-т, облад. особыми юр. св-ми определяющ.: осн. принципы
устройства общ-ва и гос-ва закрепляющ. Основ. Права и свободы ч-ка и гражд-
на. 25 дек. 1993г.
Особенности к.:
1. Деидеологизированный правов. Док-т
2. Имеет классич. структуру
3. Провозглаш-ся принцип разделения властей, но вместе с тем устанавл-я
сильн. роль президента
4. Устанавл-ся юр. равенство субъектов РФ во взаимоотнош-ях с федеральн-ми
органами гос. власти
5. Сложный порядок измен-я и пересмотра полож. Конст.
6. Док-т рассчитанный на перспективу (док-т долговременного действия).


26. Понятие, виды и исполнение обязательств.
Обязательства – правоотнош-е. В силу кот. одно лицо (должник) обязано
совершить в пользу др. лица (кредитора) определенные действия либо
воздержаться от опр. действий, а кредитор им. Право требовать от должника
исполнения его обязательств.
Виды:
1. Обязательства по отчуждению имущ-ва (купля, продажа, мена)
2. Обяз. По передачи имущ. В пользование (аренда, жилищн. Найм)
3. Обяз. По выполн. работ
4. Об. По оказ. Услуг
5. Связан-е с созданием и исп. Результатов интеллектуальной деят-ти
(авторское право, патент)
6. Из причинения вреда и не основательного обогащения.



4. Понятие норм.-прав. Актов. Его признаки.
Норм. Акты издаются орг-ми, обладающими норматворческой компитенцией в
строго установленной форме. По юр. силе все норм. Акты подраздел. На 2 б.
Группы: Законы (Законодат. Акт) и подзаконный акт.
СМ. вопрос №5



12. Правоохран. Органы: опр., ф-ции, инструк-но-правовые особенности.
П.о. – гос. органы, осн. ф-цией кот.явл. охрана законности и правопорядка
защита прав и свобод ч-ка, борьба с преступностью.
Гос. органы :
1) Суд 2) Прокуратура 3) Органы юстиции 4) -||- внутренних дел 5) -||-
предварит. расследования (МВД, ФСБ, налог. Полиц., таможня, прокуратура) 6)
Таможенные органы 7) Налоговая служба, налог. Полиция 8)Органы обеспеч.
Безопасности (ФСБ, служба внеш. разведки)
Не гос. органы:
1) Адвокатура 2) Часн. детективн. И охранные предпр-я 3) Нотариат (бывают
нотариальные конторы гос. и нотариусы частные)
Ф-ции правоохран. Органов:
1. Осущ. Правосудия
2. Конституц-й контроль
3. Прокурорский надзор
4. Расследование преступлений
5. Исполнение судебных решений
6. Оперативно-розыскная деятельность
7. Оказание юр.помощи–деят. адвак-ры и нотар-та
8. Профилактика правонарушений


23. Собственность и право собственности. Виды собств-ти.
П.с. граждан – одна из разновидностей часн. собтв-ти
Право собственность:
1. В объект. Смысле – обязыв. Нормы
2. В субъективном смысле (мера возможн. Поведения) – владение вещью
- исп-е -||-
- распоряж. -||-
Собственник облад. полным. Хоз-ым господством над вещью.
Формы собственности:
1) Собственность граждан (часн. собств-ть)
2) -||- юр. лиц (-||-)
3) Гос. -||-
4) Муниципальная


38. Граждане, как субъекты труд. права.
(обычно выступ. В кач. работника).
Основания к отнесению к работникам:
1. Возраст (с 15 лет)
2. Волевой критерий (основ-ся на мед. Показ-ях)
Права граждан, как работников:
1) право на усл. Труда
2) право на возмещение ущерба, причененного повреждением здоровья в связи с
работой
3) на = вознаграждение, за = труд (не < МРОТа)
4) право на отдых (ночь 22 – 6 ч)
5) право на объединение в профсоюзы
6) на соц. обеспечение
7) на суд. Защиту своих прав
Обязанности граждан:
- добросовестно выполнять работу
- соблюд. Труд. дисциплину
- бережно относиться к имущ-ву организации
- выпол-ть установ. Нормы права


2. Источники права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-
прав. акт.
Выделяют 4 осн. формы права:
1. Правовой обычай – это историч. слож-ся правило поведения сод-я в
сознании людей и вошедшее в привычку в рез. многократ-го примен-я и
приводящ. к правовым последствиям.
2. Юридический прецедент – судебн. Или адм. Реш. По монкретн. Юр. делу, кот-
у придается сила нормы права и кот-м руководствуется при разрешении скорых
дел (в странах общ. правовой семьи Англ., США, Канада, Индия)
3. Нормативный акт – правовой акт, сод-й н.пр. и направленный на
урегулирование опр. общест. Отнош-я (констит., закон, подзаконный акт)
4. Нормативный договор – соглашение между правотворч. Субъектми, в рез. кот
возник. новая форма права (федерат. Договор)



10. Осн. виды правонар-й. Состав пр-я.
Состав пр-я:
1. Субъект пр-я
2. Объект пр-я
3. Субъективная сторона:
- цель
- мотив
- вина
4. Объектив-я сторона
- хар-ка деяния
- хар-ка вреда и т.д.
Виды пр-й:
1) Преступления – общественно-опасные правонар-я, запрещ-е уголовным
законодат-ом.
2) Противоправные проступки – виновные противоправные деяния влекущие
применение не наказания, а взыскания.
- дисциплинарные проступки (служебн. Отнош-я) – не поздн. 6 мес.
- адм. проступки (посигают посягают на общественный порядок) – взыскание не
> 2 мес.
- гражданские прав-я или деликты (имуществ-е наруш-я)


21. Виды гражд. правовых отношений.
Виды г.п.:
1. По хар-ру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица:
- Абсолютные (неопр. Круг обяз. Лиц)
- Относит-е (строго опред-е обязанное лицо)
2. По объему гражд. прав.:
- Имущественные
- Не имущественные
3. По способу удовлетворения интересов управомоченного лица:
- Вещные (владение, пользование и распоряж-е вещью, принадл. Лицу на праве
собственности)
- Обязательственные (отнош. По поводу передачи вещи, выполн. работ и оказ-е
услуг)
4. По распредел. Прав и обяз-й между уч-ми.
- Простые (по одному праву и обязанности у разн. уч-ов)
- Сложные



34. Алим. пр-а и обяз. супр. и бывш. супругов.
Алиментные права и обяз. Супругов:
Алименты – материальн. обеспеч. По з-ну предаставл. Родственником не
трудоспособному члену семьи, детям.
Усл.:
1. Ес. Один явл. не трудоспособн. (пенсионеры, инвалиды)
2. Жена в период беременности и воспит. Реб. До 3-х лет
3. Супруг имеющ. Общего ребенка инвалида до 18 лет, либо реб. Инвалида с
детства I гр.
При разводе:
1) Жена в период беременности и дет. До 3 л.
2) Нетрудоспос. Супруг
3) Супруг имеющ. Реб. Инвалида
4) Нужд. Супруг, достигш-й пенсион. Возраста (не позднее чем через 5 лет
после расторжение брака. Как правило выплач. В тверд. Сумме. После длит.
Прибыв. В браке.



31. Растор-е брака. Призн. брака недейст.
Расторж. Бр. (развод) – это юридич. акт, кот. прекращ на будущее время
права и обяз-ти супругов (срок 1 мес).
2-а пути расторжения брака:
1. В органах ЗАГС
1) Обычный порядок (ес. нет несовл. детей; обоюд. согласие). Ес. Есть
имущ. Споры, но обоюдное согласие
2) Упрощенный порядок
- ес. Один из супругов признан безвестно отсутствующим
- ес. Один не дееспособный
- -||- сроком > 3 лет
2. В судебн. Порядке
1) несовешенл. Дети
2) при отсутств. Согласия
3) при наличии согласия суд не выясняет мотивы развода, при отсутствии
надо матевировать
4) суд дает время на примерение, в теч. 3 мес. (можно продлить). При
вступл. реш-я в силу развод счит. состоявшемся.
Признание брака недействит-м:
1. Ес. Один из супругов скрыл, что он болен венерич. Заболеван-м (до брака)
2. Фиктивный брак – брак зарегестр. Без намерения создать семью
Отличия развода от призн-я брака недейст-м:
1) Развод прекращ. супруж. Отношения на будущее вр.
2) Признан. Брака недейств. Прекращ. супруж. Отнош-я на будущее и на
прошлое.
Дети рожденные во время брака признают. Недействит. Либо в теч 300 дн. С
момента признания брака сохран. Права на: воспитание; материальн-е сод-е;
на получ-е наследства; род-ли явл. законными представит-ми ребенка)


46. Понятие и осн. черты адм. ответс-ти.
А.о. – юр. ответствен-ть, кот выраж. в применении управомоч. органом или
должносным лицом адм. взыскания к лицу совершившему правонаруш-я.
Меры адм. отв-ти:
1. Адм. предупредит. меры (проверка, досмотр вещей, личны досмотр, проверка
документов). Носит принудит-но профилактич. ха-ер
2. Адм. присекат. меры (требование прекратить противоправн. поведение,
примен. физ. силы, примен. спец. средств, адм. задержание). Принудит. хар-
ер.



56. Абстоят-ва смягчающ. и отягтяющ-е наказание.
Смягчение:
1. Чистосердеч. Признание
2. Предотвращ. Виновным вредн. Последств.
3. Сильное душевное волнение
4. Соверш. поступка несов.летн., берем. жен.
Отягчение:
1. Продолжение противоправн. Поведение несмотря на требов-е его прекратить
2. Повтор правонаруш. в теч. Года
3. Вовлечение несоь.летн. в правонаруш-е
4. Соверш. правонар. Группой лиц
5. -||- в усл. Стихийного бедствия
6. -||- в нетрезвом виде
35. Ответсв. по семейн. праву. Отв. род-й за не надлежащее воспитание
детей.
1. Лишение род. Прав:
- ес. Род. Уклон-я от выполн. род. Обязат-в
- отказыв. Забрать ребенка без уважит. Причины из роддома, мед. Учрежд.
- злоупотреб. Род. Правами
- жестокое обращ-е с детьми
- ес. род. алкогол-ки, наркоманы
- умышлен. Преступлен-е против жизни детей или близких
Лишение род. прав – мера обратимая и не освобождает от обязанности сод-ть
ребенка. Он не –теряет имущ. Права.
2. Ограничение род. прав – отнятие ребенка у родителей без отнятия род.
прав.



48. Адм. взыскания: понятия и виды. Наложение адм. взысканию.
А.в. – мера гос. принужд. Примен. От имени гос-ва по реш. Уполном. Органов
к лицу соверш. Адм. правонар.
Виды взыскания:
1) Предупрежд-е (в писм. форме)
2) Штраф (денежн. Взыскание в пользу гос-ва) от 1 десят. До 100 МРОТ
3) Размер незакон. Дохода
4) Возмездн. изъятие предмета явл. орудием правонаруш.
5) Конфискация
6) Лишение спец. Права
7) Исправит. Работы
8) Адм. арест (по реш. Суда)
9) Адм. водворение
- самостоят
- принудит
Налож. Адм. взыскания:
1) Устанавл. Состав проступка
2) Соблюд. Принципа законности
3) Составл. Протокола
Срок налож. а.в. не > 2 мес. Срок действ. а.в. 1год.
41. Перевод на др. работу.
Перевод – освобожд. Работника от выполняемой работы по заключ. Трудового
контракта и возможно на него др. работы контрактом не предусмотрены.
2 вида переводов:
- постоянный (требует согласия раб-ка)
- Временный (не треб.); срок перевода не > 1 мес.



50. Понятия и признаки преступления. Категории преступлений.
Преступл. – это виновное общ. опасное деяние запрещ. Угол. Кодексом под
угрозой наказания.
Категории:
1) Не большой тяжести – умышлен. И не осторожн. Деяния, за совершение кот.
max срок наказ. не > 2 лет.
2) -||- не более 5 лет
3) Тяжкие преступл. -||- не > 10 лет
4) Особотяжские – только умышлен. Деяния за соверш. Кот. предусм. Наказ.
свыше 10 лет.
43. Дисциплины труда, понятия и факторы обеспечения.
Д.т. – опр. порядок. Поведения работников, обусловленный совокупностью
правовых норм регулирующих внутр. трудовой порядок.
К поощрениям относятся: объявление благодарности; выдача премии;
награждение почетной грамотой; занесение на доску почета.



53. Обст-ва искл-е преступн-ть деяния.
1) Необх. оборона
2) Задержание преступника
3) Крайняя необходимость
4) Физ. или психич. принуждение
5) Обоснов. Риск
6) Исполнение приказа
7) Деятельное раскаяние
44. Пон-я и виды дисципл. ответствен-и.
Д.о. – обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами
трудового права за совершение дисцип. Проступка.
Д. проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее
выполнение работником своих труд. обяз-й.
Ответственность:
1. Общая, для всех видов работников
2. Специальная
Меры общ. дисципл-ой отв-ти:
- замечание
- выговор
- строгий выговор
- увольнение


55. Понят. и цели наказ-я. Сист. наказ-й.
Наказание – мера гос. принуждения предусм. уголовн. кодексом примен. по
приговору суда к лицу признан. виновным.
1) Штраф
2) Лиш. Права от 6 мес. До 5 лет
3) Обязат. Работы (60-240 часов)
4) Неправ. Работы
5) Орг. По воен. Службе
6) Конфиск. Имущ-ва
7) Ограничение свободы
8) Арест
9) Лишение свободы
10) Смертн. Казнь
42. Увольнение работников.
Классифик. Основ-й для прекращ. труд. дог.:
1) по юр. фактам(волевые действия и события)
2) по субъектам
3) по инициаторам увольнения: работники, администр., з-н лица – профсоюзы,
суд, военкомат)
Общии основ-я для прекращ. договора:
- согласие сторон
- истечение срока т.д.
- призыв на воен. Службу
- перевод раб. в др. организ-ю
- отказ работника от перевода в др. местность
- обвинит. Договор суда (кроме условных или отсроченных)
Рассторж-е т.д. по инициатив. Работн.:
- по собств. желанию
- по уважит. Причине (предупр. 2 нед)



51. Состав преступл-я. Виды прступл-й.
Состав – система объект. и субъект. признаков деяния в диспозиции угол.-
правовой нормы.
Виды:
1. против личности
2. в сфере эк-ки
3. против обществ. безопасности и общ. порядка
4. против госю власти
5. против воен. Службы
6. против мира и безопасности ч-ка
36. Личн. Права и обяз. род. и дет-й.
Особенности:
1. Им. срочн. хар-ер, т.е. только в отнош. несовл. детей
2. Род. права предоставл. родителям на равных началах
3. Род. права не м. осущ. в противореч. с интересами детей.
Права несов. Детей:
1) Право жить и воспит-ся в семье. На заботу.
2) На общен-е со всеми родственниками.
3) Им. Право на судебн. Защиту своих прав.(обращ. В суд с 14 лет)
4) Выражать свое мнение с 10 лет.
Права род-й:
1) Дать Ф.И.О.
2) На защиту интересов ребенка. Они представители.
3) На опр. места жительства реб.
4) Воспитывать реб.
Споры о воспит. ребенка. 2 вида:
- спор о совмесн. прожив. Род. и реб. Устанавл. в судебн. порядке
- споры об участии отдельно прожив. род. в воспитании
1) устан. письм. соглас. Родит
2) решение суда


49. Уголовный з-н и его действия.
Осн. источник – уголовный кодекс РФ
Общ. ч.: опр. понятие преступления, вина, соучастия в преступлении,
наказание и виды, опр. усл. освобожд. от уголовн. обязан. и ответств.
Особ. ч.: предусм. конкретн. преступ. и меры наказания.
Задачи:
1) Охрана прав и свобод ч-ка и гражд-на
2) Охрана всех форм собств-ти
3) -||- общ. порядка и безопасности
4) -||- окр. Среды
5) -||- констит. строя
6) Обеспеч. Мира и безопасности
7) Предупр. Преступления
32. Личн. Права и обяз. супругов.
Алиментные права и обяз. Супругов:
Алименты – материальн. обеспеч. По з-ну предаставл. Родственником не
трудоспособному члену семьи, детям.
Усл.:
1. Ес. Один явл. не трудоспособн. (пенсионеры, инвалиды)
2. Жена в период беременности и воспит. Реб. До 3-х лет
3. Супруг имеющ. Общего ребенка инвалида до 18 лет, либо реб. Инвалида с
детства I гр.



47. Понятие адм. право наруш-я и его виды.
Правовой источник – кодекс об адм. правонаруш-ях (КоАБ).
А.п. – противоправное виновное действие или бездействие (деяние) посегающее
на гос. или обществ-й поряок за кот. законодат. предусм. уголовн. ответств-
ть.
Признаки а.п.:
1. Деяние – акт волевого осознанного поведения выраж. В действии либо
бездействии
2. Антисоциональность деяния – посегает на интересы общ-ва и гос-ва
Не явл. прав.н.:
1) аборона
2) крайняя необх-ть
3) противоправ-ть – т.е. наруш. нормы права
4) виновность – определ-е психич. Отнош. лица к своему поступку и
последствию.
Виды а.п.:
1. Посегающие на прва гражд. и здоровья нас.
2. Посягающ. На собств-ть
3. В обл. охраны окруж. среды, пам. истор-и, культуры
4. Посегающ. На общ. порядок
5. -||- на интересы гос-ва
1. Понятия и признаки права.
2. Источники права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-
прав. акт.
3. Понятие нормы права. Струтура и признаки нормы права.
4. Понятие норм.-прав. Актов. Его признаки.
5. Виды норм.-прав. Акта.
6. Понятие системы права. Структура сист. Российск. права.
7. Реалтизация права: использов-е, соблюден-е, исп-е, примен-е.
8. Понятие правоотнош-й, их признаки и структура.
9. Правомерное поведение и правонаруш-е. Признаки правонаруш-й.
10. Осн. виды правонар-й. Состав пр-я.
11. Юр. ответств-ть: понятия и виды.
12. Правоохран. Органы: опр., ф-ции, инструк-но-правовые особенности.
13. Судебн. Сист. РФ
14. Конст. РФ: общ. хар-ка.
15. Конст. строй Р. Его основы и эл-ты.
16. Фед. Устройство России. Признаки федерализма.
20. Понятия гражд-го правоотнош-я.
21. Виды гражд. правовых отношений.
22. Субъекты гр. правоотн-й.
23. Собственность и право собственности. Виды собств-ти.
24. Приобретение и прекращение правособ-ти.
26. Понятие, виды и исполнение обязательств.
27. Понятие наследования. Виды наследования: по з-ну, завещанию.
28. Завещание: понятия, правила оформ-я, сод-е.
29. Прин-е и отказ от насл-а. Способы и прав-е последствия принятия насл-а.
30. Понятие брака и семьи. Усл. Вступл-я в брак и последствия их наруш-я.
31. Растор-е брака. Призн. брака недейст.
32. Личн. Права и обяз. супругов.
33. Пр-а и обяз. по пов. супр. собст-ти.
34. Алим. пр-а и обяз. супр. и бывш. супругов.
35. Ответсв. по семейн. праву. Отв. род-й за не надлежащее воспитание
детей.
36. Личн. Права и обяз. род. и дет-й.
37. Алимент-е пр-а и обяз. род-й и детей.
38. Граждане, как субъекты труд. права.
39. Работодатели: права и обяз-ти.
40. Труд. договор (контракт): понятия, виды, правила оформления.
41. Перевод на др. работу.
42. Увольнение работников.
43. Дисциплины труда, понятия и факторы обеспечения.
44. Пон-я и виды дисципл. ответствен-и.
46. Понятие и осн. черты адм. ответс-ти.
47. Понятие адм. право наруш-я и его виды.
48. Адм. взыскания: понятия и виды. Наложение адм. взысканию.
49. Уголовный з-н и его действия.
50. Понятия и признаки преступления. Категории преступлений.
51. Состав преступл-я. Виды прступл-й.
53. Обст-ва искл-е преступн-ть деяния.
55. Понят. и цели наказ-я. Сист. наказ-й.
56. Абстоят-ва смягчающ. и отягтяющ-е наказание.





Реферат на тему: Шпора по Праву
1.Понятие и общая характеристика Конституции России. Символы государства.
Конституция — Основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму
правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим
режимом. Включают 2 раздела. Первый, не имея названия, объединяет 9 глав и
137 статей, второй - "Заключительные и переходные положения" - объединяет
всего 9 пунктов.
Главы: 1)«Основы конституционного строя» — сформулированы основополагающие
начала — принципы, в соответствии с которыми осуществляется правовое
закрепление положения личности, общества и государства.
2)"Права и свободы человека и гражданина" — закреплены основные права и
свободы, соответствующие мировым стандартам.
3)"Федеративное устройство" — посвящена взаимоотношениям РФ с ее
субъектами, в ней учрежден статус каждого из них.
4)"Президент РФ" — указаны главные условия избрания Президента на
должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок
досрочного прекращения этих полномочий.
5)"Федеральное Собрание" — закрепляет статус главного представительного
органа страны — парламента, его структуру, полномочия палат: ГД и Совета
Федерации, ос новную функцию — законотворчество, порядок взаимоотношений
Федерального собрания с Президентом, Правительством и другими органами
власти в нашем государстве.
6)"Правительство РФ" — закреплены основы организации и деятельности
главного органа исполнительной власти, основы его компетенции, порядок и
условия взаимоотношений с Президентом и Государственной Думой.
7)"Судебная власть" — посвящена вопросам конституционного закрепления
системы судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти,
основ компетенции высших судебных органов страны — Верховного Суда,
Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда.
8)"Местное самоуправление"— завершает круг вопросов, посвященных
организации власти и определяет основы осуществления местного
самоуправления.
9)"Конституционные поправки и пересмотр Конституции" — имеет особое
содержание. В ней закреплены основные указания на то, как может быть
пересмотрена Конституция РФ 1993 г. в целом и отдельные ее главы и статьи.
Порядок пересмотра Конституции, предусмотренный главой 9, позволяет
характеризовать ее как жесткую Конституцию. Разраб около трёх лет. Первая
Конст принят референдумом. Особенности: отсутств. раздел. общ. на классы и
слои; принцип раздел властей (впервые); .приоритет общ. человеч. ценностей;
взаимн. ответств. гос. и личности; приоритет норм междунар права ;
признание частн. собств. и т. п.
Символами государства являются: флаг, гимн, герб.

2. Порядок избрания и полномочия Президента России.
Статья 80 определяет, что Президент РФ является главой государства. В ранее
действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим
должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ. Президент занимает
особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую,
непосредственно ни в одну из ее ветвей.
В Конституции РФ (КРФ) заложена система гарантий, препятствующих
превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в
ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким
четырехлетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их
альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более
двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признания не
соответствующими КРФ нормативных актов Президента РФ на основе решения
Конституционного Суда РФ и др.
Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина.
Это означает, что Президент РФ несет персональную ответственность за
бесперебойную работу механизмов защиты КРФ и прав человека, обязан
принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

3.Порядок формирования и полномочия Федерального Собрания.
Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим законодательным
и представительным органом государственной власти страны. В силу выборности
оно стоит во главе системы представительных органов РФ. Федеральное
Собрание - Парламент федеративного государства. Это накладывает отпечаток
на порядок его формирования и работы, состав, структуру, компетенцию.
Правовой статус Федерального Собрания устанавливается конституцией и рядом
нормативных актов, которыми регламентируются различные вопросы организации
и деятельности парламента. Законом о выборах устанавливаются условия и
порядок формирования одной из палат. Регламентами определяется процедура
деятельности Федерального Собрания и его палат.
Федеральное Собрание - двухпалатный орган. Его палаты неравноправные, что
выражается в порядке их формирования, составе, полномочиях. Государственная
Дума избирается сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Совет
Федерации не избирается, а формируется. В его состав входят по два
представителя от каждого субъекта РФ; главы законодательных и
исполнительных органов государственной власти. Численный состав Совета
Федерации обусловлен количеством субъектов (ст.65 Конституции РФ). Сегодня
Совет Федерации включает 178 человек.
В Федеральном Собрании действует принцип несовместимости, содержание
которого различно для депутатов Государственной Думы и для членов Совета
Федерации. Депутаты Государственной Думы работают на постоянно
профессиональной основе и не могут находиться на иной государственной
службе, в том числе и в качестве члена Совета Федерации.

4.Порядок формирования и полномочия Правительства России.
Правительство - это высший орган исполнительной власти Российской
Федерации. Оно возглавляет систему органов государственного управления и
является органом власти общей компетенции, поскольку в процессе его
деятельности воплощаются все функции государства. Правительство практически
обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента. Правительство РФ — орган коллегиальный. В его состав
входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные
министры.
Состав Правительства, его структура, порядок формирования и компетенция, а
также отношения с другими государственными органами определяется
Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, федеральными
законами, нормативными указами Президента.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ
с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя
Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность
вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в
течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После
трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на
пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а
Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры
назначаются на должность Президентом по предложению главы правительства.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (четыре
года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В случае
отставки Правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным
Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои
обязанности до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации несет ответственность за свою
деятельность перед Президентом и Государственной Думой. Президент и
Правительство обеспечивают совместное осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории страны, создавая территориальные
органы исполнительной власти. Президент имеет право председательствовать на
заседаниях Правительства. Постановления и распоряжения Правительства в
случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам
Президента могут быть отменены Президентом РФ. В Конституции также
предусмотрены конкретные формы парламентского контроля за деятельностью
Правительства, осуществляемого Государственной Думой. Регламент
Государственной Думы, федеральные законы предусматривают и такие формы
парламентского контроля, как вопросы и запросы депутатов; депутатские
расследования и т.д.
Полномочия: 1) право законодательной инициативы 2) финансовые
законопроекты. Главной задачей Правительства РФ является организация и
осуществление государственного управления. Для этого оно разрабатывает
программы экономического развития; создает условия для свободного развития
предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм
собственности; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
финансовой, кредитной и денежной политики; осуществляет управление
федеральной собственностью; проводит единую политику цен, рационального
природопользования; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; разрабатывает программы социального развития; реализует в РФ
единую государственную политику в области здравоохранения, науки,
образования, способствует развитию культуры; руководит социальным
обеспечением; предпринимает меры по охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью; осуществляет меры по Комитеты,
федеральные службы, российские агентства федеральный надзор, департамент
и др. и структуры исполнительной власти обладают функциональной или
смешанной компетенцией, осуществляют межотраслевую координацию по вопросам,
находящимся в их ведении, специальные исполнительные, контрольные,
разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не всегда
входят по должности в состав Правительства. Комитеты, федеральные службы,
российские агентства не входят в состав министерств и государственных
комитетов. Руководители министерств и государственных комитетов
координируют деятельность этих органов по вопросам, относящимся к их
совместной компетенции, в соответствии с положениями о каждом из них.

5.Понятие, признаки и функции права.
Право-система норм, установленных или санкционированных государством,
гарантированных им к исполнению и направленных на регулирование
общественных отношений.
Признаки:1-право есть система правовых норм, регулирующих разные по своему
общественному характеру отношения.2-право имеет общую задачу обеспечить
нормальную жизнь общества3-право гарантируется государством к исполнению
под угрозой принуждения4-в праве выражается право государства.
Функции:1-регулятивная, т.е. обеспечение, упорядочивание нормальных
общественных отношений 2-охранительная,т.е. правоохраняет законные права
членов общества, юридических лиц.3-воспитательная,т.е. право показывает
какое поведение одобрено законом, а какое –нет.

6. Правовые нормы: понятие, виды.
Норма права имеет внутреннюю структуру, которая выражается формулой "если
— то — иначе". Содержание правовой нормы состоит из трех частей: гипотезы,
диспозиции и санкции. Каждая часть нормы выполняет определенное
функциональное назначение.
Гипотеза как часть правовой нормы определяет условия, при наличии которых
данная норма подлежит реализации. Гипотеза указывает, при каких
обстоятельствах у участников регулируемого общественного отношения
возникают права и обязанности, при каких условиях норма права начинает
действовать. По своему характеру эти жизненные ситуации различны:
заключение договоров, совершение противоправных деяний.
Диспозиция — это центральная часть нормы права, которая содержит само
правило поведения. Она устанавливает права и обязанности участников
правового отношения, определяет меру их возможного или должного поведения.
Так, покупатель имеет право требовать, купленную вещь и обязан уплатить её
цену, а продавец имеет право требовать уплаты денег за проданную вещь и
обязан передать её покупателю.
Особенность диспозиции уголовно-правовой нормы заключается в том, что она
описывает действия, которые государство запрещает совершать: "Клевета, т.е.
распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство
другого лица или подрывающих его репутацию
Санкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия,
которые применяет государство в случае нарушения установленного правила
поведения. Например, ст. 130 УК предусматривает наказание в виде лишения
свободы на срок до одного года.
Таким образом, в норме права логически сочетаются условия применения
правила поведения (гипотеза), собственно правило поведения (диспозиция) и
последствия его нарушения (санкция). Все структурные элементы нормы права
взаимосвязаны, предопределяют друг друга и образуют в совокупности единство

7.Правовые отношения: понятие, основания возникновения, структура.
Правовые отн-ия-общ.отн-ия, регулируемые правовыми нормами.Они состоят:
1.Суьъекты(физ, юр лица) 2.Содержание правоотношений (права, обязанности)
3. Объекты (имущественные и материальные блага, личные неимущественные
материальные блага)
Регулирование общественных отношений осуществляется правом, его нормами,
если имеются след.основания: 1норма права, кот определяет основания
возникновения изменения, прекращения правовых отношений, правила поведения
их участников и последствия в случае нарушения этих правил. 2субъекты права
(участники правового отношения) должны быть надлежащими субъектами, т.е.
обладать правоспособностью и дееспособностью. 3Наличие юр.факта.
(наступление предусмотренных в гипотизе правовой нормы жизненных
обстоятельств, с которыми данная норма связывает возникновение, изменение
или прекращение правового отн-ия.


8.Понятие и виды отраслей права и правовых институтов.
Отрасли права-самостоятельное подразделение, состоящие из совокупностей
взаимосвязанных норм и направленных на регулирование однородных
ибщественных отношений. В условиях рыночных отношений на первом месте стоит
конституционное право. На 2-ом-гражданское право. Кроме отраслей права
материального характера существуют отрасли права процессуального характера.

Каждая отрасль права делится на определенные разделы, кот. Именуются
институтами.
Правовой институт-раздел отрасли права, совокупность норм которого
регулирует обособленные группы от народных общественных отношений.



17. Правоспособность и дееспособность физических лиц.
Правоспособность - это признаваемая правом возможность граждан иметь
гражданские права и нести гражданские обязанности.
Гражданская правоспособность возникает с момента рождения и прекращается
вместе со смертью гражданина.
Содержание гражданской правоспособности состоит в возможности иметь
имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество;
заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом,
деятельностью; создавать юридические лица; заключать любые, не
противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах; избирать
место жительства; иметь авторские права на произведения науки, литературы и
искусства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Однако, для участия в гр. Отн-иях одной правоспособности недостаточно.
Необходимо, чтобы субъект обладал возрастом, необходимым по закону для
конкретного правоотношения и был вменяем, т.е. обладал дееспособностью.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и
осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности
и исполнять их.
Дееспособность возникает в полном объеме:
• с наступлением совершеннолетия, то есть с достижением восемнадцатилетнего
возраста;
• с момента вступления в брак в случаях, когда это допустимо до достижения
совершеннолетия;
• с момента объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет,
дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия
законных представителей занимается предпринимательской деятельностью
(эмансипация).

18.Правовое значение имени и места жительства.
Право на имя явл личным правом гражданина. Гражданин приобретает права и
обязанности, осущ их под своим именем, кот включает фамилию, имя и
отчество, если иное не следует из закона или национального обычая. При
осуществлении отдельных гр прав физ лицо в соответствии с законом может
использовать псевдоним или вообще не пользоваться ни своим, ни вымышленным
именем.
Еще одним индивидуализирующим признаком гражданина явл его место
проживания. В жизни бывают случаи, когда у разных граждан полностью
совпадают ФИО, однако место проживания совпадает очень редко. В ст. 17 ГК
местом проживания считается то место, где гражданин постоянно или
преимущественно проживает.Постоянное проживание не означает обязательно
длительное проживание. Каждый гражданин одновременно может иметь только
одно место жительства.
Свобода выбора места жительства входит в содержание гражданской
правоспособности, это важнейшее право человека, предусмотренное
международными соглашениями. Граждане в возрасте от 15 лет и страше
избирают место жительства по своему
усмотрению.
Для лиц, не достигших 15 лет, место жительства определено самим законом -
местом жительства их родителей (усыновителей). В случае проживания
родителей (усыновителей) в разных местах местом жительства их детей в
возрасте до 15 лет признается место жительства того из родителей
(усыновителей), кому дети переданы
на воспитание.
По закону место жительства граждан, находящихся под опекой, признается
место жительства их опекунов.
Место жительства имеет существенное значение для осуществления и защиты
прав граждан.Так, по месту жительства гражданина решается вопрос о
постановке его на учет в исполком местного органа власти для улучшения
жилищных условий .По месту жительства регистрируются акты гражданского
состояния, устанавливается опека и попечительство, предъявляются иски и
т.д.

19. Признание гражданина недееспособным и ограничено дееспособным.
Полностью недееспособными являются:
1. дети до 6 лет;
2. признанные судом недееспособными граждане, которые вследствие
психического расстройства не могут понимать значения своих действий или
руководить ими. Над такими гражданами устанавливается опека. При
отпадении оснований, в силу которых гражданин был признан недееспособным,
суд признает его дееспособным. От имени недееспособных граждан все сделки
совершают их законные представители (родители, усыновители, опекуны).
Ограничение дееспособности возможно в двух случаях:
• при наличии достаточных оснований несовершеннолетний в возрасте от 14 до
18 лет может быть лишен или ограничен в праве распоряжаться доходами, если
ранее он не приобрел полной дееспособности путем снижения брачного возраста
или эмансипации;
• дееспособный гражданин может быть ограничен судом в дееспособности, если
он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими
средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Такой гражданин самостоятельно совершает мелкие бытовые сделки и несет
имущественную ответственность по своим обязательствам. Совершать другие
сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться
ими ограниченно дееспособный гражданин может только с согласия попечителя.
При отпадении обстоятельств, послуживших основанием ограничения
дееспособности гражданина, суд отменяет решение о признании его ограниченно
дееспособным.

20. Признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина
умершим.
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим
возможно только при наличии следующей совокупности юридических фактов:
длительное отсутствие гражданина в месте его постоянного жительства;
отсутствие сведений о его местонахождении и невозможности их получения;
истечение установленных сроков со дня получения последних известий о месте
нахождения гражданина.
2. Гражданин может быть по заявлению заинтересованного лица признан судом
безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет
сведений о месте его пребывания.
При необходимости постоянного управления имуществом безвестно
отсутствующего орган опеки и попечительства заключает с выбранным им лицом
договор доверительного управления этим имуществом. Из имущества безвестно
отсутствующего выдается содержание лицам, которых он обязан содержать, а
также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно
отсутствующего.
Суд отменяет решение о признании гражданина безвестно отсутствующим в
случае его явки или получения сведении о месте его нахождения. На основании
такого судебного решения отменяется и доверительное управление имуществом
гражданина.
3. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если:
• в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5
лет;
• в месте его жительства нет сведении о нем в течение шести месяцев после
его исчезновения при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих
основание предполагать его смерть от определенного несчастного случая (в
этом случае днем смерти гражданина может быть признан не день вступления в
законную силу решения суда об объявлении его умершим, а день его
предполагаемой гибели);
• в течение двух лет после окончания военных действий нет сведений о месте
пребывания лица, пропавшего при их проведении.
4. Объявление гражданина умершим ведет к возникновению тех же правовых
последствий, что я реальная смерть:
открытию наследства;
прекращению обязательств личного характера;
прекращению брака с лицом, объявленным умершим;
возникновению у иждивенцев права на получение пенсии и пособии по случаю
потери кормильца.
5. Суд отменяет решение об объявлении гражданина умершим в случае его явки
или обнаружения места его пребывания. В этом случае гражданин вправе
потребовать от любого лица возвратить сохранившееся имущество, перешедшее к
этому лицу безвозмездно (за исключением денег и ценных бумаг на
предъявителя).
Лицо, к которому имущество перешло на безвозмездном основании, обязано
возвратить все перешедшее имущество (а при невозможности возврата в натуре
возместить его стоимость) только в том случае, если оно знало, что лицо,
объявленное умершим, находится в живых.


21. Понятие, признаки и правосубъектность юридических лиц.
1. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным
имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени
приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде,
арбитражном или третейском суде.
2. Цели создания юридического лица:
централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте;
уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной
ответственности юридического лица по своим обязательствам;
обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера
уставного капитала юридического лица.
3. Признаки юридического лица:
• организационное единство, то есть организация юридического лица как
единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для
управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.
Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных
документах системе органов юридического лица, их компетенции,
взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица;
• имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного
имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в
гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на
праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного
управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету;
• самостоятельная имущественная ответственность. По общему правилу
юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, - ст.
120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам
юридического лица несут его учредители и участники;
• возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести
обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридическое лицо, а
не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им
прав и обязанностей.
4. Учредители (участники) юридического лица могут иметь в отношении его
имущества следующие права:
• вещные права (государственные и муниципальные унитарные предприятия и
финансируемые собственником учреждения);
• обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества,
производственные и потребительские кооперативы);
• вообще не иметь никаких прав (общественные объединения и фонды).
22. Учредительные документы юридических лиц.
Учредительные документы-локальные правовые акты, они имеют важное значение
и в частности для третьих лиц. Отношения строятся с конкретным лицом при
знакомстве с этими учр.док-тами. Учр.док-ты: 1.Учредительный договор
2.Устав
Учредительный договор заключается,а устав утверждается учредителями.
Учр.договор встпуает в силу с момента заключения, а устав-с момента
регистрации. В учр.док-тах должны быть указаны: наименование юр.лица,
адрес,о порядке участия участников в создании юр.лица и в процессе его
деятельности, о праве собственности на имущество юр.лица или иных вещных
прав., о порядке распределения прибыли (убытков), об ответственности
участников по обязательствам юр.лица, о порядке выхода из состава
юр.нормами и др.сведения, согласно нормам ГК РФ и фед.законов о конкретных
организационно-правовых формах юр.лица.
В учр.док-ты можно вносить изменения.



30.Форма сделок и ее правовое значение.
Способ, посредством которого выражается воля сторон при совершении сделки,
называется формой сделки. Форма сделок может быть устной и письменной.
Воля может быть выражена также путем совершения действий или молчания.
Письменная форма бывает простой и нотариальной. По общему правилу, для
простых бытовых сделок достаточно устной формы. Устной является сделка,
которая совершается путем
непосредственных переговоров между сторонами. Сюда относятся переговоры
сторон при их личной встрече, переговоры по телефону, радио, факсу, не
сопровождающиеся составлением какого-либо письменного документа. В случае
совершения сделки между
организациями или между организацией и гражданином в устной форме,
организация, оплатившая товар или услуги, должна получить от другой
стороны документ, удостоверяющий получение денег и основание их
получения.Простая письменная форма означает, что совершение сделки должно
быть подтверждено письменно сторонами, сопершающнми-сделку или же их
представителями. Письменной формой признается не только составление одного
документа, подписанного сторонами, но и обмен письмами,
телеграммами, долговая расписка или другие письменные документы,
подтверждающие заключение и условия сделки.
Помимо устной и письменной формы, гражданское законодательство допускает
заключение сделок еще в двух специфических формах: посредством совершения
действия, означающего заключение сделки, и в форме молчания.
31.Недействительность сделок. Правовые последствия недействительных сделок.
1. Недействительная сделка - это сделка, которая не порождает желаемого
сторонами правового результата, а при определенных условиях влечет
возникновение неблагоприятных для сторон последствий.
Недействительную сделку необходимо отличать от незаключенной, так как
последняя в силу отсутствия каких-либо необходимых элементов вообще не
является юридическим фактом и не порождает никаких правовых последствий.
2. Недействительные сделки дел

Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние вулканизма и поствулканических процессов на окружающую среду (География)


Реферат: Удобрение картофеля. Известкование и система удобрения в специализированном севообороте хозяйства Нечерноземной зоны Владимирской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Отчет по общеметаллургической практике (Металлургия)


Реферат: Воспитательное мероприятие по математике (Педагогика)


Реферат: Валовой доход, валовые затраты, учет товарных потерь в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Личность как продукт общественно-исторического развития (Психология)


Реферат: Обеспечение работы с/х предприятия в условиях радиоактивного заражения (Военная кафедра)


Реферат: Алюминий-литиевые сплавы (Физика)


Реферат: Мережне адміністрування (Программирование)


Реферат: Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания (Педагогика)


Реферат: Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура (Финансы)


Реферат: Бухгалтерский учет в России: основные направления развития (Бухгалтерский учет)


Реферат: История призрения детей в России (Педагогика)


Реферат: Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Компьютерные технологии в обучении студентов (составление интерьера). (Педагогика)


Реферат: Основание и порядок прекращения гражданства в РФ (Право)


Реферат: Экология русского языка (Педагогика)


Реферат: Страхование ответственности (Страхование)


Реферат: Международные валютные отношения (Валютные отношения)


Реферат: Возникновение театра в Древней Греции (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист