GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Система ценностей современного студента (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Система ценностей современного студента (Социология)



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Одесский национальный политехнический университет

«Кафедра социологии и психологии»



Программа социологического исследования на тему:

«Система ценностей современного студента»



Выполнили:
студенты. гр. АЕ-015
Цицилюк А.В.
Захарченко Н.П.
Зеленков В.В.
Проверила:
Северенюк Т.А.



2003
1. Методологический раздел.

1.1. Проблема исследования.
Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения.
Проблема данного социологического исследования заключается в изучении
системы ценностей современного студента, а так же различия в мировоззрении
студентов разного пола и возраста.

1.2. Объект исследования.
Объектом исследования являются студенты ОНПУ (Одесский национальный
политехнический Университет), ОНУ (Одесский национальный Университет им.
Мечникова), ОФЭК (Одесский финансово-экономический колледж) и Общежития № 4
возрастом 17 и 19 лет. По 7 представителей каждого пола и возраста.

1.3. Предмет исследования.
Предметом исследования является система ценностей современного студента.

1.4. Цель исследования.
Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент
времени, спрогнозировать процесс развития системы ценностей.

1.5.Задача исследования.
Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью
социологического опроса.

1.6. Гипотезы
Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение
о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих
эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза
может быть сформулирована только в результате предварительного анализа
изучаемого объекта.
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются
и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.
1.6.1 Основная гипотеза
По моему мнению, современные представления о системе ценностей студента
содержат ошибки и неточности.
1.6.2 Рабочие гипотезы
а) Более половины студентов поступают в ВУЗ для получения знаний.
б) Каждый третий студент злоупотребляет табакокурением
в) Большая часть студентов не считают свою жизнь полной и насыщенной
г) Каждый четвёртый студент гордиться своей страной и её историей
д) Большая часть студентов смотрят на будущее без особых надежд



1.8. Интерпретация понятий.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону
направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации
жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его
помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае
опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те
стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому
наблюдению.
Анкетирование – форма проведения опроса, когда опрашиваемый сам заполняет
вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно
может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое
время можно опросить значительное число людей.
Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить
параметры и значительные элементы генеральной совокупности.
Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных
объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического
исследования.
Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной
совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения
информации о всей совокупности в целом.

2. Процедурный раздел.

2.1. Принципиальный план исследования

2.1.1. Характер исследования разведывательно–аналитический.
2.1.2. Тип исследования - описательный.
2.1.3. Используемые приемы - статистический сбор данных и анализ

2.2. Процедура, намечаемая в ходе исследования.

1) Определение духовных и материальных ценностей выбранных студентов.

2) Определение взаимосвязи изменения системы ценностей в зависимости от
возраста и пола.


2.3. Методы сбора информации.

а) Основной метод – Опрос в форме анкетирования
б) Вспомогательный метод - интервьюирование.

2.4 Построение выборки исследования

2.4.1. Генеральная совокупность - 100.
2.4.2. Вторичная совокупность -28.
2.4.3. Единица наблюдения - студент.
2.4.4. Единица отбора – студент.
2.4.5. Исследование выборочное, трёхступенчатое (Выборка проходит
по возрасту, полу и социальному положению).
2.4.6. Тип выборки – избирательная.

2.5. Методы анализа информации:

2.5.1. Ручной метод
2.5.2. Корреляционный анализ каждого из компонентов полученной
информации
всего блока факторов.

2.5. Рабочий план исследования. Таб. 1

|№ этапа |Содержание |
| |Разработка программы исследования. |
|1 этап |Определение объекта, предмета, задач |
|Подготовительный. |исследования, рабочих гипотез. |
|2 этап |Проведение исследования. Опрос студентов |
|Анкетирование. |методом анкетирования |
|3 этап |Подготовка и обработка полученных в ходе |
|Обработка материала.|исследования данных. Кодировка закрытых |
| |вопросов. Обработка вручную. |
|4 этап |Изучение и описание полученной информации. |
|Анализ материала. |Интерпретация полученных результатов. |
| |Теоретический анализ. Выводы |



АНКЕТА «Система ценностей современного студента»

Мы, студенты III-курса ИКС, убедительно просим уделить немного внимания
данной анкете и ответить на вопросы, чтобы помочь нашему исследованию.
Просим отвечать искренне и не спеша. Все вопросы подразумевают однозначный
ответ, поэтому отвечать на один вопрос двумя ответами не стоит.

Заранее благодарим!


1) Почему вы решили поступить в ВУЗ ?
а) Для получения знаний
б) Для получения диплома
в) Для общения со сверстниками
г) Необходимость (армия, родители, после школы делать было
нечего…)
2) Как вы относитесь к самому процессу учёбы?
а) Впитываю знания как губка
б) Хорошо учу только то, что может мне пригодиться
в) Учусь нормально, но мог бы и лучше, если было бы желание
г) Теорема З.З.З.З. (Заучил, здал, забухал, забыл)
3) Как вы относитесь к однокурсникам ?
а) Я их обожаю, мне с ними всегда интересно
б) Есть близкий круг друзей, к остальным отношусь равнодушно
в) Они потенциальные конкуренты по моей специальности.
г) Большая часть однокурсников тупые и не достойны получения
диплома
4) Для чего вы учитесь ?
а) Стать высококвалифицированным специалистом
б) Получить знания, стать человеком высокой культуры
в) Для общения со сверстниками
г) Получить отсрочку от службы в армии
5) Считаете ли вы, что работа должна быть интересной ?
а) Обязательно
б) Если хорошо платят, то этот фактор не играет роли
в) Работа есть работа, интерес тут неуместен
г) Затрудняюсь ответить
6) С чем у вас ассоциируется успех?
а) общественным признанием
б) творческой самореализацией
в) наличием достаточного количества денег
г) спокойной жизнью
7) Насколько важен для вас компьютер ?
а) Это неотъемлемая часть моей студенческой жизни
б) Он решает большинство моих проблем, но не более
в) Средство для развлечений
г) Не знаю, как им пользоваться
8) Что вам дают сигареты ?
а) Средство для поддержания разговора
б) Средство для расслабления
в) Средство самовыражения
г) Не курю
9) Что для вас наиболее важно в свободном времени?
а) Время, в которое я освобождён от обязанностей
б) Время, в которое я могу побыть с друзьями
в) Время, когда я могу делать то, что мне захочется
г) Время, в которое я могу делать то же, что и в рабочее время.
10) Что в вашей жизни значит «Музыка» ?
а) Не представляю своё существование без неё
б) Люблю, но и без неё чувствую себя вполне комфортно
в) Равнодушно, но приходится слушать (транспорт, соседи)
г) Предпочитаю тишину
11) Считаете ли свою жизнь полной и эмоционально насыщенной ?
а) Конечно!
б) Жизнь как жизнь
в) Чего-то не хватает для этого.
г) Нет
12) В вашем понимании здоровый образ жизни это:
а) жесткий, рациональный режим дня
б) жизнь с разумными ограничениями, не мешающая реализации
целей и желаний
в) жизнь, в которой из-за здоровья приходиться от многого
отказываться
г) Жизнь без ограничений
13) Каков Ваш идеал?
а) стать богатым, материально независимым человеком
б) стать высококвалифицированным специалистом
в) реализовать свои способности
г) уйти от “мира”, спасти свою душу служением Богу
14) Какие ассоциации приходят к вам при слове «Счастье» ?
а) Высшая форма состояния души, наполненной положительной
энергией
б) Абсолютная гармония души и тела
в) Необитаемый остров с деревянным домиком и с любимым (мой) у
ночного костра
г) Больше денег, больше женщин (мужчин), много машин, мало
проблем и дорогая вилла.
15) Настоящий друг - ?
а) Слушает и сопереживает
б) Хранит тайны
в) Всегда готов помочь
г) Имеет много денег
16) Внутренняя свобода для вас это
а) Свобода от внутренних противоречий
б) Свобода от сомнений
в) Свобода от неуверенности в себе
г) Свобода от общественных норм
17) Чем Вы, как гражданин Украины, могли бы гордиться?
а) Историей страны
б) Природными богатствами страны
в) Культурным наследием
г) Нечем гордиться
18) С каким настроением Вы смотрите в будущее
а) С надеждой и оптимизмом
б) Спокойно, но без особых надежд и иллюзий
в) С тревогой и неуверенностью
г) Со страхом и отчаянием
19) Как вы относитесь к данной анкете ?
а) Шедевр социологического искусства
б) Интересная анкета
в) Анкета как анкета
г) Бесполезно потраченное время


Ваше имя _________________ Пол ______

Ваш возраст________________

|Во-п|Вари-ан|Количество ответов и |Общее |
|рос№|т |Процентное отношение |процентное |
| |ответа | |соотношение |
| | |Муж.17 лет|Жен. 17лет|Муж.19 лет|Жен. 19лет| |
|1 |а) |5 / 70 % |4 / 56 % |3 / 42 % |2 / 29 % |50 % |
| |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |3 / 42 % |25 % |
| |в) |0 / 0 % |2 / 29 % |0 / 0 % |1 / 15 % |11 % |
| |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |2 / 29 % |1 / 15 % |14 % |
|2 |а) |1 / 70 % | 3 / 42|0 / 0 % |3 / 42 % |25 % |
| | | |% | | | |
| |б) |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |28 % |
| |в) | 3 / 42| 1 / 15|3 / 42 % | 1 / 15|28 % |
| | |% |% | |% | |
| |г) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 15 % |1 / 15 % |19 % |
|3 |а) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % |
| |б) |5 / 70 % |5 / 70 % |4 / 56 % |5 / 70 % |66 % |
| |в) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |2 / 29 % |20 % |
| |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % |
|4 |а) |5 / 70 % |4 / 56 % |4 / 56 % |5 / 70 % |66 % |
| |б) |1 / 15 % |2 / 29 % |2 / 29 % |1 / 15 % |20 % |
| |в) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % |
| |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % |
|5 |а) |4 / 56 % |6 / 86 % |3 / 42 % |5 / 70 % |66 % |
| |б) |2 / 29 % |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |20 % |
| |в) |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |4 % |
| |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |1 / 15 % |10 % |
|6 |а) |6 / 86 % |3 / 42 % |1 / 15 % |1 / 15 % |40 % |
| |б) |0 / 0 % |3 / 42 % |0 / 0 % |4 / 56 % |25 % |
| |в) |1 / 15 % |1 / 15 % |6 / 86 % |2 / 29 % |35 % |
| |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
|7 |а) |4 / 56 % |3 / 42 % |5 / 70 % |3 / 42 % |50 % |
| |б) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |3 / 42 % |40 % |
| |в) |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |10 % |
| |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
|8 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |6 % |
| |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |6 % |
| |в) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
| |г) |5 / 70 % |6 / 86 % |7 / 100 % |6 / 86 % |86 % |
|9 |а) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
| |б) |6 / 86 % |5 / 70 % |5 / 70 % |6 / 86 % |79 % |
| |в) |1 / 15 % |2 / 29 % |2 / 29 % |1 / 15 % |21 % |
| |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
|10 |а) |5 / 70 % |6 / 86 % |5 / 70 % |6 / 86 % |79 % |
| |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |7 % |
| |в) |1 / 15 % |0 / 0 % |2 / 29 % |1 / 15 % |14 % |
| |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
|11 |а) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % |
| |б) |6 / 86 % |4 / 56 % |7 / 100 % |3 / 42 % |72 % |
| |в) |0 / 0 % |2 / 29 % |0 / 0 % |3 / 42 % |18 % |
| |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |3 % |
|12 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |1 / 15 % |10 % |
| |б) |4 / 56 % |1 / 15 % |4 / 56 % |1 / 15 % |36 % |
| |в) |1 / 15 % |4 / 56 % |1 / 15 % |4 / 56 % |36 % |
| |г) |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |18 % |
|13 |а) |4 / 56 % |2 / 29 % |5 / 70 % |4 / 56 % |54 % |
| |б) |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |1 / 15 % |18 % |
| |в) |1 / 15 % |4 / 56 % |1 / 15 % |2 / 29 % |28 % |
| |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |
|14 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % |
| |б) |5 / 70 % |6 / 86 % |6 / 86 % |5 / 70 % |79 % |
| |в) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % |
| |г) |1 / 15 % |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % |
|15 |а) |1 / 15 % |6 / 86 % |0 / 0 % |5 / 70 % |43 % |
| |б) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % |
| |в) |5 / 70 % |1 / 15 % |6 / 86 % |1 / 15 % |43 % |
| |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % |
|16 |а) |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |28 % |
| |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |18 % |
| |в) |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |18 % |
| |г) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |2 / 29 % |36 % |
|17 |а) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |3 % |
| |б) |1 / 15 % |2 / 29 % |0 / 0 % |0 / 0 % |10 % |
| |в) |0 / 0 % |0 / 0 % |2 / 29 % |0 / 0 % |7 % |
| |г) |6 / 86 % |5 / 70 % |5 / 70 % |6 / 86 % |80 % |
|18 |а) |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |28 % |
| |б) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |2 / 29 % |36 % |
| |в) |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |18 % |
| |г) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |18 % |
|19 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |3 % |
| |б) |4 / 56 % |4 / 56 % |6 / 86 % |4 / 56 % |64 % |
| |в) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |3 / 42 % |33 % |
| |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % |

Таб 2. Обработка результатов анкетирования



Выводы:

В ходе исследования нам удалось сделать такие выводы.
-Гипотеза о том, что половина студентов поступают в ВУЗ для получения
знаний, оказалась совершенно верной т.к. ровно 50% поступали в ВУЗ именно
по этой причине.
-Гипотеза о том, что каждый третий студент злоупотребляет табакокурением,
оказалась не совсем точной, т.к. 24 из 28 ответили, что они не курят.
-Гипотеза говорящая, что большая часть студентов не считают свою жизнь
полной и эмоционально насыщенной оказалась верной, т.к. с этим согласны 20
из 28 респондентов.
-Гипотеза о том, что каждый четвёртый студент гордиться своей страной
оказалась абсолютно опровергнутой, т.к. 80% опрошенных совсем не гордятся
своей страной.
-Гипотеза о том, что большая часть респондентов смотрит на будущее без
особых надежд оказалась не совсем верной, т.к. мнения опрошенных по этому
вопросу были слишком разнообразны.

Установить, насколько изменяется система ценностей студента за два года
определить не удалось. Это говорит либо о неправильной постановке вопросов,
либо действительно за такой промежуток времени система ценностей не
переносит заметных изменений.



Список используемой литературы:

-Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М.,
1974.

-Тощенко Ж. Г. Социология. Общий курс. 2-ое издание М.-1999г. (512 стр.)

-Сайт AZPS.RU - А.Я. Психология >> Описания психологических тестов.
Методика "Ценностные ориентации" Рокича

-Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. -
М., 1969.

- Фролов С.С. «Социология» : Учебник для высших учебных заведений. - М.:
Высшая школа, 1996.

- Рокич М. «Природа человеческих ценностей», Нью-Йорк, 1973







Реферат на тему: Системы исследования

Содержание



Вопрос 1. Пpименение экспеpтных оценок в исследованиях систем упpавления 3

Вопрос 2. Фактоpы, влияющие на выбоp пpедмета исследования, на конкpетном
объекте конкpетной системы упpавления 9

Вопрос 3. Тpебования, пpедъявляемые к исследовательской гpуппе для
обеспечения эффективности исследования 14

Вопрос 4. Пpедложить нововведения в системе упpавления конкpетной
оpганизацией, pазpаботать гипотезу о влиянии нововведений на эффективность
системы упpавления (на обоснованность пpинимаемых pешений или какие-либо
дpугие зависимые пеpеменные по выбоpу) и пpогpамму социального
экспеpимента, с помощью котоpого можно пpовеpить pеальное влияние
нововведения на выбpанную зависимую пеpеменную в деятельности систем
упpавления 15

Список использованной литературы 21



Вопрос 1. Пpименение экспеpтных оценок в исследованиях систем упpавления

Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-
статистических методов и процедур, направленных на получение от
специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения.
Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в
скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов,
покупателей и т.д.
Экспертные суждения, выраженные в количественной форме и по своему
характеру интерпретируемые как оценочные называются экспертными оценками
(коллективными или индивидуальными). Выявление индивидуальных экспертных
суждений (экспертных оценок) называется экспертным опросом, а совокупность
процедур, необходимых для получения коллективных экспертных суждений,
включая и экспертный опрос - экспертизой.
Обращение к экспертным методам при решении задач управления имеет
место при:
1) анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков;
2) анализе эффективности работы изучаемой организации;
3) формировании однородных групп продукции, выборе базисного изделия
(изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента;
4) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или
отдела главных свойств и ранжирование их по степени значимости для
конечного результата;
5) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или
отдела таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат;
7) определение ориентировочной стоимости научных разработок на стадии
заявки на них со стороны заказчика.
Организация экспертизы.
Для проведения экспертизы создается группа экспертов-организаторов
(или рабочая группа) и группа непосредственных экспертов (или экспертная
группа).
Рабочая группа формирует саму проблему, определяет цель и задачи
экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную
группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки,
анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.
Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы, с определения
цели ее решения, формирования перечня факторов, которые характеризуют
данную проблему. Перечень факторов позволяет примерно определить число и
профиль требуемых для экспертизы специалистов. Точность и надежность
процедуры экспертизы в значительной степени зависит от количества факторов,
подвергаемых оценке. Экспертиза дает наиболее надежные результаты, если
количество факторов колеблется в пределах 10.
Экспертная группа выполняет оценочные операции. При формировании
группы экспертов исходят из профессиональной компетентности специалиста в
данной области, его достаточной эрудированности в смежных областях,
деловитости, объективности, заинтересованности эксперта в участии в работе
в экспертной группе.
При индивидуальном опросе требования к экспертам выше, чем при
групповом опросе, т.к. точность оценки исследуемых факторов существенно
зависит от числа экспертов.
Существуют специальные методы оценки качества экспертов, которые
можно разделить на 5 групп:
1. Эвристические - оценки, назначаемые человеком. Они включают в себя
самооценку, взаимооценку, оценку эксперта рабочей группой.
2. Статистические - оценки, получаемые в результате обработки
суждений экспертов об оцениваемом объекте.
3. Тестовые - оценки, основанные на анализе специальных испытаний
экспертов.
4. Документальные - оценки, основанные на анализе документов
(документальных данных об экспертах).
5. Комбинированные - оценки, полученные с помощью любой совокупности
перечисленных методов.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и
непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей
организаторы экспертизы выбирают методы опроса.
Опрос бывает:
а) индивидуальный;
б) групповой;
в) личный;
г) заочный;
д) устный;
е) письменный.
А) Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два
вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта
умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Условно
можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа,
"вопрос-ответ", "перекрестный допрос" (здесь участвуют несколько, чаще два,
эксперта-организатора). Интервью позволяет нередко получить информацию,
которую трудно получить при анкетном опросе. Но интервью обладает и
недостатками. Здесь возможно сильное влияние интервьюера на ответы
эксперта, мало времени на глубокое обдумывание ответов, много времени
тратится на опрос всего состава экспертов.
В основе большинства экспертных методов лежит анкета (опросный лист),
с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета -
набор вопросов (факторов), каждый из которых логически связан с главной
задачей экспертизы. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для
опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок,
содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. При составлении
анкет используются следующие типы вопросов:
а) открытые и закрытые;
б) прямые и косвенные.
а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в
любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется
закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов
(альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из
вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных
ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких
вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете
о..." или "Ваше мнение по поводу..." и т.д. Косвенные вопросы ставятся в
полубезразличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что... А
как Вы думаете?"
Сравнительную оценку предлагаемых в анкете объектов (факторов) можно
осуществлять несколькими приемами. Экспертам может быть предложено,
например, количественно оценить исследуемые объекты на безразмерной шкале
или в единицах какого-либо конкретного параметра. Иногда используются
методы, в которых экспертам предлагается указать меру ценностей или
различия в ценности анализируемых альтернатив путем их "взвешивания",
например, по 10-ти бальной шкале. Иногда экспертам предлагают дать
вероятностные оценки факторам.
Кроме анкет-вопросников, экспертам должна быть дана пояснительная
записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса объектах
экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению
анкет, в которой приводятся примеры порядка и способа заполнения.
Б) Методы коллективной экспертизы предполагают получение обобщенного
мнения в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой
экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно
отнести:
1. Совещание--метод открытого обсуждения, или как его еще называют
"метод комиссий".
2. Метод "мозговой атаки".
3. Метод "суда".
4. Метод "Дельфи".
"Метод комиссий" предполагает проведение общей дискуссии с целью
выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов. Типичным примером
использования этого метода являются регулярно проводимые конъюнктурные
совещания по основным товарным рынкам. Этот метод имеет существенные
недостатки, т.к. здесь большую роль играют такие психологические факторы,
как мнения авторитетов.
Сущность метода "мозговой атаки" заключается в разделении решения
двух задач: генерирования новых идей и оценки предложенных идей.
Соответственно образуются две разные группы: группа генераторов идей и
группа аналитиков. Правила проведения заседаний по методу "мозговой атаки"
формулируются следующим образом. Необходимо концентрировать внимание
участников на одной, четко сформулированной проблеме, но при этом важно
подхватывать любую идею, даже если ее практическая ценность в данный момент
кажется сомнительной. "Мозговой атакой" руководит ведущий. Сеанс начинается
со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее
решения, а также напоминающего правила заседания; затем он предлагает
начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи. Сеанс
продолжается от 15-20 до 40-45 мин. без перерывов и заканчивается когда
поток предложений иссякает. Время выступления - не более одной-двух минут.
Метод "суда" основан на том, организация работы коллектива экспертов
осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса.
"Подсудимым" является анализируемая проблема. Группа заинтересованных в ее
правильном решении лиц выполняет роль судьи и заседателей. Лидеры,
высказывающие альтернативные точки зрения групп экспертов, находятся на
месте прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное
решение.
Метод "Дельфи" получил свое название от греческого города Дельфи и
мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот
метод, разработанный в американской исследовательской организации РЭНД
Корпорейшн О.Хелмером, Н.Долки, Т.Гордрном, использовался для целей
военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод "Дельфи"
представляет собой ряд последовательно проводимых процедур, направленных на
формирование группового мнения. Для этого метода характерны:
1) анонимность опросов;
2) регулируемая обратная связь, осуществляемая за счет проведения
скольких туров опроса;
3) групповой ответ, получаемый с помощью статистических методов.
В основе метода "Дельфи" лежат следующие предпосылки:
1) поставленные в анкете вопросы должны допускать выражения ответа в
виде числа;
2) эксперты должны располагать достаточной информацией для того,
чтобы дать оценку;
3) ответ на каждый вопрос должен быть обоснован экспертом.
Алгоритм работы экспертов по методу "Дельфи":
- формулировка задачи;
- выявление мнения каждого эксперта;
- выявление преобладающего мнения;
- выявление крайних суждений;
- формулирование принципиальных расхождений между экспертами;
- исследование причин расхождений во мнениях;
- доведение до всех экспертов, участвующих в экспертизе, результатов,
выданных каждым экспертом, и результатов обработки мнений;
- анализ каждым экспертом указанных выше результатов и переоценка
своего первоначального мнения (или сохранение его);
- выявление преобладающего мнения.
Обычно бывает достаточно двух-четырех раундов, чтобы выработать общее
мнение, которое можно считать достоверным.
Конечная цель экспертизы - начертание картины вероятного будущего:
определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенциальных
опасностей, которых следует избежать.
В) Под личным (очным) методом опроса подразумевается процедура, в
процессе которой организатор осуществляет непосредственный контакт с
экспертом при подготовке ответов на вопросы анкеты.
Г) Заочный опрос обычно осуществляется путем пересылки анкеты
эксперту по почте. Основные преимущества заочного опроса - его простота и
дешевизна. Однако некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать,
и поэтому надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном
опросе.

Вопрос 2. Фактоpы, влияющие на выбоp пpедмета исследования, на конкpетном
объекте конкpетной системы упpавления

Исследования при маркетинговом планировании деятельности
конкретной организации, как в кратко- так и в долгосрочном плане
являются одной из важных составляющих деятельности фирмы. Рассмотрим в
данном случае выбор такого предмета исследования, как рынок сбыта.
Узким местом в деятельности предприятий является обычно сфера
продаж, поэтому в основу планирования кладется идея о развитии рынка.
Первым шагом для составления плана является сбор исходной
информации (вплоть до данных об индивидуальных актах продажи), которая
дает наиболее полное представление о положении на рынке.
Большое значение в последнее время приобретает "прямое"
исследование рынка, иными словами специальные исследования, которые дают
"моментальный снимок" рынка. При этом применение находят количественные и
качественные исследования.
С помощью количественных исследований проводят анализ потребностей,
спроса и сегментов рынка методом выборочной проверки.
Они дают возможность установить, кто является потенциальным
покупателем данного товара и какие факторы влияют на их поведение, то есть
что влияет на принятие решения покупать данный товар или не покупать.
Качественные исследования являются частью исследования мотивов и
мнений. Такие исследования важно проводить при внедрении новых товаров на
рынок. Они позволяют изучить поведение, мнение и представление клиентуры.
Сбытовая психология свидетельствует о том, что во многих случаях
люди покупают товары не в силу какой-то конкретной необходимости, а для
удовлетворения даже им самим не всегда известных, подсознательных, чисто
психологических потребностей.
Данные, которые можно получить с помощью этих исследований крайне
необходимы в сфере сбыта товаров широкого потребления, в которой решающую
роль нередко играют "стайлинг", упаковка, название товара и тому подобное.
Наряду с перечисленными выше применяются также такие методы, как:
- панельный опрос потребителей;
- "рыночные индексы";
- "контроль кладовых";
- "учеты складов торговых фирм".
Крупные фирмы, специализирующиеся на исследованиях рынка, имеют
свои постоянные группы потребителей (panels) и делают опросы регулярно той
же самой группы.
Рассмотрим процесс определения рынка сбыта для конкретной
организации.
Мы рассматриваем предприятие, которое будет заниматься продажей
строительных и отделочных материалов, товаров для дома и товаров народного
потребления.
Это крупное предприятие. Называется ОАО «Строитель».
Основной вид деятельности предприятия: продажа товаров.
Определим примерный ассортимент товаров, которыми будет заниматься
ОАО «Строитель»: ковры и ковровые изделия, лакокрасочная продукция, обои,
линолеум, керамическая плитка, мебель, столярные изделия, товары бытовой
химии, посудо-хозяйственная группа товаров.
Учитывая конкурентоспособную продукцию, которую будет предлагать наше
предприятие, в списке наших клиентов окажется очень много потенциальных
потребителей. Скорее всего, это будут многочисленные предприятия города и
области, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, строительные компании,
которые будут заниматься не только возведением новых жилых и
производственных помещений и зданий, но также реконструкцией существующих.
В качестве потенциальных потребителей можно выделить: «Минстрой Калмыкии»,
«Бинко», «Калмстрой», «ДБС», «Волгоградгражданстрой», «Комплексстрой»,
«Фасадремонт», «РСУ-6» и др.
Мы знаем, что при населении города около 1000000 человек и 2000000-м
населении области зарегистрировано и работает около 30000 малых, средних и
крупных предприятий строительного профиля. В многоквартирных домах
проживает 85% населения города, причем жилой фонд, как введенный в строй за
последние 3 года, так и построенный ранее требует постоянного ремонта,
реконструкции жилого помещения, а также регулярного обновления товаров
хозяйственной группы и постоянного потребления товаров бытовой химии и
посудо-хозяйственной группы. Производственные помещения, цеха, офисы
предприятий также являются сферой применения как первичных строительных
материалов, так и отделочных материалов, причем в последнее время рынок
потребителей ориентирован на использование и применение качественных и
высококачественных строительных и отделочных материалов.
Рынок отделочных материалов и товаров народного потребления нашего
региона можно рассматривать с нескольких сторон. Проводя географическую
сегментацию рынка, следует отметить, что Волгоград – город с населением
более одного миллиона человек и учесть, что около 85% населения живет в
многоквартирных домах, а люди, проживающие в квартирах делают ремонт чаще,
с чем имеющие свой дом. В городе есть большое количество спальных районов,
построенных за последние 20 лет, с большим удельным весом именно
многоквартирных домов. Волгоград имеет выгодное географическое расположение
с точки зрения «прямых» импортных поставок. Следовательно сегментация рынка
благоприятствует дальнейшему развитию предприятий, торгующих строительными,
отделочными материалами и товарами народного потребления.
Касательно демографической сегментации хотелось бы отметить, что
основной спрос на товары будут предъявлять семьи на 1-10 году
существования. В наш регион также направлен основной поток переселенцев из
других стран.
Относительно социально- экономической сегментации рынка наше
предприятие будет иметь достаточно демократический подход к удовлетворению
потребностей потребителя. Ассортимент и цены товаров рассчитаны на
клиентов, выполняющих как дорогостоящий «европейский» ремонт, так и
косметическую отделку помещения.
Рассматривая психографическую сегментацию рынка следует отметить, что
свое свободное время большая часть населения проводит дома и этим
обуславливается желание улучшить интерьер своей квартиры за счет ремонта
качественными материалами.
Деление рынка согласно поведенческой сегментации по таким
характеристикам, как уровень знаний, отношения, характер использования
продукции или реакции на него связано с некоторыми факторами, которые
позволяют рассчитывать на то, что все новаторские разработки в сфере
производства отделочных материалов и товаров народного потребления, которые
применяют европейские партнеры-производители, будут благоприятно приняты
потенциальными покупателями со среднем, среднетехническим и высшим
образованием.
Сбыт - всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую
не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими
разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка
подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание
системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары наверняка
пойдут легко.
Главная цель, которая ставится перед маркетингом, - способствовать
увеличению прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры
выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых
исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения
получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции.
Тот факт, что прибыль в конечном итоге реализуется в сфере обращения,
объясняет пристальное внимание, которое уделяется каждой фирмой организации
и совершенствованию своих сбытовых операций.
Исследование основных форм и методов сбыта направлено на выявление
перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного
потребителя и организацию их розничной продажи на основе всестороннего
анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к использованию
каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, которыми
пользуются конкуренты.
Критериями эффективности выбора в данном случае являются: скорость
товародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продукции.
Считается, что эффективность избираемых фирмой форм и методов распределения
и сбыта тем выше, чем короче период времени, затрачиваемого на доведение
товаров от места производства до места реализации и на их продажу конечному
потребителю; меньше расходы на их организацию; больше объемы реализации и
полученная при этом чистая прибыль. Главная цель состоит в сокращении
суммарной величины сбытовых издержек, которая во многом, если не в
основном, зависит от уровня коммерческой работы и службы сбыта. Если
учесть, что у многих капиталистических предприятий затраты на реализацию и
сбыт продукции достигают примерно 40% общего уровня издержек производства,
то становится очевидным значение этого направления маркетинговых
исследований.
Сбыт через посредников имеет как положительные, так и отрицательные
стороны. С одной стороны, использование посредников приносит выгоду,
поскольку у многих производителей просто не хватит ресурсов для
осуществления прямого маркетинга. Даже если производитель и может позволить
себе создать собственные каналы сбыта, во многих случаях ему удастся
заработать больше, если он направит деньги в свой основной бизнес. Если
производство обеспечивает норму прибыли в 20%, а занятие розничной
торговлей дает только 10%, фирма естественно не захочет сама заниматься
розничной торговлей. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и
размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она могла
бы сделать в одиночку. Также плюсом данной системы сбыта для производителя
является возможность сразу поставлять крупным оптовым фирмам большие партии
товаров. Тем самым отпадает необходимость в создании и финансировании
деятельности собственных каналов сбыта.
С другой стороны, работая через посредников, производитель в какой -
то мере теряет контроль над тем, как и кому продает товар, и, как отмечают
специалисты по маркетингу, не всегда получает от торговых фирм нужную и
достаточно эффективную информацию о положении на рынке и продвижении
товара. Кроме того, чем длиннее путь сбыта, тем больше расходы на
реализацию товара.
Реализация ассортимента товарной продукции нашего предприятия
крупными партиями товаров своим потребителям будет обеспечиваться через
торговые отделы, каждый из которых будет специализироваться на реализации
определенной группы товаров. Кроме того, в структуре предприятия будут
функционировать вспомогательные предприятия: склады, грузовой и легковой
автопарк. Основной отдел – офис – будет координировать работу отделов и
проводить разработки по проектированию, составлению смет расходования
строительных материалов как первичных, так и отделочных, реализуя товарную
продукцию крупным оптом.


Вопрос 3. Тpебования, пpедъявляемые к исследовательской гpуппе для
обеспечения эффективности исследования

Любое исследование представляет собой процесс, в котором помимо
выбранных методов исследования, объекта исследования и др. не менее
важную роль играют состав и компетентность рабочей исследовательской
группы.
Одним из основных требований, которым должна соответствовать
исследовательская группа, является компетентность членов, ее
составляющих. Так в нее должны входить специалисты по непосредственно
исследуемой проблеме, специалисты общего профиля - экономисты, главный
бухгалтер, главный технолог и так далее. Кроме того исследовательская
группа должна привлекать для работы большое количество специалистов со
стороны, особенно тех, кто занимается конкретно исследовательскими
проблемами, статистов и социологов.
Следующее требование - исследовательская группа должна обладать
достаточной мобильностью, чтобы в процессе исследования менять в
соответствии с изменяющейся обстановкой и условиями работы свои
принципы деятельности.
Кроме того, исследовательская группа должна включать в себя
специалистов, которые могут осуществить работу от начала до конца,
т.е. осуществить исследовательский процесс от формулирования проблемы и
постановки целей, до формулирования конечных выводов, включая
составление программы, ее исполнение, сбор и анализ информации.


Вопрос 4. Пpедложить нововведения в системе упpавления конкpетной
оpганизацией, pазpаботать гипотезу о влиянии нововведений на эффективность
системы упpавления (на обоснованность пpинимаемых pешений или какие-либо
дpугие зависимые пеpеменные по выбоpу) и пpогpамму социального
экспеpимента, с помощью котоpого можно пpовеpить pеальное влияние
нововведения на выбpанную зависимую пеpеменную в деятельности систем
упpавления


Исходная структура управления предприятием, нуждающаяся в изменении

Организационная структура предприятия определяется как линейно –
функциональная, с выделением штабных подразделений. В декабре 1997 года
завершен 1 этап ее оптимизации, целью которого было повышение ее
экономичности и эффективности путем укрупнения основных структурных единиц.


Изменения в структуре управления предприятием, проведенные до начала
осуществления описываемого эксперимента

В настоящее время структура управления предприятия максимально
централизована за счет использования бесцехового принципа организации
производства. Основные и вспомогательные цехи преобразованы в корпуса и на
их базе организованы метизное, пружинное, слесарно-монтажное, ремонтно-
инструментальное производство. Это позволило начать формирование на
предприятии четырех стратегических хозяйственных единиц (СХЕ), каждая из
которых будет ориентирована на соответствующий сегмент рынка.
Организационная структура коммерческой службы в настоящее время имеет
ярко выраженный объектно-ориентированный характер. Ее подразделения
сформированы с учетом рыночных характеристик продукции и потребителей.
Выделены подразделения, осуществляющие реализацию высоколиквидной,
низколиквидной продукции, разрабатывающие схемы взаимозачетов,
осуществляющие торговую деятельность и т.п.

Недостатки осуществленных преобразований

Несмотря на ряд предпринятых целенаправленных шагов, направленных на
усовершенствование действий подразделений, входящих в систему реализации
продукции, существуют негативные моменты в их деятельности.
К определяющим факторам, оказывающим влияние на наличие недостаточной
эффективности в работе следует отнести реактивный (запаздывающий) характер
ее деятельности, а также дублирование функций между подразделениями
коммерческих служб-участников существующей системы реализации продукции.

Объект для прилагаемых изменений

Говоря об системе управления на предприятии, нужно сказать о его
многоуровневости. При этом планирование деятельности предприятия включает:
1. на уровне высшего руководства – формулирование общих целей и
стратегических задач, определение основных направлений деятельности,
распределение ресурсов предприятия;
2. на уровне нескольких, связанных общей деятельностью, стратегических
хозяйственных центров – планирование общих затрат, технологий, ресурсов;
3. на уровне отдельного стратегического хозяйственного центра -
осуществление долгосрочной стратегии на определенных рынках сбыта и
планирование мер противодействия конкурентам, определение рыночного
поведения, решение внутрипроизводственных проблем;
4. на уровне конкретных видов продукции и рынков сбыта - планирование
характеристик продукции, цен, маркетинговых мероприятий и т.д.
Соответственно этим уровням определяются полномочия и функции
иерархических организационных уровней управления.
Таким образом, управляющие кадры выполняют как стратегические, так и
оперативные функции.
Можно отметить, что данное управление обеспечивает координацию
действий подразделений для реализации общей цели. В процессе управления
взаимодействуют все ответственные за него, определяется роль каждого из
подразделений в выполнении общих задач предприятия. Таким образом,
согласовываются действия внутри организации, но в то же время налицо
самостоятельность подразделений, выполняющих долгосрочную программу
действий.

Анализ предлагаемых изменений


Орган выполняющий систему преобразований

В целях кардинального изменения создавшегося положения в октябре 1997
года на заводе была создана служба НИОКР в форме подчиненного
непосредственно генеральному директору самостоятельного структурного
подразделения – научно-технического центра (НТЦ). Главными задачами НТЦ
являются:
. инженерно-техническое обеспечение производства на базе технологий 80-
90 годов;
. разработка и внедрение новых техпроцессов;
. внедрение новых изделий.

Постановка проблемы

На основе выбора стратегии роста объемов производства плановая
обеспеченность персоналом (2000 чел.) была достигнута в августе 1997 года.
Остается проблема оптимизации соотношения численности вспомогательного и
управленческого персонала на производствах ив заводоуправлении. Частично
она была разрешена за счет слияния нескольких цехов и подразделений.
Особо необходимо выделить психологические проблемы персонала,
основной из которых следует признать пассивное ожидание благоприятных
перемен в экономике, которые отразятся и на положении предприятия.
Консервативная внутренняя культура, свойственная крупному промышленному
предприятию (неприятие инноваций, иерархическая социальная структура,
моральная неготовность высшего управленческого персонала к делегированию
полномочий и т.п.).

Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Анализ сильных и слабых сторон предприятия показывает, что наиболее
сильными его сторонами являются умение и навыки работников, однако данное
преимущество требует значительных инвестиций в персонал и структуру
организации. Человеческие ресурсы используются еще недостаточно эффективно
– здесь скрыты значительные резервы. Важным конкурентным преимуществом
является потенциал предприятия, что указывает на возможность успешной
реализации стратегии лидерства по издержкам.
Основная угроза предприятию исходит от дефицита информационных и
финансовых ресурсов.

Предлагаемые изменения

С целью более эффективного использования интеллектуальных ресурсов
предприятия, сокращению времени на подготовку производства новых видов
изделий и внедрению технологий, а также устранению коммуникационных
барьеров, необходимо изменить организационную структуру службы главного
инженера. Построить ее по принципу матричной системы с двойным подчинением
инженерно-технических работников начальникам производств и главным
специалистам предприятия. Это придаст больший вес службе НИОКР
сконцентрировав работу ИТЦ только на поиск новых перспективных видов
технологий и товаров, которые обеспечат конкурентные преимущества
предприятию.
Одной из основных проблем на предприятии остается длительная
подготовка производства, нерентабельность малых партий нестандартной
продукции. Решение данных вопросов за счет организации опытных производств
и участков позволит существенно нарастить конкурентные преимущества
предприятия.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации
предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем
состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая
позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Гипотеза о влиянии данного нововведения на эффективность системы
управления

За счет реструктуризации производства можно снизить затраты на
производство основного вида продукции, а затем и отпускную цену на
указанную продукцию с целью увеличения конкурентоспособности и объема
продаж в соседних районах, повысить престиж предприятия как производителя
высококачественной продукции.

Программа социального эксперимента

В качестве социального эксперимента можно предложить систему
анкетирования работников фирмы разных уровней. При этом целью
анкетирования для работников вышестоящих уровней будет проверка гипотезы о
том. Что после проведения предложенных изменений система управления
организацией, а следовательно и сама организация будут работать будет
работать эффективней, а для работников низших уровней акцент ставится на
том, насколько комфортнее будет работать в данной организации



Список использованной литературы

Агапцов С.А. Предпринимательская система хозяйствования. – Волгоград:
Перемена. 1998.
Агафонов С.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.:
Экономика. – 1990.
Азоев Г.А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр
экономики и маркетинга. – 1996.
Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента:
5 факторов успеха.: Пер. с нем. – М.: Интерэскперт. – 1995.
Веилл П. Искусство менеджмента. – М.: новости. – 1993.
Верли Х.П. Маркетинг как стратегический фактор успеха // Проблема теории и
практики управления. – 1992. - № 6. –С. 54.60.
Грюниг Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме //
Проблемы теории и практики управления. – 1993. - № 3. – С. 53-57.
Кинг У., Килайнд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. –
М.: Прогресс. –1992.
Кирсанов К., Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-
технической политики // Российский экономический журнал. – 1995. - № 1. –
С. 47-54.
Латтман Ш. Стратегия и политика предприятия // Проблемы теории и практики
управления. – 1995. - № 5. – С. 92-93.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело. – 1998.




Новинки рефератов ::

Реферат: Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы (Сельское хозяйство)


Реферат: Растения и животные Краснодарского края занесенные в красную книгу (Естествознание)


Реферат: Вычислительная техника (Программирование)


Реферат: Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США (Политология)


Реферат: Расходы бюджета (Финансы)


Реферат: Проблема взаимоотношений родителей и детей (Педагогика)


Реферат: Семья как малая социальная группа (Социология)


Реферат: Бурбоны во Франции (История)


Реферат: Гражданское общество (Политология)


Реферат: Организация грузовой работы (Транспорт)


Реферат: Ораторское искусство древнего Рима (Культурология)


Реферат: Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников (Право)


Реферат: Как становятся политиками (Политология)


Реферат: Прогнозирование развития проблемы перенаселения (Социология)


Реферат: Конституция Европейского Союза (Право)


Реферат: Государство: общая характеристика (Теория государства и права)


Реферат: Влияние контролируемой прокатки на циклическую трещиностойкость низкоуглеродистой стали (Технология)


Реферат: Типологія сюжетних ліній українських та перських народних казок (Литература)


Реферат: Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции (Педагогика)


Реферат: Гражданско-правовая ответственность (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист