GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Индивидуальные особенности личности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Индивидуальные особенности личности (Психология)


Тема: Индивидуальные особенности личности.
1. Понятие личности в психологии
Определение личности В широком плане личность человека является
интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему
желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые
различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития
организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и
структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он
участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные
роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе
ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием
воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то
есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей
о нас самих.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако
большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно
формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих
образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие
относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей,
темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных видах
деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир -
других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его
поступки в отношении других людей.
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению
поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания
людей и побуждения к деятельности и общению.
Направленность и устойчивость личности Практически никто из
исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры
личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является
направленность — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей,
интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.),
определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты
структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на
психические состояния (например, преодоление отрицательных психических
состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные,
эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация
в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы
протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии),
вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и
в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о
направленности морально-политической (либеральной или консервативной),
профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для
дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой,
интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а
становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования
и развития личности. Например, биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и
др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания
организма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру
общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д.,
психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая ни
биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие
собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность
не просто результаты биологического созревания или матрица специфических
условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе
которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные
черты.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для
индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-крнцепция»), система
представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве
самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальными
обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение
и осуществлять цели самовоспитания.
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование.
Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее
поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что
поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения
(темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей
адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся
социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации
и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности,
показателем ее развития. Типичным примером этого является изменение
ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода
России к рыночной экономике.

2. Способности
Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности.
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические
особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и
легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям,
умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их
быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой
различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из
них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,
при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-
историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной
среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе
которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою
очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах
деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,
точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие
успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы
особого рода задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,
спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и
обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-
логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к
конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно
лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,
усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,
и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной
и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень
творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень
способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1 но, речь
человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей,
социально-психологической приспособляемости к различной обстановке,
вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и
предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с
природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,
обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей,
обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и
своеобразие деятельности и общения.
Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство
психологов считает, что задатки — это некоторые генетически
детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной
системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку)
формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например,
Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные
(природные) и приобретенные (социальные).
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это
особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),
отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной
предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга,
создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под
влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с
окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные
различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Природа человеческих способностей
Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных
способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена.
Это — высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и
предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни
человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной
искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию
соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие
в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения;
наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания,
умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и
воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности
поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к
последующему формированию путем обучения и воспитания.
Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они
становятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы -
прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие
функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.
Развитие способностей
Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование
и развитие происходит в процессе определенным образом организованной
деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность
- одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга
способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который
обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать
сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий
создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный
уровень включает элементы творческого, и наоборот.

3. Темперамент
Понятие и типы темперамента Темперамент - совокупность индивидуальных
особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны
поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент
можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило,
обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим
образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.
Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа:
холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое
разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.),
хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон,
Сиго и др.).
1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей
подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся
подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним
выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны
замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать
даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций,
сензитивность.
Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои
достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности
сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а
недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки.
Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в
начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-
за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство
флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии
быстро со-' браться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается
большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность
выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.
Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд
предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам
человека.
Свойства темперамента. Темперамент и личность
Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства,
теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера:
сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении
чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей
силы; реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной
реакции на внешние и внутренние раздражители; активность - способность
человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в
производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении
богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций - особенность человека,
заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной
мере и психических состояний; пластичность — ригидность — особенности
человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно,
инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-
интроверсия ~ особенности человека, выражающиеся в преимущественной
направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов:
окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного
субъективного мира, на свои переживания и мысли).
Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств
личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность, тревожность).
Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень
воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу
ответной реакции на это воздействие. Эмоциональность - свойство, выраженное
в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов
и состояний. Импульсивность - свойство, заключающееся в склонности человека
действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних
воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность - повышенная
склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том
числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию
невротизма (Г. И. Айзенк).
Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические
черты, на развитие и проявление способностей человека.

4. Характер
Определение характера, его основных черт
В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых
свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к
выполняемой работе, к досугу и т. д.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и
выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам
действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в
деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же,
наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме
относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими
людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость,
чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые
проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное
самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это
совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность,
щедрость-скупость и др.).
Возможна и другая классификация черт характера, например:
1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности
и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им
черты);
2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение
поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и
др., а также противоположные им качества);
3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно
связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-
тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т.
д..).
Типология характеров
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но
подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих
идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в
период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое
образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в
совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и
позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть
разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии
характера:
1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним
видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго,
Кречмер, Шелдон и др.).
2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его
акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их
совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы,
пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).
3. социальная типология характеров, в основе которой - отношение
человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).
Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее
на полноту и систематичность.
Гипертимный тип — таких людей характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные,
инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они
легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины,
вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность,
немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни,
редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в
меру пассивны и медлительны.
Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения.
Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по
дистимному.
Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность,
надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих
чрезмерным формализмом и занудливостью.
Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и
поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к
людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в
работе, тщеславны.
Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает
энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в
поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко
внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным
поступкам.
Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир,
поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят
вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты.
Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя
перестроиться.
Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных
неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты
стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и
самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и
беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают
над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при
этом наслаждения.
Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни
собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно
подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без
проблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных
приспособленцев.
Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано,
логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о
справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться
спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной
чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они
альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием
оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их
упрекают в чрезмерной нерешительности.
Последнее время приобретает все большую популярность типология,
предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе
«Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее положения в порядке
дополнения к уже приведенной типологии.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений
находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение
строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и
образование). Мыслители - экстраверты становятся государственными
деятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми
оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных
ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как
«прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому,
что другие тоже считают.
Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди,
ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается
мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное
наслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа
можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще
преуспевающих людей.
Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать
во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, угадывать то, что
скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него
отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует
возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге
успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление
мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и
критериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако
наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный
профессор»).
Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно
ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди
данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства
глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний,
они молчаливы и труднодоступны.
Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и
слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции
на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.
Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают
смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что
есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь
вообразить, что могло бы быть.
Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью
проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную
реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди
шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным
существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.
Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой
личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также
ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо
типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтому
ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои
собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а
также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает
скрытые механизмы человеческих решений и поступков.
Формирование характера. Личность и характер
Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации
характера необходимо искать в начале жизни человека. Возрастет 2-3 до 9-10
лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период
человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий
для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты
(положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность,
либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования
во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица,
ее заменяющего) с ребенком.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность,
настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их
антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего
труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера,
проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных
классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми
школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом
возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в
ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер
влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные,
волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности
характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

5. Воля
Понятие о воле
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения
(деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних
препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в
самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие
непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его
исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над
обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя
многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о
воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо,
такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века
борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для
первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники
представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и
внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого
поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека
понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью
к сознательному выбору форм поведения.
Волевая регуляция поведения Волевая регуляция поведения характеризуется
состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима
активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и
совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия
отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и
недостаточно контролируемых сознанием.
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких
свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для
достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои
возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение
тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого
решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные
качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем
первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в
жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть
страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на
опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать
чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению
сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует
рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом
связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее
личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),
дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым
нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной
идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),
обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и
выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с
отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать
творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность
(разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность
(старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д.
Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту,
т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом
волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти
автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его
последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения
его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.
Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в
произвольные;
б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные
задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных
волевых усилий в течении долгого времени.
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение
от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность
Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает
истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в
психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется
по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям
жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под
влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности.
Более того, человек -это единственное живое существо, которое в любой
момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда
говорить им «да» (М. Шелер).
Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять
позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его
полностью. От него — в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он,
уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда
человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М.
Достоевский).
Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный
аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в
простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности
(В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от
ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается
дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью
«списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на
«объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей,
неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис
о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных)
условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

6. Эмоции
Виды и роль эмоций в жизни человека Под эмоциями понимают, с одной
стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к
предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных
переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а
с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и
внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением
биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).
Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной
значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанные с
переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное;
стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими
ее активность.
Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком
смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же
ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные
переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные,
вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности,
которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших
потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания,
связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству,
определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т.
д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью —
сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как
вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или
безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений
природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия,
чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно
кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и
неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и
сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными
(внутриорганическими) проявлениями.
Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом,
учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства
возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.
Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции.
Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к
определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия -
вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное
состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей
жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное
состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением
побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных
реакций. Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либо
эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство,
главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению
на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс ( эмоциональный) -
эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные
действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия -
сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение,
вчуствование в эмоциональный мир другого человека.
Теории эмоций Необходимо отметить, что число психологических теорий
эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные
с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается
многочисленными физиологическими изменениями в организме.
Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмоции появились в
процессе эволюции живых существ как приспо-собительные (адаптационные)
механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге,
развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются
первопричиной эмоций.
У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и
физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были
предложены новые концепции эмоций.
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что
положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания
человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные
результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными.
Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда
между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс
(несоответствие, расхождение).
По существу, когнитивистской является и информационная концепция,
предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя их
которой сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге
определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в
данной ситуации.
Эмоции и личность Эмоции теснейшим образом связаны с личностью,
неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и
результат удовлетворения потребностей.
В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга
эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих
эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических,
положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силе
и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и
динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.
Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства
развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое
развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых
объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и
контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию
более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности,
порядочности и т. д.).

7. Мотивация
Мотив и мотивация Мотив - это побуждение к совершению поведенческого
акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью
осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения
поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут
трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения
поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а
по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум
два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность
индивида и определяющую ее. активность, то есть система факторов,
детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов,
характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне.
Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его
направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на
будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно
взятого поведенческого акта — все это требует мотивационного объяснения.
Мотивация и деятельность В современной психологической литературе
существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения,
поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом
межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и
развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.
Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а)
человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других
людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;
в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности
внешними, а удачные - внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных
видах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой теории, необходимо
отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива
достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме
силы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависят
от сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом, и от
иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в
деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в
связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество
является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается
при слишком низком или слишком высоком.
Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и
тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность
человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от
наличия или отсутствия «личностной тревожности», а от силы «ситуационной
тревожности», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности
когнитивной оценки ситуации.
У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью,
возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего,
когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с
отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной
деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и
прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со
снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-
положительной стимуляции деятельности.
Мотивация и личность
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся
чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести уже
рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а
также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в
различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -
относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных
ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности
и общения. Локус контроля -характеристика локализации причин, исходя из
которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и
наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный
(внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в
самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля -
локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его
среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других
людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки
личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности
(общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования как
потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи
людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное
значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация -
стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними
эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиа-
ции выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть
отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление
человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и
распоряжаться ими. Альтруизм -стремление человека бескорыстно оказывать
помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные
личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам
других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека
нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям,
причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека
есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,
связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и
неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на
фрустрацию — психическое состояние человека, вызываемое объективно
непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).



Использованная литература:


1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
2. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.
4. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.
Пермь, 1990.
5. Психология личности. Тексты. М., 1982.
6. Психология формирования и развития личности. М, 1981.
7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.
9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.
Тбилиси, 1989.





Реферат на тему: Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями


Министерство общего и профессионального образования

Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова.
Кафедра социальной психологии.



Курсовая работа

По предмету: «Общая психология»
На тему: «Индивидуальные особенности памяти и их связь со
способностями».



Выполнила: студентка


факультета психологии


группы. 15 – 99


Ефимова О.Н

Научный руководитель
Доцент Вайберт М.И.



Чебоксары 2000 г.
Оглавление.
Введение.
Глава I. Состояние проблемы и её исследование.
1. Анализ теории памяти и проблемы способностей
2. Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и
зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их
качественная и количественная характеристика.


Глава II. Экспериментальные исследования особенностей
памяти и способности человека.
1. Методы исследования индивидуальных особенностей памяти.
2. Методы исследования особенностей.
3. Анализ экспериментальных данных.



Заключение.

Литература.
Введение.
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов
включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня
памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук
и искусств. «Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком»
(Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко
встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.
Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир.,
А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а
количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же
способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени
каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффе
по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе – академик
А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер
телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз.
Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков
передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят
народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры
наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал
расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить
примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может
запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире
Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить:
никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к
границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей
мощности.
Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда
пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за
того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.
Актуальность.
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире,
оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости
и возможности воспроизводятся.
«Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше
прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания,
безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека и является условием
научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти
невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря
памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на
которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без
постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего
развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и
возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо
в мире.
Более точно и строго память человека можно определить, как
психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию,
запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё
основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным
данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо
воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это
индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые
напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда
- то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная
виды памяти.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и
специальных способностей. При факторном анализе многочисленных
познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую
способность к учению и обучаемости, является необходимым условием
накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления
и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных
способностей, а математическая память включена в структуру математических
способностей. (Голубев «Индивидуальные особенности памяти» М. «Педагогика»
1980г.)
Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они
могут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий столь
велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление
любого общего закона всегда включает в себя «фактор личности» и «фактор
индивидуальности». Так подчёркивая актуальность разработки данного
направления.
Теплов Б.М.
Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай
выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и
музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.
Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти
значительны. Эти различия носят количественные и качественные
характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются,
врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в
значительной степени является продуктом систематических тренировок или
выработки целесообразных приёмов запоминания.
Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым
условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является
важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль
памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом».
Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание
любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно
предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с
последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие:
«человек остался бы вечно в положении новорожденного». (И.М.Сетченов).
Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов,
память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Разработанность проблемы.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии.
Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её
одной из узловых проблем.
Высоких успехов в изучении памяти добились английские
Психологи XVIII-XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал
давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Хотя
попытки подойти к пониманию памяти мы находим уже у Платона и Аристотеля,
которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции.
Что же касается конкретно проблемы индивидуальных различий памяти то
большое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежными
исследователями, такими как Паллет (1909г.), Мак Елви (1933) и Мак Пич
(1935г.), Леонтьев (1931), П.И.Зинченко (1961г.), Е.Д. Кажерадзе цель и
методы, исследования памяти которых были подробно будет описано далее.


Цель работы и задачи исследования.
Память еще более аспекта, чем другие познавательные процессы, поэтому
из одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить её
практически невозможно. Поэтому, определяя память и её продуктивность по
различным параметрам, целью данного экспериментального психологического
исследования является: Выявить индивидуальные особенности памяти
экспериментальной группы и установить их связь (если такая есть) с
интеллектуальными способностями.
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1. Оценить дифференцированно по отдельным показателем память испытуемых
выявить индивидуальные особенности.
2. Выявить общий уровень интеллектуального развития испытуемых – для оценки
их способностей.
3. установить существует ли закономерность между хорошей памятью и высоким
интеллектом.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. ТЕСТ. Аизика в котором активно используется образно логическое мышление.
2. Наблюдение
3. Эксперимент



Положение, выносимое на защиту
Если верно, что одарённость и память идут параллельно, то всегда ли
это закономерность. Так как зачастую факты свидетельствуют, что хорошая
память не всегда является показателем хорошего интеллекта. История
сохранила сведения, показывающие нам, что далеко не всегда хорошая память
гарантирует человеку хороший интеллект. Описывая сведения об диом
порсинанце, который мог запомнить и повторить в прямом и обратном порядке
36 тысяч слов. Увы, этим его таланты и ограничивались. Некий англичанин
умудрился в уме перемножить пяти восьмизначные числа, давая правильный
ответ, но, не обладая при этом хорошей памятью. А французский психолог
Т.Рибо даже описал слабоумного мальчика, способного легко запоминать ряды
чисел. В этих случаях одарённость и память идут не параллельно, и всё же
одна одарённость без памяти является по образному выражению, полководцем
без войска, или живописцем без красок. Такие индивидуальные особенности
памяти встречаются очень часто, но как они связ

Новинки рефератов ::

Реферат: Особенности направления деятельности КПРФ в Новосибирске (Политология)


Реферат: Экономическое развитие России при Петре I (Государство и право)


Реферат: Потребность карпа в кормах (Зоология)


Реферат: Современные устройства записи информации (Программирование)


Реферат: Возникновение и эволюция жизни (Биология)


Реферат: Различия между растительной и животной клеткой (11 класс) (Шпаргалка) (Биология)


Реферат: Религия, как феномен человеческой культуры (Религия)


Реферат: Война 41-45 (История)


Реферат: Решение задач линейного программирования (Математика)


Реферат: Золотая Булла 1356г. (Государство и право)


Реферат: Гамма функции (Математика)


Реферат: Сравнительный Анализ Конструкций и Характеристик Датчиков Давления (Радиоэлектроника)


Реферат: Алгоритмизация и программирование процессов на Fox (Компьютеры)


Реферат: Многопроцессорный вычислительный комплекс на основе коммутационной матрицы с симметричной обработкой заданий всеми процессорами (Компьютеры)


Реферат: Договор дарения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сословно-представительная монархия во Франции (История)


Реферат: Постановка и разработка алгоритма решения задачи "Учёт основных средств" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вода. Тяжелая вода (Химия)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Места обучения детей с проблемами в развитии (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист