GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Категория справедливости в морали и праве (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Категория справедливости в морали и праве (Психология)



Этимологически русское слово «справедливость» с очевидностью восходит
к слову «правда», родственному (или по крайней мере созвучному) слову
«праведность», В европейских языках соответствующие, слова указывают на
происхождение от латинского слова «justitia» — «юстиция», свидетельствующем
(как и в греческом — dikaios) о его связи с юридическим законом. Было бы
неверно делать из этого какие-либо выводы, касающиеся особого русского
понимания справедливости (что нередко встречается в современной
политической публицистике), поскольку в старинном значении слово «правда»
означало и установленный закон (ср. «Русская Правда»). В Словаре В. Даля
«справедливость» также приравнивается слову «правда», однако в значении
«правосудие», а основное слово - «справедливый» помещено в кусте слов,
производных от слова «справливать» (т.е. править, прямить, выправлять), и в
качестве первых значений имеет: «правильный», «сделанный законно», а затем
уже «по правде», «по совести», «по правоте».
Это лексико-семантическое обстоятельство представляет интерес и для
раскрытия нравственного значения справедливости, и для понимания
справедливости как этической проблемы.

Понятие справедливости

Справедливость является одним из принципов, регулирующих
взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в
том числе взаимного (в обмене, дарении - отдаривании), социальных
ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это —
свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и
уважения и т.д.
Справедливыми считают исполняющих закон и отвечающих добром на добро,
а несправедливыми — чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих их
свободы и имущества), не помнящих сделанного им добра. Справедливым
признается воздаяние каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым
— незаслуженные почести и наказания. В частности, несправедливо получение
одними благ за счет блага других и перекладывание на других собственных
обязанностей. Справедливым признается исполнение обязательств
(накладываемых договором или обетом) и обязанностей, не только ясно
выраженных, но и подразумеваемых (либо сложившимся порядком вещей, либо
предшествующими отношениями). Справедливы объективные решения и
несправедливы — пристрастные.
Уже из простого перечисления социальных ценностей видно, что
справедливость — это принцип, регулирующий отношения между людьми как
членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус,
наделенными обязанностями и правами. Поэтому многие мыслители, начиная с
Платона и Аристотеля, рассматривали справедливость как социальную
добродетель. Современный социальный философ, Дж. Ролз, автор наиболее
выдающегося современного труда по этой проблеме — «Теория справедливости»,
сравнивает справедливость с истиной: как истина является главной
добродетелью мысли, так справедливость — первая добродетель общественных
институтов. Поэтому через всю историю философии проходит мысль, что
справедливость — это то, что содействует общему благу.
Вспомним учение Аристотеля о добродетелях. Справедливость, по
Аристотелю, — тоже добродетель, но особого рода: она — «совершенная
добродетель», «величайшая из добродетелей», если не сказать «добродетель в
целом». Справедливость как бы управляет другими добродетелями. Через закон
она предписывает, в каких делах проявляет себя мужественный, в каких
благоразумный, в каких сдержанный. Так и несправедливость как бы стоит над
остальными пороками. Пороки ведь могут быть несвоекорыстными: таковы
трусость, злоба или скупость. Но своекорыстие может проявляться в
действиях, которые нельзя отнести к какому-либо из пороков, но человека, их
совершающего, мы называем подлым и несправедливым.

Справедливость в морали и праве


Справедливость распределительная и воздающая

От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости —
распределительной (или воздающей, дистрибутивной) и уравнивающей (или
направительной, коммутативной). Первая связана с распределением почестей,
имущества и других материальных благ между гражданами или, шире, членами
какого-либо сообщества. Здесь справедливость заключается в том, чтобы
ограниченное количество благ было распределено по достоинству —
пропорционально заслугам. Вторая связана с обменом, и справедливость
призвана уравнять стороны, участвующие в обмене. Здесь достоинство лиц не
принимается во внимание. При этом неважно, осуществляется ли обмен (в
широком смысле слова — как взаимодействие) произвольно, как при разного
рода сделках (хозяйственных или финансовых), где действие производится по
воле участвующих в нем, или непроизвольно, как при разного рода тайных
действиях (распутстве, сводничестве, лжесвидетельствова-нии, колдовстве,
краже, убийстве), или подневольно, как в случаях навязывания действий
(брань, унижение, посрамление, ограбление, пленение, умерщвление).
Хотя справедливость нередко касается распределения благ, она сама от
благ не зависит. В частности, справедливость не зависит от благосостояния.
Представим ситуацию, когда два работника в одной фирме получают за одну и
ту же работу равную плату в 500 рублей. Приходит новый начальник, который
«выбивает» дополнительные средства в фонд заработной платы. Зарплата всех
повышается. Но один из работников — старый университетский приятель
начальника, и ему поэтому назначается большая зарплата. Так что теперь за
ту же самую работу один работник получает 1.000 рублей, а другой 1.500
рублей. В целом благосостояние выросло. Но тот, кто стал получать 1.000
рублей при том, что его коллега 1.500 рублей (хотя повышение зарплаты и
изменение ставок имело одно и то же условие), оценивает новую ситуацию как
несправедливую. Повышение благосостояния не воспринимается нравственным
сознанием как достаточное основание для необоснованного нарушения
равенства.
Как социальная добродетель справедливость отличается от многих других
тем, что степень относительности ее содержания, точнее, конкретно-
социальной изменчивости предполагаемых ею критериев, гораздо выше. Одним из
первых обратил на это внимание Д. Юм, сделавший вывод о том, что
справедливость — «искусственная» добродетель, между тем как милосердие —
«естественная». Справедливость предполагает некоторый уровень согласия
между членами сообщества относительно принципов, по которым они живут. Эти
принципы могут меняться (стихийно или произвольно, по решению людей), но
конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и
привычки установились в данном сообществе. И раз они установились, даже как
неправильные, справедливость измеряется по ним, и нарушение этих правил,
пусть даже во имя восстановления высоких стандартов справедливости, может
восприниматься как несправедливость.
К примеру, некий учитель N ставит оценки в зависимости от
услужливости ученика. Все ученики класса об этом знают м по мере желания
живут по этим правилам. В этих условиях высокая оценка какого-то
неуслужливого ученика только по знанию, будет рассматриваться услужливыми
как нарушение установленных правил и, стало быть, как нарушение
справедливости.

Справедливость как равенство
Справедливость в первую очередь выступает как проблема равенства.
Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании
соблюдения равенства. Эта связь справедливости и равенства нашла отражение
в одной из первых известных нам формулировок правила справедливости,
фиксирующего отношения взаимного воздаяния, закрепленные в институте
кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по
отношению к тебе». Это — правило талиона, известное у нас главным образом
по ветхозаветной заповеди «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб», однако
исторически встречающееся у всех народов на стадии их родового развития.
Это правило требует возмездия (мести), но при своей непременности оно не
должно превышать нанесенного ущерба.
С мотивационной и нормативной точек зрения, талион был довольно
простым правилом. Однако как видно из его формулировок, он устанавливал
суровые ограничения на акции мести. Появление талиона было одним из знаков
перехода от дикости к варварству.
Правда, еще долго, уже в эпоху цивилизации такие ограничения и любые
ограничения на своенравие могли восприниматься как... нарушение
справедливости как «природной справедливости». Одно из свидетельств такого
рода находим в диалоге Платона «Горгий», в котором софист Калликл прямо
противопоставляет природу человека закону и на этом основании утверждает,
что настоящему человеку все дозволено. Сократ так резюмирует Калликлово
понимание природной справедливости: «Это когда сильный грабит имущество
слабого, лучший властвует над худшим и могущественный стоит выше немощного»
Сократ в полемике с софистом защищает закон (закон государства), но при
этом, не проговаривая этого, исходит из другого, нежели талион, принципа
равенства — золотого правила.
Сколь бы скрупулезной ни была регламентация воздаяния в талионе,
призванная обеспечить равенство, действительное равенство,
восстанавливающее нарушенное положение вещей, невозможно. Однако невозможно
при условии, что принимается во внимание не только внешнее распределение
благ, но внутреннее переживание возникающих и изменяющихся отношений.
Согласно талиону, если убит отец, то сын должен убить убийцу, или отца
убийцы, или, в случае отсутствия отца, родственника убийцы, близкого по
статусу отцу, или... и т.д. Но восстанавливается ли в отмщении, пусть даже
произведенном по строгим правилам, справедливость? Ведь зло, заключенное в
убийстве, не исчерпывается гибелью отца, оно — и в глубоком страдании сына,
и в самой злой воле убийцы. Возмездным убийством всего лишь совершается
отмщение. Но очевидно, что справедливость в полной мере не
восстанавливается, так как им не может быть ослаблено страдание сына из-за
смерти отца, не может быть подавлена сама злая воля. Воля может измениться
лишь в свободном решении, т.е. самоизмениться. Возмездное убийство убийцы
делает невозможным исправление злой воли. Однако такая логика относительно
равенства и справедливости основывается на ином типе морального мышления, в
котором требование «Не отвечай злом на зло», если и не является
приоритетным, то, по крайней мере, имеет положительный ценностный смысл и
значимо как требование, в котором не род или клан, а личность выступает
нравственным субъектом.
На место талиона приходит новая этика, точнее, право и
нравственность. Категорическое «Не судите, да не судимы будете», по всей
видимости, поначалу означало именно запрет на индивидуальную месть: не
следовать кровной мести и не навлекать на себя ответной мести. Однако и в
рамках развитого морального мышления «Не судите» указывает на то, что не
только в цивилизованном суде, но и оценочных суждениях можно проследить
элементы мести. Древнее правило талиона не преодолевается полностью золотым
правилом нравственности и заповедью любви, Оно преодолевается как основное
правило, но сохраняется как одно из правил взаимоотношений между людьми —
на уровне стереотипа, предрассудка, отклонения, здравого смысла.
Главное же, что с развитием нравственно-правового сознания
справедливость перестает сводиться исключительно к равенству, тем более к
равенству механически-ответного воспроизведения результатов всяких, даже
неосторожных действий.

Два принципа справедливости Дж. Ролза
Связь справедливости и равенства существенно уточняется Дж. Ролзом,
который рассматривает справедливость как принцип социальной организации. Он
включает понятие равенства в определение справедливости. Но в это
определение включено также понятие неравенства. Справедливость выступает,
таким образом, мерой равенства и мерой неравенства между людьми. Люди,
безусловно, должны быть равны в правах, и это равенство должно быть
закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных
ценностей. Однако справедливым будет и неравенство, когда это такое
неравное распределение, которое дает преимущество каждому.
Соответственно определение справедливости, которое дает Ролз,
распадается на два принципа:
1) Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее
обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами
для всех остальных людей.
2) Социальные и экономические неравенства должны быть организованы
таким образом, чтобы (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ
для всех и (б) доступ к положениям и должностям был открыт всем.
Очевидно, что равенство не всегда и не для всех выступает приоритетом
и является предпочтительным. Так, равенство в социально-экономической
сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и
принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться
благом.
Наоборот, неравенство в богатстве может быть основой компенсирующих
преимуществ для каждого человека (например, благодаря высокому
прогрессивному налогу, которым облагается богатство), и тогда оно, конечно,
справедливо. Уже долгое время этот принцип в большей или меньшей степени
является основой системы социальной справедливости большинства стран со
смешанной экономикой (Канады, Нидерландов, Норвегии, Швеции и др.). В каком-
то отношении такое положение вещей близко принципу справедливости, который
был признан марксистами по отношению к идеальному коммунистическому
обществу: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Ведь
этим принципом справедливости также предполагалось, что люди получают
неравное количество благ, но принцип получения этих благ равно применяется
к каждому: «по потребности». Отличие заключается в том, что первая часть
формулы как бы гласит: «От каждого (налогов!) сообразно доходам»; а вторая
— «Каждому неимущему столько, сколько общество может себе позволить
распределить для обеспечения социального минимума благосостояния».
Однако при тех же условиях такое неравенство будет несправедливым по
отношению к богатым налогоплательщикам, если высокий уровень компенсирующих
преимуществ не будет мотивировать социально-экономическую или хозяйственную
активность тех, кто получает эти преимущества.
Итак, соотношение равенства и справедливости должно быть уточнено:
справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и,
соответственно, доступности справедливости всем людям; справедливо
конструктивное неравенство — в распределении благ.

Справедливость во взаимоотношениях между людьми
В чем состоит справедливость как принцип индивидуального поведения,
т.е. как собственно нравственный принцип? Хотя идея справедливости
ассоциируется в первую очередь с законом и, соответственно, с образом
суровости (ср. выражение «Строг, но справедлив»), как нравственная идея она
в первую очередь устанавливает предел индивидуальному произволу. Как
требование и обязанность справедливость — отрицательна. Она
противодействует эгоистическим мотивам и удерживает человека от причинения
вреда, страдания другому человеку.
Справедливость требует уважать права другого человека и, значит, не
посягать на чужую личность и ее собственность. Что такое посягательство на
собственность, не требует специальных разъяснений. Следует отметить, что
посягательства на собственность заключаются не только в ее краже или
разрушении, но и в присвоении или удерживании найденной вещи, а также во
временном пользовании собственностью другого без специального разрешения
или сверх полученного разрешения. Специфическими по характеру
посягательствами на собственность являются нарушения авторского права,
которые могут и не наносить прямого материального ущерба его обладателю и
оттого не восприниматься
как несправедливость и нарушение прав личности. Посягательство на
личность заключаются в нанесении ей как физического вреда, так и
нравственного огорчения и обиды — досадой ли, беспокойством, подозрением,
оскорблением или клеветой. К этому же следует отнести перекладывание на
других с помощью насилия или хитрости собственных забот и обязанностей.
Особым видом нарушения обязанностей является измена, которая в
философско-правовой мысли получила название двойной несправедливости и
которая имеет место в случаях, когда некто, вступая в соглашение и принимая
на себя соответствующие обязательства, не просто нарушает их, но еще и
использует обусловленное соглашением и даваемым им правами особое свое
положение и наносит партнеру ущерб именно в том, в чем он должен был его
оберегать.
А. Шопенгауэр в качестве примеров двойной несправедливости приводит
случаи, когда «нанятый телохранителем или провожатый становится убийцей,
доверенный страж — вором, когда опекун присваивает себе собственность
опекаемых, адвокат играет на руку противной стороне, судья идет на подкуп,
спрошенный о совете умышленно рекомендует обратившемуся к нему что-нибудь
пагубное» и т.д.
Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не
обижай», «Не вреди», «Не нарушай чужих прав», что в положительной форме
можно выразить как требование уважения, которое в одном из развернутых
вариантов звучит так:
«Уважай ближнего, как самого себя, даже если ты не можешь его любить,
и не допускай, чтобы его так же, как тебя самого, не уважали».
Эти требования конкретизируются в разнообразных правилах, в частности
в этикете, регулирующем безличные отношения между людьми.
Конкретные этикетные правила и этикет в целом культурно и исторически
подвижны. Основные принципы этикета, выработанные в так называемый
«галантный» XVII в., просуществовали довольно долго, и изменения в них
выражались главным образом в их демократизации. Но в конце XX в. многие
традиционные правила этикета стали существенно меняться, можно говорить о
складывании новой этики этикета, в основе которой изменившиеся
представления о достоинстве личности и равноправии женщины и мужчины.
Наиболее ярким примером такого рода являются ограничения и регулятивы,
касающиеся того, что получило название «сексуального домогательства» (как
на русский язык переводят английское выражение sexual harassment), под
которым понимаются не только открыто высказываемые неуместные предложения
сексуального характера, но прямо или исподтишка оказываемые знаки внимания.
В США, где эта проблема была осмыслена и поднята в середине восьмидесятых
годов, прошли уже десятки судебных разбирательств по иску женщин к своим
коллегам-мужчинам, как правило, начальникам, использовавшим служебное
положение в неблаговидных целях. Большинство из этих исков были
удовлетворены. (Известен один случай иска мужчины к женщине-начальнице.)
Традиционные нормы этикета в значительной части касаются отношении
женщин и мужчин и трактуют их как отношения слабого и сильного пола. На
волне феминизма (т.е. активной борьбы женщин за свои права и изменение
всего строя цивилизации, в основе которой лежат патриархальные стереотипы)
правила галантности и обходительности решительно замещаются — причем не
только в сферах делового и формального общения — правилами, гарантирующими
безусловное равноправие женщин и мужчин и недопущение таких жестов и
действий, которые еще недавно считались проявлением легкой куртуазности и
галантности, а сегодня воспринимаются женщинами как выражение
неравноправия.
Итак, главное, что требуется принципом справедливости, это — уважение
прав и достоинства людей. Это можно выразить и по-другому: справедливость
заключается в исполнении человеком своих обязанностей, имея в виду, что
обязанность — это форма долженствования, которой человеку вменяются
действия, гарантирующие права людей.
Обязанности могут быть трех видов: а) основанными на обязательствах,
принимаемых частными или юридическими лицами при заключении договора; 6)
обусловленными конституцией, декларирующей гражданские права, и
соответствующими законами, их закрепляющими; в) обусловленными всеобщими
нравственными представлениями о человеческом достоинстве и праве личности
на уважение.
Обязанности и права существуют в единстве. Это означает, во-первых,
что обладающий правами, обладает и обязанностями. Всякая обязанность дает
соответствующее право; обязанность таким образом как бы мотивируется
правом. Схематически это
можно выразить так, что обязанность о индивида N соответствует праву
р индивида М, в той же самой мере, в какой право р' индивида N
обеспечивается обязанностью о' индивида М. При нарушении своих закрепленных
законом и соглашениями прав N может обратиться к М с требованием соблюдать
обязанности, а в случае игнорирования его просьб — в правоохранительные
органы, чье главное назначение как государственных органов и состоит в
охране прав граждан. Таков действительно правовой, демократически-
либеральный смысл тезиса о единстве прав и обязанностей человека.
Из несомненно верного положения, что субъект прав является
одновременно и субъектом обязанностей (и наоборот), может делаться
неправильный вывод о том, что права человека определяются его обязанностями
— вывод, который был ключевым в советской идеологии и социально-правовой
практике. Как, по-видимому, и в любом другом тоталитарном государстве,
обязанности и права советских граждан были определены в отношении к
государству. Кто исполнял более широкие обязанности (в государстве) или,
точнее, чье положение в государственной иерархии было таковым, что им
предполагался широкий круг обязанностей, тот обладал и более широкими
правами (на получение от государства социальных ценностей). Находившиеся
внизу государственной иерархии (не имевшие возможности как-либо
функционировать в интересах государства), обладали минимальными правами, а
по сути дела, были бесправными. Соответственно, наиболее бесправными были
инвалиды и умалишенные (постоянно находившиеся в лечебных учреждениях) и
заключенные (в следственных и пенитенциарных учреждениях). В 20—50-е гг.,
когда советское государство было к тому же репрессивным, их дополняла
значительная категория граждан, «пониженных в правах», т.е. «полуграждан».
Требование недопущения несправедливости, непосредственно
воспринимаемое и трактуемое как запрет на несправедливость в отношении
других, имеет и другой, очень важный в этическом плане аспект: не допускать
совершения несправедливости в отношении других так же, как в отношении
себя.
«Никакое участие к другому, никакое сострадание по отношению к нему
не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, т.е.
подвергаться несправедливости», — указывал Шопенгауэр, добавляя к этому,
что активное сопротивление индивида, необходимое для защиты его прав и
достоинства и соразмерное чужим посягательствам, не должно рассматриваться
как несправедливость в отношении посягателя.
Таким образом, соблюдение справедливости в отношении других
предполагает исполнение своих обязанностей. Справедливость же в отношении
себя предполагает отстаивание собственных прав. Поэтому данное выше понятие
справедливости, основанное на требовании соблюдения обязанностей,
содержательно нужно расширить так, чтобы оно заключало в себе, говоря
словами Милля,
«идею личного права, на основании которого лицо или лица могут
предъявлять известные требования по отношению к другим лицами.»
Отсюда оправданно сделать вывод о том, что терпеливое перенесение
несправедливости в отношении себя, даже не выплескиваемое в чувстве
собственной ущемленности (униженности), и представляет собой
попустительство злу и, следовательно, пассивное и косвенное содействие злу.
Впрочем, этот вывод имеет неоднозначные практические следствия. Что же
должно делать в ответ на несправедливость, когда известно, что: (а) «против
лома нет приема», (б) злу бессмысленно противопоставлять зло, (в) злодей
бесчувствен к обращенным к нему справедливости и добру. Это — вопрос, на
который невозможно дать конкретный ответ. Может быть понятной мысль, что
ответная справедливость на несправедливость и ответное уважение на унижение
как ответное добро на зло восстанавливают нарушаемое равенство и
способствуют поддержанию нравственного порядка. Как эту мысль осуществить
практически, зависит от конкретной ситуации. Отстаивание справедливости,
как и других добродетелей, всегда выступает перед человеком в виде
ситуативных, житейских, жизненных задач, решение которых не имеет
алгоритма, даже в такой минимальной их части, как сохранение личностью
собственного достоинства. Но, по крайней мере, важно помнить, что эту
возможность сохранения собственного достоинства у человека никто не может
отнять. Исторически достоверные опыты разных людей свидетельствуют о том,
что исключительно достойное поведение человека в конкретной ситуации
торжества злодейства порой может быть достаточным для остановки злодея
Если справедливость заключается как в том, чтобы не нарушать чужих
прав, так и в том, чтобы не позволять другим нарушать собственные права, то
встает вопрос: что в ситуации конфликта является предпочтительным —
причинять несправедливость или терпеть ее?
Эту проблему поставил Платон устами Сократа в упоминавшемся диалоге
«Горгий».
«Я не хотел бы ни того, ни другого. Но если бы оказалось неизбежным
либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы
переносить».
Сама постановка этого вопроса и предложенное Сократом его решение
знаменовали существенный прогресс в этической мысли. Притом, что греческая
этика в целом не преодолела рамки социальной этики, указанием на то, что
лучше самому испытать несправедливость, чем причинить ее другим, Сократ
показал возможность переноса центра тяжести в нравственном рассуждении с
полиса на личность.
Однако в греческом сознании справедливость остается соотнесенной
исключительно с законом. И когда Сократ говорит, что нужно, чтобы каждый
всего больше остерегался, как бы самому не совершить какую-нибудь
несправедливость, понимая, что это причинит ему много зла, то суть зла
усматривается именно в нарушении закона. Совершив же несправедливость,
необходимо сколь можно скорее очиститься от зла. И проявив мужество,
принять наказание. За несправедливость Сократ полагает кару суда и в
честном, пусть и суровом, приговоре судьи находит панацею от безнадежного
растления души.
Сократ произносит важные слова о том, что, принимая какое следует
наказание, человек должен «сам быть первым своим обвинителем», и своим, и
своих близких. В этих словах можно было бы увидеть свидетельство понимания
роли совести, муки которой удостоверяют совершенность несправедливости. Но
слово «обвинитель» упомянуто в буквальном смысле: быть обвинителем не в
сердце своем, но на суде. И поэтому Сократ требует от совершившего зло
употребить все свое красноречие: чтобы преступление было до конца
изобличено и тем самым виновный, неся наказание, избавился от величайшего
зла — от несправедливости.
Так же если кто из родных или друзей совершит несправедливость, то
скрывать это нельзя, — надо идти в суд и объявить о прегрешении близкого
человека и, таким образом содействуя наказанию, помочь родичу или другу
освободиться от зла. И наоборот, если враг совершит преступление, нужно
всеми средствами добиваться, чтобы он остался безнаказанным и к судье не
попал, а смог попользоваться своим преступлением, и, стало быть, принял
свою смерть не очистившимся от несправедливости, и оказался обреченным на
муки в Аиде — царстве мертвых, где ему будет вынесен последний приговор.
Главное, чтобы к своему смертному часу подойти очистившимся от
несправедливости. И если первое благо — быть справедливым, то второе —
становиться им, искупая вину наказанием. И совершить несправедливость, по
Сократу, это — зло, но не самое большое. Великое же и первое зло
заключается в том, чтобы совершить несправедливость и остаться
безнаказанным. Удерживаясь от несправедливости человек, по Сократу, гораздо
более вредит своему недругу, чем сопротивляясь причинению им
несправедливости себе. Дать врагу возможность причинить себе
несправедливость, а потом еще и скрыть это - значит способствовать тому,
чтобы он был осужден на муки в загробном мире. Позор и побои же нужно
переносить спокойно, ведь достойному и преданному добродетели человеку от
них ничего дурного не случится. Гораздо важнее не причинять самому
несправедливости другим и тем самым утверждать свою благость.
Христианская этика дает как будто бы тот же ответ на сократовскую
дилемму: чем совершить несправедливость, предпочтительнее самому испытать
ее. Однако в христианской этике справедливость, отличаемая от милосердия,
тем не менее положительно сопряжена с ней: справедливость выводится из
милосердия, или сострадания. В индивидуальном выборе личности
справедливость опосредствуется милосердием.


Содержание


1. Введение. Происхождение слова «справедливость»
2. Понятие справедливости
3. Справедливость в морали и праве:
а) Справедливость распределительная и воздающая;
б) Справедливость как равенство;
в) Два принципа справедливости Дж. Ролза;
г) Справедливость во взаимоотношениях между людьми.

Список литературы
1. Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.
2.







Реферат на тему: Клинико–психологическая характеристика акцентуаций

ПОНЯТИЕ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

1.1 Определение психопатии

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам
человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте
аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и
нарушают социальную адаптацию человека.
Важной особенностью психопатии, из-за которой такие пациенты попадают в
поле зрения психиатра, является декомпенсация при различных неблагоприятных
воздействиях, в частности после психической травмы и при психотравмирующей
ситуации. С точки зрения нормального человека, в таких ситуациях нет ничего
особенного, но для психопата они становятся значимыми именно из-за его
аномалий характера, поскольку задевают его самое слабое место.
Например, при истерической психопатии необоснованные претензии психопата
на всеобщее внимание могут не встретить желаемого отношения окружающих, и
происходит срыв, декомпенсация. При психастенической психопатии такой
ситуацией может оказаться необходимость принимать быстрые решения. При
эпилептоидной психопатии психотравмирующим оказывается любое покушение на
«авторитет» психопата или попытки противодействия его властности и
деспотизму и так далее.
Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток
на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным
изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.
Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных признаков,
предложенных выдающимся русским психиатром П.Б. Ганнушкиным.
1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда
и везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в
детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и затем сохраняются на
протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических
черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.
Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретенной в раннем
детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным
воздействием окружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное
воспитание в детстве и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеет
чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного
лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии
недостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной
системы.
То, что у человека имеются какие-либо отклонения от нормального
общепринятого в обществе поведения, еще не дает оснований говорить о
психопатии.
Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим
проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например при
психических нарушениях в результате перенесенной черепно-мозговой травмы,
инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме,
наркомании и токсикомании, некоторых эндокринных нарушениях и других.
Основным их отличием от психопатий является то, что психические нарушения
при психопатии возникают уже с детского или подросткового возраста, а при
психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до возникновения
основного заболевания было нормальным, а психопатоподобные нарушения
вторичны и появляются уже спустя какой-то промежуток времени после развития
основного заболевания.
В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно
прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.
От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты характера
определяют весь психический облик человека и наблюдаются на протяжении всей
его жизни.

При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня
патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,
говорят об акцентуация характера. Это не болезнь, а один из вариантов нормы
и подразумевает индивидуальные особенности характера каждого человека. Но
при психотравмирующей ситуации декомпенсация может произойти и у
акцентуированной личности. Причин возникновения психопатий множество. Имеют
немаловажное значение конституциональные, наследственные факторы – у
родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с аналогичной
патологией. Такие психопатии называют конституциональными, генуинными или
«ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий, которые
невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.
Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин
психопатии у детей.
Играют роль и вредности в период внутриутробного развития, особенно если
во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила,
принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие
плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также
психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные).
Недостатки питания беременной женщины, тяжелые токсикозы, угроза прерывания
беременности и отслойка плаценты и многие другие факторы отрицательно
влияют на плод.
Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских щипцов
или вакуум-экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для жизни
ребенка, если у роженицы узкий таз и крупный ребенок, в результате чего
происходит сильное сдавление головы при прохождении родовых путей, – все
это играет роль в возникновении психопатий.
Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на
развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные
истощающие болезни, перенесенные ребенком в первые 2–3 года жизни.
Играют роль в возникновении психопатий и черепно-мозговые травмы, мозговые
инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые
отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.
Большое значение в развитии психопатии у ребенка, имеющего вышеотмеченные
аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие
окружающей среды, в частности недостатки воспитания.
Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией его
неправильного поведения никто не занимается, например, когда злоупотребляют
алкоголем оба родителя, или когда отец – алкоголик, а мать озабочена только
проблемами пьянства мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, или
ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих родителей, или
воспитывается в неполной (когда нет одного из родителей) или
деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), или родители отдают
его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем потакают,
– то все аномалии характера еще более усиливаются.
А если ребенок воспитывается в благоприятной обстановке и родители его
обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную нравственно-
этическую позицию с детских лет, объясняя, что позволено делать в
коллективе, а что непозволительно, а если он провинился, то ему спокойно и
дружески объясняют неправильность его поступков, без деспотизма, физических
наказаний или иных травмирующих психику ребенка воздействий, – то в целом
есть возможность корригировать поведение ребенка уже с детства, и в
дальнейшем он вырастает не эгоцентричным, как при многих видах психопатий,
а приобретает способность считаться и с мнением других людей, а не только с
собственными прихотями.



2. Определение понятия «Акцентуация характера»


В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи
еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что
иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Со
взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам
говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами
психопатий.
Наибольшую известность получил термин К. Leongard
(1968)–“акцентуированная, личность”. Однако, правильнее говорить об
“акцентуациях характера”. Личность - понятие гораздо более сложное, чем
характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и
т.д. В описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же
в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали
использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что
правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на
диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)– О. В. Кербикова (1962).
При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни
относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности
его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия
тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает
соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось,
обычно акцентуации развиваются в период становления характера и
сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут
проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной
обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная
дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает
непродолжительной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В.
Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и
психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и
психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых
психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных
поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают
только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных
ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего
сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и
потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и
переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему
отличные от других типов, “слабые места”.
На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации
характера.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные
черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.



1. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИЙ ПО ТЯЖЕСТИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ

Как писал П. Б. Ганнушкин, степень проявления психопатий "Представляет
прямо запутывающее богатство оттенков – от людей, которых окружающие
считают нормальными,– и до тяжелых психотических состояний, требующих
интернирования"'. Попытка как-то систематизировать эти степени,
представляет насущную практическую задачу. Это способствовало бы уточнению
прогноза, смогло бы оказать помощь в экспертной практике и содействовало бы
более дифференцированному подходу к семейной и трудовой реадаптации. В
последние годы в судебно-психиатрической экспертизе получил распространение
термин "глубокая психопатия". Им обозначаются наиболее тяжелые случаи, где
на высоте декомпенсации возникают психотичес-кие расстройства или
исключающая вменяемость утрата способности к "вероятностному
прогнозированию своей деятельности и соответствующей коррекции своего
поведения" или в основе нарушении характера лежат выраженные эндокринные
расстройства . По материалам судебной экспертизы, случаи психопатии,
исключающие вменяемость, у подростков встречаются значительно чаще, чем у
взрослых, – у 15–17% экспортируемых вместо 3-5% .
Разделение психопатий на три степени тяжести было осуществлено Л. И.
Спиваком в отношении эксплозивного типа. При этом учитывались возраст
формирования, тяжесть декомпенсации, патологические изменения на пневмо- и
электроэнцефалограмме и др. Однако критерии разграничения по трем степеням
тяжести не были предметом специального исследования.

Тяжелая психопатия (степень III), Компенсаторные механизмы крайне слабы,
едва намечаются или бывают лишь парциальными, охватывая лишь часть
психопатических особенностей, но зато достигают здесь такой
гиперкомпенсации, что сами выступают уже как психопатические черты.
Компенсации всегда неполные и непродолжительные. Декомпенсации легко
возникают от незначительных причин и даже без видимого повода. На высоте
декомпенсаций картина может достигать психо-тического уровня (тяжелые
дисфории, депрессии, сумеречные состояния и др.). При тяжелой степени
некоторых психопатий (шизоидной, психоастенической и др.) нередко возникают
диагностические сомнения – не являются ли данные случаи пси-хопатоподобным
дефектом при шизофрении или ее вялотекущей формой. Однако ни признаков
процесса, ни четких указаний на перенесенный в прошлом шизофренический шуб
обнаружить не удается. Нарушения поведения могут достигать уровня уголовных
преступлений, суицидных актов и других действий, грозящих тяжелыми
последствиями для самого психопата или его близких. Обычно имеет место
постоянная и значительная социальная дезадаптация. Такие подростки рано
бросают учебу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или
условий принудительного труда. Живут они за счет других или за счет
государства. Обнаруживается полная неспособность к поддержанию семейных
отношений – связи с семьей разорваны или крайне натянуты из-за постоянных
конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопата от кого-
либо из членов семьи или последних от психопата). Дезадаптация отчетливо
выступает также в среде сверстников. Самооценка характера неправильная или
отличается парциальностью – подмечаются лишь некоторые черты, особенно
проявления патологической гиперкомпенсации. Критика к своему поведению
заметно снижена, а на высоте декомпенсаций может полностью утрачиваться.
Выраженная психопатия (степень II). Компенсаторные механизмы нестойки, и в
силу этого компенсации непродолжительны. Декомпенсации могут возникать от
незначительных поводов. Тяжелые декомпенсации и серьезные нарушения
поведения обычно все же следуют за психическими травмами или возникают в
трудных ситуациях. Социальная адаптация бывает неполной и нестойкой. Работу
или учебу то бросают, то возобновляют. Способности остаются
нереализованными. Отношения с родными полны конфликтов или отличаются
патологической зависимостью. Самооценка черт характера и степень
самокритичности весьма разнятся в зависимости от типа психопатии.
Умеренная психопатия (степень I). Компенсаторные механизмы достаточно
выражены. Возможны продолжительные компенсации. Срывы обычно ситуативно
обусловлены, их глубина и продолжительность пропорциональны психической
травме. Декомпенсации проявляются заострением психопатических черт и
нарушениями поведения. Последние, однако, за исключением особо тяжелых
ситуаций, не достигают крайних степеней. Социальная адаптация неустойчива,
снижена или ограничена. При неустойчивой адаптации легко возникают срывы.
При сниженной адаптации подростки учатся или работают явно ниже
способностей. При ограниченной адаптации резко сужен круг интересов или
жестко определена область, где возможна продуктивная деятельность и где
иногда достигаются выдающиеся результаты (так называемые "талантливые
психопаты"). В других, даже близких областях сразу обнаруживается полная
несостоятельность. Семейные отношения отличаются дисгармонией и крайней
избирательностью (чрезмерная привязанность к одним членам семьи, конфликты
и разрыв с другими). При большинстве типов психопатий (кроме истероидной и
неустойчивой) сохраняется относительно правильная оценка черт своего
характера и критика к своему поведению, не всегда, однако, достаточно
глубокая.

Степень отклонений характера сама по себе трудно поддается количественной
оценке. Последнюю доступнее осуществить по другим, зависящим от этих
отклонений показателям [Личко А. Е., Александров А. А., 1973]. К ним
относятся: 1) тяжесть, продолжительность и частота декомпенсации, фаз,
психогенных реакций и, что особенно важно, соответствие их силе и
особенностям вызвавших факторов; 2) степень тяжести крайних форм нарушений
поведения; 3) оцениваемая в "длиннике" степень социальной (трудовой,
семейной) дезадаптации; 4) степень правильности самооценки особенностей
своего характера, критичности к своему поведению.
Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа
характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких,
непродолжительное наблюдение за поведением, особенно среди сверстников,
позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт какого-либо типа не
препятствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое
положение соответствует способностям и возможностям. Акцентуированные черты
характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как
правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации.
Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают
только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые
предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления»
данного типа акцентуаций.
Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного типа характера
выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении,
разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает
составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты
этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием
некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые
предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".
Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа
характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к
заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может
включать как латентные черты, так и черты противоположные, являющиеся
следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигурировать, казалось
бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и
психастеничности и т. п.



2. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
3.1. Динамика психопатий

П. Б. Ганнушкиным был введен ряд понятий, отражающих динамику психопатий:
возрастные кризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические
приступы или фазы, психогенные и соматогенные реакции, конституциональные и
ситуационные развития и др. Наиболее распространенными терминами,
относящимися к динамике психопатий у взрослых, являются понятия
"компенсация" и "декомпенсация". Компенсации могут осуществляться как за
счет изменения "микросреды" (трудовой, семейной) на такую, где
психопатические особенности характера позволяют приспособиться наилучшим
образом (например, уединенный образ жизни для шизоида), так и за счет
активной выработки механизмов психологической защиты, манеры поведения,
образа жизни, порою контрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти
черт. Срыв компенсаторных механизмов в силу ли эндогенных особенностей
динамики или под влиянием факторов среды обозначается как декомпенсация.
В подростковом возрасте компенсаторные механизмы нередко еще недостаточно
сформированы. Зато, как правило, приходится иметь дело с подростковым
заострением психопатических черт характера, особенно если психопатия
(например, шизоидная) сложилась с детства. Однако подростковый возраст не
только заостряет и ухудшает, но несет и новые компенсаторные возможности
(например, "депсихопатизация" некоторых форм органических психопатий,
наблюдавшихся в детстве).
Определенным вкладом в учение о динамике психопатий является изучение
процесса их становления – описание этапов формирования конституциональных,
приобретенных и органических психопатий. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин
выделили три этапа начальных проявлений, структурирования и завершения
формирования. Первые два этапа при конституциональных и органических
психопатиях падают преимущественно на детство. При приобретенных
психопатиях второй этап приходится обычно на 15–18 лет. С нашей точки
зрения, выделение этих этапов для подростковой психиатрии имеет в большей
степени теоретическое, чем практическое значение. О них можно судить
ретроспективно, когда психопатия уже сформирована. Картина первого и даже
второго этапов существенно не отличается от транзиторных нарушений
поведения в детстве и у подростков, и диагноз психопатии здесь может
оказаться преждевременным.
Психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с
окружающими, создавая конфликтные ситуации, причем во время конфликта они
испытывают дополнительное психогенное воздействие. В такой ситуации
происходит психопатическая реакция, которая проявляется обострением
аномальных особенностей характера. Даже после прекращения конфликта
психопатическая реакция может сохраняться.
Обострение психопатических черт может произойти и после того, как человек
переболел каким-то тяжелым заболеванием, или при хронических заболеваниях
внутренних органов.
Психопатические реакции обычно возникают внезапно, в ответ на
малозначимые для психически нормального человека, но очень болезненные для
психопата события. Реакция больного всегда неадекватна, то есть не
соответствует силе раздражителя, вызвавшего ее. Чаще всего она проявляется
в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии и
разрушительных действий.
При неоднократных психотравмирующих воздействиях даже незначительных
отрицательных факторов возникает длительная декомпенсация.
При продолжительной декомпенсации наблюдается нарушение способности
больного приспосабливаться к окружающим условиям, резко выявляются все
аномальные особенности характера и могут возникнуть новые психические
нарушения.
У больных психопатией часто возникают неврозы, особенно истерический
невроз, могут формироваться сверхценные образования (идеи, значение которых
больным слишком переоценено) и даже бредовые идеи – бред отношения, бред
преследования, бред ревности и другие.
Больные психопатией являются группой повышенного риска в аспекте
возможности формирования алкоголизма и наркомании.
Кроме того, больным психопатией свойственно расстройство влечений, и в
первую очередь сексуального. У многих из них наблюдаются сексуальные
извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомосексуализм, педофилия,
нарциссизм и многие другие.
Из-за расстройства влечений у больных психопатией также могут возникать
конфликты с обществом, противоправные действия, включая насилие, после чего
может произойти декомпенсация.



3.2. О динамике акцентуаций характера

В отличие от психопатий представления об "акцентуированной личности" и об
"акцентуациях характера" оставались до последнего времени как о чем-то
весьма статичном, раз и навсегда данном. Лишь в последние годы были
предприняты катамнестические и лонгитудинальные исследования акцентуаций
характера некоторых типов – неустойчивого, гипертимного, эмоционально-
лабильного, конформного.
Настоящая работа обобщает наблюдения над 124 подростками мужского пола,
которые были начаты в возрасте 14–17 лет и продолжались в послеподростковом
(18–19 лет) и молодом (после 20 лет) возрасте. Все эти случаи при первом
обследовании были расценены как акцентуации характера.
Можно выделить две основные группы динамических изменений при
акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они
по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Если шоковые
реакции, патологический аффект являются реакциями психотического уровня и
более свойственны тяжелым психопатиям (в иных случаях они возможны лишь в
катастрофических ситуациях), то реакции, обозначенные нами как острые
аффективные, относятся к субпсихотическому уровню, хотя нередко стоят на
грани между физиологическим и патологическим аффектом.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем
аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство,
учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с
неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и
т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух казалось бы
диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и
эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии
на окружающее – нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных
лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции
можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Импунитивная реакция проявляется тем, что аффект разряжается путем
безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту
ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид
реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной
акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, конца аффект разряжается в "спектакль", в
разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот
вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может
встречаться и при эпилептоидной, и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее
выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные
нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы"). Катамнестические
исследования. Показывают, что, если эти нарушения поведения возникают на
фоне акцентуаций характера, то в 80% при повзрослении наступает
удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа
акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертимной акцентуации
(86% хорошей адаптации), наименее – при неустойчивой (всего 17%).
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде 1)
делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не
достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; 2) токсикоманического
поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или
пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других
дурманящих средств; 3) побегов из дома и бродяжничества; 4) транзиторных
сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего
подросткового гомосексуализма и др.). Все эти проявления преходящих
нарушений поведения описаны нами ранее.
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера –
это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств –
неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не
ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно
иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера
принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких
типов.
1. Переход "явной" акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием
повзросления и накопления жизненного опыта, акцентуированные черты
характера сглаживаются, компенсируются. В итоге у взрослых, в отличие от
подростков, только на основании контакта и непосредственного наблюдения,
даже продолжительного, без знания из анамнеза особенностей поведений в
подростковом периоде и без специального психологического обследования в
большинстве случаев трудно бывает составить четкое представление о типе
акцентуации.
2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием
неблагоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня
явной патологии («краевые психопатии» по О. В. Кербикову). Для этого обычно
бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов: 1) наличие
изначальной акцентуации характера, 2) неблагоприятные условия среды должны
быть такими, чтобы адресоваться именно к "месту наименьшего сопротивления"
данного типа акцентуации, 3) их действие должно быть достаточно
продолжительным и, главное, 4) оно должно упасть на критический для
формирования данного типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида
является детство, для психастеника – первые классы школы, для большинства
других типов – разные периоды подросткового возраста (от 11–13 лет у
неустойчивого до 16–17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяльном
типе критическим является более старший возраст – 30–40 лет – период
высокой социальной активности.
В случаях психопатических развитии так же, как при неврозах и других
реактивных состояниях, динамические изменения выходят за рамки акцентуаций.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных
явлений в их возрастной динамике. Как известно, тип психопатии отличается
стабильностью. Однако Н. И. Фелинской было указано на возможность
определенных трансформаций типа психопатии со временем. Наши
лонгитудинальные исследования свидетельствуют о возможности определенных
трансформаций типов акцентуации характера.
В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливо
указывает В. В. Ковалев, разработана еще недостаточно. Однако
представляется целесообразным подчеркнуть наиболее значимые феномены в
динамике акцентуаций характера:
1) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в
период их формирования с последующим их сглаживанием и компенсацией
(переход явных акцентуаций в скрытые);
2) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под
влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по
месту наименьшего сопротивления данного типа;
3) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений –
девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других
реактивных состояний;
4) трансформация типов акцентуаций характера в силу кон-ституционально
заложенных механизмов или влияний среды;
5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация
характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в
отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Вопрос о том, что является первопричиной возникновения аномалий характера,
стал предметом споров ученых с первых шагов зарождения учения о
психопатиях. В.М.Бехтерев полагал, что причинами могут быть как
неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия,
неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие
заболевания.
На основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно
систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций
характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление
психопатий.
Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера,
выделяют:
1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных
вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким
вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые
травмы, внутри

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы социокультурного проектирования (Социология)


Реферат: Военный коммунизм (История)


Реферат: Как работает наша память (Психология)


Реферат: Вещательные применение современных технологий передачи аудиоинформации через Интернет (Программирование)


Реферат: Глухарь - птица леса (Биология)


Реферат: Роль хімії в створенні нових матеріалів (Химия)


Реферат: Олимпийские игры 1908 года (Физкультура)


Реферат: Приватизация муниципального жилищного фонда: Проблемы и правовые последствия (Муниципальное право)


Реферат: Искусственный интеллект – настоящее и будущее (Психология)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Боги древнего Рима (Религия)


Реферат: Вероятностный подход (Естествознание)


Реферат: Криминологическое исследование наследственности преступника (Криминалистика)


Реферат: Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод" (Менеджмент)


Реферат: Арттерапия в работе с детьми (Психология)


Реферат: База данных для учета оплаты за междугородние разговоры (Компьютеры)


Реферат: Соціальні проблеми у ЗМІ (Журналистика)


Реферат: Античное искусство Рима (Искусство и культура)


Реферат: Курская битва (История)


Реферат: Россия в конце 19 века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист