GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Консультирование (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Консультирование (Психология)



Основные составляющие консультирования.
Факторы, лежащие в основе процесса консультирования. Ряд
консультантов ответил на вопрос, что они понимают под идеальными
терапевтическими отношениями:
• взаимная эмпатия;
• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультантом;
• консультант близко подходит к проблемам клиента;
• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хочет говорить;
• наличие атмосферы взаимного доверия;
• взаимопонимание имеет весьма важное значение.
Карл Роджерс дополнил этот список:
• два человека находятся в психологическом контакте;
• один человек — клиент, находится в состоянии неконгруэнтности,
уязвимости и тревоги;
• другой человек — консультант, конгруэнтен или интегрирован во
взаимоотношения;
• консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов
клиента и пытается сообщить клиенту об этом;
• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;
• сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного
позитивного отношения — это тот минимальный уровень, который должен быть
достигнут.

Возможности использования.
В некотором смысле навыки консультирования являются лишь продолжением
повседневных, эффективных коммуникативных навыков.

Стадии процесса консультирования.
1. Начало работы.
2. Вводная беседа.
3. Определение имеющихся проблем.
4. Совладание с эмоциями.
5. Определение возможных решений.
6. Согласование плана действий.
7. Реализация плана.
Этот план может оказаться полезным при обдумывании того, как
структурировать процесс консультирования.

Начало работы.
На данном этапе консультант и клиент встречаются и начинают знакомиться
друг с другом. Зачастую встречается, что клиент нервничает и не знает о чем
говорить. На этой стадии отношений обычно полезно, чтобы консультант сыграл
доминирующую роль и помог клиенту успокоиться, расслабиться и
сконцентрировать внимание на том почему он сюда пришел. Хорошо если на этой
стадии консультант решит вместе со своим клиентом следующие вопросы:
- частота, с которой они будут встречаться;
- время встреч;
- время завершения отношений;
- вопрос конфиденциальности разговоров.
Уместно обратить внимание клиента на то, что говорить можно о чему
угодно, тем самым создав предпосылки для беседы
на действительно интересующую клиента тему.



Вводная беседа.
Многие начинают с общего рассказа о своей жизни. Складывается
впечатление, что люди не знают о том, что их беспокоит, до тех пор пока они
не начинают говорить. Необходима поддержка клиенту, ориентированная на то,
чтобы он сообщил консультанту некоторые личные сведения о себе. В данном
случае полезно использовать общие, открытые вопросы:
• Не могли бы вы рассказать немного о своей работе в настоящее время?
• Не могли бы вы рассказать немного об имеющемся у вас образовании?
• Как вам удалось продвинуться в этом деле так далеко?
• Какое положение вы занимали в компании до сегодняшнего дня?

Определение имеющихся проблем.
Во время этой начальной фазы разговора, начинают проявляться
«реальные» проблемы. Иногда такие проблемы могут быть вынесены на
поверхность вопросами консультанта, побуждающими клиента более подробно
раскрыть тему.
• Что вы почувствовали в связи с этим?
• На что это было похоже?
• Как вы себя чувствуете в настоящий момент?
Подобные вопросы позволяют сфокусировать внимание на «реальных»
проблемах. Важный принцип: То что является «реальными проблемами» для
клиента, может не быть «реальными проблемами» для консультанта, и наоборот.



Работа с чувствами.
Консультирование зачастую предполагает работу с чувствами. Как только
человек в процессе консультирования начинает осознавать свои реальные
проблемы, он зачастую испытывает потребность в эмоциональной разрядке. нет
никакой необходимости обращаться к сложной теории «сопротивления» или
отрицания, а следует просто признать тот факт, что различные люди
«устроены» по-разному. Со стороны консультанта не должно быть и намека на
то, что люди должны сталкиваться со своими эмоциями или их выражать.

Чувства.
Можно выделить, по крайней мере четыре вида эмоций, которые обычно
подавляются или скрываются. Это гнев, страх, печаль и смущение. В ситуации
консультирования гнев может выражаться, например, повышениям громкости
голоса, страх — дрожанием, печаль — слезами и смущение — смехом.
Как правило, оказать помощь людям можно в том случае, если их эмоции будут
приняты консультантом. Например. Если человек начинает плакать, то. как
правило, лучше дать ему возможность выплакаться, не предпринимая при этом
попыток остановить его раньше времени. Ниже приводится таблица, в которой
обозначены некоторые способы, позволяющие консультанту в рамках своей роли
оказать помощь клиенту в прорабатывании чувств.
|Состояние клиента |Роль консультанта |
|1. Клиент чувствует себя |1. Консультант слушает и |
|«заблокированным» и не способным|принимает, не давая ни советов, |
|продвигаться далее в развитии |ни предписаний, вместо этого |
|терапевтических отношений; |помогая клиенту сфокусироваться |
|признает неспособность выражать |на чувствах. |
|чувства. | |
|2. Клиент начинает понемногу |2. Консультант слушает и |
|выражать некоторые свои чувства.|поддерживает выражение эмоций |
|Вместо: «иногда я очень сильно | |
|расстраиваюсь», он начинает | |
|говорить: «Я очень сильно | |
|расстроен» | |
|3. Клиент может переживать |3. Консультант выполняет |
|катарсис: т. е. плакать, |поддерживающую функцию и |
|смеяться, выражать страх или |предоставляет клиенту |
|гнев. |возможность |
| |для полного выражения чувств. |
|4. После наступления катарсиса |4. Интервенции не нужны. Клиент |
|клиент просто сидит и спокойно |проходит естественный процесс. |
|обдумывает ситуацию. Этот |Консультанту следует оставаться |
|процесс может быть достаточно |поддерживающим и спокойным. |
|длительным. | |
|5. Клиент чувствует себя |5. Консультант берет инициативу |
|посвежевшим и более способным |в свои руки и продолжает |
|продолжать работу над |развитие отношений в темпе, |
|определением приоритетов и |подходящем для клиента. |
|решением проблем. | |

Обычно после отреагирования эмоций многие вещи становятся более понятными.



Определение возможных решений.
Следующей стадией после эмоциональной разрядки в процессе
консультирования будет оказание помощи клиенту в определении способов, при
помощи которых тот мог бы разобраться или справиться со своей проблемой. На
данном этапе клиент уже дифференцировал для себя ситуацию, которая ранее
была для него неясной или, быть может, непереносимой. Следующим шагом
станет разра6отка плана, который позволит сделать эту ситуациюболее
пригодной для жизни. Большинство теоретиков в области консультирования
согласны с тем, что именно клиент должен заниматься определением возможных
решений своих проблем. Этот процесс может быть поддержан сессией так
называемого «мозгового штурма».
В ходе «мозгового штурма» клиента просят попытаться придумать
как можно больше возможных выходов из ситуации, вызывающей у него в
настоящее время сложности. Клиента просят быть творческим, иррациональным и
спонтанным равно как и здравомыслящим, рациональным и рассудительным. Смысл
данной процедуры заключается в нахождении как можно большего числа решении.
Обычно вслед за этим приходит «очевидное» решение. Часто на этой стадии
консультирования имеет место феномен, который называют «ага-переживанием».
То есть, внезапно или постепенно, решение обсуждаемой проблемы буквально
«сваливается» на клиента.

Согласование плана действий.
Одно дело знать, что именно ты хочешь сделать или изменить, и совсем
другое дело реализовать эту идею на практике. Основной момент здесь
заключается в том, что составленный план должен быть как приемлемым так и
реально достижимым.
Реализация плана
Данную стадию процесса консультирования клиент выполняет
самостоятельно, практически независимо от консультанта. Клиент нуждается в
это время в поддержке со стороны консультанта. Для большинства людей
изменение сопряжено с большими сложностями: часто оно приносит с собой
определенный уровень тревоги, и задача консультанта состоит в том, чтобы
помочь клиенту справиться с этой тревогой. На практике консультанты обычно
испытывают привязанность к людям, которых они консультируют. В данной
ситуации необходимо, чтобы обе стороны подумали о завершении отношений, и,
если необходимо, обсудили эту тему. Приняв решение о завершении отношений,
лучше всего обозначить конкретную дату последней встречи и завершить
отношения с учетом врачебной этики. Одна из уловок, которую используют,
зачастую бессознательно, консультанты, привязавшиеся к своим клиентам,
заключается в откладывании завершающей сессии. Кроме того, они могут
говорить о том, что «еще одна дополнительная встреча» может быть полезной.
Этичное завершение отношений — это, по-видимому, лучший выход как для
клиента, так и для консультанта.
Это были стадии терапевтических отношений, которые присущи большинству
консультативных сессий. Далее мы будем разбирать, что представляют собой
навыки консультирования.
Навыки консультирования.
Литература по теории консультирования весьма многочисленна, и при желании
познакомиться с психологией и философией консультирования: Rogers,1967;
Nеlsоn-Jоnеs, 1984, Неron, 1990; Burnard, 1989; Еgаn, 1990). Можно выделить
следующие категории навыков консультирования:

- навыки слушания;
- навыки предоставления информации;
- навыки предложения советов;
- навыки, позволяющие «разговорить» собеседника;
- навыки провоцирования;
- навыки оказания поддержки.
1.Слушание
Навык слушания — самый важный навык в консультировании.
Здесь можно выделить три аспекта слушания. Лингвистические аспекты
речи относятся непосредственно к словам употребляемым клиентом, к
выбираемым им словосочетаниям и метафорам которые он использует для того,
чтобы сообщить о возникающих у него чувствах. При помощи метафорического
языка зачастую можно сообщить больше информации, нежели посредством
конвенционального использования языка. Паралингвистические аспекты — это
все те аспекты речи, которые не имеют непосредственного отношения к самим
словам. Это темп речи, высота и громкость голоса, особенности произношения.
Они могут дать нам лишь информацию относительно того, что, возможно
чувствует другой человек.
К невербальным аспектам общения относится «язык тела» - это внешние
проявления, достигаемые посредством использования тела. То есть выражение
лица, жесты, положение тела, его движения, расстояние на котором сидит
клиент по отношению к консультанту, прикосновения к консультанту — все это
дает дополнительную информацию о внутреннем состоянии клиента стоящую за
используемыми словами. Правильность любых предположений, делаемых нами в
отношении того, о чем «говорит» язык тела, необходимо проверять вместе с
клиентом. Существует искушение просто поверить в то, что язык тела может
быть «прочитан», как если бы мы все его использовали одним и тем же
образом. В рамках консультирования предпочтительнее просто обращать
внимание клиента на то, как он сидит, или на то, с каким выражением лица он
сидит, а не предлагать ему по этому поводу уже готовые интерпретации. Два
примера. В первом примере консультант делает допущение и предлагает клиенту
собственную интерпретацию.
— По тому, как вы скрестили руки и как нахмурились, я вижу, что вы
чувствуете себя не очень комфортно, обсуждая свою домашнюю ситуацию.
Во втором примере консультант просто предлагает клиенту свои
наблюдения в качестве обратной связи и дает возможность ему самому
прояснить ситуацию.
— Я вижу, что вы скрестили руки и нахмурились. Что вы сейчас чувствуете?
2. Предоставление информации.
Количество информации, предоставляемой в ходе консультационной
сессии, будет зависеть от характера терапевтических отношений.
Предпочтительнее предоставлять информацию в отношении конкретных
вопросов, а не в отношении личных вопросов. Примеры вопросов, относящихся к
этим двум категориям.
Конкретные вопросы:
• расширение бизнеса;
• карьерный рост;
• обучение в колледже;
• покупка дома.
Личные вопросы:
• продолжение взаимоотношений;
• работа с чувствами, связанными с переживанием по поводу смерти
родственника;
• развитие самоосознания;
• работа по выходу из депрессии.
Джордж Келли (George Кеllу, 1969), психолог, занимавшийся созданием
теории личностных конструктов, по поводу наиболее безопасной позиции в
данном вопросе сказал следующее: «Если вы хотите знать, что с другим
человеком, спросите об этом у него самого, ответ может дать вам лишь он
сам». Консультант не должен ни постоянно сравнивать свои жизненный опыт с
жизненным опытом клиента, ни пре6ывать в постоянной готовности поделится с
ним своим личным опытом,, исходя из благих намерений, но совершая при этом
малоэффективную попытку ему помочь.

3. Предложение советов
Предложить совет - это чем-то похоже на предоставление информации, но
советы не имеют под собой объективных оснований, в них изначально заложено
оценочное суждение. Что-то советовать, лучше всего лишь в отношении
«конкретных» вопросов. С советами связаны многочисленные проблемы, и
консультант, давая совет, может попасть в одну из следующих ловушек:
- Люди редко пользуются предлагаемыми им советами, даже осознавая их
«правильность», обычно предпочитая решать самостоятельно, как им лучше
поступить.
- У некоторых людей может сформироваться зависимость от чужих советов.
Перспектива использовать советы других людей кажется весьма
соблазнительной. Но как только другой человек станет думать за вас, очень
легко стать зависимым от него.
- Люди могут испытывать по отношению к вам негативные чувства из-за того,
что вы даете советы, которые себя не оправдывают.
- Каждый раз, когда вы что-нибудь советуете другому человеку, вы крадете у
него возможность что-то для себя понять, другими словами, давая совет, вы
можете тормозить тем самым процесс развития.

4. Навыки, позволяющие «разговорить» собеседника.
Если консультирование — это форма «лечения разговором», то
предоставление клиенту возможности говорить — один из его самых важных
аспектов. Примеры вмешательств, помогающих «разговорить» клиента:
- Открытые вопросы. Это вопросы, на которые не существует единственно
верного ответа или на которые обычно невозможно дать односложный ответ.
Пример открытого вопроса: «Что вы почувствовали, когда это произошло?»
- Закрытые вопросы. Это вопросы, на которые обычно отвечают «да» или
«нет». Если говорить о необходимости «разговорить»
клиента, то в данном случае закрытые вопросы не столь полезны, как
открытые, но они могут помочь в прояснении некоторых вполне конкретных
моментов. Вот пример такого вопроса: «Обсуждали ли вы эту тему со своей
женой?»
- Рефлексия — это процесс повторения нескольких последних слов,
произнесенных клиентом. Этот вид интервенций широко используется в рамках
«роджерианского» консультирования (Rogers,
1952,1967).

5.Провоцирование.
Иногда оказывается полезным поставить под сомнения слова клиента.
Провоцирование в консультировании должно быть поддерживающим. Никогда не
следует сообщать клиенту о том, что вы его намеренно провоцировали. Цель,
с которой используется провоцирование состоит в том, чтобы помочь клиенту
немного продвинуться вперед, дать ему возможность взглянуть на собственную
проблему с другой стороны. Провоцирование - это всегда преднамеренное
действие и использовать его необходимо весьма осторожно.

6. Оказание поддержки.
Весь процесс консультирования представляет собой акт поддержки.
Никогда целью консультирования не ставится чтение нотаций или «исправление
жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключается
в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду
определенных самим клиентом жизненных проблем. В этой ситуации консультант
выступает в качестве «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше
оснащенного для жизни, по сравнению с клиентом.

Проблемы и ловушки и как из них выбираться.
Зависимость
Лишь сам факт, что консультирование имеет место, уже предполагает то,
что люди, им занимающиеся, готовы, по крайней мере на минимальном уровне,
взять на себя некоторую ответственность за часть жизни другого. Даже если
они просто выслушивают человека, то тем самым они берут на себя
ответственность за собственную реакцию на слова собеседника.
По-видимому, любое самораскрытие несет с собой определенную степень
зависимости. Тот факт, что Другой человек соглашается слушать об очень
личных и зачастую весьма болезненных для вас вещах, не только заставляет
вас испытывать благодарность по отношению к этому человеку, но и
способствует тому, чтобы вы начали полагаться на него и обращаться к нему
за поддержкой.
Как можно преодолеть эту зависимость? Один из самых лучших способов
сохранить в отношениях некоторый баланс — это время от времени заниматься
обсуждением самих отношений. Если встречи клиента и консультанта начинаются
и оканчиваются в заранее оговоренное время, то ситуация с вопросом
зависимости становится достаточна легко управляемой. Чрезмерная зависимость
чаще развивается в тех случаях, когда консультант не знает, как
структурировать время, и тогда клиент получает ничем не ограниченный
доступ.

Языковая проблема.
В рамках тренинга развития коммуникативных навыков и навыков
консультирования сформировался свой языковой стиль. В рамках недавно
проведенного исследования (Вurnard, 1991) тренеров занимающихся развитием
коммуникативных навыков было выделено два самостоятельных языковых стиля.
Первый стиль я называю «альтернативным», поскольку он напоминает тип языка,
который использовался в «альтернативной» прессе 1960-х годов, и сленг хиппи
того же времени. Люди заимствующие альтернативный стиль, говорят обычно
что-то типа: «Могу ли я что-либо разделить с вами?»
Второй стиль я назвал бы «экзистенциальным». Люди говорят о
понятиях, часто обсуждаемых экзистенциальными философами, но смысл которых
обычно не совсем понятен.
Лучше всего ни прибегать ни к тому ни к другому стилю. Учитывая тот
факт, что одной из основных целей консультир6вания является общение с
другим человеком и понимание , важно чтобы нам самим было понятно, что
именно мы хотим сказать когда мы говорим.

Сгорание.
Термин «сгорание» обычно используется для описания чувств, связанных
с длительным стрессом, имеющим непосредственное отношение к
профессиональной деятельности.
Сгорание — это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и
снижения уровня личных достижений, который может появляться у людей, чья
работа предполагает тесное общение с другими людьми. Это реакция на
хроническое эмоциональное переутомление, являющееся следствием избыточного
общения с другими людьми, особенно если у тех имеются какие-либо
неприятности или проблемы. Таким образом, его можно рассматривать в
качестве одного из видов стрессов, связанных с профессиональной
деятельностью.
Свойственные сгоранию характеристики:
• утрата мотивации;
• развитие скорее негативных, нежели позитивных установок по отношению к
работе, а также по отношению к другим людям;
• появление ощущения сужения свободы выбора;
• чувство юмора теряется вовсе либо приобретает «черный» оттенок;
• появление чувства, что все действия совершаются по принуждению, а не в
результате собственного выбора.
Маслач выделяет в процессе сгорания три стадии:
эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение уровня личных
достижений.


Эмоциональное истощение.
Первым признаком начала сгорания является ощущение эмоциональной
усталости. Консультант чувствует, что у него осталось очень мало того, что
он может дать другим людям, и он пытается справиться с этим, постепенно
отгораживаясь от людей. Это ведет ко второй стадии — деперсонализации.
Деперсонализация
На протяжении этой стадии то, что консультант отгораживается от
других людей, используя деперсонализацию как стратегию преодоления стресса,
ведет к появлению чувства одиночества. Окружающие также представляются в
негативном свете, и очень часто специалист начинает испытывать неприязнь,
по отношению к тем людям, о которых он раньше заботился или с которыми
вместе работал. На данной стадии превалирующей установкой является
негативная установка по отношению к себе и другим.

Снижение уровня личных достижений.
У человека, пережившего сгорание, в конце концов появляется чувство,
что у него очень мало личных достижений. В некоторых случаях это
действительно так. Но иногда случается, что негативная установка приводит к
неспособности адекватно оценивать себя и результаты собственной работы.
«Сгорающий человек начинает чувствовать что в области здравоохранения он не
сделал ничего стоящего, и если раньше он считал себя «заботящимся» на самом
деле, то теперь уверен, что это была всего лишь иллюзия. Именно в этот
момент многие специалисты решают вовсе уйти из своей профессии и пытаются
найти такую работу, где они могли бы избежать встреч с другими людьми.

Как справиться со сгоранием.
Пайнс, Аронсон и Кефри предлагают четыре основные стратегии, при помощи
которых можно справиться со сгоранием:
• осознание того, что данная проблема действительно существует;
• принятие на себя ответственности за совершение каких-либо действий,
связанных непосредственно с данной проблемой;
• достижение определенной степени когнитивной ясности;
• развитие новых способов, позволяющих справляться со сгоранием.
Осознание того, что данная проблема существует
Сделать это не всегда легко, так как часто процесс сгорания
«подкрадывается» очень незаметно. Часто бывает так, что «сгоревший» человек
отрицает какие-либо изменения в себе самом или, формально признавая наличие
проблемы и считает ее внешней по отношению к себе. Очень часто специалисты,
переживающие сгорание, переносят возникающие проблемы на свою работу, на
организацию, в которой они работают, или на других людей.
Принятие на себя ответственности за совершение каких-либо действий,
связанных непосредственно с данной проблемой.
С принятием факта, что данная проблема существует связано признание
того, что если что-то необходимо менять, то инициативу по совершению каких-
либо действий, с этим связанных должен взять на себя сам «сгорающий»
человек. К несчастью, обычно такие люди лишь знают, что им нужно делать, но
сделать это не в силах. Они зачастую чувствуют собственное бессилие. Это
как раз тот момент, когда помощь друзей и коллег может изменить сложившуюся
ситуацию.



Достижение определенной степени когнитивной ясности.
«Сгоревший» человек часто чувствует себя загнанным в ловушку. На
данной стадии важно как следует разобраться с тем, какие моменты оказывают
влияние на появление состояния сгорания. Никогда не бывает, чтобы проблема
заключалась лишь в том, что человек чувствует себя эмоционально истощенным.
Тщательный анализ событий, происходящих в личной жизни консультанта на его
работе, может способствовать определению путей решения данной проблемы.

Развитие новых способов позволяющих справляться со сгоранием.
До тех пор пока ни произойдет изменений в поведении, все останется по-
прежнему. Первой стадией процесса поведенческого изменения является
формулировка конкретных целей. Не следует думать, что можно изменить все
причины, обусловливающие проявление состояния сгорания, но, вне всякого
сомнения, если поставлены конкретные цели, то кое-что может быть изменено.
Если говорить о целях, основная идея здесь заключается в том, что они
должны быть четко сформулированы и реально достижимы.

Когда события выходят из-под контроля
Очень часто люди, только начинающие заниматься консультированием,
боятся, что «что-то может выйти из-под контроля».
• клиент может начать плакать или впасть в состояние истерики;
• клиент может оказаться психически больным;
• клиент может начать говорить об очень сложных вопросах, работать над
которыми консультант просто не способен.

Плач и истерика
Выражение эмоций приводит обычно к терапевтическому эффекту. Эмоциональная
разрядка – это обычно самопрекращающийся процесс, и если клиентам
предоставляется возможность выражать свои чувства в теплой и поддерживающей
атмосфере, то обычно они сами доходят до необходимого уровня и затем
наступает момент когда плач прекращается. Иногда специалистам только
начинающим работать в области здравоохранения или консультирования, кажется
что если людям дать возможность полностью выражать свои чувства, то их
переживания будут так интенсивны, что выйдут из под контроля. Похоже, это
скорее относится к области тревожной фантазии, а не реальности.

Психические заболевания.
Люди не «становятся» психически больными, говоря о своих проблемах.
Некоторые клиенты, действительно, страдают психическими расстройствами на
момент обращения в консультативную службу. Чаще всего консультант бывает о
наличии душевного заболевания. П при подозрении на психическое заболевание
и отсутствии информации о его наличии у клиента имеет смысл порекомендовать
такому клиенту обратиться за помощью в лечебные учреждения, и прежде всего
проконсультироваться у врача обшей практики.

Сложные вопросы.
Консультант не является панацеей от всех возникающих в жизни проблем.
Но следует отметить, что практически каждый может извлечь пользу из
проговаривання пусть даже самых сложных ситуаций. Обсуждаемые проблемы
принадлежат другому человеку. Это не наши проблемы, несмотря на то что мы
можем начать ассоциировать себя с ними. Такое поддержание «границ эго»
является основной составляющей процесса консультирования. Очень важно
помнить о том, что мы и клиенты, а также наши проблемы и проблемы клиентов
— это не одно и тоже.



Литература.
Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. Ф.Бурнард, СПБ., 2002
Джордж Рикки Консультирование: теория и практика/ Р. донердж.ю Т.Кристиани.
Болотова А.К. Прикладная психология: (Организация работы. Диагностика.
Психологическое консультирование.): учеб для вузов/ А.К. Болотова. И.В.
Макарова М 2002.







Реферат на тему: Контрольная по психологии


Вариант 2



1. Апперцепция это:
а) различное восприятие предметов разными людьми

Синестезия это:

б) возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения,
характерного для другого

Основные подходы к определению типов темперамента. Классические
типы темперамента.



Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие
динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой
понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических
процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние
особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или
замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность
личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не
является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее
возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами
характера или способностями) Можно выделить следующие основные компоненты,
определяющие темперамент:
1) Общая активность психической деятельности и поведения человека
выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и
преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной
деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны - вялость, инертность,
пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и
стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются
представители различных темпераментов.
2) Двигательная, или моторная, активность показывает состояние
активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в
быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека,
его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или
молчаливости ).
3) Эмоциональная активность выражается в эмоциональной
впечатлительности (восприимчивость и чуткость к
эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности
(быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и
имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до
известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н. э. описал четыре
темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло
дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только
исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные
И. П. Павловым установили, что физиологической основой темперамента
являются сочетания основных свойств нервных процессов. Согласно учению И.
П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания
психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности
нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности
является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов -
возбуждения и торможения. Были установлены три свойства процессов
возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток
переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное
возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)
нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью
нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и
торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки
быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в
слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью,
их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает
большой чувствительностью даже на слабые раздражители она дает
соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является
уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение
возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно
уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается, преобладает
или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность
нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения
нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного
процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных
связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и
торможения были положены в основу определения типа высшей нервной
деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и
уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре
основных типа высшей нервной деятельности:
Слабый тип.
Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные,
длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы
торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается
выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая
чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип.
Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется
неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов
возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения
сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость
нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные
процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне
всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным,
это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе
жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в
этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и
есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении
человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его
поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе
индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает
характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его
психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни
поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"
индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим
образом:
сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко
переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит
однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается
в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая,
быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но
этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если
раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес
впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он
проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же
воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния
активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него
появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же
быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого -
уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с
людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него
устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и
в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из
себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко
выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное
отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны,
неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них
быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности,
порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и
выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко
проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его
деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая
при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая
трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии
может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко
падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность,
эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с
трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и
прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало
заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным
напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического
темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и
длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды,
огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и
одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто
смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое,
необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и
спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и
работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и
совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную
восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное
преимущество. Следует помнить, что деление людей на четыре вида
темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные
типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных
темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной
деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания
это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит
«маскировка» истинного темперамента. Темперамент накладывает отпечаток на
способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в
общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая
необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает,
смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с
трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не
замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные
отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без
молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а
устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников,
напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь
устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его
темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести
дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от
одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а
однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к
быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой
регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и
сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности
реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные
характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна
и «великая» и социально-ничтожная личность.



4. Этапы восприятия: перцепция и апперцепция. Нарушение восприятия.


Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают
субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной
активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность
ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с
рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только
человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в
жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов,
конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас,
восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в
виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том
случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство
сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это
ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту,
ассоциируется с ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их
образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для
восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит
в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство
(например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия
и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ,
включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых
человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы
некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-
либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и
уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного
мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие
предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и
наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно
требует объединения основных естественных признаков и сопоставления
воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный
двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при
рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность
мозга по синтезу целостного образа. Образ, складывающийся в результате
процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу
сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает
активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые
признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают
и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое,
осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный
и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Перцепция – это первоначальная, объективная идентификация
объектов и явлений.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с
активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования
образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот
процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и
принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному
объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений
комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о
том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с
последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или
опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему
еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.


Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию
люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих
интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит
название апперцепции. Апперцепция – понятие, введенное немецким ученым Г.
Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его
сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого
В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли
и ход психических процессов. При предъявлении испытуемым незнакомых фигур
уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы
отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и
проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Таким образом, при восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому
один и тот же предмет может по разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком
задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки,
эмоции которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое
условие ориентировки человека в окружающей среде.
Предметность, целостность, константность и категориальность
(осмысленность и означенность) — это основные свойства образа,
складывающиеся в процессе и результате восприятия. Свойства восприятия:
1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов
не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы
мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого
набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали
предмета человеком непосредственно в данный момент времени не
воспринимаются. Однако способность целостного зрительного восприятия
предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о
восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили
зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир
предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и
величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели
целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей
формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что
они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в
процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий,
которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и
т. п. Источником константности восприятия являются активные действия
перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях
позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру
воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство,
а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят, когда
человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с
верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся
маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте,
сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их
размеров.
3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой
ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений
обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные
звуки, - а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один
рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с
пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении
одних объектов по сравнению с другими.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже
бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное
(собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны
воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Т. е. восприятие
протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое
0?».
Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие
отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии)
обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере
известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины:
практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий
восприятия и т. д.
Описанные свойства предметности, целостности, константности и
категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно
складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием
работы анализаторов, синтетической деятельности мозга. Чаще и больше всего
свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у
человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно
воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ,
внесли представители гешталътпеихологии — направления научных исследований,
сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию
факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле
гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:
1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших
соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в
зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей
вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том,
что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.
2. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что
элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с
большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти
фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как
стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые
изображения.
Восприятие человеком сложных, осмысленных изображений
происходит следующим образом. В первую очередь срабатывает механизм
влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении
наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную
информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний
мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа
на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все
ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из
них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего
мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж
простым, каким может показаться на первый взгляд.
Психология органов чувств до настоящего времени не способна
объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные
знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и
т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты,
которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по
меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с
действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия,
которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся
фактов.
Со времени английского философа и психолога Дж Локка, который одним из
первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций
восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» —
природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека
от природы «способностей ума». Другая теория (эмпиризм) утверждает, что
формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш
мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме
умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на
восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы
существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с
этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и
восприятие движения.
Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета.
Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы
совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.
Сложный комплекс приборов, лежит в основе восприятия пространства. Он
требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную
регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом
являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия»,
которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и
вестибулярного анализаторов.
Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных
уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия
длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные
ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним
относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых
образований. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца,
ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмика смены сна и
бодрствования, появление голода и т.п.
В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов
называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.
Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов,
влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться.
Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый
ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени
частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени
кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для
нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и
неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции
четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время
чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор
и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было).
Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда
испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время
шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его
«внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня
пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем
примерно на сорок минут.
Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия
в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки
времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного
и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее,
чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не
вполне выяснена. Основным принципом, регулирующим восприятие движения,
является осмысление ситуации в объективной действительности на основе
всего прошлого опыта человека.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном
использовании информации, исходящей из нескольких различных источников.
Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его
направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения
констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в
нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти
нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы
при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.
Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения
отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться
последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз,
головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.
То обстоятельство, что восприятие движения и его направления
физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на
сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей
в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами
времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от
друга

Новинки рефератов ::

Реферат: Гадание (Мифология)


Реферат: Материалы для полов (Технология)


Реферат: Психопатии (Психология)


Реферат: Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия (Педагогика)


Реферат: Защита прав субъектов финансовых правоотношений (Право)


Реферат: Дзен-буддизм (Религия)


Реферат: Екатерина II как личность. "Золотой век" Екатерины (История)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Бухгалтерский учет)


Реферат: Крепостничество как феномен русской государственности (История)


Реферат: Лингвистическая типология (шпаргалка) (Иностранные языки)


Реферат: Биологическая роль железа (Химия)


Реферат: Народная педагогика (Педагогика)


Реферат: Жук-олень (Биология)


Реферат: Франсиско Гойя "Семья короля Карла IV" (Искусство и культура)


Реферат: АРМ и перспективы его развития (Программирование)


Реферат: Криптология: подстановочно-перестановочный шифр и его применение (Компьютеры)


Реферат: Гражданско-правовое регулирование залога (Гражданское право и процесс)


Реферат: Антонио Доменико Виральдини (1705-1741) (Музыка)


Реферат: История (История)


Реферат: Олимпийские игры Древней Греции (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист