GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Лекция по психологии (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Лекция по психологии (Психология)




Предмет и задачи психологической науки

1. Общая характеристика психологии как науки
2. Сравнение житейской и научной психологии
3. Основные отрасли психологии
4. Основные направления психологии
5. Методы исследования в психологии
1. Общая характеристика психологии как науки
В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая
ее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективное
отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для
активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это
высшая форма психики, необходимая для организации общественной и
индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь
психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы
людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и
предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская
психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и
животных) и его психологии.
2. Сравнение научной и житейской психологии
Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская
психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то
житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.
Условием существования человека является определенной сознательное
представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных
психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,
управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают
1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем
института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту
предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния
сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.
Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является
закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие
научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле
исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии
происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С
ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования
связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и
каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они
сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная
психология является системой теоретических (понятийных), методических и
экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.
3. Основные отрасли психологии
Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам
деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек
(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту
деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом
психологического анализа (субъект: человек определенного возраста –
возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,
проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями
(нейропсихология).
4. Основные направления психологии
Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая
психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов,
основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько
сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного –
ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм –
направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет
психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это
совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель
направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон.
Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.
Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному
и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих
случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется
своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма,
конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные
представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие
наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а
как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура
и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть,
а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные
понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет
собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.
Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека –
самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь,
потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне
(основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1)
человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3)
человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная
психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый
процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами
непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной
степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
5. Методы исследования в психологии
Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и
анкетирование.

Эволюционное развитие психики и сознания
1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики
2. Сознательная деятельность человека
3. Психологическая характеристика сознания
4. Возникновение и развитие сознания
5. Сознание и бессознательность
1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики
1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят
от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся
миллионы лет». В настоящее время насчитывают (12 млн. Различных форм
бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов.
Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды
достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная
группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину
нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком
направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса
Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо
быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда
пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за
существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с
человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном
мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории
эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору,
обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития
поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений,
возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых
организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых
организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция
избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к
движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих
реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой
саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших
одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых
автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на
пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том
механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения
называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных
животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных
клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс –
это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с
помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный
рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном
постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних
факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются
условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и
стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует
различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –
комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть
инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на
безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение
биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически
осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных
волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению
эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое
поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям
среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между
различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем
умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.
Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных
сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их
границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется
непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3)
заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы
заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно
опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения
животных.
2. Сознательная деятельность человека
Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они
всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых
сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и
подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать
других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно
определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами
прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется
усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими
поколениями.
3. Психологическая характеристика сознания
Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других
психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек
никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом,
психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя,
познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как
отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию
этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить
их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания,
воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания
такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная
взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный
момент или вовсе не существование в данный момент человек может только
произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е.
передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и
других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют
в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от
всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.
4. Возникновение и развитие сознания
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания
является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная
деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с
другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками
деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть
определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального
сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для
пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,
получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в
начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего
мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему
природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как
отделенный от него и существенно независимый от него. Такая
последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.
5. Сознание и бессознательность
На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.
Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ
действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет
специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он
относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,
в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в
разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К
одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,
описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание
имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно
связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений
проявления бессознательности – представления связанные с восприятием,
памятью и воображением.

Познавательная сфера личности
1. Ощущения
2. Восприятие
3. Память
Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.
1. Ощущения
Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и
животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов
и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они
являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира
доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.
Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –
начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств
(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и
соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным
процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –
основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого
ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного
движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с
закрытыми глазами.



Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои
специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность
– определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния
рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов
чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)
Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ
осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации
раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина
раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная
величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха
min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение
движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).
2. Восприятие
Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма
ощущений не является восприятием - В(О+О+О. Все восприятия можно разделить
на отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую
роль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики
восприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего
мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность
восприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем
абстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется в
течении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянство
воспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5)
Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с
пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственной
основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6)
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с
другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость
восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его
личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различают
восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма –
один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы
требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при
восприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие
времени. Это отражение длительности и последовательности явлений
объективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельности
и установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и
скорости пространственного существования предмета. Восприятие предметов
может быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие
предмета, который в данный момент действует на наши органы чувств.
Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.
3. Память
Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет
представление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего
содержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт и
знания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение или
связывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельного
опосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данный
материал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей.
Классификация видов памяти: 1) по характеру психической активности –
двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память на
чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины и
т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления и
сохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная
(мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3)
в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) в
соответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная,
постпроизвольная.

Психология личности
Личность, ее структура и направленность
1. История развития представлений о личности
2. Структура личности
3. Развитие личности
4. Индивидные свойства личности
1. История развития представлений о личности
По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –
философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском
конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека.
2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности
личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода
включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что
были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.
3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать
кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения
целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных
психических функций.
2. Структура личности
Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий
индивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,
социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)
Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные
предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная
стратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или
словесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд).
3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов
К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент;
б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки;
г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – в
основе этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций.
Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любом
проявлении личности предполагается иерархично-организованная структура
потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).
3. Развитие личности
Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на
каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,
отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:



|Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие |
|периоды | | |
|раннее |ребенок обретает |ребенок не доверяет |
|младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная|
|во (0-1 |взаимной любви и |изоляция, его |
|год) |привязанности, а |отвержение, |
| |также при |игнорирование |
| |удовлетворении всех | |
| |его жизненных | |
| |потребностей и | |
| |потребностей в | |
| |общении | |
|позднее |ребенок обретает |чувство своей |
|младенчест|автономность и |неприспособленности,|
|во (1-3) |уверенность в себе, |сомнение в своих |
| |установление баланса|возможностях, в этот|
| |между чувством |период у ребенка |
| |независимости, |слабо развита речь и|
| |самостоятельности и |присуще желание |
| |с другой стороны |скрыть свою |
| |ограничениями |ущербность |
| |взрослых | |
|раннее |формируется |пассивность, |
|детство |активность, |проявляющаяся в |
|(3-5) |инициативность, |вялости, |
| |живое воображение, |подавленности, |
| |активное изучение |чувство зависти, |
| |окружающего мира, |отсутствие признаков|
| |включение в |полоролевого |
| |полоролевое |поведения |
| |поведение | |
|среднее |чувство долга, |характерно чувство |
|детство |стремление к |собственной |
|(5-14) |достижениям, |неполноценности, |
| |происходит активное |слабые трудовые |
| |усвоение |навыки, избегание |
| |инструментальных и |сложных заданий и |
| |предметных действий |ситуаций |
| | |соревнований, а |
| | |также присуще |
| | |конформность – |
| | |«рабское поведение» |
|половая |формируется |путаница ролей, |
|зрелость, |жизненное |мысли не только о |
|подростнич|самоопределение, |будущем, но и о |
|ество, |выстраиваются планы |прошлом, |
|юность |на будущее, идет |самокопание, |
|(11-20) |активный писк себя и|смещение форм |
| |экспериментирование |полоролевого |
| |в разных ролях, в |поведения, путаница |
| |том числе и в сексе,|в моральных и |
| |четкая половая |мировоззренческих |
| |поляризация в формах|установках, потеря |
| |поведения |трудовой активности |
|ранняя |близость к людям, |одиночество и |
|взрослость|стремление к |изоляция от людей, |
|(20-45) |контактам с людьми, |проявляется в |
| |рождение и |избегании близких и |
| |воспитание детей, |интимных отношений с|
| |любовь и работа, |людьми, |
| |удовлетворенность |неразборчивость в |
| | |отношениях и |
| | |непредсказуемость в |
| | |поведении |
|средняя |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,|
|взрослость|над собой, зрелая, |непродуктивность в |
|(45-60) |полноценная и |работе, ранняя |
| |разнообразная жизнь,|инвалидность, |
| |удовлетворенность |исключительная |
| |семейными |забота о себе, все |
| |отношениями, |прощение себя |
| |родительская | |
| |гордость | |
|поздняя |спокойная оценка |отчаяние, ощущение, |
|взрослость|прошлого, принятие |что жизнь прожита |
|>60 лет |прожитой жизни |зря, бессмысленность|
| |такой, какая она |своего |
| |есть, ощущение |существования, |
| |полноты и полезности|желание прожить |
| |прожитой жизни, |жизнь заново, |
| |примирение с |получить от нее |
| |неизбежным, т.е. |больше чем было, |
| |отсутствие страха |боязнь |
| |смерти |приближающейся |
| | |смерти |


4. Индивидные свойства личности
Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и
приобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенности
человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной
деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки.
Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны с
особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них
есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и
впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности.
Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным
средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности
(2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент –
динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трех
областях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенности
материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент является
природной или динамической основой характера. Характер – это совокупность
устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения и
эмоционального реагирования.

Социально-психологические основы взаимодействие людей
Общение и основы взаимоотношений
1. Определение общения
2. Структура и функции общения
3. Интимные межличностные отношения
1. Определение общения
Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной
деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другого
человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитии
человека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явления
госпитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитие
ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общение
позволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение может
исправлять дефекты неправильного воспитания.
2. Структура и функции общения
Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны
общения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен
информацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает
организацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс
восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе
взаимодействия. Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)
информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)
регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)
аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)
социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности;
б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция
формирования и развития межличностных отношений.
3. Интимные межличностные отношения
Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны на
взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей
друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу на
помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другая
цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цель
может быть рациональной и может быть нравственной.
Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – это
такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного
человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека
другому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между
равными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь –
любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь
наиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологического
плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особого
выделения любимого существа среди других и исключительного отношения к
нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличается
тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому же
по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такая
любовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этом
случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинности
и любви.
Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причины
вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных
отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,
потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.
Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он
проявляется в агрессии.


-----------------------
Виды ощущений

По контакту с раздражителем

По расположению рецептора

Дистантные ощущения

Контактные ощущения

слуховые

зрительные

обонятельные

кинестетические

кожные

вкусовые

органические

Интерацективные - органические

Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)

экстрацептивные

зрительные

слуховые

кожные

обонятельные







Реферат на тему: Лидер в организации

Введение


Принято говорить, что на предприятии есть лидеры и есть управленцы.
Дело в том, что ключевые задачи, мероприятия, сами действия управленцев и
лидеров отличаются друг от друга. Человек может быть прекрасным лидером и
отвратительным менеджером и наоборот. Проблема возникает тогда, когда
организации смешивают эти две роли. Конечно, есть редкие исключения, когда
люди блестяще соединяют в себе и те, и другие качества.
Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и
применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства
современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах
управления организацией и людьми в ней.
Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя
организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства,
поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое лидерство в организации.
2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).
3. Определить. что такое системный подход к управлению организацией,
каковы его признаки.
4. Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к
управлению.
5. Протестировать руководителя организации с целью выявления наличия у
него лидерских качеств.
Предмет исследования – теория лидерства.
Объект исследования – системный подход и роль лидера в организации.
Глава 1. Лидер в организации


Лидерство ( это способность влиять на индивидуумов и группы людей,
чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств,
с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за
собой.[1] Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее
эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?
Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают
определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль,
можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли
бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными
руководителями. Некоторые из этих изученных черт ( это уровень интеллекта
и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в
себе.
Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые
результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к
знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и
социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные
руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод,
что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он
обладает некоторым набором личных свойств”.[2]
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей
руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным
инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению
лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно
поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами
руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.[3]
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли
выявить логического соотношения между личными качествами или поведением
руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает,
что личные качества и поведение не имеют значения для руководства.
Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более
поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую
роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы
включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания,
требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя
информацию.[4]

1.1. Поведенческий подход к лидерству

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в
том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей
руководства. Стиль руководства в контексте управления ( это привычная
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на
них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до
которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые
им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде
всего, о выполнении задачи ( все отражает стиль руководства,
характеризующий данного лидера.[5]
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию
индивидов, целей и задач. Каждый управляющий ( это уникальная личность,
обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно
отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе
классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и
либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на
работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный
руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю
исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.
Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих
подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором
они оперируют. Поэтому позиция автократа такова:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают
работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от
ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать
принуждение, контроль и угрозу наказания.[6]
На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно
больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не
дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей
работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы,
может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого
использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.
Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный
автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных.
Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в
планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать
и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он
простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и
навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые
жестко регламентируют поведение сотрудника. [7]
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от
представлений автократичного руководителя:
1. Труд ( процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не
только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут
использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с
достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а
интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.[8]
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает
такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого
уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и
самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать
свою волю подчиненным.
Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются
высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное
участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении
заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет
подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые
он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за
подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда
работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель
действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей
производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы
группа получала необходимые ей ресурсы.[9]
Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы
потребностями более высокого уровня ( в социальном взаимодействии, успехах
и самовыражении, ( он пытается сделать обязанности подчиненных более
привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в
которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их
работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также
способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать
большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель
вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем,
что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы
обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует
двухстороннее общение и играет направляющую роль.
Можно понять, почему и автократичный подход, и подход с позиций
человеческих отношений завоевали много сторонников. Но сейчас уже ясно, что
и те, и другие сторонники грешили преувеличениями, делая выводы, не вполне
подтверждающиеся фактами. Имеется множество хорошо документированных
ситуаций, где благосклонно-автократичный стиль зарекомендовал себя как
весьма эффективный.
У демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и
недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные
проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие
трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и
более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые
встречали ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем
не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где
удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.[10]
Совершенно очевидно, что соотношение между стилем руководства,
удовлетворенностью и производительностью можно определить только с помощью
длительных и широких эмпирических исследований.

1.2. Ситуационные подходы к эффективному руководству

Выделяется три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими
факторами являются:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают
лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и
привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее
формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3. Должностные полномочия. Это ( объем законной власти, связанной с
должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение,
а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная
организация.[11]
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля
руководства ( это быстрота действия и принятия решения, единство цели и
строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности
производства автократичный стиль изначально является эффективным
инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители
охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет
стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между
руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно
тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку
руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер,
подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в
помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы
говорить, что нужно сделать.[12]
Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, наиболее
эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких
ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное
сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной
ситуации, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В
большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от
них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить
возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком
сосредоточен на задаче, он рискует вызвать антагонизм исполнителей и тем
самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля.
Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя.[13]
Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорей
всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление
заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между
руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы
потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства
может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность
исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что
самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходимость в плотном, строгом
надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.[14]



Глава 2. Системный подход
и роль лидера в организации

Как известно, существует несколько типов организационных структур.
Первый, и наиболее распространенный тип - когда доминируют
вертикальные управленческие связи, есть строгая иерархия подчиненности и
почти вся коммуникативность сводится к доведению до подчиненных указаний и
распоряжений главного управляющего и обратная связь в виде отчетов и
докладов к установленному сроку.
Руководитель в этом случае использует преимущественно законную власть,
а также власть поощрения и наказания. Очевидны недостатки такого
управления, и главный из них - отсутствие творчества и ограничение
инициативы всего коллектива. [15]
Такая структура представляет собой цепочку хорошо отлаженных
механизмов передач с единым рычагом управления. Руководитель, как правило,
использует автократические методы воздействия на весь структурный организм
и, если совершена ошибка на самом верху, она неизбежно умножится в конечном
результате.
Имеет ли право такое управление на существование?
Да, несомненно, особенно в наше тяжелое время экономического кризиса,
когда разрушены старые внешние связи и почти не созданы новые, когда люди
растеряны и часто еще не готовы к адекватным действиям в сложной,
незнакомой и быстроменяющейся обстановке.
Это тот случай, когда стоит одна единственная задача - задача
выживания через болезненный процесс приспособления к новой среде, через
психологическую и профессиональную переподготовку кадров, через наведение
организационного порядка. Люди, как правило, на этом этапе склонны к
сопротивлению изменениям, им легче жить и работать привычными и
апробированными способами.
Задача руководителя - переломить ситуацию, часто ценой принятия
тяжелых решений, особенно кадровых, а также вопросов по оценке труда и
многих других.
Возможен ли успех такого руководителя почти в одиночку?
Да. если он обладает двумя важными талантами. Первый, если он лидер по
натуре и обладает рядом необходимых качеств. Это - уверенность в себе,.
быстрая реакция, желание достигнуть намеченную цель, ориентация на
выполнение поставленной задачи, ответственность за выполнение целей,
решительность.
Второй - обширные и твердые знания, способность их переноса на
подчиненных, ясность мысли и речи.
Он, как бы, "локомотив" всего дела. Очевидно, что таких людей не так
уж и много, способных к подобному напряжению, но они есть, их надо выявлять
и смело, предлагая общее руководство, наделять широкими полномочиями. [16]
При огромном заряде скептицизма в обществе нельзя не признать, что с
каждым годом, все больше и больше предприятий, не только выживших, но и
довольно уверенно стоящих на ногах. Естественно, что в таких организациях
несколько другая задача -повышение эффективности производства и, как
следствие, его управления.
Это тот случай, когда на первый план выходит поиск, новаторство,
генерирование идей всем коллективом, обязательно заинтересованным в
конечном результате.
Наиболее полно таким функциям отвечает матричный тип организационной
структуры или близкий к ней, когда преобладают горизонтальные
управленческие связи на всех этапах производственного цикла, а отчасти и
финансового.
Руководитель в такой организации скорее координатор, нежели "большой
начальник". Люди, как правило, знают, что делать, хотя бы в рамках текущего
месяца, года, способны самостоятельно реагировать на текущие изменения, им
делегированы достаточно большие полномочия. Это саморегулирующаяся система
и все, казалось бы, хорошо. Но есть или может быть один существенный
недостаток - фактор появления самоуспокоенности, возможность упущенной
выгодной инновации и, как следствие, потеря со временем позиции на рынке.
[17]
Одним словом, нужно нечто или некто, мешающее спокойно жить. То есть
необходим человек - эксперт, отслеживающий весь процесс деятельности,
нацеленный на постоянную неудовлетворенность существующим положением дел.
Как правило, он не должен быть загружен текущей работой, например,
подготовкой обязательных отчетных документов. Его задача - анализ.
выявление недостатков, слабых мест и организация всей команды на выработку
взвешенных рекомендаций по изменениям с их предложением затем высшему
руководству.
Это неформальный лидер в коллективе, обладающий властью эксперта,
основанной на личных знаниях, качествах, вызывающих уважение. Ему должны
быть делегированы неограниченные полномочия по сбору информации,
возможность привлекать к своей работе тех или иных специалистов,
естественно, не в ущерб основной деятельности. С некоторым допущением его
можно назвать "серым кардиналом". Такому лидеру должны быть присущи такие
личностные черты, как: оригинальность, целостность, этичное поведение,
творчество, способность привлекать к делу других, популярность,
престижность, общительность, умение в сфере межличностного общения,
тактичность, дипломатичность.
Ясно, что подобная деятельность трудно осязаема, ее результаты нельзя
увидеть сразу, и график работ здесь неуместен. Есть опасность изображения
работы, объяснение своей необходимости, что мы часто видим во многих
учреждениях. Каковы же критерии-оценки в данном случае? Наверное, он один -
в коллегиальном согласии как руководителя, так и подчиненных в важности
поиска. И такая оценка возможна лишь в том случае, если каждый член команды
твердо знает, что рост эффективности предприятия напрямую означает рост его
благосостояния. На каком-то этапе, хотя бы даже в избежании потери рабочих
мест.
Нельзя не отметить, что подобная форма сотрудничества может иметь
место лишь в том случае. если информация об организации внутри ее доступна
каждому работнику, за исключением, может быть, незначительной ее части,
носящей, например, очень специфический или деликатный характер. Особенно
важна открытость в оценках труда, вне зависимости от занимаемой должности.
Малейшее возникновение недоверия друг к другу способно свести на нет всю
мотивацию к успеху.
Стоит ли руководству жалеть денег на подобную работу?
Думается, нет. И более того, она должна поощряться. Ничто не обходится
так дорого для любой организации в условиях рынка, как положение
догоняющего или, того хуже, стоящего на месте.
В заключение следует отметить, что лидерство в той или иной форме
нельзя привнести распоряжением свыше. Лидеров надо или искать или создать
такие условия в организации, которые обязательно выделят таких людей, они
есть. Не исключена даже ротация функций лидера в команде. [18]
Допустим, несомненно, и союз двух форм лидерства. Все зависит от
конкретной ситуации, целей и, конечно, личных черт руководителя.
На различных стадиях организационного развития культура выполняет
разные функции, а потому изменение на каждой стадии происходит по-своему.
На этапе формирования организации культура, как правило, положительно
влияет на рост компании, и поэтому требует совершенствования, конкретизации
и четкого доведения до работников. На стадии среднего возраста организации
культура становится все более разнообразной: в ней формируется множество
субкультур. в этой связи одной из сложнейших стратегических задач лидеров
становится определение нуждающихся в изменении элементов. Впрочем, к этому
времени у лидеров имеется уже гораздо больше рычагов для преобразования
представлений. На стадиях зрелости и упадка культура нередко становится
частично дисфункциональной и может быть изменена при помощи более
интенсивных мер, таких как скандалы и преобразования.
Процесс изменения должен включать в себя некие размораживающие силы,
состоящие из противоречащей информации, создания чувства беспокойства или
вины и ощущения психологической безопасности. Для когнитивного пересмотра -
формирования новых представлений - в размороженной организации также должны
действовать определенные механизмы. Процесс изменения завершается
замораживанием, когда новые культурные представления стабильно используются
для решения проблем или уменьшения чувства тревоги. [19]
Выводов для руководства отсюда можно сделать много. Самое главное:
именно лидеры начинают процесс изменения. Это предполагает ряд различных
функций, которые многими лидерами порой не осознаются. Прежде всего, нужно
найти и предоставить организации противоречащую информацию, что инициирует
процесс изменения. Для создания мотивации к изменению лидер должен вызвать
чувство беспокойства или вины. Что еще важнее, одновременно с этим нужно
найти способ, как обеспечить достаточную психологическую безопасность,
чтобы члены организации согласились с необходимостью преобразований и
начали процесс обучения, который нередко оказывается весьма болезненным.
Современные авторы очень много говорят о важности наличия у лидеров видения
нового состояния организации, а также навыков, необходимых для его
реализации. Думается, такое внимание к видению является отражением той
огромной роли, которую оно играет в выполнении ключевых психологических
функций, а именно, в опровержении старых представлений и создании
достаточной психологической безопасности для обучения новым. видение
необязательно должно быть совершенно четким или законченным. Оно должно
указывать путь и процесс обучения, чтобы убедить членов организации в
потенциальной возможности конструктивных изменений.
Рассмотренные механизмы изменения культуры представлены с точки зрения
лидера. Изменения культуры также происходят вследствие появления новых
людей с опытом и представлениями, отличными от существую щих в разных
частях организации. в целях нашего анализа мы ограничимся лишь наблюдением,
что с течением времени в результате данных изменений в организации
появляются разнообразные субкультуры. важно отметить, что во власти лидеров
стимулировать формирование и разнообразие этих субкультур или, посредством
избирательного продвижения, уменьшать их количество и тем самым определять
единое направление культурной эволюции организации. [20]
Принцип системного мышления основывается на понимании, что все в этом
мире образовано системами, и сам мир вокруг нас также является системой. Мы
сами системы. Взаимодействуя, мы тоже формируем системы: семьи, команды.
При взаимодействии системы семей и команд формируются еще большие системы -
организации, сообщества, национальные культуры. Все системы являются
элементами еще большей системы. Таким образом, системы состоят из групп,
взаимовлияющих друг на друга. Один из принципов системного подхода состоит
в том, что все влияет на все остальное. Когда мы взаимодействуем с другими
людьми, стимулы исходят не только от нас: существуют обратные стимулы,
обратная связь, которую мы получаем от оппонентов. Этот принцип прост для
понимания. Но сложен анализ, построенный на его основе, поскольку в этом
случае мы должны учитывать взаимовлияние всех систем. Необходимо иметь
определенные навыки, чтобы подходить ко всему происходящему системно.
Системный подход направлен на увеличение зрелости и функциональных
способностей каждого члена организации, восстановление связей и
использование потенциала.
Пои внедрении в организацию элементов системного подхода необходимо
учитывать несколько важных переменных величин, характеризующих
взаимоотношения людей.
Первая переменная величина – борьба за то, чтобы быть самими собой, и,
с другой стороны, - борьба за то, чтобы оставаться соединенными и быть
вместе с другими. Поскольку мы созданы для отношений в системе, мы всегда
находимся в состоянии непрекращающегося беспокойства, поскольку разрываемся
между этими противоположными целями. Как нам оставаться самими собой, быть
верными самим себе, когда мы соединены с другими и нас постоянно оценивают?
Для этого есть целый ряд возможностей, которые заложены изначально в
системе семейного воспитания. Поэтому некоторые люди в зрелом возрасте
отличаются большей эффективностью и зрелостью, чем другие. На это в первую
очередь влияет процесс отделения, дифференциации одного поколения от
другого. Например, молодежи необходимо начать отделение от семьи, чтобы
самостоятельно устраивать свою жизнь. Но легкость или сложность подобного
отделения зависит от семейных традиций. Есть семьи, от которых дети
длительное время не могут отойти, у них отсутствует процесс дифференциации.
Семья слишком сильно притягивает их, не дает возможности создать
собственное отдельное существование. Подобные явления характерны не только
для семьи, но и для организаций и целых обществ. Люди или сгуживаются,
становятся слишком близки друг к другу и теряют возможность быть самими
собой, или слишком дистанцируются, вследствие чего утрачивают свои сильные
стороны. Необходимо сохранить баланс – оставаться самим собой и в то же
время быть зависимым.
Вторая переменная величина – явление гомеостаза, стремления системы к
равновесию. С одной стороны, система старается быть устойчивой, неизменной.
С другой стороны – система должна изменять для того, чтобы выжить. При
попытке изменить что-либо на предприятии гомеостаз системы будет нарушен.
На предприятии возникнут силы сопротивления, которые будут пытаться
сохранить неизменность. Это поведение естественно для человеческих
отношений, оно дает иллюзию стабильности. Идея саботажа связана с тем, как
люди системы вокруг нас работают в петлях обратной связи для поддержания
системы в прежнем виде. И это происходит даже тогда, когда кто-то начинает
прилагать усилия, чтобы изменить эту систему.
Третья переменная величина – изменение функционирования в системе. В
обычной жизни мы редко рассматриваем проблемы с точки зрения системного
подхода. Когда что0либо происходит в семье или на работе, мы ищем
виноватого, но, как правило, не рассматриваем случившееся в целом. Мы
замечаем лишь того, кто делает что-либо не так, как мы хотим. Мы занятий
изменением его поведения. Мы преследуем его, а в результате получаем
бесконечную игру в догонялки – мы преследуем и убегаем, а система многими
гениальными способами продолжает сохранять свой баланс.

Новинки рефератов ::

Реферат: А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Генетический анализ при взаимодействии генов (Биология)


Реферат: Биологическая роль аминокислот (Химия)


Реферат: Немного из истории Екатеринбурга (История)


Реферат: Восточный вопрос (История)


Реферат: Социология - наука про общество (Социология)


Реферат: Шпора по товароведению продовольственных товаров. Часть 2 (Товароведение)


Реферат: Достижение Римской Империи (История)


Реферат: Microsoft Exel (Программирование)


Реферат: Билеты по предмету Организация торговли продовольственными и непродовольственными товарами. 1 семестр 2001-го. (Менеджмент)


Реферат: Налогообложение прибыли (Бухгалтерский учет)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)


Реферат: "Необъятные силы" и трагическая участь Печорина (Литература)


Реферат: Византия и Русь (История)


Реферат: Ватикан (География)


Реферат: Акмеизм (Литература : русская)


Реферат: Презумпция невинности (Право)


Реферат: Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы (Сельское хозяйство)


Реферат: Грамматика испанского языка (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист