GeoSELECT.ru



Делопроизводство / Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)



1. Этапы развития секретарской службы при Петре 1.

Многовековой опыт российской государственности сформировал аппарат
гражданских чиновников, в котором секретарям отводилась далеко не последнее
место.
Понять особенности работы сегодняшнего секретаря невозможно без
рассмотрения ее истоков, которые связаны с развитием системы
государственных учреждений. Начинается служба в приказах 16-17 вв.
Документирование управленческих функций всегда сопровождалось
множеством действий, которые с современных позиций можно отнести к чисто
секретарским.
Глубокие преобразования государственного аппарата проводил Петр 1.
Административная реформа началась с создания Ближней канцелярии,
предшественницы правительству-ющего Сената — высшего правительственного
учреждения с судебными, административными и законодательными функциями.
Вокруг царя сформировалась сплоченная группа сподвижников (П. Гордон,
Ф. Лефорт, Я. Брюс, А. М. Головин, А. Д. Меньшиков, братья Апраксины),
рядом с ними вырастала молодая поросль служилого чиновничества, где
секретари играли одну из главных ролей. Канцелярию сената возглавлял обер-
секретарь. Рядовые секретари «тянули воз» ежедневной скучной работы с
текущими делами.
Кабинет-секретарь докладывал царю важнейшие документы государственной
политики и приватные письма, адресованные государю.
Основным законодательным актом, принятом в 1720 году, был «Генеральный
регламент», установивший очередность рассмотрения дел, функции чиновников в
том числе секретарей.
Секретарь коллегии докладывал дела к слушанию, вел учет «вершинных» и
«невершинных» дел, хранил печать коллегии (канцелярии).
Глава 29 «Генерального регламента» называлась «О секретарском
управлении». Впервые записывалось требование об учтивости секретаря.
Сохранность документов — также «попечение» секретаря.
Секретарь приходил на работу раньше других членов коллегии, «леность и
недосмотр» наказывались штрафами, более серьезные проступки наказывались
еще строже, вплоть до «лишения живота и пожитков».
При Петре 1 был составлен моральный кодекс «Юности честное зеркало» —
требования к секретарю: приветливость, смирение и учтивость.
В 1722 году был принят «Табель о рангах», закон, по которому служба
была разделена на гражданскую и военную. «Табель» состоял из 14 классов или
рангов чиновников. Служащий, получивший чин до восьмого класса, становится
потомственным дворянином, с девятого до четырнадцатого класса давало только
личное дворянство. Секретари относились по должности к четвертому классу,
и, следовательно, занимали высокое место в служилой бюрократии. Гражданский
коллежский секретарь соответствовал военной должности командира полка.
С 1704 года важнейшие государственные функции выполняет кабинет и
личная канцелярия царя. В царствование Петра 1 кабинет-секретарь Макаров,
по мнению историка С. М. Соловьева, был «человек без мнения, без голоса, но
могущественный по своему приближению к государю, все вельможи обращаются к
нему с почтением, рассчитывая на благосклонность государя, когда ему будет
докладывать Макаров».
Функции его не очень ясны. В кабинет поступали рапорты от
дипломатических представителей. Особую группу дел кабинета представляли
челобитные. После смерти Петра 1 кабинет был упразднен.
Некоторые функции кабинет-секретаря выполняли разные лица, при
последователях Петра 1.
С 1763 года происходит возрождение кабинета его императорского
величества.
2. Этапы развития секретарской службы при Екатерине 2.
У императрицы Екатерины 2 было много доверенных лиц в качестве кабинет-
секретарей: Безбородко, Елагин, Теплов. Все эти были люди одаренные: кроме
чиновников среди них были писатели, поэты, внесшие «легкий слог в
канцелярские дела» (Р. Г. Державин)
С 1763 года была введена должность статс-секретарей, основная
обязанность которых заключалась в «приеме прошений на высочайшее имя». На
эту должность назначались на основе рекомендательных писем и высокого
покровительства.
По «Табелю о рангах» они относились к четвертому разряду с обращением
«Ваше превосходительство», имели высокое жалование, единовременные выплаты,
именные пенсии, награждались орденами, медалями, знаками. Кабинет имел
большие финансовые средства, на которые строились поместья, дворцы,
гражданские сооружения, тюрьмы и так далее на имя государыни.
Выписки хранились у статс-секретаря, а копии выдавались просителю.
Работа с прошениями регламентировалась инструкциями, где был определен
четкий порядок обращения с прошениями. Они подавались лично в кабинет, чаще
по почте. Иногда отважных сановников (« под кувертом») — с подписью («в
собственные руки»), часто вместе с рекомендательными письмами. Большую
часть прошений передавались статс-секретарю в Сенат, «для разрешения по
законам».
Многие вопросы, изложенные в прошениях на высочайшее имя решались вне
очереди в зависимости от покровительства знатных лиц. Скорость рассмотрения
вопроса нередко зависела от личности подателя. Есть резолюция Екатерины 2
на просьбы шведского посла: «Не мешкать по нашему российскому обыкновению,
как в старину, чужие дабы не ведали».
Канцелярия статс-секретарей была хорошей школой чиновничьей службы,
через нее пошли видные государственные деятели. Впоследствии многие
становились сенаторами.
Канцелярия каждого статс-секретаря была автономна. В штате было еще
два-три секретаря. Это были образованные люди, знали языки, были умны и
умели схватывать суть вопроса. Были также молодые люди из знатных фамилий
для «курьерских посылок в чужие края». В России их функции заключались в
проверке фактов, изложенных в прошениях. Сословный состав подателей
прошений — дворянство, иностранные послы, торговые люди. Крестьяне за
жалобы на своих помещиков ссылались в Сибирь.
Два раза в неделю в восемь утра у Екатерины 2 была аудиенция со статс-
секретарями. Частная переписка Екатерины 2 также проходила через их руки.
Статс-секретари являлись членами многочисленных комиссий об
иностранных поселениях, о беспорядках в Малой России, в готовли проект
закона «Об учреждении губернии».
Архивы статс-секретарей — ценный исторический источник по изучению
политики абсолютизма в России.
В местных органах управления секретарям принадлежала главная роль в
присутствии, секретари по каждому поступившему делу составляли докладные
записки, по которым принимались решения.
В конце 18 века существовали пособия по составлению документов,
которыми пользовались секретари. («Кабинетный или купеческий секретарь» И.
Сокольского). Наряду с уставными правилами они включали элементы
правоотношений служащего и государства, деловой и «паркетный» этикет.
Реорганизация центрального аппарата и создание министерств отвечало
интересам Российской монархии 19 столетия.
Иерархический принцип все больше пронизывал систему органов
управления. Это проявляется и в организации государственной службы на
основе петровской «Табели о рангах» и на основе «Положения о
Министерствах».
«Учреждение министерств» 1811 года строго установило структуру
министерств и «образ производства дел». Министерства были представлены
департаментами, советом министра, общими присутствиями департаментов,
канцеляриями.
3. Значение секретаря в начале 19 века.
Значение секретаря в начале 19 века несколько изменяется. Строгая
регламентация порядка прохождения документов по инстанциям требовала
строгого распределения обязанностей между чиновниками всех уровней
управления. Каждое дело рассматривалось с точки зрения важности
совершающихся в них вопросов, наличия резолюций высших чиновников, спешных
и секретных.
Каждому вопросу соответствовал чиновник, занимающий определенную
ступень в системе органов управления.
В соответствии с «Общим учреждением министерств» многие функции
секретаря выполнялись соответственно товарищами министра, директорами
департаментов.
Достаточно отчетливо функции секретарей видны в отделениях
департаментов губернских присутствиях. Причем в канцеляриях имелись три
уровня секретарской службы: обер-секретарь, секретарь, помощник секретаря.
Работа секретарей регламентировалась инструкциями, содержащими
перечень обязанностей по работе с документами. Составление документов 19
века проходило этап жесткого регламентирования: состав информации,
последовательность изложения вопросов, резюме, что облегчало работу
секретарей.
Кроме того, «ревизия дел» возложила на секретарей дополнительные
обязанность по контролю за исполнением документов.
19 век по части продвижения секретарей на высокое служебное место мало
отличался от 18.
Блестящую карьеру сделал блестящий русский реформатор М. М.
Сперанский, пройдя за четыре года путь от домашнего секретаря знатного
вельможи до видного сановника Российской империи.
Рядовые секретари канцелярии несли всю тяжесть огромного
делопроизводства, они обслуживали табельное чиновничество за маленькую
зарплату.
Во второй половине 19 века новые структуры управления (банки, тресты,
синдикаты, специальные органы надзора, комитеты, комиссии, советы)
потребовали привлечение на государственную службу большого числа
чиновников, в том числе секретарей.
В 1868 году в Харькове были созданы специальные курсы подготовки
секретарей. Появляется техника, упрощающая работу: множительные аппараты,
пишущие машинки, стенография.
Выходили специальные журналы 1884 год — «Вестник контор и канцелярий»,
«Бюллетень конторщика» и другие.
Большое место в организации секретарской службы на протяжении многих
лет занимали вопросы служебного этикета, взаимоотношения с начальником,
искусство овладения хорошими манерами. Наука изучать характеры и
приспосабливаться к ним давалась не каждому. Тональность отношений, стиль
работы и стиль жизни определялся условиями, создаваемыми в каждом
конкретном учреждении, размерами жалованья и самим духом времени.
Обычно секретари носили форму, соответствующую званию, подавая в
отставку, увольнялись с мундиром и пенсионом. Впервые служебный этикет
форменной одежды нарушил М. М. Сперанский, явившись на прием к генерал-
прокурору во французском кафтане и завитках.


4. Октябрьский переворот 1917 года.
Октябрьский переворот 1917 года сопровождался изданием многочисленных
декретов, обращений, предписаний о необходимости «выявить лиц, желающих
работать в качестве бухгалтеров, писцов, секретарей-машинисток, посыльных
служащих в революционных организациях».
Специальным декретом были отменены сословия гражданские чины, так
называемые «бывшие» стали обращаться друг к другу — не «господин» или
«Ваше благородие», а скромно по-советски «товарищ».
В советских учреждениях складывается система требований к исполнителям
и секретарям.
Секретарями В. И. Ленина были образованные дамы из «высших»: Е. В.
Стасова, Л. А. Фотиева, выпускницы Санкт-Петербургских высших женских
курсов.
Рабочий день секретарей руководителей государства, наркомов,
председателя и заместителей Высшего центрального исполнительного комитета
был чрезвычайно загружен.
Поручения следовали одно за другим. Не успевали выполняться одни, как
надвигалась новая волна. Революционный порядок сформировал секретарский
характер: сдержанность, аскетизм, безупречная преданность идее и ее
воплощение в лице непосредственного начальника.
Движение за научную организацию труда в 20-30-е годы сделало немало
для облегчения секретарского труда. Разрабатывались правила работы с
документами, за границей закупалось конторское оборудование.
В 1932 году секретари были поделены на две неравноценные по престижу и
окладам группы. Одни назывались референтами и помощниками, а другие —
секретари-машинистки.
Значительно изменилось отношение к секретарскому делу в 60-е годы на
гребне новой волны НОТовского движения, повышенного внимания власти к
управлению и работе с документами.
В 60-е годы создается нормативно-методическая база канцелярского
труда.
Меняется престиж и повышается авторитет одной из самых
распространенных профессий с координацией подготовки секретарей в России и
Международной ассоциации профессиональных секретарей.
5. Статусы секретарей.
Говоря о статусе статс-секретарей, нельзя не вспомнить о статс-
секретарях, обер-секретарях и государственных секретарях. Конечно же, это
был высший уровень общественной и сословной иерархии.
С образованием государственного совета в 1810 году, в Государственной
Канцелярии работают Государственный секретарь и статс-секретарь.
Государственный секретарь и статс-секретари, ведавшие делами каждого из
четырех департаментов Совета готовили дела к докладу в департаменте и общем
собрании. На Государственного секретаря возлагалась ответственность за
точность сведений, предлагавшихся Советам, ясность их изложения,
составления всех документов. От него также зависели очередность
рассмотрения документов, подготовка журналов, составление отчетов-меморий,
доклад царю.
О влиянии и даже некоторой власти Государственного секретаря
свидетельствует высказывание министра внутренних дел П. А. Валуева, который
писал: «Члены государственного совета — ничто, председатель — кое-что,
государственный секретарь — все».
Во второй половине 19 века государственный секретарь продолжает
руководить канцелярией, а в штат государственной канцелярии по-прежнему
входят статс-секретари, заведующие канцелярией одного из департаментов
Государственного Совета.
Что же касается статс-секретарей и, прежде всего, исторического
проявления этой должности, то здесь можно сказать лишь то, что она берет
свое начало из второй половине 19 века, когда статс-секретари — особо
доверенные лица Екатерины 2 выполняли ее личные поручения секретарского
характера, а также работали с прошениями. Важной привилегией статс-
секретаря было право личного доклада царю и объявление словесных повелений
императора.
Рассказывая далее о статусах секретарей высокого уровня, нельзя не
упомянуть об обер-секретарях в штате канцелярии департаментов
Правительствующего Сената. Должность обер-секретаря Сената благополучно
сохранилась, не изменив при этом как своего статуса, так и своих
должностных обязанностей: старший секретарь, исполняющий контрольные
функции.

6. Письмовники — сборники образцов документов.
Подводя итог, стоит отметить, что должность секретаря в царской
России на всех уровнях классной и должностной иерархии ценилась достаточно
высоко и была довольно распространена (так же, как и сейчас).
Используя опыт, накопленный ранее, современным секретарям стоит
задуматься о том, какое важное значение имеет их работа в общей системе
управления фирмой, предприятием, компанией.
Возвращаясь к исходной теме наших рассуждений, а именно письмовникам,
издаваемым в конце 18 — начале 19 века следует отметить, что
делопроизводство всегда имело свои источники «в законе и обычае»: лучшее из
того, что было выработано обычаем, становилось законом, а закон, в свою
очередь, оказывал влияние на обычай.
Мощный пласт делопроизводственной литературы, представляющий собой
разного рода сборники образцов документов, непосредственно направленной на
регламентацию состава документов, их формы и содержания и в целом —
процессов документирования практически не изучен.
Как же обозначались сборники образцов документов, издаваемые в конце
18 — начале 20 века? Употреблялись разные термины: «письмовник», «всеобщий
письмовник», «письмоводитель», «секретарь-письмоводитель», «всеобщий
секретарь», «кабинетный секретарь» и другие.
Наиболее широкое распространение получил термин «письмовник», который
обозначал сборник образцов писем разного содержания в том числе и деловых.
Письмовники включали образцы документов с кратким или подробным
руководством, как сочинять и писать разного рода письма, в котором давалось
определение разновидностям писем, излагались требования к слову писем, их
форме и структуре текста. Как правило, эти сборники содержали образцы
личных писем неофициального характера. Образцы коммерческих писем, в том
числе векселей, и разного рода документов, предназначенных для подачи в
присутственные места: контрактов, паспортов, «верющих писем».
Выделяют важные аспекты, существенные при написании «бумаг».
Прежде всего, это тон. Тон бывает почтительный к старшим и
влиятельным, шуточный — к равным себе и любезный — к низшим. Шаловливая
игривость допускается только в переписке дружеской. В деловых же бумагах не
может быть вопроса о тоне. Об руку с тоном, — отмечают авторы письмовников,
— идет приличие, или крайняя степень благоразумия не выходить из границ
вежливости и не вдаваться в дикую сальность и двусмысленность, присущие
натурам испорченным привратным воспитанием и дурными манерами.
Требования к почерку были достаточно высоки: он должен был быть
четким, чистым и красивым. Цвет бумаги, которая могла быть синей,
оранжевой, палевой и прочей, авторы письмовника советовали выбирать
осторожно, чтобы не подвергнуться упреку в недостатке вкуса. Самым
подходящим они считали так называемый «молочный», так как в нем им виделась
«вся чистота белого цвета, смягченного нежным оттенком и потому легкого для
глаз».
Для актов, сделок и прошений обычно использовали гербовую бумагу с
искусственными клеймами и с изображением государственного герба. Некоторые
документы разрешалось писать на простой бумаге обыкновенного формата.
Письма отправляли в конвертах, а конверты запечатывали облатками или
сургучом: первым запечатывали только записки и редко письма, все остальное
сургучом.
Облатки были разноцветные, тогда как сургуч большей частью красный.
Находящийся в трауре, запечатывал письмо только черным сургучом.



Заключение

Подводя итог, можно сказать, что государственные секретари в
дореволюционной России были образованными и компетентными людьми с развитым
чувством долга и ответственности. Зная законы, будучи инициативными и
заинтересованными, они, ко всему прочему, были также гибкими и
дипломатичными, стараясь использовать любую возможность с тем, чтобы
употребить накопленные знания и опыт на благо государства.
Современный секретарь может сделать вывод о том, что ему, как и
дореволюционным секретарям также необходимо стремление к совершенствованию
своих профессиональных знаний, постоянное самообразование, навыки делового
администрирования, собранность, а также вневременные качества, как
порядочность, честность и ответственность за выполняемую работу.


Список использованной литературы:

1. Журнал «Секретарское дело» №1, М., 1997 г.
2. Журнал «Секретарское дело» №2, М., 1997 г.
3. Журнал «Секретарское дело» №3, М., 1997 г.
4. Журнал «Секретарское дело» №4, М., 1997 г.
5. Половцов А. А. «Дневник государственного секретаря А. А. Половцова в 2-х
томах, М., 1996





Реферат на тему: Классификатор ТЭСИ

Южно-Уральский государственный университет
Факультет экономики и права
Кафедра социальных коммуникаций и информационного менеджмента



Курсовая работа


по информационному обеспечению

управления (внемашинное информационное обеспечение)



Выполнила: Андреева О.В.



Гр. ЭиП-445


Проверила: Ваганова Е.В.



Челябинск-2002



Содержание


Методы классификации и кодирования (ТЭСИ).


1.1. Использование классификаторов ТЭСИ в текущей работе Отдела труда
и заработной платы управления «Челябэнерго».

1. Что представляет собой Общероссийский классификатор управленческой
документации
(ОКУД).
3. Табель унифицированных форм документов.

Что представляет собой Общероссийский классификатор специальностей
по образованию (ОКСО).

4. Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей
служащих и та-
рифных разрядов.

6. Общероссийский классификатор стран мира.


7. Приложения



1. Методы классификации и кодирование (ТЭСИ).
Проблема создания единого информационного пространства приобрела
особое значение в нашей стране уже в начале 70-х годов в связи с
разработкой Общегосударственной автоматизированной системы сбора и
обработки информации для целей планирования и управления народным
хозяйством (ОГАС). Создание этой системы потребовало решения целого
ряда важных вопросов. Среди них не последнее значение имел вопрос о
разработке единых методических принципов построения информационного
обеспечения ОГАС. Необходимо было установить единые требования к
носителям информации, разработать единый язык формализованного
описания данных, закрепить общие методические принципы организации
технологического процесса обработки данных.

Одним из направлений решения этой важной задачи стала разработка
Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Координация всех работ по созданию
ЕСКК ТЭСИ и разработка основополагающих нормативно-технических и
организационно-методических документов была возложена на Госстандарт
СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической
информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ). Особенно активно
работа по созданию ЕСКК ТЭСИ стала проводиться после принятия в 1971
году специального постановления Совета Министров СССР, в котором были
определены учреждения и организации, ответственные за разработку
классификаторов.

Основной целью, которая ставилась перед ЕСКК ТЭСИ, являлась
стандартизация информационного обеспечения процессов управления
хозяйством страны на основе применения средств вычислительной техники
и новых информационных технологий путем создания единого языка
формализованного описания данных1.

Изменения, происходящие в стране с начала 90-х годов, не только не
сняли с повестки дня потребность в едином стандартном языке
формализованного описания данных, но наглядно показали, что без этого
языка невозможно создание единого информационного пространства не
только России, но тем более обеспечение вхождения России в мировое
информационное пространство.

Руководствуясь этими соображениями, в стране была принята
Государственная программа перехода РФ на принятую в международной
практике систему учета и статистики2,


___________________________________________________________________
_____
1 ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования
технико-экономической информации. Основные положения.

2 Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46.

(ЕСКК) в систему сбора и обработки информации органов местного
самоуправления. - М.: ИПК. Изд. стандартов, 1996.


в составе которой был разработан специальный раздел "Развитие и
применение Единой системы классификации и кодирования информации".
Реализация Государственной программы была намечена на 1993 – 1995
годы. В этот период был проведен пересмотр ряда общесоюзных
классификаторов и придание им статуса общероссийских классификаторов,
велась разработка новых общероссийских классификаторов и
основополагающих нормативно-методических документов по ЕСКК РФ3.

Понимая значение классификаторов ТЭСИ как стандартного языка
формализованного описания данных, Правительство РФ приняло 1 ноября
1999 года специальное постановление “О развитии единой системы
классификации и кодирования технико-экономической и социальной
информации”, в котором определены организации, ответственные за
дальнейшее развитие ЕСКК ТЭСИ, и закреплены общие принципы
функционирования единой системы классификации и кодирования технико-
экономической и социальной информации:

– учет социально-экономических изменений в стране;

– открытость и общедоступность системы кодирования для пользователей
в той части, которая не содержит сведений, составляющих
государственную тайну;

– автоматизация процесса обработки технико-экономической и социальной
информации;

– обеспечение методического и организационного единства системы
кодирования;

– комплексность системы кодирования, предусматривающая наиболее
полный охват технико-экономической и социальной информации,
используемой при межотраслевом обмене;

– постоянная актуализация ТЭСИ;

– обязательность применения системы кодирования при формировании
государственных информационных систем и ресурсов;

– совместимость системы кодирования и других государственных
информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином
информационном пространстве Российской Федерации на основе
использования системы кодирования;

– гармонизация системы кодирования с международными и региональными
классификациями и стандартами.

Основными задачами ЕСКК РФ являются:

– классификация и кодирование технико-экономической и социальной
информации;

– упорядочение и унификация технико-экономических и социальных
показателей;

– обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при
описании
___________________________________________________________________
_______
3 ПР 50-733-93 Основные положения Единой системы классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации и
унифицированных систем документации Российской Федерации. - М.: ИПК.
Изд. стандартов, 1995; ПР 50-734-93 Порядок разработки общероссийских
классификаторов технико-экономической и социальной информации. - М.,
1995; ПР 50-735-93 Положение о ведении общероссийских классификаторов
на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России. - М.,
1995; Р 50.1.008-96 Методические положения по внедрению Единой
системы классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации
объектов ТЭСИ;

– создание условий для автоматизации процессов обработки информации,
включая создание автоматизированных банков данных;

– создание распределенного автоматизированного банка общероссийских
классификаторов;

– создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и
общероссийских форм документов и обеспечение их ведения;

– использование в отечественной практике международного и
национального зарубежного опыта работ по классификации и кодированию
информации.

ЕСКК ТЭСИ состоит из совокупности общероссийских классификаторов
технико-экономической и социальной информации, средств их вeдeние,
нормативных и методических документов по их разработке, ведению и
применению. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ РФ
являются технико-экономические и социальные объекты и их свойства,
используемые в различных областях хозяйственной деятельности.
Классификатор ТЭСИ представляет собой систематизированный свод
наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов
классификации5. Общероссийский классификатор (ОК) – классификатор,
принятый Госстандартом РФ, входящий в состав ЕСКК ТЭСИ РФ и
обязательный для применения на территории всей страны в определенных
сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с
заинтересованными министерствами и ведомствами.

Общероссийские классификаторы ТЭСИ относятся к нормативным документам
и по своему статусу соответствуют государственным стандартам РФ.
Порядок разработки общероссийских классификаторов должен
соответствовать требованиям ПР 50-733-93.

Общероссийские классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда
они:

– обеспечивают сопоставимость данных в различных областях и уровнях
хозяйственной деятельности;

– обеспечивают гармонизацию с международными классификаторами;

– информационно связаны с действующими общероссийскими
классификаторами;

– используются в общероссийских унифицированных формах документов.

Во всех других случаях разрабатываются отраслевые классификаторы ТЭСИ
или классификаторы ТЭСИ предприятий.

Отраслевой классификатор ТЭСИ – классификатор, принятый
министерством, ведомством РФ и обязательный для применения всеми
предприятиями данного министерства, ведомства, государственными
корпорациями и объединениями, на которые возложены функции
осуществления научно-технической политики в отрасли.
5 ПР 50-733-93 Правила по стандартизации. Основные положения Единой
системы классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации и унифицированных систем
документации Российской Федерации.
Отраслевые классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда они
включают информацию, содержащуюся в унифицированных отраслевых формах
документов и отсутствующую в общероссийских классификаторах, или
представляют собой выборки из общероссийских классификаторов, в
которых допускается перекодирование объектов классификации,
дополнение отсутствующими в них объектами и признаками классификации.
Статус этой категории классификаторов соответствует отраслевым
стандартам.

Классификатор ТЭСИ предприятия – классификатор, принятый предприятием
или объединением предприятий и применяемый только этими
хозяйствующими субъектами. Классификаторы предприятий разрабатываются
в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в
унифицированных формах документов предприятия и отсутствующую в
общероссийских и отраслевых классификаторах. Они могут быть и
выборками из общероссийских или отраслевых классификаторов, в которых
допускается перекодирование объектов классификации, дополнение
отсутствующими в них объектами классификации и признаками
классификации. Статус классификаторов предприятий соответствует
стандартам предприятий.

Структура классификатора, как правило, должна иметь три блока: блок
идентификации, включающий коды объектов классификации и
классификационных группировок, блок наименований объектов и
классификационных группировок на естественном языке и блок
дополнительных признаков объектов, включающий наименования и коды
дополнительных признаков объектов классификации.

Кроме трехблочной структуры классификаторы могут иметь и двухблочную
структуру, когда выделяются только блоки идентификации и
наименований. В структуре классификаторов могут выделяться и другие
виды блоков, а также разделы. Выбор структуры построения
классификаторов определяется характером объектов классификации, типом
задач, для решения которых предназначен классификатор, и
используемыми методами классификации и кодирования. В классификаторах
технико-экономической и социальной информации используются
иерархический и фасетный методы классификации. Эти методы
классификации должны отвечать следующим основным требованиям:

– обладать достаточной емкостью;

– иметь достаточную и экономически оправданную глубину;

– обладать определенной гибкостью и избыточностью для возможности
расширения множества классифицируемых объектов, группировок и
признаков и внесения необходимых изменений без нарушения структуры
классификации;

– учитывать необходимость сопряжения с другими классификациями
однородных объектов;

– обеспечивать наибольшую эффективность обработки информации
средствами вычислительной техники при решении комплекса конкретных
задач АСУ как внутри данной системы, так и при обмене информацией с
взаимодействующими системами;

– предоставлять возможность ведения создаваемого классификатора как в
ручном, так и автоматизированном варианте организации процессов
ведения.

Под иерархическим методом классификации понимается такой метод, при
котором заданное множество объектов последовательно делится на
подчиненные подмножества. При построении классификаторов
иерархическим методом классификации необходимо соблюдать следующие
правила:

– деление каждой классификационной группировки должно производиться
только по одному основанию;

– получаемые в результате деления группировки не должны пересекаться,
то есть содержать аналогичной информации, и должны относиться только
к одной вышестоящей группировке;

– деление исходного множества на подмножества должно быть
последовательным, без пропусков и без добавления промежуточного
уровня классификации;

– классифицирование должно производиться таким образом, чтобы сумма
подмножеств деления составляла делимое множество.

Иерархический метод классификации характеризуется глубиной
классификации и емкостью. Количество ступеней определяет глубину
классификации, которая устанавливается в зависимости от степени
конкретизации группировок и числа признаков, необходимых для решения
конкретных задач. От глубины и количества группировок, образуемых на
каждой ступени классификации, зависит емкость системы. Как правило,
наибольшее количество последующих группировок устанавливается
постоянным, либо для всей классификации, либо для данной ступени. Для
систем классификации технико-экономической информации это число
всегда равно десяти или кратному десяти.

При иерархическом методе классификации практически не ограничивается
глубина классификации информации, что дает возможность более детально
анализировать предметы, явления или документы. Большая информационная
емкость иерархического метода классификации позволяет использовать
его для кодирования больших объемов технико-экономической информации.
Несмотря на вышеперечисленные преимущества, этот метод имеет ряд
существенных недостатков. Во-первых, это недостаточная гибкость
структуры, обусловленная фиксированностью признаков классификации и
заранее установленным порядком их следования, не допускающим
включения новых объектов и классификационных группировок. Вследствие
этого, изменение любого признака ведет к перераспределению
классификационных группировок и необходимости переработки
классификатора. Поэтому в классификаторах, построенных на основе
иерархического метода, должны предусматриваться значительные
резервные емкости. Во-вторых, этот метод классификации не позволяет
осуществлять информационный поиск по любому произвольному сочетанию
признаков.

Под фасетным методом классификации понимается такой метод, при
котором классифицируемое множество делится на группировки независимо,
по различным признакам классификации. Он не имеет жесткой
классификационной структуры и заранее построенных конечных
группировок. Классификационные группировки при фасетном методе
классификации образуются путем комбинаций значений признаков, взятых
из соответствующих фасетов (списков признаков, характеризующих
объекты классификации). Последовательность использования фасетов при
образовании классификационной группировки задается фасетной формулой.
В каждом конкретном случае фасетная формула устанавливается в
зависимости от характера решаемых задач и алгоритма обработки
информации.

Емкость классификатора, построенного на основе фасетного метода
классификации, зависит от числа фасетов и от количества признаков в
фасетах.

При построении классификаторов на основе фасетного метода необходимо
соблюдать следующие правила:

– значения признаков из различных фасетов не должны пересекаться;

– из всевозможных фасетов, характеризующих классифицируемое множество
объектов, отбираются только существенные, то есть фасеты,
обеспечивающие решение конкретных технико-экономических задач;

– фасеты должны занимать в классификаторе строго определенное место и
иметь определенные идентификационные коды.

Основные преимущества фасетного метода классификации обусловлены его
гибкостью. Изменения в любом из фасетов не оказывают влияния на
остальные. Большая гибкость обуславливает приспосабливаемость метода
классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых он
создается. Фасетный метод классификации позволяет не только
образовывать новые классификационные группировки из имеющихся
фасетов, но и включать новые и исключать старые фасеты. Гибкость
системы дает возможность осуществлять информационный поиск по любому
сочетанию признаков.

Это определяет хорошую приспосабливаемость метода к машинной
обработке информации.

Методы кодирования технико-экономической и социальной информации
тесно взаимосвязаны с методами классификации. Каждому методу
классификации соответствует один или несколько методов кодирования.

В процессе кодирования объектам классификации и их группировкам по
определенным правилам присваиваются цифровые, буквенные и буквенно-
цифровые коды. Код характеризуется алфавитом, то есть знаками,
используемыми для его образования, основанием кода – числом знаков в
алфавите кода и длиной кода.

В классификаторах ТЭСИ используются четыре метода кодирования
информации. Порядковый метод кодирования – это такой метод, при
котором кодами служат числа натурального ряда. В этом случае кодом
каждого из объектов классифицируемого множества является его
порядковый номер.

Данный метод кодирования обеспечивает довольно большую долговечность
классификатора при незначительной избыточности кода. Этот метод
обладает наибольшей простотой, использует наиболее короткие коды и
лучше обеспечивает однозначность определения каждого объекта
классификации. Кроме того, он обеспечивает наиболее простое
присвоение кодов новым объектам, появляющимся в процессе ведения
классификатора. Каждому новому объекту присваивается следующий по
порядку номер.

Существенным недостатком порядкового метода кодирования является
отсутствие в коде какой-либо конкретной информации о свойствах
объекта, а также сложность машинной обработки информации при
получении итогов по группе объектов классификации с одинаковыми
признаками. Этот метод кодирования не обеспечивает возможности
размещения вновь появившихся объектов классификации в необходимом
месте классификатора, так как резервные коды располагаются в конце
ряда. По этим причинам порядковый метод кодирования чаще всего
применяется в сочетании с другими методами кодирования.

Серийно-порядковый метод кодирования – это такой метод, при котором
кодами служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий
этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
Серийно-порядковый метод кодирования целесообразно применять для
объектов, имеющих два соподчиненных признака. В каждой серии, кроме
кодов имеющихся объектов классификации, предусматривается
определенное количество кодов для резерва. Резерв кодов располагается
в середине или в конце серии. Это является большим преимуществом
данного метода по сравнению с порядковым методом кодирования. Данный
метод кодирования обладает всеми преимуществами и недостатками
порядкового метода кодирования.

Последовательный метод кодирования – это такой метод, при котором код
объекта классификации и (или) классификационной группировки
образуется с использованием кодов последовательно расположенных
подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе
классификации. В этом случае код нижестоящей группировки образуется
путем добавления соответствующего количества разрядов к коду
вышестоящей группировки. Последовательный метод кодирования чаще
всего используется при иерархическом методе классификации.

Преимуществами последовательного метода кодирования являются
логичность построения кода и большая емкость. Вместе с тем он
обладает всеми недостатками, присущими иерархическому методу
классификации, а также ограниченными возможностями идентификации
объектов. Использование последовательного метода кодирования связано
с определенными трудностями, обусловленными тем, что в результате
зависимости значений последующих разрядов кода от предыдущих
применять этот код по частям нельзя, группировать объекты по
различным сочетаниям имеющихся признаков сложно, практически
невозможно вносить новые признаки и производить изменения в коде без
коренной перестройки классификатора. Поэтому применять
последовательный метод кодирования целесообразно в тех случаях, когда
набор признаков классификации и их последовательность стабильны в
течение длительного времени.

Параллельный метод кодирования – это метод, при котором код объекта
классификации и (или) классификационной группировки образуется с
использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном
методе классификации.

Параллельный метод кодирования имеет ряд преимуществ. К достоинствам
рассматриваемого метода кодирования относится гибкость структуры
кода, обусловленная блочностью его построения. Метод позволяет
использовать при решении конкретных технико-экономических и
социальных задач коды только тех признаков объектов, которые
необходимы, что дает возможность работать в каждом отдельном случае с
кодами небольшой длины. При этом методе кодирования можно
осуществлять группировку объектов по любому сочетанию признаков.
Параллельный метод кодирования хорошо приспособлен для машинной
обработки информации. По конкретной кодовой комбинации легко указать,
набором каких характеристик описывается рассматриваемый объект. Набор
признаков при необходимости может легко пополняться присоединением
кода нового признака. Это свойство параллельного метода кодирования
особенно важно при решении технико-экономических задач, состав
которых меняется со временем. В утвержденном Госстандартом РФ в
декабре 1995 года Общероссийском классификаторе информации об
общероссийских классификаторах (ОКОК) все общероссийские
классификаторы были распределены на восемь групп в зависимости от
вида информации, на которую они разработаны:

1 – социальная информация;

2 – информация по описанию организации экономики;

3 – информация о продукции, видах экономической деятельности и
оказываемых услугах;

4 – информация о природных и трудовых ресурсах;

5 – информация о финансово-кредитной сфере;

6 – информация об управленческой документации, показателях и единицах
измерения;

7 – информация о стандартах и технологических процессах;

8 – прочие виды технико-экономической и социальной информации.

Общероссийские классификаторы ТЭСИ, кроме основной функции
стандартного языка формализованного описания данных в информационном
обеспечении управления, могут выполнять следующие функции:

– быть самостоятельными массивами справочной информации по основным
объектам народного хозяйства;

– служить системой идентификаторов для обозначения объектов народного
хозяйства;

– быть основой построения структур различного рода информационно-
поисковых систем, баз и банков данных;

– являться средством унификации управленческой документации и технико-
экономических и социальных показателей;

– служить инструментом стандартизации информационного обеспечения
управления.

Как было сказано выше, основной функцией общероссийских
классификаторов ТЭСИ, входящих в состав ЕСКК РФ, является функция
стандартного языка формализованного описания данных. Классификаторы
позволяют преобразовать данные на естественном языке в язык кодов,
лучше приспособленный для обработки информации с помощью средств
вычислительной техники.

1.1. Использование классификаторов ТЭСИ в текущей работе отдела
труда и зар.платы управления «Челябэнерго».
Отдел труда и зар.платы в текущей работе пользуются отраслевым
тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих
электроэнергетики. Он включает характеристики профессий рабочих,
занятых преимущественно на предприятиях электро-энергетической
отрасли. Настоящий Тарифно-квалификационный справочник разработан АО
«ЦОТэнерго» по заданию Министерства топлива и энергетики Российской
Федерации и Российского акционерного общества энергетики и
электрификации «ЕЭС России», согласован с Всероссийским комитетом
«электропрофсоюз», и утвержден Министерством труда и социального
развития РФ (постановление Минтруда России от 12.03.99 №5, приложение
8 ). ТКС содержит два раздела: «Эксплуатация оборудования
электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии» и «Ремонт
оборудования электростанций и сетей», разработанные в целях улучшения
организации, нормирования и стимулирования труда. В ТКС уточнены
тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих в связи с
изменением содержания труда, связанного с научно- техническим
прогрессом, возросшими требованиями к качеству продукции,
квалификации рабочих, их общеобразовательной и специальной подготовке
(Приложение 9).
2.Что представляет собой Общероссийский классификатор
управленческой документации (ОКУД).
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)
является составной частью Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации и охватывает
унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных
к применению в народном хозяйстве. Общероссийский классификатор
управленческой документации разработан взамен Общесоюзного
классификатора управленческой документации (1 89 012) на территории
Российской Федерации. ОКУД предназначен для решения следующих задач:

. регистрации форм документов;
. упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;
. сокращения количества применяемых форм;
. исключения из обращения неунифицированных форм документов;
Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые,
межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые
министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками
унифицированных систем документации (УСД).
Код унифицированной формы документов состоит из семи цифровых десятичных
знаков и контрольного числа (КЧ). В ОКУД принята иерархическая
классификация с тремя ступенями.
Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков:
. блока идентификации;
. блока наименований объекта классификации.

Идентификация унифицированной формы проводится через классификацию.
Структура кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:
XX XX XXX X
Класс форм |
Подкласс форм |
Регистрационный номер | |
Контрольное число |
Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:
09010046 Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд

09 01 004 6
Унифицированная система документации
Пенсионного фонда |
Документация по учету и распределению
средств |
Расчетная ведомость по страховым
взносам в Пенсионный фонд |
Контрольное число |
В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие
признаки классификации: первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность
унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе
документации; третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность
содержания множества форм документов и направленность их использования;
пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы
документа внутри подкласса; восьмой знак - контрольное число.
Блок наименований объекта классификации представляет собой запись
наименования конкретной унифицированной формы документа.
В унифицированной системе отчетно-статистической документации (06
класс) помимо кодового обозначения унифицированной формы документа,
контрольного числа и наименования формы содержатся также "индекс" и
"периодичность" представления в связи с необходимостью обеспечения
преемственности обозначений, сложившихся в органах государственной
статистики.
Коды ОКУД подлежат простановке в унифицированных формах документов.
Классы с 60 по 79 включительно, не приведенные в ОКУД, выделены для
унифицированных систем документации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Регистрацию унифицированных форм документов этих систем осуществляет
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации в установленном им
порядке.
Вновь разработанные унифицированные формы документов, входящие в УСД,
подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем включения их в
ОКУД.
Система ведения ОКУД предусматривает взаимодействие ВНИИКИ
Госстандарта России с организациями (подразделениями) министерств и
ведомств России, ответственных за разработку и утверждение УСД.


3. Табель унифицированных форм документов


В число функций, выполняемых службой ДОУ, входит совершенствование
форм и методов работы с документами, и в рамках этой функции служба ДОУ
занимается совершенствованием форм документов, применяемых в деятельности
учреждений как по составу, и по форме. Реализуется эта функция разработкой
Табеля унифицированных форм документов, применяемых в деятельности
учреждения.
Положения о необходимости разработки Табеля форм документов
содержится в проекте новой Государственной системы документационного
обеспечения управления. Разработка табеля позволяет решить одновременно
несколько задач, это:
- оптимизация состава применямых в организации форм документов и их
закрепление в едином нормативном документе;
- классификация применяемых в деятельности организации форм документов
по функциям и задачам управленческой деятельности (или по структурным
подразделениям);
- унификации состава и форм управленческих документов, сокращение
применяемых форм документов исключение из форм документов дублирующих
показателей;
- унификация и нормативное закрепление процедуры подготовки (или ее
отдельных, наиболее важных этапов) управленческих документов в
организации;
- упорядочение в целом документационного обеспечения организации в целях
повышения эффективности использования компьютерных информационных
технологий и оптимизации документооборота организации.
Опыт показывает, что табель является прекрасным инструментом и
оптимизации, и «инвентаризации» форм документов учреждения именно в
условиях автоматизированной подготовки и обработки документов.
Наряду с оптимизацией состава документов Табель форм документов
одновременно позволяет зафиксировать основные этапы прохождения
документа в организации, тем самым он позволяет оптимизировать и
документооборот учреждения.
В текущей деятельности организации Табель форм документов
выполняет функцию справочника, содержащего в упорядоченном виде
наименования форм документов, используемых в деятельности организации,
и позволяющего оставлять оперативный поиск необходимых форм
документов, а также позволяет осуществлять контроль за деятельностью
исполнителей, исключая возможность появления непредусмотренных форм
документов. В табель включаются документы всех структурных
подразделений учреждения, он является нормативным документом и
утверждается руководителем учреждения. В своей работе я представила
Табель унифицированных форм документов, которые применяются в отделе
кадров управления «Челябэнерго» (см.приложение 1).
Как правило, наряду с разработкой Табеля форм документов
проводится разработка Альбома унифицированных форм документов,
включенных в табель, эта работа является логическим продолжением
табеля и связана с ним на содержательном уровне.
Разработка и последующее ведение табеля и альбома, то есть
внесение в них изменений, контроль за их применением осуществляется
службой ДОУ, которая отвечает за поддержание табеля в актуальном
состоянии. Процедура разработки табеля и альбома форм – это достаточно
трудоемкие процессы, требующие специальных знаний и навыков. Поэтому
многие учреждения привлекают для этого на договорных началах
специализированные организации, занимающиеся совершенствованием ДОУ.
В процессе ведения табель и альбом форм включаются вновь
утвержденные и введенные в действие формы документов, а также формы
документов, включение которых основывается на практической
целесообразности. Формы документов включаются в табель и альбом только
с разрешения руководителя учреждения.
Каждое структурное подразделение учреждения должно иметь
экземпляр Инструкции по делопроизводству, Табеля и Альбома
унифицированных форм документов. Для повседневного использования этих
документов наиболее целесообразной является их электронная форма,
обеспечивающая быстрый доступ к этим документам на любом рабочем
месте, оснащенным персональным компьютером.

4. Что представляет собой Общероссийский классификатор специальностей
по образованию (ОКСО).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию
(далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации
и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в
рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства
Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по
реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на
принятую в международной практике систему учета и статистики в
соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом
изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального
образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской
Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного
комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза
России).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию
разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора
специальностей по образованию
(1 89 094) на территории Российской Федерации (Приложение 6).
ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации
специальностей по образованию и предназначен для использования в
процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех
уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с
охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего
и среднего профессионального образования при решении следующих
задач:
. - регулирования приема и выпуска специалистов;
. - статистического учета приема, выпуска и трудоустройства
специалистов;
. - интеграции системы высшего и среднего профессионального образования
Российской Федерации в международные образовательные структуры;
. - сопоставимости образовательной статистики России и других стран.
Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области
знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего
образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также
специализации. Группа специальностей представляет собой совокупность
специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области,
указанной в наименовании группы. Область знаний (наук) отражает принятую
дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические,
сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации
объектов только в высшем образовании).
Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность
знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и
обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных
задач.
Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и
навыков, ориентированных на применение в локализованной области
профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности. В
качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня
подготовки. Каждый подраздел ОКСО содержит уровневую классификацию
объектов. В подразделе "Специальности среднего профессионального
образования" выделяют следующие уровни классификации:
. - группа специальностей;
. - специальность;
. - специализация.
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов
классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных
признаков объектов.
Структурно описание объекта классификации включает:
. - блок идентификации объекта;
. - блок наименования объекта;
. - блок фасетов классификационных признаков объекта.
Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода
классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного
методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых
десятичных знаков и контрольное число (КЧ).
Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО для
специальностей среднего профессионального образования имеет вид:
ХХ + ХХ + ХХ + 1 + КЧ.
Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом: для
специальностей среднего профессионального образования

1, 2-й знаки - группа специальностей;

3, 4-й знаки - специальность;

5, 6-й знаки - специализация;
При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных
объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного
кода (первых 4 знаков блока идентификации).
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета
и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.
Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области
знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.
Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений
подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие
данного объекта определенной позиции Международной стандартной
классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу
образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.
Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:
Х + ХХ + ХХ.
Признаки распределяют следующим образом:
. - 1-й знак - ступень образования;
. - 2, 3-й знаки - изучаемая область в рамках ступени;
. - 4, 5-й знаки - группа образовательных программ в пределах изучаемой
области.
Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России.
Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном
уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России
в инструктивных материалах для заполнения унифицированных форм отчетно-
статистической документации. Остальные специализации определяются учебными
заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не
отражаются.
Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и
подразделов ОКСО представлены ниже.
Пример кодирования объектов классификации "Среднее профессиональное
образование".
Код 0101 00 1 означает:
01 - естественно-научные специальности - группа специальностей;

0101 - гидрология - специальность;

0101 00 1 - специальность среднего профессионального образования - уровень
подготовки.
Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по
образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с
Госстандартом России.
5. Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов
Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих
и тарифных разрядов предназначено для специалистов органов по труду и
включает дополнительную информацию о диапазонах тарифных разрядов в разделе
"Профессии рабочих". Разработан на основе законодательных и нормативных
актов по состоянию на 8 августа 1995 года.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы
классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации,
подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода
Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и
статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного кла

Новинки рефератов ::

Реферат: Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей (Сельское хозяйство)


Реферат: Крито-микенское искусство (Культурология)


Реферат: Введение в профессию (Психология)


Реферат: Углеводы (Биология)


Реферат: Культурное общение в клубных объединениях (Психология)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Алиментарная анемия (Ботаника)


Реферат: Даосизм (Религия)


Реферат: Проблема искусственного интеллекта (Компьютеры)


Реферат: Бактериальная система секреции белков первого типа (Биология)


Реферат: Шпаргалки по уголовному праву (общая часть) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Расскажите птицы облакам... (Литература)


Реферат: Становление предпринимательства и индивидуальное воспроизводство в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Разработка рекламной программы для страховой компании (Страхование)


Реферат: Одарённые дети в системе воспитания и обучения (Педагогика)


Реферат: Загальне вчення про зобовязання (Право)


Реферат: Анализ финансового состояния предприятия (Финансы)


Реферат: MS SQL server6.5 (Компьютеры)


Реферат: Тальков. "Монолог" (Литература)


Реферат: Новейшая история США (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист