GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Механизмы защитных реакций (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Механизмы защитных реакций (Психология)



ПЛАН:


стр.
1. Вступление
2
2. Механизмы защиты
3
3. Отрицание
6
4. Список литературы
8



ВСТУПЛЕНИЕ
В настоящее время мы, по-видимому, определили бы задачу анализа
следующим образом: получить максимально полное знание обо всех трех
образованиях, из которых, как мы считаем, состоит психическая личность, и
изучить их отношения между собой и с внешним миром. Иными словами, по
отношению к Я - исследовать его содержание, границы и функции, проследить
историю его зависимости от внешнего мира., Оно и Сверх-Я; по отношению к
Оно - дать описание инстинктов, т. е. содержания Оно, и проследить их
трансформации.
Я как наблюдатель. Это означает, что собственно: полем нашего
наблюдения всегда является Я. Это, так сказать, опосредующее звено, через
которое мы пытаемся обрисовать два других образования.
Ведущим принципом, управляющим психическими процессами, является
принцип удовольствия. Его следующая задача заключается в том, чтобы
исправить то, что было сделано защитой, т. е. обнаружить и восстановить на
своем месте то, что было вытеснено, исправить смещение и поместить то, что
было изолировано, обратно в его истинный контекст. Восстановив разорванные
связи, аналитик вновь переключает свое внимание с анализа Я на анализ Оно.
Таким образом, нас интересует не соблюдение основного правила анализа
ради него самого, а порождаемый им конфликт. Лишь тогда, когда наблюдение
направлено поочередно то на Оно, то на Я, а интерес раздвоен, охватывая обе
стороны находящегося перед нами человека, мы можем говорить о психоанализе,
отличающемся от одностороннего гипнотического метода.
Лишь анализ бессознательных защитных операций Я позволяет нам
реконструировать те изменения, которые претерпели инстинкты.
К девяти способам защиты, которые очень хорошо знакомы на практике и
исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу (регрессия,
вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция,
интроекция, борьба Я с самим собой и обращение), мы должны добавить
десятый, который относится, скорее, к изучению нормы, а не к неврозу:
сублимацию, или смещение инстинктивных целей.)
Насколько нам известно на данный момент, в своих конфликтах с
производными инстинктов и с аффектами Я имеет в своем расположении эти
десять способов. Задачей практикующего аналитика является определить,
насколько они эффективны в процессах сопротивления Я и формирования
симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей.
Сильное негодование по поводу чужих неправильных поступков-
предшествование и замещение чувства вины по отношению к самому себе.
Негодование Я возрастает автоматически, когда близится восприятие его
собственной вины. Эта стадия развития Сверх-Я представляет собой
предварительную фазу нравственности. Истинная нравственность начинается
тогда, когда интенационная критика, теперь включенная в предъявляемую
Сверх-Я норму, совпадает с восприятием собственного проступка со стороны Я.
Начиная с этого момента строгость Сверх-Я обращается вовнутрь, а не наружу,
и человек становится не столь строгим к другим людям. Но, достигнув этой
стадии своего развития, Я должно выдерживать острейшее неудовольствие,
причиняемое самокритикой и чувством вины.

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

Механизмы защиты. От напряжения, испытываемого под воздействием
различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких
защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные
образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.
Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к
действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в
бессознательное, и «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и
поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для
удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.
Отрицание — это попытка не принимать за реальность события,
нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях
«пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их
вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания
Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а
именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей,
которые противоречили моим основным результатам, незамедлительно записывал
это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают
из памяти, чем благоприятные».
Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для
приемлемых мыслей и. действий. Естественно, что эти «оправдательные»
объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные
мотивы.
Реактивные образования — поведение, противопоставляемое желанию;
это явная или неосознанная инверсия желания.
Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и
желаний другому человеку.
Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с
ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по
крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит
как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно
ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок,
играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается:
быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т.
п.
Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или
мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного
эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к
различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут
по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам,
рискованно водят автомобиль и делают еще массу “глупостей”.
Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм,
посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в
различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.
Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд,
творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Таким образом, «механизмы защиты — это способ с помощью которых Эго
защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в
понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов.
Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса.
Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от
неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в
частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию,
фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва
желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы
изоляции и реактивного образования.
Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд,
«чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от Суперэго, расширить
поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло
освоить новую порцию Ид».

ОТРИЦАНИЕ

В своей статье З.Фрейд отмечал, что “Отрицание есть некий способ
принять к сведению вытесненное, собственно — уже некое снятие вытеснения,
однако же никак не принятие вытесненного. Здесь можно видеть, как
интеллектуальная функция отделяется от аффективного процесса. С помощью
отрицания обратимым делается лишь одно из следствий процесса вытеснения,
состоящее в том, что затронутое им обратное содержание не достигает
сознания. Отсюда проистекает род интеллектуального принятия вытесненного,
при том что все существенное по-прежнему остается за вытеснением. Тот же
процесс лежит в основе известного процесса “накликивания”. “Как хорошо, что
так давно у меня не было моих мигреней!” Но на самом деле это - первое
извещение о приступе, приближение которого чувствуют, все еще не желая
верить в него.”
В ходе аналитической работы часто создается другое, очень важное и
довольно удивительное видоизменение той же самой ситуации. Удается и
отрицание преодолеть, и провести полное интеллектуальное принятие
вытесненного — но сам процесс вытеснения тем самым еще не снимается.
Поскольку подтверждение или отрицание мысленного содержания есть задача
интеллектуальной функции сужения, вышеизложенные замечания приводят к
психологическому истоку этой функции. Отрицать нечто в суждении означает, в
сущности, говорить: "Это нечто такое, что я больше всего хотел бы
вытеснить". Осуждение есть интеллектуальный заменитель вытеснения, его
"нет" — клеймо этого последнего, некий удовлетворяющий происхождение
сертификат, вроде "made in Germany". Посредством символа отрицания мышление
освобождается от ограничений, накладываемых вытеснением, и обогащается
содержаниями, без которых оно не может обойтись в своей работе.
Суть функции суждения состоит в том, чтобы принять следующие два
решения: присудить какой-либо вещи то или иное свойство или отказать ей в
нем; и признать за каким-либо представлением существование в реальности или
оспорить его. Свойство, о котором быть вынесено решение, первоначально
могло быть хорошим или дурным, полезным или вредным. В переде на язык
древнейших, оральных инстинктивных импульсов суждение гласит: "Вот это я
хочу съесть, а это вот — выплюнуть", в перенесении на более общий план -
"Вот это я хочу ввести в себя, а это вот — из себя исключить". То есть:
"Это должно быть во мне" или "это должно быть вне меня". Изначальное Я
удовольствия хочет, как я указал в другом месте, интроицировать в себя все
хорошее и отбросить от себя все дурное. Дурное, чуждое для Я, находящееся
вовне, первоначально ему тождественно.
Дальнейший вклад в отчуждение между субъективными и объективными
исходит от другой способности силы мышления. Воспроизведение восприятия в
предоставлении не всегда есть его правдивое повторение; оно может быть
модифицировано теми или иными пропусками, видоизменено слиянием различных
элементов. Проба на реальность должна тогда проконтролировать, насколько
далеко заходят эти искажения. Однако, в качестве предварительного условия
вступления пробы на реальность в действие признается тот факт, что объекты,
которые некогда принесли реальное удовлетворение, ныне утрачены.
Изучение суждения впервые, может быть, позволяет нам увидеть, как
интеллектуальная функция возникает из игры первичных инстинктивных
импульсов. Суждение как процесс есть целесообразное развитие втягивания в Я
и выталкивания из Я, первоначально осуществлявшихся в соответствии с
принципом удовольствия. Его полярность соответствует, как будто,
противоположности двух принятых нами групп влечений. Подтверждение — как
заменитель единения - принадлежит к Эросу, отрицание — наследник
выталкивания — к деструктивному влечению. Всеобщая страсть к отрицанию,
негативизм многих психотиков следует, очевидно, понимать как признак
расслоения влечений за счет оттягивания [из их смесей] либидозных
компонентов. Работа функции суждения, однако, впервые делается возможном
лишь благодаря тому, что создание символа отрицания наделяет мышление какой-
то первой степенью независимости от результатов вытеснения и, вместе с тем,
также и от давления со стороны принципа удовольствия.
В качестве хрестоматийного примера механизма отрицания можно привести
пример из древнегреческой мифологии - Кассандра и ее пророчества.
Наделенная даром провидения Кассандра пытается предупредить свой народ о
предстоящих бедах и невзгодах, которые последуют после войны в Трое. Но ее
пророчества отрицаются, не принимаются, ее объявляют безумной, запирают от
людей.
Это же происходит и в быту, у нас “простых смертных” - с большей
легкостью забываем о необходимости приходить туда, куда не хочется, делать
то, что не хочется. Отказываемся от своих чувств - “Я его не хочу видеть”,
“Я его не люблю - я его терпеть не могу...”



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фрейд А. “Психология “Я” и защитные механизмы” - М., “Педагогика-Пресс”,
1993.
2. Фрейд З. “Отрицание” (в сборнике “Венера в мехах”, Пер.с нем. и франц. -
М., РИК “Культура, 1992.)
3. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. “Общая психотерапия”, Минск, “Навука i
тэхнiка”, 1993.







Реферат на тему: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса

Московский городской педагогический университет.



Реферат.

Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса.



Работу выполнила

студентка 2-го курса

вечернего отделения


Пчельникова Галина Викторовна

Научный руководитель:

Кузина Галина Петровна.



Москва 1998 год.

ВВЕДЕНИЕ.

В советской психологической литературе, начиная со статьи Ф.В.Бассина
«О силе Я и психологической защите», активно обсуждаются те или иные
особенности психологи-ческой защиты. Выделяются защитные процессы и
защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая
защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение,
отрицание, рационализация, проекция, регрессия и д.р.) некоторыми авторами
вводятся другие механизмы защиты ( констрикция, переоценивание, агравация,
дисфорическая защита и д.р.).
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные определения
психологической защиты. Она определяется как:
психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание
последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е. Рожнов);
частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации
или поразившей его болезни (В.М.Банщиков);
способы переработки информации в мозге блокирующие угрожающую
информацию (И.В.Тонконогий);
механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в
случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства,
вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со
стрессом (В.А.Ташлыков);
механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг);
механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик,
В.Д.Вид);
пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной
ситуации (Р.А.Зачепицкий);
динамика системы установок личности в случае конфликта установок
(Ф.В.Бассин);
способы репрезентации искаженного смысла (В.Н.Цапкин).
Можно заметить, что в приведенных определениях психологическая защита
всегда является частью каких-либо других психических феноменов:
деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причем
спецификация этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции
защиты, т.е. извне. Таким образом, психологическая защита не выделяется в
самостоятельный процесс и механизм. В результате если более или менее
понятно, когда и зачем функционирует защита, то что это такое, не
проясняется.
В то же время можно выделить ряд общих моментов, характерных для всех
определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также
цель - снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом и
предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. Здесь можно
отметить, что основная смысловая конструкция всех определений почти
совпадает с психоаналитическим пониманием психологической защиты. Ведь
Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта
и направленный на снижение чувства тревоги, связанного конфликтом. Разница
только в определении того, что стоит за конфликтом.
Как отмечалось выше, спецификация психологической защиты проводится не
по объекту, а по целям и условиям протекания, выделение которых во многом
зависит от исследователя, его теоретических установок и типа практики.
Приписывая определенной психической активности цели защиты, исследователь
воспринимает некоторое поведение, фантазию, сон, творчество как
психологическую защиту.
Выше отмечалось, что основная структура многих определений понятия
психологической защиты близка к психоаналитическому пониманию. Поэтому
интересно проанализировать возникновение и развитие понятия в психоанализе.
В концепции недирективной психотерапии К.Роджерса, являющейся во многих
аспектах антиподом психоанализа, также используется понятие психологической
защиты. Поэтому имеет смысл сопоставить эти столь разные концепции,
использующие одно понятие защиты, но предающие ему различное значение.

Глава 1. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда.
Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе
«Нейропсихология защиты» (1894). Рассмотрим, в контексте какой практической
и научной работы и для решения каких проблем было введено это понятие.
Как известно, исторические и логические истоки психоанализа лежат в
совместной работе З.Фрейда и И.Брейера по изучению природы истерии и ее
лечения. Ее результаты были изложены авторами в работе «Этюды об истерии»,
основой для которой явилось открытие И.Брейером смысла невротических
симптомов. Оказалось, что истерический симптом ведет свое происхождение не
из неизвестных источников анатомической и физиологической природы, как это
полагало прежнее научное воззрение, но из имеющих высокую эффективную
ценность психических переживаний, которые были амнезированы. На основе
этого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. К.Г.Юнг
следующим образом излагает ее: «...травма создает некоторое раздражение, от
которого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, в
случае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чего
происходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергия
раздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причем
они при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область.
«Терапия имела своей задачей, согласно этому воззрению (речь идет о истерии
З.Фрейда и И.Брейера), разрядить задержанное раздражение, т.е. в известной
мере высвободить конверсированные суммы аффектов из симптомов. Эта терапия
носила поэтому подходящее название «очистительной», или катарсической, и ее
целью было вызвать отводную реакцию вщемленных аффектов».
В этой концепции отношение между симптомом и сознанием сводится к тому,
что симптом может существовать лишь в том случае, если в сознании он
замещает некоторые задержанные и амнезированные аффективные переживания. И
стоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделать
сознательными как симптом исчезает. Отсюда и вытекает особая процедура
лечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента, когда
у того произошла замена содержания сознания симптомом, должен вернуть в
сознание то, что было из него изъято вследствие невозможности
отреагирования; возвращенное в сознание содержание делает существование
симптома невозможным.
Важно подчеркнуть, что терапевтическая практика излечения истерии в
гипнозе была определяющей по отношению к теоретическим построениям,
дававшим естественнонаучное объяснение полученным феноменам. Затруднения в
практике, а именно ненадежность результатов лечения гипнозом, как известно,
вынудили Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса. В то же время
теоретические конструкции вполне удовлетворяли Фрейда и поиск новой
практики он вел в рамках старой теоретической модели.
Изыскивая новый метод достижения катарсиса, т.е. перевода травмирующих
переживаний из бессознательного в сознание и отреагирование их, З.Фрейд
обратился к технике «настаивания» И.Бернгейма. Эта техника «делала
возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанном
сомнамбулизме. Когда он их (пациентов) спрашивал относительно пережитого в
сомнамбулическом состоянии, они действительно сначала утверждали, что
ничего не знают, но, когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверял
их, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали.
Таким путем, без применения гипноза удавалось узнать от больного все то,
что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными
сценами и ставшимися от них симптомами». Ядро этой техники - настроение -
стало одним из краеугольных камней психоанализа, что определило
директивность и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента.
Применяя эту технику, З.Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое
оказали пациенты попыткам врача «бессознательные воспоминания привести в
сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а
именно сопротивление больного». Именно на этой идее сопротивления Фрейд
построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил,
что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе
феноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы,
которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание,
в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие
патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс
вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием
сопротивления». Можно заметить, что введенные Фрейдом представления
позволили ему осмыслить и объяснить, апеллируя к устройству психики
человека, собственную психотерапевтическую практику. В этом смысле они
являлись психотехническими схемами (средствами), которые затем трактовались
как теоретические представления о самом объекте - психике человека.
Действительно, Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое
уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально
вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация
психологической защиты произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда
«Страх», в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений
(сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения,
сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) он
выделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др.
Вводя понятие вытеснения на основе феноменов сопротивления, которые
проявляются «здесь и теперь» в ситуации взаимодействия врача и пациента,
З.Фрейд определил эмпирическую реальность (все, что происходит при
психоаналитической коммуникации, включая и аутокоммуникацию случая анализа
терапевтом самого себя), на основе которой водились основные понятия
клинического психоанализа (перенос, вытеснение и др.). Однако события в
этой реальности понимались таким образом, что все происходящее в общении
было представлено как внутрипсихические явления, например конфликт не между
врачом и пациентом, а между сознательным и бессознательным, сопротивление
не психоаналитику, а осознанию, не эмоциональный контакт, а перенесение.
Все события рассматриваются не в пространстве общения, а в проекции на
плоскость психики.
Почему З.Фрейд представил конфликт и в целом взаимодействие пациента с
врачом как взаимодействие разных сил внутри самой психики пациента?
Вероятно потому, что он был не только врачом, но и ученым, ориентированным
естественнонаучно, который стремится понять природу изучаемого объекта
(психики). Но еще и потому, что он хотел действовать не традиционно, а как
«инженер», т.е. строить свои действия, опираясь на научные знания о психике
человека. Именно поэтому все знания, полученные в психотерапевтической
практике на психотехнической схеме, З.Фрейд начинает трактовать как знания
о самой психике, ее природе и устройстве. В результате психотехническая
схема, в основе которой лежат конфликт в общении, сопротивление,
преодоление сопротивления для осознания и от реагирования бессознательного
материала, постепенно стала рассматриваться как представление самой
психики, как ее теоретическая модель. Критерием правильности такой схемы
становится не ее эффективность в плане лечения, а истинность теоретического
построения (теории психики), внутренняя согласованность описания объекта,
возможность понять процессы и механизмы, действующие в психике, и т.д.
Поскольку психику Фрейд изначально рассматривал в аспекте
взаимодействия сознания и бессознательного, то понятие вытеснения,
объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает
пространственное отношение двух различных сфер психики. На основе понятия
вытеснения он выделяет особую сферу в бессознательном - вытесненное
бессознательное, остальная часть бессознательного получила название
подсознательного. Таким образом, на основе психотехнической схемы была
сформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из трех
систем: сознание, бессознательное, предсознательное.
В ней бессознательное и сознание, по определению, находятся в
конфликте. Защита реализует взаимоотношения в этом конфликте. Сознание
воздействует на бессознательное посредством вытеснения, что является
защитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательное
воздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующих
вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении и
сознании (рационализация, проекция, изоляция и др.). Чтобы эта модель была
прогностической (предсказывала поведение и реакции пациента), необходимо
было, следуя логике научно-инженерного мышления, жёстко зафиксировать
бессознательное, т.е. представить психику как работающий механизм.
Если бы З.Фрейд перенёс в модель внутрипсихического конфликта всё
многообразие сил, действующих во внешнем конфликте (человек - культура,
врач - пациент), с которыми он сталкивался в процессе психоаналитической
практики, то на такой модели невозможно было бы ввести процессы и
механизмы, которые определяли бы её функционирование как объекта со своей
структурой, энергией, механизмами. Только сведя всё многообразие сил,
исходящих из бессознательного к либидо и противоположных им - к цензуре,
З.Фрейд смог чётко ввести понятие защитного механизма и описать действие
конкретных механизмов защиты.
Таким образом, в теоретической конструкции понятие защиты обозначает
определённую функцию в структуре психики. С объективацией теоретической
конструкции защита начинает пониматься и как естественный (реально
работающий в психике) механизм. Но необходимо учитывать что эти механизмы
имеют право на существование только в рамках породившей их
психоаналитической практики и теоретической конструкции.



Глава 2. Понятие психологической защиты в концепции К.Роджерса.
По типу формирования концепция К.Роджерса аналогична психоанализу
З.Фрейда. Оба начинали практикующими психотерапевтами, решали проблемы,
возникающие не в науке, а в практике. Эти проблемы привели к формированию
оригинальных терапевтических практик, которые вскрыли целые пласты
эмпирических фактов и знаний. Для объяснения наблюдаемых феноменов в
психотерапии оба построили оригинальные теоретические концепции. К.Роджерс
так пишет о формировании своей концепции: «Раньше всего была создана
наиболее тесно связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее основательно
доказанная теория психотерапии и изменения личности, которая была
сконструирована, чтобы упорядочить известные феномены терапии».
Если по типу формирования концепция К.Роджерса аналогична концепции
З.Фрейда, то по содержанию они во многих аспектах противоположны. К.Роджерс
как учёный формировался в рамках гуманитарной парадигмы под влиянием
американского философа Дж.Дьюи. Это определили его ценностную ориентацию в
практике психотерапии, выражающуюся в том, что «врач входит в тесный
личностный контакт со своим пациентом, отнесясь к нему не как учёный к
объекту исследования, не как врач, устанавливающий диагноз и назначающий
лечение, а как человек к человеку». К.Роджерс - создатель недирективной,
или центрированной на клиенте психотерапии, при которой врач, вступающий в
глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а
«клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем
путём активизации творческого начала своего Я. В психотерапии К.Роджерса
отвергается позиция психотерапевта как абсолютного авторитета, единственно
активной стороны во взаимодействии, каковой она является в психоанализе.
Различия в ценностных позициях К.Роджерса и З.Фрейда привели к различным
схемам построения практики психотерапии.
В недирективной психотерапии усилия терапевта направлены на
установление эмпатического взаимодействия, которое полностью исключает
возможность конфликта между клиентом и терапевтом. «Основная функция
терапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить свою
защищённость и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства и
конфликты. Таким образом, терапевт пытается создать атмосферу, в которой
клиент чувствует себя безусловно принятым, понятым и оцененным как
личность». Это говорит об отсутствии конфликта между терапевтом и клиентом.
По теории Роджерса, при эмпатическом контакте клиенту становится
доступным так называемый несимволизируемый опыт его внутренней жизни. С
помощью терапевта и чувства эмпатии к самому себе клиент получает
возможность сознательно действовать с этим опытом, принять его. При этом
предполагается отсутствие всякого сопротивления со стороны клиента, что
достигается отношением эмпатии. Наличие сопротивления при контакте говорило
бы о недостаточной степени чувства эмпатии и служило бы препятствием началу
процесса психотерапии.
Таким образом, внедирективной психотерапии терапевт стремится так
изменить смысловую структуру ситуации, чтобы клиент имел возможность
символизации и проработки своего опыта. На встрече с психологами в МГУ
осенью 1986 года К.Роджерс акцентировал внимание на том, что воздействие
терапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента, как в
психоанализе, а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы она
соответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента,
который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия с
терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по Роджерсу,
является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а
вовсе не защитой в процессе осознания.
На основе психотехнической схемы недирективной психотерапии К.Роджерс
строит теоретическую концепцию личности человека, основными концептуальными
составляющими которой являются:
организм;
феноменальное поле, которое есть все количество жизненного опыта;
Самость, которая является дифференцированной частью феноменального поля и
состоит из модели сознательных ощущений и оценок Я или «моё».
Принципиальным в теории К.Роджерса является также понятие конгруэнтности
(соответствия) Самости и Опыта, которое задаёт функциональный аспект в
модели личности.
Для анализа понятия защиты в модели личности К.Роджерса используется
упрощённый её вариант, фиксирующий соотношения Самости и Опыта.



Неконгруэнтность Самости и Опыта приводит к тому, что «опыт, не
совместимый с представлением индивида о себе, имеет тенденцию не
допускаться к осознанию, каков бы ни был его социальный статус». В
ситуации, «когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт
этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если
значимый новый опыт демонстрирует противоречие столь ясно, что оно должно
быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость
дезорганизуется этим противоречием и неассимилируемым опытом». В этом
случае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита:
«Защита есть поведенческий ответ организма на угрозу цель которого
поддержать нынешнюю структуру Самости».
Как было показано выше, психотерапевтическая практика К.Роджерса
ориентируется не на выявление и анализ конфликта личности, а на создание
условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. В
теоретическую конструкцию К.Роджерс не вводит понятие конфликта, а
эмпирический факт существования конфликтов и тревожности интерпретирует
иначе: как неконгруэнтность Самости и опыта. Психологическая защита
выполняет функцию поддержания целостности Самости и является источником
неконгруэнтности. Понятие Опыта превращает конфликтную позицию в материал
для работы человека с самим собой. Встав на точку зрения человека,
К.Роджерс помогает ему справиться с угрозой, переосмыслить ситуацию, уйдя
от конфликта и связанных с ним проблем.
И так, теоретическая объяснительная конструкция К.Роджерса акцентирует
не конфликт, а работу клиента над ситуацией или самим собой. В
недирективной психотерапии психотерапевт создаёт ситуацию полной
безопасности, безусловного принятия личности клиента, что приводит к снятию
защиты и ассимиляции опыта в структуре Самости. «При некоторых условиях,
включающих главным образом полное отсутствие всякой опасности для структуры
Самости, Опыты, с ней не согласующиеся, могут восприниматься и проверяться,
а структура Самости изменяться, чтобы усвоить и включить подобные опыты».
Необходимо признать, что реальный конфликт в сознании человека в этой
теории объясняется достаточно формально. По сути, в теоретической
конструкции К.Роджерса, и это естественно, нет средств для анализа
конфликтов и связанных с ними различных форм защитного поведения. Напротив,
у З.Фрейда объяснительная конструкция представляет широкие возможности для
описания конфликтов, так как она проецирует внешний конфликт на внутреннее
строение психики. Различие в этих теоретических конструкциях сказывается на
психотерапевтических стратегиях З.Фрейда и К.Роджерса. З.Фрейд предлагает
человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К.Роджерс
- в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание
ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой
человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а
во втором - как друг и союзник.

Заключение.

Рассмотренный материал показал, что в основе понятия психологической
защиты лежит особым образом осмысленная психотерапевтическая практика. Её
особенность в том, что внешний конфликт человека с другими, а так же
конфликт пациента и врача служат основанием для полагания в психике сил,
находящихся в конфликте друг с другом, и соответствующих механизмов
психологической защиты. В тех же случаях, когда исходят из противоположных
установок (эмпатия и др.), понятие защиты становится эпифеноменом. В лучшем
случае можно говорить о поведении личности, имеющем внешние черты
психологической защиты. Всё выше сказанное позволяет утверждать, что
деятельность самого исследователя не может быть исключена из описания
феноменов психологической защиты.

Список использованной литературы:

1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии.,
1969 №2 с.118-126.
2.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и
К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.
3.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи
1990, с.6-24.
4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989, с.456.
5. Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М.
Просвещение, 1990, с.425-439.
Содержание:


Введение....................................................................
.стр.3

Глава 1. Понятие психологической защиты в
концепции З.Фрейда..................................................стр.5

Глава 2. Понятие психологической защиты в
концепции К.Роджерса..............................................стр.11

Заключение.................................................................с
тр.15

Список использованной литературы.......................стр.16







Новинки рефератов ::

Реферат: Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (Компьютеры)


Реферат: Стрекозы (Биология)


Реферат: Френсис Бэкон (Доклад) (Исторические личности)


Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рим первых царей: власть и социальное управление (Теория государства и права)


Реферат: Российские композиторы (Музыка)


Реферат: Теории социального порядка (Социология)


Реферат: Возведение земляного полотна (Технология)


Реферат: Лекции по химии (Химия)


Реферат: Большой Сфинкс в Гизе (Искусство и культура)


Реферат: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (Педагогика)


Реферат: Управление конфликтами (Управление)


Реферат: Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова (Исторические личности)


Реферат: Как сделать свою речь убедительной: советы российских и зарубежных специалистов (Риторика)


Реферат: Частная школа и новые методы образования (Педагогика)


Реферат: Схема вызова всех служб города Кургана (Технология)


Реферат: Учет кредитов и займов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Тибетская Книга Мертвых (Религия)


Реферат: Таможенное право Российской Федерации (Таможенная система)


Реферат: Культура управленческого труда в сфере гостеприимства (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист